Самообразование
Работа по самообразованию представлена на серии мастерклассов для педагогов учебного комплекса ГБОУ Школа №281 в 2015-2018 гг.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕЗБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ, СОЗДАННОЙ ПО ПРИНЦИПАМ ПЕДАГОГИКИ М.Монтессори.
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество предоставляет равные права лицам с ограниченными возможностями здоровья для получения полноценного образования, однако при этом необходим индивидуальный подход в обучении и воспитании таких детей.
Как отмечают многие исследователи (Лубовский В.И., Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. и др.), первоочередной задачей в работе с детьми, имеющими различные формы дефекта, является выявление и определение закономерностей и особенностей их развития.
При этом должны учитываться:
-степень тяжести дефекта;
-компенсаторные возможности организма;
-индивидуально-типологические особенности.
Эти данные важны для определения образовательного маршрута и дальнейших разработок диагностики нарушений и отбора в учреждения соответствующего типа.
Специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья является составляющей частью единой системы образования России. Создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной коррекции нарушений, психолого-педагогической реабилитации, социальной адаптации относится к первостепенной задаче системы специального образования в России. Одна из целей специального образования определяет социальную адаптацию и интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья является в общество. В гуманистической интерпретации цель специального образования состоит в том, чтобы сделать полноценным и достойным существование человека с ограниченными возможностями.
Этим и обусловлен социальный и государственный заказ системе специального образования – формирования у таких детей необходимых умений, владение которыми обеспечивает им достойное существование и влияет на успешность социальной интеграции.
У детей с ограниченными возможностями здоровья часто имеют место сочетания первичных сенсорных, двигательных, речевых, эмоциональных нарушений друг с другом, при этом они сочетаются с умственной отсталостью разной степени. Данной проблеме посвящены многие работы как отечественных, так и зарубежных ученых (Л.С Выготский, М.Г. Блюмина, Т.А. Власова, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, М.И. Певзнер, В.И. Чулков, Е.А. Стребелева А.В. Закрепина, Ф.Хилл, Д.Фишер, В. Диксик и др.).
Однако, до сир пор остается явное противоречие между значимостью и актуальностью данной проблемы и недостаточностью разработки ее на современном этапе. Это обусловлено тем, что на сегодняшний день остается мало изучены своеобразия проявлений психического развития и механизмы формирования психического дизонтогенеза у детей в условиях комплексного нарушения. Также необходимо отметить, что отсутствие четко разработанных концептуальных организационно-методических подходов к решению проблемы создают определенные трудности в поддержке и помощи детям, имеющим сочетание двух или более нарушений.
На сегодняшний день достаточно непросто разобраться в них. Педагогам, дефектологам, специальным психологам не всегда сразу удается выстроить индивидуальный образовательный маршрут ребенка и в процессе поиска он видоизменяется, что-то никак не вписывается, хотя по всему должно помогать, а что-то неожиданно приносит определенные плоды.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (со сложной структурой дефект), требуют пристального внимания, как со стороны педагогов, так и со стороны врачей. Но в первую очередь необходимо помочь родителям и подготовить их к принятию такого ребенка со всеми вытекающими последствиями. Родители с помощью специалистов-дефектологов имеют возможность принимать непосредственное участие в обучении и воспитании своего ребенка и тем самым активно влиять на его психофизиологическое развитие и социализацию в целом.
Экспериментальное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (со сложной структурой дефекта) показало, что особо организованные педагогические условия и своевременная высококвалифицированная коррекционная помощь сглаживает картину выраженных вторичных дефектов отклонений в развитии этих детей.
Различные педагогические технологии, используемые дефектологом в своей работе с ребенком, позволяют создать не только условия для благоприятного формирования основных линий его развития (социально-личностной, познавательной, речевой, физической), но и представить индивидуальный путь его социализации. На наш взгляд таким требованиям и отвечают здоровьесберегающие образовательные технологии развивающей среды созданной по принципам педагогики М.Монтессори. На них и остановимся подробнее.
Первая встреча с детьми с ограниченными возможностями здоровья у М.Монтессори произошла в Университетской клинике. Наблюдая за ними, она укреплялась в мысли, которая стала отправной точкой ее педагогической системы.
Для детей окружающая обстановка всегда должна способствовать активному полезному действию с помощью педагогов и родителей.
Детям, как с ограниченными возможностями здоровья, так и здоровым необходима специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы все знания о мире, представлены в эталонах достижений человеческой мысли.
Как же устроена такая специальная развивающая среда? На основе многолетних наблюдений М.Монтессори делает вывод, что существует определенное количество материалов, достаточных для развития. В подготовленную среду входят материалы, помогающие развитию ребенка в самых различных направлениях.
Это материалы для освоения бытовых навыков, специальные пособия для развития сенсомоторики, речи, письма, чтения, математических представлений, представлений об окружающем мире. Все материалы, предложенные Марией Монтессори для детского сада и начальной школы, по своей ясности, структуре и логической последовательности соответствует периодам наибольшей восприимчивости ребенка. Сензитивные периоды психического развития ребенка одно из оснований ее метода. Для детей с ограниченными возможностями здоровья этот процесс «врастания в жизнь» приобретает специфические черты и протекает по «совершенно иному руслу»: присвоение человеческого опыта у таких детей ограничено; затруднены их взаимоотношения с окружающей средой. Здоровьсберегающие технологии М.Монтессори, используемые в коррекционной работе, позволяют улучшать клиническую картину нарушенного психического развития таких детей путем своевременного поиска и разработки содержания «обходных путей» воспитания и обучении.
