Опыт работы
Мой опыт работы на тему: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доброе утро, уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию мой опыт работы на тему: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность.
Сегодня перед дошкольным образованием поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения. Одним из направлений становления и развития коммуникативной компетентности детей является использование театрально-игровой технологии в детском саду.
Речевое развитие в дошкольном образовательном учреждении включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря детей, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, интонационной культуры речи, знакомство с детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы. В современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение и эта тенденция постоянно растет. Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, я убедилась, что словарный запас весьма ограничен. Недостаточная сформированность связной речи проявляется как в диалогах, так и в монологах, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи. Содержание, предлагаемое программой, детьми трудно усваивается. Это происходит потому, что у детей неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, раздражительность, снижен интерес к окружающему, моторика отличается недостаточной координацией. Размышляя над вопросом о повышении уровня речевого развития детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Потому что именно театрализованная деятельность это один из эффективных способов воздействия на детей для более успешного преодоления имеющихся нарушений.
Теоретическое обоснование.
Театрализованная деятельность оказывает серьезное влияние на развитие личности ребенка. Изучением данного вопроса занимались известные педагоги и психологи. По мнению известного психолога А.Н. Леонтьева, играя роль, ребенок может не только представить, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. По мнению автора Т.И. Петровой, театр - это проверка мышления, памяти, речи, внимания, коммуникативных навыков. В работе «Театрализованные игры в детском саду» авторы Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. отмечают, что в процессе театрализованной деятельности происходит развитие личности ребенка, а именно:
- расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
- развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи;
- совершенствуется моторика, координация;
- развивается эмоционально - волевая сфера.
Участие в театральных играх доставляет детям радость, вызывает интерес, увлекает их. Театр - это синтетический вид искусства, соединяющий в себе слово, образ, музыку. Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель – создание условий, способствующих речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием театрализованной деятельности.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- Развить устойчивый интерес и положительное отношение к театрально-игровой деятельности.
- Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами, игрушками.
3. Обогащать словарь детей, активизировать его.
4. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
5. Осуществлять взаимодействие с родителями с целью совместной творческой деятельности.
Выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, на которые я опиралась для решения поставленных задач:
1. Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
2. Принцип наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
3. Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
4. Принцип интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
5.Принцип дифференцированного подхода - эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности.
6. Принцип учета гендерного развития детей – учитывая данный принцип можно подобрать костюмы, атрибуты, сказки и книжки по половому признаку, т.е. для мальчиков и девочек.
При организации театрализованной деятельности я использую следующие формы и методы:
- Совместная организованная театрализованная деятельность взрослых и детей.
- Самостоятельная театрально – художественная деятельность, театрализованные игры.
3. Мини-игры, мини-сценки в ходе иной непосредственно-образовательной деятельности.
4. Посещение театров.
5. Просмотр кукольных спектаклей, беседы по ним, игры – драматизации, этюды, театрализованные праздники.
Для обеспечения совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе была создана пространственная предметно – развивающая среда. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. В уголке театрализованной деятельности представлены ширма для показа, костюмерная, где хранятся костюмы и атрибуты к театрам, художественная литература и дидактические игры. Совместно с родителями мы постарались создать различные виды театров, которые и предлагаем вашему вниманию.
Сейчас познакомлю коллег и друзей
С творческой выставкой моей.
Различные виды театров здесь расположены -
Всё то, что по возрасту детям положено.
Чтобы всем нам поиграть
И представление показать,
Дорогие бабушки
Нам связали варежки.
Героев на пальчики мы надеваем,
Лучшие роли себе выбираем,
Вместе с друзьями в театр мы играем
И удовольствие получаем!
Театр Би Ба Бо – так чудесно!
Играем сказки интересно!
На руку кукол надеваем,
И все герои оживают.
А вот и конусный театр –
Любимец многих из ребят.
Удобно на столе поставить
И сказку новую представить.
Под маскою друга так сложно узнать,
Но так интересно роли играть.
Поможет показать любую сказку
Традиционный театр-маска.
Театром на тарелочках
Мы увлеклись недавно.
Полюбился в группе он,
Используем исправно.
И с шагающим театром
Познакомились ребята.
Это чудо интересно
И для пальчиков полезно!
Старинный наш фланелеграф –
Из моды не выходит.
И в ситуации любой
Этот театр подходит!
Обращаю Ваше внимание
На лэпбук с интересным названием.
