Проектная деятельность
Цель проекта:
Формирование познавательного и исследовательского интереса детей, воспитание любви и бережного отношения к природе через знакомство с березой.
Задачи проекта:
Формировать представления детей о берёзе, её особенностях и отличиях от других деревьев; показать её красоту в любое время года.
Формировать представление детей о русской березе, как символе России.
Учить отражать свои знания и впечатления в художественно – эстетической и игровой деятельности.
Знакомить детей со стихами, сказками, песнями, поговорками, приметами, музыкальными произведениями и творчеством художников, связанными с берёзой.
Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки. Расширять кругозор детей.
Способствовать накоплению детьми эмоционально - позитивного опыта общения с природой.
Вовлечь родителей в процесс экологического воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Берёза - русская красавица!" | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Долгопрудного детский сад общеразвивающего вида № 24 «Березка»
Проектная деятельность на тему: «Береза-русская красавица»
Подготовила: воспитатель Чижикова Т.В.
Цель проекта:
Формирование познавательного и исследовательского интереса детей, воспитание любви и бережного отношения к природе через знакомство с березой.
Задачи проекта:
Формировать представления детей о берёзе, её особенностях и отличиях от других деревьев; показать её красоту в любое время года.
Формировать представление детей о русской березе, как символе России.
Учить отражать свои знания и впечатления в художественно – эстетической и игровой деятельности.
Знакомить детей со стихами, сказками, песнями, поговорками, приметами, музыкальными произведениями и творчеством художников, связанными с берёзой.
Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки. Расширять кругозор детей.
Способствовать накоплению детьми эмоционально - позитивного опыта общения с природой.
Вовлечь родителей в процесс экологического воспитания детей.
Предоставить участникам проекта возможность обрести единомышленников по решению данной проблемы
Сплотить взрослых и детей в желании беречь окружающую природу.
Достигнутые результаты:
У детей сформировалась знания о берёзе, как, о самом почитаемом дереве России.
Дети познакомились с произведениями великих русских мастеров, воспевших берёзу.
Социальная значимость проекта:
Дети проявляют большой интерес к природе, но не всегда понимают, что своими действиями могут нанести ей вред.
Недостаточные знания детей о берёзе, ее роли в жизни человека.
Недостаточные знания детей о березе, как символе России.
Вид проекта: познавательный, краткосрочный
Участники проекта:
Дети мл. гр. «Чижики» , подг .гр. «Теремок»
Родители
Воспитатели
Проблема
Дети проявляют большой интерес к природе, но не всегда понимают, что своими действиями могут нанести ей вред.
Недостаточные знания детей о берёзе, ее роли в жизни человека.
Недостаточные знания детей о березе, как символе России.
Актуальность:
Кто из нас не был свидетелем варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои незабвенные имена, повреждают кору во время сбора березового сока? Казалось бы, и в детском саду, и в школе учат тому, «что такое хорошо и что такое плохо». Почему же не срабатывают такие хорошие заповеди по отношению к природе в повседневной жизни? Одна из причин этого — изучение природы по книгам, редкое общение детей, особенно горожан, с растениями и животными, неумение видеть и слушать природу, получать эмоциональное удовольствие от ее красоты и неповторимости. Всему этому нужно учить с детства. Малыш, в жизни которого было свое, «личное», дерево и который хотя бы однажды сказал: «Здравствуй, деревце!», будет относиться к природе бережно и внимательно, узнает, как мир природы зависит от действий человека. Красавицей русских лесов называют березку, нет другого дерева в России, которому бы так повезло в фольклоре, музыке, живописи, стихах. Так и возникла мысль создать проект именно о березе, потому что это самое первое дерево, кроме ели, о котором узнают дети в младшем возрасте. Березу можно увидеть повсюду и в том числе на участке детского сада, что позволяет малышам, не выходя за территорию детского сада, наблюдать за деревом в разное время года.
Цель:
Формирование познавательного и исследовательского интереса детей, воспитание любви и бережного отношения к природе через знакомство с березой.
Задачи:
ϖ Формировать представления детей о берёзе, её особенностях и отличиях от других деревьев; показать её красоту в любое время года.
ϖ Формировать представление детей о русской березе, как символе России.
ϖ Учить отражать свои знания и впечатления в художественно – эстетической и игровой деятельности.
ϖ Знакомить детей со стихами, сказками, песнями, поговорками, приметами, музыкальными произведениями и творчеством художников, связанными с берёзой.
ϖ Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки. Расширять кругозор детей.
ϖ Способствовать накоплению детьми эмоционально - позитивного опыта общения с природой.
ϖ Вовлечь родителей в процесс экологического воспитания детей.
