Проектная деятельность с дошкольниками
Развиваем любознательность, инициативность, самостоятельность
Краткосрочный проект в старшей группе
«Загадочная планета Земля. Планета в опасности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Загадочная планета Земля. Планета в опасности" | 28.54 КБ |
kartoteka_eksperimentov.docx | 186.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект в старшей группе
«Загадочная планета Земля. Планета в опасности».
Автор проекта: воспитатель Полюх Нина Владимировна
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: воспитатель, дети 5-6 лет, родители, педагоги
Место реализации: МБДОУ г. Иркутска детский сад №127 «Берёзка»
Сроки реализации: 1.09. – 31.10.
Объект исследования: вода, земля, воздух, огонь.
Цель проекта:
- Создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами наблюдения и экспериментально-исследовательской деятельности.
- Развитие наблюдательности, умения анализировать, сравнивать и обобщать;
- Формирование умений видеть проблему и самостоятельно находить пути ее решения.
- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
- Подведение детей к пониманию того, что человек является частью живой природы.
Задачи проекта:
- Дать расширенное представление о природных явлениях окружающего мира.
- Расширить представление детей о физических свойствах окружающего мира.
- Познакомить со свойствами различных веществ. ( прозрачность, твердость, сыпучесть, мягкость, растворимость и т.д.)
- Развивать представление детей о факторах окружающей среды .
- Расширить представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- Формировать у детей умения и навыки взаимодействия с природными объектами.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Воспитывать любознательность, активность.
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы
для решения познавательных задач;
- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать
предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту
проверку и делать адекватные выводы.
- Формировать знания о профессиях.
- Воспитывать заботливое, бережное и осознанное отношение к природе.
- Формировать знания о взаимосвязи «человек-природа».
Принципы построения проекта:
- Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.
- Принцип последовательности.
- Принцип наглядности.
- Принцип системности.
- Принцип сотрудничества и сотворчества.
- Принцип учета возрастных особенностей детей.
Ожидаемые результаты проектной деятельности:
Дети:
- У детей появляется расширенное представление об окружающем его мире, о роли природных стихий в жизни человека.
- На основе приобретенных знаний формирование у старших дошкольников таких качеств, как реалистичное понимание явлений природы, любознательность, умение и стремление наблюдать, мыслить логически, бережно и внимательно относиться ко всему живому.
- Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
- Пополнение словарного запаса новыми понятиями, активизация речи детей.
- Формирование навыков проведения опытов и соблюдение правил безопасности.
- Применение полученных знаний для безопасности жизнедеятельности.
- Формирование знаний о влиянии и последствиях деятельности человека в природе.
Родители:
- Активные и заинтересованные участники проекта и педагогического процесса в ДОО;
- Ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.
Воспитатель:
-повышает профессиональный уровень.
Актуальность проекта:
Дошкольный возраст-это возраст, когда каждый ребенок исследователь и экспериментатор. Все новое для него - открытие. Поэтому в как в младшем дошкольном возрасте, так и в старшем, очень важным считаю поддерживать детскую инициативу в процессе познавательного развития.
Познавательно-исследовательская деятельность, эксперименты и опыты, как специально-организованная деятельность способствует созданию реального представления ребенком целостной картины мира, и закладывает в нем основы культурного познания окружающего мира. Дети стремятся к активному взаимодействию с окружающей средой, познают мир через игру, труд, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками, и конечно проявляют живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментам. Немаловажно, что творчество в процессе экспериментирования часто предполагает под собой создание новых проявления способностей ребенка. Непосредственный контакт ребенка с различными материалами, предметами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждает любознательность, желание узнавать еще больше, обогащает новыми яркими образами окружающего мира. В процессе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В современном обществе существует мнение, что основной подготовкой детей к школе считается как можно раньше научить их читать, считать, и если получится , писать. Но задача образовательной деятельности детей в детском саду не сводится только к приобретению детьми тех знаний и учебных умений, которые предусмотрены школьной программой. Очень важно развить у дошкольников внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, формировать умение делать открытия и удивляться им. Исходя из этого, задачей воспитателя является активная помощь в этом. Как можно привить ребенку любовь к природе и окружающему миру? Очевидно, что путем применения практических навыков и знаний о них.
