Методическая копилка

«Методическая копилка учителя» - это ресурс, предназначенный в качестве методического и информационного средства для учащихся и учителей (преподавателей) общего полного и начального профессионального образования. Основная задача этого ресурса - оказание посильной помощи учителям в их нелегком повседневном труде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. Босова. Информатика 5 класс. ФГОС.

Урок Форматирование текста.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – представление о форматировании как этапе создания текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы;
  • метапредметные – основы ИКТ-компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
  • личностные – чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Решаемые учебные задачи:

  • систематизировать представления учащихся об этапе форматирования текстового документа;
  • актуализировать имеющиеся умения оформления текстовых документов в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

Дети рассаживаются по местам. Проверяют

наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма

2

Запись домашнего задания.

§8 (6) с. 61-62 РТ: №118, по желанию

№119.

Работа с дневниками

3

Повторение

Работают с тестом

- дети работают с тестом: отвечают на вопросы;

-производят взаимопроверку и оценивание по образцу;

Познавательные УУД:

- актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках;

4

Объяснение темы

  • Что ты знаешь о формах объектов? Какими они бывают?
  • А что такое форма? Узнаем в энциклопедии:

  • Может ли иметь форму (нужный вид), напечатанный текст?

-Запомни! Текст может принимать нужный вид (форму) после оформления.

- Узнай подробнее об оформлении текста. Запомни ключевые слова.

- Отметь действия, которые относятся к оформлению текста:

  • круглые, квадратные, прямоугольные, пирамидальные, со сложной формой;
  • читают с экрана: Форма

от нем. format, фр. Format , лат. forma — вид, наружность)

  • дети затрудняются ответить;

  • смотрят видео ролик;

  • выбирают действия из списка: выбор кегля (размера букв), изменение

расстояния между строчками, выбор

начертания шрифта, выбор вида шрифта, выравнивание текста

Познавательные УУД:

- формирование понятия об этапах обработки текста с помощью компьютера

Личностные:

-развитие внимания, зрительной и слуховой памяти.


Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

5

Формулирование темы и целей урока

  • Разгадай ребус и узнаешь, каким термином информатики называется оформление текста.
  • Тема урока:
  • Какой может быть цель урока?
  • форматирование;

  • «Форматирование текста»;
  • узнать, что такое форматирование текста и научиться его выполнять.

Регулятивные:

- развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

6

Закрепление материала через групповую и

индивидуальную работу

  1. Групповая работа: рассмотрите

два текста. Назовите, применённые к ним, виды форматирования.

  1. Индивидуальная работа

- работают в группах, на листе для групповой работы отмечают правильные ответы: изменение кегля (размера букв) выравнивание по правому краю,

изменение начертания на полужирный вид, изменение начертания на курсивный вид, изменение начертания на

 подчеркнутый вид, изменение цвета шрифта, изменение вида шрифта. РТ. с. 87 №117

Личностные УУД:

  • формирование навыков форматирования текста в текстовом редакторе; Коммуникативные УУД:
  • умение работать в парах,
  • развитие диалогической речи

7

Компьютерный практикум

Выполни практическую работу

Выполняют практическую работу, производят оценивание по критериям.

Пр. № 8 с. 126-128

8

Итоги урока, рефлексия

Можете ли вы назвать тему урока?

  • Вам было легко или были трудности?
  • Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
  • Какое задание было самым интересным и почему?
  • Как бы вы оценили свою работу?

Осуществляют рефлексию своей деятельности.

Личностные УУД:

-рефлексия способов и условий

действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности



Предварительный просмотр:

«Инновационные подходы в преподавании информатики в рамках ФГОС»

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа  перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет! ФГОС нового поколения призваны решить данную задачу, формируя у школьников не набор знаний по предметам, а универсальные учебные действия (УУД), которые пригодятся в дальнейшей взрослой жизни.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. Возможно именно на таком уроке

«зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего» (Цицерон).

Инновация (англ. Innovation – нововведение) – внедрение новых форм, способов и умений в различные сферы деятельности.

Инновационные технологии в образовании – это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях, и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:

  • усвоением максимального объема знаний;
  • максимальной творческой активностью;
  • широким спектром практических навыков и умений.

В этом случае учебный процесс ориентируется на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения различных жизненных проблем, способствовать превращению творчества в норму и существование человека.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:


  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • развитие критического мышления;
  • дифференцированный подход к обучению;
  • создание ситуаций успеха на уроке и др.

Основными принципами обучения являются:

  • креативность (ориентация на творчество);
  • усвоение знаний в системе;
  • нетрадиционные формы урока;
  • использование наглядности.

Одной из инновационных педагогических технологий является информационные технологии, и в настоящее время их роль в учебном процессе разделилась на 2 направления:

  1. ИТ- инструмент для решения отдельных педагогических задач в рамках традиционных форм и методов обучения
  2. ИТ занимают активную роль, т.е. стимулируют создание новых форм обучения.

Предпочтительнее второе направление, так как именно здесь:

  • создаются условия для самостоятельной проработки учебного материала;
  • возможность поиска информации и более удобного доступа к ней, представление в мультимедийной форме информационных материалов;
  • возможность автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений обучающихся.

Информационные технологии являются неотъемлемой частью преподавания информатики.