ϖ Предоставить участникам проекта возможность обрести единомышленников по решению данной проблемы
ϖ Сплотить взрослых и детей в желании беречь окружающую природу.
Формы работы:
педагоги
¬ Беседы;
¬ познавательно – исследовательская деятельность
¬ образовательная деятельность;
¬ развлечение;
¬ чтение художественной литературы;
¬ рассматривание иллюстраций;
¬ дидактические игры, подвижные игры, музыкальные игры;
¬ Консультации для родителей.
дети
экспериментирование;
речевые игры, описательные рассказы;
дидактические игры с предметными картинками;
подвижные игры;
игры с мячом;
художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд);
музыкальная, театрализованная деятельность.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
- консультации, рекомендации, памятки;
- совместная и самостоятельная практическая деятельность;
- совместные мероприятия.
Методы:
ϖ словесные;
ϖ наглядные: рассматривание, показ;
ϖ практические: продуктивная деятельность;
ϖ игровые: дидактические игры, пальчиковые игры, подвижные игры.
Условия реализации:
ϖ интерес детей и родителей
ϖ материальное обеспечение проекта
ϖ методические разработки
ϖ интеграция со специалистами ДОУ
Обеспечение проектной деятельности:
Ожидаемый результат:
для детей:
ϖ формирование знаний о березе, как о самом почитаемом дереве России, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
ϖ формирование экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой;
ϖ приобретение умения бережного отношения к березе, как живому объекту мира природы;
ϖ формирование умения видеть красоту окружающего мира;
ϖ формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире;
для родителей:
ϖ Повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей.
ϖ Осознание важности формирования экологических знаний у детей и соблюдения ими правил поведения в природе.
ϖ Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
ϖ Повышение активности родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
ϖ Дать возможность родителям сформировать свою гражданскую позицию по данной проблеме.
для педагогов:
ϖ Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приёмов, способствующих формированию у детей знаний о березе.
ϖ Создание атмосферы взаимопонимания, направленной на развитие познавательной активности, любознательности детей.
ϖ Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.
ϖ Оптимизация процесса сотрудничества с родителями.
Перспектива:
С целью повышения познавательной активности детей необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов, и использование интегрированного подхода в этом направлении.
Разработка содержания проекта.
Определение темы проекта.
Разработка перспективного плана проекта.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Разработка методических материалов, рекомендаций по теме (подборка консультаций для родителей и т.д.).
Подготовка атрибутов для проведения мероприятий: иллюстрации, художественная литература,
наборы карандашей, фломастеров, красок, альбомные листы и т. д.
Основной этап
Тематические беседы.
«Что я знаю о берёзке»
Цель: выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Вызвать интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.
«Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»
Цель: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
«Родное дерево»
Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства.
«Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?»
Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.
"Береза - дерево жизни"
Цель: познакомить детей с целебными свойствами березы, о её оздоровительной, хозяйственной и эстетической роли в жизни человека.
"Традиции и обычаи нашего народа, связанные с березой"
Цель: развивать интерес к историческому прошлому.
Экскурсия в музей ДОУ «Русская изба»
Цель: Применение берёзы в старину, предметы обихода из березы
Наблюдения на прогулках:
«Встречи с русской красавицей»
Цель: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с приходом осени; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.
Экскурсия по «Экологической тропе».
Цель: расширить представления детей о характерных признаках осени; уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев. Обратить внимание на красоту осенних берез.
Рассматривание альбомов
«Всё о берёзе».
« Березовая рапсодия».
Цель: вызвать интерес к рассматриваемому объекту.
Организованная образовательная деятельность на темы:
«Необыкновенная «одежда» березы»
Цель:
Познакомить с верхним слоем коры березы - берестой: внешним видом, строением, назначением, применением.
"Береза – дерево жизни"
Цель: Познакомить детей с лекарственными свойствами березы.
«Белоствольная красавица»
Цель: Расширять представление воспитанников об образе березы в поэзии, музыке, в произведениях искусства
"Береза - символ России"
Цель: Формировать у детей представление о том, что береза – символ России.
"Кто дружит с березой?"
Цель: Расширять знания детей о взаимосвязи экологической системы.
Музыкальная гостиная:
"Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (русская народная мелодия)
"Ай, да березка" хоровод (музыка Т. Попатенко)
Цель: вызвать эмоциональную отзывчивость к красоте народного языка и музыке, желание их петь.
Художественная мастерская:
Аппликация:
«Берёзы вы мои, кудрявые» (коллективная работа)
Цель: Вызвать у детей желание создать коллективную композицию «Березовая роща»
Аппликация
«Березкин листопад»
Цель: Продолжать учить детей работать с ножницами, используя в качестве материала бересту
"Во поле берёза стояла"
Цель: Продолжать учить детей лепить листочки для березки.