Хочется отметить значение проекта с элементарными экспериментами. Несомненно, развиваются познавательные интересы ребенка, однако важным является и тот фактор, что в этот период происходит интеграция всех областей знаний, т.е. через объединение различных областей знаний у ребенка формируется целостное видение картины окружающего мира. Немаловажен тот факт, что участвуя в проектной деятельности, дети объединяются в подгруппы, занимаются коллективно, что в свою очередь развивает коммуникативные и нравственные качества.
Очень важным считаю то, что климатические условия и погодные изменения, связанные со сменой времен года, позволяют реализовать данный проект более масштабно. В процессе реализации проекта мы с детьми сможем проводить наблюдение на улице. В нашем случае процесс осуществления проекта приходится на сентябрь - октябрь. Дети смогут самостоятельно практическим путем узнавать новое о воде, воздухе, земле и огне, таким образом, удовлетворяя свои познавательные потребности.
В нашей группе создан уголок природы, где все дети имеют возможность наблюдать за растениями, а также применять приобретенные трудовые навыки по уходу за растениями. Каждый год дети имеют возможность самостоятельно высаживать семена, ухаживать за появившимися растениями, наблюдать и делать выводы о взаимосвязи процессов в природе в проекте « Огород на подоконнике».
Исходя из вышесказанного, хочется сделать вывод, что данный экспериментально-исследовательский проект является необходимым, как один из факторов для познавательного развития дошкольников старшей группы.
Условия реализации проекта:
- подготовить предметно-пространственную развивающую среду в соответствие с тематикой проекта;
-создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;
- поддерживать детскую инициативу;
- тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- в ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- развивать творческое воображение и фантазию детей.
-творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- привлечение родителей к совместному с детьми поиску картинок, фотографий, загадок и стихов о воде, воздухе, земле и огне.
Содержание данного проект позволит охватить все направления развития детей, которые в данном случае называются образовательными областями. Это пять образовательных областей:
Образовательная область | Способы… |
Социально – коммуникативное развитие | Знакомство с правилами безопасности жизнедеятельности, с профессиями, участие в сюжетно-ролевых играх, участие в проведении опытов, проведение дидактических игр. |
Познавательное развитие | Беседы и обсуждение, наблюдение, просмотр презентаций и иллюстраций, участие в проведении экспериментов. |
Речевое развитие | Чтение художественной литературы, отгадывание загадок, заучивание стихов. Знакомство с новой терминологией. Обогащение словаря детей. |
Художественное - эстетическое развитие | Изобразительная деятельность ( лепка, аппликация, рисование, ручной труд, конструирование. |
Физическое развитие | Проведение подвижных игр и физкультминуток. |
,
Насыщенность проекта даст возможность детям всесторонне рассмотреть данную проблему. И позволит сформировать у дошкольников знания о природе, окружающем мире через практические навыки.
Этапы реализации проекта:
1 Этап. Подготовительный.
- Родительское собрание. Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности. Консультация родителей «Учимся проектировать вместе»
- Оформление уголка для родителей.
- Разработка перспективного плана работы с детьми.
- Разработка перспективного плана взаимодействия с родителями.
- Разработка конспектов НОД с детьми; создание картотеки экспериментов;
-Подбор методической и художественной литературы; подбор презентаций, видео- и мультипликационных фильмов по теме проекта, интернет - ресурсов.
-Подготовка необходимого демонстрационного и раздаточного материала для проведения экспериментов.
- Подборка дидактических и подвижных игр по данной теме.
-Организация предметной развивающей среды в группе.
2 Этап. Основной. (Исследовательский. реализация запланированных мероприятий).
