Материал для педагогов

Хромова Мария Игоревна

Консультации, мастер-классы, семинары для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Г.о Подольск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 57 "Ладушки"

Консультация для воспитателей

Логопедические игры на прогулке

Учитель – логопед

Хромова Мария Игоревна

Г.о Подольск, 2018г.

Лето – удивительная  и  благоприятная  пора,  когда детям можно вдоволь  гулять,  бегать  и  прыгать.  Именно  в это период они много времени проводят на свежем воздухе. Пребывание дошкольников на прогулке в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное  влияние на их всестороннее развитие. Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке дети  получают  много  новых  впечатлений  и  знаний  об  окружающем мире.  

И  очень  важно  так  организовать  жизнь  дошкольников,  чтобы каждый день приносил им что – то новое,   был  наполнен  интересным содержанием и те знания,  что в течение учебного года давались детям воспитателями,  учителем – логопедом не растерялись во время летнее – оздоровительного периода.

Для детей -  дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами,  очень  важно  закрепление  ранее  изученного  материала. И поэтому летний период как нельзя лучше подходит для использования этой  цели, совмещая мероприятия развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.

Игра  для  детей   -  это сама жизнь. Это и доступная форма деятельности и средство познания окружающего мира. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию,  стимулирует  развитие  внимания.

Игры, разработанные для детей дошкольного возраста с проблемами в речевом развитии, можно проводить в летний оздоровительный период на участке детского сада или на спортивной площадке.

Предлагаемые игры помогут закрепить изученный материал в течение года, а также повысить эмоциональный настрой детей, создать благоприятную установку на дальнейшее обучение.

Свободное общение в играх позволит детям с речевыми нарушениями совершенствовать и закреплять навыки, полученные в процессе образовательной деятельности за год.

Гуляя, остановитесь возле клумбы, полюбуйтесь цветами, растущими на ней, окружающими вас деревьями, домами, обратите внимание на небо, подберите эпитеты к нему. Предложите своим маленьким спутникам обратить внимание, например, на птицу и рассказать о ней как можно больше интересного: какие у неё перья, какой формы у неё хвост, голова, какой у неё характер, что ей нравится есть и т.д. Так вы побуждаете малыша называть самые интересные признаки предметов, помогая этим развитию  связной речи. В дальнейшем передайте инициативу в выборе описываемого предмета или явления ребёнку.

 «Кто самый внимательный»

Цель. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Услышав заданный звук в слове, произнесенным педагогом, дети подают сигнал – хлопают в ладоши, рисуют на асфальте мелками определенного цвета квадратики или кружочки.

 «Звенит – жужжит»

Цель. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Называются слова со звуками (З) или (Ж). Если дети услышат звук (З) в словах, дети говорят «звенит», а если звук (Ж), дети говорят «жужжит».

 « Найди звук в слове»

Цель. Развитие фонематического восприятия.

Потребуются цветные мелки для рисования. На асфальте рисуются домики для звуков. Произносится слово с заданным звуком. Определяется местоположение звука в слове: в начале, в середине или в конце Вопрос: «В каком домике живет звук?» Рисуется окошечко в определенном домике, определенного цвета.

 «Живые звуки»

Цель. Развитие фонематического восприятия.

Педагог выбирает из детей «живые звуки», дает им соответствующие карточки  (синего, зеленого, красного цвета). Дети договариваются, каким звуков будет каждый, затем педагог просит детей составить из звуков определенное слово. Дети, у которых оказались данные звуки, выстраиваются в нужном порядке, составляя слово.

 «Деформированные предложения»

Цель. Формирование грамматических категорий.

Детям предлагаются вразнобой слова.

Например: парк, дети, гулять.

                   плавать, рыбка, аквариум.  

Педагог просит детей составить предложение. Затем можно зарисовать получившиеся предложения на асфальте мелками.

 «Найди свой дом».

Цель. Закреплять знания о домашних и диких животных. Активизировать словарь (глаголы, прилагательные). Развивать мелкую моторику рук.

На асфальт нанесены символические изображения елки и дома.

Педагог предлагает вспомнить домашних и диких животных, рассказать, где они живут, какую пользу приносят. Сообщает, что животные не могут найти свой дом, и предлагает нарисовать диких животных в лесу – в деревне (под символом «дом»).

Выставляется наборное полотно картинки с изображением частей тела животных и задает вопрос: «Чьи части тела вы узнали?» (При ответе дети используют притяжательные прилагательные:  лисий хвост, медвежье ухо, коровье копыто и т. д.)

 «Один – много».

Цель. Упражнять в образовании имен существительных родительного падежа множественного числа. Развивать мелкую моторику рук.

(Потребуется наборное полотно)

Педагог выставляет на наборное полотно картинки с изображением фруктов (одного или нескольких). Предлагает назвать, каких фруктов много (апельсинов, яблок, лимонов, мандаринов), и нарисовать их на асфальте.

 «Повтори штриховку».

Цель. Закреплять знание геометрических фигур. Развивать навыки пространственной ориентировки, мелкую моторику рук.

Детям раздают заштрихованные геометрические фигуры. Такие же фигуры, но не заштрихованные изображены на асфальте.

