Для педагогов

Лесанова Евгения Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 18 «Сказка»

План кружка

«Грамотейка»

на 2018 – 2019 учебный год

 

Учитель-логопед      Е.Н. Лесанова

  1. Пояснительная записка

Актуальность.

Сегодня будущим школьникам предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов. Продолжается дифференциация, структурная перестройка сети образовательных учреждений. Поэтому подготовить ребенка к школе, школьному обучению, помочь ему перейти на новую ступень, поддержать его, протянуть руку помощи – задача не только воспитателей, учителей, но и родителей.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка

Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства с буквенной символикой).

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы детского сада.

Обучение через кружковую деятельность в средней группе направленно на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов – первому действию по обучению собственно грамоте.

Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно – волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

Для поддержания интереса детей и активизации мыслительных процессов в данной деятельности с детьми имеет значение использование современных мультимедийных технологий.

Цель: формирование  у детей общей ориентировки в звуковой системе языка; обучение звуковому анализу слова.

Задачи:

  • формировать у детей общую ориентировку в звуковой системе языка;
  •  развивать фонематический слух, речевое внимание;
  • развивать графомоторные функции рук;
  • поддерживать интерес детей и активизировать мыслительные процессы

          с использованием современных мультимедийных технологий.

Планируемые результаты.

Целевые ориентиры

Планируемые результаты

Планируемые результаты

Целевой ориентир на этапе завершения дошкольного детства

Знать, что: 

  • речь состоит из слов;
  • слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов;
  • слова имеют протяженность (бывают длинные и короткие);
  • они звучат (состоят из звуков);
  • слово линейно (звуки в нем идут друг за другом);
  • из слов можно составлять предложения;
  • звуки в словах произносятся по-разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).

Уметь:

  • различать на слух твердые и мягкие согласные звуки;
  • выделять первый звук и звук изолированно;
  • уметь составлять предложение с использованием «живой модели»;

 Владеть:

  • понятиями: звук, слово;
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • Ребенок может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Возрастная группа.

средняя группа (4-5 лет).

Периодичность занятий.

 Занятия один раз в неделю. Понедельник в 15ч.15мин.

Структура занятий.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Сообщение новой темы.
  4. Физминутка.
  5. Закрепление нового материала.
  6. Итог занятия.

Оборудование.

Ноутбук, экран, проектор (по необходимости).

Доска, магниты, маркер.

Картинный материал.                                                                                                                                                                                                  

  1. Перспективный план занятий

Месяц, № занятия

Тема

Задачи

Программное содержание

Оборудование

Октябрь, 1

«Веселый язычок»

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закреплять представление об артикуляционном аппарате;
  • развивать артикуляционный аппарат для произношения звуков;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков.

Маленькие зеркала, мяч

Октябрь, 2

«Звучащее слово»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • познакомить со звучащим словом.
  • дать представление о многообразии слов.
  • познакомить с термином «слово»

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Познакомить с термином «слово».

Шапочки-маски к русской народной сказке «Колобок»; фишки-игрушки.

Октябрь, 3

«Многообразие слов»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • продолжать знакомить с многообразием слов.
  • подвести к тому, что слова могут обозначать не только предметы, но и их действия, качественные признаки.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Знакомство с многообразием слов

И

Игрушки: кошка, собака.

Октябрь, 4

«Звучащее слово. Звук»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • продолжать
  • познакомить со звуками окружающего мира, с понятием «звук».
  • продолжать знакомить с многообразием слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Знакомство со звучащим словом; с понятием звук.

Кукла Буратино; клубочек толстых ниток; ширма; барабан; дудочка; лист бумаги; две чашки (одна из них с водой); металлофон; бубен.

Ноябрь, 5

«Звук»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • продолжать знакомить со звуками окружающего мира.
  • закрепить понятия «слово», «звук».

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Закрепление понятия «звук», «слово»

Кукла Буратино; ширма, игрушки (друзья Буратино); волшебный кубик с картинками на каждой грани (самолет, жук, лошадь, комар, курица, гусь).

Ноябрь, 6

«Слова-друзья»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • учить сравнивать слова по звучанию: дать представление о том, что слова звучат по-разному и похоже.
  • учить подбирать слова-друзья к заданным словам.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Сравнение слов по звучанию.

Кукла Буратино, игрушки — мишка, зайка; конверты с картинками, мяч.