2.1 Ознакомление.
-Беседы, обсуждение, ознакомление. Чтение художественной литературы, заучивание стихов, просмотр презентаций, мультфильмов по темам. Знакомство с профессиями, правилами безопасности, гигиеной.
- Наблюдение (на природе и в группе).
- Игровая деятельность (Дидактические и подвижные игры, сюжетно-ролевые)
2.2 Исследовательская экспериментальная деятельность.
- Экспериментирование (в группе и на природе)
-Выявление проблемы
-Самостоятельный поиск детьми путей решения.
2.3 Творческая деятельность.
-Творческая деятельность (лепка, аппликация, рисование, конструирование, ручной труд).
-Прослушивание музыкальных произведений.
2.4 Взаимодействие с родителями
- Наблюдение в природе с детьми.
- Выполнение творческих заданий:
- изготовление поделок из природного материала.
- придумывание сказки о природном явлении или стихии.
- Организация экскурсии на природу с детьми.
- Фотовыставка « Мы и природа»
3 Этап. Заключительный (презентационный).
- Фотовыставка.
- Выставка творческой деятельности детей.
- Создание альбома наблюдений, картотеки экспериментов, картотеки загадок по темам.
- Создание книги сказок.
-Оформление уголка для родителей
- Итоговая презентация продуктов совместной деятельности. Открытое показательное занятие. (Приглашенные: педагоги, родители).
Перспективный план по взаимодействию с родителями.
Цель проведения мероприятий:
- Ознакомить родителей с целью проекта.
-Привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской деятельности.
-Развивать интерес родителей и формировать активное их участие в тематических мероприятиях группы.
-Способствовать поддержанию теплых взаимоотношений родителей и детей.
-Оказать теоретическую помощь в интересующих вопросах.
-Обогащение педагогических знаний родителей.
Месяц | Название мероприятия |
Сентябрь1-2 неделя |
- фотовыставка «Мы и природа» - выставка поделок из природного материала
|
Сентябрь 3-4 неделя |
|
Октябрь 1-2 неделя |
|
Октябрь 3-4 неделя. |
|
Планируемые результаты перспективного плана проекта с элементами экспериментирования «Загадочная планета Земля. Планета в опасности»
Оформление уголка для родителей.
- ФОТОВЫСТАВКА «МЫ И ПРИРОДА»
- Фотовыставка «Мы на природе» (родители, дети).
- Фотовыставка «Я вижу воздух» (воспитатели, дети).
- Фотовыставка «Лучик солнца в наших руках» (воспитатель, дети, родители).
- Фотовыставка «Я – настоящий исследователь» (воспитатели, дети, родители).
- ВЫСТАВКИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЙ.
- ВЫСТАВКИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ:
- «Вода в природе и в жизни!»
- «Спички это не игрушки!»
- «Земля богатая, Земля-кормилица!»
- СОЗДАНИЕ КАРТОТЕКИ ЭКСПЕРИМЕНТОВ (используемых в реализации проекта) «Загадочная планета Земля»:
- Картотека экспериментов с водой.
- Картотека экспериментов с воздухом.
- Картотека экспериментов с огнем.
- Картотека экспериментов с землей.
- СОЗДАНИЕ ДНЕВНИКА НАБЛЮДЕНИЙ.
- СОЗДАНИЕ СБОРНИКА СКАЗОК О ВОДЕ, ВОЗДУХЕ, ЗЕМЛЕ И ОГНЕ «Загадочная планета Земля»
И в заключении:
«Планета в опасности!» (Дети об экологической проблеме).
«Мы природе поможем!» (Решение экологических проблем глазами наших детей).
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ПО ТЕМЕ « ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ! »
Предварительный просмотр:
Картотека экспериментов с водой
Эксперимент 1 «Какой вода имеет цвет?»
Цель: определить свойства воды: вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы.
Материалы: емкость с холодной водой, мерные стаканчики, чайник с горячей водой, листочки мяты, ложки, вилки, ножи.
