Мини- музей в ДОУ как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
1.Особенностью создания нашего мини-музея является, то что в его создании участвуют дети, родители и воспитатели. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящем музеи трогать экспонаты нельзя, а у нас не только можно, но и нужно.(набрать воды из колодца, взять ухват и поставить чугунок в печь , посидеть у самовара ,послушать сказку и т.д.). В детском саду часто проводятся различные выставки и конкурсы, подготовка к которым стимулирует пополнение коллекции. Для стимуляции сенсорной деятельности и устранению эмоциональных и психических нагрузок у детей мы создали сенсорное дерево. Оно приглашает войти в домик, одобряет ответы детей, привлекает их внимание к новым играм и заданиям. Облик дерева меняется согласно сезону. Внутри дерева могут разместиться сразу несколько детей (поиграть в «Теремок»). Наше дерево живет полной жизнью. Мини-музей удобно посещать каждый день, можно самостоятельно переставлять экспонаты, брать в руки рассматривать. Ведущим методом в работе с детьми как известно является игра. Именно в игре моделируя разнообразные ситуации ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия помогают детям проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать преобразовывать накопленные историко-культурные ценности. 2. Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика. *помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры; *способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности; *позволяет развить у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Интерес к народному творчеству дети отражают в рисунках, поделках . Для формирования патриотизма у детей, мы проводим беседы, читаем стихи, рассказы, рассматриваем альбомы на соответствующую тематику, знакомимся с символами государства(гербом, флагом, гимном). Наш мини-музей, это результат общения совместной работы воспитателей, детей и их семей. В настоящее время актуальным является осмысление и значимость русской культуры, традиций, народных промыслов в системе дошкольного образования. Наша работа по созданию мини-музея в ДОУ продолжается. Мы ищем новые формы работы взаимодействия с воспитанниками, разрабатываем дидактические и развивающие игры на тему «Народная игрушка». Народные игрушки быстро исчезают из детства, предпочтение отдается иностранным игрушкам (куклам барби, роботам). Наше желание знать какой же была народная игрушка, как ею играли , и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но и стремление знать и понимать прошлое своего народа. И всю эту информацию донести до подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мини-музей как средство развития познавательной активности дошкольников | 26.72 КБ |
Сталинградская битва | 522.66 КБ |
Письма с фронта | 893.67 КБ |
история русской прялки | 89.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини-музей как средство развития познавательной активности дошкольников
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определены условия необходимые для развития познавательной активности дошкольников, а именно создание разнообразной по содержанию развивающей предметно-пространственной среды, учет индивидуальных особенностей и интересов детей, самостоятельный выбор деятельности.
Мини – музей в ДОУ приобретает большую популярность в системе дошкольного образования, так как является познавательным центром, результатом общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей. Ребенок является не только соавтором, но и творцом экспозиции. Дети совместно со взрослыми участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты, пополняют их своими рисунками и поделками. Поэтому он стал неотъемлемой частью развивающей среды в нашей группе.
Цель мини -музеев: формирование познавательно – исследовательских умений детей дошкольного возраста средствами создания мини – музея.
Задачи:
1. Обогатить развивающую предметно – пространственную среду ДОО.
2. Создание единой системы воспитательной работы с детьми, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога, ребенка и родителей.
3. Сформировать у дошкольников представления о музее.
4. Создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность;
5. Способствовать формированию интереса к ценностям, уважение и бережное отношение к ним.
6. Заинтересовать родителей в создании мини-музея;
7. Стимулировать саморазвитие педагогов, поделиться с ними своим опытом работы.
Вместе с детьми мы разработали правила поведения в музее:
1. В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками;
2. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место;
3. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;
4. Можно и даже нужно задавать вопросы;
5. Можно пополнять музей новыми экспонатами.
Назначение, оформление и содержание каждого мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей .
Каждый мини – музей — это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Все экспозиции интерактивны, доступны детскому восприятию. Мини-музеи в детском саду дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
В нашей детском саду «Тополёк» открылись следующие мини – музеи:
1.«Золотые ручки»
Цель: развитие творческих способностей детей, сплочение родителей и педагогов, налаживание между взрослыми и детьми взаимопонимания сотрудничества.
Задачи мини-музея:
1. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
2. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
3. Формирование у дошкольников представления о музее.
4. Расширение кругозора дошкольников.
5. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
Важная особенность мини-музея — участие в его создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они учавствовали в обсуждении его тематики, приносили из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
2. «Бабушкин двор».
Цель: формирование представлений у детей о домашних животных, о взаимосвязи животных с человеком — растений и животных, их пищевой зависимости .
Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Для того чтобы сформировать у детей реалистические знания и гуманное отношение к животным, возникла идея создания этого мини - музея, который ближе познакомит детей с миром животных. В течении данного проекта мы читали рассказы, сказки, потешки, стихи детям о животных; разгадывали загадки, рисовали и лепили животных разными способами; играли в дидактические, подвижные и музыкально – ритмические игры, прослушивали народные сказки о животных. Для детей и их родителей был объявлен конкурс «Осенние фантазии», в котором они приняли активное участие.
3. «Народная мастерская».
Цель: познакомить детей с историей возникновения народных промыслов; развивать у детей чувство эстетического восприятия произведений искусства.
В ходе тематической недели мы знакомились с народной игрушкой, с народными промыслами (вышивание, вязание, с устным народным творчеством. Рассматривали альбомы, книги, изделия, выполненные нашими мамами и бабушками. Показала как раньше пряли пряжу на прялке, кипятили воду в самоваре, гладили белье углевым утюгом, рубили капусту в корыте, стирали белье с помощью рубеля. Познакомились дети и с традиционным русским костюмом. Дети сами мастерили тряпичных кукол «Домашнего ангела» , "Масленицу, «Веснянку», «Пеленашку»" и оформляли выставку.
4. «Елочные игрушки».
Цель: познакомить с историей возникновения новогодней игрушки, учить бережно относиться к праздничным народным традициям и обычаям; рассказать об использовании бросового и природного материала для изготовления поделок.
Под экспозицию было выделено специально отведенное место, доступное взору детей, обеспечен свободный доступ к нему в любое время дня. Стеклянные игрушки в целях безопасности рассматривались под присмотром педагога. В каждом доме елочные игрушки хранятся из поколения в поколение и занимают на пушистых ветках достойное место рядом с современными елочными украшениями. Игрушки бережно извлекаются из заветных коробок, вспоминается происхождение каждой из них и только после этого они развешиваются на елке. Для детей и их родителей был объявлен конкурс «Елочная игрушка», в котором они приняли активное участие.
5. "О людях, чьи подвиги не меркнут в веках"
Цель: создание оптимальных условий для формирования патриотических чувств и становления активной гражданской позиции дошкольника.
В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:
Задачи:
- формировать у ребенка отношение к себе как полноправной личности;
- способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств, развитию этнической идентичности ребенка;
- воспитывать чувство привязанности к родному краю, гордости за историю страны, её народ, культуру, уважение к обычаям, традициям своего и других народов.
- развивать способность к толерантному общению, позитивному взаимодействию с ровесниками, родителями, другими людьми;
- ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Любовь дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким к нему людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к родному поселку, городу, к детскому саду. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Поэтому знакомлю детей с историей нашего поселка, его развитием.
Экспонаты используются для проведения различных занятий, бесед, игр. Способствуют развитию речи, познавательной активности, развитию воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.
Создание мини-музеев обеспечивает наглядность всего образовательного процесса, способствует взаимодействию детского сада с семьёй и социумом.
Благодаря эффективным формам и методам мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей
Предварительный просмотр:
Сталинградская битва (1942-1943 гг.)
Сталинградская битва продолжалась с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года, и считается самой масштабной сухопутной битвой в истории человечества. Эта битва обозначила перелом в ходе Второй мировой войны, в ходе этого сражения советские войска окончательно остановили войска гитлеровской Германии, и заставили их остановить наступление на русские земли.
Историки считают, что общая площадь, на которой разворачивались военные действия во время Сталинградской битвы, равняется сто тысяч квадратных километров. В ней принимали участие два миллиона человек, также две тысячи танков, две тысячи самолетов, двадцать шесть тысяч орудий. Советские войска в итоге победили огромную фашистскую армию, которая состояла из двух немецких армий, двух румынских, и еще одной итальянской армии.
Предпосылки Сталинградской битвы
Сталинградской битве предшествовали другие исторические события. В декабре 1941 года Красная Армия победила фашистов под Москвой. Ободренные успехом, руководители Советского Союза дали приказ о начале широкомасштабного наступления под Харьковом. Наступление не удалось, и советская армия была разгромлена. Немецкие войска после этого пошли на Сталинград.
Захват Сталинграда нужен был гитлеровскому командованию по разным причинам:
- Во-первых, захват города, который носил имя Сталина, вождя советского народа, мог сломить моральный дух противников фашизма, и не только в Советском Союзе, но и во всем мире;
- Во-вторых, захват Сталинграда мог дать фашистам возможность перекрыть все жизненно необходимые для советских граждан коммуникации, которые соединяли центр страны с ее южной частью, в частности, с Кавказом.
