Технологии

Шкуратова Мария Николаевна

технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnaya_i_igrovaya_tehnologiya_uroka.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           МАОУ ДСОШ №4 с УИОП

           

                                                                          учитель химии и биологии

                                                                                     Шкуратова Мария Николаевна  

Проект урока химии в 8класса

                                       с использованием проблемной технологии и элементами игровой

                                      технологии.

Тема

Физические и химические явления. Химические реакции.

Цель

Сформировать понятие физических явлений и их особенности; химических явлений, их признаки.

Сформировать информационно-коммуникативные компетенции и компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Формировать стремление учащихся к реализации себя, проявлять свои возможности, осуществлять контроль, самоконтроль и самокоррекцию.

Основное содержание темы, термины и понятия

Содержание темы предполагает изучение явлений физических и химических, их признаки и условия возникновения и течения химических реакций.

Термины: физические явления, химические явления, химические реакции

Планируемые результаты

Личностные

- проявление эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме

- проявление творческого отношения к процессу обучения

Межпредметные

Познавательные:

- уметь находить сходства и различия между явлениями;

- обобщать полученную информацию;

- умение вести наблюдение;

- умение прогнозировать и предвидеть результаты опыта.

Регулятивные:

- умение выполнять задание в соответствии  с целью;

- умение выполнять учебные действия в соответствии с планом.

Коммуникативные:

-умение формулировать высказывания;

- умение согласовывать и находить решения;

- умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Предметные

- умение характеризовать явления физические и химические

- умение находить отличительные признаки химических реакций;

- самостоятельно формулировать понятия явлений физических и химических

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Природоведение 5 класс

Физика 7 класс

Выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school–collection.edu.ru., мультимедийный проектор (интерактивная доска), химические реактивы( серная кислота, хлорид бария, карбонат натрия и соляная кислота) и химическая посуда для выполнения демонстрационного опыта.

фронтальная  -

индивидуальная –

в паре  -

Технология изучения темы

1 этап. Самоопределение к деятельности (целепологание)

Цели деятельности

Ситуативные задания

Планируемый результат

- актуализировать имеющиеся знания, связанные с понятиями «явления физические и химические»

- мотивировать учащихся к изучению темы

Каждый ученик получает задание, позволяющее ему оценить уровень освоения содержания, необходимого на данном уроке . Задания имеют разный характер и содержание, могут быть выбраны учениками по желанию.

У доски

Учащиеся получают задание на повторение ранее изученной темы. Учитель задает вопросы:

  1. Перечислите важнейшие задачи химии.
  2. 2. Как получить чистое вещество из смеси?

(к доске идут желающие)        

Индивидуально по карточкам (ученики работают в тетрадях)

Карточка №1

Разделить смеси, которые состоят из песка и железа; воды и сахара; воды и спирта.

Карточка №2

Предложите способ разделения неоднородной смеси, состоящей из воды и растворенных в ней железных опилок.

Карточка №3

Давая определение веществу и описывая его свойства ученик не дописал некоторые из них. Помоги ему:

  1. Агрегатное состояние
  2. Цвет
  3. ?
  4. ?
  5. ?
  6. Температура плавления и кипения

Все остальные учащиеся класса 3 минуты выполняют следующее задание:

Проведите соответствие между способами разделения смесей и смесями для 1 варианта – однородные смеси,

Для 2 варианта – неоднородные

Смеси:

  1. вода из речки
  2. речной песок и вода
  3. медные и железные опилки
  4. порошок серы с железом
  5. вода и чернила
  6. соль и вода

Способы разделения смесей:

а) отстаивание

б) фильтрование

в) выпаривание

г) дистилляция

д) хроматография

е) с помощью магнита.

Ваш ответ должен выглядеть так:

Название смеси( цифра), способ разделения смеси (буква).

Смесь

Способ разделения смеси

Обменялись тетрадями, проверили друг у дуга.

Внимание, правильный ответ!

1 вариант

Смесь

1

5

6

Способ разделения смеси

а

г

д

2 вариант

смесь

2

3

4

Способ разделения смеси

б

д

д

Учитель открывает обратную сторону доски и показывает ответы.

Для тех кто выполнил задание, попытайтесь выполнить следующее:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab76ada-4185-11db-b0de-0800200c9a66/index_mht.htm

На выполнение дается 2 минуты.

Проверка.

Личностный:

-проявление интереса к поставленной проблеме.

Предметный:

- умение анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.

Предметный:

- умение использовать полученные знания к конкретному заданию.

Коммуникативный:

- умение работать в паре

II этап. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания)

Цели деятельности

Учебные задания и методы работы с информацией

Планируемый результат

Научить школьников:

- различать понятия физические и химические

- знать их особенности и отличия

-обобщать информацию из различных источников

- формулировать понятия «явления физические и химические», «признаки реакций», условия возникновения и течения реакций.

Каждые вещества наделены теми или иными физическими свойствами. А что может произойти при изменении условий существования вещества?