Ноябрь, 7

«Слова-друзья» (продолжение)

Коррекционно-образовательные задачи:

  • продолжать учить детей подбирать слова-друзья к заданным словам.
  • закрепить понятие о разных звуках.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Закрепление понятия о разных звуках.

Куклы Пашка и Машка; мяч.

Декабрь, 8

«Короткие и длинные слова»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • познакомить с протяженностью слов делением их на части.
  • закрепить представление о словах, словах-друзьях.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Знакомство с протяженностью слов, делением их на части.

Игрушки — кот, петух, лиса.

Декабрь, 9

«Короткие и длинные слова» (продолжение)

Коррекционно-образовательные задачи:

  • продолжать знакомить с протяженностью слов и делением их на части.
  • учить сравнивать короткие и длинные слова.
  • учить самостоятельно находить сходные и разные по звучанию слова.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Знакомство с протяженностью слов, делением их на части.

Маленькая ширма; игрушки — кукла Буратино, мышонок; «звуковые часы» (большие — для воспитателя, маленькие — для каждого ребенка).

Изображения предметов на индивидуальных «звуковых часах» разные, однако два из них обозначаются короткими словами (жук — лук, мак — рак и т.д.), два — длинными (карандаши, Буратино и т.д.), одно — трехсложное (петухи, гагара и др.), два — двусложные (ваза, пила и др.).

Декабрь, 10

«Каждое слово состоит из звуков»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • показать, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные.
  • учить узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Знакомство с составом слов из звуков.

Кукла Буратино; картинки с изображением разных предметов; шапочки-маски зверей; мяч; домик; мостик.

Декабрь, 11

«Такие разные звуки»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • продолжать учить детей узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.
  • знакомить со звуками [а], [о], [у], [и],
  • узнавать эти звуки по положению губ.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Знакомство со звуками: звуками [а], [о], [у], [и].

Письмо от Буратино; зеркала.

Январь, 12

«Гласные звуки»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • учить узнавать звуки [a], [о], [у], [и] в словах.
  • познакомить со звуками [ы], [э].

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Узнавание гласных звуков.

Куклы Пашка и Машка; мяч.

Январь, 13

«Гласные Я, Ё, Ю, Е»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • учить дифференцировать в словах звуки [и] — [ы].
  • познакомить с йотированными гласными (термины не даются): я, ё, ю, е.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Дифференциация [и] — [ы]. Знакомство с йотированными гласными.

Куклы Яша и Юля.

Январь, 14

«Звук [с]»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • познакомить со звуком [с].
  • учить выделять звук [с] в произношении.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Знакомство со звуком [с].

Игрушка сорока; «магазин игрушек».

Февраль, 15

«Звуки [с] и [с']»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • продолжать учить выделять звук [с] в произношении.
  • учить различать на слух в словах твердый [с] и мягкий [с'] звуки.
  • закреплять знания о делении слов на части.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Дифференциация звуков [с] - [с']

Конверты с тремя картинками; зеленые, синие фишки; мяч; плоскостные домики; рабочие тетради; фломастеры.

Февраль, 16

«Звук [з]»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • продолжать учить узнавать звук [с] в словах.
  • познакомить со звуком [з].

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Знакомство со звуком [з].

Фишки-игрушки (или строитель для постройки самолета); предметные картинки; маска-шапочка козы.

Февраль, 17

«Звуки [з] и [з']»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • учить различать на слух твердый [з] и мягкий [з'] звуки.
  • продолжать учить выделять звуки [з] и [з'] в произношении.
  • учить называть слова с заданным звуком.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Дифференциация звуков [з] - [з']

Фонарик; шапочки-маски с изображением большого и маленького комара; плоскостные домики с картинками-окошками; предметные картинки со звуками [з] и [з']; мяч.

Февраль, 18

«Эти разные, но так похожие звуки [з] и [с]»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • продолжать учить выделять звук [з] в произношении.
  • учить дифференцировать звуки [з] и [с].

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Дифференциация звуков [з] - с]

Резиновая кукла; кукла-мальчик; разнообразные игрушки: скамейка, санки, стол, стул, пылесос, корзина, зонт, зайка, замок, паровоз; картинки «звонок» и «свисток».