Ход Сталинградской битвы
Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года возле рек Чир и Цимла. 62-я и 64-я советские армии встретились с авангардом шестой немецкой армии. Упорство советских войск не дало возможности немецким войскам прорываться к Сталинграду быстро. 28 июля 1942 года был издан приказ И.В. Сталина, в котором было явно сказано: «Ни шагу назад!». Этот знаменитый приказ многократно позже обсуждался историками, и к нему было разное отношение, но он оказал большое воздействие на народные массы.
История Сталинградской битвы кратко во многом определялась этим приказом. Согласно этому приказу, были созданы специальные штрафные роты и батальоны, в которые входили рядовые и офицеры Красной Армии, которые в чем-либо провинились перед Родиной. С августа 1942 года сражение происходит в самом городе. 23 августа немецкий авиационный налет уносит жизни сорока тысяч человек в городе, а центральную часть города превращает в горящие руины.
Потом 6-я немецкая армия начинает прорываться в город. Ей противостоят советские снайперы и штурм-группы. Отчаянная схватка происходит за каждую улицу. Во второй половине сентября немецкие войска теснят 62-ю армию, и прорываются к Волге. При этом река контролируется немцами, и все советские корабли и лодки обстреливаются.
Значение Сталинградской битвы состоит в том, что советскому командованию удалось создать перевес сил, а советские люди своим героизмом смогли остановить мощную и хорошо оснащенную технически немецкую армию. 19 ноября 1943 года начинается контрнаступление советских войск. Натиск советских войск привел к тому, что часть немецкого войска была взята в окружение.
В плен попали более девяноста тысяч человек – солдат и офицеров немецкой армии, из которых в Германию вернулись не более двадцати процентов. 24 января командующий немецкими войсками Фридрих Паулюс, которому позже Гитлер присвоил звание генерал-фельдмаршала, просил у немецкого командования разрешения объявить капитуляцию. Но ему в этом было категорически отказано. Все же 31 января Паулюс был вынужден объявить капитуляцию немецких войск.
Итоги Сталинградской битвы
Разгром немецких войск вызвал ослабление фашистских режимов в Венгрии, Италии, Словакии, Румынии. Результатом битвы явилось то, что Красная армия прекратила обороняться и стала наступать, и немецкие войска вынуждены были уходить на запад. Победа в этой битве была на руку политическим целям Советского Союза, и ускорила освобождение от фашизма многих других стран.
Блокада Ленинграда
Осада города на Неве началась 8 сентября 1941 г., когда гитлеровцы окружили нашу северную столицу и сомкнули кольцо. Со стороны противника действовали объединенные силы немецких, испанских («Голубая дивизия») и финских войск. План Гитлера был таков: Ленинград следовало не только захватить, но и разрушить полностью. Во-первых, воцарение на этой территории давало возможность Германии властвовать по всему Балтийскому морю. Естественно, в случае удачи был бы уничтожен наш флот. Во-вторых, падение Ленинграда имело огромное значение для укрепления духа немецкой армии и для осуществления попытки морального давления на все население Советского Союза: Ленинград всегда был второй столицей, поэтому, если бы он попал руки врага, духовные силы советских воинов могли оказаться сломленными. После Ленинграда значительно упрощалась задача расправы с Москвой.
После бомбежки
Ленинград был совершенно не готов к осаде. Никаких особых запасов продовольствия не имелось, так как город снабжался привозными продуктами. Вдобавок гитлеровцы постоянно совершали артобстрелы, стараясь попасть в склады, где хранились мука и сахар. Для ленинградцев началась тяжелейшая жизнь: уже в середине осени в город пришел страшный голод. Паек для работающих постоянно уменьшался, в результате дошел до цифры 250 г хлеба в день. Детям и иждивенцам полагалось и того меньше – по 125 г. Что это был за хлеб! Жмых, опилки, желуди и пыль, оставшаяся от запасов муки… Больше никакой еды. Конечно, на таком пайке люди умирали массово. Абсолютно нормальным стало явление, когда человек медленно шел по улице и вдруг падал от истощения. Проходящие мимо констатировали смерть. Трупы убирали своими силами те, кто еще мог как-то передвигаться. От голода и его последствий скончались более 630 тысяч человек. Немало погибло при бомбежках.
