Обществознание. 6 класс.

Уважаемые учащиеся 6-х классов! В каждой теме есть задания, которые необходимо выполнять в тетрадях и присылать мне на 'электронную почту или ватсап фотоотчет работ.

Каждый урок должен быть законспектирован и также прислан мне на почту с пометкой от кого и какой класс. (фото записей в тетради).

Zhohovai@mail.ru

8911-955-14-71 whatsapp. viber

Тема: Человек и человечность. Гуманизм. Золотое правило нравственности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Януш Корчак – выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

Слайд 2

Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло творится без труда, Добро творить трудней. «Единственный способ перенести бесчеловечность людей по отношению друг к другу — превратить свою собственную жизнь в образец человечности по отношению к людям». Рой Пэйтон (актриса)

Слайд 3

Война на Украине Нападение Гитлера на СССР Проблемный вопрос урока В мире много хорошего и много плохого, потому что у людей разные интересы, характеры, взгляды. И люди не всегда могут мирно сосуществовать друг с другом. К чему это может привести? Как быть человечным и как им остаться в наше время? Что нужно сделать для того, чтобы этого не было?

Слайд 4

Человечность = гуманизм Каково значение слова «гуманизм»?

Слайд 5

Гуманизм –это Человеколюбие, уважение к человеку Исторически сложившаяся система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливости общества

Слайд 6

Что значит гуманное отношение? Любовь к людям Уважение к человеку Забота и внимание к старикам и детям Доброе отношение ко всему живому Доброта Ответственность за всё, что мы делаем

Слайд 7

Поищите варианты гуманного отношения в следующих ситуациях. Группа 1. Вы идёте по улице, видите плачущего ребенка. Какими будут ваши действия? Группа 2. В подъезде вы встречаете бездомное животное. Ваши действия? Группа 3. На пешеходном переходе видите пожилого человека. Каковы ваши действия? Группа 4. В вашем классном коллективе неожиданно заболел серьёзно одноклассник. Ваши действия?

Слайд 8

Давайте прочитаем притчу Викентия Викентьевича Вересаева «Легенда» на стр. 101. Какую мысль в своём произведение хотел донести до нас В. В. Вересаев?

Слайд 9

Какую мысль в своём произведение хотел донести до нас В. В. Вересаев? Смысл: Нужно относиться к всему живому по-человечески, потому что на человеке лежит ответственность за то, что он совершает в своей жизни! В каком обществе это возможно? Гуманное общество

Слайд 10

Как вы себе представляете гуманное общество? Что в нём главное? Доброта Человечность Любовь Сострадание Толерантность Милосердие Сочувствие Искренность гуманное общество

Слайд 11

Проверь себя: Что такое «гуманизм»? Что значит быть гуманным человеком? Какое общество называется гуманным?

Слайд 12

Решение задачи: Гуманное общество – это общество справедливое, в котором главное человек, его благо Истинный гуманизм – ответственность человека за свои дела и поступки Гуманизм -(от латинского homo – человек) – человеколюбие, уважение к человеку

Слайд 13

§ 12. Задания 1,2 на странице 104 в рубрике «В классе и дома» Домашнее задание

Слайд 14

Литература: 1. Обществознание . 6 класс: учебник для общеобразовательных школ/ ; под ред. Л.Н. Боголюбова-М.: Просвещение, 2015. 2. Обществознание. 6 класс. Поурочные разработки. Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. – М.: Просвещение, 2014 3. Обществознание. 6 класс. Электронное приложение к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2015 Интернет-ресурсы: www.krugosvet.ru www.vidahl.agava.ru



Предварительный просмотр:

Урок: Гуманизм

1. Понятие о гуманизме

Сегодня мы с вами завершаем курс «Обществознания» 6 класса и будем говорить о гуманизме. Именно эта тема выбрана для нашего финального урока.

Слово «гуманизм» для вас наверняка не новое, вы слышали его множество раз. Наверное, вы обязательно сталкивались с этим словом, читая книги, просматривая газеты, читая новости или статьи в интернете или просматривая телепередачи. Но вряд ли все из вас вполне понимают значение этого слова. Почему иногда ваши учителя говорят вам: «Ну, ведите же себя как люди, будьте же человечными!». Иногда становится непонятно, что значит: отнестись к той или иной проблеме, как человек. Иными словами, возникает вопрос, что такое гуманное отношение к чему-либо или кому-либо? Давайте разберёмся с этой проблемой.

Человеком нужно не только родиться, но ещё и стать

Рис. 1. Человеком нужно не только родиться, но ещё и стать (Источник)

Слово «гуманизм» имеет в своём составе корень homo, что в переводе с латинского означает «человек». Слово это не русского происхождения, но, вместе с тем, мы с вами прекрасно понимаем, что, если мы говорим о человечности, значит, предполагаем какой-то набор чувств, качеств и реакций человека на ту или иную ситуацию. Вы человечны тогда, когда вы относитесь к этой ситуации с точки зрения добра, справедливости и не поддаётесь чувствам обратным. Гуманный человек не пытается кого-то обидеть или ущемить своё или чужое человеческое достоинство, потому что если ситуация складывается так, что вы кого-то обидели, значит, вы поступили негуманно.

2. Гуманистические ценности

Таким образом, гуманизм – это мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. Всё то, что гарантирует нашу с вами свободу, наши права, можно считать гуманным или гуманистичным. Понятно, что в данном случае сложно дать чёткое и жесткое определение, потому что человеческие ценности постоянно меняются. То, что было нормальным и принятым 200-300 лет назад, сейчас может быть уже анахронизмом, который подчас может уже мешать человеку и быть антигуманным. Но если какие-то ценности отвечают нынешним воззрениям человека на окружающий мир, если эти ценности помогают человеческой жизни, помогают сохранить общественную организацию и индивидуальный подход к каждому человеку, то, конечно, это ценности гуманистические.

Вечные ценности 

Рис. 2. Вечные ценности (Источник)

3. Гуманное общество

Гуманизм в чём-то схож с понятиями морали и нравственности, они частично совмещены между собой, потому что золотое правило морали отвечает меркам гуманного общества. Гуманное общество – это общество, которое ценит личность человека. Это общество, которое заботится о тех людях, которым нужна помощь, причём заботится искренне, а не в качестве подачки. Помощь в нашем обществе нужна, прежде всего, пожилым людям, так как они прожили большую часть своей жизни, физически и морально утомлены. Таким людям необходимы забота и внимание со стороны окружающих. Если вы улыбаетесь людям старшего возраста, если вы относитесь к ним с заботой и пониманием, помогаете им элементарными вещами, тем самым вы просто продлеваете им жизнь. Вы делаете их более  здоровыми, в том числе, и физически. Это и есть гуманное отношение к людям.

Пожилые люди нуждаются в нашей опеке 

Рис. 3. Пожилые люди нуждаются в нашей опеке (Источник)

Также наша помощь нужна людям с ослабленным здоровьем, в том числе иногда наше гуманное отношение может проявляться в том, чтобы не относиться к людям с ограниченными возможностями, как к инвалидам. Вообще слово «инвалид» носит негативную окраску и может сильно ранить окружающих, мы словно заявляем таким образом, что этот человек ущербный. Большинство людей с ограниченными возможностями борются против мнения общественности, что они ущербны. Они тоже могут жить, пускай и частично, нормальной человеческой жизнью, именно на этом и необходимо сконцентрироваться.

4. Истоки гуманизма

Гуманизм, конечно же, не появился сейчас, это не изобретение 20 или 21 века. Люди достаточно давно задумались над природой человечности, человеческого отношения к самому себе и окружающим. Много философов и учёных создавали свои советы и концепции того, как должен вести себя человек. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой выдвинул целую концепцию непротивления злу насилием. Это некий символ гуманизма, потому что, если человек не отвечает на зло злом, то, возможно, следующего проявления зла просто не случится. Невозможно бесконечно обижать человека, который тебе не сопротивляется, который не хочет причинять тебе зла. Такая кажущаяся слабость на самом деле является выдающейся силой, силой человека.

Лев Толстой  

Рис. 4. Лев Толстой (Источник)

Конечно, вы можете возразить, что такого не может быть. Ведь если меня бьют, обижают, оскорбляют, я должен защищать себя, а не молча терпеть насилие. В конце концов, это библейская истина: око за око, зуб за зуб. Но не всегда это оказывается абсолютной истиной. Чтобы убедить вас, достаточно привести в пример такого человека как Махатма Ганди. Это лидер движения несотрудничества с английскими колониальными войсками и английской администрации в Индии. Махатма Ганди смог без какого-либо вооруженного восстания, без крови и побоищ, по сути, выдавить англичан из Индии. После этого Индия стала суверенным государством. Это был величайший гуманист 20 века, который своей жизнью доказал, что непротивление злу насилием работает.

 Махатма Ганди 

Рис. 5. Махатма Ганди (Источник)

Также нельзя не упомянуть в нашем разговоре имя такого великого английского гуманиста как Томас Мор. В 1515-1516 годах Томас Мор написал своё самое знаменитое сочинение – “Утопия”. Со временем само слово “утопия” стало нарицательным и превратилось в обозначение чего-то прекрасного, но совершенно нереального. Томас Мор действительно описал идеальное уникальное государство, все граждане которого свободны. Жители Утопии сами выбирали себе правителей и чиновников. Там не было никаких налогов, не было денег и частной собственности, не было даже тяжёлого физического труда. Все граждане Утопии трудились всего по нескольку часов в день, а затем наслаждались изучением наук и искусств. Мор не просто проповедовал гуманизм, он действительно был высокогуманным моральным человеком, готовым до конца отстаивать свои убеждения.

Томас Мор 

Рис. 6. Томас Мор (Источник)

Гуманизм – это величайшая концепция. Наше человеческое отношение друг к другу – неизбежное следствие развития цивилизации. Если мы хотим оставаться людьми, мы должны становиться людьми. Мы должны относиться к окружающим так, как хотели бы, чтоб они относились к нам.

5. Мартин Лютер Кинг

Наверняка сейчас вы знаете США как демократическую страну с развитой общественной системой, которая борется за права человека. В этой стране есть место независимому общественному мнению. Сейчас в США президентом является афроамериканец Барак Обама.

Но ещё каких-то 60 лет назад Соединённые Штаты Америки были совершенно другими. Да, на территории США действовала та же самая Конституция 1787 года, которая гарантировала права и свободы американцам. Но вместе с тем на территории США существовало такое явление как сегрегация, или расовое разделение. В середине 19 века после Гражданской войны в США рабство было отменено, и американцы очень гордились тем, что смогли сами преодолеть такой позорный пережиток прошлого. Но они не избавились от того, что отношение белокожих людей к афроамериканцам было уничижительным. Белые люди – янки-были основой американского общества; все те, кто были людьми другого цвета кожи, прежде всего, афроамериканцы, оказались за бортом общественной жизни. Для них существовали специальные чёрные кварталы. Афроамериканцам нельзя было входить в бары или какие-то общественные заведения для белых людей, даже в общественный транспорт, который перевозил белых. Ни в коем случае неграм нельзя было учиться в тех учебных заведениях, где обучались белые дети и юноши. В высшие учебные заведения доступ неграм был практически закрыт.

Сегрегация  

Рис. 7. Сегрегация (Источник)

Понятно, что демократия в рамках такого общества существовать не могла, это абсурд. Если одна часть населения государства по факту угнетена, о демократии речи идти не может. В это время в США появился совершенно потрясающий человек, гуманист, который также своей жизнью доказал, что нельзя сопротивляться злу насилием, а нужно бороться со злом согласно человеческим принципам. Этого человека звали доктор Мартин Лютер Кинг. Кинг был священником-баптистом, это была очень популярная религиозная секта в США, особенно среди афроамериканцев. Прежде всего, этот человек был общественным деятелем. Он боролся за то, чтобы права афроамериканцев были приравнены к правам белого населения. Наиболее известна знаменитая речь Мартина Лютера Кинга, которую он прочитал перед огромной аудиторией (около 300 тысяч американцев слушали его в тот момент). Эта речь носила название “I have a dream”, Мартин Лютер Кинг сказал о том, что люди должны жить в мире и согласии. Все свои конфликты люди должны решать с помощью слов, а не физической силы. Но самое главное, о чём мечтал Кинг, - это отсутствие различий между американцами по цвету кожи, по разрезу глаз, по языку и другим расовым и национальным признакам.

Мартин Лютер Кинг 

Рис. 8. Мартин Лютер Кинг (Источник)

Доктор Мартин Лютер Кинг получил Нобелевскую премию мира в 1964 году. Настолько высоко мир оценил деятельность человека, который пытался изменить не самую благоприятную на тот момент для жизни страну. В конечном итоге в 1968 году Кинг был убит, застрелен одним из людей, которые были ярыми фанатами сегрегации. Но его смерть не была напрасной, она явилась символом отмены сегрегации. Действительно вскоре США избавились от этой позорной общественной системы. Сейчас в Америке стыдно называть человека негром. Это считается оскорблением, вежливым считается слово «афроамериканец». Все люди вне зависимости от цвета кожи равны, и в этом высшая сущность гуманизма.

 

Список рекомендованной литературы

1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. — 12-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2009. - 184 с.

3. Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание 6 класс, 2007.

4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс.  - Дрофа, 2013.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1.  Российское гуманистическое общество (Источник).

2.  Мораль и общество. Социальная этика (Источник).

3.  Расовая сегрегация в Америке. История одной победы (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Как вы понимаете выражение «гуманное общество»? Какими принципами оно руководствуется?

2.* Наверняка вы встречали в своей жизни гуманных, вызывающих восхищение людей. Напишите сочинение на тему «Мой герой».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОРАЛЬ

Слайд 2

Вспомним: Кого называют добрым? Каким бывает зло? В чем смысл «золотого правила морали»? Зачем нужна мораль?

Слайд 3

«Не делай людям того, что не желаешь себе» «Не делай другим того, что сам считаешь злом» « И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Золотое правило морали

Слайд 4

Мораль – особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости. Зачем нужна мораль? Чтобы научить нас, как относиться к людям…

Слайд 5

Что означает фраза «Падение нравственности»? Можем ли мы сказать «Падение морали»? Подумаем:

Слайд 6

Мораль и нравственность

Слайд 7

Нравственность – это совокупность нравов – конкретных действий и поступков. Мораль и нравственность Мораль Нравственность Результат размышления людей о своей жизни , о хорошем и плохом в ней, о добром и злом в делах и поступках, выраженный в принципах, идеалах и нормах, регулирующих поведение людей. (Мир должного) Совокупность людских нравов, та часть общества, которая связана с делами, обычаями, и нравами, практическим поведением людей. (Мир сущего)

Слайд 8

С позиции добра и зла нужно и оценивать отношение человека к самому себе… ЗАЧЕМ? Мораль и нравственность

Слайд 10

Мораль и нравственность Злая нравственность?

