"Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредствам театрализованной деятельности"

Соловьёва Мила

"Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредствам театрализованной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 39 пгт. Ильского

 МО Северский район

Материал к педагогическому совету №3

Тама:

Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством театрализованной деятельности

Подготовила:

Учитель-логопед

Цыбульская Л.С.

 

2019гг

 Общее недоразвитие речи-системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстаёт от нормы, страдают словообразование, связная речь не развита. Так же, к сожалению, с опозданием формируется вся психическая жизнь.

   Основная цель-это научить детей с ТНР связно и ясно рассказывать о событиях окружающего мира ребёнка. Речевая деятельность является основной коммуникативной деятельностью и включает в себя неречевые средства-это жесты, мимика, пантомимические движения. При речевых нарушениях у детей затруднено адекватное использование неречевых средств. Как правило, дети с ОНР отвлекаются, не уверенны в себе или  наоборот агрессивны.

  Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка, развивает артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, речевое дыхание, правильное звукопроизношение, развивает общую и мелкую моторику, координацию движений, снимает мышечное напряжение, развивает речевую деятельность, развивает мимику, жесты, эмоциональное восприятие, внимание, память, совершенствует монологическую и диалогическую форму речи, игровые навыки и творчество.

  Театрализованные игры представляют собой̆ разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской̆ фантазией̆, - сюжетом игры.

  Принимая участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый̆ частый̆ и распространённый̆ вид детского творчества.

Содержание театрализованной̆ деятельности включает в себя:

просмотр кукольных спектаклей̆ и беседы по ним;

игры драматизации;

разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

упражнения по формированию выразительности исполнения;

упражнения по социально-эмоциональному, коммуникативному

развитию детей.

  Детей старшего дошкольного возраста, по сравнению с младшими, отличает более богатый жизненный опыт. Благодаря этому они уже в состоянии представить себя на месте другого человека и понять, как нужно поступить, в той или ситуации и с какими чувствами и переживаниями это связано. В результате у них появляется способность к сопереживанию и сочувствию не только к окружающим его взрослым и детям, но и героям художественных произведений (в литературе, музыке, изобразительном искусстве).

Очевидно, что появление такого рода способностей открывает широкую перспективу для дальнейшего развития коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности.

Действуя в роли, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки персонажей, роль которых он исполняет.

Это развивает чувства детей, а эстетические переживания помогают им почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которые они раньше не замечали, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции. Поэтому в группе создан театральный уголок, в котором каждый ребёнок может ярко и непринуждённо раскрыть свой речевой потенциал, умение вести диалог и монолог от имени персонажа, развивать интерес к сценическим действиям. В процесс создания атрибутов, костюмов, декораций были вовлечены и дети и родители. В результате был развит интерес и желание быть активным участником в театрализованных играх и спектаклях.

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля они научились выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия и многое другое. Действуя в роли, дети приобрели опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их развития коммуникативных способностей.

В театрализованной деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя и даже создания целого спектакля.

Содержание театрализованной деятельности может быть значительно расширено за счет постановки спектаклей по собственному замыслу детей, только на основе их творчества. Уровень психического развития старшего дошкольника позволяет реализовать эту идею, а результаты наших поисковых экспериментов подтвердили особую значимость творческой активности детей для их эмоционального благополучия. Отдельные дети, которые в старшем дошкольном категорически отказывались участвовать в общих спектаклях, проявляли большой интерес и незаурядную активность в тех случаях, когда им была предоставлена возможность для самостоятельного выбора роли в играх-ситуациях.

В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность.

Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей. У многих детей нарушена коммуникативная функция речи. У таких детей наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, плохой словарь, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. У дошкольников наблюдаются тормозные процессы и они могут проявить: робость, скованность. Дети начинают относиться критично к своим дефектам. Дошкольники не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, затрудняются в установлении контакта как со взрослыми, так и сверстниками, не могут вести сдержанно разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме.

Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

Театрализованная игра является средством развития общения детей дошкольного возраста. Она является хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощают их, создают свой художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создаёт условия для социализации ребёнка, усиливает его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

Театральная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.

