Методическая работа

Лопырева Светлана Александровна

Методическая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramota.docx26.95 КБ
Файл pedsovet.pptx1.7 МБ

Предварительный просмотр:

Читательская грамотность

       Россия – самая читающая в недавнем прошлом страна в мире, сегодня практически утратила интерес к этому базовому компоненту образования и развития культуры, к этому средству усвоения и поддержания духовных и мировоззренческих ценностей общества. 35 % населения никогда не читают, 43 % - от случая к случаю, лишь 22 % читают каждый день. Читательская грамотность из разряда базовых перешла в разряд «элитарных» умений, которыми в совершенстве владеют лишь 3 % россиян. СЛАЙД 2 

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов 24.10.2016 года на совещании в Карелии представил формирующуюся в России единую систему оценки качества образования ( ЕСОКО). ЕСОКО состоит из нескольких подсистем. Первая из них касается участия России в международных исследованиях.  В частности  программа PIRLS позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися 4-х классов. В ней Россия показывает хорошие результаты, что говорит о высоком качестве образования в начальной школе. СЛАЙД  3

Вместе с тем, проверка читательской грамотности 15-летних школьников в рамках Международного исследования PISA, выявило, что российские школьники значительно отстают от своих сверстников в уровне сформированности читательских умений: умение найти и извлечь информацию из текста, умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста, умение осмыслить и оценить сообщения текста.  СЛАЙД 4

Таким образом, эксперты, работавшие над Национальной программой поддержки и развития чтения, констатируют: «Современная ситуация в России может характеризоваться как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением».

        В условиях модернизации образования, перехода на новые ФГОС изменяются требования к учителю. Одна из основных задач учителя- начальных классов и учителя-словесника – формирование у учащихся социально-необходимого уровня читательской компетентности.

СЛАЙД 5

 Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

    Поскольку программы, по учебным предметам,  ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже на начальном этапе, где и должен  закладываться навык  смыслового чтения. Что же  такое смысловое  чтение?

СЛАЙД 6

    Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Осмысленность чтения предполагает  формирование следующих умений:

-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

-пользоваться сносками и школьным толковым словарём;

-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

-определять эмоциональный характер текста;

-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;

-уметь прогнозировать содержание читаемого;

-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

-формулировать тему небольшого текста;

-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

-находить главную мысль, сформулированную в тексте;

-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

Среди многообразия путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное  преподавание, новизна учебного материала, использование  инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию  при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом.

Приемы активного чтения: 

СЛАЙД 7

  • Прием «Чтение с пометами»

Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,

"V" – это я знаю

 "+" – это новое для меня

"-" – я думаю иначе

"?" – необходимо разъяснение

"!!" – это меня очень заинтересовало и др.

СЛАЙД 8, 9

  • Прием «Толстые и тонкие вопросы»

(Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).

СЛАЙД 10

  • Прием «Чтение с остановками»

Данный прием содержит все стадии технологии:

1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.   Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

        Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Приемы активизации ранее полученных знаний: 

СЛАЙД 11

  • Прием  «Ассоциация»

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»?

        Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске  

СЛАЙД 12

  • Прием  «Ключевые слова»

После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по

изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей

работы.

  •  Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех

«Да - нетка» учит:

  1. связывать разрозненные факты в единую картину;
  2. систематизировать уже имеющуюся информацию;
  3. слушать и слышать соучеников.

Приемы графической организации учебного материала: 

СЛАЙД 13

  • Прием  «Составление кластера»

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

СЛАЙД 14

  • Прием «Перепутанные логические цепочки»

         На доске   написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны

прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное

и знак “-” там,  где по их мнению оно неверно.

Приемы, требующие творчества учащихся:

СЛАЙД 15

  • Прием «Синквэйн» 

Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это  универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете.

СЛАЙДЫ 16, 17, 18

Приём " Диаманта" ДИАМАНТА – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия, глагола)

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия)

строчка 6: определение (2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)

Напишем  Диаманту

Алгоритм составления на доске

  1. Понятие
  2. 2 им.прил.
  3. 3 глагола
  4. Словосочетание
  5. Словосочетание
  6. 3 глагола
  7. 2 им. прилаг.
  8. Понятие

  1. Альтруизм
  2.  бескорыстный, добродушный
  3. помогать, сочувствовать, отдавать
  4. нравственная позиция
  5. безнравственная позиция
  6. нарушать, пренебрегать, вредничать
  7. крайний разумный
  8. Эгоизм

СЛАЙД 19

 

  • Прием «Цветопись»

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

СЛАЙД 20

  • Прием « Пятиминутное эссе»

        Этот вид письменного задания применяется   в конце урока, чтобы помочь

ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы .

Методы и приемы, используемые при групповой работе: 

СЛАЙД 21

  • Метод  «Шесть шляп критического мышления

В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

          Шесть шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

        Цель  - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

  • Прием «Учебный мозговой штурм»

Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

  • Прием «Письмо по кругу»

Предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.

