Страница для родителей.

Елсуфьева Татьяна Викторовна

Предварительный просмотр:

  «Специфика работы логопедической группы МБДОУ и  роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей»

Логопедическая группа -  это специализированная группа детского сада, в которую зачисляют детей со схожими речевыми нарушениями с сохранным слухом и интеллектом обычно в возрасте 5-ти лет на два года обучения, после прохождения  ГПМПК. На группе работают учитель – логопед, 2 воспитателя, помощник воспитателя.

Логопедические коррекционно-развивающая работа проводится ежедневно, как фронтальные (со всей группой или подгруппой детей) по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи, формированию фонематического слуха, обучению грамоте, так и индивидуальные по коррекции звукопроизношения. Все остальные занятия проводятся так же как в массовых группах детского сада.

В вечернее время после сна так же ведется коррекционная работа, направленная на закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. Эту работу проводят воспитатели по заданию логопеда.  

На каждого ребенка заводиться тетрадь, где еженедельно на выходные дни логопедом даются родителям рекомендации по работе с детьми дома.

Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу? Это:

  • - индивидуальный подход к ребенку;
  • - коррекция звукопроизношения;
  • - развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
  • - формирование грамотной, выразительной  связной речи;
  • - совершенствование психических процессов - восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

 На фронтальных логопедических занятиях дети в игровой форме пополняют свой словарный запас, учатся правильно употреблять лексико-грамматические категории родного языка (образование мн. ч. существительных, уменьшительно-ласкательной формы существительных, правильное употребление предлогов…и т.д.), развивают связную речь (пересказывают рассказы, сказки,  придумывают свои истории, составляют описательные рассказы…).

На занятиях по формированию фонематического слуха, учатся выделять заданный звук из ряда других звуков, определять место звука в слове, делить слова на слоги, развивают графомоторные навыки и многое другое.

Логопедическая группа дает хорошую подготовку детям к школьному обучению.

Учитель-логопед – является организатором и координатором  коррекционно-развивающей работы, проводит обследование детей группы, составляет совместно с коллегами интегративный календарно-тематический план и индивидуальные планы работы с каждым ребенком, осуществляет

постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию нарушенных звуков, способствует созданию речевой среды, практическому овладению детьми

навыками словообразования и словоизменения, связной речи, речевой коммуникации, готовит ребенка к дальнейшему успешному обучению в школе.

Воспитатель – закрепляет приобретенные знания, отрабатывает умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (игровую, трудовую, учебную деятельность), в содержание развивающих занятий (рисование, лепка и др.) через наблюдения, экскурсии, режимные моменты, помогает ребенку адаптироваться в коллективе.

Роль родителей в коррекционно-развивающей работе

Успех коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи в специальных группах дошкольных учреждений во многом зависит  от того, насколько  четко организовано взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Эффективная коррекция речевого и  сопутствующих нарушений возможна только в результате  активной скоординированной  деятельности учителя-логопеда, воспитателей и родителей ребенка.

Современный родитель  хочет знать о  речевом нарушении, которое отмечается у его ребенка, о методах преодоления нарушений речи, желает получить необходимые рекомендации о том, как заниматься с ребенком дома.

Не надо думать, что речевые нарушения исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • - не ругать ребенка за неправильную речь;
  • - ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • - не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.

Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной.

Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки.

На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное.

Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания.  Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи  и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей,  и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

Подготовила: учитель – логопед   Елсуфьева Т.В.



Предварительный просмотр:

Развиваем пальчики.

Развитие ручной моторики.                           http://ds26penza.ucoz.ru/d0ea9355e2c6701ee1f456529bbead70.jpg                              

Необходимость развития моторики рук обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

На подготовительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие точности, ловкости, синхронности движений пальцев рук.
Также проводятся упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности:

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук с целью улучшения качества речи:

  • Коза (пальцы тренируемой руки зажаты в кулак, выпрямляются указательный палец и мизинец)
  • Ходьба человечка (указательный и средний пальцы «бегают» по столу, сначала упражнение выполняется одной, затем другой рукой, далее - двумя руками вместе)
  • Заяц (пальцы зажаты в кулак, постепенно выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы: зайчик вытянул ушки)
  • Коза-Заяц (попеременные движения руки)
  • Пальчики поздоровались (кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным)
  • Захват карандаша большим и указательными пальцами, а также большим и остальными по очереди
  • Гусь (рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Большой и указательный пальцы распрямляются и соединяются в виде клюва)
  • Кольцо (рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак, сначала выпрямляются большой и указательный пальцы, соединяются в кольцо, остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны)
  • Очки (соединяем большой и указательный пальцы обеих рук и приближаем к глазкам, имитируя очки)
  • Кулак-ребро-ладонь (быстрые попеременные движения обеих кистей рук на столе – в кулаке на столе - ладонь стоит ребром –ладонь опущена вниз -лежит на столе)
  • Посолим суп (пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения)
  • Катание шарика/грецкого ореха по ладони и между пальчиками;
  • Игра на рояле (дети последовательно касаются кончиками пальцев стола: одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1, двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2; 1-2, 1-3, 1-4, 1-5)

С целью развития ручной моторики используются также упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, известные народные «пальчиковые» игры.