Сроки проведения эксперимента: 30 минут
Опыт:
-Возьмите стаканчик с водой, опустите в воду поочередно предметы. Какой предмет находится в стакане? Как вы догадались, и почему? (В стакан опустили вилку, нож, ложку. Их видно, потому что стакан прозрачный и вода прозрачная.)
-Возьмите два стаканчика с водой, посмотрите на нее, понюхайте. Какая в стаканчиках вода? ( прозрачная, без запах.) А теперь потрогайте стаканчики. Что теперь можно сказать о воде? Какая она? Как вы догадались? ( в одном стаканчике вода холодная, в другом - горячая. Мы определили это на ощупь.)
-Опустите в оба стаканчика два одинаковых предмета (например, ложки). Посчитайте до трех, достаньте предметы и скажите, какими они стали и почему? (Ложки стали мокрыми, потому что мы их вынули из воды. Одна ложка холодная, она была в стакане с холодной водой. Другая горячая, т.к. была в стаканчике с горячей водой.)
-Добавьте в оба стаканчика листочки мяты и размешайте ложечкой. Что произошло с водой, и почему? (Вода в стаканчике с холодной водой стала светло - зеленой, а в стаканчике с горячей водой темно-зеленой. Появился запах мяты. В стаканчике с горячей водой запах сильнее.
Выводы:
-Мы видим опущенные в воду предметы. Вода прозрачная.
-В горячей воде опущенные предметы нагрелись. Вода отдает тепло.
-Пар от горячей воды можно наблюдать, от холодной –нет.
- Горячая вода сильнее передает запах и цвет, в сравнении с холодной.
Эксперимент 2 «Испарение воды. Опреснение соленой воды». Цель: На примере опыта с небольшим количеством воды наглядно продемонстрировать принцип круговорота воды в природе; что вода, которая испарилась - пресная. Материалы, условия: соль, питьевая вода, тяжелая керамическая чашка или кружка, кастрюля (достаточно большая, чтобы поместить чашку внутри), пластиковая обертка (полиэтилен), небольшие камни, солнце. Сроки проведения эксперимента: 1 день Опыт:
Результат: Чистая питьевая вода без соли. Выводы: Пары воды образуются внутри кастрюли, когда солнце греет воду, испаряя ее. Полиэтиленовая пленка действует как теплица. Верхняя часть пластиковой пленки намного холоднее, потому что она в контакте с наружным воздухом. Когда влажный воздух внутри поднимается и касается верхней части пластиковой пленки, конденсируется водяной пар и образует капельки воды на нижней поверхности пленки. С течением времени эти капельки воды вокруг полиэтиленовой пленки растут и собираются у центра пленки. Когда капли объединяются, они падают в чашку. В результате эксперимента получаем чистую и свежую питьевую воду без соли! Эксперимент 3 « Как работает фильтр для воды?» Цель: Ознакомить детей с принципом работы фильтра для очистки воды. Материалы: Две прозрачные емкости (одна пустая, другая с водой), краски, кисточка, песок, воронка, бумажные салфетки, марлевая ткань. Сроки выполнения: 15 минут Опыт: В стакан с водой добавить немного краски. На втором( пустом) стакане установить воронку, сверху покрыть марлевой тканью и бумажными салфетками. Медленно переливать окрашенную воду в пустой стакан. Результат: Чистая прозрачная вода Выводы: Все загрязнения застревают в порах ткани , проходя через несколько слоев ткани и бумажных салфеток, тем самым очищая воду. |
Эксперимент 4 « Какую воду любят растения?» Цель: определить влияние тепла и холода на рост растений. Материалы: три блюдца, семена фасоли, емкость с водой, тряпочки. Сроки: 1 неделя. Опыт: -Взять три тряпочки, смочить водой и поместить в них семена.. разложить тряпочки с семенами на три блюдца. -Первое блюдце поместить в прохладное место. -Второе блюдце поместить там, где комнатная температура. -Третье блюдце поместить в тепло (например, на подоконник, где всегда солнечно). (В холодное время года возле батареи). -В течение недели фиксировать наблюдения в таблице. Результат: В первом блюдце семена только набухли. Во втором блюдце семена проклюнулись. В третьем блюдце из семян появились ростки и с листочками. Вывод: Растение растет лучше там, где больше тепла. Соответственно поливать цветы лучше водой, температура которой не должна быть низкой. Эксперимент 5 « Почему растения растут?» или « Будет ли жить растение без воды?» Цель: Выявить, является ли вода необходимым условием для