Родителям
11
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_roditeley.docx | 12.32 КБ |
rod_sob.docx | 30.67 КБ |
sobranie_5_klass.pdf | 570.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 г. Поронайска
Памятка для родителей
Разработала:
А.Ш. Киндюк,
учитель физической культуры ,
г. Поронайска, Сахалинской области
- Ваш ребенок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. Оттого, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
- Беседуйте со своим сыном и дочерью, говорите с ними о ближайших, жизненных планах, сегодняшних и будущих целях жизни.
- Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
- Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребенка.
- Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нем желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
- Формируйте нравственно здоровую личность, не способную на подлость ради реализации жизненных планов.
- Создавайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
- Говорите правду ребенку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
- Будьте сами примером ребенку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 г. Поронайска
Родительское собрание в 10 классе
Тема: «Правила и приемы, помогающие успешному общению
со старшеклассниками»
Разработала:
А.Ш. Киндюк,
учитель физической культуры ,
г. Поронайска, Сахалинской области
Цель: оказать помощь родителям в осмыслении и преодолении затруднений в общении с детьми старшего школьного возраста.
Задачи:
- побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии своих детей;
- познакомить родителей с рекомендациями психологов;
- ознакомить родителей с некоторыми правилами и приемами, облегчающими общение с детьми старшего школьного возраста.
Предварительная подготовка к собранию
Анкетирование учащихся.
Вопросы анкеты:
1. Ощущаешь ли ты потребность общения со взрослыми?
2. Чувствовал(а) ли ты когда-нибудь, что тебе с друзьями легче обсуждать вопросы, чем с родителями?
3. Чье внимание тебе важнее всего, независимо от того, как фактически понимает тебя этот человек?
4. С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?
5. Хотел(а) бы ты быть таким человеком, как твои родители?
Изготовление памятки для родителей: «Умеете ли вы общаться с детьми?».
Классный руководитель: (аналитический обзор результатов анкетирования учащихся.)
В старших классах большая часть юношей и девушек ощущают настоятельную потребность в доверительном общении со взрослыми. Но не со всеми, а с теми, кого они уважают, в ком видят друга, который готов помочь, просто выслушать. Анализируя результаты анкетирования, можно сделать вывод: основной смысл доверительного общения старшеклассников со взрослыми не в получении от них той или иной информации, а в поиске понимания, сочувствия, помощи в их проблемах, переживаниях, как наиболее для них интимных и значимых. Старшеклассники (и вообще школьники), как правило, любят своих родителей. Любых.
На вопрос анкеты: «Хотели бы вы быть такими, как ваши родители?» положительно ответили около 90 % ребят.
Отвечая на вопрос «Чье внимание для вас важнее всего, независимо от того, как фактически понимает вас этот человек?», большинство детей поставили на первое место родителей.
Но в то же время на вопрос «Чувствовали вы когда-нибудь, что вам легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями?» дали положительный ответ более 80 %. В чем же проблема?
Согласитесь, что если, к примеру, юноши не считают возможным быть откровенными с родителями, то виноваты в значительной степени старшие. Потребности каждого человека выражаются в его чувствах, мыслях, желаниях. Они возникают у нас как «Я - мысли» (Я хочу есть. Я люблю это делать и т. д.). Это реальные, ясные и конкретные обращения человека к самому себе, за которыми стоят наши реальные потребности. Однако в силу определенных традиций, мы часто не решаемся прямо выразить свои желания, опасаясь, что нас могут счесть эгоистами, не знающими правил хорошего тона. Поэтому «я-высказывания» в разговоре превращаются в «ты-высказывания» (вместо «я» чувствую, что со мной поступают несправедливо, мы говорим партнеру – «ты – плохой» и т. п.). «Ты-высказыванием» мы перекладываем ответственность на собеседника. Неумение преобразовывать «ты-высказывание» в «я-высказывание» часто является одной из причин создания барьеров в общении, возникновения конфликтов. Перекладывая ответственность на собеседника, мы вызываем неприятие им вашего утверждения, активное или пассивное. Под «я-высказы-ванием» будем понимать такой способ выразить словами свои чувства, мысли, переживания, которые являются альтернативными «ты-высказываниям», традиционно применяемым при конфликтах.
Родительское собрание.
«Правила и приемы, помогающие успешному общению со старшеклассниками»
Цель: оказать помощь родителям в осмыслении и преодолении помех и затруднений в общении с детьми старшего школьного возраста.
Задачи: побудить родителей задуматься об эмоционально - психологическом состоянии своих детей, познакомить родителей с рекомендациями психологов, ознакомить с некоторыми правилами и приемами, облегчающими общение с детьми старшего школьного возраста.
Предварительная подготовка к собранию
Анкетирование учащихся.
