Воспитатель года 2019
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар -практикум в ГМО младших групп тема: "Секреты хорошей дисциплины" | 23.87 КБ |
Эссе воспитателя Шагаалан С.В. | 18.1 КБ |
Пед находка ООД "Красивая птичка" | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи: Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.
Развивать у педагогов профессиональную рефлексию и децентрацию.
План проведения
1.Информационная часть.
1.1 Дисциплина: что это такое? – опрос.
1.2 Принципы, положительно влияющие на поведение ребенка.
2.Задание №1: «Какими должны быть правила?».
2.1 технология введения и соблюдения правил «6 шагов» по С.В.Терпигорьевой.
3.Задание №2.
4.Обсуждение, подведение итогов.
1.Информационная часть.
Перед началом семинара педагоги делятся на тир команды. Проводится опрос на тему: «Какие ассоциации у вас вызывает слово «дисциплина»?
Вед: Предлагаю познакомиться с результатами опроса: наиболее часто встречающиеся ответы звучат так: дисциплина – это привычка к порядку, безропотное повиновение, отказ от свободного выражения своих огорчений, накопление внутренней обиды, физическое наказание.
Сегодня благодаря науке, нам становятся более понятны многие особенности детской психики.
Если мы обратимся к словарю, то дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества.
Цель педагога – направление действий ребенка, а не наказание за ошибку.
Занимаясь вопросами дисциплины, мы:
- способствуем развитию у детей навыков самоконтроля;
- формируем этические и моральные нормы (для того, чтобы индивидуальное поведение соответствовало определенным стандартам, правилам, которые установились в данном сообществе);
- учим следовать требованиям общества, обходясь без личных обид;
- способствуем удовлетворению личных запросов без ущерба для общества.
В каком возрасте у наших детей начинает формироваться правилосообразное поведение и нормативная деятельность? Примерно с двух лет. Малыш путем простого подражания взрослым усваивает, как нужно, что можно и чего нельзя. Этот процесс продолжается весь дошкольный период. Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоки поступков и правонарушений несовершеннолетних находятся в дошкольном детстве. Они проявляются в виде отклонений от нормы в поведении, игровой, учебной деятельности ребенка.
Предлагаем вашему вниманию один из серии экспериментов, на основе которых были выделены типы поведения детей дошкольного возраста.
Эксперимент «Загадочная коробка»
Исследователи проверяли выполнение требований взрослого. Перед детьми ставилась задача: не заглядывать в оставленную без присмотра коробку.
Исследователи проанализировали действия участников эксперимента – и определили три типа поведения:
Дисциплинированный тип. Такой тип наблюдается у всех детей дошкольного возраста. Дисциплинированные стремятся следовать инструкции взрослых, выполняют правила поведения;
Недисциплинированный правдивый тип. Поведение детей этого типа искренне импульсивно. Они легко нарушают запрет, заглядывают в коробку, а потом смущенно признают в этом.
Недисциплинированный неправдивый тип. Дети такого типа поведения легко нарушают правила, говорят неправду, лгут целенаправленно.
Как же происходит процесс правилосообразного поведения?
Вначале контроль за поведением ребенка (2,5 – 6,5 лет) устанавливается извне на основе авторитета взрослого. Затем, по мере взросления, ребенок вырабатывает механизмы самоконтроля, которые позволяют ему существовать по стандартам данного сообщества не потому, что он должен, а потому, что он этого хочет.(5-6 лет). К 6-8 годам он принимает эти правила, ограничения и т.п., они становятся неотъемлемой частью его самосознания.
Принципы, которые помогают педагогам положительно влиять на поведение ребенка
Внешний контроль. Контроль за поведением ребенка необходим. Его для каждого возрастного периода и уровня развития средства контроля различны. Следует помнить, что и вседозволенность, и жесткий авторитаризм непродуктивны в любом возрасте.
Деятельностный подход воспитательные приемы основываются на организации деятельности ребенка в развиающей среде группы (с помощью интересных игр и игрушек, оборудования игровых площадок на улице и в помещении).
Переключение, изменение ситуации вокруг ребенка. В критический момент следует переключить его внимание на другое действие, предмет или вообще вывести из ситуации, провоцирующей негативное поведение.
Обсуждение поведения. В доступной форме анализ, обсуждение положительных и отрицательных моментов.