Педагог описывает геометрическую фигуру. Ребенок, имеющий такую же фигуру подходит к такой же, нарисованной на асфальте и, заштриховывает ее.

      «Отгадай слово».

Цель. Закреплять навыки выделения звуков в словах. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов. Развивать  воображение, память, мелкую моторику рук.

Дети отгадывают загадки. Находят на асфальте звуковые схемы слов отгадок и печатают под схемами буквы.

      Всю ночь летает,

      Мышей добывает,

      А станет светло,

      Спать летит в дупло.

      (Сова).

      Домовитая хозяйка

      Полетает над лужайкой,

      Похлопочет над цветком –

      Он поделиться медком.

      (Пчела).

      На узенькой дорожке

      Голова да рожки.

      Кто так медленно ползет,

      (Улитка).

       На странице букваря

       Тридцать три  богатыря

       Мудрецов – богатырей

       Знает каждый грамотей.

       (Буквы).

       Гладишь – ласкается,

       Дразнишь – кусается.

       На цепи сидит,

       Дом сторожит.

       (Собака).

   

Обязательно старайтесь вести с детьми содержательные диалоги. Исследования показывают, что если речь взрослого наполнена языковыми оборотами и деталями, то дети тоже стараются в ответ построить более сложные предложения. Желаю вам увлекательных прогулок.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Г.о Подольск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 57 "Ладушки"

Мастер – класс для педагогов

«Использование технологии «Синквейна»

 в работе по развитию речи»

Учитель – логопед

Хромова Мария Игоревна

Г.о Подольск, 2018г.

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.

Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам ДОУ.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:

- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

- гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК;

- способствует обогащению и актуализации словаря;

- является диагностическим инструментом;

- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

-используется для закрепления изученной темы;

является игровым приемом;

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово-предмет, слово -действия, слово-признак.

Согласовывать слова в предложении

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Когда же начинать знакомство с этим приемом? С детьми старшего возраста

Уважаемые коллеги и я хочу познакомить вас с этой методикой.

Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.

Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, основанный на подсчёте слогов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии.

Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже. В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства.

слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.

Предмет (тема) – одно слово-существительное.

Два прилагательных по теме.

Три глагола по теме.

Предложение по теме.

Ассоциация по теме: одно слово-предмет.

Условные обозначения:

слова-предметы (существительные)

слова-признаки (прилагательные)

слова-действия (глаголы)

слова-предметы (существительные)

На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

Конечно, можно. Составить синквейн получается у всех. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Например,

Кто? Кукла

Какая? Красивая, Любимая

Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается

Предложение. Моя кукла самая красивая

Ассоциация. Игрушка

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Начинать надо с простых понятий, знакомой темы.

Что делает цветок – растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет.

Девочка и мальчик могут производить несколько действий - смотрит, плачет, улыбается, кричит, прыгает, бегает, сидит, играет.

Что изображено на картинке: кошка лежит, чайник кипит.

Несколько признаков к одному предмету – жёлтый, кислый, сочный, ароматный (лимон).

Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

Задания для детей на составление синквейна могут быть различными:

• к одному слову-предмету по лексической теме

• к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой.

• составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна.

• коррекция и совершенствование готового синквейна

• анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа, но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.

Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Синквейн для дошкольников – это:

• средство творческого самовыражения ребёнка;

• игровой способ обогащения словарного запаса;

• подготовка к краткому пересказу;

• владение понятиями: слово-предмет (живой—неживой, слово-действие, слово-признак;

• умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;

• увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

Рефлексия

Жизнь

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Любовь

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

Дети

Прекрасные, озорные.

Играют, шалят, радуют.

Цветы нашей жизни.

Радость.

Счастье
Бесконечное,всеобъемлющее.
Приходит,переполняет, наполняет.
Жизнь в ярких красках.
Гармония.



Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Г.о Подольск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 57 "Ладушки"

Современные технологии развития речи

детей дошкольного возраста

Работу выполнил

Учитель-логопед

Хромова М.И.

Г.о Подольск, 2018

"Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им." Г. Гегель.

Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное - значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но можно, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. 

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятиях по развитию речи дошкольников. И сейчас я вам расскажу про современные технологии развития речи.

 «Азбука общения»

Авторы:      Л.М.      Шипицына,      О.В.Защиринская,      А.П.Воронова,

Т.А.Нилова.

Технология  нацелена  на  формирование  у  детей  представлений  об искусстве  человеческих  взаимоотношений.  В  данном  контексте  «Азбука общения»  представляет  собой  сборник  специально  разработанных  игр  и

упражнений,   направленных   на   формирование   у   детей   эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и  взрослым  людям,  на  создание  опыта  адекватного  поведения  в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

 «Развитие диалогического общения»

Автор: А.Г.Арушанова

Фундаментальными  составляющими  проблемы  развития  речи  детей дошкольного  возраста,  по  мнению  А.Г.  Арушановой,  являются  диалог, творчество, познание, саморазвитие. Технология      направлена      на     формирование      коммуникативной компетенции,  в  основе  которой  способность  ребенка  наладить  общение  с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.

