Выступления на конференциях, семинарах, мастерклассах

Калинина Елена Васильевна

Предварительный просмотр:

23.09.2021 Всероссийская конференция "Дерево познаний, или Путь к ответу на трудный вопрос"

Любовь к чтению у детей ОВЗ (Программа 7.2) Рассматривая эмоциональное отношение обучающихся ОВЗ (Программа 7.2) в начальной школе, имеет смысл разделять формирование навыка чтения и эмоциональное отношение обучающихся к процессу чтения. Приходя в первый класс редкий ребенок ОВЗ умеет послогово читать, к сожалению, знание букв (определение звуков, слогов) также желает оставлять лучшего. Поэтому основной задачей первых двух лет обучения в школе учителем и командой группы сопровождения (логопед, дефектолог, психолог) становиться изучение букв, выделение слогов и формирование послогового чтения. Поэтому дети испытывают трудности в чтении, письме и часто не любят заниматься чтением. Однако, следует отметить, что при должных и слаженных усилиях со стороны педагогов и родителей происходит формирование так называемого "активного читателя" вернее базы к этому качеству обучающегося. Дети вне школы дома или во внеурочной деятельности с удовольствием слушают литературные произведения развлекательного характера, как то сказки, короткие детские рассказы. С большим удовольствием просматривают мультипликационные фильмы связанные с литературными произведениям, при этом имеет смысл сначала просмотреть фильм или анимацию, а затем переходить к непосредственному чтению и разбору произведения. Можно сказать, что в младших классах начальной школы детей ОВЗ (Программа 7.2) преобладает игровая, а не учебная составляющая по формированию навыков чтения. К 3,4 классу чтение становиться более менее автоматизированным. Однако, следует отметить, что в виду особенностей развития данной группы детей, качество чтения, как то скорость, понимание, использование знаков препинания и т.п. оставляют желать лучшего. Имеет смысл указать отдельно, что овладевание навыками пересказа и осмысление прочитанного у детей ОВЗ (Программа 7.2) имеет трудности и к большому сожалению не выравнивается по сравнению с массовой школой до старших классов средней школы. Именно поэтому использование видео материалов и разъяснительных бесед, уточняет и формирует у обучающихся навыки понимания и оценивания сюжетов прочитанных произведений. При этом обучающиеся старших классов начальной школы с удовольствием участвуют в разборе сюжетных линий, позиций героев при проведении бесед связанных с прочитанными произведениями. Что позволяет пусть и с заметным отставанием формировать у детей интерес к чтению в начальной школе.



Предварительный просмотр:

04.05.2021 Всероссийский семинар "Организация психологически безопасной инклюзивной среды для детей с ОВЗ в образовательных организациях"

В нашей образовательной организации работа по социализации ведется во всем учебном процессе начиная с начальной школы и до последних классов средней школы, в урочной, внеурочной и коррекционной деятельности обучающихся мы активно реализуем запрос по адаптации детей с ОВЗ к образовательному учреждению на этапе начальной школы, как то используем адаптационную программу "Введение в школьную жизнь" (для первых классов и классов 1 дополнительных), т.к. часто дети приходящие к нам имеют социальную и личностную дезадаптацию и проблемы с началом обучения. Далее по итогам 1 и 2 четверти проводится скрининговое изучении адаптации в виде простого тестирования и проведения наблюдений обучающихся в учебной и внеурочной деятельностях. Где службой сопровождения школы проводится анализ сформированности навыков социального, поведенческого, коммуникативного поведения у ребят и выделяются подгруппы требующие дополнительного внимания по коррекции их навыков. Регулярно в подгрупповых занятиях учитель дефектолог и психолог проводит беседы и различные игры повышающие уровень адаптированности обучающихся и ведется разъяснительная работа по нормам поведения в школе и в социальной среде школьников. Кроме того, работа службы сопровождения включает в себя постоянную обратную связь с родителями и законным опекунами наших обучающихся, проводятся личные беседы с родителями и законными представителями, педагоги присутствуют и беседуют фронтально на днях открытых дверей и родительских собраниях по классам. В учебное и внеучебное время привлекается к работе помещение кабинета сенсорной разгрузки. С детьми средней школы проводятся игры на развитие отдельных навыков коммуникации и социализации. В составе занятий используются воспитательные элементы в виде деловых игр, игр - тренингов, на которых формируются и закрепляются навыки социального поведения, навыки социальной адаптации и коррекция пробелов по направлениям бытовой осведомленности. Кроме того, для детей с РАС по запросу родителей и законных представителей составляются индивидуальные программы социализации и адаптации с учетом рекомендаций медико-психолого-педагогического консилиума школы.