роста растения. Материалы: две плошки с землей, одна плошка без земли. Три растения ( Мы взяли с участка – бархатцы). Емкость с водой ,предметы ухода за растением (стеки, тряпочки , лейка). Сроки: 2 недели. Перед опытом воспитатель задает детям вопрос: Как мы можем помочь этим растениям, чтобы они продолжали расти и радовать нас? Ответы детей обсуждаются и выдвигаются предположения: -Растению нужна земля. Поэтому его нужно посадить в землю. -Растение питается водой. Поэтому его надо поливать. -За растением нужно ухаживать. Поэтому надо рыхлить землю, собирать опавшие листочки, протирать пыль с листочков. Чтобы растение продолжало расти его нужно посадить в землю, поливать водой и ухаживать. Проверим. Опыт: -Одно растение посадить в плошку с землей. Поставить на окошке слева. В течение двух недель своевременно поливать и ухаживать за растением. -Второе растение посадить в плошку с землей. Поставить на окошке справа. Но в течение двух недель только рыхлить землю, но не поливать. -Третье растение поставить в третью плошку без земли. Поставить на окошке в центре. В течение двух недель не поливать и не ухаживать. Все изменения можно зафиксировать в таблице. Результат: Первое растение зеленое, оно растет, появились новые листочки. Второе растение завяло. Третье растение завяло. Вывод: Для первого растения созданы необходимые для роста условия: посадить в землю, поливать и ухаживать. Второе и третье лишили воды, и как следствие они завяли. Вывод: вода – главное условие роста растения. Занимательные опыты Как вытолкнуть воду? Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости. Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв. Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду. Куда делась вода? Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды). Материал: Две мерные одинаковые ёмкости. Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник. В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда). Откуда берётся вода? Цель: Познакомить с процессом конденсации. Материал: Ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка. Взрослый накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара. Вода течет вверх. Материал: Пластиковые стаканчики с водой, обрезанная пластиковая бутылка, бечевка, фломастеры, ножницы, бумажная салфетка. Цель: Показать наглядно как твердые тела( в том числе растения) впитывают жидкость.
Вода в форме... чего? Для детей постарше можно устроить эксперименты с объемом. Вот один из опытов Пиаже: берем две емкости - один узкий высокий стакан, а второй низкий и широкий. Наливаем одинаковое количество воды и спрашиваем у детей, в каком стакане больше? До определенного возраста дети отвечают, что воды больше в высоком стакане - ведь это ВИДНО! Фокус с водой «Дырявый пакет» Материалы: полиэтиленовый пакет, цветные карандаши и вода. Налить воды в пакет примерно до половины пакета. И можно продырявливать пакет с водой. Вода не будет вытекать. Опыт с яйцом и соленой водой. Материал: 3 поллитровые банки, два яйца, соль, вода. Опыт. Возьмите 3 банки: две поллитровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. |
Картотека экспериментов с воздухом Опыт-наблюдение 1 «Почему появляется ветер» Задачи: - познакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, учить устанавливать причинно - следственные связи. Оборудование Полоски бумаги Методические приемы. Предложить детям подуть на полоску бумаги слегка, сильно, умеренно. Вывод: если сильно дуть на полоску бумаги, то движения воздуха будет очень быстрым, получится « ветрище», а если дуть легко - движение воздуха будет слабым, получится « ветерок». Ветер - это движение воздуха. Опыт-наблюдение 2 «Вертушка» Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Материал: Вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка: бумага, ножницы, палочки, гвоздики. Ход опыта: Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки). Взрослый предлагает детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности ее конструкции. Затем организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее. Опыт-наблюдение 3 «Реактивный шарик» Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Материал: Воздушные шары. Ход опыта: Дети с помощью взрослого надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полета. Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону. Взрослый рассказывает детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях. Эксперимент «Парашют» Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Оборудование: Парашют, игрушечные человечки, емкость с песком. Ход опыта: Дети рассматривают парашют, проверяют его в действии. Взрослый предлагает детям опустить игрушечного человечка на парашюте и без него. Дети опускают со стула человечка на пол, а затем — в песок, обращая внимание на вмятину в песке после спуска человечка. Делают вывод о силе удара в обоих случаях. Выясняют, почему с парашютом снижение медленнее, а удар слабее (воздушное давление сдерживает падение); что надо сделать, чтобы парашют снижался медленнее (надо увеличить купол парашюта). Вывод: при увеличении купола сопротивление воздуха парашюту будет большим падение — более медленным; при уменьшении купола сопротивление воздуха парашюту будет меньшим, а падение более быстрым. Занимательные опыты с воздухом
Цель: Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух. Оборудование: 1. Пустая стеклянная банка 1,0 литр. 2. Бумажные салфетки – 2 штуки. 3. Маленький кусочек пластилина. 4. Кастрюля с водой. Опыт: Попробуем опустить в кастрюлю с водой бумажную салфетку. Конечно, она намокла. А теперь при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в кастрюлю с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку. Аккуратно вынимаем ее из воды. Почему же салфетка осталась сухой? Потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Опять таким же образом опускаем банку на дно кастрюли и медленно наклоняем ее. Воздух вылетает из банки пузырем. Вывод: Банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Воздух невидимый. 2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим Цель: Доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух. Оборудование: 1. Прочный прозрачный полиэтиленовый мешок. 2. Мелкие игрушки. Опыт: Наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух. Вывод: Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый. 3. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем. Цель: Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем. Оборудование: 1. Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей. 2. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей. 3. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей. Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека. Вывод: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.
4. Воздух может перемещаться. Цель: Доказать, что невидимый воздух может перемещаться. Оборудование: 1. Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном). 2. Сдутый воздушный шарик. 3. Кастрюля с водой, слегка подкрашенной гуашью. Опыт: Рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. А можно ли его переместить? Как это сделать? Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завяжем шарик ниточкой, можем играть в него. В шарике – воздух, который мы переместили из воронки. Вывод: Воздух может перемещаться. 5. «Кораблик под водой» Оборудование: Тазик с водой банка литровая кораблик из пенопласта с парусом. Цель: показать, что в пустой банке есть воздух. Он не дает воде полностью заполнить банку. Опыт: Опустить на воду кораблик, накрываем его банкой. Опускаем стакан под воду, кораблик под водой, но плавает под стаканом. Вывод: воздух есть даже в пустом стакане. 6. «Есть ли воздух в почве». Цель. Определить , есть ли воздух в почве? Оборудование, земля, вода, емкость. Опыт. В емкость с землей налить воду. В течение некоторого времени на поверхности воды будут появляться пузырьки. Вывод: Пузырьки -это воздух. В почве есть воздух.
|
Для изготовления вертушки понадобится:
- ножницы
- цветная бумага
- карандаш
- палочка
- булавка с головкой
Процесс изготовления вертушки:
1. Возьмите листа цветной бумаги и вырежьте квадрат. Оптимальный размер стороны 20 см. Прочертите 2 диагонали и найдите центр квадрата. Отступите по 1 см. от центра по линиям в сторону каждого из углов, поставьте отметку.
2. Разрежьте квадрат по 4 линиям до отметок.
