педагог года 2021
Презентация опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_opyta_raboty.pptx | 2.67 МБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 22.66 КБ |
esse.docx | 932.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : повышение уровня речевой активности детей через использование «живых» мнемотаблиц . Задачи: познакомить детей с применением «живых» мнемотаблиц для развития связной речи. способствовать желанию заучивать стихи, составлять рассказы, используя «живые» мнемотаблицы . вовлечь родителей в процесс использования «живых» мнемотаблиц в развитии связной речи детей.
Мнемотехника - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.
Метод мнемотехники включает в себя разные приемы: модели, картинография , коллажи, план – схемы, мнемоквадраты , мнемодорожки , мнемотаблицы .
Этапы работы с мнемотаблицей : 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено 2. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы 3 . Пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы ) 4 . Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, поэтому в работе с детьми по развитию связной речи использую приём – «Живые» мнемотаблицы , которые обеспечивают наглядность, способствуют лучшему восприятию и запоминанию материала.
Мнемотаблицы являются дидактическим материалом по развитию речи. Их можно использовать для пополнения словарного запаса, обучения рассказыванию, заучивания стихотворений, отгадывания загадок …
Мнемотаблицы включают в себя анимацию, яркую наглядность, музыку и видеоэффекты, интересный сюжет, динамичность объектов, контрастность изображения, что привлекает внимание и интерес детей и является новизной в обучении детей развитию связной речи . На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и помещается на слайд, в таблицу.
Выводы: Использование «живых» мнемотаблиц на занятиях в течение года дали положительные результаты, у детей появился ярко выраженный интерес к занятиям по развитию связной речи, их образовательная деятельность превратилась в игру, которая нравится детям. Расширился словарный запас, появилось желание составлять рассказы, заучивать стихотворения. Обучение превратилось в занимательный процесс, дети научились правильно составлять описательные рассказы и сказки. Ведь связная речь является важным показателем готовности ребенка к школе, его умственных способностей.
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме: «Использование «живых» мнемотаблиц в развитии связной речи дошкольников»
МБДОУ «Детский сад №55 «Золотая рыбка»,
Кыдыякова Валентина Сергеевна, воспитатель
Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описывать предмет, события и явления.
В настоящее время проблема развития связной речи у дошкольников становится особенно значимой.
В современном обществе просматривается подмена живого человеческого общения зависимостью от смартфонов и компьютеров. Проблемой является перенасыщенность информации из различных источников, которые в силу возрастных особенностей ребенка не усваиваются и плохо влияют на развитие связной и диалогической речи.
Также на первый план выходит проблема недостаточного общения родителей со своими детьми.
В работе с детьми на занятиях по развитию речи, я столкнулась с тем, что у них недостаточно развита речь, чаще всего они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, плохо усваивают стихотворения, затрудняются в инсценировке сказок, используют преимущественно простые предложения из 2-3 слов.
Обращаясь к научным источникам, я нашла интересное высказывание К.Д Ушинского: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Именно поэтому, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов и использования, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники, который помогает подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения.
Метод мнемотехники включает в себя разные приемы: модели, картинография, коллажи, план – схемы, мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Мнемотаблицы являются дидактическим материалом по развитию речи. Их можно использовать для пополнения словарного запаса, обучения рассказыванию, заучивания стихотворений, отгадывания загадок…
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому в своей работе с детьми по развитию связной речи я решила использовать один из приёмов – «Живые» мнемотаблицы, которые обеспечивают наглядность, способствуют лучшему восприятию и запоминанию материала.
Целью работы является повышение уровня речевой активности детей через использование «живых» мнемотаблиц.
Задачи:
-познакомить детей с применением «живых» мнемотаблиц для развития связной речи.
-способствовать желанию заучивать стихи, составлять рассказы, используя «живые» мнемотаблицы.
-вовлечь родителей в процесс использования «живых» мнемотаблиц в развитии связной речи детей.
Суть работы с «живой» мнемотаблицей заключается в сдедующем: на каждое слово или словосочетание в стихотворении, придумывается изображение, картинка помещается на слайд, в таблицу. Они включают в себя анимацию, яркую наглядность, музыку и видеоэффекты, интересный сюжет, динамичность объектов, контрастность изображения, что привлекает внимание и интерес детей и является новизной в обучении детей развитию связной речи .
Работа с «живыми» мнемотаблицами строится от простого к сложному поэтапно:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3. Пересказывание сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы - образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
В начале работы с мнемотаблицами у детей возникали небольшие трудности, им было сложно действовать по предложенному плану таблицы, рассказы получались схематичными, в стихотворениях слова или строчки оказывались не на своих местах. Чтобы содержание рассказов были насыщеннее и обогащался словарный запас использовалось большее количество картинок, у ребенка был выбор использовать в рассказе ту или иную картинку – слово. Важным моментом в процессе развития связной речи дошкольников является участие родителей. Их осознанное включение в совместный с педагогами детского сада образовательный процесс позволил значительно повысить уровень речевого развития детей.
Свою работу с родителями в развитии речи у дошкольников я выстроила таким образом. Родители как непосредственные участники образовательного процесса и заинтересованные в улучшении речи своих детей помогают выявить некоторые сложности в речи ребенка и вносят свой вклад в развитии связной речи детей, участвуя в создании мнемотаблиц и закреплении пройденного материала .
Использование «живых» мнемотаблиц на занятиях в течение года дали положительные результаты, у детей появился ярко выраженный интерес к занятиям по развитию связной речи, их образовательная деятельность превратилась в игру, которая нравится детям. Расширился словарный запас, появилось желание составлять рассказы, заучивать стихотворения. Обучение превратилось в занимательный процесс, дети научились правильно составлять описательные рассказы и сказки. Ведь связная речь является важным показателем готовности ребенка к школе, его умственных способностей.
- Большакова, Т. В. Учимся по сказке. [Текст] / Т.В. Большакова // - Спб, 2005.-203с.
- Волкова, В. Е. Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста / В. Е. Волкова. — [Текст]: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва: Буки-Веди, 2018. — С. 18-20.
— URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14285/.
- Максаков, А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье [Текст] / А.И. Максаков // - М.: Мозаика-Синтез, 2011- 157с.
- Омельченко, Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Л.В. Омельченко //Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.
- Одинцева, А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 52-53
- Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. [Текст] / Т.Б. Полянская //Учебно-методическое пособие. СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.- 187с.
- Поташко, И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. [Текст] / И.А. Поташко//Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.
- Ткаченко, Т.А. «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» [Текст] / Т.А. Ткаченко // – СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 123с.
- Чиндилова, О.В. Психолого-педагогические основы речевой деятельности старших дошкольников / Новое в психолого-педагогических исследованиях. [Текст] / О.В. Чиндилова // - 2010. № 3. - С.119-124
- Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.
Интернет – ресурсы:
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2012/12/08/razvitie-svyaznoy-rechi-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta
- http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=1957
- http://raguda.ru/ds/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-po-razvitiju-rechi.html
- https://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki/7882-ispolzovanie-mnemotekhniki-dlya-povysheniya-urovnya-svyazannogo-rechevogo-razvitiya.htm
- http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n
- https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-svjaznoi-rechi-doshkolnikov-sredstvami-priemov-mnemotehniki.html
Предварительный просмотр:
Эссе «Моя педагогическая философия»
Я с утра всегда на работе – будь жара или холод, иль дождь.
Мои дети объяты заботой, и несчастья обходят их прочь.
Профессий много важных и хороших.
И каждая заслуживает строк.
Но мне, признаться, среди них дороже.
Профессия – дошкольный педагог!
Профессия воспитатель — особая: большие задачи стоят перед педагогом. Научить дружить, любить, думать, довольно трудно, иногда кажется, просто невозможно. А какая ответственность! Ведь именно нам необходимо построить «фундамент» для будущего развития ребенка. Наверное, поэтому мы все, немного волшебники.
Почему я выбрала профессию воспитателя? С самого раннего детства, а именно с детского сада я мечтала работать с детьми. Я верила в то, что когда вырасту, обязательно вернусь обратно в детский сад.
Шли годы. Я успешно окончила университет и пошла, работать в школу. Но в душе меня всегда терзали сомнения - «на своём ли месте я нахожусь?»
Но как гласит народная мудрость - «всё познаётся в сравнении». Я решила исполнить свою детскую мечту и пришла работать в детский сад. Только здесь я поняла - «Воспитатель - вот моё призвание».
Я очень люблю свою работу, своих ребятишек. Ведь именно с ними
я радуюсь каждому дню, забывая обиды, многому учусь и познаю вместе
с детьми. Я осознаю значимость своей профессии. Ведь я для малышей – «вторая мама», которая должна отдать всю себя. Вложить в каждого ребёнка свою душу, наполнить детский мир яркими разноцветными красками, знаниями, навыками, творчеством.
Для этого воспитатель должен быть примером для детей, быть разносторонней, творческой личностью. Обладать такими качествами
как – доброта, отзывчивость, мудрость, трудолюбие. Важно дарить любовь детям, и они обязательно ответят взаимностью и благодарностью.
В. А. Сухомлинский писал, что « детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Мне кажется, что воспитатель — это не профессия, а образ жизни. Ведь даже дома ни на секунду не прекращаешь думать о детском саде, о своих воспитанниках. Когда готовлюсь к работе, чувствую, думаю, вижу всю группу и каждого в отдельности: воспитанники всегда со мной. Каждый день, слыша знакомые голоса, смех детей, забываю все проблемы и погружаюсь в иную стихию. Хожу по группе и уже каким-то внутренним зрением вижу все, что происходит вокруг, словно смотрю в волшебное зеркало. А они об этом не догадываются. В группе обычный переполох: кто-то играет, у кого-то отняли любимую игрушку, кто-то спрятался под стол. От всей этой радостной суматохи и мне становится радостно. Каждый хочет поделиться частичкой себя, рассказать, что он пережил за то время, пока мы не виделись. Кто-то переполнен чувствами и радостью от встречи, что не может сдержаться и тихонько прижимается ко мне. Сколько счастья, доброй энергии получает каждый из нас! Лучшие в мире воспитанники — мои! Работа в детском саду научила меня главному: любить детей и принимать их такими, какие они есть.
Идут дни, годы. Вращается колесо жизни, один выпуск сменяется другим. Но каким бы не был новый век, дети всегда остаются детьми, воспитатели — воспитателями. Важно лишь одно: пусть моя любовь согреет их в трудную минуту, пусть знания, мною данные, помогут обрести место в жизни.
Главное для воспитателя быть счастливым, делится счастьем с детьми, и видеть их радостные, доверчивые лица, готовые вместе познавать мир. Я счастливый человек!