Проектная деятельность

Чижикова Татьяна Владимировна

Цель проекта:

Формирование познавательного и исследовательского интереса детей, воспитание любви и бережного отношения к природе через знакомство с березой.

Задачи проекта:

 Формировать представления детей о берёзе, её особенностях и отличиях от других деревьев; показать её красоту в любое время года. 
 Формировать представление детей о русской березе, как символе России. 
 Учить отражать свои знания и впечатления в художественно – эстетической и игровой деятельности. 
 Знакомить детей со стихами, сказками, песнями, поговорками, приметами, музыкальными произведениями и творчеством художников, связанными с берёзой. 
 Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки. Расширять кругозор детей. 
 Способствовать накоплению детьми эмоционально - позитивного опыта общения с природой. 
 Вовлечь родителей в процесс экологического воспитания детей. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Берёза - русская красавица!"23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования         г. Долгопрудного детский сад общеразвивающего вида № 24 «Березка»

Проектная деятельность на тему: «Береза-русская красавица»

Подготовила: воспитатель Чижикова Т.В.

Цель проекта:

Формирование познавательного и исследовательского интереса детей, воспитание любви и бережного отношения к природе через знакомство с березой.

Задачи проекта:

 Формировать представления детей о берёзе, её особенностях и отличиях от других деревьев; показать её красоту в любое время года. 
Формировать представление детей о русской березе, как символе России. 
Учить отражать свои знания и впечатления в художественно – эстетической и игровой деятельности. 
Знакомить детей со стихами, сказками, песнями, поговорками, приметами, музыкальными произведениями и творчеством художников, связанными с берёзой. 
Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки. Расширять кругозор детей. 
Способствовать накоплению детьми эмоционально - позитивного опыта общения с природой. 
Вовлечь родителей в процесс экологического воспитания детей. 

Предоставить участникам проекта возможность обрести единомышленников по решению данной проблемы 
Сплотить взрослых и детей в желании беречь окружающую природу. 

Достигнутые результаты:

У детей сформировалась знания о берёзе, как, о самом почитаемом дереве России. 
Дети познакомились с произведениями великих русских мастеров, воспевших берёзу.

Социальная значимость проекта:

Дети проявляют большой интерес к природе, но не всегда понимают, что своими действиями могут нанести ей вред. 
Недостаточные знания детей о берёзе, ее роли в жизни человека. 
Недостаточные знания детей о березе, как символе России.

Вид проекта: познавательный, краткосрочный 
Участники проекта: 
Дети мл. гр. «Чижики» , подг .гр. «Теремок»
Родители
Воспитатели




Проблема 
Дети проявляют большой интерес к природе, но не всегда понимают, что своими действиями могут нанести ей вред. 
Недостаточные знания детей о берёзе, ее роли в жизни человека. 
Недостаточные знания детей о березе, как символе России. 

Актуальность: 

Кто из нас не был свидетелем варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои незабвенные имена, повреждают кору во время сбора березового сока? Казалось бы, и в детском саду, и в школе учат тому, «что такое хорошо и что такое плохо». Почему же не срабатывают такие хорошие заповеди по отношению к природе в повседневной жизни? Одна из причин этого — изучение природы по книгам, редкое общение детей, особенно горожан, с растениями и животными, неумение видеть и слушать природу, получать эмоциональное удовольствие от ее красоты и неповторимости. Всему этому нужно учить с детства. Малыш, в жизни которого было свое, «личное», дерево и который хотя бы однажды сказал: «Здравствуй, деревце!», будет относиться к природе бережно и внимательно, узнает, как мир природы зависит от действий человека. Красавицей русских лесов называют березку, нет другого дерева в России, которому бы так повезло в фольклоре, музыке, живописи, стихах. Так и возникла мысль создать проект именно о березе, потому что это самое первое дерево, кроме ели, о котором узнают дети в младшем возрасте. Березу можно увидеть повсюду и в том числе на участке детского сада, что позволяет малышам, не выходя за территорию детского сада, наблюдать за деревом в разное время года. 

Цель: 
Формирование познавательного и исследовательского интереса детей, воспитание любви и бережного отношения к природе через знакомство с березой. 
Задачи: 
ϖ Формировать представления детей о берёзе, её особенностях и отличиях от других деревьев; показать её красоту в любое время года. 
ϖ Формировать представление детей о русской березе, как символе России. 
ϖ Учить отражать свои знания и впечатления в художественно – эстетической и игровой деятельности. 
ϖ Знакомить детей со стихами, сказками, песнями, поговорками, приметами, музыкальными произведениями и творчеством художников, связанными с берёзой. 
ϖ Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки. Расширять кругозор детей. 
ϖ Способствовать накоплению детьми эмоционально - позитивного опыта общения с природой. 
ϖ Вовлечь родителей в процесс экологического воспитания детей. 

ϖ Предоставить участникам проекта возможность обрести единомышленников по решению данной проблемы 
ϖ Сплотить взрослых и детей в желании беречь окружающую природу. 