Март, 19

«Звук [ц]»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • продолжать учить дифференцировать в словах звуки [з] и [с].
  • познакомить со звуком [ц].
  • закреплять знания о протяженности слов и делении их на части.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Знакомство со звуком [ц].

Конверты (по количеству детей) с картинками животных: заяц, коза, зебра, змея, собака, свинья, слон, сорока, цыпленок, цапля; шапочка-маска курицы; фишки-игрушки; листы бумаги с нарисованными двумя прямоугольниками, карандаши (на каждого ребенка).

Март, 20

«Цыпленок Цып»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • продолжать знакомить со звуком [ц]; учить выделять звук [ц] в произношении.
  • учить дифференцировать звуки [ц] и [с] в словах.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Дифференциация звуков [ц] - [с]

Игрушки — цыпленок Цып, кукла — мальчик Саша, курица и машина; чашка с блюдцем; бумага и ножницы; картинки с изображениями предметов, в названии которых встречаются звуки [ц], [с]; мяч.

Март, 21

«Звук [ш]»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • познакомить со звуком [ш].
  • учить выделять звук [ш] в произношении.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Знакомство со звуком [ш]

Предметные картинки по количеству детей: шапка, шар, мишка, кошка, шкаф, машина, мышка (можно и другие со звуком |ш]).

Март, 22

«Этот жужжащий звук [ж]»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить умение выделять звук [ш] в словах.
  •  познакомить со звуком [ж].
  • закреплять знания о протяженности слов и делении их на части.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Знакомство со звуком [ж]

Кукла Буратино; фланелеграф с картинками: жираф, жук, ежик, лыжи, флажок, ножик, комар, белка, конь, журавли; шапочки-маски жука и жабы.

Апрель, 23

«Звуки [ш] и [ж]»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить умение выделять слова со звуком [ж].
  • учить дифференцировать в словах звуки [ш] и [ж].

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Дифференциация [ш] и [ж].

Жук, ежик (игрушки); карточки с жуком и буквой ж (на каждого ребенка); чудесный мешочек с предметными картинками: шапка, жаба, шуба, лошадь, жеребенок, ежик, мишка, жираф, кошка.

Апрель, 24

«Свистящий и шипящий звуки»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • учить дифференцировать звуки [с] и [ш].
  • закреплять знания о протяженности слов, делении их на части.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Дифференциация [с] и [ш].

Кружки с буквами с и ш на каждого ребенка; игрушки: стол стул; лиса; санки; самолет; шкаф; шар; кошка; чашка; машина,

Апрель, 25

«Звенящий и жужжащий звуки»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • учить дифференцировать звуки [з] и [ж].
  • продолжать учить делить слова на части, определяя количество частей.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Дифференциация [з] и [ж].

Конверты с предметными картинками и буквами з и ж (на каждого ребенка).

Апрель, 26

«Этот чудо-звук»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • познакомить со звуком [ч];
  • учить выделять звук [ч] в словах.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Знакомство со звуком [ч].

Игрушечный паровоз; кукла Чебурашка; игрушки, в названиях которых есть звук [ч]; стол со стульчиком; кукольная посуда.

Апрель, 27

«Звук [щ]»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить умение выделять в словах звук [ч].
  • познакомить со звуком [щ].

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Знакомство со звуком [щ].

Буква ч на каждого ребенка; на ширме Емеля на печке; картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [щ].

Май, 28

«Звуки [ч] и [щ]»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить умение выделять звук [щ] в произношении.
  • учить придумывать слова на заданный звук.
  • учить дифференцировать звуки [ч] и [щ].
  • закрепить деление слов на части.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Дифференциация [ч] и [щ].

ИИгрушка — щенок; кукла Чебурашка; чемодан с игрушками.

Май, 29

«Звуки [л] и [л']»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • познакомить со звуками [л] и [л'];
  • учить выделять в словах звуки [л] и [л'].

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Знакомство со звуками [л] и [л'].

Картина или игрушки, в названиях которых встречаются звуки [л] и [л']; настольно-печатная игра «Зоопарк».

Май, 30

«Кто у нас рычит»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить умение выделять слова со звуками [л] и [л'].
  • познакомить со звуками [р] и [р'].

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Знакомство со звуками [р] и [р'].

Синий и зеленый кружки (на каждого ребенка); игрушка — Каркуша; «фотографии» (рисунки) Каркуши и Рябы (курицы); картинки; предметы, в названиях которых есть звуки [р] и [р'].

