Консультации для педагогов

Немерцалова Маргарита Андреевна

Предварительный просмотр:

РЕПЕРТУАР:

  1. Волшебники двора - Лялечка
  2. Песня-мгра «Розовые щечки», музыка, слова и описание движений Г. Вихаревой
  3.  «носочек-коблучек»
  4. Песня «Пирожки»
  5. Танец с мамами

Под музыку дети с мамами входят в зал, садятся на стульчики (каждый ребенок со  своей мамой

ВЕДУЩАЯ: Сегодня праздник наших мам,

Милых бабушек,  прекрасных дам.

Мы их нежно поцелуем и обнимаем

(дети целуют сидящих с ними рядом мам и бабушек)

Вот как мы любим друг друга!

Будем праздник начинать,

Мамочек всех поздравлять!

(ведущая зовет к себе детей. дети останавливаются группой около воспитателя, смотрят на мам.

ВЕДУЩАЯ.  Самая-самая,

Самая хорошая,

Самая ласковая –

Кто?

ДЕТИ, Мамочка моя!

ВЕДУЩАЯ. Самая-самая,

Самая хорошая,

Самая красивая –

Кто?

ДЕТИ, Мамочка моя!

ВЕДУЩАЯ. Самая-самая,

Самая хорошая,

Самая любимая –

Кто?

ДЕТИ, Мамочка моя!

ВЕДУЩАЯ. Дорогие гости,  сегодня мы покажем, что мы уже умеем,

чему научились, как подросли. Нам поможет волшебный цветочек.

Лепесточек отрывайте,

Песни, танцы исполняйте!

Ребята! Давайте оторвем первый лепесточек! – отрывает любой ребенок

А лепесточек скажет нам:

 «Лялечка Танцует»

ВЕДУЩИЙ:

А теперь наши девочки оторвут лепесточек!

(подходит к девочке, и она отрывают 2 лепесточек) .

Чтоб поднять всем настроенье,

Поиграем мы сейчас

Песня-мгра «Розовые щечки»

1) Малыши, малыши,
Розовые щечки,
А у нас, а у нас
Звонкие хлопочки!

2) Малыши, малыши,
Розовые щечки..
А у нас кулачки,
Словно молоточки.

3) Малыши, малыши,
Розовые щечки!
А у нас , а у нас
Весело в садочке.

4) Малыши, малыши,
Розовые щечки!
А у нас, а у нас
Ротик на замочке!

ВЕДУЩИЙ: Молодцы ребята, давайте оторвем следующий лепесток.

Пусть это сделают наши мальчики. (Один из мальчиков отрывает 3 лепесток)

Ножки не хотят стоять,

Приглашаю танцевать.

Танец «носочек-коблучек»

ВЕДУЩИЙ: Давайте, ребята, следующий лепесток отрывать. (отрывает и читает)

А давайте сейчас угощения приготовим для наших мам и бабушек

Песня  «Пирожки»

Я пеку, пеку, пеку.

Деткам всем по пирожку

А для милой мамочки

Испеку два пряничка

Кушай кушай мамочка

Вкусные два пряничка

Я бабулю позову

Пирожками угощу.

ВЕДУЩИЙ: Давайте 5 лепесточек попросим оторвать наших мам (отрывает 5 лепесток)

Он приглашает мам на танец

Побежали по кружочку маленькие ножки.                                                    

    Вместе с нами потанцует ложечка Матрёшка.

Бегут по кругу

ПРИПЕВ. Топай, топай веселей ножкою, Матрёшка.                    

Ай да плясочка у нас! Пляска «Топотошка!»

Стучат ложкой по полу.

Вместе с ложечкой Матрёшкой детки закружились.                  

 Мы друг другу улыбнулись и развеселились.

Кружатся.

ПРИПЕВ. Топай, топай веселей ножкою, Матрёшка.                    

Ай да плясочка у нас! Пляска «Топотошка!»

Стучат ложкой по полу.

Захотели наши детки поскакать немножко.                                      

Вместе с ними стала прыгать ложечка Матрёшка.

Прыгают на месте

ПРИПЕВ. Топай, топай веселей ножкою, Матрёшка.                    

Ай да плясочка у нас! Пляска «Топотошка!»

Стучат ложкой по полу.

Мы с Матрёшкою вдвоём приседаем и встаём.                            