Процесс организации обучения с использованием ИКТ позволяет:

  • сделать этот процесс интересным за счет новизны и необычности такой формы работы для обучающихся;
  • сделать процесс увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования ИКТ;
  • эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся;


  • индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, что вызывает у обучающихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
  • самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки у себя, корректировать свою деятельность, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
  • осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (проекты, разработка презентаций), развивая тем самым у обучающихся творческую активность.

В своей работе при проведении уроков информатики использую работу в группах. Например, при изучении темы в 6 классе

«Информационные модели» класс разбивается на группы, которые получают различные варианты текстов (басен). Результатом групповой работы является словесная модель отношений, представленная на основе коллективного анализа и обсуждения ситуации. При изучении темы «Кодирование информации» в 5 классе ученикам очень нравится почувствовать себя в роли криптографов, создавая свои уникальные коды и представляя их для разгадывания своим одноклассникам. При этом участники каждой группы учатся умению работать коллективно, распределять роли и функции в коллективе, вести диалог, обмениваться мнениями, формируя УУД.

Большую помощь в проведении уроков оказывает интерактивная доска. Её применение позволяет сделать урок более «интенсивным», позволяя ученикам самостоятельно выбирать варианты выполнения задания, становиться активными участниками учебного процесса.

Так современное образование ориентированно на формирование личности, то на уроках использую дифференцированные задания для отработки практических навыков по уровню развития обучающихся, вовлекаю в творческую деятельность – участвуя в различных конкурсах и олимпиадах.

В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» универсальные учебные действия эффективно развиваются через проектно- исследовательскую деятельность. На уроках мы часто используем проектные задания: «Создание интерьера кухни», «Блюдо национальной кухни к новогоднему столу», «Создание анимации» и т.д. Очень интересные работы выполняют ученики 5-х классов при подготовке «Интерьера кухни»,

«Анимаций», проявляя творчество и фантазию, придумывают самые разнообразные варианты и сюжет событий.


Итогом данной работы является проект. Технологический компонент информатики в ходе выполнения проектной работы нацеливает исследовательскую деятельность учащихся на достижение метапредметных результатов обучения, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации. При этом ребёнок лучше узнаёт компьютерную технику, умеет применять простые

«рабочие» навыки на практике: управлять персональным компьютером, быстро создавать и оформлять текстовые документы, пользоваться ксероксом, сканером, принтером, электронной почтой, использовать возможности Интернета, фотографировать и обрабатывать снимки, редактировать и форматировать любые тексты, создавать звуковые файлы.

Самый главный итог – учащиеся, работая над проектом, могут получать информацию, общаются, совершенствуют свои знания, чувствуя себя увереннее в современном информационном обществе.

Учитель должен готовить образованных людей, способных быстро ориентироваться    в    обстановке     и     самостоятельно     мыслить,    должен формировать новую систему знаний, умений и навыков, включающую опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.



Предварительный просмотр:

Использование сервисов Web 2.0 в работе учителя

  1. Понятие Web 2.0

Все больше внимания привлекает проблема использования в учебном процессе “социальных сервисов” или “сервисов web 2.0”.

Важный принцип web 2.0 — “mash-up” (“смешивание”). Этот принцип означает, что путем интегрирования программных возможностей нескольких независимых друг от друга сервисов можно создать новый уникальный web- проект.

Новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента. Создание презентаций, фотоальбомов, работа по созданию учебных фильмов, обработка звука, работа с документами может проходить как в индивидуальном режиме, так и в функции группового доступа.

Сервисы web 2.0 постоянно совершенствуются, в том числе и при участии пользователей. Сервис web 2.0 нельзя использовать на компьютере, который не подключен к Интернет.

  1. Использование Web 2.0 сервисов

Каждый из Web 2.0 сервисов можно использовать в учебных целях. Варианты использования зависят, в основном, от возможностей предлагаемой программы, пользовательских навыков участников группы и фантазии преподавателя.

С помощью Веб 2.0 можно организовать следующую коллективную деятельность:

  • совместный поиск;
  • совместное хранение закладок;
  • создание        и        совместное        использование        медиа-материалов (фотографий, видео, аудиозаписей…);
  • совместное создание и редактирование гипертекстов;
  • совместное редактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов;
  • совместное редактирование и использование карт и схем.

Сервисы для хранения документов


На базе Google можно создать свои собственные документы для того, чтобы учащиеся могли воспользоваться необходимой информацией по различным темам учебного предмета. Сервисы Web 2.0 делают процесс создания и размещения в сети дидактических материалов простым и доступным.

Социальные мультимедийные сервисы могут быть использованы в педагогической практике как источник учебных материалов. Например, это учебные видеофильмы, фотографии по различным темам, аудио и видеозаписи выступлений ученых, очевидцев событий и т.д.

Мультимедийные сервисы могут использоваться для хранения школьных видео-, фото-, аудиоархивов и творческих работ учеников.

Средство для изучения карт знаний. Можно делать заметки на размещаемых фотографиях. Если на фотографии изображено несколько объектов (например, несколько зданий), то можно выделить любой из объектов и добавить к нему описание. Рисунок или фотография в этом случае служит картой, к которой один или несколько учеников делают пояснения.

Средство для совместной учебной деятельности учеников из нескольких школ или городов

Средство для изучения географии. Используя сервис Панорамио можно привязать фотографию к конкретному географическому объекту на карте (используется Интернет-сервис maps.google.com).

Как можно использовать в педагогической практике

  1. Гугл документы и таблицы – как средство для совместного редактирования любых документов проектной деятельности школьников и взрослых.

