В помощь ученикам
Таблицы по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Алгоритм синтаксического разбора предложения | 45 КБ |
Правописание гласных в личных окончаниях глаголов и суффиксах причастий | 20.27 КБ |
Правописание приставок, ъ и ь, гласных и-ы после приставок | 18.68 КБ |
Самостоятельные части речи | 59 КБ |
Служебные части речи | 42.5 КБ |
Тропы и фигуры речи | 34 КБ |
Чередующиеся гласные в корне слова | 244.33 КБ |
Предварительный просмотр:
6-7 классы
Алгоритм «Синтаксический и пунктуационный разборы предложения»
Предварительный просмотр:
Правописание гласных в личных окончаниях глаголов и суффиксах причастий
Выбор гласной зависит от СПРЯЖЕНИЯ | Выбор гласной зависит от ИНФИНИТИВА | Выбор гласной зависит от БУКВЫ, стоящей ПЕРЕД СУФФИКСОМ | |||||
Спря-жение | Безударные личные окончания глаголов | Суффиксы причастий -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ- -ем-/-ом-, -им- | Гласная перед -л-, -в-/-вши-, -вш- такая же, как перед -ть | Гласные а/я,и перед нн в суффиксах причастий | Гласные е-и в суффиксах причастий -ем-, -им- | ||
1 Е,У/Ю | щебеч/ешь (от щебетать – 1 спр.) колыш/ут (от колыхать – 1 спр.) та/ют (от таять – 1 спр.) мел/ют ! (от молоть – 1 спр.) | щебеч/ущ/ий (от щебетать – 1 спр.) колыш/ущ/ий (от колыхать – 1 спр.) та/ющ/ий (от таять – 1 спр.) мел/ющ/ий ! (от молоть – 1 спр.) | засе/я/ть = засе/я/л (гл. прош. вр.) засе/я/в (дееприч.) засе/я/вши (дееприч.) засе/я/вш/ий (прич.) накле/и/ть = накле/и/л (гл. прош. вр.) накле/и/в (дееприч.) накле/и/вши (дееприч.) накле/и/вш/ий (прич.) ЗАПОМНИ ГЛАГОЛЫ НА -ЯТЬ! веять, сеять, таять, хаять, реять, лаять, блеять, чуять, чаять, баять, лелеять, затеять, кашлять, кланяться, маяться, надеяться, отчаяться и т.д. НО клеИть | А/Я | пиши, если прич. образовано от гл. на -АТЬ/-ЯТЬ разве/я/нн/ый разве/я/н (от развеять) услыш/а/нный услыш/а/н (от услышать) | Е | Обычно пишется после гласной: изуча/ем/ый осужда/ем/ый Кроме: кле/им/ый |
2 И,А/Я | дыш/ат (от дышать – 2 спр.) хвал/ят (от хвалить – 2 спр.) кле/ишь ! (от клеить – 2 спр.) | дыш/ащ/ий (от дышать – 2 спр.) хвал/ящ/ий (от хвалить – 2 спр.) кле/ящ /ий ! (от клеить – 2 спр.) | |||||
Е
| пиши, если прич. образовано от других гл. увид/енн/ый (от увидеть) накле/енн/ый (от наклеить) вынес/енн/ый (от вынести) | И
| Обычно пишется после согласной: движ/им/ый слыш/им/ый Кроме: колебл/ем/ый незыбл/ем/ый неотъемл/ем/ый неприемл/ем/ый | ||||
СПРЯЖЕНИЕ глагола определяется по ИНФИНИТИВУ | |||||||
1 | все ОСТАЛЬНЫЕ | ||||||
2 | 1.все на -ИТЬ (кроме брить, стелить) 2.4 на -АТЬ (гнать, держать, дышать, слышать) 3.7 на -ЕТЬ (смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть) |
Предварительный просмотр:
Правописание приставок, ъ и ь, гласных ы-и после приставок
Правописание приставок | Правописание Ъ и Ь | Правописание Ы-И после приставок | ||
неизменяемые | на З-С | пре-, при- | ||
