Главные вкладки
Силенок Анна Петровна
Картотека подвижных игр по плаванию для детей младших и средних групп.
Название игры | Цели и задачи | Основной вид движений | Содержание игры | Методические указания | |
Игры для ознакомления со свойствами воды (№ 1 – 20) | |||||
1. Маленькие и большие ножки. |
| ХодьбаБег | Дети образуют круг и подражают движениям преподавателя. Он говорит: «Маленькие ножки бежали по дорожке», при этом быстро-быстро притопывает, приговаривая: «Топ, топ, топ!». Затем, замедляя движение, медленно произносит: «Большие ноги шли по дороге – топ, топ, топ», высоко поднимает колени и топает так, чтобы появились брызги. ПРАВИЛА: Нельзя толкать друг друга и брызгаться.
| Преподаватель следит, чтобы дети выполняли движения все вместе, не боялись воды, подбадривает малышей. | |
2. Рыбки резвятся. |
| Прыжки | По сигналу преподавателя: « Рыбки резвятся» дети подпрыгивают на двух ногах. По сигналу: «Рыбки отдыхают» – присаживаются на корточки. Можно разрешить прыжки на двух ногах с последующим падением в воду. ПРАВИЛА: 1). Внимательно слушать преподавателя. 2). Выполнять движения по сигналу. 3). Нельзя толкать друг друга.
| Детей можно поставить в круг или предложить стать свободно около преподавателя. Помогать детям преодолеть страх перед водой, подбадривать несмелых. | |
3. Поймай воду. |
|
| Играющие стоят на месте в одной шеренге или в кругу. По команде: «Поймай воду!» – они вытягивают руки вперед, опускают в воду, соединяют под водой кисти рук, сжимают пальцы. Зачерпнув воду, дети поднимают руки над поверхностью. Преподаватель проверяет наличие воды в руках. | Если вода течет из рук, преподаватель говорит: «О, какие руки дырявые! Ну-ка, зачерпни водичку еще раз». Дети самостоятельно контролируют правильность положения пальцев рук. | |
4. Волны на море. |
|
| Занимающиеся стоят лицом в круг на расстоянии вытянутых рук. Руки отведены вправо (влево), лежат на поверхности воды, ладони повернуты по направлению движения рук. Одновременно с поворотом туловища дети проносят руки под самой поверхностью воды, в противоположную сторону – образуют волны. Движение продолжается беспрерывно то в одну, то в другую сторону. ПРАВИЛА: нельзя опускать руки глубоко в воду. | Для одновременности выполнения упражнения дети вслух приговаривают: «У - ух, у – ух». | |
5. Поймай лодочку (рыбку) |
| ХодьбаБег | Дети стоят у бортика по одной стороне бассейна. Преподаватель пускает пластмассовые лодочки и предлагает детям поймать их. Затем дети отдают лодочки преподавателю. Игра повторяется. ПРАВИЛА: нельзя толкать друг друга, можно ловить только по одной лодочке. | На первых порах не надо торопить малышей. При повторном проведении игры можно предложить детям задание: «Кто быстрее поймает лодочку?», чтобы стимулировать более быстрое передвижение их в воде. | |
6. Догоните меня. |
| Бег | Дети стоят вместе с педагогом у бортика. Преподаватель отходит и предлагает догнать его. У противоположной стороны бассейна он останавливается и встречает детей, подбадривает тех, кто испытывает затруднения. ПРАВИЛА: нельзя наталкиваться друг на друга. | Первое время преподаватель не должен быстро отходить от детей, пока они не освоились в воде. При многократном повторении игры преподаватель может предложить детям убегать, а сам будет ловить их. При этом не следует торопиться, надо дать детям возможность спокойно добраться до своего места. | |
7. Солнышко и дождик. |
| ХодьбаБег | Дети стоят у бортика с одной стороны. По сигналу преподавателя: «Солнышко – можно гулять!» – дети ходят в разных направлениях по бассейну. Затем преподаватель говорит: «Дождик!» и брызгает на детей водой. Дети убегают к бортику. ПРАВИЛА: начинать движения нужно по сигналу преподавателя, нельзя толкать друг друга. | Преподаватель приглашает гулять всех. Не слишком сильно брызгать на детей, чтобы не напугать их. | |
8. Переправа. |
| ХодьбаБег | Играющие выстраиваются в одну шеренгу вдоль боковой стенки бассейна на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По команде преподавателя они все вместе начинают «переправляться на другой берег». Продвижению в воде дети помогают гребковыми движениями рук, приговаривая: «Толкаюсь, толкаюсь руками о воду, Вода помогает мне выбрать дорогу». ПРАВИЛА: нельзя толкать друг друга и брызгаться.