Для подержания порядка в группе предлагается вводить правила поведения, которые формируют дети совместно с воспитателем. Эти правила идут от конкретных событий, ситуаций в группе. При таком подходе внимание детей обращается на то, как лучше поступить в данном случае. Правила можно изобразить рисунком, значком, краткой надписью: «Помирись», «Помоги», «Поиграй – убери» и поместить на видном месте.
Когда дети осознают необходимость придерживаться тех или иных норм, тогда и появляются правила жизни в группе. Они касаются разных ее аспектов.
Коммуникативные – регулируют взаимоотношения между детьми. Если поссорились, надо помириться; помочь, если у друга что-то не получается.
Организационные – нужно убрать за собой после игры; по лестнице надо идти друг за другом.
Коммуникационно-организационные – «Я здесь играю». Ребенок кладет на это место значок – ладошку со своим именем, другие дети не должны его трогать во время игры.
Зачем нужны правила?
Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их! Взрослым это может показаться неожиданным. Но правила делают жизнь понятной, предсказуемой, создают чувство безопасности. Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые. Правила обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, так как они:
-помогают осознанно дисциплинировать себя;
- способствуют развитию самостоятельности;
- обеспечивают безопасность ребенка;
- помогают воспитателю экономить время, предвидеть и предотвратить ту или иную ситуацию в группе;
- способствуют формированию здорового, комфортного климата в группе.
Задание №1.
Существуют определенные требования к правилам. Предлагаем порассуждать в командах и записать?
- Какими должны быть правила? (5-10 мин).
Команды представляют свои наработки.
Существуют различные технологии введения и соблюдения правил. Но есть и общие:
- вводятся постепенно, поэтапно;
- предпочтительно их введение в начале учебного года;
- правила должны быть четкими, с объяснениями, почему нужно делать именно так;
- демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание);
- периодически повторяются;
- для иллюстраций правил используются плакаты с изображением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми; если правила выполняются, плакаты убирают.
Технология введения и соблюдения правил «6 шагов» С.В.Терпигорьевой.
- Первый шаг. Появление правил из конкретных событий, ситуаций в группе.
Пример ситуации. При коллективном обсуждении прочитанной истории дети стараются перекричать друг друга, каждый хочет, чтобы взрослый слушал только его. На помощь придет второй шаг.
- Второй шаг. Создание проблемной ситуации.
Воспитатель предлагает детям вспомнить любимое блюдо, затем по хлопку все должны вслух произнести его название. Ответом будет разноголосый хор. Тогда воспитатель спрашивает у сидящих на достаточном удалении друг от друга детей, поняли они, какое блюдо любят их товарищи.
-Третий шаг. Моделирование правила.
В силу возрастных особенностей дети нуждаются во внешних атрибутах, наглядных средствах, напоминающих о необходимости соблюдать правило. В моделировании правил принимают участие и взрослые и дети.
Готовая модель (или иллюстрация) помещается на видное место.
- Четвертый шаг. Обсуждение ситуации и выработки правила.
Ситуацию обсудили, выработали правило. В данном случае: правило «Дождись своей очереди». Говорим, когда слово даст воспитаель.
- Пятый шаг. Контроль и самоконтроль выполнения правила.
Методика «Светофор». На светофоре (три цветных круга из плотной бумаги) дети отмечают факты соблюдения или нарушения ими правила – прикрепляют прищепку к кругу соответствующего цвета (красный цвет – нарушал праивдо все время, желтый – иногда, зеленый - всегда соблюдало).
Бывают случаи, когда ребенок не хочет помещать свою прищепку на желтый или красный цвет. На первых порах не стоит настаивать. Можно побеседовать с ним наедине и договариваться, что в следующий раз он не будет нарушать правило, а сегодня его прищепка «спрячется».
Методика «Итоговый круг дня». После ужина дети обсуждают события текущего дня, им предлагается подумать, проанализировать и оценить, как они сегодня выполняли правила.
Методика «Звезда дня». На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией ребенка, избранного с детьми за успешное поведение «Звездой дня». Воспитатель организует работу так, чтобы каждый ребенок группы побывал на этом месте. Ценность методики в том, что она направлена на формирование положительной «Я» – концепции, на развитие самосознания и самооценки.
Шестой шаг. Перемещение правил в «хранилище».
Когда правило усвоено большинством детей, оно перемещается в «хранилище». В качестве хранилища могут быть книга «наши законы», каталог «Этого нельзя».
Важно, чтобы и книга и каталог были «живыми», рабочими. Дети должны о них знать. При необходимости правило из хранилища может вернуться к отдельному ребенку или ко всей группе.
