Что такое интерактивные методы воспитания и их применение при проведении при проведении внеклассных мероприятий?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“ Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо”.
Понятие воспитания Согласно Закону РФ «Об образовании» Воспитание – это педагогически рациональное управление процессом развития личности ребенка. Методы воспитания – это способы реализации целей воспитания . Т.е. способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
Современные методы воспитания условно делятся на 3 основные категории: Пассивные Активные Интерактивные
Характеристика интерактивных методов воспитания Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Интерактивные методы создают условия для: развития умения эффективно работать в группе, команде; повышения интереса к окружающему миру; разнообразия форм работы с детьми; развития творческих учащихся; активизации воспитательной работы и познавательной деятельности; приобретения детьми опыта публичных выступлений; повышения самооценки учеников; постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений;
Интерактивные методы создают условия для: выбора различных способов деятельности для достижения результата; развития коммуникативных умений и навыков; развития важных социальных навыков: быстрота и гибкость мышления при принятии решений, критический подход к проблемам, - уважение к чужому мнению.
К интерактивным методам относятся: дискуссия; беседа; конференции, видеоконференции; использование средств мультимедиа; метод проектов; дебаты; использование кейс-технологий; круглый стол; мозговой штурм; интерактивная экскурсия; деловые и ролевые игры; тренинги; социальные проекты; педагогический коллаж; работа с нравственными афоризмами; педагогическая инсценировка.
Приёмы воспитания: это элементы педагогической технологии метода, педагогическая техника реализации метода воспитания. В различных методах в зависимости от ситуации и возникающей педагогической задачи могут использоваться как различные, так и одни и те же приемы.
Приемы, направленные на изменения как в отношениях педагога с детьми, так и в их взаимоотношениях с окружающими: ролевая маска непрерывная эстафета мнений самостимулирование импровизация на свободную тему импровизация на заданную тему обнажение противоречий
Приёмы организации общения : Инструктирование На время выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение детей: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих одноклассников. Распределение ролей Это четкое распределение функций и ролей детей в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания. Коррекция позиций Это тактичное изменение мнений детей, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий. Самоотстранение воспитателя Воспитатель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника
Приёмы организации общения : Распределение инициативы Предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми детьми. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Обмен функциями Дети обмениваются ролями (или функциями), которые они получили при выполнении заданий. Мизансцена Активизация общения и изменения его характера посредством распределения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.
Принципы работы на интерактивном мероприятии: Внеклассное мероприятие - это общая работа Каждый участник имеет собствен ное мнение по любому вопросу Нет места прямой критике личности (можно критиковать только идею ) Всё сказанное на мероприятии – не руководство к действию, а информация к размышлению
Алгоритм проведения интерактивного мероприятия
участники мероприятия, выбор темы: интересы участников, временные рамки проведения мероприятий по этой теме в данном классе ранее, заинтересованность класса в данном мероприятии; перечень необходимых условий: должна быть четко определена цель мероприятия; подготовлены раздаточные материалы; обеспечено техническое оборудование; обозначены участники; определены основные вопросы, их последовательность; подобраны практические примеры из жизни; что должно быть при подготовке каждого мероприятия: уточнение проблем, которые предстоит решить; обозначение перспективы реализации полученных знаний; определение практического блока (чем класс будет заниматься на мероприятии); раздаточные материалы: программа мероприятия; раздаточные материалы должны быть понятны ученикам.
Вступление Дети знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь; воспитатель информирует участников об условиях и правилах, дает четкие инструкции о том, в каких пределах ученики могут действовать на мероприятии; при необходимости нужно представить детей (в случае, если мероприятие между учебными классами); добиться однозначного понимания терминов и понятий
Основная часть
Выводы (рефлексия) Что произвело на Вас большее впечатление? Что Вам помогало в процессе мероприятия, а что мешало? Есть что-либо, что удивило Вас в процессе мероприятия? Чем Вы руководствовались в процессе принятия решения?
Круглый стол - это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности воспитанников, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.
Важной задачей при организации «круглого стола» является: Обсуждение в ходе дискуссий 1-2 проблемных ситуаций по заданной теме Тщательная подготовка основных выступающих (доказательства, аргументы) Иллюстрация мнений с использованием различных наглядных материалов
Особенности «круглого стола»: Нужно, чтобы он был действительно круглым, т.е. процесс коммуникации, общения, происходил «глаза в глаза». Принцип «круглого стола» -расположение детей лицом друг к другу приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждой воспитанницы в обсуждение, повышает их мотивацию, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления; Воспитатель также располагался в общем кругу, как равноправный член класса, что создает менее формальную обстановку по сравнению с общепринятой
Дискуссия это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и другие.
Формирующий этап Виды деятельности Интеллектуально-преобразовательная деятельность (выбор уровня выполнения задания) Самоопределение в деятельности (стимулирование интереса уч-ся к изучению темы) Рефлексивная деятельность (соотнесение полученного результата с поставленной целью) Учебно-познавательная деятельность (освоение содержания учебной темы)
Дебаты Основное отличие дебатов от дискуссий состоит в следующем: эта форма «круглого стола» посвящена однозначному ответу на поставленный вопрос - да или нет. Причем одна группа является сторонниками положительного ответа, а другая группа - сторонниками отрицательного ответа.
«Мозговой штурм» - это новаторский метод решения проблем; максимум идей за короткий отрезок времени; расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем лучше; нужны необычные, самые «дикие» идеи); отсутствие какой-либо критики (любые оценки идеи откладываются на более поздний период); это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей. I
В ходе «штурма», рекомендуется использовать некоторые приемы : инверсия (сделай наоборот); аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении); эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущения); фантазия (сделай нечто фантастическое).
Деловая игра - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.
Специфика обучающих возможностей деловой игры: процесс игры максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений; метод деловых игр представляет собой специально организованную деятельность по активизации полученных теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностный разбор определенной сферы человеческой реальности.
Деловые игры классифицируются:
Интерактивные методы дают возможность: 1. Научиться доказывать свою точку зрения, выражать свое мнение, слушать и слышать друг друга, оказывать взаимную помощь в формировании образа мысли; 2. развивать положительную мотивацию к учению и развитию; 3. научится самостоятельно организовывать познавательную деятельность, выполнять различные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение ; обобщение;. 4. Повысить активность, интерес к внеклассным мероприятиям, стремление к самосовершенствованию.
Использованная литература: 1. Духовно-нравственное воспитание / Сост. С.А. Титова. - Мн.: Красико-Принт, 2006. -128 с. 2. Кашелев, С.С. Технология интерактивного обучения. / Мн.: Белорусский верасень, 2005. - 196 с. 1
Спасибо за внимание