Занимательная кинезиология

Новикова Ирина Александровна

 Развитие умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Образовательная кинезиология в ДОУ »

В последнее время отмечается рост числа детей  с нарушениями в развитии, проявляющихся в эмоциональной и когнитивной сферах.  Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу.

Психомоторное развитие ребенка (с учетом общих закономерностей онтогенеза) является базальным уровнем для дальнейшего психического развития как основы для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков. В дошкольном детстве невозможно провести четкую границу между психомоторным и когнитивным развитием ребенка. Двигательное развитие ребенка в последующем становится основой для его когнитивного, социального и эмоционального развития. Следовательно, развивающая работа и коррекционная работа должна выстраиваться от движения к мышлению, а не наоборот.

Для преодоления имеющихся нарушений у детей необходимо проведение комплексной коррекционной работы. На педагогическом совете была предложена идея разработки проекта реализации данного направления в коррекционной работе с привлечением всех участников образовательного процесса, взаимодействующих с ребенком. Тема проекта была определена как: «Использование методов кинезиологии в коррекционно-развивающей  работе с детьми дошкольного возраста».

Цель проекта – создание психолого-педагогических условий, для познавательного, речевого и эмоционального  развития детей старшего дошкольного возраста средствами кинезиологии.

Участники проекта: воспитанники дошкольной организации, воспитатели ДОУ, педагог-психолог и родители.

Тип проекта: долгосрочный, данный проект рассчитан на 2 года (2020-2021/2021-2022).

Для реализации данного проекта были определены 4 этапа:

I – организационно-методический

Цель данного этапа: изучение литературы, подбор программно-методического обеспечения, создание методической подборки кинезиологических упражнений и развивающих игр, кинезиологических сказок, согласованных между специалистами.

За основу были приняты: развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона; практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Сиротюк Аллы Леонидовны.

II – диагностический (входящий)

Цель данного этапа – определение уровня развития высших психических функций, включая и речь, и эмоциональной сферы  воспитанников старших и подготовительных к школе групп.  (Экспресс-диагностика в детском саду . Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко). Методика определения уровня развития межполушарного взаимодействия – проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис.

III этап – коррекционно-развивающий.

Цель данного этапа – проведение коррекционно-развивающей работы с воспитанниками  старшего дошкольного возраста, используя комплексы кинезиологических средств, работа с педагогами и родителями, способствующих более эффективному усвоению данных комплексов.  Данная работа должна опираться на основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игру, учитывать возрастные особенности психических процессов дошкольников.

В работе в рамках дошкольного учреждения с детьми были использованы такие приемы как: кинезиологические упражнения, кинезиологические игры и кинезиологические сказки.

Структура и содержание приемов кинезиологии направлены не только на формирование познавательной и эмоциональной сферы, но и развитие таких учебно важных качеств, как планирование, самоконтроль, оценка собственной деятельности.

Упражнения очень просты и практичны. В комплексы упражнений включены дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики и упражнения на релаксацию и самомассаж.

По завершении комплекса упражнений, детям предлагается сказка, разработанная на основе изученных упражнений. Дети являются активными участниками составления и изменения хода действий кинезиологических сказок. Включение сказки в коррекционный процесс позволяет заинтересовать детей, поддерживает их интерес к упражнениям.

Условия реализации проекта:

  • Упражнения проводятся ежедневно со всей группой детей.
  • Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
  • От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
  • Упражнения проводятся стоя и сидя.
  • Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Психолог и педагог следят за правильностью выполнения заданий.
  • Длительность занятий по одному комплексу составляет три недели.

Все упражнения педагог-психолог и воспитатель группы выполняют вместе с детьми, постепенно от занятия, к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).

Работа с педагогами на данном этапе предполагает освещение данного направления работы в формате ознакомительных консультаций, семинаров-практикумов и открытых занятий.

Работа с родителями заключается в ознакомлении с данным направлением коррекционной работы, подчеркивая значимость их регулярного выполнения – встречи с родителями старших и подготовительных групп в формате видеоконференций, размещение печатной и видеоинформации на сайте дошкольного учреждения, странице в социальной сети.

IV этап – диагностический (контрольный)

Цель – проведение итоговой контрольной диагностики параметров и функций развития ребенка. Сравнительный анализ – оценка эффективности применения средств кинезиологии в рамках коррекционно-развивающей работы педагога-психолога дошкольного учреждения.

 Ожидаемый результат проекта: 

Воспитанники старших и подготовительных к школе групп успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят:

  • повысить уровень эмоционального благополучия.
  • развить познавательные психические процессы у  воспитанников (мышление, внимание, восприятие, память, воображение, речь);
  • повысить способность детей к волевым усилиям, к произвольному контролю;
  • снизить психоэмоциональное напряжение у детей «группы риска»;
  • повысить стрессоустойчивость организма;
  • улучшить зрительно-моторную координацию;
  •  развить мелкую и общую моторику.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25» Использование кинезиологических упражнений в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста г.о. Верхний Тагил 2021 Подготовила: педагог-психолог Новикова Ирина Александровна

Слайд 2

наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология направлена на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарием и добиться гармоничного развития их у ребенка. Кинезиология

Слайд 4

Проект «Образовательная кинезиология в ДОУ»

Слайд 5

создание психолого-педагогических условий для познавательного, речевого и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста средствами кинезиологии Цель проекта

Слайд 6

Вид проекта – практико-ориентированный. Тип проекта – долгосрочный. Срок реализации проекта – 2 года (2020-2021/2021-2022 ) Участники проекта – дети 5-7 лет, воспитатели групп, педагог-психолог, родители.