Смерть от голода – обычное явление в осажденном городе
Удивительно и непостижимо для нашего поколения: на таком питании люди умудрялись не только выжить, но и трудиться. Работали заводы, выпуская боеприпасы. Действовали школы, больницы, не закрывались театры. Дети и подростки работали наравне со взрослыми, обучались тушить сброшенные бомбы. Немало жизней спасли 10-12 летние мальчишки и девчонки. Единственным средством сообщения с «большим миром» оставалась «Дорога жизни» — тоненькая артерия, по которой в город поступала «кровь»: питание, медикаменты. По этой же дороге эвакуировали всех, кто лишался сил. Несколько раз наши войска пытались прорвать блокаду. Еще в 1941 г. предпринимались попытки, не увенчавшиеся успехом, так как силы противника были неизмеримо больше. И вот 18 января 1943 – блокадное кольцо прорвано! Город воспрял духом. У жителей словно появились новые силы. 27 января 1944 блокада окончательно была снята. Пережить то, что довелось пережить жителям блокадного Ленинграда, — это настоящий подвиг. Об этом необходимо помнить всем нам. И рассказать последующим поколениям. Люди обязаны хранить вечную память о той страшной войне со всеми ее ужасами – чтобы она никогда не повторилась.
Дорога жизни
Источник: http://interesting-information.ru/2016/12/blokada-leningrada-kratkaya-informaciya
Предварительный просмотр:
Маленькие пожелтевшие треугольники, пропахшие порохом, ветхие страницы с выцветшими чернилами и кляксами. Фронтовые письма до сих пор во многих семьях бережно хранятся и передаются как реликвия будущим поколениям, чтобы мы никогда не забывали. Каждое письмо пропитано тоской и любовью, надеждой на будущее и рассказами о жизни в тылу и на передовой.
У каждого письма своя история, отражающая, как зеркало, судьбу семей, которых коснулась страшная и неотвратимая рука войны. Письма, от которых мурашки по коже, ком в горле и слезы на глазах. Письма, рассказывающие историю целого народа, письма, ставшие самой историей.
Я подготовила подборку фронтовых писем, чтобы сохранить память о войне. Хотя бы для того, чтобы она больше никогда не повторилась.
«Здравствуй, дорогой сынок Толя! 22 июня исполняется год, как я не видел тебя. Я очень соскучился по тебе, часто тебя вспоминаю. Тебе уже пять лет, вот какой ты большой. Расти, сынок, будь умненьким, люби своего братишку, учи его. Я скоро вернусь. Вот прогоним всех фашистов, и вернусь. Крепко целую тебя. Твой папа».
Из письма неизвестного солдата
«Девочка моя, приготовь себя к разлуке. Впереди 1942 год. Живи, как и я, надеждой на встречу».
«Здравствуй, Верусинька и сынулька Эдинька! Верушечка, не грусти. Готовься к зиме. Купи сыну валенки и сшей ему шубку. Люблю вас. Алексей».
Из писем Алексея Рогова, командира эскадрильи авиаполка. Звание Героя Советского Союза получил посмертно
«Ранило в правую ногу. Сделали операцию, вытащили осколок. Ранение легкое — уже хожу на перевязку сам. Надеюсь, что скоро заживет и опять буду бить немецкую гадину. За измученный наш советский народ, за вас, мои родные».
Гвардии сержант Андрей Гаденов. 10 ноября 1942 год.
«Недалеко от места, где мы стоим, расположен лагерь. Лагерь уничтожения. Ты, наверное, читала в газетах о лагере на Майданске. Так этот лагерь в несколько раз превосходит майданский. Шесть миллионов человек было уничтожено там. <...> Камеры, в которых людей душили газом; печи для сожжения трупов; рвы, в которые сбрасывались трупы, вернее, укладывались с немецкой аккуратностью — один ряд головами в одну сторону, другой — в другую. Рвы, доверху наполненные кровью. И во всем и везде эта дьявольская немецкая аккуратность.
Может быть, в тылу не все верят описаниям этих бесчисленных ужасов. Да и в самом деле трудно поверить, что люди, похожие внешне на нас, могли дойти до такой нечеловеческой жестокости. Но когда видишь все это, задаешь себе вопрос: кто они, эти существа, захотевшие истребить человечество? Люди ли это? Конечно, это не люди! Скоро настанет конец этим ужасам, будет расплата».
Борис Ручьёв. 7 марта 1945 года
Свободного времени мало. Многому приходится учиться на ходу. Но не стоит унывать. Мы победим. Мама, папа и бабушка, за меня не беспокойтесь. Не плачьте. Все хорошо. Ваш сын Коля». Николай Дронов. Погиб под Керчью в 1942 году .
Боец Сталинградского фронта отправляет письмо домой.
Сестра медсанбата пишет письмо родным под диктовку раненого солдата. 1-ый Прибалтийский фронт.
Жене и детям в деревню Шишкино Горьковской обл.