Посмотрите все на нас! Вот какой весёлый пляс!

Пружинка с поворотом.

ПРИПЕВ. Топай, топай веселей ножкою, Матрёшка.                    

Ай да плясочка у нас! Пляска «Топотошка!»

Стучат ложкой по полу.

Ох, устали мы плясать, сядем, отдыхаем.                        

И Матрёшку на ладошке тихо покачаем.

Качают ложку, присев на корточки.

ПРИПЕВ. Баю-баю-баю-бай, маленькая крошка,

Поскорее засыпай, ложечка Матрёшка.

Побежали по кружочку маленькие ножки.                                                  

Вместе с нами потанцует ложечка Матрёшка

Бегут по кругу

ПРИПЕВ. Топай, топай веселей ножкою, Матрёшка.                    

Ай да плясочка у нас! Пляска «Топотошка!»

Стучат ложкой по полу.

ВЕДУЩИЙ: Мы сегодня вам показали чему научились, пели, танцевали. Как выросли. Ребята, а что мы еще для мам приготовили?

ДЕТИ: Подарки.



Предварительный просмотр:

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Как вы думаете, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"?

Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речевом процессе.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одного или нескольких), вероятно у него возрастная, временная задержка нарушения произношения. Скорее всего, она пройдет сама собой, с возрастом, но иногда можно чуть-чуть помочь такому малышу.

Для достижения этой цели поставила перед собой задачи.

  1. Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу.
  2. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слухового восприятия, речевого слуха и речевого дыхания.
  3. Закреплять правильное произношение звуков.
  4. Формировать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец)
  5. Отрабатывать дикцию.
  6. Воспитывать у детей интерес к артикуляционной гимнастике, сформировать у детей желание заниматься.

        В каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в звуковой культуре речи. Соответственно и в каждом возрасте требуется определенный вид работы над выработкой правильного звукопроизношения.

Собрала комплексы артикуляционных упражнений для отдельных групп и звуков, комплекс для обработки основных движений и положений языка.

В младшей группы  основная работа направлена на произношение гласных звуков.

Работа в средней группе- направлена на формирование и закрепление правильного произношения всех звуков, в том числе свистящих, сонорных.

     Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за 1 раз.
  • При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  • Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
  • Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, но взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

  1. Воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Воспитатель, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений:

  • точность движения, плавность,
  • темп выполнения,
  • устойчивость,
  • переход от одного движения к другому. 
  • Также важно следить, чтобы движения губ и языка выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

     Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

      В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

       Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.  А логопед  решит – нужна ли помощь других специалистов: невропатолога, стоматолога (подъязычная связка, неправильный прикус) или отоларинголога.



Предварительный просмотр:

Русский народ издревле славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми как для детей, так и для взрослых. Русские народные игры доставляют детям большое удовольствие, заставляют много двигаться и требуют ловкости, находчивости, смекалки, и упорства. Они дают детям столько веселья, что каждого ребёнка в душе просыпается его русское начало, сидящее, где то далеко в душе.

Народные игры особенно важны в раннем дошкольном возрасте. Они являются и развлечением, и средством познания мира. Веками выверенные, народные игры помогают усвоить общечеловеческие ценности. У каждого народа есть свои национальные игры, которые имеют свои традиции. В своей работе я использую русские народные игры, что ближе нам по духу.  

В раннем детстве самым распространённым и более увлекательным являются игры-забавы.  В этом виде народных игр огромную роль играют потешки, которые широко используются воспитателем для создания эмоционального комфорта в группе раннего возраста («Ладушки», «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая…»).

Хочется обратить ваше внимание на некоторые потешки, считалочки и стихотворения в которых я использую атрибуты для более ярких впечатлений детей:

1.  «Палочки и лиса»

Палочки как зайчики Скачут по дорожке, (Стучать поочередно левой и правой палочкой по полу)

 Постучали палочки лисоньке в окошко: (Стучать палочкой о палочку в положении буквы «Т», меняя руки) 

Выходи лисица к нам (Стучать одновременно двумя палочками по полу) 

Тара-тара, тара-рам! (Стучать поочередно левой и правой палочкой по полу) 

2. «Наши палочки» 

Наши палочки идут, топ-топ, топ-топ (стучать поочередно палочками по полу) 

Никогда не устают, топ-топ, топ-топ, (стучать одновременно двумя палочками по полу) 

Только знаем мы всегда (Один раз стукнуть палочкой о палочку, один раз стукнуть двумя палочками по полу) 

Долго им шагать нельзя! (Перекатывать палочки в ладонях)

Песенку запели. – Стучать палочкой о палочку на каждую четверть.

