Для Вас коллеги
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
Интеграция образовательных областей через лего – конструирование.
В мире существует множество разновидностей конструктора.
Конструкторы ЛЕГО на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольные учрежденья. Дети любят играть в свободной деятельности.
ЛЕГО – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.
Игра является важнейшим спутник детства. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя, и обучаться в игре. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Для многих Лего ассоциируется только с конструированием и ни с чем больше.
Тем не менее на основе ЛЕГО – конструирования осуществляется интеграция следующих образовательных областей:
Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании, с социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.
- Социально-коммуникативное развитие;
Лего позволяет: создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом; развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.
Наборы Лего специально разработаны для поддержки социально-эмоционального развития дошкольников по трем направлениям: постижение себя, постижение окружающих и постижение мира, окружающего ребенка и затрагивают разнообразные темы.
- Познавательное развитие;
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.
В процессе конструирования важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними.
- Количество и счет (формирование представлений о числе и количестве).
«Волшебная лесенка»
«Классики»
1. собери классики
2. расставь цифры в правильном порядке или вставь пропущенные цифры и т. д.
Лего – мозаика «Цифры»
- собери цифру по образцу;
- собери цифру по памяти;
- закончи цифру и т. д.
- Развитие пространственной ориентировки.
«Волшебная лесенка»
Пример заданий:
- Посчитайте, сколько ступенек идёт вверх, сколько ступенек идёт вниз.
- Посчитайте, сколько деталей в каждом ряду.
- Пронумеруй ступеньки снизу вверх и сверху вниз.
Основные понятия: Вверх, вниз, справа, слева.
- Величина (развитие представлений о величине).
Сравнение величины построек.
- Развитие представлений о форме.
Конструирование построек разных форм.
- Речевое развитие;
Развивая речетворчество дошкольников при помощи лего, воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т.д.
Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О доме, животном или растении, который сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д.
Данное использование ЛЕГО - конструирование способствует и речевому творчеству: во время постройки персонажа ребенок описывает своего героя. Можно также предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки, обыграть лучшую или все по очереди.
Используются ЛЕГО - элементы и в дидактических играх и упражнениях. Педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции. Например, игру «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятия формы и речь, можно проводить с ЛЕГО.
Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д.
- Художественно – эстетическое развитие;
При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственный постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.
Также конструктор можно использовать для изучения цветов и закрепления. Например, «Игра «цветные домики (гаражи, заборчики и т.д.)»
Оборудование (материалы): кубики цветные.
Строим из кубиков несколько домиков (гаражей, заборчиков и т.д.) разных цветов.
Подбираем предметы разных цветов.
Инструкция № 1. Ребенку предлагается красную машинку привезти к желтому дому, поселить лошадку в синюю конюшню.
Инструкция № 2. Ребенку предлагают собрать у зеленого дома только зеленые предметы, а у красного только красные.
Задания можно усложнять и упрощать с учетом возрастных особенностей детей.
- Физическое развитие;
Помимо мелкой моторики обеих рук лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.
Проведение физической культуры с использованием лего – деталей.
- ходьба/бег змейкой между деталями конструктора;
- челночный бег;
- удержание равновесия;
- упражнения на развитие координации движений;
- упражнения на развитие гибкости, быстроты и ловкости.
Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия можно использовать коврики из лего - конструктора. Данные коврики будут массировать стопы ног за счет выпуклой формы деталей лего, а также будут привлекать детей своей яркостью за счет разнообразной цветовой гаммы.
Это лишь малая часть вариантов использования лего в непосредственно образовательной деятельности ДОУ. Таким образом, традиционные средства конструирования при интегративном подходе в обучении дают возможность развивать разносторонние интеллектуальные и личностные качества дошкольника.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По дороге мальчик и девочка шли, Оба по два рубля нашли. За ними ещё трое идут. Сколько они денег найдут? Повезло опять Егорке, У реки сидит не зря. Два карасика в ведёрке И четыре пескаря. Но смотрите – у ведёрка Появился хитрый кот… Сколько рыб домой Егорка На уху нам принесёт?
Цифра вроде буквы О- Это ноль иль ничего! Учимся писать цифру
У домика утром Два зайца сидели и дружно весёлую песенку пели. Один убежал, а второй вслед глядит. Сколько у домика зайцев сидит?
Вот один , иль единица, Очень тонкая, как спица! Учимся писать цифру
Карандаш один у Гриши, Карандаш один у Миши. Сколько же карандашей у обоих малышей? Три яблока из сада Ёжик притащил. Самое румяное Белке подарил. С радостью подарок получила белка. Сосчитайте яблоки У ежа в тарелке!