3 сентября 1942 г.: «Здравствуйте, родная семья! Во-первых, супруга и детки Лида, Валя, Вова, Коля, Галя и маленький Боря. Шлю вам всем привет. Дальше сообщаю, что получил от вас 2 письма в один день. За которые благодарю. Ещё спасибо дочке Валентине за то, что пишет письма, но напоминаю тебе, дочка, что ты мне ни от кого не написала поклона. Я во сне был дома, и мать на руки дала мне Борю, который был очень сонный, но румяный. Я был очень доволен сном, что видел своё семейство, в особенности малого сына. Пишу письмо вечером после окончания службы в 11 часов. У меня был маленький запас сухарей и сахара, и я сижу пью сладкий чай и пишу письмо. Жаль Николая. Может быть, что и я тоже не ворочусь домой, как и он. На передовую можно попасть через час и утром уже не быть в живых. Пока стоим в деревне, работаем, в дому живём, считаю, лучше вашего, потому что кушаем чистый хлеб…»
Семье в Омск
25 cентября 1941 г.
«Дорогие и милые Лёлик, Белуська и Лида! Шлю вам свой сердечный привет и желаю всего наилучшего... Как дела с овощами? Я предполагаю, что овощей у вас в нынешний год вполне хватит. Как наша дочура, выросли ли зубёнки? Меня это очень интересует. Как я соскучился о вас всех! Но когда придётся увидеться - это вопрос растяжимый... Милый Лёлик поцелуй за меня наше золотко».
22 июня 1941 год.
Рано утром на рассвете началась Великая Отечественная война. Народ назвал её великой, потому что длилась она 4 года! 1417 дней и ночей!
Она унесла 27 миллионов людских жизней: жёны потеряли мужей, братья – сестёр, сотни тысяч детей остались сиротами.
За 4 долгих года много пришлось пережить солдатам. Сначала им пришлось отступать до самой Москвы. И только потом советские войска перешли в наступление.
Было много страшных битв,
В которых враг проклятый был разбит.
Великое сраженье под Москвой,
В котором мы врагу
Сказали грозно: “Стой!”
Конечно, вспомнить надо
И окружение врага под Сталинградом,
И Курскую дугу, и Крым, и Ленинград.
Был Гитлер, что напал на нас, уже не рад.
И мы пошли освобождать Европу -
Солдаты наши в блиндажах, в окопах,
В землянках, танках, дотах, дзотах,
На кораблях и в самолётах...
Фашистских оккупантов побеждали -
До самого Берлина немцев гнали.
Был взят Берлин, и на Рейхстаг
Был гордо водружён наш флаг!
Битва под Москвой была решающей, немецкие генералы в бинокли уже видели Москву, но русские солдаты смогли остановить врага, и после этого началось наступление нашей армии. Советские воины освободили от фашистов не только нашу страну, но и другие страны Европы. Последние бои были в Берлине– столице Германии. Рейхстаг– здание, где работало германское правительство.
Когда немцы поняли, что они проиграли войну, они стали более ожесточённо защищать столицу Германии – Берлин. Шли бои за каждую улицу, за каждый дом. В самые последние дни войны погибали от пуль и немецкие солдаты, и русские. Гибли и мирные немецкие люди. Но советские солдаты ценой собственной жизни жителей Берлина спасали от пуль и снарядов. Советский солдат действительно совершил подвиг, и жители Берлина после войны в центре города поставили ему памятник.
Знамя Победы над рейхстагом. Памятник воину-освободителю.
Стоит русский солдат на высоком постаменте, в одной руке он держит меч, а другой рукой нежно и бережно прижимает к себе немецкую девочку, как будто хочет закрыть её от пуль и снарядов. И неважно, как его зовут, наверное, много было таких солдат, которые, рискуя собственной жизнью, спасали немецких детей.
.
Солдаты.
Это было в мае на рассвете, нарастал у стен рейхстага бой…
Девочку немецкую заметил наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла, в голубых глазах застыл испуг,
А куски свистящего металла смерть и муку сеяли вокруг…
И сейчас, в Берлине, под обстрелом, полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом осторожно вынес из огня.
Скольким детям возвратили детство, подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской, люди, победившие войну!
И в Берлине в праздничную дату был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату с девочкой спасённой на руках. Геннадий Рублёв
Письма с фронта играли важную роль в жизни людей. Письма писали, потому что людям было необходимо общаться на расстоянии. Четыре долгих года шла война! И письма вселяли надежду, что надо верить в победу, что до встречи осталось совсем немного. Во многих семьях есть солдатские письма, которые хранят долгие годы и перечитывают их много раз. Это письма от родных и близких, которых, уже нет рядом.