Май, 31

«Такие разные звуки»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить умение выделять звуки [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [р] в произношении.
  • различать на слух твердые и мягкие согласные звуки [с] — [С], [з] - [з'], [л] - [л'], [р] - [р'].
  • закрепить умение делить слово на части.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Закрепление пройденного материала за учебный год.

ККукла Юля; умывальные принадлежности; бутафорский сыр и цыпленок; тарелка; чайник; чашка; бумажные прямоугольники и карандаши по количеству детей.

  1. Диагностический инструментарий (тесты, проверочные задания, диагностическая карта).

        В начале учебного года необходимо провести обследование речи детей, в частности, звукопроизношения и фонематического слуха. Целесообразнее при этом использовать методику, предложенную Т.Н. Гризики , Л.Е. Тимошук.  (Обследование звукопроизношения детей 4 лет приведено в табл. 1.)

Методика обследования: на каждый проверяемый звук ребенку предлагается по три предметные картинки, в названии которых звук М> [б], [д], [з] находится в начале, середине и конце слова (в конце слов этот звук оглушается).

Таблица 1.

№п/п

Фамилия и имя

С

С

3

3'

Ц

ш

Ж

щ

Ч

Р

Р'

Л

Л'

Й

К-К'

Г-Г'

Х-Х'

Б-Б'

Д-Д'

А-Е-Ю-Ё

1

Иванов Саша

+

+

+

+

Ш-С (суба)

ж—з (зук)

+

-

-

2

3

Условные обозначения:

(+)  — произносит правильно;

(—)  — не произносит, т.е. звук отсутствует;

(    ) — неустойчивое звукопроизношение (в одних случаях произносит звук, в датах нет).

Обследование фонематического слуха:

  • узнавание слова со звуком во фразе (даются фразы к двум-трем предложенным картинкам);
  • узнавание в слове (какой звук слышится в начале, середине, конце слова);
  • самостоятельный отбор ребенком предметов (картинок) на определенный звук;
  • выбор из двух предметов того, в названии которого есть заданный звук.

Обследование фонематического слуха у детей 4 лет дано в табл. 2.

Таблица 2

№ п/п

Фамилия и имя

Узнавание звука в слове

Узнавание

слова . со звуком во фразе

Самостоятельный выбор предмета на определенный звук

Выбор одного предмета из двух, в названии которого есть заданный звук

1

Петров Женя

+

Условные обозначения:

(+) — правильное выполнение задания;

(—) — задание выполнено неверно;

(  ) — неустойчивое выполнение задания.

4. Список используемой литературы.

  1. Баренцева Н. С, Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М, 1995.
  2. Генинг М.Г., Герман НА. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1980.

3. Гризик Т.Н., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4—5 лет. М., 1999.

4. ЕфименковаЛ.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.

5. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М., 1988.

6. Маханева М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ. М., 2005.

7. Маханева М.Д. Театрализованные занятии в детском саду. М., 2001.

8. Маханева М.Д., Рещикова СВ. Игровые занятия с детьми от 1 года до 3

    лет. М., 2005.

9. Маханева М.Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4—5 лет. — М.:

    ТЦ Сфера, 2007.

10. От звуков к культуре родного языка. Ч. 1, 2. Запорожье, 1993.

11. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М.,  

      1979.

12. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом / Под ред. Ф.А. Сохина, М., 1991.

13. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1977.

14. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.,

      1997.

15. Internet-ресурсы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 18 «Сказка»

План кружка

«Волшебный мир слов»

на 2019 – 2020 учебный год

Учитель-логопед      Е.Н.Лесанова

  1. Пояснительная записка

Актуальность.

Одной из важных задач обучения дошкольников является формирование связной речи. Дети старшего дошкольного возраста, должны уметь самостоятельно составлять монологические тексты различного характера.

Признаками такой речи является произвольность, развернутость и связность. В монологе ребёнок строит высказывания самостоятельно. Он сам выбирает словесную форму для выражения содержания, которое он сообщает, намечает последовательность отдельных частей, звеньев содержания. Будь то описание предмета, явления или события. Педагогу важно: владеет ли ребёнок различными средствами для выражения мыслей, не повторяются ли в одном отрезке речи одни и те же слова и обороты?

Такая форма монологического текста как стихотворение, способствует тому, что у детей воспитывается способность чувствовать художественную выразительность слова. Здесь закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности. На практике обучению дошкольников созданию стихотворных текстовуделяется мало внимания. Данный факт объясняется отсутствием эффективных методов и приёмов обучению детей ритмованию и рифмованию. Без словесной игры, которая содержится в них, ребёнок не овладеет в полной мере своим родным языком. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.

Над проблемой обучения детей словообразованию, рифмованию, подбору описательных характеристик объекта работает Л. Ф. Павленко.

Педагогом доказана возможность обучения детей составлению стихотворных текстов.

Исследователями становления детской речи и особенностей её развития, установлено, что дети 3-5 лет имеют естественную потребность в стихосложении. Ведь весёлое смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это и есть «словесная игрушка». И в то же время детская поэзия – это особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове.

В методических разработках посвященных, ознакомлению детей с поэтическим словом справедливо указывается, на необходимость формирования интереса к стихотворным текстам. На начальных этапах работы необходимо вызвать у детей интерес к художественным произведениям, наполненным фантазией, юмором, словесными играми в рифмы, ритмы, звукоподражания.

Чем чаще повторяются стихотворения, тем больше в них можно увидеть загадок, шуток, звукоподражаний, перевёртышей и других игр. Это, в свою очередь поможет сделать ещё один шаг к новому увлечению – сочинению собственных рифмованных текстов, а в дальнейшем и собственных стихотворений. Приобретенная способность к сочинительству тоже игра и вместе с тем – награда за труд. Она открывает ребёнку путь к бесценным сокровищам мировой поэзии и к собственному речевому творчеству.

Цель: формирование связной речи дошкольников посредством стихосложения и умения взаимодействовать между собой.

Задачи:

  • подготовить детей к реализации своих словотворческих возможностей;
  • учить рифмованию слога, слова, словосочетаний;
  • познакомить с моделями для составления рифмовок;
  • развивать темпо – ритмическую сторону речи, поэтический слух и умение излагать свои мысли в стихотворной форме;
  • развивать фонематические процессы: умение слышать и правильно договаривать окончание слов, выделять слова с похожими окончаниями;
  • расширять словарный запас слов детей;
  • совершенствовать выразительность, образность и складность речи;
  • расширить представления о мире, приобщить к чувствам прекрасного, доброго.

Планируемые результаты

Целевые ориентиры

Планируемые результаты

Планируемые результаты

Целевой ориентир на этапе завершения дошкольного детства

Знать, что:

  • такое рифма;
  • такое лимерик;
  • каждая модель обозначает слова (слова - предметы, слова - признаки, слова – действия).

Уметь:

  • различать слова, которые подходят в рифму;
  • находить похожие слова в

стихотворении;

  • уметь самостоятельно подбирать рифмы;
  • уметь логически и фонетически добавлять слово;
  • уметь подбирать по модели слова, создавать две строчки.

Владеть:

  • понятиями: рифма, строчка лимерик;
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • Ребенок может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Возрастная группа.

Старшая группа (5-6 лет).

Периодичность занятий.

 Занятия один раз в неделю.Четверг в 15ч.15мин.

Структура занятий.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Сообщение новой темы.
  4. Физминутка.
  5. Закрепление нового материала.
  6. Итог занятия.

Оборудование.

Ноутбук, экран, проектор (по необходимости).

Доска, магниты, маркер.

Картинный материал.                                                                                                                                                                                                  

  1. Перспективный план занятий.

№ занятия

Тема занятия

Цель, задачи

Требуемый материал

Октябрь

1

«Рифма в гости к нам пришла»

.

Цель: знакомство с рифмой

Задачи: знакомить детей со словами – рифмами, развивать словесную память, упражнять в повторении слов со схожими окончаниями.

Запись релаксационной музыки, «Ракушка - рифмушка», «Веселые жемчужины» (крупные бусины)

2

«Рифмовка повышает настроение»

Цель: продолжение  знакомства с  рифмой

Задачи: Способствовать созданию эмоционального комфорта, преодолению психического напряжения. Формировать выразительную и эмоциональную речь, развивать слуховое внимание.

Эмблемы – смайлики на каждого ребенка, предметные картинки , шкатулки - копилки

3

«Загадки - отгадки»

Цель: Обучение детей подбирать правильную отгадку в рифму.