Вопросы анкеты:
- Ощущаешь ли ты потребность общения со взрослыми?
- Чувствовал(а) ли ты когда - нибудь, что тебе с друзьями легче обсуждать вопросы, чем с родителями?
- Чье внимание тебе важнее всего, независимо от того, как фактически понимает тебя этот человек?
- С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?
- Хотел(а) бы ты быть таким человеком, как твои родители?
Изготовление памятки для родителей: «Умеете ли вы общаться с детьми?»
Оформление классной комнаты с помощью учащихся (столы ставятся по кругу, готовятся плакаты, схемы).
В начале собрания классный руководитель обращается к родителям со вступительным словом (приветствие, сообщение темы собрания. Краткое обоснование её актуальности, задачи, которые предстоит решить в процессе совместной работы).
Класссный руководитель. (Вступительное слово, аналитический обзор результатов анкетирования учащихся.)
В старших класcах большая часть юношей и девушек ощущают настоятельную потребность в доверительном общении с взрослыми. Но не со всеми, а с теми, кого они уважают, в ком видят друга, который готов помочь, просто выслушать. Анализируя результаты анкетирования, можно сделать вывод: основной смысл доверительного общения старшеклассников со взрослыми не в получении от них той или иной информации, а в поиске понимания, сочувствия, помощи в их проблемах, переживаниях, как наиболее для них интимных и значимых. Старшеклассники (и вообще школьники), как правило, любят своих родителей. Любых.
На вопрос анкеты: «Хотели бы вы быть такими, как ваши родители?» положительно ответили 90% ребят.
Отвечая на вопрос «Чье внимание для вас важнее всего, независимо от того, как фактически понимает вас этот человек?», большинство детей поставило на первое место родителей.
Но в то же время на вопрос «Чувствовали вы когда - нибудь, что вам легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями?» дали положительный ответ более 80%. В чем же проблема?
Согласитесь, что если, к примеру, юноши не считают возможным быть откровенными с родителями, то виноваты в значительной степени старшие. Потребности каждого человека выражаются в его чувствах, мыслях, желаниях. Они возникают у нас как «Я-мысли» (я хочу есть. Я люблю это делать и т.д.). Это реальные, ясные и конкретные обращения человека к самому себе, за которыми стоят наши реальные потребности. Однако в силу определенных традиций, мы часто не решаемся прямо выразить свои желания, опасаясь, что нас могут счесть эгоистами, не знающими правил хорошего тона. Поэтому «я-высказывания» в разговоре превращаются в «ты-высказывания» (вместо «я» чувствую, что со мной поступают несправедливо, мы говорим партнеру - «ты-плохой» и т.п.). «Ты-высказыванием» ответственность мы перекладываем на собеседника. Неумение преобразовать «ты- высказывание» в «я-высказывание» часто является одной из причин создания барьеров в общении, возникновения конфликтов. Перекладывая ответственность на собеседника, мы вызываем неприятие им вашего утверждения, активное или пассивное.
Под «я-высказыванием» будем понимать такой способ выразить словами свои чувства, мысли, переживания, которые являются альтернативными «ты-высказываниями», традиционно применяемым при конфликтах.
Задание родителям (по группам)
предложить примеры «ты-высказываний» и преобразовать их в «я-высказывания» (тренировка в умении оформлять свои мысли и чувства в форме «я-высказывания»); внести примеры в таблицу (таблицы предварительно раздаются каждой группе родителей);
обсудить результаты работы (от каждой группы зачитываются примеры и варианты преобразований).
Время работы по группам 10-15 минут.
Рекомендации перед выполнением задания.
Для того чтобы получить «я-высказывание». Вам необходимо дать точное определение своего чувства в ситуации и указать причину, которая его вызвала.
Предлагаемая таблица преобразований высказываний
«Ты-высказывание» (ответственность возлагается на другого) | «Высказывание» (обозначить проблему и принять ответственность на себя) |
«Ты - плохой, ты меня обижаешь. «Это просто эгоизм с твоей стороны! Ты совсем перестал что-либо делать по дому». | «Я чувствую, что со мной поступают несправедливо». «Я последнее время не чувствую твоей прежней заботы. С чем это связанно? Может быть, ты обиделся, что я не пустила тебя на дискотеку?» |
Итак, «я-высказывание» - условия прямоты и ясности в диалоге. Это ключ к началу разговора, к честному общению, к новым возможностям в улучшении взаимоотношений.
Рассмотрим еще одну сторону общения. Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков. Мы изучали родной язык, иностранный, язык программирования. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык. Это язык жестов, мимики и телодвижений человека.
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения (поз, жестов, мимики, звуков, интонации) и только 20-40% передается с помощью вербальных (слов).
