Для учителей кафедры естественнонаучного цикла
Уважаемые коллеги! Материал, который здесь будет выложен, поможет Вам лучше разобраться в новых образовательных методах и технологиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План работы над проектом | 42.67 КБ |
Модель урока на основне деятельностного подхода | 60.5 КБ |
Памятка для самоанализа урока | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы над проектом
Предварительная подготовка учителя (подготовительный этап):
- Определить тему проекта.
- Продумать ключевые понятия темы.
- Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа.
- Представить возможные итоговые работы.
- Разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы.
- Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.
Первый этап (проектировочный):
- Сообщатся изучаемая тема, и предлагается учащимся назвать основные вопросы по этой теме
- Вопросы выносятся на доску.
- Учитель может уточнять или задавать наводящие вопросы.
- Учитель обобщает перечень вопросов, формулируя 5-6 тем.
- Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему.
- Класс знакомят с этапами проекта, оценкой каждого этапа.
- Правильно будет вывесить график отчета по этапам.
- Задание на дом: определить конечный результат работы группы. Если это сайт, презентация, публикация - обговорить структуру;
Если реальная модель, как она может быть представлена (рисунок, описание модели, макет). - Предлагается объединиться по творческим группам, определить руководителя группы, составить перечень основополагающих вопросов по своей теме и определить ответственных за поиск нужной информации. Обсудить итоговую работу.
Второй этап (практический):
Ко второму этапу должны быть подготовлены книги, необходимые материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести ученики.
- Учитель работает последовательно с каждой группой, советует.
- Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии. Обговариваем с творческой группой задание на следующий урок.
Заключительный этап:
- Еще раз обговариваются критерии оценки итоговой работы.
- Оглашается последовательность выступлений групп.
- После каждого выступления команды проводят анализ проделанной работы и высказывают пожелания в улучшении.
Деятельность учителя и учеников на разных этапах работы над проектом
Название этапа | Сроки | Ученик | Педагог |
1.Подготовительный |
| Формулирование основополагающего и проблемного вопросов. | Создание проблемной ситуации. |
2. Проектировочный |
| Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки. | Координация работы. |
3. Практический |
| Сбор материала. Создание презентаций и публикаций. | Координация работы. |
4. Контрольно-коррекционный |
| Самооценка. | Координация работы. |
5. Заключительный |
| Представление (презентация) проекта. | Координация работы. Создание портфолио проекта. |
Памятка начинающему исследователю
- Выбери тему исследования
- Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
- Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
- Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
- Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы
- Сделай выводы.
- Оформи результаты своей работы.
- Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Удачи!
Предварительный просмотр:
Модель урока на основе деятельностного подхода
1.Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
Должна носить обучающий характер.
Основная задача учителя:
Главное не проконтролировать, а организовать познавательную деятельность учащихся.
3. Актуализация опорных знаний.
Воспроизведение того материала, что учащиеся знали ранее, и который понадобится на уроке.
Основные задачи учителя:
Формирование умения задавать вопросы;
- развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. | Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения |
4. Этап целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.
Основные задачи учителя:
Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;
- овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;
- формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности*. | Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности. |
*Систематика эвристических вопросов, стимулирующих овладение знаниями, развивающих умения и творческие способности учащихся
(по кн.: Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн.2. – Казань: Изд-во КГУ, 1998. – С. 38)
Типы эвристических вопросов | Дидактические цели |
Какова главная цель? В чём суть? Кто, где, когда, что? как? почему? Дайте определение.... | Углубление, расширение знаний |
Опишите.... Перескажите.... Объясните, с какой целью? Какая разница? Приведите примеры? Обобщите.... Что было сначала? Что было потом? Чем закончилось событие (каков итог)? | Развитие умений |
В чём причины? Согласны ли Вы с этим утверждением? Найдите ошибки..... В чём недостатки? | Развитие творческих способностей, критического мышления |
5. Этап планирования.
Основные задачи учителя.
Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;
- определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
- воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
- формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план. | Работа в группах. Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания. |
6. Этап "Открытие" нового знании.
Основные задачи учителя:
Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
- воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
- формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
- формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;
- овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:
- формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:
- воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от правила в учебнике? Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи? Демонстрирует коллективно составленный алгоритм. | Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие". Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий - алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы. Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы. |
7. Учебные действия по реализации плана.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок. | Проговаривание вслух алгоритма действий в ходе совместного выполнения типовых заданий. Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Осуществляют работу в малых группах. |
8. Рефлексия (итог урока).
Основные задачи учителя.
Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом, Можно предложить ребятам назвать | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы. |
Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность учащихся, направленная на их решение, дают знания, которые помогают учащимся выстроить новые знания, в своем опыте и изменить прежний опыт, и они (знания) являются средством изменения самого ученика.
Предварительный просмотр:
Памятка для самоанализа урока
А. Каков был замысел, план проведения занятия и почему?
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других предметов)?
