Методическая копилка
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В настоящее время педагоги настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений в пальцах кисти. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности также весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека).
В раннем возрасте дети охотно вовлекаются в продуктивную творческую деятельность. Занятия творчеством очень важны для малыша – они будят его фантазию, учат быть любознательным в познании нового, развивают креативность . Лепка - один из наиболее актуальных и эффективных способов развития творческих способностей ребенка. Во время занятий лепкой: - развивается мелкая моторика рук, координация движений, что оказывает благотворное влияние на речевое развитие ребенка; - развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина) ; - развивается фантазия, воображение, раскрывается творческий потенциал; - лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой; -лепка помогает детям почувствовать себя свободным, дает возможность удивляться, радоваться.
Пластилинография или пластилиновые картинки – это нетрадиционная методика работы с пластилином, при которой с помощью приема надавливания на маленькие пластилиновые шарики или их размазывания по поверхности основы, скручивания пластилиновых жгутиков создаются плоские изображения. Такая методика работы с пластилином позволяет создавать яркие пластилиновые картинки буквально за считанные минуты. Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей и моторики пальцев рук.
Основными целями и задачами обучения детей пластилинографии являются: - формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке; - освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания, скручивания) и создание с их помощью сюжетных картин; - развитие мелкой моторики; - обучение умению ориентироваться на листе бумаги; - ознакомление с окружающим миром; - развитие эмоций и фантазии. Для того, чтобы заинтересовать детей, надо обыграть ситуацию, превратить занятие в увлекательную игру. Обучение происходит поэтапно с возрастанием уровня сложности - от простого к сложному. Первоначально дети учатся надавливать подушечкой указательного пальца на готовый пластилиновый шарик, прикрепляя его к плотной основе (картон). Затем дети учатся отщипывать кусочки пластилина от целого куска и скатывать их в шарики двумя пальчиками. После этого дети осваивают новый прием: размазывание пластилина кончиком (подушечкой) пальца. Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. При этом важно не перетруждать малышей.
Рисование пластилиновых картин с детьми раннего возраста можно начать с создания коллективных композиций в сотворчестве с воспитателем. Так как у детей этого возраста преобладает предметное мышление,то и рисование пластилином идёт предметное. Готовую композицию можно декорировать элементами природного материала (семена растений, зерна и т. д.) Это также благотворно сказывается на развитии мелкой моторики рук малышей. «ПЛАСТИЛИНОВЫЙ ЕЖИК С «ИГОЛКАМИ» ИЗ КОФЕЙНЫХ ЗЕРЕН»
«МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ» «КРАСИВЫЙ ЗОНТИК. ТУЧКА И ДОЖДЬ» «ВЕСЕННЕЕ ДЕРЕВЦЕ»
«СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ» «ЗЕМЛЯНИЧКА» «ШИШКИ ДЛЯ ЕЛОЧКИ»
Интересное красочное приложение к нашей ООП «Пластилиновые картинки» из серии «Школа семи гномов» является отличным помощником в обучении малышей приемам пластилинографии .
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: Консультация для родителей. « Пластилинография – это интересно!» Открытое занятие «Птенчик в гнездышке»
Во время занятий пластилинографией у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. В интересной игровой форме обогащается словарь детей. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии , происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина. Неоценимое значение занятий по пластилинографии состоит, безусловно, в развитии мелкой моторики рук. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью ;они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др. Пластилинографией с большой радостью и энтузиазмом занимаются наши дети.
Литература Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников/ Е.С. Анищенкова . – М.: АСТ: Астрель , 2006 Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1991 Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев/ О.А. Новиковская. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2006 Рузина М.С. Страна пальчиковых игр/ М.С. Рузина , С.Ю. Афонькин . – СПб: КРИСТАЛЛ, 1997 Ткаченко Т.Б. Лепим из пластилина/ Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб. – Ростов – на – Дону: Издательство «Феникс», 2003 И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа «Цветной мир» Москва, 2016