3.3 Опубликованные статьи, методические и дидактические разработки
Мои публикации:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яшалтинская средняя общеобразовательная школа им. В.А. Панченко»
Открытый классный час в 1 «Б» классе
в рамках Недели классных руководителей
«Вежливости открыты все дороги»
Классный руководитель:
Тереля А.А.
с. Яшалта
2018 год
Цель: сформировать у детей представление о вежливости, вежливом
поведении.
Задачи:
1. Научить детей пользоваться вежливыми словами.
2. Познакомить с историей слова «спасибо».
3. Расширить понятие детей о культуре поведения.
4. Привить навыки культурного, вежливого поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.
Ход занятия:
(Слайд №1) - начало
1.Организационный момент: Добрый день, ребята! Вы готовы к разговору?
У нас сегодня гости – посмотрите.
Что мы должны сказать нашим гостям?
Молодцы! Какие вы вежливые.
- Все друг, другу улыбнитесь и тихонечко садитесь!
Давайте прослушаем песню «От улыбки»
2. Постановка темы.
О чем мы будем говорить сегодня, вы догадаетесь, если послушаете внимательно стихотворение А. Барто.
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут ... а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего...»
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но, может быть, он всем знаком,
И вы встречались с ним где-либо.
Тогда скажите нам о нем,
А мы... мы скажем вам - спасибо!
- Итак, о чем пойдет наш разговор? (О вежливости)
- Прочитайте тему на слайде, Айса.
- Ребята, а как вы понимаете, что значит быть вежливым, хорошим человеком?
- Почему вежливости открыты все дороги? (Вежливому человеку всегда рады, с ним хотят общаться люди, все у них получается)
(Слайд №2) В давние времена слово «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, того кто с добром относился к людям. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
Для того чтобы стать вежливым, нужно чаще использовать в своей речи вежливые слова, от которых становится теплее, радостнее, светлее на душе. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
Но не только слова у нас с вами должны быть добрыми, надо вести себя всегда так, чтобы и поступки наши были хорошими, чтобы не приходилось за них краснеть и стыдиться.
И сегодня мы попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. А может вы узнаете новые правила и новые вежливые слова.
3. Работа по теме.
Поможет нам в этом этот волшебный цветок «Цветик- семицветик»
Мы будем отрывать лепестки по- порядку и выполнять задания цветочка. Согласны?
Цветик – семицветик сделан из бумаги. А у настоящего цветочка стали бы мы отрывать лепестки?
Если вы готовы работать, то я попрошу …… мне помочь. (Отрывает1 лепесток и читает задание)
1 лепесток «Волшебные слова»
В нашей маленькой деревне есть такой обычай древний:
Утром, днём и в темноте
Те, и те, и те, и те,
Повстречавшись, непременно
Говорят одновременно… (Здравствуйте!) Слайд 3
- Молодцы, ребята, а теперь Наяна расскажет нам простое правило, которое вы все должны будете запомнить.
1. Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома –
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи скорее – здравствуй!
- Молодец! Какой же вывод мы можем сделать? (Надо всегда здороваться).
- Послушайте следующее стихотворение:
Настали дни холодные,
И птицы перелётные,
Крылатые создания,
Летят под облаками
Куда-то в страны дальние.
Мы машем им руками:
- До встречи! … (До свидания!) Слайд 4
- Молодцы! А сейчас Ира Н., расскажет ещё одно правило. Слушаем внимательно.
- Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
- Молодец! Ребята, что же мы должны говорить людям, когда расстаёмся с ними?
- До свидания.
- Ребята, а теперь послушайте такую историю про слона и мышку.
Встретила мышка слона на пути
И пропищала тихо и жалостно:
- Простите за дерзость,
Скажите, пожалуйста,
Как мне до вас, до слона дорасти?
Слон удивился:
- Скажите, пожалуйста, крошка, а знает слово «пожалуйста»!
- Ребята, скажите, какое же волшебное слово произносила мышка, когда обращалась к слону? («пожалуйста») Слайд 5
- А теперь послушайте правило, которое расскажет нам Тимофей
3. Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать: «пожалуйста».
- Молодец! Когда же мы говорим «пожалуйста», ребята? (Когда что-нибудь или о чём-нибудь просим).
Волшебники – гномы
Не мало для нас
Чудесного сделать могли бы,
Но больше чудес совершает в сто раз
Волшебное слово… (Спасибо) Слайд 6
- Сувсана нам расскажет простое правило.
4. Тебе что-то подарили,
Если место уступили,
Если в чём-то помогли,
Угощенье принесли,
Не молчи тогда, как рыба!
Говори всегда: - Спасибо!
- Молодец. Ребята, а если кто-нибудь причинил другому неприятность или неудобства – не желая того. То какое волшебное слово он должен сказать? (Извините, простите)
- Да, верно. Это значит «снимите с меня вину». Слайд 7
Правило нам расскажет Саша.
5. Если кого-то обидели случайно,
Или наступили на ногу нечаянно,
Только не молчите, только не мычите,
Долго не тяните, скажите: «извините».
- Молодец. Ребята, скажите, а что мы говорим, когда ложимся спать?
( Спокойной ночи.) Слайд 8
- Давайте послушаем правило. Милена расскажет.
6. Перед сном не забывай:
Спокойной ночи пожелай.
- Молодец! Ребята, эти правила вы всегда должны помнить и пользоваться ими в своей жизни.
Скажите, а почему эти слова называют волшебными? (волшебные слова помогают нам в разных ситуациях при общении с людьми)
Учитель. А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами?
Слайд 9
Вежливых слов не одно и не два,
Помни и знай эти чудо-слова.
- Назовите такие «волшебные» слова.