Задачи: Формировать умение детей слушать, договаривать слова, подбирать отгадки в рифму. Вырабатывать чувство рифмы, развивать словарь.

Картинки с изображением отгадки, фонотека (ритмическая музыка) «ракушка - рифмушка»

4

«Я рифмочка веселая, найди меня скорей»

Цель: обучения слышать рифму в стихотворениях.

Задачи: учить находить похожих слов, слов – рифм в стихотворениях. Способствовать развитию слухового внимания, фонематических процессов, памяти.

Творческий коврик, мяч, схема – лица с различной мимикой, фонотека (ритмичная музыка)

5

«Я пробую сам расставить рифмы по местам»

Цель: обучение самостоятельному подбору рифмы. Задачи: учить  детей самостоятельно  подбирать рифмы. Упражнять в подборе слов с похожими окончаниями: сначала со зрительной опорой (для активизации словаря) далее без нее.

Предметные картинки

Ноябрь

6

«Жили – были парочки»

Цель: Обучение самостоятельному подбору пары – рифм Задачи: учить самостоятельно, находить пары – рифмы из набора картинок. Развивать мышление, память, фонематические процессы.

Картинка с изображением радуги, предметные картинки, шкатулка

7

«Ритмический рисунок»

Цель: создание стихотворной формы. Задачи: учить детей создавать стихотворную форму; чувствовать ритмический рисунок фразы, подбирать по аналогии другую

ИКТ, шкатулки на каждого ребенка, рифмы детей, звуковой молоточек

8

«Начинаем - продолжаем»

Цель: сочинение строчек к двум заданным. Задачи: учить детей сочинять строчки к двум заданным руководителем. Развивать поэтический слух.

Коврик, картинки с изображением радуги, коробочки - шумелки

9

«Поэтическая викторина»

Цель: закрепление пройденного материала Задачи: Закрепить знания детей в подборе рифм к словам, умение вставлять пропущенное слово, составлять рифмованные строчки.

Эмблемы – смайлики на каждого ребенка, воздушные шары, фонотека (музыкальная презентация ) ИКТ

Декабрь

10

«1-2-3-4 мы считалку сочинили»

Цель: сочинение считалок. Расширять знания детей о назначении считалки, упражнять в сочинении коротких считалок с помощью руководителя.

Наклейки самым активным, фон (аудиозапись)

11

«Сочиняем физминутки»

.

Цель: обучение сочинению короткихфизминуток. Цель: уточнять знания детей, для чего нужны физминутки, когда их проводят, что делают при выполнении физминуток. Упражнять в сочинении короткихфизминуток, опираясь на опорные картинки, физические упражнения руководителя

Картинки зверят, детей при выполнении движений, упражнений

12

«Стишок про нас»

Цель: составление шуточных рифмованных строчек. Задачи: упражнять в составлении   шуточных рифмованных строчек про каждого ребенка группы, в умении собрать строчки в стихотворение (с помощью руководителя).

Фотографии детей, ракушки, «бусинки-жемчужины»

13-15 Январь

«Рифму подбери и в теремок зайди»

.

Цель: знакомство с моделями слов. Задачи: учить детей подбирать к модели слова соответствующей части речи; учить подбирать рифму к разным частям речи: существительные, прилагательные, глаголы, используя модели.

Творческий коврик, дидактическая игра «Лото»

16-18

Февраль

« Учимся играя»

Цель: учить подбирать слова синонемы, родственные слова, используя модели. Задачи: способствовать развитию фонематических восприятий у детей (на материале рифмующих слов); упражнять в подборе слов синонимов, родственных слов, используя модели.

ИКТ, книжки малышки, фломастеры, цветные карандаши.

19-22

Март

«Начинаем строить стихотворение»

Цель: создание 2 рифмующиеся строчки, используя модели. Задачи: продолжать учить детей находить рифмующиеся между собой слова и создавать 2рифмующихся строчки по объекту, изображенному на картинках (используя модели). Формировать интерес к сочинению собственных стихов.

Поэтический материал

А. Барто и С. Маршак, ракушка, лото.

23

«Сочини стихотворение»

Учить детей сочинять стихотворение, используя 4 слова, предложенные руководителем:

- ждали- увидали,

- ура- весна;

Поэтический материал

24

«В гости к нам пришел Лимерик»

Цель: знакомство детей с лимериком.