«Этот пальчик…»
Дети сгибают пальцы левой руки в кулак.
Этот пальчик – дедушка. (Сгибают большой палец.)
Этот пальчик – бабушка. (Сгибают указательный палей.)
Этот пальчик – папочка. (Сгибают средний палец.)
Этот пальчик – мамочка. (Сгибают безымянный палец.)
Этот пальчик – я.           (Сгибают мизинец.)
Вот и вся моя семья.      (Разгибают пальцы.)

Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.

«Пальчики»
Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой загибают пальцы.
Этот пальчик в лес пошел (Загибают мизинец.) 
Этот пальчик гриб нашел     (Загибают безымянный палей.)
Этот пальчик чистить стал  (Загибают средний палец.)
Этот пальчик жарить стал      (Загибают указательный палец.)
Этот все съел от того и потолстел      (Показывают  большой палец.)

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины, (загибают пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём, («шагают» по столу средними и указательными пальчиками)

Маме осенний букет отнесём

Выбор упражнения, дидактического и речевого материала может, определяется темой занятия.

Так, например, подбираются контурные изображения (для раскрашивания, обведения, вырезывания, лепки) тех предметов, в названии которых есть отрабатываемый звук.

Упражнения по развитию ручной моторики необходимо проводить систематически в течение 3-5 минут.



Предварительный просмотр:

Рекомендации логопеда для родителей

 «Роль семьи в развитии речи ребёнка»

C:\Users\Таня\Desktop\52011c3a7c0682d00580a3e847258d99.jpg

Семья – это ближайшее окружение ребенка, и ее влияние оказывает огромную роль в развитие личности малыша. К сожалению, современная семья переживает кризис, и многие дети испытывают недостаток родительской любви и сопереживания. Дефицит общения в семье приводит к отставанию в речевом развитии, к его педагогической запущенности. Не смотря на занятость и усталость, родителям просто необходимо как можно больше общаться с ребенком.

Такие несложные процедуры как:

  • игра с ребенком, чтение ему книги,
  • заучивание стихотворений – помогут предотвратить ранние проявления недоразвития речи и помогут вашему малышу развиваться правильно и современно.

Уважаемые родители, помните, речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

Поэтому крайне важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном.

Так же не следует, подражать детской речи, не произносить слова искаженно, не употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или сюсюкать. Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление взрослым слов с уменьшительными, ласкательными суффиксами, а также произнесение недоступных для понимания слов; слов сложных в звуко - слоговом отношении.

Учить ребенка правильно общаться можно ведь не только сидя за столом с книгой в руках. Существует множество игр и игровых упражнений, направленных на развитие речи детей, в которые можно играть с ребенком не отвлекаясь от основных дел.

Например, «игры на кухне».

• «Помогаю маме». Предложите ребенку перебрать горох, рис, гречку, пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

• «Приготовим сок». Из яблок сок  (яблочный, из груш (грушевый) и т. п. Справились? Наоборот: апельсиновый сок из чего? и т. д.

• «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? и т. д.

• «Угощаю». «Давай вспомним вкусные (сладкие, соленые, кислые) слова и угостим друг друга» Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите».

Можно играть по дороге в детский сад или возвращаясь из детского сада.

• «Кто внимательнее». «Давай проверим, кто из нас внимательней. Будем называть предметы, мимо которых проходим и говорить, какие они.

• «Доскажи словечко». «Вы начинаете фразу, а ребенок ее заканчивает. Например, ворона каркает, а воробей (чирикает). Сова летает, а заяц (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади (жеребенок)

Игры с мячом

«Съедобное - несъедобное», «Живое - неживое», «Я знаю 5 названий (имен)..»- помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивает словарный запас ребенка.

Ориентировка в пространстве

«Прятки» - размещение предметов в пространстве: положи мяч под стол, а книгу на стол; посади куклу справа от мишки, но слева от кубика;

Подготовила:

учитель-логопед

Елсуфьева Т.В.



Предварительный просмотр:

Развивая фонематический слух,

вы облегчите процесс освоения чтением и письмом.

    Фонематический слух основа правильной речи. Умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать, анализировать на слух фонемы(звуки), из которых состоит наша речь -называется фонематическим слухом 

Развитие речевого слуха опережает произносительные возможности ребёнка.

Младенцы, ещё не умеют говорить, узнают знакомые голоса, по – разному реагируют на тон речи взрослых, т. е. звуковысотный слух как один из компонентов речевого слуха начинает развиваться с первого года жизни. В норме, уже в 4 месяца ребёнок находит глазами источник звука, в 5 месяцев различают строгий и ласковый тон, в 6 месяцев по – разному реагируют на своё и чужое имя, 8 – различают общий характер интонации (вопросительный, ласковый, требовательный) и т. д.