3. Булавкой с головкой прокалываем дырочку по центру и в левом углу каждой из получившихся частей. Вам нужно, чтобы вертушка свободно вращалась– для этого сделайте отверстие чуть пошире иглы.
4. Проделайте все эти действия с другим листом цветной бумаги, а затем сложите два квадрата вместе.
5. Загните каждую из получившихся частей левым углом к центру так, чтобы дырочка в углу детали совпала с дырочкой в центре.
6. Закрепите полечившуюся вертушку гвоздиком. Прикрепите к деревянной палочке.
Картотека экспериментов с огнём
Эксперимент 1 «Солнце лучик дарит в руки» или «зажигаем огонь с помощью лупы»
Цель: Показать, что с помощью увеличительного стекла можно разжечь огонь.
Условия: Безопасное место, соблюдение правил безопасности.
Материалы и оборудование:
лупа (чем больше, тем лучше – например, лупу диаметром 80 мм);
бумага;
сухие листья, кора и прочий горючий материал;
солнцезащитные очки (желательно).
Ход эксперимента:
Попробуйте подержать лупу над листком бумаги на расстоянии 20-30 см, направив ее так, чтобы лучи солнца собрались в узкий пучок. Через несколько секунд на этом месте на бумаге появиться коричневое пятнышко, пойдет дымок и запахнет горелым. Мы зажгли его! Дайте и детям прожечь дырочку.
!!! ОБЯЗАТЕЛЬНО предупредив перед этим, что лупу нельзя направлять на кожу - можно получить сильный ожог.
Точно так же как бумагу можно поджигать сухие листочки, травинки, сухую кору, тряпочки, деревяшки. Поэкспериментируйте с разными материалами и вы заметите, что трава тлеет, а, например, полиэтилен не горит, а плавится.
А может вам удастся развести лупой настоящий костер? Это дело для взрослых детей или даже для их пап и мам. Тут надо терпение и осторожность. Соберите горкой на листе бумаги сухую труху: мелкие кусочки коры, опилки, табак от сигарет тоже подойдет. И подожгите эту кучку лупой. Когда пойдет дымок, надо осторожно раздувая тлеющую труху высыпать ее в предварительно скомканный лист бумаги и продолжить раздувать. Лучше, если это делать в консервной банке - создается тяга. При достаточной сноровке вам удастся получить настоящее пламя.
Вывод: огонь можно зажечь при помощи лупы.
Эксперимент 2 «Сильнее ветер – больше пламя»
Цель:
Наглядно продемонстрировать зависимость размера пламени от силы ветра.
Материалы и оборудование:
Бумага, спички, металлический небольшой тазик, крышка (диаметр тазика).
Условие: Безопасное место, соблюдение правил безопасности.
Ход Эксперимента:
1 часть. На безопасном месте, в тазик положить (небольшое количество) скомканную бумагу, сухую траву. Зажечь. Далее направить поток воздуха на огонь (Дуть или с помощью веера). Обратить внимание детей, что чем сильнее поток воздуха, тем больше разгорается пламя.
2 часть.
Взять крышку и накрыть тазик полностью. Что произойдет? Огонь очень быстро начнет погасать.
3 часть.
Взять небольшой кусочек скомканной бумаги и поджечь. Сильно дунуть на него очень сильно. В результате он потухнет.
Вывод:
1.Чем сильнее сила направленного воздуха (ветра), тем быстрее и сильнее разгорается огонь.
2.Отсутствие ветра снижает скорость распространения огня.
3. Сильный и резкий поток воздуха потушит небольшое пламя.
Наблюдение «Что останется после огня?»
Цель: Продемонстрировать, что происходит с разными предметами (бумага, дерево, стекло, полиэтилен( кусочек пакетика), пластмасса(пуговица), гвоздь) в результате горения.
Материалы и оборудование:
Металлический тазик, бумага, спички, сухие щепки, кусочек стекла, гвоздь, кусочек полиэтиленового пакета, пуговица, пинцет.