Рекомендации к использованию данной технологии:
Правило усваивается легче, если в процессе знакомства с ним преобладает поощрение ребенка за положительные действия.
Дисциплинированные воздействия перестают быть эффективными, если ребенка ругать постоянно, независимо от того, что и как он сделал. Тогда у него возникает чувство, что взрослому ничем нельзя угодить.
Задание №2
Проработайте в командах предложенные ситуации по данной технологии. Выработайте правило, введите его в жизнь группы.
Первая команда. Дети увлеченно строят башню, Миша подошел и разрушил постройку. Завязалась ссора.
Вторая команда. В группе появилась новая игрушка. Все хотя с ней поиграть.
Третья команда. На прогулке Артыш постоянно перебрасывает через забор игрушки.
Каждая команда представляет свои наработки.
Итог
- Подведем итоги. Сегодня мы говорили о дисциплине. Дисциплинированные дети, какие они?
- Умеют себя контролировать.
- Самостоятельны и послушны.
- Легко находят друзей.
- Доверяют и признают авторитет взрослых.
- Креативны и успешны.
- Заключить нашу встречу хотелось бы такими словами Ю.Гиппенрейтер: «…счастье человека зависит от психологического климата той среды, в которой он растет, живет, работает. И еще - от эмоционального багажа и опыта, накопленного в детстве».
Предварительный просмотр:
Эссе на тему:
«Я – педагог»
«Умение воспитывать – это все – таки искусство,
как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо
писать картины».
А.С. Макаренко
На земле каждый день рождается множество людей, но лишь единицы становятся знаменитыми. Возможно, мне не суждено совершить подвиг, стать всемирно известной, сделать великое открытие – мне это и не важно. Мне важно, что люди доверили мне самое дорогое, что у них есть – своих детей, которые вырастут и непременно внесут свой посильный вклад во благо нашей Земли, а кто-то из них может быть станет знаменитым и даже совершит подвиг. А я буду знать, что в этом есть и моя заслуга, так как я вложила в каждого своего воспитанника свой труд, частичку своей души и сердца.
Я считаю, что доверие и уважение детей – это самое главное в моей работе. А их можно заслужить только, если вкладываешь душу в свою работу, если относишься к детям, как своим собственным, переживаешь и болеешь за каждого. От меня в значительной степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между воспитанниками.
Воспитатель для меня это человек, желающий постоянно совершенствоваться, меняться, творить. Потому что жизнь детского сада не может существовать без творчества, движения вперед, инноваций. Потребности современной образовательной системы подталкивают меня к новым творческим замыслам, идеям. Я постоянно помню о том, что для того чтобы учить других, надо учиться самой, чтобы воспитывать других, надо начинать с себя, чтобы развивать других, надо самой постоянно развиваться и все это должно приносить радость и удовольствие.
Воспитатель для меня – это не просто профессия, это – состояние души. За время моей работы судьба свела меня с прекрасными людьми. У более опытных и старших педагогов училась нелегкому мастерству, ведь быть воспитателем – огромная ответственность, такой труд по плечу только тем, кто любит детей и предан своей профессии. Сложна детская жизнь: первые радостные открытия, много неизведанного, непонятного. Воспитателем быть, значит иметь терпение, сострадание, это значит любить, понимать и чувствовать ребенка. Принимать его таким, каков он есть, не подавляя личности, самостоятельности, активности, одним словом, уважать право ребенка – быть самим собой. Ведь по сути, это дети, которые не являются родственниками, но про которых начинаешь говорить – «мои дети», радуешься достижениям каждого ребенка, пусть небольшим, но его личным победам.
Ты видишь улыбки детей и счастливые лица их родителей. И хочется верить, что отдавая частицу себя, вкладывая своей души и своего сердца в каждого ребенка, я делаю этот мир добрее и лучше. Выбранная профессия заставляет и меня двигаться вперед, искать и находить что-то новое, развивать свои творческие способности, дает возможность окунуться в атмосферу непосредственности.
Работая воспитателем, я поняла, что главное в моей работе – совершенствование своего мастерства. Ежедневно пополнять свое образование хотя бы небольшим кусочком знания, в меру своих сил и возможностей и с радостью передавать эти знания детям. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы воспитания и обучения. Я всегда нахожу время для того, чтобы приобрести новые знания, умения в области приобретения положительных качеств и навыков. Во мне всегда присутствует тяга передавать свои знания окружающим тебя людям. Главное в моей работе намечать цели и с оптимизмом достигать их.