| Следить, чтобы пальцы рук были сомкнуты. Пояснить различие между гребками рукой с сомкнутыми и разведенными пальцами. | |
9. Найди свой домик. |
| Бег | Три разных по цвету обруча лежат (плавают) на поверхности воды. Дети делятся на три группы, каждая становится у своего обруча. По сигналу: «Рыбки резвятся!» – дети бегают в разных направлениях, по сигналу: «Найди свой домик!» – они идут или бегут к своим обручам. ПРАВИЛА: нельзя толкать друг друга, надо убегать от «домиков» подальше. | Сигналы нужно подавать четко, громко, чтобы все дети их слышали. | |
10. Кораблики. |
| Бег Ходьба | Дети стоят в колонне по одному. По команде преподавателя: «Полный ход!» - Дети бегут по воде, широко размахивая руками. «Тихий ход!» – продвигаются медленно. «Задний ход!» – двигаются спиной вперед. ПРАВИЛА: нужно внимательно слушать сигнал, менять движение только по сигналу. Нельзя толкаться и брызгаться. | Следить за движениями детей, поощрять хорошо выполнивших задание. Детей можно построить в шеренгу, в две небольшие колонны. | |
11. Найди себе пару. |
| Ходьба Бег | Дети ходят по бассейну в разных направлениях. По сигналу: «Найди себе пару!» – они становятся в пары (с кем им хочется), берутся за руки и идут в парах. ПРАВИЛА: 1). Дети выбирают пару по своему желанию. 2). Нельзя тянуть друг друга, толкать. | Не торопиться подавать сигналы. Дать возможность детям самим стать в пары. При необходимости оказывать им помощь. При повторении игры детям можно раздать цветные пластмассовые шары. «Найди себе пару!» – дети, у которых шары одинакового цвета, становятся в пары. Затем по сигналу они снова разбегаются. Во время бега шары надо держать поднятыми вверх. | |
12. Море волнуется. |
| Бег | Дети стоят в колонне по одному. По команде преподавателя: «Море волнуется!» – они разбегаются в произвольном направлении (их «разгоняет ветер»), производят любые движения руками, окунаются. Когда преподаватель произнесет: «Ветер стих, море успокоилось!», дети должны быстро занять свои места в колонне. ПРАВИЛА: преподаватель говорит: «Раз, два, три – вот на место встали мы». Не нашедший за это время своего места в колонне отмечается преподавателем как невнимательный. | Можно использовать построение в круг, в одну шеренгу. | |
13. Карусели ( I вариант) |
| Ходьба Бег | Дети становятся в круг и берутся за руки. По сигналу педагога они начинают движение по кругу, постепенно ускоряя шаг. Вместе с преподавателем дети произносят: Еле – еле, еле – еле Закружились карусели, А потом, потом, потом – Все бегом, бегом, бегом! Дети бегут по кругу. Затем преподаватель произносит: «Тише, тише, не спешите, Карусель остановите! Раз – два, раз – два, Вот и кончилась игра!» Дети останавливаются. ПРАВИЛА: выполнять движения в соответствии с текстом, не тянуть товарища. |
| |
14. Пузырь. |
| Ходьба | Дети становятся в круг близко друг к другу, берутся за руки. Вместе с преподавателем произносят: Раздувайся пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой Да не лопайся. Дети отходят назад, не разрывая рук, делают большой круг. После слов преподавателя «Лопнул пузырь!» – дети двигаются к центру, произнося звук «ш –ш – ш» («воздух выходит»). Затем дети снова «надувают пузырь» – отходят назад. ПРАВИЛА: двигаться назад, вперед, держась за руки. Нельзя толкать друг друга. | Преподаватель становится в круг вместе с детьми. Произносить текст нужно медленно, четко, привлекая к этому играющих. При повторении игры на слова: «Лопнул пузырь!» – дети могут приседать в воду. | |
15. Принеси мяч. |
| Ходьба Бег Ловля мяча | Дети становятся вдоль одной из сторон бассейна. Преподаватель показывает яркие мячи, затем бросает их в воду и предлагает детям поймать. Дети передвигаются по воде за мячами, ловят их и приносят преподавателю игра повторяется. ПРАВИЛА: начинать ловить мячи нужно по сигналу преподавателя. Нельзя толкаться и брызгаться.