  1. Гугл календарь – для планирования проведения различных мероприятий, в том числе и проектов

  1. Гугл группы – как средство для организации обсуждений по любым вопросам, хранений необходимых файлов, организации сетевых представительств сообществ, в том числе и работающих в рамках одного проекта

Инструкция по созданию http://www.slideshare.net/Elena-gimn9/document- google

Сервисы для хранения закладок


При подготовке к урокам можно делать ссылки на дидактический материал Интернет-ресурсов в BobrDobr или MoeMesto, что позволяет оперативно применить цифровые образовательные ресурсы в школе.

Т.        е.        источник        учебных        материалов.        Система        хранения        закладок изначально предполагает взаимодействие пользователей.

Хранилище ссылок на учебные материалы. Учителя могут вместе вести поиск необходимых материалов.

Онлайн – газеты (доски)

это онлайн сервис для совместной работы. По принципу работы он схож с интерактивной доской. Twiddla позволяет размещать на рабочей поверхности текст, иллюстрации, математические формулы; встраивать документы, виджеты и html-код; общаться при помощи чата, в том числе и звукового. Также, в Twidla, есть возможность совместного просмотра веб-сайтов в режиме онлайн. Более того, на интернет страничках Вы можете делать свои пометки, которые видны тем, с кем Вы совместно работаете в Twiddla.

ВикиВики (WikiWiki) – социальный сервис, позволяющий любому пользователю редактировать текст сайта (писать, вносить изменения, удалять, создавать ссылки на новые статьи).

Различные варианты программного обеспечения Вики (викидвижки) позволяют загружать на сайты изображения, файлы, содержащие текстовую информацию, видеофрагменты, звуковые файлы и т.д. Как правило, возможностью загружать дополнительные файлы на Вики-сайт управляет держатель этого сайта.

  1. Представление, расширение и аннотирование учебных материалов. Электронный вариант представления учебных материалов.

  1. Совместное создание виртуальных краеведческих и экологических экскурсий школьниками

Коллективное создание творческих работ – сказок, стихотворений, эссе.

  1. Коллективное создание учительских и школьных энциклопедий

  1. Средство для проведения локальных и сетевых семинаров.

Социальные геосервисы – сервисы сети Интернет, которые позволяют находить,        отмечать,        комментировать,        снабжать        фотографиями        различные


объекты в любом месте на изображении Земного шара с достаточно высокой точностью. используются реальные данные, полученные с помощью околоземных спутников.

Как использовать в педагогической практике

  1. Как источник карт и изображений местности при изучении географии, истории, краеведения, иностранных языков

  1. Как платформа для решения исследовательских задач по различным предметам, связанных с вычислениями расстояний, подбором кратчайшего пути, сравнением особенностей разных местностей и т.д.

  1. Как платформа для креативной деятельности по моделированию нового облика местностей с нанесением собственных изображений зданий, ландшафтных объектов.

  1. Как платформу для проведения сетевых проектов (вебквестов), связанных с угадыванием и поиском различных географических пунктов Земли

Сервисы для создания и/или хранения презентаций

Сервис для создания нелинейных презентаций. Все содержание размещается на одном слайде, фрагменты которого представляются по ходу просмотра. Можно задать путь так, чтобы вернуться к одному и тому же фрагменту несколько раз.

Дизайн презентаций очень оригинальный, можно воспользоваться готовыми шаблонами. Сервис позволяет использовать все средства визуализации: фото, видео, аудио и текстовые файлы. Большие возможности открываются в различных цветовых решениях, выделении информации в виде фреймов, с помощью маркеров. Презентацию можно составлять как индивидуально, так и работая в группе, совместно редактируя её.

*            Сервис привлекателен тем, что сохраняет анимацию и гиперссылки в презентации. Большой объем - бесплатно можно разместить 100 презентаций по 100 мегабайт.

*            Сервис предназначен для публикации, хранения презентаций и обмена ими с другими пользователями. Можно загружать, просматривать, встраивать код и скачивать презентации.

*            это сервис для мгновенного создания интерактивных публикаций        в        Интернете.


Разработчики сервиса предлагают вам новый способ публикации - простой для использования и с невероятно широкими возможностями. Из файла формата PDF можно создавать журналы, брошюры, каталоги, отчеты, презентации и многое другое.

Создание 3D - книг

  • С помощью этого сервиса можно создавать интересные 3D-книги, а самое главное - интерактивные. Работать с сервисом несложно, особенно если работать в браузере GooglChrome. В книгу можно вставлять картинки, текст, ссылки на интернет ресурсы. Большие возможности имеет и фоновое решение книги: изменение цвета, вставка фоновых рисунков. При просмотре книгу можно поворачивать в трёхмерном пространстве, что создаёт дополнительный эффект и привлекательность, особенно для младших школьников. Единственный недостаток - можно создать всего 10 страниц книги и только 10 книг (в бесплатном аккаунте), в платном - книги до 50 страниц и количество неограниченное.

Сервисы для создания опросов, анкет и тестов

Мастер-Тест — это бесплатный интернет сервис, который позволяет создавать тесты.

Вы можете создавать как онлайн тесты так и скачать и проходить тест без подключения к интернету. И для этого Вам не нужно устанавливать на компьютер дополнительные программы.

  • Конструктор опросов и форм обратной связи.Добавляйте нужные вопросы простым перетаскиванием, сортируйте одним движением.

Сервисы для создания дидактических игр

Позволяет создавать он-лайн пазлы, необходима лишь готовая картинка для закачивания на сервер.