          Маркировочные таблицы: 

СЛАЙД 22

  • Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»

Это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы «Что я знаю» по теме. Это могут быть какие-то ассоциации, конкретные   сведения, ранее полученные на уроках и во внеурочной деятельности.  

        Затем предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать?» В столбик "Хочу узнать" записываются (без оценок!) и эти формулировки. Записи остаются на доске до конца занятия.

        На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. Можно выписать третий столбик "Узнал" отдельно, если в этом будет необходимость или расположить записи в виде отдельной таблицы.

Таким образом, такая работа позволяет формировать метапредметные учебные действия на уроках чтения у младших школьников, создает специальные условия для того, чтобы каждый школьник осознал свой индивидуальный путь к культуре, сформировал свое индивидуальное культурное поле уже на начальной ступени обучения.

Метапредметный образовательный результат, который будет получен при условии сформированной читательской компетенции (прописано в ФГОС):

1. У выпускников будет сформирована потребность в систематической чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа, «потребного будущего».

2. Учащиеся усовершенствуют технику чтения  и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. (Делать это следует для того, чтобы следить за динамикой формирования навыка чтения — такова цель проверки техники чтения.  Ребёнок может прочитать и меньше нормы, но оценка за это не снижается, т.к. мы должны учитывать  физиологические и психологические особенности каждого ребёнка)

3. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения, основными стратегиями чтения художественных и других видов текста и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

 На мой взгляд, только творчески подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.

В своей работе  я использую технологию «Портфель читателя».

«Портфель читателя» является современной формой традиционного отечественного Дневника читателя, дополненного оригинальными диагностическими методиками и творческими заданиями. Большую помощь в этой работе нам оказывает  опыт Московских коллег под руководством Президента Русской Ассоциации чтения Н.Н.Сметанниковой.

Познакомимся с ним поближе.  СЛАЙД 23

Это личный документ, который выдается каждому ученику. Он

- помогает ребенку расти и совершенствоваться как читателю;

- позволяет продемонстрировать его читательскую компетентность;

- отражает круг его «актуального» и «ближайшего чтения.

Простые диагностические формы, предложенные в методической части «Портфеля», помогают определить, насколько продуктивно чтение ребенка. На что следует обратить внимание, чтобы сделать этот процесс более эффективным.

Рекомендательные списки литературы с краткими аннотациями для каждой возрастной группы позволят более осмысленно отнестись к выбору книги.

Наличие Читательского портфеля может быть полезным при переходе в другой уровень обучения как документальное подтверждение начитанности и образованности ребенка (в дополнение к формальному табелю успеваемости

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

 СЛАЙД 24

В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы  прежде  всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня;  они будут открывать это новое сами»

 ( И.Г. Песталоцци).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Читательская грамотность Лопырева Светлана Александровна учитель начальных классов МБОУ Лукояновская СШ №1

Слайд 2

35% населения - никогда не читают 43%- от случая к случаю 22%- читают каждый день

Слайд 3

Международные исследования грамотности чтения PIRLS (начальная школа) и PISA ( основная школа)

Слайд 4

Результаты российских школьников по развитию метапредметного умения «читательская грамотность» Начальная школа - II место в мире Основная школа – 40 место в мире.

Слайд 5

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения

Слайд 6

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения

Слайд 7

Чтение с пометами "V" – это я знаю "+" – это новое для меня "-" – я думаю иначе "?" – необходимо разъяснение "!!" – это меня очень заинтересовало

Слайд 8

Толстые и тонкие вопросы учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ, и те, на которые ответить столь определенно невозможно

Слайд 9

Тонкие Толстые Кто...? Что...? Когда...? Может...? Будет...? Могли...? Как звать...? Было ли...? Согласны ли вы...? Верно ли...? Дайте три объяснения: почему? Объясните: почему...? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...? В чем различие...? Предположите: что будет, если...? Что, если...?

Слайд 10

Чтение с остановками 1 стадия - вызов. 2 стадия - осмысление. 3 стадия - рефлексия .

Слайд 11

Ассоциация - О чем может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «--»?

Слайд 12

Ключевые слова составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов Да – нет связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; слушать и слышать соучеников .

Слайд 13

Составление кластера

Слайд 14

Перепутанные логические цепочки На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.

Слайд 15

Синквэйн Написание стихотворений по алгоритму

Слайд 16

Диаманта стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

Слайд 17

Алгоритм составления на доске Понятие 2 им.прил. 3 глагола Словосочетание Словосочетание 3 глагола 2 им. прилаг . Понятие

Слайд 18

Альтруизм бескорыстный, добродушный помогать, сочувствовать, отдавать нравственная позиция безнравственная позиция нарушать, пренебрегать, вредничать крайний разумный Эгоизм

Слайд 19

Цветопись Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы

Слайд 20

Пятиминутное эссе Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему

Слайд 21

Шесть шляп

Слайд 22

Знаю – хочу узнать – узнал Что я знаю Что бы хотел узнать Узнал

Слайд 23

Портфель читателя

Слайд 24

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться.»