Эссе "Я-учитель!"
Предварительный просмотр:
Эссе «Я - учитель».
Если вы удачно выберете труд
И вложите в него свою душу,
То счастье само вас отыщет.
К.Д. Ушинский
Жизнь – это череда событий, которые связаны с нашим выбором. Учителем я мечтала стать еще в детстве. Моими вдохновителями стали педагоги нашей родной школы, замечательные профессионалы своего дела: Ходырева Людмила Анатольевна и Косарева Татьяна Степановна (классные руководители), Шамова Людмила Николаевна (учитель математики), Гуменяк Галина Григорьевна (моя мама, которая многие годы работает в школе учителем начальных классов). Глядя на них, я представляла себя в строгом костюме, стоящей возле школьной доски и объясняющей почти трём десяткам пытливых глаз азы какой бы то ни было науки. С малых лет я собирала вокруг себя подружек, «учила» их читать, правильно держать ручку в руках, выводить буквы на импровизированной доске. И всё это мне нравилось.
Сбылась моя детская мечта!
«Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш урок», — эти слова я говорю уже на протяжении пяти лет.
Первые уроки... Поймут? Не поймут? Как объяснить? Как заставить думать?
Да, очень важно, знает ли ребенок таблицу умножения, умеет ли решать задачи. Но еще важнее, на мой взгляд, каким будет ребенок, когда он вырастет? Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных перед ним жизнью? Будет ли «звездочкой» или растворится в толпе? В центре моей педагогической деятельности находится ребенок, который является не объектом, а субъектом обучения и воспитания. А значит, в решении посвятить себя работе с детьми главное для меня заключается в том, чтобы помочь своим ученикам пройти трудный путь становления. Не только сформировать личность, но и создать условия для реализации ее способностей. Не указать проторённый путь познания, а помочь найти свою, пусть даже труднопроходимую тропу. Помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Но как это сделать? Этот вопрос я ставлю перед собой, когда иду к детям. Для того чтобы «пробудить» ученика, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, необходимо вызвать у него интерес, сподвигнуть на решение трудных задач. Через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизненному опыту ребенка я мотивирую и пробуждаю интерес к своему предмету. Умение найти индивидуальный подход к учащимся является непременным условием работы учителя. Учебный процесс пытаюсь строить с учетом реальных учебных возможностей каждого ученика, позволяя ему продвигаться в усвоении учебного материала. Мне импонирует основная идея педагогики взаимодействия - такой процесс, который происходит между учителем и учениками в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности обучающихся.
Для осуществления поставленных целей в своей педагогической практике я широко использую информационно-коммуникативные технологии. 21 век отличается от других столетий своей информативностью. Современный урок невозможно представить без применения новых технических средств обучения. Ведущими среди них стали компьютер, образовательные платформы, интерактивная доска; поэтому самообразование, информационно-технологическая компетентность сейчас наиболее актуальны. Но никакая, даже самая совершенная техника, не сможет заменить эмоционального учительского слова. Для меня очень важно научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда школьники не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя меня и самих себя.
Лев Николаевич Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью….». Нужно дать ребятам возможность самостоятельно искать ответ. Вот почему, каждый раз, приходя на урок, я жду от своих ребят не послушания, а «открытий», преодоления себя, радости от совместной работы по решению учебных проблем. Не случайно при отборе основных методов обучения предпочтение отдаю проблемно-поисковому и групповому, которые обеспечивают возможность проявить обучающимся субъектную позицию в учебно-познавательной деятельности. Это поможет ребятам переносить полученные навыки при решении учебных проблем в ситуации реальной жизни и реального общения для принятия адекватных решений, успешно адаптироваться в социуме и самореализоваться как личности. Я учу их находить истину в любом вопросе, в решении любой проблемы. Таким образом, учитель и ученик – равноправные участники непрерывного педагогического процесса и обучения. И только когда есть труд и творчество, тогда рождается миг, за который я так люблю свой учительский труд.
Лучшей формой такой деятельности я считаю диалог. Нет, скорее полилог. Для меня это особая форма сотрудничества, скреплённая взаимопониманием. В ней моя точка зрения — одна из множества представленных в процессе обсуждения, когда разговор строится по принципу: ученик - ученик…- ученик-учитель. Моя роль на уроке - роль режиссера, позволяющая направить размышления ребят в верное русло. Но чтобы такой разговор состоялся, нужна целая система вопросов и заданий разного уровня, предполагающая неоднозначность решения. Поэтому для таких занятий я часто подбираю задачи практической направленности, позволяющие опереться на жизненный опыт ребят, показать совершенство математической мысли, нестандартность подходов к решению обсуждаемой проблемы. Это позволит моим выпускникам стать успешными в выбранной ими профессиональной сфере. Они будут адекватно реагировать на появление новых технологий, проектов и при этом не будут бездумно принимать все вновь появляющиеся тенденции и изменения, а выбирать те, которые действительно являются перспективными. Поэтому задача современного учителя – создавать условия для самореализации обучающегося, чтобы после окончания школы он мог работать, учиться, служить, чувствовать вкус жизни, имея для этого силы, желание, здоровье.
На каждом занятии пытаюсь показать ученикам богатство содержания учебного материала, проводя невидимые нити, связывающие его с другими науками, великими открытиями человечества, с искусством и судьбами людей. Стремлюсь приобщить их к математике как к части человеческой культуры, которая, наряду с другими предметами, способствует формированию личности моих учеников, их нравственному воспитанию.
Мой педагогический стаж в настоящее время насчитывает пять лет.
Конечно, кто-то улыбнётся… Что такое пять лет, когда рядом работают педагоги с 35-летним стажем? Коллеги, которые помогают, наставляют, делятся опытом, а иногда и просто служат «маяками»… Пять лет – это только начало пути. Но уже много пройдено. Конечно, до совершенного учителя мне далеко, ведь совершенный учитель – это тот идеал, к которому каждый должен стремиться. Но я горжусь тем, что я – учитель! Я люблю свою профессию, своих учеников, свою семью, жизнь во всех её проявлениях, стараюсь не останавливаться на достигнутом, постоянно идти вперёд и учиться чему-то новому. Пытаюсь каждого заметить и оказать эмоциональную поддержку, используя с этой целью личностно-ориентированный и дифференцированный подходы.
Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимое чувство, которое я бы назвала душевным равновесием. Это ощущение детьми полноты жизни, уверенности в своих силах. А чтобы это душевное равновесие стало возможным, надо помнить о том, что каждое наше слово и дело оставляет след в душе ребенка. Поэтому детей необходимо учить искусству распоряжаться своими мыслями: направлять их, сдерживать, корректировать. Часто приходят на ум слова К.Д. Ушинского: «Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отмечается всё усвоенное в детские годы».
Работа учителя требует самоотдачи. Затраты душевных и физических сил компенсируют результаты моего труда: блестящие ответы детей, их активность на уроке, победы в творческих конкурсах и олимпиадах. Ощущение глубокого внутреннего счастья от того, что чувствуешь себя необходимым тем, кто сидит перед тобой в классе. Когда вдруг понимаешь: именно ученики важнее всего во всей моей учительской жизни. С каждым новым днём, с каждым новым уроком я убеждаюсь в том, что сделала правильный выбор.
Думаю, что я очень счастливый человек, потому что всегда нахожусь рядом с детьми, вижу себя в детях, живу жизнью детей. Пожалуй, соглашусь со словами Конфуция: «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников - и ты проживешь вечность!».
«Урок окончен», - говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться… Ведь я – УЧИТЕЛЬ!