1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития данной школы?
1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение?
1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?
2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
5. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?
Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?
В. Удалось ли:
- решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
- избежать перегрузки и переутомления учащихся;
- сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова общая самооценка урока?
Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА
Психолого-дидактические характеристики урока | Признаки конкретной психолого-дидактической характеристики (технологические показатели) | Данный признак на уроке был выражен ярко | Данный признак на уроке был выражен слабо | Данный признак на уроке отсутствовал |
1. Организационно – деятельностные аспекты урока |
1. Ориентация на формирование деятельности (а не на передачу информации) | Раскрытие и обсуждение способов учебной работы, которыми пользовались ученики |
Знакомство учеников с рациональными способами усвоения материала |
Постановка на уроке учебных задач |
Освоение на уроке учебных действий |
Обучение учеников рефлексии, оценке действий, усилий, результатов, контролю за процессом деятельности |
2. Организация развивающего пространства (обеспечение развивающего потенциала урока) | Использование сюжетно-ролевых игр, элементов тренинга, анализа ситуаций и/или их моделей |
Преобладание на уроке учебных заданий продуктивного (творческого) характера (а не репродуктивного) |
Постановка и организация разрешения проблемных ситуаций |
Использование диагностических заданий, приемов, процедур, ориентированных на изучение личностного развития учеников |
Использование нетрадиционных форм урока (семинар, экскурсия, состязание, диспут, деловая игра и др.) |
3.Реализация индивидуального подхода | Использование приемов внешней и внутренней дифференциации |
Обеспечение дозированной помощи взрослого ученикам (в соответствии с зоной ближайшего развития) |
Создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять свои способности, возможности, интересы (то есть индивидуальность) |
Обеспечение вариативности (свободный выбор средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив) |
Создание ситуаций успеха (акцентирование внимания на достижениях и успехах учеников) |
2. Создание условий для развития субъектной позиции учеников |
1.Актуализация и обогащение субъектного опыта учеников | Обращение к ранее накопленным знаниям и умениям учеников |
Стимулирование учеников к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания |
Создание ситуаций нравственного выбора |
Обращение к версиям учеников при поиске вариантов решения познавательной задачи (проблемы) |
Организация познания через переживание, актуализацию чувственного опыта |
2. Развитие активности учащихся в учебной деятельности | Организация исследовательской деятельности на уроке (порученных исследовательских заданий на дом) |
Создание ситуации самостоятельного поиска ответа на поставленный учителем вопрос |
Выявление мнения учащихся об уроке, о характере взаимодействия на уроке |
Поощрение вопросов учеников, обеспечение возможности задавать вопросы |
Поощрение инициативы, самостоятельности в учебном процессе |
3. Создание условий для развития готовности ученика к самоопределению (в т.ч. личной ответственности за результаты учебной деятельности) | Побуждение учеников к самооценке, самоконтролю, самоанализу деятельности |
Создание ситуаций самостоятельного планирования своей деятельности, выбора действий |
Помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения,деятельности |
Обучение целеполаганию (приемам, последовательности, классификации) |
Создание ситуаций, обеспечивающих самопознание учащихся |
3. Проявление личностноориентированной (ЛИЧНОСТНО-ГУМАННОЙ) ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА |
1.Проявление ценностного отношения к личности учащихся | Заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания, замечания(мнение) каждого ученика |
«Считывание» учителем эмоционального состояния отдельных учеников и реагирование на него |
Отделение оценки действий ученика от личного отношения к нему педагога |
Акцентирование учителем важности мнения и участия каждого в урочной деятельности |
Акцентирование внимания на позитивных личностных качествах учащихся, их поощрение |
2. Реализация учителем новых педагогических функций (ролей) | Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки) |
Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция) |
Учитель как исследователь (исследовательская функция) |
Учитель как психотерапевт (функция педагогической поддержки) |
Учитель как эксперт (консультативная, рекомендательная) |
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИИ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА |
1. Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия | Приоритет диалогических форм общения |
Организация сотрудничества учеников между собой |
Обращение учителя к ученикам по имени |
Свободное и открытое выражение учениками своего мнения без опасения критики |
Учитель стремится постоянно получать от учащихся «обратную связь» |
2. Создание благоприятного психологического климата на уроке, атмосферы доброжелательности и комфорта | Доброжелательность, спокойствие, уравновешенность учителя |
Внимательность к ученику и его проблемам |
Отсутствие демонстрации своего превосходства над учащимися |
Свободное и легкое вступление учеников в диалог с учителем и друг с другом |
Стимулирование положительных эмоций во время урока |
3. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга, сотрудничества | Организация ситуаций взаимопомощи между учениками |
Использование таких учебных заданий, где сильна взаимозависимость результатов индивидуальной и групповой работы |
Организация работы учащихся в парах |
Организация групповой работы учащихся |
Подчеркивание значимости достижений (успеха) каждого в решении общей учебной задачи |