Нормативно-правовая база образовательного процесса

Игнатюк Светлана Васильевна

Предварительный просмотр:

Минобрнауки РФ от 12 Мая 2011 г. № 03-296  «Об организации  деятельности при введении ФГОС общего образования»

 

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования


Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- снизить учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания учебных программ.

О ценностном, содержательном единстве урочной и внеурочной деятельности, о необходимости реализации воспитательного потенциала современных учебных программ как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время отмечалось ранее неоднократно (например, письмо Минобразования России от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»).

Однако именно сейчас в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования эта идея получила нормативное закрепление: организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Организационные модели внеурочной деятельности

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой рассматривается следующая организационная модель. Внеурочная деятельность может осуществляться через:

- учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

- организацию деятельности групп продленного дня;

- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

- деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

- инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

1. модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);

2. модель «школы полного дня»;

3. оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

4. инновационно-образовательная модель.

Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.

Несомненно, внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Однако следует помнить о том, что внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, а дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы.

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрено в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Дальнейшее развитие данной модели предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей и осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. Это, в свою очередь, создаст в будущем готовность к территориальной, социальной и академической мобильности детей и выводит на новый уровень, в новом контексте, понимание термина «единое образовательное пространство».

Преимущества данной модели заключаются в предоставлении широкого спектра направлений детских объединений по интересам и привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, внутренне присущая дополнительному образованию практико-деятельностная основа, а также возможность свободного самоопределения и самореализации.

Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.

Ключевые идеи данной модели:

- создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе, через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств;

- содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

- создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

- создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

- построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;

- опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.

Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все имеющиеся педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами (приказ Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»), в частности:

- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

!!! Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня.

В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.

Создание условий для реализации внеурочной деятельности

Как было отмечено в материалах Всероссийского семинара-совещания «Обеспечение порядка введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в 2010 году, для успешного введения ФГОС НОО необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:

- организационному;
- нормативному;
- финансово-экономическому;
- информационному;
- научно-методическому;
- кадровому;
- материально-техническому.

Целесообразно использовать аналогичный подход и для внеурочной деятельности, как неотъемлемой части нового стандарта. Рассмотрим ниже все эти аспекты.

Организационное обеспечение, кроме рассмотренных уже базовой и основных типов организационных моделей внеурочной деятельности, может в себя также включать создание ресурсных центров, например, для научно-технического творчества, интеграцию в открытое образовательное пространство на основе современных информационно-коммуникационных технологий, сетевое взаимодействие образовательных учреждений различных типов и видов для обеспечения максимального учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.

В рамках проектирования взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования представляется целесообразным предложить вариативную модель этого взаимодействия, включающую целый комплекс возможных моделей, каждая из которых выбиралась бы (и в случае необходимости корректировалась) исходя из реально складывающихся условий существования образовательных учреждений.

В качестве первой действующие на базе этого общеобразовательного учреждения. Дальнейшее развитие этой модели в случае большого количества обучающихся приводит к открытию на базе учреждения общего образования соответствующего филиала УДОД.

Третья составляющая вариативной модели взаимодействия – это модель с использованием стажировочной площадки на базе учреждения дополнительного образования детей. В этом случае УДОД – это своеобразный организационно-методический центр и базовое учреждение для повышения квалификации для педагогов системы общего образования.

В данной модели обязательным элементом (за исключением случая наличия соответствующей лицензии у УДОД) является учреждение дополнительного профессионального образования, например, институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПКиПРО), с которым согласуется план мероприятий по повышению квалификации и которое осуществляет научно-методическую поддержку создания и функционирования самой стажировочной площадки. На наш взгляд эта модель является наиболее перспективной в условиях ограниченности ресурсов учреждений дополнительного образования детей.

Тем не менее, во всех случаях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей необходимо помнить, что должно быть создано общего программно-методическое пространство, а целевые ориентиры реализуемых в рамках такого взаимодействия программ внеурочной деятельности должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования конкретного общеобразовательного учреждения.

Нормативное обеспечение реализации внеурочной деятельности должно создавать соответствующее правовое поле для организации взаимодействия школы с другими учреждения и организациями, деятельности ее структурных подразделений, а также участников образовательного процесса, должно регулировать финансово-экономические процессы и оснащенность объектов инфраструктуры образовательного учреждения.

Необходимо помнить, что разрабатываемые или скорректированные локальные акты образовательного учреждения должны соответствовать действующему законодательству Российской Федерации в области образования.

Примерный перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС, приведен в Приложении.

Финансово-экономические условия. Предварительно отметим, что обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования (пп.6.1 п.1 ст.29 Закона Российской Федерации «Об образовании»). В то же время, согласно п.16 ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Таким образом, финансирование внеурочной деятельности обязательно и отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.