  • LearningApps очень интересный сервис! Это интерактивный конструктор для разработки заданий в разных режимах – «Пазлы»,

«Установи последовательность», «Викторина с выбором правильного ответа» и др. Основная идея упражненийзаключается в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в привлекательной для них игровой форме.

Облако слов

веб-сервис, позволяющий создать облако слов из текста


Сервисы для создания музыкальных презентаций и слайдшоу

  • Сервис русскоязычный, приятный и простой в работе, доступен буквально всем. С помощью него можно создавать прекрасные видеофильмы из своих фотографий. Можно редактировать время показа фото, переходы, эффекты просмотра, использовать готовые темы , вставлять музыку со своего компьютера, делать титры и т.п. Созданный фильм сохраняется в вашем аккаунте на сервисе, можно его также записать на DVD в высоком качестве (но это уже платная услуга). Также его можно строить на свой сайт или блог, поделиться ссылкой с интернет- пользователями
  • Очень нравится учащимся использование таких сервисов, как Picasa, для совместного хранения фотографий, где дети размещают

Сервисы для рисования и создания открыток

  • Сервис для создания музыкальных открыток.
  • Можно использовать для уроков литературы или  музыки: подобрать иллюстрацию (фото героя художественного произведения из фильма), музыку, его слова или отношение к герою (ваше, авторское и т.д.), создать плейкаст.

Интеллект-карта - это схема, предназначенная для визуализации информации при ее обработке человеком.

Применение сетевых сервисов Web 2.0, позволят учителю повысить познавательный интерес учащихся, добывать информацию, правильно её обрабатывать и применять для решения поставленных задач.

Применение сервисов Web2.0 в учебном процессе станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения. Применение сервисов Web2.0 в системе образования направлено на совершенствование существующих технологий обучения  за счет   усиления   исследовательских,   информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Сервисы Web2.0 являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников.



Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия по информатике для 6-х классов Игра по станциям "Турнир знатоков"

Задачи мероприятия:

  • развитие познавательного интереса обучающихся к предмету;
  • развитие логического мышления, внимания обучающихся;
  • формирование учебной активности обучающихся, умения работать в группе;
  • воспитание культуры речи.

Оборудование: компьютер с мультимедийным оборудованием, карточки с заданиями. 1. Математическая эстафета.

Каждой команде выдается карточка - задание – вычислить математическое выражение на компьютере с помощью Приложения Калькулятор. В примере – 5 действий. Первый участник команды должен вычислить с помощью приложения Калькулятор свою часть примера, передать полученный ответ второму участнику команды, записав его на специальном бланке. Второй участник команды продолжает вычисление своей части примера и передает ответ следующему члену команды. Побеждает та команда, которая первой и правильно вычислит пример. 5 баллов.

Задание 1 Математическая эстафета 1-2 команда (ответы)

1

2

3

4

5

748*3

(567+39)*3

4797/13

25*29+69

1 - 2 + 3 - 4

2244

1818

369

794

1

  1. Конкурс “Вычисляй-ка” Учитель:

Пусть всякий знает,

Кто же лучше вычисляет? Нам - задачки прочитать, Вам же думать и считать!

Задание: Расшифруй фамилию известного учёного, именем которого был назван язык программирования

Ь

(24*6+16):7

20

К

125-72+17

70

П

27*5-41

94

С

72:9+10

18

А

45+122-27

140

Л

15*8-9*7

57

94

140

18

70

140

57

20

П

А

С

К

А

Л

Ь


  1. Эрудит (устройства компьютера).

Командам раздаются листы-бланки, в которые они по очереди должны вписать устройства компьютера. Условие конкурса – тишина, разговаривать вслух нельзя. Устройства, вписанные по два раза, не учитываются. Если не перечислены все основные устройства компьютера (системный блок, монитор, клавиатура), то с команды снимаются штрафные очки (по одному за каждое забытое устройство). Команда зарабатывает столько очков – сколько правильно, в том числе и без синтаксических ошибок, перечислено устройств.

Задание 3

УСТРОЙСТВА КОМПЬЮТЕРА

(Команда 1)

1

13

2

14

3

15

4

16

5

17

6

18

7

19

8

20

9

21

10

22

11

23

12

24

  1.  Дешифровщик.

Разгадайте зашифрованное слово.

  1. Отыщи слово

Найти в предложениях слова связанные с информатикой.

 Пример. Этот процесс орнитологи называют миграцией.

Потом они торжествовали и радовались как дети.

По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.

Река Днепр интересна тем, что на ней имеются несколько гидроэлектростанций.

Конкурс капитанов: Приглашаются капитаны команд на конкурс капитанов.


Перед вами рассказ о том, как работать с компьютером. Прочитайте его и определите, сколько ошибок допущено и в чем заключаются эти ошибки.

 Рассказ 1. Для работы с компьютером я обязательно включаю монитор и сканер, набираю буквы с помощью клавиатуры, а если мне необходимо нарисовать картинку, использую сканер. Чтобы ввести в компьютер текст, не набирая его вручную, применяю джойстик, а для распечатки текста вставляю в принтер бумагу. Музыку прослушиваю с помощью модема, а сохраняю документы во внешней памяти компьютера.