Такое же большое значение имели письма родных на фронт. Они поднимали боевой дух солдат.
С.Маршак “Почта военная”
Сын писал письмо отцу и поставил точку.
Дочка тоже к письмецу приписала строчку.
Много дней письму идти, чтоб дойти до цели.
Будут горы на пути, гулкие туннели.
Будет ветер гнать песок за стеклом вагона
– Как вы понимаете эти слова?
А потом мелькнёт лесок, садик станционный.
А потом пойдут поля и леса густые,
Пашен чёрная земля – Средняя Россия.
Через всю пройдут страну два листка в конверте
И приедут на войну, в край огня и смерти.
Не было в окопах ни стола, ни стула, ни настольной лампы. Приходилось солдатам писать письма на коленках, на пеньке, под свет лучины или луны.
Не было на войне почты, конвертов и обратного адреса, но почтальоны были, был номер полевой почты. В минуты затишья написанные письма складывали в “солдатский треугольник”, писали адрес назначения, вместо обратного адреса писали № воинской части, складывали все письма в холщовый мешок и отправляли на попутном транспорте в тыл. Не всегда письма доходили до адресата, поэтому солдаты старались писать их очень часто, вдруг хоть одно письмецо из 10 дойдёт до родных.
Закончилась война в мае 1945 года.
9 мая – считается великим праздником. Если вспомнить всех погибших и каждому из них посвятить минуту молчания, тогда население всей Земли будет молчать ТРИДЦАТЬ ЛЕТ !
Предварительный просмотр:
История русской прялки.
Прялка и веретено - древнейшие орудия женского труда.
Труд пряхи и ткачихи издавна почитался у всех народов. Образ пряхи, то лирический, то поэтически-возвышенный, встречается в сказках, мифах, в творениях Гомера. В античном мифе три богини судьбы - Парки прядут нити человеческой жизни. У древних греков пряхам покровительствовала Афина, у славян - языческая таинственная Мокошь, а позднее, в средневековой Руси - Параскева-Пятница.
В течение веков у разных народов складывались свои формы прялок и приемы их украшения.
Русская прялка - это стоячок в виде лопастки, гребня или развилки, крепящийся под прямым углом к подставке-донцу, на которое садится пряха. Делали прялки и из единого куска дерева - пня с корнем. Из пня вырубали стоячок-лопастку, из корня - донце. Такие цельные прялки обычно отличались массивностью и крупными размерами. Их называли "копани", "копылы", "кокорицы". О "прялице-кокорице" часто упоминается в северных русских песнях.
Пряли на веселых сборищах деревенской молодежи - посиделках - и у себя по избам. В прежние времена девочку сажали за прялку лет с семи. Она должна была напрясть и наткать столько, чтобы хватило и на приданое, и на подарки родне. После замужества женщина занималась этой работой урывками. В тех местностях, где прядение составляло промысел, женщина за прялкой проводила всю молодость.
Прялка служила свадебным даром жениха невесте. Часто ее дарил на память отец - дочери, муж - жене. Поэтому такой важный в крестьянском обиходе предмет украшали особенно тщательно. Красивую прялку-подарок берегли, передавали из поколения в поколение.
Известно, что на территории нашей страны прялки существовали уже в эпоху неолита. Об этом говорят находки археологов в Вологодской области на реке Модлоне. При археологических раскопках в Новгороде были обнаружены гребни, лопасти и донца прялок, относящихся к XI-XV векам.
С XVIII века получили распространение самопрялки с колесом. Они значительно убыстряли работу. Но орудие древней конструкции не было вытеснено. Причины тому различные. Самая существенная, видимо, в том, что на самопрялке нельзя выделать тонкую пряжу. Лучшие сорта ниток пряли по-старому, на веретене. Изготовление прялок продолжалось до 1930-х годов. Веретена в деревнях точат и сейчас.
В фондах отдела народного искусства хранится более 800 прялок разных районов России. Когда-то небольшая, но ценная коллекция их после Великой Отечественной войны стала быстро пополняться новыми экспонатами, приобретенными во время многочисленных экспедиций. Резные и расписные прялки почти во всем своем разнообразии представлены в экспозиции музея.