в- (во-), взо-, вы -, до-, за-, изо-, ко-, меж-, на-, над-, (надо-), наи-, об-(обо-), от- (ото-), по-, па-, поза-, про-, пра-, под- (подо-), пред- (предо-), пере-, разо-, с- (со-), сверх-, су-, у- Пишутся одинаково, независимо от произношения. Слова с приставкой пра: пра/язык, пра/славяне, пра/родина, пра/матерь, НО про/образ | без-, бес- обез-, обес- воз-, вос- вз-, вс- из-, ис- низ-, нис- раз-, рас- роз-, рос- через-, черес- чрез-, чрес- Перед звонким согласным на конце приставки пиши З. Перед глухим согласным на конце приставки пиши С. Запомнить (нет приставки!): здесь, здешний (не/здешний), здание, здоровье (не/здоровье), здравствуй, здравие, (не видно) ни зги; сдоба, сдобный Приставки нез-(нес-) не бывает: не/здоров/ый, не/с/держ/анный Запомни: нет приставки близ-, это корень: близ/лежащий В иноязычной приставке дис- перед звон. и глух. согл. пиши С: дис/гармония, дис/комфорт | Пиши при-: 1. приближение приплыть Пиши пре-: 1.= очень премудрый 2.= пере- преступник 3.неясное значение преследовать НЕ ПУТАТЬ (важен контекст!): пре/ступить закон – при/ступить к занятиям пре/бывать на вокзале – при/бывать на вокзал пре/дать друга – при/дать товарный вид и т.п. | Пиши Ъ: 1.после русских и иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную, и перед гласными Е,Ё,Ю,Я под/ъезд, суб/ъект 2.после двух-, трёх-, четырёх- и перед Е,Ё,Ю,Я трёх/ъярусный Не пиши Ъ: 1.после приставок, оканчивающихся на гласную по/ехать 2.после приставок, оканчивающихся на согласную, если нет Е,Ё,Ю,Я под/опытный Пиши Ь: 1.в корне, после корня и после суффикса перед Е,Ё,Ю,Я,И обезьян/а, лист/ья, зим/ов/ье 2.перед -он в иноязычных словах бульон Запомнить: в слове вьётся и однокоренных -в- - это не приставка, а корень; в слове по/дьяч/ий приставка по-, а не под- | Пиши Ы: 1.после русских приставок, оканчивающихся на согласную (кроме меж-, сверх-) под/ыграть, меж/институтский, сверх/изысканный Искл.: вз/имать Пиши И: 1.после русских приставок, оканчивающихся на гласную по/играть 2.после иноязычных приставок дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан- дез/информация 3.после двух-, трёх-, четырёх- двух/игольный 4.после первого корня в сложносокращённых словах мед/институт |
Предварительный просмотр:
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
№ п/п | Часть речи | Значение, вопросы | Морфологические признаки | Синтаксическая функция | ||||
Постоянные | Непостоянные | Сочетаемость | Роль в предложении | |||||
1. | Имя существительное | Кто? Ученик Что? Урок Обозначает предмет |
|
| Сущ. + сущ. Прил. + сущ. Прил. + сущ. Прич. + сущ. Прич. + сущ. Глаг. + сущ. | Мама купила в магазине батон из зерна. Москва – столица России. | ||
2. | Имя прилагательное | Какой? Милый Обозначает признак предмета. Чей? Лисий, мамин – обозначает принадлежность предмета |
|
| Прил. + сущ. Прил. + сущ. Прил + местоим. Прил + наречие | Погода ненастная. Тёплая ночь. Ученица прилежна. Байкал глубже Балхаша. | ||
Имя числительное | Сколько? Пять, шесть книг - обозначает число или количество предметов. Какой? Пятый – обозначает порядок предметов при счёте. |
|
| Числит + числит. Числит. + сущ. Глагол + числит. | Семь плюс семь - четырнадцать. Входят семь богатырей. Тетрадь стоит пять рублей. Купи две ручки. Пятая парта. | |||
4. | Местоимение | Кто? Что? Указывает на предмет. Какой? Чей? Указывает на признак предмета. Сколько? Указывает на количество предметов. |
|
| Местоим. + глагол Сущ. + местоим. Прил. + местоим. | Я приду к тебе во всякое время. О чём хочешь спросить? Который час? | ||
5. | Глагол | Что делать? Работать. Что сделать? Сдать. Обозначает действие предмета. |
|
в наст. и будущ.вр. в изъявит. накл.).