Воспитательные возможности театральной деятельности велики, так как она способствует развитию следующих коммуникативных способностей:
1. Знакомство с окружающим миром.
2. Становление психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение).
3. Развитие речи (словарный запас, грамматический строй речи, совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь)
4. Развитие эмоционально-волевой сферы (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу).
5. Формирование первичных социальных навыков поведения (доброта, дружба, честность, смелость).
6. Источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщение его к духовным ценностям (сочувствие, сопереживание).
7. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
8. Формируется представление о театре как об искусстве, появляется интерес к театрально-игровой деятельности.
9. Совершенствуются музыкальные способности при создании художественного слова.

Вся театрализованная деятельность в моей группе организована так, что она способствует развитию умственной активности, развитию психических процессов, совершенствуются речевые навыки, повышается эмоциональная активность и правильное коммуникативное поведение.

Театральные постановки и игры в театр оптимизируют познавательное развитие дошкольников, вводят детей в богатый мир образов, человеческих поступков и отношений. Ребёнок учится заранее продумывать свои действия, поступки героев, ролевые высказывания, подбирает выразительные средства – мимику, интонацию, позу. Яркость, зрелищность и иносказательность, присуще искусству театра, позволяют довести до сознания ребёнка возвышенные предоставления о дружбе, добре, справедливости, красоте человеческих отношений. Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию у детей организованности, самостоятельности, коммуникативных способностей. Дошкольники учатся последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения.

Через ролевые высказывания, драматическую разработку сюжетов литературных произведений ребёнок – дошкольник усваивает смысл и активно экспериментирует со словом, мимикой, жестом, движением, овладевает различными способами выражения мыслей, характера, образа героев спектакля.

Участвуя в театрализованной игровой деятельности дети познают мир, становятся участниками событий из жизни мира природы и людей. Все театрализованные игры строятся на материале сказок и играя, дети учатся связно рассказывать, чувствовать, передают интонацию, активно пользуются движениями, мимикой и жестами

Принципы развития коммуникативных способностей, которые формируются в театрализованной деятельности:
1. Принцип интергративности (взаимосвязь с другими видами деятельности). 2. Разнообразие тематики и методов работы.
3. Максимальная активность детей.
4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми (взаимосвязь ребёнка и взрослого).
5. Компетентность педагога.

6. Принцип индивидуального подхода к детям (дифференцированный подход).
7. Принцип игровой подачи материала.

Виды мотиваций в театрализованной игре:

- Социальный (создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребёнка на ошибку).
- Содержательный (формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми).
- Прагматической (усиление внимания детей к данному виду деятельности

развитие познавательного интереса).

В групповой комнате предметно-развивающую среда обеспечивает возможность одновременно заниматься разными видами деятельности. В группе оформлен театральный уголок, который подталкивает детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (пункт 3.3.) и основной общеобразовательной программе дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, эстетически-привлекательной.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

При построении предметно-пространственной среды в группе обеспечивающей театрализованную деятельность учитываются:
- особенности эмоциональной личности ребенка,
- его индивидуальные социально-психологические особенности;
- индивидуальные предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- поло-ролевые особенности.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
- реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательной деятельности;
- учёт возрастных особенностей детей.

Принципы организации театральной среды:
1. Принцип дистанции (общение взрослого с ребёнком «глаза в глаза».
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
3. Принцип стабильности-динамичности.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования (дети занимаются одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу).
5. Принцип эмоциогенности (индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка).
6. Принцип эстетической организации (сочетание привычного и нового).
7. Принцип половых и возрастных различий (эталоны мужественности и

женственности).
Работа по развитию у детей коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности проходит через основные виды деятельности и в их взаимосвязи, она организуется в утренние и вечерние часы, в свободное время в течение дня.

Вся работа должна быть систематизирована таким образом, чтобы педагог каждый раз стимулировал бы двигательную, интонационную, творческую активность всех детей.

Развитие коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности, частые их выступления способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей детей, раскрепощению и повышению самооценки, общему развитию; проявлению любознательности, стремления к усвоению новой информации, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, проявления общего интеллекта, эмоций. У детей развивается умение комбинировать образы, интуиция, способность к импровизации, развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. Самое главное – участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

Очевидно, что именно в театрализованной деятельности у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что, кроме психотерапевтического эффекта, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.