Технологии
Предварительный просмотр:
МАОУ ДСОШ №4 с УИОП
учитель химии и биологии
Шкуратова Мария Николаевна
Проект урока химии в 8класса
с использованием проблемной технологии и элементами игровой
технологии.
Тема | Физические и химические явления. Химические реакции. | |||||||||||||||||||||||||||
Цель | Сформировать понятие физических явлений и их особенности; химических явлений, их признаки. Сформировать информационно-коммуникативные компетенции и компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Формировать стремление учащихся к реализации себя, проявлять свои возможности, осуществлять контроль, самоконтроль и самокоррекцию. | |||||||||||||||||||||||||||
Основное содержание темы, термины и понятия | Содержание темы предполагает изучение явлений физических и химических, их признаки и условия возникновения и течения химических реакций. Термины: физические явления, химические явления, химические реакции | |||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты | ||||||||||||||||||||||||||||
Личностные - проявление эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме - проявление творческого отношения к процессу обучения | Межпредметные Познавательные: - уметь находить сходства и различия между явлениями; - обобщать полученную информацию; - умение вести наблюдение; - умение прогнозировать и предвидеть результаты опыта. Регулятивные: - умение выполнять задание в соответствии с целью; - умение выполнять учебные действия в соответствии с планом. Коммуникативные: -умение формулировать высказывания; - умение согласовывать и находить решения; - умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата. | Предметные - умение характеризовать явления физические и химические - умение находить отличительные признаки химических реакций; - самостоятельно формулировать понятия явлений физических и химических | ||||||||||||||||||||||||||
Организация образовательного пространства | ||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | ||||||||||||||||||||||||||
Природоведение 5 класс Физика 7 класс | Выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school–collection.edu.ru., мультимедийный проектор (интерактивная доска), химические реактивы( серная кислота, хлорид бария, карбонат натрия и соляная кислота) и химическая посуда для выполнения демонстрационного опыта. | фронтальная - индивидуальная – в паре - | ||||||||||||||||||||||||||
Технология изучения темы | ||||||||||||||||||||||||||||
1 этап. Самоопределение к деятельности (целепологание) | ||||||||||||||||||||||||||||
Цели деятельности | Ситуативные задания | Планируемый результат | ||||||||||||||||||||||||||
- актуализировать имеющиеся знания, связанные с понятиями «явления физические и химические» - мотивировать учащихся к изучению темы | Каждый ученик получает задание, позволяющее ему оценить уровень освоения содержания, необходимого на данном уроке . Задания имеют разный характер и содержание, могут быть выбраны учениками по желанию. У доски Учащиеся получают задание на повторение ранее изученной темы. Учитель задает вопросы:
(к доске идут желающие) Индивидуально по карточкам (ученики работают в тетрадях) Карточка №1 Разделить смеси, которые состоят из песка и железа; воды и сахара; воды и спирта. Карточка №2 Предложите способ разделения неоднородной смеси, состоящей из воды и растворенных в ней железных опилок. Карточка №3 Давая определение веществу и описывая его свойства ученик не дописал некоторые из них. Помоги ему:
Все остальные учащиеся класса 3 минуты выполняют следующее задание: Проведите соответствие между способами разделения смесей и смесями для 1 варианта – однородные смеси, Для 2 варианта – неоднородные Смеси:
Способы разделения смесей: а) отстаивание б) фильтрование в) выпаривание г) дистилляция д) хроматография е) с помощью магнита. Ваш ответ должен выглядеть так: Название смеси( цифра), способ разделения смеси (буква).
Обменялись тетрадями, проверили друг у дуга. Внимание, правильный ответ! 1 вариант
2 вариант
Учитель открывает обратную сторону доски и показывает ответы. Для тех кто выполнил задание, попытайтесь выполнить следующее: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab76ada-4185-11db-b0de-0800200c9a66/index_mht.htm На выполнение дается 2 минуты. Проверка. | Личностный: -проявление интереса к поставленной проблеме. Предметный: - умение анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы. Предметный: - умение использовать полученные знания к конкретному заданию. Коммуникативный: - умение работать в паре | ||||||||||||||||||||||||||
II этап. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания) | ||||||||||||||||||||||||||||
Цели деятельности | Учебные задания и методы работы с информацией | Планируемый результат | ||||||||||||||||||||||||||
Научить школьников: - различать понятия физические и химические - знать их особенности и отличия -обобщать информацию из различных источников - формулировать понятия «явления физические и химические», «признаки реакций», условия возникновения и течения реакций. | Каждые вещества наделены теми или иными физическими свойствами. А что может произойти при изменении условий существования вещества? Агрегатные состояния воды: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6ce91-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_18_05.jpg Учитель: - Что происходит с веществом? Ученик: - Исходное вещество изменяет агрегатное состояние. И на экране: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617f8dcb-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_26_03.jpg Учитель проводит примеры когда с веществом происходят изменения. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617f8dc9-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_26_01.swf В данном случае что произошло с веществом? Ученик: - Они теперь обладают другими свойствами. Из одних веществ образуются другие. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617f8dca-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_26_02.swf Учитель: - Можно ли отличить физические явления от химических? Горение магния, медная проволока Учитель: - Запишите признаки химических реакций по опытам.