Предварительный просмотр:

20.10.2021 Творческая группа "Языковая культура современного общества"

Мифологическое мышление и эмоциональный отклик на уроках литературного чтения в начальной школе у детей ОВЗ (Программа 7.2). Наибольший эмоциональный отклик у детей ОВЗ , Программа 7.2, стали произведения относящиеся к сказкам и их различным видам. Следует отметить, что дети ОВЗ имет трудности в усвоении социально-нравственных норм поведения и их применения на практике. При этом в первых классах, где навыки чтения только формируются и требуют от детей наибольших усилий, сказки пользуются большим успехом из-за простоты сюжета и написания. Дети с удовольствием читают и пересказывают русские народные сказки. Сказки авторские, как правило имеют более сложную сюжетную линию и более сложны для чтения и пересказа. Так скажем стихотворные сказки Ершова, Пушкина, при казалось бы доступном написании и понятном сюжете, так же сложны для чтения детей, так как дети с ОВЗ с трудом могут выдерживать тепмо-ритмический рисунок произведения, кроме того наличие в произведении слов архаизмов так же затрудняет восприятие текста и сюжета обучающимися. Дети обучающиеся по Программе 7.2, с удовольствием слушают, сказочные сюжеты в прочтении учителя или воспитателя во внеурочной деятельности, достаточно хорошо понимают общий смысл сюжетной линии, но нравственно-этические тонкости, как правило выделяют с трудом. Условно можно сказать, что мир ребенка поделен на черное и белое, и чем ярче прописаны герои по шаблонам поведения, тем проще обучающимся различать, понимать и оценивать произведения. В этом смысле сказочные герои, как правило, легко узнаваемы. При этом русские народные сказки более близки детям для понимания и оценивания, чему способствует социально-мифологическая среда детей. Конечно, большая роль в понимании сказочных сюжетов и их разборе принадлежит не только учителю, а скорее семье, где есть второе, третье поколение читателей и детям уделяется больше времени по формированию позиции активного читателя. Обучающиеся с лекгостью определяют сюжет сказки и сказочность героев или сюжетов, только в первом классе, дети могут спорить и доказывать, что те или иные сказочные персонажи живут в нашем реальном мире. С возрастом различение детей мифологичности сюжета усиливается, но не теряется интерес к произведениям вымышленного характера. Стоит отметить, что сказки на протяжении веков сохраняли и накапливали иносказательно опыт поколений наших предков и в сжатой форме способствовали передаче полезной информации от поколения к поколению, поэтому очевидно, этот жанр пользуется такой популярностью у детей. Потому что то в простой, доступной, игровой форме ребенок имеет возможность осмыслить законы социума и мира в целом. Для детей с ОВЗ упрощенная и игровая форма восприятия реальности более доступна, поэтому сказки, как жанр, имеют свое развивающее и формирующее значение в воспитательно-образовательном процессе обучения детей с ОВЗ, Программа 7.2.



Предварительный просмотр:

  27.05.2021 Городской семинар "Игровые педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе детского сада и начальной школы"

Коммуникативные компетенции у детей ОВЗ в первом (дополнительном) классе как средство адаптации к учебной деятельности. На втором году обучения у детей ОВЗ программа 7.2 в начале года необходимо проводить в рамках коррекционно-развивающих занятий дополнительные упражнения по развитию и коррекции уже сформированных навыков коммуникации. Наиболее удачным способом можно считать игровую деятельность обучающихся во внеурочной деятельности проводимую на подгрупповых занятиях. Для формирования у детей навыков установления причинно-следственных связей на занятиях по развитию мышления и памяти, можно применять форму занятия - экскурсия по школе с последующим совместным составлением плана передвижения и установлением дополнительных связей с режимными, учебными, здоровьесберегающими моментами образовательного процесса. Обучающим ставиться в игровой форме проблемная ситуация связанная с актуальными режимными или обучающими моментами ("Как найти нужный кабинет", "Найдем дорогу к здоровью", "Как самому найти дорогу в класс" и т.п.) . Введение в занятие элементов исследовательской деятельности придает игровой характер обучению, развивает высшие психические процессы, закрепляет и уточняет уже имеющиеся знания у обучающихся с ОВЗ. После проведения мини-экскурсии по выбранной теме, по возвращению в класс, проводится беседа направленная на уточнение полученных знаний. Далее создается наглядный маршрут движения на классной доске или на электронной доске с указанием опознавательных точек следования по маршруту. И в конце занятия проводится рефлексия знаний через составление рассказа, по предложенному плану: 1. Зачем нам нужно туда ходить?, 2. По каким опорным точкам мы проходим?, 3. Что делать. если мы заблудились?, 4. Что нового я узнал на занятии? В процессе занятия повторяются и закрепляются навыки обращенной вежливой речи детей при общении со сверстниками, взрослыми. Расширяется кругозор, активизируется пассивный словарь. Что способствует расширению кругозора и коммуникативных компетенций у детей ОВЗ в первых (дополнительных) классах программа 7.2.