Именно поэтому, образовательным учреждением в качестве финансово-экономической основы для реализации внеурочной деятельности должны быть использованы все возможности бюджетного и внебюджетного финансирования.

Трехкомпонентная модель бюджетного финансирования (нормативное, программное, стимулирующее) в части внеурочной деятельности предполагает.

1. Финансирование расходов по нормативам на одного обучающегося, учитывая и регуляторы экономических механизмов реализации индивидуальных образовательных траекторий, в том числе, в рамках системы поиска и содействия развитию одаренных детей.

В этом случае речь идет о финансировании:

- части, формируемой участниками образовательного процесса, относящейся к учебному плану образовательного учреждения (если такой выбор будет ими сделан в пользу дополнительных образовательных модулей, спецкурсов, школьных научных обществ, учебных научных исследований, практикумов и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

- внутришкольного дополнительного образования (программы внеурочной деятельности, ориентированные на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования);

- групп продленного дня (модель «школа полного дня»);

- деятельности классных руководителей (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

- деятельности иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования.

2. Бюджетное программное финансирование, предполагающее выделение средств на отраслевые целевые программы и направленное, как правило, на развитие материальной базы, информатизацию образовательного процесса, инновационную деятельность и т.д.

Отдельно хотелось бы отметить возможности этого вида финансирования для преподавания курсов, дисциплин регионального значения, ведь, как известно, в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отсутствует региональная часть (согласно пп.5.2 п.1 ст.29 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования отнесено только участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов примерных основных образовательных программ в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей).

Поэтому, в случае необходимости, на региональном уровне могут быть разработаны и предложены к реализации (за счет финансирования целевых региональных программ) курсы, актуальные в контексте образовательной системы субъекта Российской Федерации. Преподавание таких курсов не является обязательным, но предоставляет возможность образовательным учреждениям получить дополнительный канал финансирования внеурочной деятельности, а также позволит укрепить единое региональное образовательное пространство. Таким образом, в этом смысле, внеурочная деятельность может рассматриваться и как некоторая возможная замена регионального (национально-регионального) компонента.

3. Бюджетное стимулирующее финансирование. Значительный импульс для использования этого вида финансирования придал приоритетный национальный проект «Образование»: около девяти тысяч школ получили на конкурсной основе по одному миллиону рублей.

На сегодняшний день данная инициатива поддержана на региональном уровне в рамках проводимых субъектами Российской Федерации конкурсов инновационных проектов и программ.

В отношении внебюджетного финансирования и, в частности, платных дополнительных образовательных услуг.

Согласно п.1 и.2 ст.45 Закона Российской Федерации «Об образовании» государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами. Однако эти платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Поэтому если дополнительные образовательные услуги востребованы при соблюдении вышеуказанных условий, и это расширяет существующие направления внеурочной деятельности, а также связано с необходимостью оплаты соответствующего оборудования, помещений и т.д. (например, для плавательной секции, секции фигурного катания, верховой езды и т.д.), то они могут быть использованы как дополнительный ресурс для организации внеурочной деятельности.

Ключевыми приоритетами модернизации общего образования на ближайшее будущее по финансово-экономическому обеспечению ФГОС НОО в целом и внеурочной деятельности в частности должны стать:

- развитие новой системы оплаты труда, ориентированной на ФГОС НОО;

- совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений;

- разработка и апробация новых регуляторов экономических механизмов в системе образования.

В информационное обеспечение реализации внеурочной деятельности может быть включено:

- проведение мониторинга профессионально-общественного мнения среди педагогов образовательного учреждения, обучающихся и родительской общественности;

- информационно-коммуникационные технологии для организации взаимодействия образовательного учреждения с родительской общественностью, социальными партнерами, другими образовательными учреждениями, органами, осуществляющими управление в сфере образования;

- создание и ведение различных баз данных (нормативно-правовой, методической и других);

- информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие процессы планирования, мотивации, контроля реализации внеурочной деятельности.

Значительную роль в информационной поддержке реализации внеурочной деятельности может играть Интернет-сайт образовательного учреждения, не только обеспечивающий взаимодействие с социальными партнерами и открытость государственно-общественного управления, но и расширяющий многообразие форм поощрений, усиливающий публичное признание достижений всех участников образовательного процесса, диверсифицирующий мотивационную среду образовательного учреждения.

Важно понимать, что именно информационно-коммуникационные технологии дают сегодня возможность, несмотря на территориальную удаленность, участвовать всем субъектам образовательного процесса не только в региональных или всероссийских, но и в международных конкурсах, расширяя тем самым пространство для их творческой самореализации, в том числе и во внеурочной деятельности.

В отношении научно-методического обеспечения. Реализация внеурочной деятельности, исходя из своих задач, требует иного (в отличие от учебного процесса в урочной форме) подхода к организации образовательного процесса, оценке результатов деятельности его участников, отбору содержания образования.