Рассказ № 1 (ответы)

Допущено 4 существенных ошибки:

  1. Обязательно нужно включить монитор и системный блок;
  2. Для построения изображения сканер не используется (он нужен только для ввода в компьютер уже существующих изображений на бумаге);
  3. Для автоматического использования текста используют сканер, а не джойстик;
  4. Музыку прослушивают с помощью колонок или через наушники;

 Рассказ 2. Для работы с компьютером я обязательно включаю монитор и системный блок, набираю буквы с помощью мыши, а если мне необходимо нарисовать картинку, использую принтер. Чтобы ввести в компьютер текст, не набирая его вручную, применяю сканер, а для распечатки текста вставляю в дисковод бумагу. Музыку прослушиваю с помощью колонок или наушников, а сохраняю документы в оперативной памяти компьютера.

Рассказ № 2(ответы)

Допущено 4 существенных ошибки:

  1. Буквы набирают с помощью клавиатуры;
  2. Для построения изображения принтер не используется (он нужен только для вывода уже существующих изображений на бумагу);
  3. Бумагу вставляют в принтер;
  4. Сохраняют документы во внешней памяти компьютера;

Игра со зрителями

К нам поступили записки следующего содержания:

1.

Меба

-

Едица

Изре

кочева

инма

гайт

ин

мения

лист

форции

2.

ляглолябальляная

яанретюьпмок

есть

нет не три

Предлагаем вам расшифровать текст записок. Ответы:

  1. мегабайт – единица измерения количества информации.
  2. глобальная компьютерная сеть Интернет.

  1. Конкурс “Составляй-ка”

Составить слова из слова ИНФОРМАТИКА.

  1. За каждое слово 1 балл Конкурс «Передача информации» (за отгадывание – 2 балла) (5 мин)


В следующем конкурсе необходимо будет передать информацию с помощью жестов и мимики,  без слов. Можно задавать вопросы, на которые можно ответить “да” или “нет”. Можно показывать количество слов или букв. Нельзя писать в воздухе. Например, попробуйте отгадать, какое слово я хочу вам передать.

С помощью жестов и мимики слово “мяч”.

- Теперь прошу по одному участнику команд, кроме капитанов, подойти ко мне, чтобы изображать слово. Максимальное время отгадывания 2 минуты. Чем быстрее отгадаете, тем больше очков заработаете. Если была подсказка или выступающий произнес слово, то команда зарабатывает 0 баллов.

Выступающие подходят по очереди и получают одно из слов: принтер, клавиатура. Возвращаются к своей команде и представляют выбранное слово. Команда должна угадать это слово.

  1. Конкурс “Внимание”

За правильный ответ на вопрос участник получает 1 балл.

  1. Устройство ввода информации … (мышь, клавиатура)
  2. Компьютерная программа, предназначенная для набора текста …(блокнот)
  3. Краткое нажатие на кнопку мыши называется ….(щелчок)
  4. Ограниченная рамкой область экрана для размещения компьютерных объектов и выполнения действий с ними называется … (компьютерное окно)
  5. Клавиша, позволяющая отделить одно слово от другого называется...(пробел)
  6. Действия по исправлению ошибок и изменению содержания текста называют … (редактированием)
  7. Так называлась первая счетная доска …(абак)
  8. Окно, с которым в данный момент производится работа, называется…(активным)
  9. Многие действия на компьютере начинаются с нажатия кнопки …(Пуск)
  10. Специальная область оперативной памяти, используемая для хранения копии фрагмента, называется …(буфером обмена)
  11. Для печати прописной буквы в тексте используют клавишу …(Shift)
  12. Переход на новую строку осуществляют с помощью клавиши …(Enter) Подведение итогов


Предварительный просмотр:

Предмет: технология Класс: 6


МАОУ СОШ №24 г. Тамбов

Технологическая карта урока

Тема урока: «Диаграммы и графики»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний Планируемые результаты обучения:

Личностные:

  • развивать логическое мышление, аккуратность, умение общаться в коллективе;
  • способствовать эмоциональному восприятию материала.
  • осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию задачи.

Предметные:

  • формирование умения отмечать точки на координатном луче по заданным координатам и, наоборот, определять координаты у точек, отмеченных на координатном луче;
  • развивать умение чтения геометрических рисунков и выполнения рисунков по описанию.
  • продолжить формирование умения составлять числовые и буквенные выражения (построение математической модели ситуации).

Метапредметные:

  • уметь добывать и перерабатывать новые информацию, представленную в различных формах, наблюдать и делать самостоятельные выводы;
  • активно применять теоретические знания в реальных жизненных ситуациях. Формы работы учащихся: парная, индивидуальная, групповая, коллективная

Техники и технологии: формирующее, критериальное оценивание, технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве.

Ресурсы:

  • технологическая карта;
  • лист оценивания;
  • дидактические материалы: карточки для групповой, индивидуальной работы;
  • презентация по теме урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательны е

1 Мотивация к деятельности

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

  • с помощью текстовой, табличной или графической модели;
  • делают вывод в пользу табличных моделей;
  • делают вывод в пользу графических моделей;
  • диаграммы и графики;

Умение выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять

внимание

Нацеливание на успешную работу.

Выражение

собственного мнения.

Умение оформлять

свои мысли в устной форме.

Умение ориентироваться по данному вопросу.

Устное

диагностическ ое оценивание

Слайд 4

2. Постановка учащимися цели урока как

собственной учебной задачи.

Это и будет темой нашего урока.

Поставим цель: Слайд 5

Узнать о диаграммах и графиках и их использовании, научиться читать и

создавать графики и диаграммы, с

помощью компьютера.