Самый старый предмет коллекции - длинное, потемневшее от времени донце прялки. Оно имеет дату, что является редкостью. Примечательна украшающая донце резьба. Узоры, сохранившие почерк руки резчика, как бы открывают нам процесс работы мастера. Он применил различные техники резьбы: контурную и трехгранновыемчатую, глубокую и плоскую. На узкой части доски возле выступа для крепления стояка он сделал ряды простых мелких порезок-зубчиков, косых врезов, будто пробовал остроту ножа. Потом вырезал два треугольника и розетку. Все мотивы расположил плотно. У выступа - начало развития орнамента, своеобразный его зачин. Мастер работает, импровизируя. По мере того как плавно расширяется донце, узор становится крупнее, сочнее, контрастнее по отношению к плоскости доски. Это дуговидные полосы "в елочку", выполненные контурной резьбой, энергично вырезанные трехгранные фигуры, в углублениях которых сгустились тени. Далее во всю ширь донца распластались розетки: шестилепестковый цветок и вихревое "солнце". Они мягко играют светотенью в окружении неглубоких выемок. Композицию мастер замкнул крупными квадратами. Закончив резьбу, он в двух местах пометил дату: "1783 году".
При косом освещении на нижней части доски хорошо различимы контуры неуклюжего коника с ногами в виде углов (так в вышивке изображают ноги животных). Видимо, природную форму непривычно было изображать резчику, его рисунок напоминает детский. А традиционный геометрический узор исполнен артистично, свободно.
«Как на прялке нити прядут и старинное ремесло берегут…»
(История прялки. Прядение.)
Введение
Коса звенела и косила травы,
Не сомневаясь, что имеет право!
А прялка - колесом своим вертела,
Пряла кудель исправно как умела...
Актуальность.
Народные ремёсла хранят вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Одним из таких ремесел является прядение. Веретено и прялки – незаменимые спутницы крестьянских женщин на протяжении всей жизни.
Я заинтересовалась историей прялок, так как видела, у своей бабушки как она на ней пряла.
Актуальность исследования обусловлена особым местом, которое занимала прялка в жизни человека традиционного общества.
Цель исследовательской работы:
Изучение истории прялок разных конструкций (с ручным, ножным и электрическим приводами) и процесс прядения.
Задачи исследования:
- изучить историю прядения на веретене и прялки;
- изучить, историю развития самопрялок начиная с XI до XXI в.
- найти мастеров - умельцев прядения, живущих рядом с нами.
Объект исследования: прялка как феномен народной культуры.
Предмет исследования: конструкция прялки.
Методами моего исследования являются:
- опрос населения п. Юргинский, п. Зеленая горка, п. Кленовка;
- анализ научной литературы по истории возникновения прядения древних славян, начиная с XI-XV века;
- анализ статей и очерков о народных промыслах с XV-XXI в.
Ценность исследовательской работы заключается в использовании данного материала на уроках технологии в разделе декоративно-прикладного искусства, на уроках истории, внеклассных мероприятий, в культурно-просветительской деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. История ручной прялки
Весьма устойчивая традиция радует «примерных», то есть домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси, чаще всего занятыми за прялкой. Здесь я рассматриваю предшествующие стадии «технологического процесса» - прядения нитей. Всё это делалось самостоятельно в домашних условиях.
Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы.
Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме, вошла в обиход на Западе около 1480 года. Что же касается древних славян, то они пряли иным способом – на веретене. Изучив литературу и проанализировав рассказы бабушек, я выяснила, что для прядения необходимы по началу было именно веретено, а позднее в обиход вошли самопрялки.
Веретёна изготавливали из сухого дерева, предпочтительно из берёзы. Длина веретена могла колебаться от 20 до 80 сантиметров. Один или оба конца его заострялись; недаром существует характерное слово «веретёнообразный» - веретено имеет эту форму и «голое», без намотанной нити.
Чтобы нить не рвалась, была длинной, на веретено надевали пряслице – маленький грузик с отверстием. На верхнем конце иногда устраивалась «бородка» для завязывания петли. Кроме того, веретёна бывают «низовые» и «верховые», смотря по тому, на какой конец деревянного стержня надевали пряслице – глиняный или каменный просверленный грузик.
Скрученная нить затем подматывалась на веретено и захлестывалась петелькой на его верхнем конце, чтобы не разматывалась и не соскакивала.
У всех славянских и финно-угорских народов Восточной Европы прядущие тянут нить из кудели левой рукой, а правой - вращают веретено. На Кавказе и в средней Азии поступают наоборот.
Любопытно, что пальцы левой руки, дёргающие пряжу, как и пальцы правой руки, занятые веретеном, приходилось всё время смачивать слюной.
В ходе своей исследовательской работы, я взяла интервью у жительниц нашего поселка Юргинский : Хатьково М. С. 1943 года рождения, Васильевой Р. А. 1935 года рождения, жительницы п.. Кленовка Белозёровой Г.А. 1961 года, Васильевой Н.В. 1976 года рождения из их рассказов я узнала много интересного и нового о процессе прядения. Они с огромным желанием рассказали мне , с чего начиналось прядение. Прясть начали в семь лет, используя веретено, а потом в их обиход вошла самопрялка. И такой способ прядения использовали до 50-х годов 20в. Вначале шерсть чесали щётками (чесалки) , а потом скручивали куделью и привязывали к лопасти.