| Мячи не следует разбрасывать слишком далеко от детей. Можно использовать для игры другие надувные игрушки. | |
16. Мячики. |
| Прыжки Бег | Преподаватель начинает играть с одним ребенком. Положив руку на голову ребенка, он предлагает ему попрыгать, как мячик. Ребенок подпрыгивает, а преподаватель подбадривает малыша. Затем предлагает попрыгать, как мячики, всем детям. ПРАВИЛА: нельзя толкаться и брызгаться. | Во время игры преподаватель может считать прыжки, по окончании прыжков сказать: «Укатились мячики», после чего дети убегают к бортику. | |
17. Лодочки плывут. |
| Ходьба Бег Ориентировка в пространстве | Дети входят в воду, становятся друг за другом вдоль бортика. По сигналу: «Поплыли лодочки!» – дети двигаются друг за другом, разгребая воду руками, как веслами. Лодочки плывут сначала медленно, затем быстрее. ПРАВИЛА: соблюдать направление, нельзя наталкиваться друг на друга. | Преподаватель следит, чтобы дети не отставали, двигались смелее. При повторном проведении игры можно предложить им двигаться в разных направлениях. По сигналу: «Лодочки плывут к берегу!» – дети становятся у бортика. | |
18. Бегом за мячом. |
| Бег Ориентировка в пространстве | Играющие встают в одну шеренгу у бортика лицом к воде на расстоянии шага друг от друга. На расстоянии 4-5 м от них в воде плавают предметы (мячи, круги), количество которых равно числу играющих. По сигналу дети бегут за мячами (кругами) и возвращаются на свои места. Выигрывает тот, кто первым займет свое место в шеренге. ПРАВИЛА: нельзя забегать за обусловленное место, мешать друг другу, толкаться. | Преподаватель следит за детьми, поощряет ловких, помогает другим, подбадривает их. Может быть предложен вариант игры, когда мячей в воде меньше, чем детей. Дети должны бежать быстрее, чтобы не остаться без мяча. | |
19. Сердитая рыбка. |
|
Бег Ходьба |
Преподаватель или один из детей изображает сердитую рыбку. Она находится у противоположного бортика, дети тихонько подходят к ней, а преподаватель в это время говорит: «Сердитая рыбка тихо лежит, Сердитая рыбка, наверное, спит. Подойдем мы к ней, разбудим И посмотрим, что же будет. Рыбка начинает ловить детей, дети разбегаются, рыбка гонится за ними. Затем рыбка возвращается на место. Игра повторяется с новым водящим. ПРАВИЛА: выполнять движения в соответствии с текстом, убегая от сердитой рыбки, не толкать друг друга.