Формирование познавательного

интереса

Целеполагание умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему

Планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками

Самостоятельно е выделение- формулирование познавательной цели;

Устное

диагностическ ое оценивание

3. Изучение нового материала.

открытие новых знаний.

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

Слайды 6 - 13

Проводят самостоятельное наблюдение по

заданному вопросу.

Формирование познавательного

интереса

Умение

анализировать, сравнивать,

делать выводы, устанавливать закономерности.

Инициативное

сотрудничество в поиске и выборе информации.

Приобретение новых знаний Анализ с целью выделения общих признаков,

сравнение, построение

Устное

диагностическ ое оценивание

логического

рассуждения.

4. Обобщение и систематизация

Организует работу по обобщению и

систематизации

Предлагает

Формирование познавательного

интереса

Умение

соотносить новую информацию и имеющиеся знания.

Выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью.

Развитие логического мышления

Самооцениван ие по

критериям

Оценка работ


  • совместная работа с учителем
  • работа в парах с взаимопроверкой ( 1балл за каждый верный ответ).

Шкала оценивания

1-5 – 1 балл,

6- 10 – 2 балла, 11-

13 – 3 балла, 14-15

– 4 балла

выполнить следующие задания: Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

выполняют разбор задач

  • на слайде
  • № 135 в РТ

  • Выполняют задания в учебнике на с. 85
  •         оценивание работы соседа.

Умение слушать и понимать речь

других.

однокласников

5.Практическая работа

Организует

работу по приобретению

ПР. №13

Задания 1,2 с.189

Способность к аналитическим действиям.

Навыки

безопасной работы за компьютером

Умение

организовывать свою работу

Самостоятельное решение проблемы поискового характера.

Закрепление материала, изученного на предыдущих уроках.

Практическая

работа

навыков при

работе с

графиками и

диаграммами

6.Физминутка

Разминка для

Выполняют

Понимание

Способность и

Овладение

Упражнения для глаз

глаз

упражнения

значения

готовность к общению

новыми

Слайды 17 - 25

безопасной

и сотрудничеству со

упражнениями

работы за

сверстниками

для глаз

компьютером

7.Рефлексия деятельности

Организует рефлексию. Проводит беседу, организует

самооценку результатов уч- ся.

Можете ли вы назвать тему урока?

  • Вам был легко или были

Заполняют лист рефлексии

Умение

самостоятельно делать свой

выбор в мире

мыслей и чувств , отвечать за этот выбор

Выделение и осознание

учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Осознание

качества и уровня усвоения нового материала

Умение слушать и понимать речь других.

Умение

аргументировать свой ответ

Умение ориентироваться в своей системе знаний

Формирующее

оценивание


трудности?

  • Что получилось лучше всего и

без ошибок?

  • Какое задание было самым интересным и почему?
  • Как бы вы

оценили свою работу

Итоги урока

Объявляет оценки

Благодарит за работу

Подсчет баллов,

выставление оценок.


        


        



Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ № 24

Внеклассное мероприятие по информатике для 7х классов

Разработал: Зайцев А.А.,


В игре участвуют две команды по 5 человек 7 «Д» и 7 «Б» классов. Предварительно команды придумывают название, девиз и эмблему своей команды.

  1. конкурс. Представление команд (5 баллов)

  1. конкурс. От болельщиков команд один человек садится за компьютер и в графическом редакторе Paint создает эмблему своей команды. (5 баллов)

  1. конкурс. «Загадки» (по 1 баллу, если с ошибками – 0,5)

Командам необходимо отгадать загадки, написать ответы и по первым буквам ответов на загадки составить слово.

Задание для первой команды:

  • Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз)
  • Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Осел)
  • Между двух светил посередине один. (Нос)
  • Она вкусна и хороша – что красная, что из кабачка. (Икра)
  • Бывает круглым, бывает квадратным, бывает с изюмом, бывает с маслом. Его обожают все дети на свете. (Торт)
  • Прижавшись тесно к брату брат, в зеленых гнездышках сидят. Гнездышки искусные, а братишки вкусные. (Орехи)
  • В сенокос – горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? (Рябина) Ответ: Монитор

Задание для второй команды:

  • В земле – черна, в борще – красна. (Свекла)
  • Сто одежек, и все без застежек. (Капуста)
  • Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
  • На синюю дорожку насыпали горошку. (Небо)
  • Он лесничий, он герой – охраняет мир лесной. (Егерь)
  • Цветное коромысло над рекой повисло. (Радуга) Ответ: Сканер

  1. конкурс. «Опознай пословицу»

Команда должна назвать пословицу, о которой говорится в задании. Чем больше и быстрее пословиц будет угадано, тем больше очков получит команда. За правильный ответ – 2 балла, если ответит болельщик – 1 балл.

ЗАДАНИЯ

ОТВЕТЫ

Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Компьютер памятью не испортишь.

Кашу маслом не испортишь.

Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают.

Дареному коню в зубы не смотрят.


Бит байт бережет.

Копейка рубль бережет.

Что из Корзины удалено, то пропало.

Что с возу упало, то пропало.

Вирусов бояться – в Интернет не ходить.

Волков бояться – в лес не ходить.

  1. конкурс. «Шифровка» (по 1 баллу за ответ)

Необходимо разгадать ребусы. Отвечает та команда, которая оказалась быстрее.

13

ПРОГРАММИСТ

ВИНЧЕСТЕР

КУРСОР

9

ДИСКОВОД

КЛАВИАТУРА


СКАНЕР

  1. конкурс. Задание болельщикам команд: «Толи правда, толи ложь».

