Технологии в ДОУ
Применение технологий позволяет интегрированным методом развивать познавательные и творческие способности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология проектной деятельности | 45.98 КБ |
Технология формирования основ безопасности жизнедеятельности | 58.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №12
Технология проектной деятельности
(Веракса Н.Е., Веракса А.Н.)
Воспитатель: Гутовская В.А.
г. Красногорск
Одной из самых актуальных проблем в современной педагогике остается проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности. Исследования психологов доказывают, что в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования этих качеств личности, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Воспитание самостоятельности - неотъемлемое требование сегодняшней реальности, и предполагающее формирование целеустремленности, независимости, широты взглядов, мышления, гибкости ума и поступков, предприимчивости и трезвого анализа происходящего в жизни явления и ситуации.
В условиях введения ФГОС современному дошкольному образованию требуются методы организации образовательной деятельности, которые помогали бы воспитывать инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Именно в старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен регулировать свое поведение в соответствии с необходимостью. С переходом к школьному обучению характер самостоятельности меняется: ребенок должен самостоятельно ориентироваться в ситуации, мыслить самостоятельно, высказывать свою точку зрения.
В своей работе я использую разнообразные формы и методы. Одним из самых эффективных, на мой взгляд, является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, планировать свою деятельность, проявлять инициативу и самостоятельность.
Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Педагогу важно так организовать детскую деятельность, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – маленький исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет узнать его как можно лучше. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития.
Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Преимущества проектной деятельности:
- является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать
- свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
- повышает качество образовательного процесса;
- служит развитию критического и творческого мышления.
- способствует повышению компетентности педагогов.
Таким образом, использование технологии проектной деятельности является актуальной и позволяет создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.
Основной целью технологии проектной деятельности: развитие свободной творческой личности ребенка.
Задачи:
- создать условия для реализации разных проектов, которые отражают решение той или иной проблемы;
- обучать разным способам находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности;
- формировать самостоятельность, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста;
- способствовать повышению самооценки ребенка;
- создать эмоционально благоприятную психологическую обстановку, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности;
- помочь детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе и поэтому лучше усвоить материал любой сложности;
- способствовать подготовке дошкольников к важнейшим социальным ролям, которые дети смогут «примерить» на себя на занятиях, дать возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях;
- развивать у дошкольников способность активной сознательной мыслительной работы.
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Система применения технологии проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе
Технология проектной деятельности предполагает:
- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельную деятельность воспитанника;
- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
- использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Последовательность работы педагога над проектом:
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляет план? схему проведения проекта;
- собирает информацию, материал;
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
- даёт домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Первый этап – «выбор темы»
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности.
Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.
Второй этап – реализация проекта
Задача воспитателя - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.
Третий этап – презентация
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт,
имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
Четвёртый этап – рефлексия
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающей - организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
Виды проектов:
Творческие
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника. («Концерт для мам», спектакль для малышей)
Исследовательские
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок. («Детские книги», «Наш веселый огород», «Природа нашего края»)
Игровые
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи. («Веселая Масленица», «Добрый доктор Айболит»)
Информационные
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы к праздникам «С Днём Победы»,
«Почта Деда Мороза» и т.п.)
Методика работы с детьми дошкольного возраста по организации проектной деятельности полно и планомерно раскрыта в пособии Вераксы Н.Е., Вераксы А.Н. «Проектная деятельность дошкольников», которую мы используем в своей работе в нашем детском саду. В процессе происходит обмен впечатлениями, оформление результатов, презентации. Эта технология помогла заинтересовать и погрузить в процесс нашей совместной работы большое количество родителей. Слияние трёх факторов «Дети-педагоги-родители» намного улучшили значение и результативность наших проектов.
Вот несколько примеров проектов, которые мы провели в нашей группе.
Перспективное планирование по технологии проектной деятельности в ДОУ за 2020-2023 годы.
