Информация для родителей

Курбатская Марина Юрьевна

Материалы (консультации, советы) для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Не учите рисовать.        

Рисуя, малыш стремится осознать свое место в мире, выстроить систему ценностей, выразить то, что тревожит и пугает его. Детский рисунок - это своего рода тайнопись, особая знаковая система, которую любящие родители просто обязаны научиться понимать, чтобы знать, что происходит в душе их крохи. Нужно совсем немного, чтобы малыш получал радость от рисования, чтобы на долгие годы сохранил вкус к творчеству. От нас требуется лишь обеспечить кроху необходимыми материалами и инструментами и… предоставить его самому себе, оставив на свою долю роль восхищенного зрителя.

Этапы большого пути

Сначала малыш будет покрывать бумагу ломанными линиями, которые после перейдут в плавные кривые и, наконец, замкнутся в круг. И вдруг малыш осознает, что круг похож…правильно, на голову! А если пририсовать глазки-ручки-ножки, то выйдет человечек. Так появляется "головоног", который станет важнейшим этапом самопознания малыша и началом его сознательного творчества. 
Наступает эпоха "семейных портретов": самый лучший "головоног" - это, конечно, сам малыш, самый красивый - мама, самый сильный - папа… Бесполезно спрашивать на этом этапе, почему у папы нет животика, а у мамы ушек. Ведь малыш вовсе не отображает реальность, а создает собственный мир, который будет расширяться и усложняться, вмещая в себя все новые открытия вашего крохи. Постепенно в нем заведутся звери и птицы, вырастут цветы и деревья, появятся дома и машины. Каждый ребенок проходит этапы "графического развития" в своем, присущем лишь ему одному темпе. Если соседский ребенок уже давно рисует елочки и собачек. а ваш все еще заполоняет стены детской головоногами, не торопите его и, тем более, ничего не навязывайте, не "учите рисовать". И все же, если к трем-четырем годам малыш вообше не начал рисовать. стоит проконсультироваться у психолога: возможно, такое отставание связано, например, с тем. что у малыша не определилось ведущее полушарие, и это тормозит развитие графических навыков.

По канонам детства

Композиция детского рисунка принципиально отличается от классической, и ни в коем случае нельзя требовать, чтобы малыш следовал академическим канонам: делал крупнее предметы, расположенные ближе, и мельче те, что дальше, равномерно заполнял все пространство листа. Любой нормальный ребенок расположит в центре на переднем плане самое главное (самого себя, любимую игрушку, объект своих страхов и т.д.). И, конечно же, то, что достойно особого внимания, будет нарисовано крупнее, выделено цветом. Так что не удивляйтесь, если собака, о которой мечтает ваш малыш, окажется выше папы и будет ярко-красного цвета. Ну, а если в центре листа расположился страшный динозавр с безобразной бабой-ягой, а себя ребенок нарисовал крохотным-крохотным, спрятавшимся в углу, насторожитесь. Скорее всего, малыша мучают страхи и ему необходима помощь психолога..

Каждый охотник желает знать…

Некоторые родители полагают, что ребенка сразу нужно учить самостоятельно оставлять сложные цвета из основных, но чаще всего дети воспринимают превращение синего и зеленого в желтый лишь как забавный фокус и вряд ли будут применять его на практике. Поэтому лучше сразу купить набор, в который входит не меньше двенадцати цветов. Не стоит переживать, если малыш рисует малиновых котов и оранжевое небо. Ведь детский рисунок, как уже говорилось, не реалистичен, а цветовые предпочтения связаны с очень тонкими психическими процессами. Если спросить малыша, почему он выбрал именно этот цвет, можно услышать самые причудливые ответы: например, кот малиновый, потому что он хороший, а небо оранжевое, потому что мы с папой ели апельсин. Насторожить должен лишь избыток черного и коричневого, свидетельствующий об эмоциональном неблагополучии. И чем больше разнообразных материалов использует малыш при рисовании, тем интереснее и выразительнее будут его рисунки.

Чего не надо делать

Ни в коем случае не показывайте детям уродливых схем, которые, как почему-то считают многие родители и учителя, характерны для детского рисунка: домик из поставленных друг на друга треугольника и квадрата, елочка из трех треугольников, солнышко в виде лупоглазого круга с палками-лучами. Если малыш спрашивает, как нарисовать тот или иной предмет, предложите ему понаблюдать, представить, из каких элементов он состоит. И уж поверьте, что зарисовка, которую сделает маленький художник, будет в тысячу раз оригинальнее и точнее, чем застывший, мертвый шаблон.
Конечно, не в наших силах сделать детей профессиональными художниками: лишь единицы посвятят свою жизнь искусству. Но мы можем подарить им радость творчества,

 дать возможность почувствовать себя настоящими волшебниками .
  