3. «С барабаном ходит ёжик»

С барабаном ходит ёжик: Бум-бум-бум!

Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами, Бум-бум-бум!

Ёжик в сад забрел случайно, Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он, Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он, Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум!

И удары раздавались: Бум-бум-бум!

4. «Кто топает?»

Кто там топает по крыше?

Топ-топ-топ-

Чьи шаги всю ночь я слышу?

Топ-топ-топ.

- Я теперь усну едва ли.

Топ-топ-топ.

- Может кошек подковали?

Топ-топ-топ.

А) Придумать с детьми игровую ситуацию: «Кто топает?» Если великан, бегемот,

слон…- топают и хлопают громко; если мышки, котик… - топают или хлопают тихо.

Б) Все стоят в кругу. На первую фразу идут к центру, на слова «Топ-топ-топ» топают.

На вторую фразу расширяют круг, на слова «Топ-топ-топ» - топают.

Г) Выбрать инструмент, соответствующий придуманному детьми персонажу.

Слон-барабан, мышка-треугольник, колокольчик, дождик-металлофон и т.п.

5. Зашагали ножки
Зашагали ножки по прямой дорожке, - ударять поочерёдно палочками по полу
Вот так, вот так – по прямой дорожке.
Побежали ножки по прямой дорожке, - 
быстро ударять поочерёдно палочками по полу
Вот так, вот так – по прямой дорожке.
Поскакали ножки по прямой дорожке, - ударять двумя палочками справа-слева по полу
Вот так, вот так – по прямой дорожке.
Заплясали ножки на прямой дорожке,-
ударять по очереди разными концами палочек о пол
Вот так, вот так – по прямой дорожке.
Отдыхают ножки на прямой дорожке, - 
положить палочки на пол, ручки под щёчки
Больше ножки не стучат, потому что крепко спят.

6. Скачут, скачут две лошадки….

 Скачут, скачут две лошадки, но, но, но!

Мчаться, мчаться без оглядки, но, но, но!

Скачут, скачут в город новый, цок, цок, цок!

Звонко цокают подковы, цок, цок, цок!

Вы, лошадки, нас возьмите, да, да, да!

Быстро в город нас домчите, да, да, да!

Эй, лошадки, на пригорок, гоп, гоп, гоп!

Вот он город, новый город, стоп, стоп, стоп!

7. ПЧЕЛКА

Пчелка полосатая, девочка крылатая (крутим палочками перед собой)

Сядет на ножку (садимся палочками на ножки)

Сядет на дорожку (садимся палочками на пол)

На коленки (садимся палочками на колени,

На ушки (садимся палочками на ушки)

Сядет подружка.

Покружится (кружим палочками перед собой)

Посидит (садимся на любую часть тела)

И обратно улетит (прячем палочки за спину)

8. Дождик

Дождик, дождик (стучим палочками)

Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)

На животик (кладем палочки на животик)

Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)

На макушку (кладем палочки на голову)

Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)

И на ушки (кладем палочки на на ушки)

Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)

Дождик, дождик

Поливай! (стучим палочками)

Наш малышка вырастай! (тянем вверх ручки с палочками)

9. Пирожок

Мама приходила, (шагаем палочками по полу)

Капусту порубила (как будто играем на барабане)

Тесто месили (катаем по полу)

Пирожок лепили (стучим палочками)

Дети прибегали (шагаем палочками по полу)

Пирожок съедали (крутим палочками перед собой, как мельница)

Раз-два, Раз-два, (стучим палочками)

Вот и нет пирожка (разводим руки с палочками в стороны)

10. Барабанщик

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит          

Полтора часа подряд.

Дети ритмично идут по залу в разных направлениях и стучат палочку об палочку.

11.  Топаем – хлопаем

Выполняйте с ребенком соответствующие тексту движения:

 Мы потопаем, как мишка:

 Топ-топ-топ-топ!                   (ритмично стучим двумя палочками об пол)

 Мы похлопаем, как мишка:

 Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!             (ритмично стучим палочкой о палочку)

 Лапы вверх мы поднимаем,

 На другие приседаем.

12. Идет коза рогатая

Идет каза рогатая  (двумя палочками показывают рожки)

За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,    
(ритмично стучим двумя палочками об пол)
Глазками хлоп-хлоп,
(ритмично стучим палочкой о палочку)
Кто каши не ест,          
(двумя палочками показывают рожки)
Кто молока не пьет –
Забодает,
Забодает,
Забодает!

13. Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила!
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
»Ты воды не носил,
Ты дров не рубил,
Ты печь не топил,
Ты чашки не мыл!
Кашу сами мы съедим,
А лентяю не дадим!"

14. Ладушки
- Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой полетели,
На голову сели,
Ладушки запели!

15. «В этом домике»
В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем — семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова — очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата — втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

Сюда же можно отнести и хороводные игры:

1.  Колпачек

 Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки,

Красные сапожки

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили

На ноги поставили

Танцевать заставили.

Танцуй сколько хочешь.

Выбирай кого захочешь!

2. «Карусель». 

Педагог предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

3. КАРАВАЙ

    Все встают в круг. В середине именинник. Дети держатся за руки и поют.

Как на наши именинны

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины!

Руки вверх.

Вот такой нижины!

Руки вниз.

Вот такой ширины!

Дети делают большой круг.

Вот такой ужины!

Сходимся к центру.

Каравай, каравай,

Кого хочешь – выбирай!

- Я люблю, конечно, всех,

Ну а Сашу – больше всех!

Именинник выбирает одного из участников, тот становится водящим.

4. ЗВЕРИ

Все встают в хоровод. Ходят по кругу.

А мы по лесу гуляли

И зверушек увидали.

Там зайчата прыг, прыг, прыг.

Прыгаем.

Жеребята брык, брык, брык.

Машем ногами.

Медвежата топ, топ, топ.

Топаем.

А утята шлеп, шлеп, шлеп.

Хлопаем ладошками по коленкам.

Становитесь в хоровод!

Тише, прячьтесь! Волк идет!

Все приседают.

Все! Ушел волк! Вставайте!

5. МАТРЕШКИ

Дети встают в круг и  выполняют движения в соответствии с текстом.

Ходим, ходим хороводом

Перед всем честным народом

Сели,

Присаживаются.

Встали,

Встают.

Себя показали.

Руки на поясе, повороты влево, вправо.

Попрыгали,

Прыгают.

Потопали.

Топают.

В ладошки мы похлопали.

Хлопают.

6. СНЕЖОК

Дети встают в круг и выполняют движения.

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок.

Мы потопаем,

Мы потопаем.

Топают ножками.

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать.

Мы похлопаем,

Мы похлопаем.

Хлопают в ладоши.

Будем прыгать веселей,

Чтобы было потеплей.

Мы попрыгаем,

Мы попрыгаем.

Прыгают на месте.

7. ВЕСНЯНКА

Дети становятся в круг, берутся за руки и идут по кругу и выполняют движения по ходу стихотворения.

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Побежал в саду ручей,

Бегут по кругу.

Прилетели сто грачей,

«Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают,

Медленно приседают.

А цветочки подрастают.

Тянутся на цыпочках, руки вверх.

8. ТОП – ТОП, БАШМАЧОК!

Дети встают в круг и выполняют движения по ходу стихотворения:

Топ – топ, топачёк!

Приударь – ка, башмачок!

Топаем ножками.

Так и эдак, так и сяк,

Мы и эдак, мы и так.

Ставим ногу на носок, потом на пятку.

Все захлопали в ладоши

Дружно, веселее!

Застучали наши ножки

Громче и быстрее.

По коленочкам ударим.

Тише. Тише. Тише.

Ударяем кулачками или ладошками по коленочкам.

Ручки вверх мы поднимаем

Выше, выше, выше!

Завертелись наши ручки,

Фонарики.

Снова опустились. Закружились наши детки и остановились.

 К играм-забавам относятся и подвижные игры:

1. «Ловишка».

На Масленицу можно играть и в привычные детям игры, однако им нужно обязательно придать праздничный колорит. Например, в игре «Ловишка» водящего наряжают козликом.

Участники обращаются к «козлику»:

Козлик серенький,

Хвостик беленький,

Мы тебя напоим,

Мы тебя накормим,

Ты нас не бодай,

А в «Ловишку» поиграй.