К 2 годам у детей формируется другой компонент речевого слуха – фонематический – они начинают слышать и различать все звуки родного языка. В ранний период речевого развития основную семантическую нагрузку несут: интонация, ритм, общий рисунок слова. Дети ещё не могут воспроизводить в собственной речи близкие по звучанию звуки слова, интонацию и т. д., но уже способны дифференцировать их на слух конечно при условии того, что с ними занимались систематически.

Из выше изложенного вытекают следующие задачи по развитию слухового внимания и речевого слуха:

I. Учить определять направление звучания.

Игры со звучащими игрушками, музыкальными инструментами типа: «Где звонит, звучит?», «Где лает, мяукает и т. д.» Игры проводятся с ширмой и без неё. «Кто позвал?», «Жмурки с голосом», «Жмурки с колокольчиком?».

II. Учить ориентироваться в звуках окружающего мира.

а) узнавание объекта по звукоподражанию (му – му, кря – кря, ку – ку, ав – ав и т.д.

б) различение бытового шума – бумага, часы, будильник, молоток, пылесос, водичка, самолёт, дети и т. д.

III. Учить различать силу звука.

Педагог обращает внимание детей на то, что одни и те же звуки, фразы могут быть громкими или тихими. Очень хорошо проводить музыкальные игры с предметами: выполнять разные действия под тихую и громкую музыку.

Игры на выполнение ритмического рисунка по заданной схеме Х – х – х, х – х – Х.

IV. Определение темпа и ритма.

Игры типа: Наши ноги ходили по дороге (быстро и медленно). Музыкально – дидактические игры.

V. Развитие тембрального слуха.

а) различать на слух музыкальные игрушки (барабан, бубен, колокольчики, дудку, погремушки, свисток);

б) узнавать по характеру музыки (животное – соответствие музыки, ребёнок показывает движение);

в) различать характер музыки (медведь – медвежонок, птица – птенцы и т. д.)

Обязательным условием при работе с детьми по развитию слухового внимания является помимо наглядного материала и соблюдение очерёдности этапов.

I. Этап – Знакомство и показ объекта, игрушки его звучание и запоминание.

II. Этап – Слушание предмета за ширмой.

Игры на развитие фонематического слуха:

«Придумай слово со звуком…(например  Ш)»

«Определи в слове первый, последний звук»

«Разложи вещи по полкам» на первую полку положи картинки, в названии которых звук находиться в начале слова, на вторую – в середине, на третью – в конце слова.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Развитие речи ребёнка в раннем возрасте.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

К ДВУМ ГОДАМ ВАШ РЕБЁНОК:

- Обладает запасом в 200-300 слов.

- Пользуется в речи двух-, трехсловными словосочетаниями и предложениями.

- Прислушивается к словам и понимает их значение.

- Любит, когда ему читают, и рассматривает иллюстрации.

- Называет предметы, изображённые на картинках.

- Хорошо знает своё имя, произносит его.

- Пользуется словами "да", "нет", "еще".

- Выражает просьбу словами, а не только жестами.

- Использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями).

- Согласует предмет и действие ("машина едет", "я хочу").

Если вашему ребенку третий год жизни, и он не обладает перечисленными умениями и навыками, то можно говорить о задержке речевого развития.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ. 

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи малыша зависит от воспитания. На третьем году жизни у ребенка интенсивно развивается мышление: он начинает сравнивать одни предметы с другими, устанавливать между ними простейшие связи, обобщать предметы по сходным признакам. Внимание его становится более устойчивым: он может, не отвлекаясь, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый. С развитием речи совершенствуется восприятие и память малыша. Он начинает воспринимать и правильно осмысливать содержание небольших рассказов, коротких сказок, может вслед за взрослым повторить довольно сложные слова и фразы. Возрастающий интерес ребенка к предметам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но обратиться и получить информацию или помощь он может, только овладев речью. Это и является главным стимулом к ее усвоению.

К ТРЕМ ГОДАМ У РЕБЕНКА:

* Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к трем годам он достигает примерно 1000—1500 слов.

* Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения.

* Происходит дальнейшее усвоение грамматического строя родного языка. Ребенок свободно связывает несколько слов в целые предложения (Мама, ты куда пося (пошла)?), согласуя их в роде, числе и падеже, хотя в грамматическом отношении его речь еще не всегда правильна. В разговоре с взрослыми малыш в основном пользуется простыми предложениями (двух-, трехсловными).

* Часто задает вам вопросы.

* Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.

* Понимает значение простых предлогов и множественного числа.

* Знает время суток, называет два цвета.

* Он настолько уже владеет речью, что может объяснить, что ему нужно, рассказать то, что он видел, высказывает свои впечатления, мысли. Он легко общается с незнакомыми людьми, со сверстниками.

* На третьем году жизни у ребенка подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита, поэтому звукопроизношение далеко от совершенства. Малыш осваивает ряд новых звуков, начинает произносить мягкие свистящие: [с’], [з’], смягченное [ц] (цяпля вместо цапля), звук [л’].. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: сяпка (шапка), зюк (жук), цяйник (чайник), сенок (щенок). Иногда вместо звука [ч’] ребенок может произносить [т’]: тясы (часы). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л'], [й]: ыба (рыба), гия (гиря), ябоко (яблоко), двель (дверь), голюби (голуби), мей (мел).