Формы работы: 
педагоги 
¬ Беседы; 
¬ познавательно – исследовательская деятельность 
¬ образовательная деятельность; 
¬ развлечение; 
¬ чтение художественной литературы; 
¬ рассматривание иллюстраций; 
¬ дидактические игры, подвижные игры, музыкальные игры; 
¬ Консультации для родителей. 
дети 
экспериментирование; 
речевые игры, описательные рассказы; 
дидактические игры с предметными картинками; 
подвижные игры; 
игры с мячом; 
художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд); 
музыкальная, театрализованная деятельность. 

Взаимодействие с родителями воспитанников: 
- консультации, рекомендации, памятки; 
- совместная и самостоятельная практическая деятельность; 
- совместные мероприятия. 

Методы: 
ϖ словесные; 
ϖ наглядные: рассматривание, показ; 
ϖ практические: продуктивная деятельность; 
ϖ игровые: дидактические игры, пальчиковые игры, подвижные игры. 
Условия реализации: 
ϖ интерес детей и родителей 
ϖ материальное обеспечение проекта 
ϖ методические разработки 
ϖ интеграция со специалистами ДОУ 
Обеспечение проектной деятельности: 

Ожидаемый результат: 

для детей: 
ϖ формирование знаний о березе, как о самом почитаемом дереве России, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека. 
ϖ формирование экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой; 
ϖ приобретение умения бережного отношения к березе, как живому объекту мира природы; 
ϖ формирование умения видеть красоту окружающего мира; 
ϖ формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; 
для родителей: 
ϖ Повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей. 
ϖ Осознание важности формирования экологических знаний у детей и соблюдения ими правил поведения в природе. 
ϖ Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ. 
ϖ Повышение активности родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий. 
ϖ Дать возможность родителям сформировать свою гражданскую позицию по данной проблеме. 
для педагогов: 
ϖ Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приёмов, способствующих формированию у детей знаний о березе. 
ϖ Создание атмосферы взаимопонимания, направленной на развитие познавательной активности, любознательности детей. 
ϖ Повышение уровня профессионального мастерства педагогов. 
ϖ Оптимизация процесса сотрудничества с родителями. 

Перспектива: 
С целью повышения познавательной активности детей необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов, и использование интегрированного подхода в этом направлении. 

Разработка содержания проекта. 
 Определение темы проекта. 
 Разработка перспективного плана проекта. 
 Создание необходимых условий для реализации проекта. 
 Разработка методических материалов, рекомендаций по теме (подборка консультаций для родителей и т.д.). 
 Подготовка атрибутов для проведения мероприятий: иллюстрации, художественная литература, 
 наборы карандашей, фломастеров, красок, альбомные листы и т. д.

 
Основной этап
Тематические беседы. 
«Что я знаю о берёзке» 
Цель: выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Вызвать интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми. 

«Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой» 
Цель: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы. 

«Родное дерево» 
Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. 


«Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?» 
Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности. 

"Береза - дерево жизни" 
Цель: познакомить детей с целебными свойствами березы, о её оздоровительной, хозяйственной и эстетической роли в жизни человека. 

"Традиции и обычаи нашего народа, связанные с березой" 
Цель: развивать интерес к историческому прошлому. 
Экскурсия в музей ДОУ «Русская изба» 
Цель: Применение берёзы в старину, предметы обихода из березы 
Наблюдения на прогулках: 
«Встречи с русской красавицей» 
Цель: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с приходом осени; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы. 
Экскурсия по «Экологической тропе». 
Цель: расширить представления детей о характерных признаках осени; уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев. Обратить внимание на красоту осенних берез. 
Рассматривание альбомов 
«Всё о берёзе». 
« Березовая рапсодия». 
Цель: вызвать интерес к рассматриваемому объекту. 

Организованная образовательная деятельность на темы: 
«Необыкновенная «одежда» березы» 
Цель: 
Познакомить с верхним слоем коры березы - берестой: внешним видом, строением, назначением, применением. 

"Береза – дерево жизни" 
Цель: Познакомить детей с лекарственными свойствами березы. 


«Белоствольная красавица» 
Цель: Расширять представление воспитанников об образе березы в поэзии, музыке, в произведениях искусства 

"Береза - символ России" 
Цель: Формировать у детей представление о том, что береза – символ России. 

"Кто дружит с березой?" 
Цель: Расширять знания детей о взаимосвязи экологической системы. 

Музыкальная гостиная: 
"Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (русская народная мелодия) 

"Ай, да березка" хоровод (музыка Т. Попатенко) 
Цель: вызвать эмоциональную отзывчивость к красоте народного языка и музыке, желание их петь. 

Художественная мастерская: 

Аппликация: 
«Берёзы вы мои, кудрявые» (коллективная работа) 
Цель: Вызвать у детей желание создать коллективную композицию «Березовая роща» 
Аппликация 
«Березкин листопад» 
Цель: Продолжать учить детей работать с ножницами, используя в качестве материала бересту 

"Во поле берёза стояла
Цель: Продолжать учить детей лепить листочки для березки. 

