Консультация для родителей.
Мама, поиграй со мной! Как играть с ребенком.
Вся детская комната завалена самыми разнообразными игрушками, от
конструкторов, всевозможных кукол и машинок до радиоуправляемой железной
дороги. А малыш ходит за мамой и хнычет, что ему скучно и он не знает, чем
заняться. В чем причина? Он не любит или не умеет играть? Ему не нравятся
игрушки? Или дело вообще не в разнообразии и количестве игрушек, а в чем-то
другом?
Разобраться в этом вопросе нам помогла психолог Центра духовного
развития детей и молодежи Светлана Витальевна ГРЕЗЕВА.
Главное дело ребенка
Когда родители обращаются к психологу по поводу того, что ребенок не умеет
играть, всегда уточняю – а что именно вы делаете с игрушками? И оказывается,
что многие родители просто предоставляют ребенку игрушки – дарят, покупают,
но не играют с ним сами. Многие мамы признаются: «Ну, мне это неинтересно».
И нередко так получается, что для родителей игра их ребенка – это
возможность выкроить время, чтобы заняться какими-то своими делами или
отдохнуть. И если главная базовая потребность ребенка – общение с родителями
– не удовлетворена, ребенок не будет играть, а будет всячески стремиться к
контакту с родителями, без этого жизненно важного «витамина» развитие
ребенка искажается.
Чтобы научить играть ребенка, важно привносить что-то из реальности, из
повседневных дел в игру, и наоборот. Например: после просмотра ребенком
любимого мультика можно поиграть в любимых персонажей из него. Это займет
всего 5–10 минут, а после того как малыш втянется, можно пойти готовить ужин
и посоветовать крохе сделать десерт для своих любимцев.
Я помню пример из своей жизни – мне было года три, моя мама чистила
картошку, а я подошла к ней и стала спрашивать: а что ты делаешь? Она
говорит: я чищу картошку, а дальше началась игра: она показывала мне
очищенную картофелину и говорила – смотри, это слон, а это медведь. И мы
начинали с ними разговаривать: «Слон, что ты делаешь, куда ты идешь?» И вот
уже медведь со слоном плавали в озере-кастрюле, мама продолжала спокойно
чистить картошку, а я, не отвлекая ее, играла с этими очищенными
картофелинами.
В психологической литературе приводится пример, описывающий девочку, у
которой вместо игрушки был носовой платочек. Она с его помощью, сворачивая
его разными способами, устраивала многочасовые игры – платочек у нее был и
зайчиком, и девочкой, и птичкой, и бантиком. Она разворачивала с ним целые
сюжеты. Игрушка была одна, а игр – большое количество.
От погремушек до трансформеров
В раннем возрасте (от рождения до 2,5–3 лет) ребенок осваивает предметы, и
для него игрой является просто манипулирование ими – он их трогает, пробует
на вкус, смотрит, как они падают, вкладывает одни предметы в другие, гремит,
стучит – осуществляет с ними все многообразие исследовательских действий. В
это время идет интенсивное сенсорное развитие, когда ребенок осваивает
основные свойства предметов: форму, цвет, материал игрушки.
Важны: погремушки, кубики, музыкальные игрушки, пирамидки, волчки, каталки,
вкладыши, наборы животных, мячи, крупный простой конструктор, разнообразие
форм, фактур, материалов – то, что можно безопасно исследовать.
В этом возрасте рекомендуются игрушки основных цветов – красного, желтого,
синего, зеленого, и, конечно, натуральных оттенков. Дополнительные цвета –
оранжевый, розовый, сиреневый – лучше включать в игру ближе к трем годам.
В среднем дошкольном возрасте (от трех до пяти лет) активно развивается
мышление, речь и воображение ребенка, он населяет игровое пространство
персонажами – животными, куклами. Идет интенсивное освоение социальных
ролей, отношений между людьми.
Важны: мягкие игрушки и куклы, по отношению к которым он может выполнять
родительские роли, а также игрушки, имитирующее бытовые предметы, – детская
посуда, строительные конструкторы, машинки, игрушечная мебель – они
позволяют воссоздать в игровом пространстве свой символический мир. В этом
возрасте подходят пальчиковые или наручные игрушки, потому что они
объединяются с телом ребенка и их можно оживлять: говорить, двигаться,
более активно участвовать в игре.
Очень хорошо, чтобы в этом возрасте у ребенка была любимая мягкая игрушка. В
психологии это называется переходным (замещающим) объектом привязанности,
который может символически заменить родителя – ребенок засыпает один,
родитель не может с ним быть всю ночь, но этот мягкий медвежонок или собачка
будут рядом, и это будет создавать ощущение присутствия, успокаивать,
утешать. Но опять же, это будет работать, если этот медвежонок сначала
«ожил» в руках мамы – поговорил с ним ласковым голосом, предложил во
что-нибудь поиграть.
Дети в этом возрасте иногда удивляют родителей тем, что могут вместо
какой-то красивой машинки выбрать брусочек, отдаленно похожий на машинку. А
крохе так интереснее – его фантазия доигрывает именно ту машину, которую он
хочет.
Для ребенка убирать игрушки – значит сузить свое игровое пространство,
поэтому делать это нужно, тоже играя: «вот игрушки пошли в свой домик,
чтобы там отдохнуть, машинам нужно поехать в гараж на ремонт», и конечно,
эмоционально поддерживайте ребенка, показывайте ему, что вы радуетесь, когда
он складывает игрушки сам, как взрослый, подчеркивайте, что игрушки – это
его мир, и он в нем главный.
В старшем дошкольном возрасте (5–7 лет) полезно приучить детей к домашнему
труду с помощью игры. Веник может превратиться в какую-нибудь танцующую
принцессу, которая должна ровненько пройтись по всему полу.
В игре у ребенка есть возможность переработать и отыграть свои впечатления,
причем как положительные, так и негативные: родитель поругал, а кроха
похожую ситуацию проигрывает с куклами, и таким образом осмысляет,
переживает происходящие с ним события, психологически перерабатывает их,
учится справляться с ними.
Важны: ролевые игры и игры с правилами: дочки-матери, магазин, настольные
игры. Также необходимы многосоставные и, желательно, разнообразные
конструкторы, мозаики, пазлы.
Родителям на заметку
Если ваше чадо очень хочет какую-то дорогую игрушку, а ваш бюджет не
позволяет ее приобрести, то попытайтесь отыскать какие-то другие замещающие
варианты – можно, например, ходить в игровую комнату, где есть эта игрушка
(иногда ребенку бывает этого достаточно, и через какое-то время он в нее
наиграется).
А еще среди игрушек очень хорошо иметь самые примитивные, например
деревянные чурбачки, природные материалы – они очень развивают
воображение.
Многие родители хотят, чтобы ребенок умел сам себя занять, и это очень
хорошо и правильно.
Если ребенок не может остановиться в игре – это нормально. Если, наоборот,
он ходит за родителем хвостом, не может найти себе занятие, – это сигнал
того, что ему нужно родительское внимание. И сколько бы у него ни было
игрушек, самых красивых и дорогих, если ему не хватает родительского
общения, никакие игрушки не смогут его заменить.
Комментарии
Главное дело ребенка
Главное дело ребенка
Родителям на заметку
Родителям на заметку