Об одной из прялок народом сложена загадка, которую современной молодёжи уже не разгадать: «На липе сижу, сквозь клён гляжу, берёзой трясу» Из липы, дерева мягкого и тёплого, делают донце, на которое садилась пряха, в донце вставлялся гребень из клёна, а из берёзы точили веретёнце.
Прялка состояла из двух частей: горизонтальной доски – донца и вставленного в него навершия с лопастью. Иногда вместо донца использовалась лавка с проделанным отверстием, в котором закреплялось навершие. Наиболее древней формой считается прямая прялка, встречавшаяся в XX веке в Рязанской, Тульской, Воронежской губернии.
Самая трудоёмкая деталь прялки, требующая не только хорошего материала, но и большего мастерства, - гребень.
Чтобы изготовить такой гребень, нужно было хорошо высушить кленовую доску, для чего выдерживать её до трёх лет. Клён хорошо обрабатывать режущими инструментами.
Лопасти прялок украшались резьбой и раскрашивались.
Такие прялки представляют собой поистине произведение искусства. В старину в некоторых местностях прялки расписывались в той же технике, что и иконы. Доска покрывалась тонким грунтом из мела и клея.
В настоящее время у бабушек сохранились разъёмные прялки, но без украшений.
Они до сих пор прядут на веретено и самопрялке.
Глава 2. Виды самопрялок
Основные детали самопрялки – веретено или шпулька, вложенная в катушку с гребёнкой. Подножки приводятся в движение ногой при помощи шатуна-махалки; он даёт колесу движение, которое передаётся через туго натянутую струну веретена. Весь этот механизм укрепляется на стояке; на одном столбике стояка находится винт, регулирующий ход веретена, другой столбик имеет гонок – кусочек кожи с отверстием, в которое вставлено веретено.
Есть два типа ножных самопрялок: лежак и стояк. Разница между ними в положении колеса и катушки с веретеном.
У самопрялки (лежака) колесо и катушка расположены в горизонтальной плоскости, а у самопрялки (стояка) – в вертикальной.
Прядение на самопрялке гораздо быстрее, чем на веретене: в день прядут по 400 граммов шерсти, на веретене для этого требуется несколько дней. Но, несмотря на высокую производительность, самопрялка всё же не вытеснила собой веретена ни в одной деревне, многие женщины предпочитали веретено.
При встрече с бабушками я увидела, что жители с. Чуварлей прядут на самопрялке – лежак.
Современное поколение и я, в том числе, учимся прясть на самопрялке от своих бабушек.
В 70 – 80 годах в п. Юргинском стали появляться первые электрические прялки. Они были дорогими, и приобрести сельским женщинам было материально трудно. Другая причина – не отрегулирована скорость моталки, поэтому нить рвалась, путалась, и в итоге прялка выходила из строя. Поэтому жители вскоре отказались от современных электрических прялок. Васильева Н.В. пользуется прялкой и в настоящее время.
В наше время надёжным способом прядения является самопрялка.
Имея свободное время, бабушки могут напрясть, а затем связать носки, варежки, свитера, детские вещи для родственников и на продажу.
Заключение
Подводя итоги исследования, следует отметить, что прядением занимаются люди преклонного возраста, представители того поколения, когда ручной труд и домашнее производство играли важную роль в домашнем хозяйстве, но и люди более молодого поколения.
Я узнала много нового об истории ведения домашнего хозяйства, изучив историю веретён и самопрялок.
Анализируя собранные сведения, я пришла к следующим выводам:
- веретенами бабушки пользуются до настоящего времени;
- женщины прядут на прялках двух видов «лежак» и «стояк», а также на прялках с электрическим приводом.
Поставленные цели и задачи исследования выполнены.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на занятиях в разделе декоративно-прикладного искусства и на занятиях познавательного развития.
Литература
1.Белов В.И. Очерки о народной эстетике. М.: Логос, 1982.
Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: «Просвещение», 2006.
3.Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа: обряды, обычаи, занятия, фольклор.- СПб: «Паритет», 2004.
4.Семёнова М. Быт и верования русских славян. – СПб.: 1998.
5.Шангина И.И. Русский народ, будни и праздники. Энциклопедия. СПб.: «Азбука – Классика», 2003.
6.Интервью жителей п. Юргинский. п. Кленовка.