|
Первый раз сердитой рыбкой может быть преподаватель. Не следует быстро бежать за детьми. Надо дать им возможность убежать на свое место. При многократном повторении можно догонять детей. | |
20. Медвежонок Умка и рыбки. |
| Бег Ходьба | Из числа играющих выбирается медвежонок Умка. Остальные дети – рыбки. Умка делает вид, что спит, а рыбки водят хоровод со словами: «Рыбки весело плескались В чистой светленькой воде (свободно гуляют по бассейну), То завьются(круговые движения руками), Разовьются (тоже в обратном направлении), То заплавают в воде(дети разводят руками в разные стороны). Умка – белый медвежонок – Спрятал мордочку свою. Нас поймать он очень хочет ( дети идут по кругу), Но покажем нос ему!»После этих слов ребята уплывают, кто, как может, а Умка догоняет их. Дотронувшись до 3-4 ребят, Умка возвращается на место. Преподаватель или Умка выбирают нового водящего, и игра продолжается. ПРАВИЛА: выполнять движения нужно в соответствии с текстом, уплывать только с последними словами. | Преподаватель играет вместе с детьми, показывает, какие движения надо делать. | |
Игры с погружением в воду с головой (№ 21 – 28) | |||||
21. Фонтан. |
|
| Держась за руки, играющие образовывают круг. Они стоят лицом в круг, опускают руки, принимают положение упора лежа сзади. По сигналу все одновременно начинают движения ног кролем, поднимают фонтан брызг. Игра повторяется несколько раз. ПРАВИЛА: нельзя отворачиваться от брызг. Пятиться назад, вставать. | ВАРИАНТ: игра может проводиться и как упражнение для овладения движениями ног при плавании кролем. При этом дети следят, чтобы брызг не было, а на поверхности воды показывались только пальцы ног. | |
22. Караси и щука (I вариант) |
| Бег |
Дети (караси) перемещаются по дну бассейна в разных направлениях, помогая себе руками. Щука ( ее роль первое время исполняет преподаватель) стоит в углу бассейна. По сигналу: «Щука плывет!» – дети уплывают к бортику и погружаются в воду до подбородка, а кто может – и глубже. ПРАВИЛА: дети не должны убегать к бортику раньше сигнала, нельзя толкать друг друга.
|
Преподаватель, исполняющий роль щуки, не должен слишком быстро бежать за детьми и ловить их. Надо дать возможность всем спрятаться. | |
23. Поезд в туннель (I вариант). |
| Ходьба Подлезание |
Играющие выстраиваются в колонну по одному и, положив руки на пояс друг другу, изображают поезд. Колонна движется шагом. Двое ребят, стоя лицом друг к другу и держась за руки, образуют туннель. Чтобы проехать через него, дети, изображающие поезд, поочередно погружаются с головой в воду. После того как все вагоны проедут, изображавшие туннель пристраиваются к концу колонны, а двое первых ребят из поезда образуют новый туннель. Игра продолжается. ПРАВИЛА: 1) не толкать друг друга. 2). Встречное движение запрещается – в туннеле одна колея. Может произойти крушение.
|
Преподаватель должен следить, чтобы изображающие туннель не задерживали ребят под водой. | |
24. Спрячемся под воду. |
|
| Играющие, взявшись за руки, образуют круг. По сигналу: «Спрячемся под воду!» – дети приседают, погружаются в воду с головой, не разнимая рук. ПРАВИЛА: дети не должны разнимать руки, вытирать лицо после подъема из воды. |
| |
25. Оса. |
|
| Играющие образуют круг. Преподаватель находится в центре круга. У него в руках удилище, к которому веревкой привязан бантик из поролона. Преподаватель поочередно или выборочно старается посадить на кого-нибудь осу. Игроки, спасаясь от осы, погружаются в воду с головой. ПРАВИЛА: тот, на кого села оса, обязательно должен погрузиться в воду, а, поднявшись из воды, не разрывать круг, не вытирать лицо руками. | Преподаватель, зная особенности детей, сначала опускает осу на более смелых детей, не боящихся погрузиться в воду. | |
26. Жучок – паучок. |
| Ходьба |