Год реализации проекта | Название проекта | Название итоговых мероприятий проекта |
2020 год | «Адаптация в детском саду» | Презентация «Работа с родителями. Правила детского сада» |
2020 год | «Безопасность детей в современном мире» | Открытые занятия «При пожаре не зевай, огонь водою заливай» |
2021 год | «Духовно- нравственное воспитание дошкольников в современной образовательной среде» | Презентация |
2022 год | «Детские книги» | Создание собственной книги |
2022 год | «Наш веселый огород» | Создание огорода и сбор урожая |
2023 год | «Безопасная дорога» | Досуг «Светофор собирает друзей» |
2023 год | «Зимушка – зима» | Презентация |
АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ
ДО И ПОСЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в ДОУ»
Эффективность технологии «Проектная деятельность в ДОУ» определялась с помощью исследования. Проектная деятельность показала положительную динамику уровня знаний детей по реализуемым проектам. Высокий уровень знаний и представлений детей после реализации проектов намного увеличился. Направленность проектной деятельности в ДОУ многогранна. На практике нами были разработаны и реализованы проекты для детей по разным образовательным областям. Знания, полученные детьми в ходе проектов, успешно применяются в повседневной жизни, режимных моментах. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
Выводы по использованию «Проектной технологии»:
У детей становятся более развиты творческие способности, инициатива, коммуникативные навыки, познавательный и поисковый интерес, самостоятельность. Знания, приобретаемые детьми входе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
Таким образом, метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки воспитателю во время работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов детей.
Предварительный просмотр:
Технология формирования основ безопасности жизнедеятельности (Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Стеркина Р.Б.)
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.
Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста. Главная цель педагогических коллективов всех дошкольных образовательных учреждений — сохранение жизни и здоровья детей. Одним из направлений выполнения данной задачи является обеспечение безопасности на дороге и снижение детского травматизма.
Поэтому в дошкольном учреждении необходима система профилактики дорожно-транспортного травматизма и изучения правил дорожной азбуки, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребенка.
Данную работу необходимо вести в течение всего учебного года. Важно отметить, что в этом процессе должны быть задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители, а также представители социальных институтов. В своей работе я опиралась на содержание программы разработанной в 2009 году, пособие «Безопасность» Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стёркиной. Это первая программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе и на дороге. Мы с ноября 2022 года принимаем участие во Всероссийском социально-образовательном проекте "Безопасная дорога"
Целью работы является формирование навыков безопасного поведения на дорогах, формирования культуры безопасного участия детей дошкольного возраста и их родителей в дорожном движении.
Для ее достижения необходимо решить несколько задач:
- создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
- развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
- вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;(алгоритм поведения на дорогах в различных ситуациях)
- воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Решение этих задач осуществляется через следующие формы работы:
- Игры (ролевые, дидактические, подвижные)
- Чтение художественной литературы
- Праздники, развлечения
- Целевые прогулки
- Экскурсии
- Беседы
- Наблюдения
Это специально организованные игровые занятия познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, кроссвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры; праздники, досуги, конкурсы, оформление уголка по Правилам дорожного движения, игры-драматизации и т. д
Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма включает три направления:
- Работа с детьми
- Работа с родителями;
- Работа с педагогами.
Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.
Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах – для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем самостоятельно. Поэтому особое внимание должно быть уделено организации наблюдений и экскурсий. Детей следует размещать в таком месте, где группа не мешала бы движению и могла наблюдать нужные на данной экскурсии объекты.
Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения основывается на комплексном подходе. Воспитатели проводят с детьми тематические занятия в группах, закрепляя полученные знания в разных видах деятельности. Так, для каждой возрастной группы составляется примерный перечень занятий, в который входят ознакомление с окружающим, развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование.
Целевые прогулки
Целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике дорожно- транспортного травматизма, также направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки предусматривают свои задачи, примерные темы и периодичность проведения.
Так, организуя целевые прогулки воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые машины, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери. Детей знакомят с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными правилами дорожного движения, со словами: «проезжая часть», «пешеходный переход», «пешеход», «дорожные ловушки» и мн.др. Дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.
На прогулках дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей об инспекторах ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.