Задание: О каких явлениях идет речь? -сахар измельчили, растворили и сожгли. Ответ: измельчили, растворили – физическое явление, сожгли – химическое. Учитель: - При каких условиях осуществляется химическая реакция? ( работа с текстом учебника стр. 12 прочитать абзац и записать условия возникновения и протекания химических реакций.) Учитель: -Почему реакции между жидкими веществами идут очень быстро? Ответ найдите в учебнике на стр. 12, первый абзац. Выслушиваем ответ. | Познавательный Регулятивный - умение выполнить учебное задание в соответствии с целью. Коммуникативный: -умение работать с информацией на опережение, умение работать в паре. | ||||||||||||||||||||||||||
Диагностика качества освоения темы | ||||||||||||||||||||||||||||
Цель – установить степень усвоения темы «Явления физические и химические». | Форма работы – Задание. Чем отличаются явления физические от химических? Образование инея http://www.just-so-site.com/photos/1new/h_flowers.htm образование тумана http://www.diary.ru/~mistigris/?tag=763&from=60 образование облаков гниение листьев осенью http://www.supersadovnik.ru/article_agro.aspx?id=1003131 горение бумаги http://ru.123rf.com/photo_2793128_ball-of-burning-paper-among-the-ashes-with-flames.html | Планируемый результат Регулятивный -умение выполнять задание в соответствие с целью Предметный: -умение различать явления физические и химические, их отличительные особенности. | ||||||||||||||||||||||||||
Цели деятельности - стимулировать интерес к выполнению заданий частично-поискового и эвристического характера; - научить школьников: ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности. | Варианты заданий: Задание 1(репродуктивный уровень). Докажите, что в любой песне, в которой упоминается автомобиль, речь идет и о физических явлениях и о химических. - ..автомобили, автомобили, буквально все заполонили..; -..там, где вековая лежала пыль, свой след оставил автомобиль..; - ..где-то за городом, очень недорого, папа купил автомобиль.. Предполагаемые ответы учащихся: Физические явления: Движение частей двигателя, вращение колес и тд. Химические явления: Протекают в цилиндрах двигателя, где сгорают пары бензина. Задание 2(частично поисковый уровень) Укажите, с какой целью используют химические реакции для сжигания природного газа. Выберите правильный ответ: а) для получения высокой температуры; б) для получения энергии; в) для получения продуктов сгорания; г) для защиты окружающей среды. Правильный ответ: а, г Задание 3( эвристический уровень) Отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Вчера и сегодня»: Лампа плакала в углу За дровами на полу: -Я голодная, -Я холодная! Высыхает мой фитиль На стекле густая пыль. Почему, я не пойму, Не нужна я никому? Познакомилась в столовой Я сегодня с лампой новой. Говорили, будто в ней Пятьдесят горит свечей. Ну и лампа! На смех курам! Пузырек под абажуром В середине пузырька Три – четыре волоска.. Стеариновая свечка Робко вставила словечко: - Вы сказали, будто в ней Пятьдесят горит свечей? Обманули вас бесстыдно Ни одной свечи не видно. Учитель: - К какому явлению физическому или химическому относится горение старой и новой лампы? Ученик:- Горение старой лампы – химическое явление, так как керосин вступает в реакцию с кислородом воздуха и образуются новые вещества – углекислый газ и вода. Горение новой лампы – физическое, так как спираль лампы, при прохождения через неё электрического тока не изменяется и новых веществ не образует. | Планируемый результат: Познавательный: -умение использовать методы наблюдения и прогнозировать для выполнения задания. Регулятивный: -умение выполнять учебные действия в соответствии с планом Коммуникативный: -умение адекватно использовать речевые и символьные средства для представления результата. | ||||||||||||||||||||||||||
IV этап. Рефлексивная деятельность | ||||||||||||||||||||||||||||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности | ||||||||||||||||||||||||||
научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат своей деятельности; - оценивать результат учебной деятельности. | Самоанализ I. Задание на самоанализ. Составьте синквейн на тему «Явления химические и физические» Самооценка II. Задание на самооценку. Закончите предложения: Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ……………….. Я не доволен(льна) тем, что сегодня ………………… |