Предварительный просмотр:

 

В детях созидательная природа человека проявляется особенно активно. Малыш, которому еще нет года, с усердием водружающий кубики один на другой, — уже строитель. Ведь он по-своему создает из ничего — нечто.  Чтобы сын или дочка быстрее научились сознательно действовать, ваше активное участие просто необходимо. Красивый разноцветный конструктор так и останется для малыша пестрой бессмысленной грудой предметов, с которыми быстро наскучит возиться, пока вы сами не   покажете, какие чудесные превращения с этими деталями возможны.

  • Не предлагайте малышу, играющему с кубиками, построить что-нибудь конкретное, например машину. Ребенок не примет этой задачи, потому что не знает, как ее реализовать. Начните с того, что постройте для него сами что-нибудь увлекательное, объясняя при этом все свои действия. «Хочешь, я построю громадную башню? Из чего тебе построить — из кубиков или из кирпичиков? Хорошо, будем строить из кубиков. Сначала построим первый этаж, теперь — второй, поменьше, а вот тут окошечки сделаем. А где же у нас будет дверь?» На глазах у ребенка вы поставили перед собой конкретную цель и показали, каким способом достигли нужного результата. Наблюдая за вашими действиями, малыш увидел, как образ башни превратился в реальный предмет.

  • Другой способ — помочь малышу превратить бесцельные манипуляции со строительным материалом в конкретное действие. Если ребенок выложил кубики в длинный ряд, постарайтесь угадать, что он построил — забор, дорожку, поезд? Скорее всего, малыш и не думал строить поезд, но если ваша идея ему понравится, то он с радостью согласится. Для него это большое событие: оказывается, кубики могут стать настоящим поездом! А дальше можно обогатить этот образ: построить рядом железнодорожную станцию, поставить семафор, полоски на ковре превратить в рельсы, и вот уже поезд мчится вперед, а ребенок ощутил себя создателем такой важной и интересной вещи.

  •   Очень важно и практическое использование постройки. То есть лучше создавать такие предметы, с которыми можно играть, как с описанным выше поездом. Если вы построили великолепный дворец — поселите туда кукол и зверей. Сделали гараж — пусть ребенок проводит через ворота машины и размещает их внутри постройки. Но еще лучше, если они по величине рассчитаны на самого ребенка: чтобы он сам мог сесть в машину и порулить. Дети, которые уже путешествовали на поезде, пароходе или в автомобиле, готовы бесконечно выстраивать из табуреток вагоны и кабины, превращаясь в машинистов, пассажиров и капитанов дальнего плавания.

  • Пожалуй, самый любимый вид конструирования у детей всех возрастов — это строительство дома. Но не маленького, для кукол, а большого — в который можно залезть, выглянуть в окно, закрыть дверь и спрятаться. А еще в этом домике очень удобно поиграть в свои любимые  сказки. Из чего построить такой дом? Из любых подручных материалов — диванных подушек и пустых коробок, из стульев и простыней. Самый простой способ — обустроить различными деталями основной модуль, например обыкновенный стол. Сам стол — это каркас дома, остается придумать двери и окна, балкон, крылечко и так далее.

  • Еще можно использовать конструирование в процессе игры. Например, предложите своему малышу: «Давай, как будто пойдем на речку купаться? А по дороге встретим высокую горку и скатимся с нее. Теперь идем дальше. А вот и мостик через речку». Потом искупались в речке и на другом берегу встретили домик зайчика и т. д. Историю можно продолжить приходом других зверей и т. п.

  • Старайтесь меньше делать сами и побуждайте наводящими вопросами к действию ребенка. Как надо сдвинуть кресла («стены»), чтобы крыша у домика не падала? А какой длины должен быть мостик через речку? Каждый раз, ставя кроху перед новой проблемой, вы призываете его думать, и так развивается его конструктивное мышление. Например, малыш построил ворота, подходящие только для маленькой машины-легковушки. Мама берет подъемный кран, медленно «подъезжает» к воротам и останавливается. Что такое? «Никак не могу проехать, в чем же дело?» «Ворота слишком низкие, — поясняет малыш, — надо сделать повыше».  Не забывайте и о природном материале. В любое время года можно найти время для конструирования на свежем воздухе. Если вы отдыхаете на море или у реки, нет ничего лучше строительства песчаных замков, тоннелей, каналов и подземных пещер. Лес дарит причудливой формы корни и ветви. Из них можно построить шалаш — для себя или для лесных жителей, сделанных тут же из шишек разной формы, палочек, желудей, каштанов.


Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку гармонично вписаться в коллектив детского сада?

Детский коллектив - это самостоятельное государство, в котором существуют свои неписаные законы и правила.