Примерная тематика целевых прогулок
Младшая группа:
- знакомство с улицей;
- наблюдение за работой светофора;
- наблюдение за транспортом;
- пешеходный переход.
Средняя группа:
- знакомство с улицей;
- наша улица;
- сравнение легкового и грузового автомобилей;
- наблюдение за светофором.
Старшая группа:
- улица;
- правила поведения на улице;
- наблюдение за транспортом;
- прогулка пешехода;
- переход;
- перекресток;
- наблюдение за работой светофора;
- наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
- прогулка к автобусной остановке.
Подготовительная группа:
- улицы и перекрестки;
- правила дорожного движения;
- наблюдение за работой светофора;
- наблюдение за движением машин и работой водителя;
- наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
- значение дорожных знаков;
- знакомство с местом остановки пассажирского транспорта;
- пешеходный переход (подземный и наземный);
- островок безопасности.
Данная программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям:
Коммуникация (развитие речи) — использование во время занятий художественного слова, рисование иллюстраций к рассказам, стихотворениям, развитие монологической речи при описании иллюстраций и картин («Транспорт», «Улицы нашего города», «Дети и дорога» и др.), просмотр мультфильмов, наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихов, чтение рассказов.
Познание (Ознакомление с окружающим, РЭМП, Конструирование) —расширение представлений о различных видах транспорта, развитие ориентировки в окружающем пространстве; привлечение детей к составлению планов, схем участка, дороги; формирование интереса к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала, обучение планированию процесса возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома).
Чтение художественной литературы - чтение авторских стихов, загадок, сказок, рассказов, помогающих детям запомнить и понять предлагаемый материал.
Социализация (Игра)- закрепление и расширение знаний ПДД посредством дидактических, сюжетно-ролевых и других игр.
Физическая культура (Физическое развитие)- развитие координации движений и ориентировки в пространстве.
Музыка (Музыкальное развитие) — побуждение к активному участию в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Безопасная дорога».
Художественное творчество (Рисование, Лепка, Аппликация) — использование детских работ для оформления выставок, конкурсов, интерьера детского сада по теме «Безопасная дорога».
Знания, приобретенные детьми во время прогулок, экскурсий по улицам города, наблюдения за поведением пешеходов, движением транспорта, затем уточняются, дополняются, совершенствуются во время разнообразных игр и непосредственно образовательной деятельности.
Особенность работы по программе, состоит также в осознании педагогом большого значения положительного примера со стороны взрослых, и прежде всего педагога. Налаживание контактов с родителями и достижение полного взаимопонимания - неизбежные условия эффективности в воспитании детей. Главное в формировании навыков безопасного поведения детей — личный пример воспитателей и родителей.
Уровень знаний и навыков у педагогов и родителей после участия в Проекте «Безопасная дорога»
Уровень знаний и навыков у детей после участия в Проекте «Безопасная дорога».
Оценка родителей
АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ
ДО И ПОСЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
Сравнительная диаграмма уровня сформированности знаний ПДД и безопасного поведения на дороге
Оценка эффективности проведенной работы была дана по завершению первого года проведения проекта, итоги, которого показали положительную динамику в группе и оказались эффективными. Детьми и родителями были освоены ряд тем по ПДД:
«Безопасность превыше всего!»
«Дорога и ее правила»
«Дорожные знаки. Что это и для чего они нужны?»
«Я — пешеход. Правила поведения в светлое и темное время суток»
«Я — пассажир в автомобиле»
«Поведение в общественном транспорте»
«Что сохранит мое здоровье. Опасные ситуации на дорогах»
«Мои чувства и возможности»
«Соблюдение правил безопасности на дорогах — норма жизни»
Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки. Использованные в ходе работы и обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, позволили сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением. Благодаря организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды, подбору эффективных методов и приемов не только с детьми, но и с родителями, удалось достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах.
Проект помог сформировать ключевые знания и навыки безопасности детей с помощью ярких, современных и уникальных технологий и методик работы. Родители получили практические рекомендации и банк идей методов и приемов воспитания навыков безопасного поведения.