Перейдем к более конкретному рассмотрению использования данных технологий на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Как же устроена специально-подготовленная среда? На основе многолетних наблюдений М.Монтессори делает вывод, что существует определенное количество материалов, которых может быть достаточно для развития ребенка. В такую подготовленную среду входят материалы, которые помогают развитию ребенка по основным направлениям развития его личности.
Это материалы:
-для освоения навыков обыденной жизни;
-для развития сенсомоторики;
-для развития мышления и речи;
-для развития математических представлений;
-для подготовки руки к письму;
-для ознакомления с окружающим миром.
Все материалы здоровьесберегающих образовательных технологий в развивающей среде, созданной по принципам педагогики М.Монтессори по своей ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости ребенка. Ребенок с его индивидуальными и социально-эмоциональными потребностями всегда находится в центре внимания. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья эти периоды проходит далеко не своевременно, возрастные психологические новообразования не проявляются в отведенный им срок. Это и определяет его особый путь.
Так, называемые «обходные пути» выстраиваются в процессе коррекционно-развивающих занятиях независимо от возраста ребенка благодаря использованию не только специальных методик, но и здоровьесберегающих технологий М.Монтессори
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕЗБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ, СОЗДАННОЙ ПО ПРИНЦИПАМ ПЕДАГОГИКИ М.Монтессори.
ЧАСТЬ 1
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ НАВЫКОВ ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ
- «Упражнение переливание из одного сосуда в три через воронку»
МАТЕРИАЛ: поднос, прозрачный кувшин с отметкой уровня воды, три прозрачных сосуда с отметками уровня воды, воронка, губка, фартук.
ЦЕЛИ: учить - правильно брать кувшин с водой, удерживать его при переливании, развивать координацию обеих рук, продолжать развивать соотносящие действия, формировать положительное эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
НОВЫЕ СЛОВА: кувшин, переливать, наливать, воронка, фартук.
РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ: педагог вместе с ребенком или ребенок один ставит материал на рабочий стол. Педагог показывает последовательность. Берет воронку, вставляет ее в пустой сосуд, затем правой рукой берется за ручку кувшинчика, левой - поддерживает его носик, приподнимает кувшинчик и наливает в него воду через воронку до отметки. Далее педагог повторяет такие же действия с двумя другими сосудами. Если на подносе есть вода, ее вытирают губкой. Педагог предлагает ребенку самостоятельно выполнить задание.
- Упражнение «Разливание воды из одного сосуда в два»
МАТЕРИАЛ: поднос, кастрюля с отметкой уровня воды, которая определяет общий объем воды для мисочек, две небольшие мисочки с отметками уровня воды, половник, губка, фартук.
ЦЕЛИ: координация движений, развитие мелкой моторики развитие самостоятельности, концентрации внимания.
НОВЫЕ СЛОВА: кастрюля, половник, наливать, вытирать.
РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ: ребенок ставит на стол материал, берет правой рукой половник, зачерпывает воду в кастрюле и разливает ее понемногу в каждую мисочку. Левой придерживает за ручку кастрюли. Внимательно смотрим, чтобы не перелить через край мисочки, стараться наливать воду до отметки. Когда мисочки будут наполнены - половник кладется на поднос. Работа закончена, но ее можно повторить. Если нет, то перед тем как отнести материал на место, промокаем оставшиеся на подносе капли.
3. Упражнение «ПЛАВАЮЩИЕ ШАРИКИ»
МАТЕРИАЛ: на подносе стоят две маленькие миски (одна из них с водой), лежит ситечко с ручкой. В воде плавают 3-4 теннисных шарика. Маленькая губка.
ЦЕЛИ: учить правильно держать ситечко, развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, развивать внимание и целенаправленные действия при выполнении задании.
НОВЫЕ СЛОВА: ситечко, теннисные мячики.
РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ: ребенок ставит на стол материал перед собой. Миска с водой и шариками стоит слева. Ситечко берет в правую руку и с его помощью перекладывает плавающие шарики в пустую миску. Замечает, что вода проливается в дырки, а пластмассовые шарики не тонут. Если после работы на подносе остались капли, он вытирает их губкой, осуществляя тем самым контроль над ошибками.
4. Упражнение «ВЗБИВАНИЕ ПЕНЫ»
МАТЕРИАЛ: на подносе миска с водой, венчик, баночка с жидким мылом, одноразовая пластмассовая трубочка для сока губка.
ЦЕЛИ: развивать зрительно-двигательной координацию рук, учить выполнять соотносящие действия, развивать точность движения обеих рук, формировать внимание и целенаправленные действия при выполнении задания, вызывать положительное отношение к выполнению задания.
НОВЫЕ СЛОВА: венчик, жидкое мыло, пена, пускание пузырей.
РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ: ребенок ставит на стол перед собой поднос с материалом. Берет баночку с жидким мылом, нажимает несколько капель в воду. Затем берет венчик и взбивает мыльную воду в пену. Можно далее усложнить задание. Ребенок кладет венчик на поднос и берет трубочку в рот, другой ее конец опускает в пену и пускает мыльные пузыри.
5.Упражнение «Рамки – Застежки»
(рамка с ремнями)
МАТЕРИАЛ: деревянная квадратная рамка, на которую натянуты две половинки кожи. Обе половинки соединены четырьмя ремнями.
ЦЕЛИ: учить застегивать и расстегивать ремешки и пряжки, развивать мелкие движения рук и координацию действий обеих рук, формировать положительное отношение к результату своей деятельности.
НОВЫЕ СЛОВА: ремешок, штырек, расстегнуть, застегнуть.
РАБОТА С МАТЕРИЛОМ: рамку педагог кладет на стол и показывает, как расстегиваются и застегиваются пряжки. Работа начинается сверху вниз, движения производятся медленно. Затем предлагается ребенку повторить это самостоятельно, при затруднении педагог оказывает помощь или выполняет вместе с ним.