Задачи: познакомить детей с лимериком; учить находить лимерик среди поэтического материала.

Демонстрационные картинки, поэтический материал, детские рифмы, написанные рукой руководителя

Апрель

25-28

«Составляем разные лимерики»

Цель: знакомство детей с моделью построения лимериков. Задачи: познакомить детей с моделью построения лимериков, уточнить знания о том, что лимерики сочиняются сначала коллективно, вместе с руководителем, затем по подгруппам, а затем самостоятельно каждым ребенком.

колпачки для эмоциональной разминки, книжки - малышки

Май

29

Развлечение «Весело играем, стихи сочиняем»

Цель: закрепление знаний через игры. Задачи: создать атмосферу радости, праздника, желания «играть» со словом

Эмблемы-смайлики, картинки-отгадки, фонотека (ритмическая музыка), воздушные шарики на каждого ребенка

30

 «Труд людей весной»

Цель: продолжать учить составлять лимерик. Задачи: учить составлять лимерик в паре, договариваться – один сочиняет про объект, другой про действия

Сюжетные картинки «Труд людей весной», ракушка – рифмушка, мяч.

31

Итоговое занятие «Юные поэты»

Цель: закрепление знаний по рифмованию. Задачи: повторить и закрепить весь пройденный материал, способствовать развитию желания показать свои знания родителям.

ИКТ, мяч, книжки – малышки, шкатулки – копилки, эмблемы на каждого ребенка, памятные призы.

  1. Диагностический инструментарий.

Диагностика в старшей группе.

Л. Ф. Павленко предлагает проводить диагностическое занятие в конце учебного года, чтобы определить уровень достигнутых задач  каждого ребенка.

Цель: выявить умение детей связывать словосочетания (простые предложения) по смыслу между собой и умение соединять эти словосочетания в двустишия, четверостишия.

Материал: иллюстрация к любой сказке.

Инструкция к проведению: рассмотрев несколько иллюстраций к сказкам ребенок выбирает одну, составляет первую строчку, затем подбирает к ней следующую так, чтобы получился стишок и т.д.; ситуация обыгрывается.

Оценка.

Показатель – сочинение двустишия по иллюстрации к сказке.

Низкий уровень – ребенок не может составить словосочетание, не может подобрать рифму к словосочетанию составленным взрослым.

Средний уровень – ребенок составляет словосочетание по наводящим вопросам взрослого (либо сам), сочиняет двустишия.

Высокий уровень – ребенок самостоятельно составляет словосочетание (простое предложение), сочиняет двустишия.

4. Список используемой литературы.

  1. В.Т. Кудрявцев. «О смысле детского словотворчества».
  2. В.Т. Кудрявцев. «Детский сад от А до Я».
  3. О.С. Ушакова. «Придумай слово».
  4. О.С. Ушакова. «Развитие словесного творчества детей 6-7 лет».
  5. В.Д. Прокопьева. Занятия с логопедом «Учимся сочинять стихи и загадки».
  6. А.Г. Лерман. «Шпаргалки для мам. Сочиняем стихи».
  7. Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская.  «Азбука общения».



Предварительный просмотр:

Организация речевого уголка в группе детского сада

        От уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие, поэтому в современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Рассмотрим один из центров развивающей среды – речевой уголок.  Это специально оборудованное пространство  для занятий и игр поодиночке или небольшими группами.

        Цель речевого уголка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

        Задачи: 

  1. Формирование фонематического слуха.
  2. Развитие артикуляционной моторики.
  3. Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
  4. Закрепление навыков, полученных на занятиях.
  5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
  6. Развитие связной речи.
  7. Развитие мелкой моторики.

         В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.

        При подборе составляющих речевого уголка необходимо учитывать:

  • соответствие  индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком;
  • важно, чтобы речевой уголок был эстетично оформлен и комфортен для детей. Так же необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию содержащемуся в уголке.
  • игровой материал должен быть доступным для ребёнка;
  • неотъемлемый атрибут речевого уголка – «одушевлённый персонаж» - обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональной: она может двигаться с помощь. Взрослого или ребёнка, выполнять артикуляционную гимнастику, преподносить неожиданные сюрпризы и многое другое. Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой активности.
  • не следует перегружать речевой уголок оборудованием.