Условие: безопасное место, соблюдение правил безопасности.
Ход эксперимента:
В металлический таз положить небольшое количество скомканной бумаги. Поджечь. И поочередно добавлять и наблюдать, что происходит: бумага - сгорает, щепки - горят, кусочек стекла - не изменяется; гвоздь - не изменяется; кусочек полиэтиленового пакета – расплавился; пуговица - начинает плавиться.
Вывод: После горения бумаги и дерева остается пепел, пластмасса и полиэтилен - расплавлены, стекло не горит, железо – не горит
Картотека экспериментов с землей
Опыт - наблюдение 1
Сколько слоев почвы у оврага? Что содержится в слое почвы?
Оборудование: лопатка.
Подготовка: сделать срез лопатой, чтобы были видны все слои почвы.
♦ Сколько слоев почвы у оврага? Какие? (Снизу камни, потом песок с глиной и верхний плодородный слой почвы.)
Полить водой.
- Как вода проникает через слои почвы? (Плодородный слой почвы легко пропускает воду, глина с песком — плохо, так как в глине нет воздуха.)
- Какая растительность преобладает в овраге? (Цветы и Кривы.)
Опыт-наблюдение 2:
Цель: рассмотреть верхний плодородный слой почвы.
♦ Что содержится в данном слое почвы? (Перегнившие остатки растений, их корни, останки животных.)
Ребята, чтобы овраги не увеличивались, люди нашли способ укреплять почву. Для этого нужно по склону оврага посадить деревья. Корни у них длинные, проникают далеко в глубь и помогают удерживать почву от вымывания дождевыми потоками. А глинистая часть почвы благоприятна для корней деревьев, так как удерживает дольше влагу, и дерево может напиться.
Опыт-наблюдение 3
Как изменяется состояние почвы в зависимости от погодных условий.
Цель:
Выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.
Задача:
способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность
Ход:
В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), светло-коричневая. Воспитатель поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой, склеивается в комочки, от холодной воды почва стала холоднее)
Вывод: изменения погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
Опыт наблюдение 4
Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить»
Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая). Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило). В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения на клумбе. После полива: пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная). А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить).
В группе эксперимент 1
«Могут ли животные жить в земле?»
Цель:
-Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (Воздух, вода, органические остатки).
-Выяснить, что нужно животным для жизни (воздух для дыхания, влага), есть ли в почве воздух, влага, питание.
Оборудование:
-Почва, спиртовка, металлическая тарелка, стекло или зеркало; ёмкость с водой.
Ход:
Дети выполняют следующие действия: погружают почву в воду (наблюдают выделение пузырьков воздуха); нагревают почву в тарелке над спиртовкой, держа над почвой охлаждённое стекло (на нём появляются капельки воды); нагревают почву (по запаху выясняют наличие органических остатков).
Вывод: животные могут жить в земле, потому что в ней есть воздух для дыхания, питание и влага.
Эксперимент 2 Посадка лука.
Оборудование:
Прозрачная емкость для рассады (3 шт.), земля, головки репчатого лука, вода комнатной температуры, палочки для рыхления.
Сроки: 2 недели.
Условия: 1.свет, вода, тепло.
2.вод, тепло, нет света.
3.Свет, вода, но холодное место.
Цель: Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука, развивать наблюдательность, умения замечать изменения в росте растения, его корневой системе, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся. Учить сравнивать причину и следствия.
Правильно строить свои суждения и выводы, закрепить умение отражать наблюдение в рисунке. В дневнике наблюдений.
Ход: В течение двух недель поливать и ухаживать.
Через 1 неделю зарисовка в дневнике наблюдений
Через 2 недели- итоговая зарисовка в дневнике наблюдений.
Вывод: Разный уход влечет разный результат. От правильного ухода зависит количество и качество урожая.
Провести эксперимент с комнатными цветами, один из цветов лишить влаги. Понаблюдать.