| Глагол + сущ. Глагол + мест. Глагол + наречие Глагол + дееприч. Глаг. + инфинитив Сущ. + инфинитив | Учиться всегда пригодится. Идём ловить коня. Все просили её спеть. Мечтаю о возможности летать. | ||
6. | Причастие | Какой? Что делающий? Что (с)делавший? Плачущий ребёнок, написанная работа, открытое окно. Обозначает признак предмета по действию. |
|
| Сущ. + причастие Причастие + сущ. Прич. + местоим. Прич. + нареч. Мест. + прич. | Плачущая девочка. Дома построены. | ||
7. | Деепричастие | Что делая? Улыбаясь. Что сделав? Посмотрев. Обозначает добавочное действие при основном. |
| ______________ | Глагол + дееприч. Дееприч. + сущ. Дееприч. + мест. Дееприч. +наречие | Я встал, наклонясь немного вперёд. | ||
8. | Наречие | Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? Обозначает признак действия – идти вперёд; признак предмета - макароны по-флотски; признак другого признака – очень тёплый |
| ______________ | Глаг. +наречие Прич. + наречие Дееприч. + наречие Сущ. + наречие Прил. + наречие Наречие + наречие | Прерывисто дул ветер. Люблю макароны по-флотски. | ||
9. | Категория состояния | Обозначает состояние внешней среды – тепло, состояние человека – Мне плохо. |
| ______________ | Кат.сост. + мест. Кат.сост. + нареч. | Сегодня тепло. Мне душно. Сказуемое в односост. безлич. предлож. | ||
Предварительный просмотр:
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
№ п/п | Часть речи | Значение | Морфологические признаки |
1. | Предлог | Выражает зависимость сущ., числит. и местоим. от других слов в словосочетании и предложении Метались по небу |
|
2. | Союз | Связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного предложения |
|
[ ], а [ ]. (Если ), [ ]. [ ], (потому что ). | |||
3. | Частица | Вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов |
|
МЕЖДОМЕТИЕ
Часть речи | Значение | Морфологические признаки |
Междометие | Особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения |
|
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
№ п/п | Часть речи | Значение | Морфологические признаки |
1. | Предлог | Выражает зависимость сущ., числит. и местоим. от других слов в словосочетании и предложении Метались по небу | 1. Простой или составной. 2. Производный или непроизводный. |
2. | Союз | Связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного предложения | 1. Сочинительный или подчинительный. 2. У сочинит.: соединительный, разделительный или противительный. 3. Простой или составной. |
[ ], а [ ]. (Если ), [ ]. [ ], (потому что ). | |||
3. | Частица | Вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов | 1. Разряд (формообразующая, отрицательная, смысловая). |
МЕЖДОМЕТИЕ
Часть речи | Значение | Морфологические признаки |
Междометие | Особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения | 1. Побудительные, эмоциональные, этикетные 2. Производ. или непроизвод. |
Предварительный просмотр:
Тропы и фигуры речи
Наименование | Толкование | Примеры | Роль в языке | |
Выразительные средства фонетики | Ассонанс | Повторение в тексте одинаковых или похожих гласных звуков | И веют древними Ее упругие шелка. (А.Блок)
| Подчеркивает звучание отдельных слов, создают определенный звуковой образ. Например, в приведенных строках Блока повтор узкого, закрытого [е] усиливает таинственность, загадочность героини. |
Аллитерация | Повторение в тексте (чаще поэтическом) одинаковых согласных звуков | Свищет ветер, серебряный ветер, // В шелковом шелесте снежного шума. (С.Есенин) | В строке Есенина скопление шипящих [ш’], [ж], [ш] передает шум ветра, шелест сухого снега, создает звуковой образ вьюги, которая не пугает, а манит | |
Выразительные средства словообразования | Паронимы | Однокоренные слова, близкие по звучанию и по значению | Лебеди летят над Лебедянью, // А в Медыни золотится мед. (А.Межиров) | Придают тексту дополнительную выразительность |
Парономасы | Разнокорневые созвучные слова, совершенно разные по значению | 1) Не глух, а глуп. | Создают в тексте комический или юмористический эффект | |