        В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

Артикуляционной моторики

Предметные картинки-опоры, схемы, артикуляционная гимнастика на определённый звук в альбомах,  артикуляционная гимнастика в стихах и картинках, ватные диски и палочки.

Развитие дыхания

Разноцветные шарики, султанчики, пёрышки, вертушки, снежинки, колокольчики из фольги и т.д.

Развитие мелкой моторики

Сухой бассейн, шарики Су-джок, мячики, прищепки, бусы, трафареты, пальчиковые игры, составные буквы и т.д.

Звукоподражание

Шумовые инструменты, детские музыкальные инструменты, картинки-звукоподражания, звуковые и звукобуквенные схемы, звуковые дорожки, лесенки, улитки, альбомы по звуковой культуре слова.

Автоматизация звуков

Мелкие игрушки, предметные и сюжетные  картинки, альбомы для автоматизации звуков, схема характеристики звуков, схема слова, стихи, потешки, скороговорки, чистоговорки.

 Лексики и грамматика

Предметные картинки по лексическим темам.

Развитие связной речи

Серии сюжетных картинок, всевозможные виды театров, библиотека детских книг, схемы по обучению рассказыванию.

Подготовка к обучению грамоте

Магнитная доска, наборы цветных магнитов, магнитных букв, слоговые и словесные таблицы и кубики для чтения, предметные картинки, кассы букв и слогов.

        Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими  и психологическими особенностями формирования речи детей.

Требования к содержанию речевых уголков в возрастных группах

Младшая группа

- Уголок книги: 5 – 6 наименований по 2 – 5 экземпляров, т.к. детям этого возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы. Всё подбирается с учётом возраста детей: , песенки, народные сказки о животных, потешки, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов.

- Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки», «Семья», «Транспорт», «Домашние животные»», «Одежда», «Посуда», «Мебель»,

- Картинки с простыми сюжетами и действиями.

- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.

- Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».

- Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия».

- Игрушки-телефоны.

- Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?».

- Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.

- Подборка загадок, песенок, потешек, стихов.

- Трафареты, шаблоны.

- Игры для развития ручной ловкости.

- Картотека речевых игр.

- Открытки о родном городе.

Средняя группа

- Уголок книги: 5 – 6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на тему русских народных сказок. Один раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки «Сказки». «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др.

- Альбомы дополняются темами о Российская Армии, труде  взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года.

- Открытки для рассматривания.

- Портреты писателей в соответствии с программой.

-  Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».

- Игры - небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто как кричит?»

- Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия», «Что изменилось?»

- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.

- Игрушки-телефоны, занимательные головоломки.

- Подборка загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

- Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму.

- Игры для развития ручной ловкости.

- Картотека словесных речевых игр.

- Открытки о родном городе, крае.

- Предметы быта и старины.

Старшая группа

- Уголок книги: 7 – 8 книг различной тематики и жанров (можно использовать книги одного наименования, но иллюстрированных разными авторами). Один раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки с рисунками детей на заданную тему.

- Портреты писателей в соответствии с программой.

- Альбомы или иллюстрации дополняются темами о Родине, о технике.

- Портреты художников-иллюстраторов.

- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.

- Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия».

- Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «разложи по порядку и составь рассказ».

- Азбука букв различной фактуры.

- Альбомы  загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

- Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму.

- Игры для развития ручной ловкости.

- Картотека словесных речевых игр.

- Коллекции марок, значков, календариков, этикеток.

- Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволочки, пластилин, камушки, шнурки и т.д.)

- Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму.

- Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые и слоговые схемы, разноцветные магниты.

- Иллюстрации о памятниках и музеях.

- Карта России и родного края.

Подготовительная к школе группа

- Наличие библиотеки с разделами: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются  тематические выставки с рисунками детей.

- Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.

- Альбомы  загадок, скороговорок, стихов.

- Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры для развития ручной ловкости.

- Картотека словесных речевых игр.

- Коллекции марок, значков, календариков, этикеток.

- Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволочки, пластилин, камушки, шнурки и т.д.)

- Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые и слоговые схемы, разноцветные магниты, азбука букв разной фактуры.

- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, по подготовке к обучению грамоте.

- Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры – картинки по типу «Найди отличия».

- Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «разложи по порядку и составь рассказ».

- Альбомы или книжки-самоделки с сочинёнными детьми сюжетами и нарисованными иллюстрациями.

- Уголок «Читаем сами», детские журналы и книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.