Самообразование.
Презентация и план работы на тему: "Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях школы-интерната"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobr_zozh_zlv1.pptx | 1.93 МБ |
samoobr_zlv_2019.docx | 36.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» « Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях школы- интерната» Заровняева Лариса Васильевна, воспитатель
Цель : Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни. Задачи: - дать детям общее представление о здоровье, как о ценности; - способствовать усвоению правил соблюдения режима дня, правильного питания, санитарно-гигиенических норм, двигательной активности; -формировать негативное отношение к пагубным привычкам такие как курение, употребление алкоголя, наркотических веществ.
Основные 3 н аправления : «Основы» Здоровья -направлен на формирование знаний основ здоровья и потребности в здоровом образе жизни . «Враги» Здоровья -ориентирован на профилактику курения, наркомании, алкоголизма, формированию негативного отношения к вредным привычкам. «Экология» Здоровья - н аправлен на привитие знаний, умений необходимых для сохранения, укрепления, улучшения здоровья.
Диагностика представлений о ценности здоровья. Начало промежуточный
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ: 2017-2018 уч. год. 1 Этап 2 Этап 3 Этап Сентябрь-Октябрь-Ноябрь: «Основы» Здоровья Декабрь-Январь-Февраль: «Враги» Здоровья Март-Апрель-Май: «Экология» Здоровья Занятие-беседа: «Чистота – залог здоровья». Просмотр мультфильма «Ох и Ах» Обсуждение. Беседа с обсуждением: «Вред газированных напитков и неправильное питание» Занятие-беседа «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!» Беседа, показ слайда на тему: «Как правильно чистить зубы? Беседа о вреде курения: «Влияние курения на организм человека ». Беседа: «Что такое народная медицина? Лекарственные растения Якутии» Занимательный час: «Режим дня». Показ видеоролика «О вреде курения» автор профессор Жданов В.Г. Просмотр презентации на тему: «Вода в нашей жизни» Беседа с приглашением врача: «Здоровое питание-основа жизни»» Круглый стол: «Вред алкоголя на организм человека ». Занимательный час: «Спортсмены, чемпионы- пути успеха» показ презентации. Занимательный час: «Овощи и фрукты самые витаминные продукты». Показ документального видеоролика: «Алкоголь и ее последствия...» автор профессор Жданов В.Г. Пеший поход в « Чочур-Муран » на тему: «Движение-это жизнь!» Викторина «Основы здоровья» Посещение Музея Анатомии Мед. Института СВФУ. Рисование «Мой любимый вид спорта»
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ: 2018-2019 уч. год. 1 Этап 2 Этап 3 Этап Сентябрь-Октябрь-Ноябрь: «Основы» Здоровья Декабрь-Январь-Февраль: «Враги» Здоровья Март-Апрель-Май: «Экология» Здоровья Чтение художественной литературы: « Мойдодыр », « Федорино горе» - просмотр мультфильма детям младшего возраста. Беседа: «Психотропные вещества- страшная болезнь 21 века». Беседа «В здоровом теле-здоровый дух!» пословицы и поговорки о ЗОЖ. Беседа с обсуждением « Болезни грязных рук» С приглашением врача. Показ документального видеоролика: «Наркотик и ее последствия...» Обсуждение статей из газет, журналов «Секреты здоровья» посещение библиотеки. Показ презентации на тему «Правильная осанка» виды упражнений. Занятие-беседа «Как бросить курить?» Занятие-беседа «Если хочешь быть здоров – закаляйся» Сюжетно-ролевая игра « На приеме у врача» Участие в городском волонтерском мероприятии «День без сигареты» с Общественной молодежной организацией «Подросток». Рисование: «Моя будущая семья». Занятие «Влияние гаджетов на зрение» упражнения «Гимнастика для глаз» Встреча с фитнес-инструктором « Боди-Лайн » на тему: «Быть здоровым-это модно!». Пеший поход в « Чочур-Муран » на тему: «Движение-это жизнь!» Занятие – беседа «Уход за волосами» Конкурс на лучшую антирекламу сигарет, алкоголя, выпуск стенгазеты здоровья. Викторина: «Твое здоровье в твоих руках».