Действительно, внеурочная деятельность призвана в относительно новом для основной образовательной программы начального общего образования пространстве гибко и оперативно реагировать на изменение социального заказа, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин.

Решение такого рода проблем связано с необходимостью научно-методического сопровождения на всех уровнях образовательной системы, в том числе, и на институциональном, поскольку предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности.

Для образовательного учреждения это означает интеграцию в открытое научно-методическое пространство, обновление подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов, например:

- диверсификацию форм методической работы в образовательном учреждении;

- диссеминацию передового педагогического опыта на основе новых информационно-коммуникационных технологий;

- внедрение новых моделей повышения квалификации, в том числе, на основе дистанционных образовательных технологий.

Для создания материально-технической базы внеурочной деятельности рекомендуется руководствоваться следующими федеральными нормативными правовыми актами:

Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

Кроме того, рекомендуется учитывать и соответствующие региональные нормативные правовые акты, регламентирующие создание материально-технической базы внеурочной деятельности.

Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности:

- укомплектованность образовательного учреждения необходимыми педагогическими, руководящими и иными работниками;

- наличие соответствующей квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;

- непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности, в том числе, по причине кадровой не укомплектованности, образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта (п.17 ФГОС НОО).

В заключение отдельно отметим роль родительской общественности в реализации внеурочной деятельности.

В целом проведенный среди родителей опрос показал значимость внеурочной деятельности для детско-взрослых отношений и, кроме того, подавляющее большинство родителей считают, что усиление роли внеурочной деятельности будет положительно сказываться на развитии и образовательных результатах обучающихся. Такая позиция родителей подтверждается и их желанием совместно решать общие со школой проблемы, что также указали подавляющее количество опрошенных.

Однако, как показали предварительные социологические исследования, ожидания педагогов расходятся с фактическим участием в этой деятельности родителей. Это говорит о необходимости более активного вовлечения родительской общественности и других социальных партнеров в жизнедеятельность образовательных учреждений и актуальности качественных изменений в характере этих партнерских отношений.


Приложение

Примерный перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

1. Устав образовательного учреждения.
2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.
3. Договор образовательного учреждения с учредителем.
4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся.
5. Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений).
6. Положения о формах самоуправления образовательного учреждения.
7. Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей.
8. Положение о группе продленного дня («школе полного дня»).
9. Должностные инструкции работников образовательного учреждения.
10. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей).
11. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения.
12. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг.
13. Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения.
Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, например:
14. Положение об учебном кабинете.
15. Положение об информационно-библиотечном центре.
16. Положение о культурно-досуговом центре.
17. Положение о физкультурно-оздоровительном центре.



Предварительный просмотр:

ТРЕБОВАНИЯ  К  СТРУКТУРЕ  И СОДЕРЖАНИЮ

ОСНОВНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА  НА  ФГОС  ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

В любом образовательном учреждении Тюменской области должна быть образовательная программа, т.к. наличие этого документа в образовательном учреждении регламентируется  Законом РФ «Об образовании»:

Ст.9 п.1 Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные).

Ст. 9 п.2  Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Ст. 9 п.6. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся

Ст. 14 п.5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утвержденной и реализуемой этим образовательным учреждением  самостоятельно.

Ст. 14 п.8. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры.

Ст. 29: «Основная образовательная программа ОУ  разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ. Примерная основная образовательная программа разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов».

Ст. 32 п.2.6.  К компетенции образовательного учреждения относятся разработка и утверждение  образовательных программ и учебных планов.

Ст. 32 п.2.6.  К компетенции образовательного учреждения относятся разработка и утверждение   рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Ст. 55 п.4. При исполнении профессиональных обязанностей  педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения  и воспитания учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением.

Образовательная программа – нормативный правовой документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности образовательного процесса.

До введения ФГОС второго поколения в основном общем образовании отсутствовали примерные программы, поэтому образовательным учреждениям рекомендовалась структура основных образовательных программ, которая предполагала разделы:

  1. Характеристика школы и принципов ее образовательной политики.
  2. Аналитическое обоснование программы.
  1. Здоровье детей.
  2. Обученность школьников (оценка уровня обученности с позиции образовательных стандартов).
  3. Познавательный интерес учащихся, его устойчивость и динамика.
  4. Уровень развития общеучебных умений и навыков.
  5. Воспитанность школьников.
  6. Социализация, адаптация и самоопределение выпускников школы.
  7. Удовлетворение образовательных потребностей школьников и социального заказа их родителей.
  1. Проблемы, сдерживающие развитие школьников, концептуальные подходы к их решению.
  1. Характеристика научных подходов к решению проблем по каждому направлению анализа.
  2. Характеристика с учетом фактического состояния образования практических подходов к решению задач:
  • формирование общей культуры личности,
  • адаптация личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
  1. Образовательные уровни и их основные характеристики.
  1. Учебный план школы.
  1. Общая характеристика учебного плана. Объяснительная записка, характеризующая особенности школьного компонента и дополнительного образования.
  2.  Возможные направления интеграции учебных образовательных программ по различным областям знаний.
  3.  Особенности школьного дополнительного образования по отдельным учебным предметам (в форме таблицы).
  1. Предметы базисного учебного плана.
  2. Классы.
  3. Предметы школьного компонента.
  4. Дополнительное образование (спецкурсы, кружки и т.п.)
  5. Методическое обеспечение (учебники, учебно-методические пособия и комплекты с указанием авторов).
  6. Доминирующие формы организации обучения и воспитания.
  7. Прогнозируемый педагогический результат.

5. Мониторинг общего образования.

  1. Система оценки, контроля и учета знаний школьников.
  2. Система тестирования и диагностики развития личности.
  3. Тесты и диагностические методики определения уровня обученности учащихся.
  4. Тесты и диагностические методики определения уровня воспитанности учащихся.
  5. Психолого - диагностические методики определения уровня развития психических качеств личности.

6. Управление реализацией программы.

6.1.         Кадровое обеспечение выполнения программы.

6.2.         Методическое обеспечение выполнения программы.

6.3.         Материально-финансовое обеспечение выполнения программы.

В условиях перехода на ФГОС второго поколения разработаны Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения и Примерные учебные программы по предметам. Поэтому теперь  при написании программ необходимо учитывать ст. 29 Закона РФ «Об образовании»: «Основная образовательная программа ОУ  разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ. Примерная основная образовательная программа разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов».

Итак, основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

      Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.

     Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.

     Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:

  1. пояснительная записка;
  2. планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
  3. учебный план начального общего образования;
  4. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
  5. программы отдельных учебных предметов, курсов;
  6. программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  7. программа формирования культуры  здорового и безопасного образа жизни;
  8. программа коррекционной работы;
  9. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основная образовательная программа начального общего образования в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования.

            Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа начального общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.

Основная образовательная программа начального общего образования должна учитывать тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы обучающихся, воспитанников.

Требования к содержанию разделов основной образовательной программы начального общего образования:

  1. Пояснительная записка должна раскрывать:
  1. цели реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
  2. принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения;
  3. общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования.
  1. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны:
  1. обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  2. являться основой для разработки основной образовательной программы начального общего образования образовательных учреждений;
  3. являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.

Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования должны адекватно отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов), соответствовать возрастным возможностям обучающихся.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиций оценки этих результатов. Оценка результатов деятельности системы образования, образовательных учреждений, педагогических работников должна учитывать  планируемые  результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

  1. Учебный план начального общего образования (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).  

Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и  несколько учебных планов.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Учебные планы обеспечивают в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, а также возможность их изучения, и устанавливают

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время:

на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов;

на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

на внеурочную деятельность.

Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов.

  1. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные  практики и т. д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет  до 1350 часов.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.

  1.  Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна содержать:

описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования;

связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;

типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

Сформированность универсальных учебных действий у  обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. 

  1. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются  на основе:

требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

программы формирования универсальных учебных действий.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

  1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
  2. общую характеристику учебного предмета, курса;
  3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  6. содержание учебного предмета, курса;
  7. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
  8. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
  1. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  (далее – Программа) должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать:

создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и  региональную специфику;

формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

Программа должна содержать перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры; по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран; по формированию у обучающихся на ступени начального общего образования ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности; по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации; по формированию и  расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

  1. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:

 пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);

формирование установки на использование здорового питания;

использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

применение рекомендуемого врачами режима дня;

формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение,  употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

  1. Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

Программа коррекционной работы должна содержать:

перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном  учреждении и освоение ими основной образовательной программы  начального  общего образования

систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий;

описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

планируемые результаты коррекционной работы.

10. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна:

1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

4) предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;

5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя

Федеральный уровень

ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012 г.);

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н «Профессиональный стандарт» (Зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013 N 30550);

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

Приказ МОН России от 9 января 2014 № 2т «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрирован в Минюсте России 04.04.2014 N 31823).

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования»;

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089»;

Приказ Минобрнауки России от 14 декабря 2009 года № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих образовательные программы имеющих государственную аккредитацию», с изменениями, утвержденными Приказами Минобрнауки России от 13 января 2011 года №2 и от 16 января 2012года № 16;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2002 года №2783 «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

Письмо Министерства образования РФ от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2011г. № 03-114 «О мониторинге ФГОС общего образования»;

Информация о федеральных нормативных документах на сайтах: http://mon.gov.ru/ (Министерство Образования РФ); http://www.ed.gov.ru/ (Образовательный портал); http://www.edu.ru/ (Единый государственный экзамен); http://fipi.ru/ (ФИПИ)