Учимся писать цифру Два похожа на гусёнка С длинной шеей, Шеей тонкой.
На плетень взлетел петух. Повстречал ещё там двух. Сколько стало петухов? У кого ответ готов? На полянку у дубка ёж увидел два грибка. А подальше, у осин, Он нашёл ещё один. Кто ответить нам готов, Сколько ёж нашёл грибов?
Учимся писать цифру А вот это – посмотри, Выступает цифра три. Тройка – третий из значков – Состоит из двух крючков.
Я рисую кошкин дом: Три окошка, дверь с крыльцом. Наверху ещё окно, чтобы не было темно. Посчитай окошки в домике у кошки.
Учимся писать цифру Гляди, четыре – это стул, Который я перевернул.
Два цыплёнка стоят, на скорлупку глядят. Три яичка в гнезде у наседки лежат. Сосчитай поскорей: сколько будет цыплят у наседки моей? Семь гусей пустились в путь. Два решили отдохнуть. Сколько их под облаками? Сосчитайте, дети, сами.
Учимся писать цифру Это – фокусник – пятёрка. Вы за ней следите зорко. Кувыркнётся – раз и два! – Обернётся цифрой два.
Я нашёл в дупле у белки пять лесных орешков мелких. Вот ещё один лежит, мхом заботливо укрыт. Ну и белка! Вот хозяйка! Все орешки посчитай-ка! Дружно муравьи живут и без дела не снуют. Два несут травинку, 2 несут былинку, два несут иголки. Сколько муравьев под елкой?
Учимся писать цифру Цифра шесть – дверной замочек: Сверху крюк, внизу кружочек.
В небе радуга-дуга замыкает берега. Расцветая всё ясней, чудо-краски светят в ней! Пусть ответит тот, кто знает или сможет сосчитать, сколько красок в ней играет, озаряя моря гладь?
Учимся писать цифру Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога.
За одним большим столом сели рядом с гномом гном. Белоснежка с ними вместе стол накрыла честь по чести. У неё во всём порядок! Только сколько ложек надо?
Учимся писать цифру У восьмёрки два кольца без начала и конца.
Что подарил нам сосновый бор? Восемь маслят и один мухомор. Сколько всего грибов? Сидят рыбаки, стерегут поплавки. Рыбак Корней поймал трёх окуней. Рыбак Евсей – четырёх карасей. А рыбак Михаил двух сомов изловил. Сколько рыб рыбаки поймали из реки?
Учимся писать цифру Вот какая Цифра есть – Перевёрнутая шесть.
Источники Шаблон презентации Александровой З.В., учителя физики и информатики http:// www.26317lvschooll7.edusite.ru/p6aa1.html - сова http://kpoxa.ucoz.com/forum/43-776-1 ёж с яблоками http://www.lenagold.ru/fon/clipart/g/grib2.html - ёж http:// www.lenagold.ru/fon/clipart/k/kar3.html - карандаши http:// derzski.ru /?p=206 -петух http://gorodmam.ru/user/blog/post/432405/page/0 - петухи http://apple4.blog.tut.by/2010/05/03/kotyataanimaciya/ - кошка http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&rpt=simage&text=3%20%D1%86%D1%8B%D0%BF%D0%BB%D1%91%D0%BD%D0%BA%D0%B0&img_url=s56.radikal.ru%2Fi154%2F0904%2F0b%2F797649ce0634.jpg&spsite=fake-004-7856796.ru&p=29 - цыплята http://forum.razumniki.ru/showthread.php?p=15375 - гуси http://childrensbook.narod.ru/photoalbum.html - белка http://www.kvadra.su/2010/02/04/saga-o-muravyax / - муравьи http://st.free-lance.ru/projects/upload/f_4af066f812fb2.jpg - радуга http://www.devochkiclab.my1.ru/ - Белоснежка и семь гномов http://www.greenmama.ua/nid/270092/ -маслята http://forum.rc-mir.com/topic1924604_350.html - мухомор http://img.sunhome.ru/UsersGallery/Cards/183/3114313.jpg - рыбак Слайды № 3,5,7,9,11,13,15,17,19,21 частично мной использованы из презентации Шевцовой С.А. с сайта - viki.rdf.ru http://www.algaishkolatrhree.okis.ru/roditilyam.html - мальчик и девочка http://foto.tut.by/search_result.php?query=%E6%E8%E2%EE%F2%ED%FB%E9&page=1 – кот на рыбалке http://www.forum.fotowedding.ru/viewtopic.php?p=170659&sid=101dbf2b6e66589a60f9f4a9ce010a1f – зайцы http://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=83152&st=300 - белка