Страну «Театралию» мы открываем,
Различные сказки мы изучаем,
Задания сложные выполняем -
Вместе учимся и играем.
Это всё нам поможет артистами стать
И дальше по жизни с театром шагать!
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей. «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» В.А. Сухомлинский.
В своей работе я использую разные формы сотрудничества с семьей: родительские собрания, консультации, тематические вечера, открытые мероприятия.
Результат.
Результатом проводимой мной работы явилась положительная динамика в речевой деятельности детей. Первичное обследование показало, что у детей активный словарь беден, затрудняются в словообразовании, затрудняются в пересказе знакомых сказок, не может сочинить сюжет сказки, не умеют пользоваться мимикой, жестами. Первоначальные результаты обследования:
Сформирован – 0%
В стадии формирования – 5 человек 40%
Не сформирован – 7 человек 60%
Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению. Я пришла к выводу, что театрализованная деятельность стимулирует активную речь ребенка. В театрализованной деятельности формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Результаты обследования детей на конец года:
Сформирован 8 человек 68%
В стадии формирования 4 человека 32%
Не сформирован 0 человек %
Результатом нашей работы следует отметить и то, что ребята принимают активное участие в мероприятиях и праздниках детского сада, а так же учреждениях города, таких как «Нерехтский КЦСОН», МУ «Межпоселенческая библиотека им. М. Я. Диева», Нерехтский краеведческий музей. За организацию и проведение театрализованных постановок, проведенные в учреждениях социума мы были неоднократно награждены грамотами, дипломами и благодарственными письмами.
Для наших ребят стало уже традиционным участие в региональном Фестивале – конкурсе «Вифлеемская звезда», где ребята демонстрируют свои творческие способности в таких номинациях как «Художественное слово» и «Театральное искусство» и получают за это призовые места. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Перспектива.
Перспективу я вижу в продолжение дальнейшей работы по данной теме; изучении, обобщении и применении на практике новых методик, ознакомлении с опытом работы других педагогов – практиков, а так же в возможности использования театрализованной деятельности в кружковой работе. Планирую и дальше продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли и осуществлять выход детей в детские сады и организации нашего города.
Спасибо за внимание. Желаю Вам профессиональных и творческих успехов.
Список литературы:
1.Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр»: для детей 5-7 лет.
Методическое пособие. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2012.
2. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.
4. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
5. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий /Под ред. О. С. Ушаковой. – М.
6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи: Учеб. –Метод. Пособие. – М.: Соц. – полит. Журн.,1994.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» комбинированного вида муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области Опыт работы «Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Титова Олена Олеговна воспитатель I квалификационной категории
Актуальность создание системы мероприятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР через организацию совместной творческой театральной деятельности, увлекательной и поучительной, основанной на игре, свободных проявлениях.
В работах психологов и педагогов посвящённых выявлению возможностей развития речи детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Т.И. Петрова, Б.М . Теплов, Д.В . Менджерицкая , Л.В . Артёмова, Е.Л. Трусова, Р.И. Жуковская, Н.С Карпинская и др.
Цель: создание условий способствующих речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием театрализованной деятельности Задачи: Развить устойчивый интерес и положительное отношение к театрально-игровой деятельности ; Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами, игрушками; Обогащать словарь детей, активизировать его ; Совершенствовать диалогическую и монологическую речь; Осуществить взаимодействие с родителями с целью совместной творческой деятельностью.
Принципы: Последовательности Наглядности Деятельности Интеграции Дифференцированного подхода Принцип учета гендерного развития детей
Формы и методы Совместная т еатрализованная деятельность в зрослых и детей Самостоятельная т еатрально –художественная деятельность Мини – игры, м ини - сценки Посещение театров Театрализованные и гры - спектакли Театрализованная и гра на праздниках, развлечениях Театрализованное занятие Театрализованные праздники Просмотр кукольных спектаклей, беседы Игры – драматизации, этюды
Развивающая предметно –пространственная среда:
На варежке Виды театров, используемых в работе: Пальчиковый
Би – ба - бо Конусный Виды театров, используемых в работе:
Костюмированный – масочный Виды театров, используемых в работе: Театр на тарелках
Шагающий театр – топотушки Виды театров, используемых в работе: На фланелеграфе
Работа с родителями: Родительские собрания Консультации Тематические вечера О ткрытые мероприятия
Результативность:
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность , в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения : учить играя.