Агрегатные состояния воды:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6ce91-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_18_05.jpg

Учитель: - Что происходит с веществом?

Ученик: - Исходное вещество изменяет агрегатное состояние.

И на экране:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617f8dcb-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_26_03.jpg

Учитель проводит примеры когда с веществом происходят изменения.  

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617f8dc9-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_26_01.swf

В данном случае что произошло с веществом?

Ученик: - Они теперь обладают другими свойствами. Из одних веществ образуются другие.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617f8dca-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_26_02.swf

Учитель: - Можно ли отличить физические явления от химических?

Горение магния, медная проволока

Учитель: - Запишите признаки химических реакций по опытам.

1) нагревание меди в пламени спиртовки

1) изменение цвета

2) горение магния

2) ослепительный

 свет, тепло

3) опыт: Хлорид бария + серная кислота

3) осадок

4) опыт Карбонат натрия и соляная кислота

4) газ

5) взаимодействие водорода с серой

5) появление запаха

Задание: О каких явлениях идет речь?

-сахар измельчили, растворили и сожгли.

Ответ: измельчили, растворили – физическое явление, сожгли – химическое.

Учитель: - При каких условиях осуществляется

химическая реакция? ( работа с текстом учебника стр. 12 прочитать абзац и записать условия возникновения и протекания химических реакций.)

Учитель: -Почему реакции между жидкими веществами идут очень быстро? Ответ найдите в учебнике на стр. 12, первый абзац.

Выслушиваем ответ.

Познавательный

Регулятивный

- умение выполнить учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативный:

-умение работать с информацией на опережение, умение работать в паре.

Диагностика качества освоения темы

Цель – установить степень усвоения темы «Явления физические и химические».

Форма работы –

Задание. Чем отличаются явления физические от химических?

Образование инея

http://www.just-so-site.com/photos/1new/h_flowers.htm

образование тумана

http://www.diary.ru/~mistigris/?tag=763&from=60

образование облаков

http://www.lama.kz/?wp=16717

гниение листьев осенью

http://www.supersadovnik.ru/article_agro.aspx?id=1003131

горение бумаги

http://ru.123rf.com/photo_2793128_ball-of-burning-paper-among-the-ashes-with-flames.html

Планируемый результат

Регулятивный

-умение выполнять задание в соответствие с целью

Предметный:

-умение различать явления физические и химические, их отличительные особенности.

Цели деятельности

- стимулировать интерес к выполнению заданий частично-поискового и эвристического  характера;

- научить школьников: ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.

Варианты заданий:

Задание 1(репродуктивный уровень).

Докажите, что в любой песне, в которой упоминается автомобиль, речь идет и о физических явлениях и о химических.

- ..автомобили, автомобили, буквально все заполонили..;

-..там, где вековая лежала пыль, свой след оставил автомобиль..;

- ..где-то за городом, очень недорого, папа купил автомобиль..

Предполагаемые ответы учащихся:

Физические явления:

Движение частей двигателя, вращение колес и тд.

Химические явления:

Протекают в цилиндрах двигателя, где сгорают пары бензина.

Задание 2(частично поисковый уровень) 

Укажите, с какой целью используют химические реакции для сжигания природного газа. Выберите правильный ответ:

а) для получения высокой температуры;

б) для получения энергии;

в) для получения продуктов сгорания;

г) для защиты окружающей среды.

Правильный ответ: а, г

Задание 3( эвристический уровень) 

Отрывок из стихотворения  С.Я.Маршака

 «Вчера и сегодня»:

Лампа плакала в углу

За дровами на полу:

-Я голодная,

-Я холодная!

Высыхает мой фитиль

На стекле густая пыль.

Почему, я не пойму,

Не нужна я никому?

Познакомилась в столовой

Я сегодня с лампой новой.

Говорили, будто в ней

Пятьдесят горит свечей.

Ну и лампа! На смех курам!

Пузырек под абажуром

В середине пузырька

Три – четыре волоска..

Стеариновая свечка

Робко вставила словечко:

- Вы сказали, будто в ней

Пятьдесят горит свечей?

Обманули вас бесстыдно

Ни одной свечи не видно.

Учитель: - К какому явлению физическому или химическому относится горение старой и новой лампы?

Ученик:- Горение старой лампы – химическое явление, так как керосин вступает в реакцию с кислородом воздуха и образуются новые вещества – углекислый газ и вода. Горение новой лампы – физическое, так как спираль лампы, при прохождения через неё электрического тока не изменяется и новых веществ не образует.

Планируемый результат:

Познавательный:

-умение использовать методы наблюдения и прогнозировать для выполнения задания.

Регулятивный:

-умение выполнять учебные действия в соответствии с планом

Коммуникативный:

-умение адекватно использовать речевые и символьные средства для представления результата.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

I. Задание на самоанализ.

Составьте синквейн на тему «Явления химические и физические»

Самооценка

II. Задание на самооценку. Закончите предложения:

Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ………………..

Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………