С помощью слов передается в основном информация, а с помощью жестов - различно отношение к ней. Эти данные заставляют нас обратить внимание на значение жестов и мимики человека. Если вы хотите, чтобы люди чувствовали себя в вашем обществе уютно, соблюдайте хорошее правило «Держи дистанцию».
Социальные психологи выделили следующие зональные пространства
Интимная зона (от 15 до 46 см) | Личная зона (от 46 до 1,2 м) | Социальная зона (от 1,2 до 3,6 м) | Общественная зона (более 3,6 м) |
Допускается проникновение в эту зону только тех лиц, которые находятся в тесном эмоциональном контакте. Это дети, супруги близкие друзья родственники. | Это расстояние разделяет нас, когда мы находимся на вечеринках приемах и т.д | На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей. | Когда мы адресуем своё сообщение большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории. |
Одним из наименее заметных и в то же время наиболее значительных невербальных сигналов является сигнал, передаваемый ладонью человека.
Существует три основных командных жестов ладони: - положение ладони вверх;
- положение ладони вниз;
-положение указывающего перста.
Рассмотрим различие между этими тремя положениями на следующем примере.
Предположим, вам надо попросить кого-нибудь поднять коробку и переставить её на другое место в комнате. Допустим, что использовать при этом будем одни и те же слова, говорить одним и тем же тоном и с одним выражением лица. Меняться будет только положение ладони.
Положение открытой ладони вверх - это доверительный, не угрожающий жест. Человек, которого вы попросили передвинуть коробку, не почувствует никакого давления, он воспримет эго как просьбу с вашей стороны.
Когда ладонь повернута вниз, в вашем жесте немедленно появится оттенок начальственности. У человека, которому вы адресовали просьбу, возникнет ощущение, что он получил приказ передвинуть коробку, и может даже почувствовать враждебность к вам.
Перстоуказывающий жест - это жест, с помощью которого человек принуждает к подчинению. Если у вас есть привычка указывать пальцем, постарайтесь от нее избавиться, избрав положение ладони вверх или вниз, и вы увидите, что добьетесь больших успехов в отношениях с другими людьми.
Испокон веков ладонь ассоциировалась с искренностью, честностью, преданностью, доверчивостью. Когда люди полностью откровенны с вами, они протягивают вам одну или обе ладони и говорят что-то вроде: «Я буду с вами полностью откровенен». Когда ребенок обманывает или что-то скрывает, он прячет ладони за спиной.
А вот другая ситуация: ребенок, спорящий со своими родителями. Какой жест используется чаще? Папа стоит в позе: «руки на пояс». Это один из наиболее характерных жестов, используемых для передачи агрессивного отношения. Поза усиливается, если ноги расставлены широко, а пальцы сжаты в кулаки. Пиджак расстегнут и откинуты полы - чисто агрессивная поза, застегнутый пиджак при агрессивной позе выражает сильное расстройство.
Итог собрания.
В заключении собрания предлагается тест-игра «Какой вы родитель?».
Родителям предлагается выбрать из перечисленных на доске фраз те, которые наиболее часто употребляются ими в общении с детьми (честно, не для обсуждения):
- Сколько раз тебе повторять!
- Посоветуй мне пожалуйста.
- Не знаю, что бы я без тебя делала?!
- И в кого ты такой уродился?!
- Какие у тебя замечательные друзья!
- Ну. на кого ты похожа?!
- Я в твое время!
- Ты моя опора и помощница(к).
- Ну, что за друзья у тебя?!
- О чем ты только думаешь?!
- Какая ты у меня умница!
- А как ты считаешь, сынок (доченька)?
- У всех дети как дети, а ты?
14.Какой ты у меня сообразительный(ая)!
После сделанного выбора родителям называются баллы оценки данных фраз:
1-
2 5-1 9-2 13-2
1-1 6-2 10-2 14-1
1-1 7-2 11-1
1-1 8-1 12-1
Каждый родитель подсчитывает сумму баллов оценки избранных фраз. Сообщаются оценочные суждения авторов тест-игры:
5-8 баллов - вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности;
9-10 баллов - вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен.
11-12 баллов - вам необходимо быть с ребенком повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.
13-14 баллов - вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.
Литература
- «Популярная психология для старшеклассников». Под ред. A.C. Спиваковский - Спб, 1998.
- Спичак С.Ф. «Познай себя и других». (Сб. методик) - М., Воронеж, 1995.
- В.И. Лещинский, С.В. Кульневич. «Учимся управлять собой и детьми». Педагогический практикум - М., 1995.
- И.М. Желдак «Искусство быть семьей». Практ. руководство - Минск, 1998.
- А.К. Болтова. «Психология времени и межличностных отношений» - М., 1997.
Журнал «Воспитание школьников», №4, 2001.