Форма работы: Беседы-обсуждения, викторины; Круглый стол, обсуждения статей из газет, журналов, просмотр телепередачи о здоровье; Показ презентации, видеороликов о вреде курения и алкоголя; Посещение Школьной библиотеки, Музея Анатомии Мед. и нститута СВФУ; Сотрудничество с общественной организацией: с Якутской городской общественной организацией «Подросток», с фитнес-центром « Боди-Лайн »; Участие в акциях, в конкурсах на лучшую антирекламу сигарет и алкоголя, выпуск стенгазет здоровья.
Прогулки, игры, активный отдых
Беседы, занятия, викторины
У частие на фестивале открытых занятий на тему: «Пагубное влияние вредных привычек»
Музей анатомии свфу
Наш Проект по зож «волшебные звуки хомуса »
Пеший поход в « чочур-муран »
Фитнес-центр « BOdy - Line » Плавательный бассейн «самородок»
Прогнозируемый результат: стимулирование повышения внимания к вопросам здоровья, питания, режима дня, рациональной двигательной активности. повышение уровня понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни, овладение детьми навыков здорового образа жизни; приобщение к занятиям физической культуры, спортом, посещение спортивных секций и мероприятий. неприятие асоциальных явлений.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат
для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Индивидуальный план самообразования воспитателя 3 семьи
Заровняевой Ларисы Васильевны.
Тема самообразования:
«Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях школы интерната»
Якутск 2018-2019 уч. год
Забота о здоровье детей - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Василий Сухомлинский.
Актуальность: работу веду по данной теме второй год, опираясь и исходя из общего плана воспитательной работы школы-интерната, одна из основных задач которой является внедрение здоровье-сберегающих технологий, профилактика негативных явлений в детской среде такие как: алкоголизм, наркомания, безнадзорность.
Большинство детей к нам попадают из неблагополучных семей, из сложных жизненных обстоятельств где на своем опыте видели и знают негативные последствия асоциальных явлений.
Также ни для кого не секрет, что выпускники школ-интернатов попадая во взрослый мир легко поддаются пагубным привычкам, алкоголизму, бродяжничеству. Они в силу своего имеющегося диагноза, эмоциональной неустойчивости могут найти в этом утешение или выход из ситуации, решение какой-либо проблемы.
И, именно, от того как мы научим их заботиться о своем здоровье, каким образом будем формировать и укреплять потребность к здоровому образу жизни зависит их дальнейшая адаптация и социализация.
Цель работы:
Изучение и внедрение педагогических методов и приемов обучения основ формирования ЗОЖ.
Задачи:
- Изучить теоретические основы формирования ЗОЖ.
- Разработать программу, направленную на формирование ЗОЖ.
- Дать оценку эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни воспитанников.
Цель и задачи программы:
Цель:
Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.
Задачи:
- дать детям общее представление о здоровье, как о ценности.
-способствовать усвоению правил соблюдения режима дня, правильного питания, санитарно-гигиенических норм, двигательной активности.
-формировать негативное отношение к пагубным привычкам как курение, употребление алкоголя, наркотических веществ.
Основные 3 направления:
«Основы» Здоровья-направлен на формирование знаний основ здоровья и потребности в здоровом образе жизни.
«Враги» Здоровья - ориентирован на профилактику курения, наркомании, алкоголизма, формированию негативного отношения к вредным привычкам.
«Экология» Здоровья-направлен на привитие знаний, умений необходимых для сохранения, укрепления, улучшения здоровья.
Форма работы:
-беседы-обсуждения; викторины;
-круглый стол, обсуждение статей из газет, журналов, просмотр телепередачи о здоровье;
-показ презентации, видеороликов о вреде Курения и Алкоголя.
-посещение Музея Анатомии Мед. Института СВФУ; школьной библиотеки.
-сотрудничество с общественной организацией: с Якутской городской общественной организацией «Подросток», с фитнес - центром «Боди-Лайн»
-участие в акциях, организация на лучшую антирекламу сигарет и алкоголя, выпуск стенгазет здоровья.
Мониторинг.
