Главные вкладки
Назрулжами Джунаидовна Бегеева
Учитель...
Сколько надо любви и огня,
Чтобы слушали, чтобы верили,
Чтобы помнили люди тебя.
Я беру в руки свой фотоальбом. Каждая фотография в нем – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад, в прошлое…
«Учитель – лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель» – читаем мы определение в толковом словаре. Сухая лаконичная формулировка, но ведь всего в толковом словаре не напишешь. Чтобы постигнуть глубину слова учитель, иногда нужно прожить целую жизнь.
Отчетливо помню свой первый урок. В руках дрожит конспект и 25 пар пытливых детских глаз с интересом и участием рассматривают новенькую. Первые слова давались с трудом, голос звучал напряженно, и вдруг страх ушел, пришла уверенность. Опытные учителя говорили, что страх пройдет, а волнение – никогда, оно в учителе вечно.
Первые годы учительства для меня были самыми трудными, в это время ошибок было больше, чем побед.
Сейчас я смотрю в эти детские глаза с таким же волнением, как и после первого занятия. Смогла ли я разглядеть каждого, не обидела ли неверным словом, взглядом, поступком?
Мир детской души… Простой и знакомый на первый взгляд, а в действительности очень сложный и неизведанный. Постучись в мир детской души и пусть тебе откроют. Пусть тебе поверят, поведают, что радует и что гнетет. Заслужи это! Своим сердцем, тактом, вниманием. Я поняла: если я стремлюсь понять детей, поверить в них чуть больше, чем это бывает, то и им тоже захочется понять меня и следовать за мной.
Я постоянно ловлю себя на мысли, что всегда называю своих учеников «мои дети». Кто – то сказал, что невозможно любить чужих детей. Можно ли их назвать чужими, если мы с детьми порой проводим больше времени, чем их родители?
Я убеждена, что все дети способны успешно учиться, если создать для них необходимые условия. Для этого я стараюсь так организовать обучение, чтобы ребенок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир. Я помогаю каждому увидеть себя, открыть новые качества.
На своих уроках создаю условия для понимания значимости каждого ученика, его мнения. Учу детей не только слушать друг друга, но слышать, и не только сказанное, но и прочувствованное. По малейшему движению, по взгляду, по наклону головы слышим внутреннее высказывание человека, сидящего рядом, и не боимся, если собственное внутреннее «я» будет услышано другими.
Учу видеть своих учеников ценить прекрасное, в обычном видеть необычное, ценить красоту цвета, линий, формы.
Важно, чтобы школьник понял, что урок – это не 45 минут оценки его знаний, а поле для сотворчества, основанного на свободном общении, атмосфере доброжелательности, взаимного доверия.
Если ребенок высказывает свои мысли, основанные на увиденном и прочувствованном, обосновывает свою точку зрения, вслушивается в ответы собеседников, то работа на уроке получается интересной и творческой.
Уходя от рутинного урока, удается перейти от описания отдельного предмета, явления к осмыслению мира и себя в этом мире.
Видя результат, не жаль ни времени, ни сил, затраченных не это. Ведь настоящая награда за свой труд - это благодарные, восторженные взгляды учеников. Известный писатель С.А. Соловейчик сказал об учителе: « Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он скульптор, но его труда никто не видит. Он врач, но пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться».
Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в осознании величия своего дела….
Мое педагогическое кредо: «Постучись в мир детской души и пусть тебе откроют!»