Экспериментальная лаборатория:
Опыты с берестой
Рассматривание под лупой желтых и зеленых листочков березы
Презентация "Белоствольные красавицы"
Виртуальная экскурсия в картинную галерею "Белоствольная красавица в образах художников".
Подвижные игры:
"Карлики - великаны"
"Раз, два, три - к березе беги"
" С какого дерева листок"
«Принеси листок с березки»
в течение проекта
Сюжетно-ролевые игры
«Семья» сюжет «Экскурсия в березовую рощу».
«Семья» сюжет «Кружок «Юные художники»
«Магазин» сюжет «Сувенирная лавка»
Детское кафе «Березка»
«Семья» сюжет «В березовый лес за грибами»
в течение проекта:
Дидактические игры:
«Укрась березу листочками».
Цель: формировать композиционные умения и чувство цвета при восприятии красивых летних и осенних цветосочетаний.
«Собери целое дерево».
Цель: формировать представление о строение дерева.
«С кем дружит березка»
Цель: формировать представления о связи дерева с другими живыми организмами.
«Что нужно березке?»
Цель: формировать представления о жизни дерева, его развитии.
"Найди листок, какой покажу"
«Разрезные картинки»
«Когда это бывает?»
Цель: Уточнить (закрепить) знания о внешнем виде берёзы в разное время года, развивать внимание, быстроту мышления
"Что сначала, что потом?»
Цель: Уточнить знания детей о последовательности сезонного развития берёзы.
"Разложи по порядку"
Цель: Уточнить (закрепить) знания о внешнем виде берёзы в разное время года, развивать внимание, быстроту мышления
Творческая мастерская:
Раскраски с изображением берёзки, березовых листьев
Коллаж «Русская красавица»
Цель: способствовать развитию творческих навыков в процессе изготовления коллажа из природного материала.
Читальный зал:
Русские народные сказки
«Как коза избушку построила»
"Как листочек берёзу спас"
"Почему берёзка тянется к солнцу? "
"Сказка о двух берёзках"
Аудиозапись в исполнении автора Ирис Ревю
http://detskiychas.ru/sochinyaem_skazki/pro_osennyu_berezu/
"Сказки о берёзке"
Рассказы о берёзе:
К. Паустовский "Подарок"
В. Бианки «Волшебная берёза»
Л. И. Горшкина "Берёза"
Г. Скребицкий "Передышка".
Чтение и заучивание стихотворений по мнемотаблице
П. Воронько «Береза»
С. Есенин "Белая береза"
А. Прокофьева «Русская берёза»
Цель: обогащать знания детей о березке посредством художественного слов
Пополнение развивающей среды по теме проекта.
Оформление альбома «Белоствольная красавица».
Подборка стихов и загадок о березе
Подборка физкультминуток о березке
Д\ игры «Укрась березку листочками», «Собери дерево», «С какого дерева листок»
Веночки с березовыми листиками для музыкальных игр и хороводов.
Презентация "Берёзы России"
Виртуальная экскурсия в картинную галерею "
«Береза в произведениях русских художников»
Работа с родителями
Подбор иллюстраций, открыток, фото, пословиц и поговорок о березе
Выводы:
У детей сформировалась знания о берёзе, как, о самом почитаемом дереве России. Дети узнали о большом значении берёзы в жизни человека, а также о взаимосвязи берёзы с живой и неживой природой.
Расширился, обогатился и активизировался словарный запас детей.
Дети познакомились с произведениями великих русских мастеров, воспевших берёзу.
Дети приобрели опыт поисково-исследовательской деятельности.
Благодаря реализации проекта, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке.
У родителей повысилась заинтересованность в помощи детям. Ведь во время совместной работы дети учились собирать информацию, анализировать, и делать соответствующие выводы.
Педагогический коллектив нашей группы и в дальнейшем будет реализовывать проекты экологической направленности.
Методическая литература:
ϖ Образовательная программа ДОУ «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
ϖ Бабина Н.В. 500 как и почему для детей - Москва ТЦ Сфера, 2008 Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя детского сада – М.; Просвещение, 1981
ϖ Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду»,
ϖ Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду»
ϖ Рыжова Н. «Наш дом – природа»: об экологических пособиях для детей.
ϖ Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа, - М. : Мозаика - Синтез, 2015.
ϖ Шорыгина Т. А. «Деревья, какие они? » Москва 2010
Интеренетресурсы:WWW.MAAM.RU, Mail.ru.;
http://shkolazhizni.ru/world/articles/15226/,
http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/text/rasskaz/podarok.htm http://www.playcast.ru/uploads/2015/09/24/15182706.png
Информационные ресурсы
ϖ интернет;
ϖ библиотека методического кабинета ДОУ.