В начале учебного года была проведена «Диагностика представлений о ценности здоровья». Где подтвердилась необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению.
(Приложение1)
Проведенная в конце учебного года промежуточная диагностика подтвердила повышение уровня понимания у детей ценности и значимости здоровья, о необходимости ведения здорового образа жизни.
План работы на 2017-2018 учебный год:
1.Этап. «Основы» Здоровья.
Сентябрь-Октябрь-Ноябрь
Занятие-беседа: «Чистота – залог здоровья». Просмотр мультфильма «Ох и Ах» Обсуждение.
Беседа, показ слайда на тему: «Как правильно чистить зубы?
Занимательный час: «Режим дня и здоровый организм»;
Беседа с приглашением врача: «Здоровое питание-основа жизни»»
Занимательный час: «Овощи и фрукты самые витаминные продукты».
Викторина «Основы здоровья»
2. Этап. «Враги» Здоровья.
Декабрь-Январь-Февраль
Беседа с обсуждением: «Вред газированных напитков и неправильное питание».
Беседа о вреде курения: «Влияние курения на организм человека».
Показ видеоролика «О вреде курения» автор профессор Жданов В.Г.
Круглый стол: «Вред алкоголя на организм человека».
Показ документального видеоролика: «Алкоголь и ее последствия...» автор профессор Жданов В.Г.
Посещение Музея Анатомии Мед. Института СВФУ.
3.Этап. «Экология» Здоровья.
Март-Апрель-Май
Занятие-беседа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
Беседа: «Что такое народная медицина? Лекарственные растения Якутии»
Просмотр презентации на тему: «Вода в нашей жизни».
Занимательный час: «Спортсмены, чемпионы- пути успеха» показ презентации.
Пеший поход в «Чочур-Муран» на тему: «Движение-это жизнь!»
Рисование «Мой любимый вид спорта»
План работы на 2018-2019 учебный год.
1.Этап. «Основы» Здоровья.
Сентябрь-Октябрь-Ноябрь
Чтение художественной литературы: «Мойдодыр», «Федорино горе» - просмотр мультфильма детям младшего возраста.
Беседа с обсуждением «Болезни грязных рук»
С приглашением врача.
Показ презентации на тему «Правильная осанка» виды упражнений.
Сюжетно-ролевая игра « На приеме у врача».
Занятие «Влияние гаджетов на зрение»
упражнения «Гимнастика для глаз»
Занятие – беседа «Уход за волосами»
2. Этап. «Враги» Здоровья.
Декабрь-Январь-Февраль
Беседа: «Психотропные вещества - страшная болезнь 21 века».
Показ документального видеоролика «Наркотик и ее последствия»
Занятие-беседа «Как бросить курить?»
Участие в городском волонтерском мероприятии «День без сигареты» с Общественной молодежной организацией «Подросток».
Встреча с фитнес-инструктором «Боди-Лайн» на тему: «Быть здоровым-это модно!».
Конкурс на лучшую антирекламу сигарет, алкоголя, выпуск стенгазеты здоровья.
3.Этап. «Экология» Здоровья.
Март-Апрель-Май
Беседа «В здоровом теле-здоровый дух!»
пословицы и поговорки о ЗОЖ.
Обсуждение статей из газет, журналов «Секреты здоровья» посещение библиотеки.
Занятие-беседа «Если хочешь быть здоров – закаляйся».
Рисование: «Моя будущая семья».
Пеший поход в «Чочур-Муран» на тему: «Движение-это жизнь!».
Викторина: «Твое здоровье в твоих руках».
Проводя мероприятия, беседы, выбирала наиболее для них интересные темы, расширяющие кругозор воспитанников, формирующие не только необходимые компетенции в области здоровьесбережения, но и нравственные качества, поскольку здоровье – это не только забота о собственном теле, но и развитие интеллекта, кругозора, формирование моральных принципов.
Прогнозируемый результат:
- стимулирование повышения внимания к вопросам здоровья, питания, режима дня, рациональной двигательной активности.
- неприятие асоциальных явлений.
- приобщение к занятиям физической культуры, спортом, посещение спортивных секций и мероприятий.