Возрастные трудности общения. В 4-5 лет ребенок не отделяет себя от коллектива. Он все чаще употребляет местоимение "мы" вместо "я". Ребенок осознает, что действуя сообща, можно добиться гораздо большего, чем в одиночку, и при этом избежать наказания. Ведь воспитатель вряд ли узнает, кто именно облил пол краской. Принцип этого возраста "Куда все, туда и я". Причем ребенку совершенно неважно хорошему или плохому примеру для подражания он следует.  

В детском коллективе выделяются явные лидеры - заводилы и организаторы всех проделок. В этом возрасте лидер в коллективе гораздо больший авторитет, чем взрослый. Для ребенка главное, чтобы коллектив его принял и не игнорировал. Для 4-5 летнего малыша нет ничего хуже, чем бойкот коллектива.   Поэтому дети стараются во всем подражать признанным лидерам. Дети часто                                                               объединяются в группы по принципу                                                                           "  дружим против Васи (Пети, Маши)"

 Как их преодолеть.

   

  • Если ребенок не умеет адекватно оценить действия окружающих и боится высказать собственную точку зрения, он так и будет жить по принципу "куда все, туда и я". Научите ребенка анализировать свои и чужие поступки. Только научившись оценивать поведение других людей, ребенок сможет определить хорошо или плохо они поступают, и стоит ли следовать этому примеру.
  • Ребенок должен понимать, что по любому поводу следует иметь собственное мнение, а не слушать Васю или Дашу. Если вы будете открыто возражать против его подражания кому-либо из сверстников, ребенок вряд ли послушается, скорее наоборот - он лишь отдалится от вас, ведь вы не разделяете его восхищения драчуном Петей или врунишкой Настей. Задача родителей и воспитателя - сформировать у ребенка адекватную самооценку. Подчеркивайте индивидуальность ребенка. Только смелый и самоуверенный человек не побоится открыто высказывать мнение, отличное от мнения большинства.


Предварительный просмотр:

В настоящее время ученые доказали необходимость "ласкового" воспитания. Взрослея, становясь самостоятельным, человек несет в себе заряд родительской любви и внимания. По мере роста маленького человечка родителям необходимо следить, чтобы "эмоциональный резервуар" ребенка не опустошался. Чем он полнее, тем лучше развивается ребенок, тем легче его воспитывать.

Из чего состоит   «ласковое» воспитание?

КОНТАКТ ГЛАЗ. Это любящий взгляд родителей, готовность отреагировать на плач, смех, любое движение. Взгляд может успокоить, поддержать, развеселить, да и наказать тоже может. Ребенок нуждается в таком контакте с самого рождения.

ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ. Это и "телячьи нежности", и "медвежьи шалости". Все зависит от возраста, индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента. Ребенок никогда не перерастет потребность в физическом контакте, меняется только форма его проявления. Младенец нуждается в поглаживании, в нежных объятиях; дошкольник любит как поцелуи, объятия, так и шумные игры, встряхивания, пощипывания. Чем старше ребенок, тем дальше он отдаляется от родителей, но ему все еще необходим физический контакт в виде поцелуев, дружеских похлопываний, объятий.

ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ. Оно позволяет почувствовать малышу, что он самый важный человечек в мире. Хотя бы 5-10 минут в день родители должны посвящать своему ребенку и только ему, забыв про свои "взрослые" дела. Это может быть и игра, и беседа, и чтение книги, какое-либо общее занятие. Ничто не должно отвлекать взрослого (телевизор, телефон, домашние дела и т.д.).

Лишь удовлетворив потребность ребенка в эмоциональном контакте, родители могут добиваться дисциплины, самостоятельности. "Хорошего" воспитания легче добиться, когда ребенок чувствует, что его искренне любят и принимают таким, какой он есть, не стараясь унизить, "сломать".

Вспомните, когда в последний раз Вы ласкали своего ребенка? Сегодня утром? Или вчера? Попробуйте посчитать, сколько раз в день Вы применяли "ласковое" воспитание. Если получилось мало или отсутствует одна из составляющих (см. выше), то стоит задуматься и постараться изменить отношения с ребенком, сделав их более доверительными, нежными, доброжелательными. Можно просто обнять, поцеловать ребенка, можно сказать, как сильно Вы его любите, какой он умный, хороший, подчеркнуть его достоинства. Любви и ласки много не бывает!  

  • Соберите все мягкие игрушки, которые есть в доме и уложите их под одеяло. Туда же забирается и ребенок. Он должен нащупать и назвать как можно больше игрушек. Можете сами забраться под одеяло вместе с малышом - будет еще веселее.
  • Можно делать легкий массаж спинки, ручек, ножек с поглаживаниями, растираниями, придумывая сказки и веселые истории.
  • Чаще устраивайте домашние праздники, и большие (день рождения, Новый год, 8 Марта), и маленькие (день солнышка, летний бал, воскресный обед).