Тропы (выразительные средства лексики) | Сравнение | Троп, при котором характеристика одного предмета (качества, лица) дается через открытое сопоставление его с другим предметом (веществом, лицом), осуществляемое по их сходству. | 1) И стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берега. (И.Бунин) | Придают тексту образность, эмоциональность, выразительность, делают отвлеченные понятия «зримыми» и конкретными, являются средством характеристики предмета (лица). |
Метафора | Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов. | 1) Нос корабля; ножка стола; заря жизни; говор волн; закат пылает и др.Утро года(А.Пушкин); | Одно из самых ярких средств выразительности; действенный и экономный способ выражения образной мысли. | |
Метафора | 4) особый изобразительный прием – реализация метафоры (когда в привычный для всех метафорический оборот автор вкладывает не переносный, а буквальный смысл с целью создания неожиданного, чаще комически-гротескного образа) | 4) «Разрываюсь на части». |
| |
Олицетворение | Разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ; обращение к явлениям природы как к живым и сознательным существам, а также перенос человеческих свойств на животных | Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана.(М.Лермонтов) | Помогает раскрыть наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления | |
Метонимия | Вид тропа, в котором одно слово или понятие заменяется другими, смежными (на основании внешней или внутренней связи между ними). На переносное значение слова накладывается прямое значение. | 1) Не то на серебре – на золоте едал.(А.Грибоедов); | Как и эпитеты, метонимии обращают внимание читателя на те или иные признаки и качества предметов. | |
Синекдоха | Разновидность метонимии: значение с одного предмета или явления переносится на другое по признаку количественного отношения между ними. | 1) И слышно было до рассвета, как ликовал француз.(М.Лермонтов); | Делают речь более сжатой и экономной; яркой, выразительной, динамичной | |
Синекдоха | 3) определенного числа вместо неопределенного; | 3) Миллион казацких шапок высыпал на площадь.(Н.Гоголь); |
| |
Эпитет | Художественное определение, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления. | 1) Седое море; пламенная речь; | Дают образную характеристику предмета; выступают как средство детализации, типизации и оценки образа | |
Гипербола | Художественное преувеличение | В сто сорок солнц закат пылал.(В.Маяковский) | Придает речи выразительность; в фольклоре служит средством создания художественного образа | |
Литота | 1. Определение предмета путем отрицания противоположного. | 1) Не дорого ценю я громкие слова, // От коих не одна кружится голова.(А.Пушкин) | Является (как и гипербола) средством идейно-эмоциональной оценки предмета речи | |
Перифраз | Замена собственного имени, названия предмета описательным оборотом, в котором указаны существенные признаки подразумеваемого лица или предмета | Лермонтов в стихотворении «На смерть поэта» называет Пушкина «невольник чести», раскрывая тем самым причины его трагической гибели и выражая свое отношение к нему | Способствуют выразительности языка; являются средством связи предложений в тексте; являются средством выражения авторской позиции | |
Ирония | Вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой (отношение) скрывается насмешка | Откуда, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов) | В этих строках крыловской басни – тонкая насмешка над глупостью осла | |
Сарказм | Злая, горькая или гневная насмешка | В стихотворении Н.Некрасова «Размышления у парадного подъезда» звучит сарказм |
| |
Гротеск | Художественный прием, подчеркивающий искажение или смещение норм действительности; основан на совместимости контрастов: реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного юмора | Пример гротеска – образ Органчика из «Истории одного города» М.Салтыкова-Щедрина | Гротескные образы отличаются резкой карикатурностью, преувеличением, контрастностью, они разрушают гармоническое восприятие жизни, вносят тревогу, ожидание нового и т.д. | |