- повышение уровня понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни, овладение детьми навыков здорового образа жизни.
В результате проводимой работы у воспитанников должен повыситься уровень понимания ценности и значимости здоровья, ведения и овладение детьми навыков здорового образа жизни.
Формирование культуры здоровья осуществляется не только при проведении специально организованных мероприятий, а прежде всего при каждодневном непосредственном общении с детьми, когда воспитатель контролирует соблюдение режима труда и отдыха, выполнение детьми правил личной гигиены, организация влажной уборки, проветривание помещений на самоподготовке - физкультминутки, на прогулке - подвижные игры, создавая комфортную атмосферу в семье.
Литература:
Гурьянов А.М., Коновалова Л.В., Маркелов В.Л. Педагогические условия формирования навыков основ здорового образа жизни как механизм социализации детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», научная статья.
Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с.420-429.
Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе.- Изд.3-е.-Ростов н /Д: Феникс, 2009 .
Михайлова С.А. Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников детского дома. Социальная педагогика 2014 №5 с.89-92
Горбачева А.С. Формирование здоровьесберегающих компетенций воспитанников школы-интерната. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014 №3 с.80-93
Кононова А.А. Формирование позитивного отношения к собственному здоровью воспитанников учреждений интернатного типа как компонента жизненной компетентности средствами спортивного ориентирования. Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2014 №3
Овчинникова М.Н. Школа-интернат как институт формирования у детей-сирот здорового образа жизни. – Донецкий институт психологии и предпринимательства, 2009 статья в научном журнале.
Борисова Л.Г., Князев Г.Г., Слободская Е.Р., Солодова Г.С., Харченко И.И.Негативное потребление среди подростков: социальные и личностные факторы риска и защиты. - Новосибирск, 2005.
Бобылёва И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. - М.,2007.
Уникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М.,1999.
Психологическое развитие воспитанников детского дома. Д ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской.- М.,1990.
Прихожан А.М., Толстых Н. Н. Психология сиротства.-СПб.,2005.
Шилова Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. - М.: Айрис-пресс, 2004.
Е.Д. Худенко. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе, 2010г.
Приложение1
Диагностика представлений о ценности здоровья.
Из приведенных десяти утверждений о здоровье нужно выбрать (отметить кружком номер) четыре, которые учащийся сочтет наиболее подходящими. Важно объяснить, что все утверждения правильные, поэтому проверяется не знание правильного ответа, а отношение к здоровью, как явлению человеческой жизни.
Список утверждений:
1.Мы здоровы, потому что ведем здоровый образ жизни (двигаемся, правильно питаемся).
2.Мы здоровы, если нам повезло: наш организм сильный от природы и может сам защитить себя.
3.Здоровье – это жизнь без вредных привычек (табака, спиртного, наркотиков, переедания и др.).
4.Мы здоровы, потому что умеем отдыхать и расслабляться после учебной и физической нагрузки.
5.Здоровье зависит от врачей и уровня развития медицины.
6.Здоровье зависит, главным образом, от личной гигиены (соблюдения режима дня, привычки чистить зубы и т.п.).
7.Когда человек здоров, он хорошо учиться и работает, не волнуется и не болеет. Учеба и здоровье зависят друг от друга.
8.Чтобы быть здоровым, надо таким родиться. Здоровье зависит от удачи и от здоровья наших родителей, а мы получаем его по наследству.
9.Если есть хорошая квартира, высокая зарплата, удобный график работы, чистая окружающая среда, то есть и здоровье.
10.Человек здоров, если он духовно и физически совершенствует себя, постоянно стремится к лучшему.
Анализ исследования:
Номер высказывания: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Баллы: | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 4 |
Суммарный балл: |
13 баллов: у ребенка высокий уровень ценностного отношения к здоровью (личностно ориентированный тип);
11-12 баллов: ребенок осознанно относится к своему здоровью (ресурсно-прагматический тип);
9-10 баллов: ребенок недостаточно осознанно относится к своему здоровью (адаптационно-поддерживающий тип);
4-8 баллов: у ребенка отсутствует сознательное отношение к своему здоровью как к ценности.