Детский сад - мир ярких впечатлений и эмоций, где можно удивлять и удивляться, это пространство для воплощения идей. Каждый день моей работы с детьми – это поиск. Я рада, что я педагог дошкольного образования! Ведь отдавать себя детям, понимать их, находить радость в общении с ним, верить в то, что каждый из них – личность, - вот основные составляющие, на мой взгляд, настоящего педагога.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Малышок»
«Утверждаю»
Заведующая МБДОУ
д/с «Малышок»
_________/Монгуш. В.Д./
Конспект организованной образовательной деятельности
по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Рисование
на тему:
«Красивая птичка»
для детей средней группы
Разработала:
Воспитатель Шагаалан С.В.
г. Ак-Довурак
2019 г
Тема: Красивая птичка
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»; изобразительная деятельность (рисование).
Педагогическая цель: учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальная, круглая) с помощью поролоновых форм способом печати; закреплять умение детей рисовать с нетрадиционной техникой рисования, с поролоновых форм способом печати, с палочками используя линии, мазки. Развивать образное восприятие, воображение, речь, творческие способности детей, мелкую моторику, композиционные умения. Воспитывать заботливое и бережное отношение к птицам, к окружающей природе.
Целевые ориентиры:
Иметь: иметь представления о нетрадиционной технике рисования;
Знать: представления о зимующих птицах;
Уметь: рисовать птичку, используя в рисунке разные изобразительные материалы ( палочки, поролоновые формы).
Взаимодополняющие образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Виды деятельности: Игровая, изобразительная, коммуникативная, наглядная, двигательная, речевая, пение, НРК.
Средства реализации: рисование (печатание) птичек с поролоновой формой, палочками на альбомном листе с коричневой гуашью. Беседа с детьми о зиме, рассматривание иллюстраций, картинок о птицах, чтение стихотворений, наблюдение за птичками на прогулке, апробирование рисования с печатным способом поролоновых форм и палочками.
Оборудование: слайды с зимним пейзажем, зимующих птиц, альбомные листы на каждого ребенка, образец- картина воробья, зимнее дерево для выставки детских работ, поролоновые формы (овальной и круглой формы), блюдца с гуашью коричневого цвета для обмакивания поролоновых форм, палочки, подставки для поролоновых форм, кормушка, плоскостные птички – воробьи, игрушка – котик, шапочки птичек для детей, запись песен «Улыбка», «Бора хокпеш», пения птичек.
Организационная структура ООД
Этапы деятель -ности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1 | 2 | 3 |
Мотивационно- побудительный | Собрались все дети в круг, Я – твой друг, ты – мой друг. Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнёмся! - Улыбнулись друг другу, улыбнулись мне, улыбнулись гостям и поздороваемся «Здравствуйте!». И с этой улыбкой начнем наше занятие. - Вы знаете, какое сейчас время года? Дети: Зима. -Верно, сейчас зима. Осенью мы с вами беседовали о перелетных птицах. Они на зиму улетают в теплые края. А сейчас мы поговорим о птицах, которые остаются зимовать. | Коммуникативная Проговаривают слова приветствия вместе с воспитателем. |
Организационно-поисковый | - Давайте поиграем в игру «Зимующие птицы». Если вы услышите слова, связанные с названиями зимующих птиц, то вы хлопните в ладоши. - Кукушка, воробей, журавль, соловей, ворона, ласточка, голубь, жаворонок, сорока, синица, снегирь. - А теперь повторяем: зимующие птицы – воробей, ворона, голубь, сорока, синица, снегирь (показать на слайде зимующих птиц). - Дети, я слышу чьи-то голоса! Вы слышите (поставить запись пения птичек)? Ой, посмотрите, на кормушку села птичка. Чик-чирик, чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей, кто это? Дети: Воробей. - Давайте рассмотрим птичку! Из каких частей состоит птица? Дети: Туловище. - Какой оно формы? (овальной). -Какая голова? (она круглая, маленькая). Голова меньше, чем туловище. Находится впереди и немного сверху. - Что находится на голове? Дети: Глаза, клюв -Чем заканчивается туловище? Дети: Хвостом. Что еще есть у птички? Дети: лапки, крылья. - Молодцы! А также все тело у воробья покрыто перьями. -Ребята, птичек нужно беречь, заботиться о них. А как нужно заботиться о них? Дети: Приготовить кормушки, насыпать туда хлебные крошки, сало, зернышки, семечки, орешки. - Правильно! Дети! Птичек оберегайте и всегда им помогайте. - Кто умеет добрым быть, Тот сможет природу беречь и любить! Дети, посмотрите, вот еще воробушек прилетел, и еще… как много птичек на кормушку село. Воробушки зернышки клюют, песенки поют. Весело как! (выставлять на кормушку птиц). (Появляется игрушка – котик и громко мяукает). Котик: Кто здесь песенки поет? Кто мне спать не дает? Мяу! (Убрать с кормушки птичек). - Ах, вот кто спугнул наших птичек! Нельзя котик, за птичками охотиться – они наши друзья! -Так тихо без птичьих голосов стало, грустно. Что же делать? | Речевая: Проговаривают слова вместе с воспитателем, хлопают на правильное слово. Коммуникативная: Отвечают на вопрос воспитателя. Познавательная: дети внимательно рассматривают изображение воробья. |
Дети: Птичек можно нарисовать! - Правильно, ребята, нарисуем птичек, и снова будет весело! Оставайся котик, с нами. Посмотри, как дети будут рисовать. -Ребята, посмотрите, на столах нет карандашей, нет кисточек для рисования. Как же мы нарисуем птичек? Дети: Птичек можно нарисовать с помощью поролоновых форм и палочек. -Молодцы! Вот в чем необычность сегодняшнего нашего занятия. | ||
Демонстрировать поролоновые формы (овальной и круглой формы) и палочки. Показывать, как надо рисовать птичку способом печатания. -Нужно правильно взять форму. Я обмакиваю форму и в центре листа печатаю. Это у нас туловище птички. А теперь печатаем голову. Она меньше туловища и круглая, находится впереди и немного сверху, дорисовываем палочкой клюв, лапы, хвост, крылья, закрашиваем. - А теперь все красиво сели, спинки держим прямо, левой рукой придерживаем бумагу и начинаем рисовать. Дети приступают к рисованию, рисуют птичку с помощью поролоновой формы овальной (туловище), круглой формы (головы) способом печати. Во время работы провести индивидуальную работу с детьми. | Изобразитель- ная: Печатают птичку, состоящую из овала и круга. Рисуют и закрашивают палочкой клюв, лапы, хвост, крылья. | |
Релаксация | - Ребята, устали наши пальчики? Давайте отдохнем и поиграем. Физкультминутка «Воробей» (С. Ермакова) Ловит воробей жучков, Уплетает червячков И на юг не улетает – Так, под крышей обитает Прыг, да прыг, Да чик-чирик! Жить он в городе привык! | Двигательная: выполняют двигательные упражнения: Сложить пальцы обеих рук в щепоть и клевать воображаемых жучков; соединить ладони с сомкнутыми пальцами и поднять руки вверх; подпрыгнуть на двух ногах. |
Рефлексив- но- корригирующий | - Молодцы! Отдохнули. А сейчас приглашаю вас на нашу выставку. Рассмотрите рисунки. - Чем мы сегодня рисовали? Добиться у каждого ребенка ответа. Вместе с котиком рассматривать нарисованных птичек, подчёркивать понравившиеся работы и похвалить детей за старательность. - Молодцы! Получились красивые птички! Вы справились с заданием. Мы кормушки смастерили, Мы столовую открыли, Прилетайте птички, к нам Рады мы всегда гостям! И снова запели птички, весело стало (поставить запись поющих птичек.) - Ребята, мы тоже умеем петь, да? Давайте, птички, котик, послушайте, как мы поем. Песня «Бора-хокпеш» Бора он чучактыг, Боску ак богаалыг. Чыжырткайндыр эдер, Шыпыраннап орар. Бора хокпеш хензиг, Борбалчыннаан чараш. Шуурган-соокту тоовас, Чуртун чер-ле кагбас! Котик: Молодцы, дети! Как хорошо вы рисуете, поете. И такие красивые птички у вас получились. - Дети, охотиться на птичек больше не буду! Буду дружить с ними. А теперь мне пора. До свидание! Прощается и уходит. - Дети, а нам тоже пора на прогулку. На прогулке будем наблюдать за птичками-воробьями. | Дети рассматривают рисунки, радуются Игровая: Поют и показывают выразительные движения, изображающие птиц. |
Использованная литература
1.Ермакова С.К. Разговорчивые пальчики. // «Для самых-самых маленьких»// - М.,2001.
2.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада – М.: Просвещение, 1991.
3. Тыва уруглар ясли садтарынга номчулга ному – Тувинское книжное издательство, 2001.