2 лепесток
«Вежливо-невежливо». Если вежливо - зеленый светофорчик, невежливо - красный.
- Поздороваться при встрече –
- Толкнуть и не извиниться –
- Не встать, обращаясь к учителю –
– Перебивать во время разговора...
– Уметь соблюдать на уроке тишину...
– Уметь выслушать друга.
– Пропустить вперед девочек...
– Сказать, уходя из класса домой «До свидания»
– Громко разговаривать...
– Помочь поднять упавшую вещь...
– Обозвать обидным словом соседа...
3 лепесток «Доскажи словечко»
Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь... (дети хором: «Пожалуйста»). Женщина обрадовалась и сказала Вове:... («Спасибо») Вдруг трамвай неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал:... («Извините, пожалуйста»)
4 лепесток Конкурс «Самый вежливый»
Проведём игру, в которой надо сказать вежливое слово и передать шарик другому. Слова одинаковые не повторять. Удачи!
- Ребята, скажите, если человек знает много вежливых слов, значит можно его назвать вежливым человеком?
Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова "Вежлив Витя или нет".
Малыша обидел Витя, но перед школою в строю
Витя просит: "Извините, я ошибку признаю".
На урок пришёл учитель, положил на стол журнал.
Следом Витя: "Извините, я немного опоздал".
Спор давно ведётся в классе
Вежлив Витя или нет? Разберитесь в споре нашем и скажите нам ответ.
-Ребята, а как вы считаете? Вежлив Витя или нет?
(Вежливые слова он знает, но поступки расходятся со словами, а поступки плохие совершает.)
Не только слова должны быть у нас добрыми и вежливыми, но и поступки.
5 лепесток Игра «Не ошибись, пожалуйста!»
Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»
Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова».
Итак, начали!
Встаньте.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки!
Будьте добры, похлопайте!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста!
Пожалуйста, наклонитесь вперед,
Наклонитесь назад.
Присядьте, пожалуйста,
Будьте добры, встаньте.
Тихо сядьте.
Тихо сядьте, пожалуйста!
6 лепесток «Экзамен»
Итак, задачи не на сложенье,
Задачи на правила уважения!
1. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому -11? (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)
2. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей- либо дом или квартиру! (Постучать или позвонить.)
3. Какие слова произносят при встрече и прощании?
4. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?
5.Сколько раз в день надо здороваться с одним и тем же человеком?
6. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?
7. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?
7 лепесток Из истории слов
Спасибо. Откуда явилось это слово?
В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе Дело, говорили ему:
- Спаси вас Бог!
Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!»
РЕФЛЕКСИЯ
Помог ли нам волшебный цветок стать вежливее или нет, мы сейчас проверим
Предлагаю вам ответить на вопросы теста «Вежлив ли я?» Если ответ на вопрос да, то +. Если нет, то -
Тест «Вежлив ли я?»
1. Благодаришь ли ты маму или поваров за обед?
2. Извиняешься ли ты, если нечаянно толкнул кого- то?
3. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?
4. Можно ли назвать вежливым того, кто любит животных?
5. Нужно ли здороваться с соседями?
6. Нужно ли улыбаться, приветствуя человека?
- Проверим. Внимание на слайд.
Сравните свои ответы с правильными Слайд 10
- Поднимите руку те, кто не ошибся и хотел бы похвалить себя за работу.
-Кто допустил ошибки?
-Какой вывод мы можем сделать? Вежливы ли вы или нет?
Молодцы!
А сейчас, предлагаю посмотреть мультик про Лунтика «Невежи».
Помог ли нам цветик - семицветик стать вежливее? Слайд 11
Поблагодарим его за это и подарим цветочки.
Если классный час вам понравился, были интересно и полезно, то выбираем красный цветок, а если было неинтересно, скучно, то - розовый.
А теперь поместим цветочки на полянку, говоря при этом вежливые слова) .
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«День народного единства», 2 класс
Цель:
- формировать ответственность за судьбу Родины;
- дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612 г.;
- расширять кругозор учащихся;
- воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.
Ход классного часа
I. Орг. момент
Начинаем мы опять по истории шагать.
Постарайтесь все понять,
Про страну свою узнать.
Прослушивание гимна РФ
II. Вступительное слово учителя.
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперёд.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
Учитель:- Ребята, а как вы понимаете, что такое единение? (когда все люди вместе)
- А кто такие патриоты? Как вы думаете? (это люди, которые любят свою Родину и всегда готовы встать на её защиту)
Учитель. 4 ноября христиане отмечают праздник памяти Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года - День народного единства.
- Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова? (ответ)
- Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"?
(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России.)
А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.
Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.
Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.
- Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.
- Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.
Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.
Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.
В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.
Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.
Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.
Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.
Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.
4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.
Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.
Учитель: Стих «Я и Мы» В. Орлова
Очень много
Слов на свете,
Как снежинок
У зимы.
Но возьмем,
К примеру, эти:
Слово «Я»
И слово «Мы».
«Я» на свете Одиноко,
В «Я» не очень
Много прока.
Одному
Или одной
Трудно справиться
С бедой.
Слово «Мы»
Сильней, чем «Я».
Мы – семья,
И мы – друзья.
Мы – народ,
И мы – едины.
Вместе мы
Непобедимы!
Просмотр мультфильма «Смешарики»
III. Подведение итогов беседы.
Учитель:
- Какая беда обрушилась в те года на Русь? (ответ)
- Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины? (ответ)
- Кто возглавил русское войско? (ответ)
В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем эту речевку:
Главное — вместе!
Главное — дружно!
Главное — с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
- Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.
Просмотр видеофрагмента «День дружбы»
РЕЗЕРВ: Творческое задание: предлагаю Вам раскрасить рисунки.