Слайд 7

Этапы реализации проекта Диагностический (итоговый)

Слайд 10

Растяжки Дыхательные упражнения

Слайд 11

Глазодвигательные упражнения

Слайд 12

Телесные упражнения Упражнения на развитие мелкой моторики

Слайд 13

Самомассаж Релаксация

Слайд 15

Упражнения проводятся ежедневно со всей группой детей педагогом-психологом. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке. От детей требуется точное выполнение движений и приемов. Упражнения проводятся стоя и сидя. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагоги следят за правильностью выполнения заданий. Длительность занятий по одному комплексу составляет три недели. Условия реализации проекта

Слайд 16

Для детей: Успешное освоение кинезиологических упражнений позволит эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям. Для педагогов: С оздание системы развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов, повышение педагогической компетентности по данному вопросу. Для родителей: создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и родителей. Ожидаемые результаты

Слайд 17

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Makey\Desktop\УПРАЖНЕНИЯ НА МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ\9.jpg

C:\Users\Makey\Desktop\УПРАЖНЕНИЯ НА МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ\1.jpg

C:\Users\Makey\Desktop\УПРАЖНЕНИЯ НА МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ\2.jpg

C:\Users\Makey\Desktop\УПРАЖНЕНИЯ НА МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ\3.jpg

C:\Users\Makey\Desktop\УПРАЖНЕНИЯ НА МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ\4.jpg

C:\Users\Makey\Desktop\УПРАЖНЕНИЯ НА МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ\5.jpg

C:\Users\Makey\Desktop\УПРАЖНЕНИЯ НА МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ\6.jpg

C:\Users\Makey\Desktop\УПРАЖНЕНИЯ НА МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ\7.jpg

C:\Users\Makey\Desktop\УПРАЖНЕНИЯ НА МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ\8.jpg



Предварительный просмотр:

Кинезиологические упражнения для детей и взрослых

Упражнения «Зарядка для ума»

«Маятник»

Свободные перемещения глаз из стороны в сторону.

«Наклоны»

Сесть на стул, ноги вытянуть вперед, скрестить их. Делать наклоны вперед, доставая руками пальцы ног, наклонив голову вперед. Следить за дыханием: выдох при наклоне, вдох – при подъеме. Повторить 3 раза и изменить положение ног.

«Покачивание головой»

С силой обхватить левое плечо правой рукой, головой медленно пересекать среднюю линию тела, поворачивая налево, потом направо. Повторить то же другой рукой.

«Вдох-выдох»

Сделать вдох левой ноздрей (правая закрыта снизу большим пальцем правой руки), а выдох через правую, таким же образом левую, закрыв ноздрю левой рукой (3 раза). При вдохе представлять серебристый цвет, при выдохе золотой.

«Губки»

Левая рука на животе. Указательный палец правой руки находится над губой, а средний палец – под губами, открыть рот и растирать область губ.

«Симметричные рисунки»

Рисуем в воздухе обеими руками елочку, гриб, домик, геометрические фигуры, цифры, буквы и т. д. (20–30 сек.)

«Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, – ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

«Рубим капусту»

Постучать по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.

«Плечики»

Двигать оба плеча вверх–вниз, вперед–назад, затем то же сделать каждым плечом отдельно. Повторить 4 раза.

«Кисточки»

Вытянуть руки перед собой, сгибать кисти вверх и вниз (4–6 раз), потом вращать обеими кистями по часовой и против часовой стрелки, сначала в одном направлении, затем в разных направлениях (4 раза), сводить и разводить пальцы обеих рук (4–6 раз). Движения рук сопровождаются широким открыванием и закрыванием рта.

«Да – нет»

Делать медленные наклоны головы к плечам, затем кивать головой вперед-назад. Потом сделать по одному круговому движению головой по часовой и против часовой стрелки по 1 разу. Весь цикл повторить по 4 раза.

«Поглаживание лица»

Приложить ладони ко лбу, сделать выдох и провести ими с легким движением вниз до подбородка. На вдохе провести руками со лба через темя на затылок и шею.

«Лучики»

Сидя, согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать пальцы обеих рук постепенно ускоряя темп до максимальной усталости. Затем расслабить руки.

«Циркачи»

Вращать карандаш между большим, указательным и средним пальцами одной и другой руки.

«Столбики»

Раскатывать на доске небольшой комочек пластилина по очереди каждым пальцем правой и левой рук.

«Барабан»

Постучать каждым пальцем правой руки по столу под счет: 1,1–2, 1–2–3 и т. д. Затем то же сделать левой рукой.

«Домик»

Соединить кончики пальцев вытянутых рук и с усилием сжимать их друг с другом. Потом отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

«Симметричные рисунки»

Рисовать в воздухе обеими руками линии, геометрические фигуры, цифры, буквы, слова и др. (20–30 сек.)

«Ухо–нос»

Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

«Замок»

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.

«Лягушка»

Положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук.

«Лезгинка»

Сжать левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6–8 раз).

«Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем, указательным, средним и т. д. Затем в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

https://sun9-8.userapi.com/c635104/v635104100/646ec/ErMRcawq7Rs.jpg

https://sun9-72.userapi.com/c635104/v635104100/646f3/XKaGh-N-KzQ.jpg

https://sun9-37.userapi.com/c635104/v635104100/646fa/cdlMzlBqsOk.jpg

        

https://sun9-39.userapi.com/c635104/v635104100/64701/fOPgUTBVn1M.jpg

https://sun9-63.userapi.com/c635104/v635104100/64716/J3wqQwG6NG4.jpg


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: