«Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности с учетом регионального компонента»
Экологическое воспитание дошкольников – чрезвычайно важная проблема настоящего, актуальность которой диктуется современными условиями. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций (Н.А.Рыжова).
Изменение окружающей жизни диктует нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий. Одним из таких средств является метод проектов.
В России метод проектов был известен еще с 1905 года.
Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владением конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одного или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребенок – взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности (общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать). Самый важный результат обучения на проектной основе – формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.
В своей педагогической деятельности нами применялись следующие методы экологического воспитания дошкольников:
1. Наглядные (наблюдения, экскурсии рассматривание репродукций картин и иллюстрации),
2. Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора),
3. Практические (экологические игры, труд детей в природе, экспериментирование).
Планируя образовательную деятельность, мы опирались на дидактические принципы:
· Принцип научности определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство с экосистемным строением среды обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в природе. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).
· Принцип доступности подразумевает подбор такого материала, форм и методов организации образовательной деятельности, которые соответствуют уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.
· Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического воспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей.
· Принцип наглядности Я.А. Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики. 80% информации человеческий мозг усваивает через органы зрения.
· Принцип регионализации, использование ближайшего природного окружения как ресурса воспитания и развития детей, является фундаментальной основой организации процесса экологического воспитания. Он лежит в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому воспитанию.
Комплексный подход к проблеме экологического воспитания выявил необходимость внесения регионального компонента в его содержание. На доступном, близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями природы. Кроме того, это помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.
Региональный компонент предполагает:
-знакомство с природным ландшафтом села, географическими и климатическими особенностями (экскурсии, экологические прогулки, наблюдения);
-знакомство с историей и трудом жителей села;
-знакомство с деятелями искусств (художниками, поэтами, писателями, композиторами).
Ведётся постоянная работа по ознакомлению детей с особенностями родного края. Разработаны маршруты в природу. Подобран богатый практический и наглядный материал.
Тематика занятий с детьми варьируется с учётом возможностей детского сада, географических и климатических условий края. В систему занятий включены темы, предполагающие раскрытие взаимоотношений человека и природы, осознание ребенком себя как субъекта природы.
Для создания интереса дошкольников к природе и достижения результата в работе мы используем эмоционально привлекательные для детей виды деятельности.
1. Экологические игры;
2. Наблюдение и труд;
3. Чтение произведений о природе, сюжеты которых учат детей быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему, что живет рядом и создают эмоционально-положительное настроение;
4. Ведение календаря природы, моделирующей смену времен года;
5. Ведение дневника наблюдений;
6. Самостоятельный и совместный труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни растений;
7. изготовление поделок;
8. Составление план – карт, схем;
9. Сочинение «Экологических сказок», историй и загадок;
10. Участие в природоохранных акциях (уборка листьев на территории детского сада, изготовление кормушек для птиц, посадка огорода, создание листовок на природоохранные темы);
11. Участие в экологических праздниках, экскурсиях;
Проектный метод работы: создание мини - проектов на тему экологии.
Результаты мониторинга по экологическому воспитанию, проводимого ежегодно, позволяют сделать вывод о том, что выбранные методы и приёмы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности способствовали повышению уровня экологической культуры; активизации словаря дошкольника; развитию у них психических процессов; нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе. Общение детей с объектами живой природы способствовали не только формированию экологической культуры, но и оказали влияние на их психо-эмоциональное состояние.
Результаты итогового анкетирования родителей показывают, что большинство родителей стали чаще бывать с детьми на природе - 82%; у 80% родителей сформированы представления о том, как воспитывать ребенка в гармонии с природой; 95%- уверены в том, что их ребенок получает знания об окружающем мире в детском саду.
По результатам мониторинга детей и итогового анкетирования родителей можно сделать следующий вывод: широкое внедрение проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс повысило уровень сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста. Так же повысился уровень педагогической грамотности родителей по вопросам экологического образования, активная позиция взаимодействия ДОУ и семьи дала высокий результат.