После последних слов игроки разбегаются по площадке, а «козлик» пытается кого-нибудь догнать.

2. «У медведя во бору»

    Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь сидит,

На нас глядит.

Медведь не спит

И на нас рычит!

Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко),

Медведь за нами кинулся!

Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем

3. «Лохматый пес»
Цель: развивать внимание, быстрый бег; учить по-разному обозначать предметы в игре.
Ход игры: Дети стоят на одной стороне площадки. Водящий – пес – на другой стороне. Дети тихо подходят к нему со словами:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим,
И посмотрим что-то будет!
После этих слов пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, а пес старается их поймать.

4. «Кот Васька»
Цель: развивать внимание, ловкость.
Ход игры: Дети водят хоровод, в середине «спит» кот.
Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька кот
Разобьёт наш хоровод.
Кот просыпается, ловит мышей. Мыши убегают в домики.

Это первые игры, которые осваивает ребёнок в детском саду. Все они ритмичны, в них много веселья, движения, способны заинтересовать малыша.  Включение подвижных игр в ежедневные режимные моменты снимает возможные негативные переживания, способствует адаптации и установлению доброжелательных отношений друг к другу и со взрослым.

Для проведения подвижных игр я с детьми раннего возраста использую следующие атрибуты, которые доступны и понятны детям:

- маски,

- фигурки,

- народные шумовые инструменты: ложки, погремушки, клависы.

Народная игра не только вид деятельности, но и средство его умственного, нравственного и физического развития.

В процессе народных игр развиваются все психические процессы на этапе раннего развития ребенка.

Подвижные народные игры активизируют дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения. Она развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость. Учит детей действовать в соответствии с правилами, осознано действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представление, развивает мышление, пополняет словарный запас и обогащает речь детей. Так же хочется отметить, что данный вид деятельности позволяет объединять детей в коллектив, так как в данном возрасте мы большую часть отдаем индивидуальной и подгрупповой работе.  Учит действовать в коллективе, подчинятся общим правилам, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помочь друг другу развивает чувство ритма.

Особенности народной подвижной игры заключаются в том, что она доступна детям разного возраста, создаёт условия для самостоятельности и относительной свободы действий, дарит массу положительных эмоций. Грамотное использование русских народных игр в воспитательно – образовательной работе с детьми особенно актуально сегодня.



Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ с семьей, как фактор повышения качества образования в условиях ФГОС

ФГОС ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. 

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Педагогическая культура родителей – один из самых важных факторов развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.

Одним из требований ФГОС оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями воспитанников, помогающими ему решать образовательные задачи.

На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  1. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

  1. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  1. Готовимся серьезно.

 Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

  1. Динамичность.

 Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.

Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились. 

К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны "разъяснять" родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют. Все это отталкивает родителей. А итог один - детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом. Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как направлены на взаимодействие с щироким  кругом родителей, со всем родительским коллективом группы. В этих условиях невозможно узнать индивидуальность семьи и ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и контактировать, активизировать и  работать сообща.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны.

- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи  и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых  и осуществляется это взаимодействие.

- Это учет индивидуальности ребенка.  Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и  привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.

- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

- Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

При реализации новой системы  взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей:

  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;
  • диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Функции работы ДОУ с семьей.

  • Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.
  • Психолого - педагогическое просвещение родителей.
  • Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
  • Помощь отдельным семьям в воспитании детей.
  • Взаимодействие родителей  с общественными организациями  села.

В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.

В ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей:

"Круглый стол" по любой теме;

- тематические выставки;

- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

- консультации специалистов;

- устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;

- семейные спортивные встречи;

- почта доверия, телефон доверия;

- семейные проекты "Наша родословная";

- открытые занятия для просмотра родителей;

- интеллектуальные ринги детей и родителей;

- контрольные для родителей;

- интервью с родителями и детьми на определенные темы;

- родительская гостиная;

- конкурс семейных талантов;

 - портфолио  семейного успеха;

- аукцион секретов воспитания и др.

Таким образом, необходимо использовать разнообразные формы  работы с семьями воспитанников детского сада. Это даст  положительные результаты: изменится характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них станут активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.                                                                                                          

Всей своей работой сотрудники ДОУ должны доказывать  родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.