 



Предварительный просмотр:

16.10.2021 Городской мастер-класс "Креативность, или как оценивать ситуацию с разных сторон, принять нестандартные решения"

Творческий потенциал личности ребенка, как база для его успешности. В современном мире креативность, является востребованным качеством личности практически в любой сфере нашей жизни. В рамках образовательного процесса, в урочной или внеурочной деятельности мы можем говорить о внесении элементов креативности в любую деятельность учащихся. Чтобы урок, занятие или свободная деятельность детей была интересной, увлекательной, педагогам приходится прилагать усилия по развитию креативности в себе. Креативность, от лат. creatio — творчество. То есть креативность с точки зрения педагогического подхода это деятельность связанная с развитием творческого потенциала личности, группы или коллектива. Раннему формированию или вернее раскрытию творческого потенциала или креативности в образовательных учреждениях уделяется большое внимание, в раннем предшкольном возрасте, это определено ведущей деятельностью детей, а именно игровой, и именно в этой деятельности раскрывается творческий потенциал ребенка. Можно сказать что в дошкольном возрасте мы все креативны, непосредственны и открыты. Проведение развивающих и образовательных занятий расширяет возможности детей в проявлении личностной креативности, через занятия музыкальной, изобразительной, конструкторской и др. видами творчества. С переходом детей в школьные образовательные учреждения и сменой ведущего вида деятельности с игровой на познавательную или учебную приоритетом становится включение обучающихся в учебный процесс и реализация образовательных стандартов. Учителя часто пренебрегают творчеством детей, предлагая им более традиционные формы усвоения информации или получения знаний. Однако, формирование у учащихся тех или иных компетенций и современные педагогические требования к усвоению знаний, подталкивают нас к использованию новых, необычных или пародоксальных приемов, а значит современному педагогу надо быть креативным и учить креативности своих подопечных учеников. Обратив внимание на детей ОВЗ, мы не должны забывать и о них. Если говорить о использовании творческих или креативных подходов в обучении детей ОВЗ, то следует заметить, что эта группа детей нуждается в такой возможности даже болье, чем дети обычных школ. Это вытекает из пролонгированных сроках обучения и индивидуальных особенностей обучающихся. В коррекционной деятельности развитие у детей элементов креативности видится нам в применении методов "мозгового штурма" при решении поставленных учебных или образовательных задач, в формировании поисковой деятельности под руководством взрослого. А так же в более традиционных занятиях связанных с музыкальной, изобразительной, театральной или конструировании, которая реализуется не только в учебное время, но и во вне учебное во внеурочной деятельности. Для поддержания интереса к коррекционным занятиям учителю дефектологу также следует использовать творческий подход в составлении заданий для обучающихся, это сделать проще, так как дефектолог не связан необходимостью оценивания детей по итогам их работы и может использовать креативность оценивания так же как один из приемов по развитию креативности у детей ОВЗ, давая образец деятельного подхода и коммуникативных навыков. Таким образом в деятельности по развитию креативности у детей ОВЗ должно быть уделено время и педагогические работниками должны быть носителями, можно сказать образцами, этой самой креативности.



Предварительный просмотр:

28.02.2022 Городская конференция "Создание условий для развития патриотизма у детей: дань моде или историческая необходимость?"

Формирование патриотизма у детей ЗПР - историческая необходимость. С становлением гуманистической парадигмы, особую значимость принимает работа с детьми ОВЗ. Современный Федеральный Государственный Стандарт дает возможность обучения детей по программам наибольшим образом подходящим к возможностям детей. Поэтому обучение для детей ЗПР (задержка психического развития) предусмотрены программы 7.1, 7.2. Не однородность развития психофизиологических особенностей данной группы детей не позволяет нам заниматься глубоким ранжированием внутри этих программ детей на группы. Однако это нивелируется пролонгированными сроками обучения. Формирование патриотических чувств у детей ЗПР ведется в учебной и внеучебной деятельности. Подготовка и участие в календарных праздниках общепринятых датах с их разъяснениями ведется регулярно и прописаны в календарно-тематическом планировании в учебных программах, которые заверены и прописаны в общешкольных документах. Так же дети участвуют в различных конкурсах рисунков, музыкальных конкурсах имеющих историческую основу, что так же формирует определенное чувство гордости за историю своей страны. Особую значимость в формировании патриотических чувств занимают знания о своей семье, регулярно проводимые совместные проекты с родителями и детьми, приуроченные к Дню Защитника, Дню Победы, Дню Отца, которые укрепляют связь поколений. Только взаимосвязь с семьи и школы, их совместные усилия позволят формировать чувство гордости за свою семью, своих родных, а значит и свою Родину. Постепенный переход от теплых и дружеских отношений в семье, к уважению в коллективе и гордости за свое Отечество, вот основная цель проведения столь широкой и совместной работы всех педагогов образовательного учреждения и семьи. Только реализация всех этих условий может позволить говорить о возможности формирования у детей ЗПР глубоких патриотических чувств в отношении своей Родины, своего Края или города.