Каламбур | Фигура, основанная на звуковом сходстве слов или сочетаний слов, совершенно различных по значению | Наш медик в рот больным без счету капли льет, // Однако от того ни капли пользы нет.(М.Херасков) | Обычно создает в тексте комический эффект | |
Фигуры (синтаксические средства | Инверсия | Нарушение прямого порядка слов. | Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.(М.Лермонтов) | Подчеркивает смысловую значимость отдельных слов, придает всей фразе особую интонационную и стилистическую выразительность, усиливает эмоциональную окраску речи. Инверсия также может связывать части текста. В поэтической речи создает напевность, мелодичность |
Градация | Фигура в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.п.) располагаются в порядке усиления или ослабления признака | 1) То не конский топ, не людская молвь, // Не труба трубача с поля слышится, // А погодушка свищет, гудит, // Свищет, гудит, заливается.(А.Пушкин); | Придает особую выразительность фразе, усиливает смысловое и эмоциональное значение предыдущих слов. Помогает передать чувства героя | |
| 2) А идти становилось все труднее. Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пытался свалить с ног. Вверху нечто безобразно огромное, сорвавшееся с цепей, бесновалось, рыдало, выло.(А.Пушкин) |
| ||
Антитеза | Художественный прием, в основе которого – резкое противопоставление слов, образов, персонажей, элементов, композиций и т.п. | Они сошлись. Волна и камень, // Стихи и проза, лед и пламень // Не столь различны меж собой.(А.Пушкин) | Сочетание контрастных по смыслу понятий оттеняет их значение и делает речь яркой и образной. Применяется как композиционный прием | |
Оксюморон | Стилистическая фигура, в которой сочетаются обычно несовместимые понятия, слова со взаимоисключающими значениями | 1) Таинственно шумит лесная тишина. (И.Бунин); | Придает выражению оригинальность и выразительность. | |
Риторический | Фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Он не требует ответа | Что ищет он в стране далекой? // Что кинул он в краю родном?(М.Лермонтов) | Является средством эмоционального воздействия на слушателей, возбуждения их внимания к изображаемому. Усиливает эмоциональный характер высказывания | |
Риторическое | Фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение | Орлам случается и ниже кур спускаться, // Но курам никогда до облак не подняться!(И.Крылов) |
| |
Фигуры (синтаксические средства выразительности) | Риторическое обращение | Фигура, в которой в форме обращения кнеодушевленнымпредметам, явлениям, понятиям и т.п. выражается различное отношение автора к тому, о чем говорится | О Волга! После многих | Служит для усиления эмоционально-эстетического восприятия окружающего. |
Умолчание | Оборот речи, состоящий в том, что предложение (или фраза) остается недосказанным, начатая речь внезапно обрывается. | Но мне ли, мне ль, любимцу государя… // Но смерть… но власть… но бедствия народны…(А.Пушкин) | Передает состояние предельной взволнованности героя | |
Эллипсис | Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации | Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки.(А.Н. Толстой) | Придает выражению динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность; придает речи взволнованный характер. | |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи | 1) Он над тучами смеется, он от радости рыдает!(М.Горький); | Усиливает энергию, силу утверждения мысли. Придает речи ритмичность | |
Анафора | Повторение одинаковых элементов (сочетаний звуков, морфем, слов, синтаксических конструкций) в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) | 1) Не напрасно дули ветры, | Украшает, усиливает речь, придает тексту яркость, величественность, живость. Усиливает энергию слов, которые несут в тексте основную смысловую нагрузку | |
Эпифора | Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.) | Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?(Н.Гоголь) | Эпифора позволяет выделить слова, которые несут в тексте основную нагрузку |