По одному болельщику садятся за компьютер. В готовом тексте «Басня» найти слова, связанные с информатикой и выделить их другим цветом. (0,5 балла за слово; максимально – 8,5)

Басня

Однажды программист пошел воды напиться. И надо же тому случиться, на беду, Компьютер он оставил на виду

У толстого, ленивого кота. У рыжего моментом скукота Вдруг улетучилась,

И, приёмов пять кряхтя на стол взвалился он И ну гулять по кнопкам ЭВМ

И за изящной "мышкою" гоняться. Компьютер запищал.

Тараща свой дисплей на жирного кота, Экраном заморгал, пытаясь защищаться, Но тщетно.

Гибкий диск устал вращаться То в бок

То в бег То вскачь, То вверх.

Процессор верещит, как дикий ОЗУ и ПЗУ сплелись проводами, А принтер раскаленными болтами Бумагу жжет.

Но от когтистых лап

Покоя всё не знал "кей-борд"

И может быть, не быть компьютеру в живых Да Канарейка заскучав на жерди,

Из клетки выпорхнув, Насвистывая Верди Воспользовалась тем, что у кота Все лапы заняты,

И ну щипать Конец его хвоста.

Кот заорал и носом в дисковод, А там его мотором так примяло, Что вырвался едва он.

Да Немало

Холёной шерсти


На диск системный намотало. Очухавшись едва, все беды Кот канарейке приписал.

И уж почти её достал,

Но тут, попив, поспав и плотно пообедав Наш Программист вошёл

И их застал.

Извлечь мораль из басни просто:

Кот должен есть мышей, а Канарейка - просо. А программист обязан знать,

Что уходя попить Компьютер надо выключать, Кота на крышу  выпускать, А Канарейку - запирать,

А уж потом спокойно спать.

Программист, компьютер, стол, кнопка, мышка, дисплей, экран, гибкий диск, процессор, ОЗУ и ПЗУ, провода, принтер, болты, бумага, кей-борд (клавиатура), дисковод, системный диск.

7. Конкурс капитанов: «Зашифрованные слова 3 минуты (8 баллов)

В перечисленных словах необходимо заменить одну букву и получить слово, связанное с информатикой и компьютерами:

БАНТ–БАЙТ ВЫВОЗ–ВЫВОД ИНТЕРНАТ–ИНТЕРНЕТ КИТ–БИТ

ПИСК–ПУСК РИСК–ДИСК ПРОБЕГ–ПРОБЕЛ ШАПКА–ПАПКА

  1. конкурс. «Мышление». Пока капитаны выполняют задание, команды должны выделить попарно общие и единичные понятия: число, ученый, Иванов Александр, девять, ученик, русский язык, школьный урок, Лейбниц, учебник, «Информатика» (5 баллов)

Общие понятия

Единичные понятия

1.

Число

Девять

2.

Ученый

Лейбниц

3.

Ученик

Иванов Александр

4.

Школьный урок

Русский язык

5.

Учебник

«Информатика»

  1. конкурс. «Мозговой штурм» Необходимо решить задачи.

Золотой ключик

Рассказывают, что черепаха Тортилла отдала золотой ключик Буратино не так просто, а вынесла 3 коробочки: красную, жёлтую и зелёную. На красной коробочке было написано: " Здесь золотой ключик "; на жёлтой - "Зелёная коробочка пуста"; а на зелёной - "Здесь сидит змея ". Все надписи неверны. Где золотой ключик ?


( ответ - в зелёной ) 1 балл

Встреча подруг

Встретились 3 подруги: Белова, Краснова, Чернова. Девочка в белом платье говорит Черновой: «Нам надо всем поменяться, а то цвет наших платьев не соответствует фамилиям». Кто в какое платье одет?

(ответ Чернова – в красном, Краснова – в белом, Белова – в черном) 3 балла

  1. конкурс. «Воображалы» (5 баллов)

Каждая команда изображает мимикой и жестами: принтер и мышь.

  1. конкурс. «Отгадай слово» (по 1 баллу за слово. Добавляется 0,5 балла за скорость) По данным определениям отгадайте компьютерный термин или понятие информатики, которое является многозначным словом. Давший правильный ответ по меньшему числу определений считается выигравшим.

Своевременная, объективная, ложная, проверенная, полная, исчерпывающая, секретная, массовая, генетическая, газетная, телевизионная, научно-техническая…(информация) Деловая, спортивная, настольная, подвижная, карточная, логическая, словесная, опасная, компьютерная, обучающая, имитационная… (игра)

Большое, высокое, узкое, пластиковое, слуховое, закрытое, открытое, разбитое, распахнутое, восстановленное, активное, неактивное, диалоговое… (окно)

Жизненный, санный, морской, воздушный, железнодорожный, Млечный, полный…(путь)

  1. конкурс. «Прочти слова» (3 мин, 4 балла))

В табличках приведены слова, связанные с информатикой и компьютерами, причем буквы слов записаны “змейкой”, то есть они могут быть записаны в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх и т.д.), но не по диагонали.

А

М

Ь

Р

К

У

П

Я

Т

О

С

Р

А

Р

Ь

Н

К

А

П

О

Л

О

П

К

Примечание: ответы каждая команда записывает на листочке со своим названием и сдает жюри, время сдачи учитывается.

Ответы: память, пароль, курсор, кнопка Подведение итогов.



Предварительный просмотр:

Проблемы технологического обучения в школе в рамках ФГОС

Зайцев А. А.,

учитель информатики,

МАОУ СОШ №24,

г. Тамбов

Согласно Федеральному закону образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций [1]. Образование является базовой сферой развития всего общества. Поэтому проблемы подготовки молодёжи, проблемы качества образования затрагивают и всё общество в целом.

В современном развивающемся мире к выпускнику школы предъявляется всё больше и больше требований. В итоге, он должен уметь хорошо ориентироваться в мире профессий и быть востребованным на рынке труда.

Перед современным человеком стоит множество проблем, которые невозможно решить старыми способами. Если ранее достаточно было обладать определенным «багажом» знаний и умений, то сегодня ситуация кардинально изменилась. Востребован тот человек, который может быстро принимать ответственные решения, уметь использовать свои личные «ресурсы», быть мобильным, инициативным, способным учиться, развиваться и самосовершенствоваться. В условиях высокотехнологичных и наукоёмких производств повышаются требования к научной и технологической подготовке школьников. Однако это не означает освоение только определённой суммы технологических знаний.

В середине 90-х годов в школах на смену существующему предмету

«Труд» пришла новая дисциплина «Технология». К тому времени в обществе назрела неудовлетворенность подготовкой школьников и содержанием по данному предмету из-за низкой интеллектуальной составляющей, отрыва от достижений современных технологий, отсутствием творческого развития. В те годы подготовка школьников в рамках предмета «Трудовое обучение» строилась на идеях начального профессионального образования, профориентации и был ориентирован на подготовку промышленных кадров. Экономическая ситуация в стране и инновационное развитие различных отраслей потребовали смены приоритетов в технологическом обучении.


Что        же        такое        «Технология»?        Согласно        Философскому        словарю,

«технология представляет собой сложную развивающуюся систему артефактов, производственных операций и процессов, ресурсных источников, подсистем социальных последствий информации, управления, финансирования и взаимодействия с другими технологиями» [5]. В экономическом словаре дается такое понятие: «Технология — (от греч, techne — искусство и logos — слово, учение) — способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления» [6].

Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях [2].

Введение ФГОС общего образования второго поколения – новый шаг в развитии образования. Отличительной особенностью является системно- деятельностный подход, целью которого является развитие личности учащегося через развитие универсальных учебных действий (УУД) [4]. Обучение технологии строится, прежде всего, на учебно-практической деятельности. Технологическое образование по своей сущности ориентировано на компетентностный подход, так как предполагает формирование разнообразных метапредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы, а именно на это ориентирован стандарт второго поколения.

В соответствии с основной общеобразовательной программы обучение технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Важное место занимает проектная деятельность школьников.

В настоящее время для реализации программы основного общего образования дисциплины «Технология» необходима хорошая материальная база, наличие современных мастерских, материалов, технических и денежных средств. Не все школы нашей области могут этим похвастаться. Поэтому учебные заведения по-разному решают данные проблемы.

Согласно базисному учебному плану в 5-6 классах на изучение технологии отводится 68 часов (по 2 часа в неделю) [3]. В старшем звене общеобразовательной школы технологическая подготовка осуществляется в соответствии с направлениями работы общеобразовательного учреждения и характером познавательных интересов учащихся.

Из-за некоторых перечисленных выше причин, в нашем учебном заведении делается упор именно на реализацию проектной деятельности и


формированию ИКТ-компетенции за счёт часов «Технологии» в 5-6 классах. Содержание предмета предусматривает грамотное владение информационно- коммуникационными технологиями, формирование алгоритмического мышления, поиск решений, определение способов решения учебной задачи, умение планировать и осуществлять творческий проект. В рамках курса ученики выполняют различные проектные задания.

Так в 5 классе предлагаются следующие темы проектов: «Лучший бутерброд», «Блюда национальной кухни для новогоднего стола», «Создание интерьера кухни», «Вернисаж работ». При подготовке проектов по первой теме дети занимаются поиском и отбором информации, выбирают различные средства для оформления своего продукта, планируют его защиту перед всем классом. Кроме того, при выступлении по первой теме ученики могут представить и сами бутерброды. Такой способ защиты проекта вызывает большой интерес у школьников, каждый стремится представить свою работу с лучшей стороны, получить одобрение сверстников и познакомиться с работами товарищей.

Для создания интерьера кухни ученики используют знания о графическом способе представления информации, «включают» свою фантазию, учатся основам дизайна и понятию 3D-моделирования.

К сожалению, такое понятие как «ручной труд», почти утратил свою актуальность. Пока недостаточно обеспечение методическими материалами и качественными заданиями, снижен престиж данной дисциплины. Наша российская школа пока отстаёт от технологической подготовки европейских стран. Будем надеяться, что данная ситуация изменится кардинальным образом и «Технология» займет достойное место среди других общеобразовательных дисциплин в школе.


Информационные ресурсы

  1. Закона Российской Федерации «Об образовании» № 273 –ФЗ от 21.12.2012 года, с учетом изменений, внесенных федеральными законами от 07.06.2013г. № 120 –ФЗ, от 02.07.2013г. № 170 –ФЗ, от 23.07.2013г. № 203 –ФЗ.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. :

Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).

  1. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; М.: Просвещение, 2011
  3. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — 7 изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001. — 719 с.
  4. Экономический словарь [Электронный ресурс]. 2005—2014. URL.: http://ekslovar.ru/