Играющие, взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга встает водящий – жучок – паучок. Играющие произносят такие слова: Жучок – паучок вышел на охоту, Жучок – паучок вышел на охоту. Не зевай, поспевай, Прячьтесь все под воду. С последними словами все приседают, погружаясь с головой в воду. ПРАВИЛА: 1). Двигаться ровно. 2). Нельзя тянуть друг друга, разрывать круг. |
Преподаватель назначает водящего. Следит, чтобы все дети погружались в воду с головой, подбадривает тех, кто боится это делать. | |
27. Хоровод. |
| Ходьба | Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Медленно передвигаясь по кругу, они хором произносят: «Мы идем, идем, Хоровод ведем, Сосчитаем до пяти. Ну, попробуй нас найти!» После чего хоровод останавливается, дети хором считают до пяти и отпускают руки. При счете «пять» все одновременно погружаются с головой, после чего выпрямляются. Игра продолжается, хоровод движется в другую сторону. ПРАВИЛА: проигравшим считается тот, кто не погрузился с головой в воду. | При повторении игры можно использовать речитатив: «Раз, два, три, четыре, пять – вот мы спрячемся опять». Можно предложить детям под водой считать про себя до пяти. Тогда по правилам игры, выпрямляться будет, разрешено, только сосчитав под водой до пяти. | |
28. Щука. |
| Ходьба Бег |
Дети ходят или бегают по дну бассейна в произвольных направлениях, помогая себе руками, изображая рыбок. Щука стоит спиной к бассейну на берегу или в углу бассейна. По сигналу: «Щука плывет!» – дети останавливаются и погружаются в воду до подбородка. Щука (водящий) внимательно следит за выполнением задания. Рыбка, которая неправильно выполнила задание, щука уводит к себе. Пойманный становится щукой. Игра повторяется 3-4 раза. За рыбками всякий раз выплывает уже другая щука. ПРАВИЛА: водящий не должен поворачиваться лицом к бассейну раньше подачи сигнала.
|
Водящего назначает преподаватель или сам может быть водящим. При повторении игры за рыбками могут выплывать одновременно 2-3 щуки. | |
Игры с погружением в воду и открыванием глаз (№ 29 - 32) | |||||
29. Достань игрушку. |
| Ходьба Бег | Дети стоят у бортика. Преподаватель разбрасывает тонущие игрушки у противоположного бортика. По сигналу: «Достань игрушку!» – дети идут, смотрят на дно через воду, отыскивают игрушки, достают их со дна и приносят преподавателю. Игра повторяется. ПРАВИЛА: 1). Начинать движения по сигналу; 2). Доставать игрушки по одной; 3). Нельзя отнимать их у товарищей, толкать друг друга.
| Вначале опускать игрушки на мелком месте, при повторении игры – на более глубоком. Подбадривать детей, помогать робким. | |
30. Брод. |
|
| Дети стоят в колонне по одному. Поочередно передвигаются на руках по дну вперед с одного берега на другой, ориентируясь по предметам, разложенным на дне (камни, тарелки и т.д.). Для того чтобы проверить правильность передвижения, дети неоднократно опускают голову в воду, отыскивая следующую веху на своем пути. | Лучше всего для каждого играющего несколько изменять расположение предметов на дне. Одновременно следует использовать 4-5- предметов, на расстоянии до 1 м. | |
31. Смелые ребята. |
|
| Дети стоят в кругу, держась за руки, хором произносят: «Мы ребята смелые, Смелые, умелые, Если захотим – Через воду поглядим. Затем опускают руки и на все вместе погружаются в воду с открытыми глазами. Игра повторяется 3-4 раза. | Для контроля выполнения можно предлагать детям рассмотреть какой-либо предмет в воде или проводить игру в построении по парам лицом друг к другу. | |
32. Нырни в обруч. |
|
| В воду вертикально опускают обруч с грузами. Дети встают в колонну по одному, идут вдоль бортика к обручу. Дойдя до него, дети по очереди погружаются в воду, проходят сквозь обруч, выныривают на поверхность с другой стороны и двигаются дальше. Когда все пройдут сквозь обруч, игра повторяется. ПРАВИЛА: 1). Идти друг за другом. 2). Нельзя наталкиваться, хватать, топить друг друга. | Преподаватель следит за правильностью выполнения задания, подбадривает робких детей. | |