Слайд 11

Ценности и нормы морали

Слайд 12

Моральные ценности Гуманизм- ч еловеколюбие, отказ от всех форм насилия над личностью, признание естественных прав человека, равенство всех людей Альтруизм - сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. Патриотизм - п p инцип, вы pa ж a ющий ч y в c тв o любви к Po дин e, з a б o т y o ee инт epecax и г o т o вн oc ть к ee з a щит e o т в pa г o в. Толерантность - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам, принятие других культур, способов проявления человеческой индивидуальности

Слайд 13

Добро и зло

Слайд 15

Совесть, благородство и достоинство – Вот оно, святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, За него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может и не станешь победителем, Но ты будешь жить как человек! Источник обязательности моральных норм – человеческая совесть, моральное сознание человека и общества. Булат Окуджава



Предварительный просмотр:

Тест по обществознанию  

Человек и человечность  6 класс

 

Часть А

A1. Ответственность человека за свои деяния включается в понятие:

  1. смелость
  2. гуманизм
  3. образованность
  4. трудолюбие

А2. Показателем гуманизма и справедливости общества является:

  1. уровень экономического развития
  2. уровень образования
  3. уровень отношения к слабым и больным
  4. уровень развития науки

А3. Гуманные нормы поведения совпадают с нормами:

  1. морали
  2. закона
  3. права
  4. этикета

А4. В нравственных заповедях:

а) сама человеческая жизнь рассматривается как ценность;

б) отражены общечеловеческие ценности.

  1. верно только а 
  2. верно только б 
  3. оба суждения верны
  4. оба суждения неверны

A5. Пожилой человек отличается от других:

а) большим запасом знаний и опыта, как житейского, так и трудового;

б) возможностью заниматься собой, не задумываясь о других. 1) верно только а 

  1. верно только б 
  2. оба суждения верны
  3. оба суждения неверны

 

Часть B

В1. Какие из приведенных суждений указывают человеку на гуманные нормы поведения?

  1. Необходимость трудиться, а не жить за чужой счет
  2. Стремление скрыться от проблем за спинами своих товарищей
  3. Выдвигать на первый план свои материальные проблемы
  4. Воспитывать в себе скромность, тактичность, порядочность
  5. Забыть о нравственных нормах для достижения цели



Предварительный просмотр:

1.Как переводиться с латинского слово "гуманизм"?

A) Жизнь              В)Человек  

Б)Море                 Г)Этика

2.Главная идея гуманизма заключается в…

А)Любви и уважении к людям

Б)Отшельнической жизни

В)Ежегодном строгом посте

Г)В поддержании негативных отношений с людьми

3.Гуманизм это…

А)Принцип

Б)Мировоззрение

В)Принцип и Мировоззрение

Г)Течение христианства

4.В гуманизме жизнь человека расценивается как:

А)Ценность

Б)Счастливая случайность

В)Проклятие

Г)Нечто сверхъестественное

5.О гуманности человека можно судить по его отношению к…

А)Старикам

Б)Леопардам

В)Природе

Г)Странам

6.Быть гуманным по отношению к людям значит:

А)Помогать старикам,больным и сиротами. Принимать человека таким, какой он есть.

Б)Каждый год отправлять деньги в фонд защиты леопардов

В)Дискриминировать людей по какому-либо признаку

Г)Грубить, неуважительно относится к людям.



Предварительный просмотр:

Тест по обществознанию  

Часть А

A1. Правила доброго поведения:

  1. закон
  2. право
  3. мораль
  4. указ

А2. Какое чувство не может считаться добрым?

  1. сочувствие
  2. сострадание
  3. симпатия
  4. скупость

А3. Золотое правило морали гласит:

  1. ко всем людям относись как к самому себе
  2. дели людей на друзей и врагов
  3. живи для себя
  4. выучи все правила поведения А4. Под понятием «добро» подразумевается: а) все хорошее, что есть в жизни;

б) умение проявить сочувствие, выручить, порой даже рискуя собой. 1) верно только а 

  1. верно только б 
  2. оба суждения верны
  3. оба суждения неверны А5. Золотое правило нравственности: а) возникло в глубокой древности;

б) утратило свое значение в наши дни.

  1. верно только а 
  2. верно только б 
  3. оба суждения верны
  4. оба суждения неверны

 

Часть B

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «добрые чувства». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

  1. Любовь
  2. Милосердие
  3. Симпатия
  4. Отчаяние
  5. Сострадание
  6. Сочувствие

          


Комментарии

Форма обратной связи: Zhohovai@mail.ru