Лечение любовью

Любовью и нежностью можно даже лечить! Если ребенок приболел, сильно устал, у него нарушено поведение, можно попробовать использовать внушение. Давно известно, что дети очень внушаемы. Но, к сожалению, такую особенность их психики взрослые часто используют во вред. Даже любящая мама может внушить ребенку страх, неуверенность в себе, плохое поведение своими словами. "Вечно ты копаешься",   "Не подходи к собаке - укусит", "Ой, какая ты бледненькая!", "Давай я сама, все равно не сможешь" - это лишь немногие негативные установки, которые мешают полноценному развитию малыша. А ведь можно использовать свое влияние на ребенка с пользой! Вместо того, чтобы внушать малышу, какой он копуша, нытик и неумеха, попробуйте дать ему установку на хорошее поведение: "Какой ты молодец!", "Ты здоровый и сильный", "У тебя все получится", " Я в тебя верю"...



Предварительный просмотр:

Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие. В этих играх он познакомится с цветом, свойствами красок и предметов, у него разовьётся художественный вкус и пространственное воображение, фантазия и трудолюбие. А ещё проникнется уважением к родителям, которые умеют делать такие вещи!

Творческие игры

Необходимо снабдить ребенка красками, клеем, бумагой и детскими ножницами. Застелите стол газетой, чтобы не запачкать, наденьте на ребенка фартук или специальную рабочую одежду. Создаём коллаж. Вырезаем из старых каталогов и журналов картинки - разные дома, машины, деревья, скульптуры, животных, посуду, мебель... Короче, любые красивые картинки, сортируем их по темам.

Затем выбираем тему работ. Вот некоторые темы: "Улица", "Пейзаж", "Гости пришли", "В лесу". Делая такую аппликацию, не забудьте объяснить ребёнку, что предметы, расположенные от нас далеко, должны быть поменьше и располагать их надо в верхней части листа.

Можно создавать интересные работы не только из картинок. Используйте пластмассовые крышки от бутылок, спичечные коробки, кусочки пенопласта, ваты, фантики от конфет, кусочки фольги, лоскуты ткани, бусинки. Что из этого "мусора" можно сделать? Очень много!

Вот только один пример: Крышки от бутылок - это колёса, спичечные коробки - кузов машины. Раскрашенные кусочки пенопласта могут быть чем угодно - камешками, горкой, светофором. Из лоскутов ткани (квадратик и треугольник) делаем домик, из кусочков ваты - облака. Всё это наклеиваем на картон - "шедевр" готов!

А ещё, наклеивая разные крышки и коробочки на картон, можно сделать "Цветы в вазе" (крышки - лепестки), "Сказочный дворец", Волшебную карету", "Подводное Царство" - (цветные лоскуты - водоросли и рыбки). А можно сделать композицию в стиле абстракции - просто наклеить - украсить крышку от картонной коробки всем, чем захочет ребёнок. Это может быть "Ковёр-самолёт", "Скатерть-самобранка", "Волшебная планета"...

"Шедевры" из ваты.

Материалы: листы плотной белой или цветной бумаги, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, вата, краски, кисточка, клей.
 

Снеговик. Понадобятся более крупные шарики ваты, а ведро, метлу и нос-морковку можно пририсовать или вырезать из бумаги и наклеить.

Зимний пейзаж. Нарисуйте или наклейте вырезанные из журналов дома, деревья и устройте снегопад из ваты.

Одуванчики. Наклеить на зеленый лист бумаги ватные шарики, дать подсохнуть, часть одуванчиков раскрасить в желтый цвет, стебли и листья нарисуйте чем угодно.

Из обувной коробки

Аквариум из коробки. Вам понадобится пустая обувная коробка, цветная бумага, лоскутки ткани, камешки, ракушки, нитки, клей. В коробке с трёх сторон вырежьте большие окна. На задней стенке и дне создайте подводный ландшафт - водоросли, камни ракушки. Его можно сделать из любого материала. Из картона вырежьте несколько рыбок и раскрасьте с двух сторон или обклейте цветной бумагой, тканью или фольгой. Прикрепите к рыбкам нитки и подвесьте к крышке коробке. В крышке надо сделать прорези, чтобы рыбок можно было двигать за ниточки. Все! Аквариум готов!

Комната для куклы из коробки. Делается по тому же принципу. Только окна надо сделать по-другому. Нарисуйте на сторонах коробки прямоугольник по размеру будущего окна, сделайте разрезы по верхней и нижней линиям, и в центре вертикальный разрез. У вас должно получиться окошко с раскрывающимися ставенками. Интерьер комнаты сделайте по своему усмотрению с помощью всех имеющихся в наличии материалов - кусочков ткани, меха, разноцветной бумаги.