Экспериментальная лаборатория: 
Опыты с берестой 
Рассматривание под лупой желтых и зеленых листочков березы 
Презентация "Белоствольные красавицы" 
Виртуальная экскурсия в картинную галерею "Белоствольная красавица в образах художников".

Подвижные игры: 
 "Карлики - великаны" 
"Раз, два, три - к березе беги" 
" С какого дерева листок" 
 «Принеси листок с березки»

в течение проекта 
Сюжетно-ролевые игры 
«Семья» сюжет «Экскурсия в березовую рощу». 
«Семья» сюжет «Кружок «Юные художники» 
«Магазин» сюжет «Сувенирная лавка» 
Детское кафе «Березка» 
«Семья» сюжет «В березовый лес за грибами»

в течение проекта: 
Дидактические игры: 
«Укрась березу листочками». 
Цель: формировать композиционные умения и чувство цвета при восприятии красивых летних и осенних цветосочетаний. 
«Собери целое дерево». 
Цель: формировать представление о строение дерева. 
«С кем дружит березка» 
Цель: формировать представления о связи дерева с другими живыми организмами. 
«Что нужно березке?» 
Цель: формировать представления о жизни дерева, его развитии. 
"Найди листок, какой покажу" 
«Разрезные картинки» 
«Когда это бывает?» 
Цель: Уточнить (закрепить) знания о внешнем виде берёзы в разное время года, развивать внимание, быстроту мышления 
"Что сначала, что потом?» 
Цель: Уточнить знания детей о последовательности сезонного развития берёзы. 
"Разложи по порядку" 
Цель: Уточнить (закрепить) знания о внешнем виде берёзы в разное время года, развивать внимание, быстроту мышления 

Творческая мастерская: 
Раскраски с изображением берёзки, березовых листьев 
Коллаж «Русская красавица» 
Цель: способствовать развитию творческих навыков в процессе изготовления коллажа из природного материала.

 
Читальный зал: 
Русские народные сказки 
 «Как коза избушку построила» 
 "Как листочек берёзу спас" 
 "Почему берёзка тянется к солнцу? " 
"Сказка о двух берёзках" 
 
 Аудиозапись в исполнении автора Ирис Ревю 
http://detskiychas.ru/sochinyaem_skazki/pro_osennyu_berezu/ 
"Сказки о берёзке" 
 Рассказы о берёзе: 
 К. Паустовский "Подарок" 
 В. Бианки «Волшебная берёза» 
 Л. И. Горшкина "Берёза" 
 Г. Скребицкий "Передышка". 

 Чтение и заучивание стихотворений по мнемотаблице 
 П. Воронько «Береза» 
 С. Есенин "Белая береза" 
А. Прокофьева «Русская берёза» 
 Цель: обогащать знания детей о березке посредством художественного слов



Пополнение развивающей среды по теме проекта. 
Оформление альбома «Белоствольная красавица». 
Подборка стихов и загадок о березе 
Подборка физкультминуток о березке 
Д\ игры «Укрась березку листочками», «Собери дерево», «С какого дерева листок» 
Веночки с березовыми листиками для музыкальных игр и хороводов. 
Презентация "Берёзы России" 
Виртуальная экскурсия в картинную галерею " 
«Береза в произведениях русских художников»  


Работа с родителями 
Подбор иллюстраций, открыток, фото, пословиц и поговорок о березе 



Выводы: 
У детей сформировалась знания о берёзе, как, о самом почитаемом дереве России. Дети узнали о большом значении берёзы в жизни человека, а также о взаимосвязи берёзы с живой и неживой природой. 
 Расширился, обогатился и активизировался словарный запас детей. 
 Дети познакомились с произведениями великих русских мастеров, воспевших берёзу. 
 Дети приобрели опыт поисково-исследовательской деятельности. 
 Благодаря реализации проекта, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. 
 У родителей повысилась заинтересованность в помощи детям. Ведь во время совместной работы дети учились собирать информацию, анализировать, и делать соответствующие выводы. 
 Педагогический коллектив нашей группы и в дальнейшем будет реализовывать проекты экологической направленности. 


Методическая литература: 
ϖ Образовательная программа ДОУ «От рождения до школы» под редакцией Н.Е  Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 
ϖ Бабина Н.В. 500 как и почему для детей - Москва ТЦ Сфера, 2008 Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя детского сада – М.; Просвещение, 1981 
ϖ Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», 
ϖ Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду» 
ϖ Рыжова Н. «Наш дом – природа»: об экологических пособиях для детей. 
ϖ Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа, - М. : Мозаика - Синтез, 2015. 
ϖ Шорыгина Т. А. «Деревья, какие они? » Москва 2010 
Интеренетресурсы:WWW.MAAM.RU, Mail.ru.; 
http://shkolazhizni.ru/world/articles/15226/, 
http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/text/rasskaz/podarok.htm http://www.playcast.ru/uploads/2015/09/24/15182706.png 

Информационные ресурсы 
ϖ интернет; 

ϖ библиотека методического кабинета ДОУ.