(Если вербальное общение — это способ коммуницирования между индивидуумами посредством речи, и главным инструментом является слово, то невербальное общение — такой способ информационного обмена, при котором в качестве инструмента для передачи данных используется тело человека.)

 «Мнемотехника»

Авторы:   В.К.Воробъева,   Т.А.Ткаченко,   В.П.Глухов,   Т.В.Большева,

Л.Н.Ефименкова и др.

Мнемотехника   представляет   собой   систему   методов   и   приёмов, обеспечивающих  эффективное  запоминание,  сохранение  и воспроизведение информации   путем    образования    дополнительных   ассоциаций. Данная система  методов  способствует  развитию  разных  видов  памяти  (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников.

Использование  мнемотехники  в  речевом  развитии  детей  дошкольного возраста   способствует   творческому   познанию   дошкольниками   явлений родного   языка,   широко   применяется   при   обучении   детей   пересказу произведений  художественной  литературы,  построению  самостоятельных связных   высказываний,   обогащении   словарного   запас,   при   заучивании стихов и др.

 «Технология обучения детей составлению сравнений».

Обучение    детей    дошкольного    возраста    составлению    сравнений необходимо  начинать  с  трёхлетнего  возраста.  Упражнения  проводятся  не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Модель составления сравнений:

- педагог называет какой-либо объект;

- обозначает его признак;

- определяет значение этого признака;

- сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

 «Обучение детей составлению творческих рассказов по картине».

Для  детей  в  речевом  плане  характерно  стремление  сочинять  рассказы на  определённую  тему.  Следует поддерживать  это  стремление  и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.

Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что  обучение  детей  составлению  рассказов  по  картине  основывается  на алгоритмах  мышления.  Обучение  ребёнка  осуществляется  в  процессе  его совместной деятельности с педагогом.

 «Логоритмика»

Логоритмика  представляет  собой  объединение  речедвигательных  и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкально-двигательных,     осуществляемых     в     целях  логопедической коррекции  и  стимулирования  двигательной  активности.  Необходимо, особо отметить,  значение  музыки  при  использовании  логоритмики.  Музыка  не просто   сопровождает   движение   и   речь,   а   является   их   организующим началом.  Музыка  может  задать  определённый  ритм  перед  началом  занятия, настраивать на глубокий вдох отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.

 «Артикуляционная и пальчиковая гимнастики»

Для  того  чтобы  звукопроизношение  было  чистым,  нужны  сильные, упругие  и  подвижные  органы  речи  -  язык,  губы,  мягкое  небо.  Так  как все речевые   органы   состоят   из   мышц,   то,   следовательно,   они  поддаются тренировке. Гимнастика,   направленная   на   развитие   органов   речи,   называется артикуляционной.  Такая  гимнастика  помогает  укрепить речевые  мышцы  и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Важно   помнить,   что   артикуляционная   гимнастика   является   лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как  оказывают  огромное  влияние  на  развитие  речевой  и  всей  высшей нервной  деятельности  ребенка.  Пальчиковые  игры  очень  эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

«Синквейн»

Новая   технология   в   развитии   речи   дошкольников.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.

Давайте попробуем вместе на примере слова «Кошка» составить Синквейн.

Кошка.
Пушистая, ласковая.
Мурлыкает, играет, бегает.
Любимый домашний питомец.
Животное.

Еще к современной технологии развития речи ребенка относят технологию  «Портфолио Дошкольника».

Портфолио  имеет  свою  структуру,  состоит  из  разделов.  Ряд  авторов предлагают   собственную   структуру   и   содержание   портфолио   ребенка дошкольного  возраста.  Так,  И.  Руденко  предлагает  примерное содержание этих    разделов,    которое    заполняется    постепенно,    в   соответствии    с возможностями и достижениями дошкольника.

Раздел   1   «Давайте   познакомимся».   В   разделе   помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести  рубрику  «Я  люблю...»  («Мне  нравится...»,  «Обожаю,  когда...»),  в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел  2  «Я  расту!».  В  раздел  вносятся  антропометрические данные (величина показателей тела) (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я

расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел   3   «Портрет   моего   ребенка».   В   разделе   помещаются  сочинения родителей о своем малыше.

Раздел  4  «Я  мечтаю...».  В  разделе  фиксируются  высказывания  самого ребенка  на предложение продолжить  фразы:  «Я  мечтаю  о...»,  «Я  бы хотел  быть...»,  «Я  жду,  когда...»,  «Я  вижу  себя...»,  «Я  хочу  видеть  себя...», «Мои  любимые  дела...»;  ответы  на  вопросы:  «Кем  и  каким  я  буду,  когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел  5  «Вот  что  я  могу».  В  разделе  помещаются  образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел  6  «Мои  достижения».  В  разделе  фиксируются  грамоты, дипломы  (от  различных  организаций:  детского  сада,  СМИ,  проводящих конкурсы).

Раздел  7  «Посоветуйте  мне...».  В  разделе  даются  рекомендации родителям  от воспитателей и всех специалистов, работающих с ребенком.

Раздел   8   «Спрашивайте,   родители!».   В   разделе   родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОО.