Рабочие программы
Рабочие программы по биологии и географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по биологии 11 кл. | 28.49 КБ |
рабочая программа по биологии 5 кл. | 97 КБ |
рабочая программа по биологии 10 кл. | 29.05 КБ |
рабочая программа по биологии 8 кл. | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта по биологии и примерной программы основного общего образования по биологии.
Основная цель курса – создать условия для понимания знаний о закономерностях жизни на всех уровнях ее организации, механизмах биологических процессов и явлений, пути развития органического мира и его рациональное использование.
Задачи:
Создать условия для освоения знаний о природе и присущих для нее закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности человека;
Создать ситуации применения своих знаний и способов деятельности в урочное и внеурочное время, в повседневной жизни;
Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками;
Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа). Реализация программы предполагается в логике классно-урочной системы. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом, познавательными интересами учащихся и соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Р.Ф.
Адаптация рабочая программа проходит через линию УМК В.Б.Захарова
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточного контроля: самостоятельные работы, тестовые задания, решение задач. Формы итогового контроля: проверочные работы, тестовые задания, зачеты.
Реализация программы будет осуществляться через лекционно-семинарские занятия, практикумы, проектные технологии и ИКТ-технологии.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
— Развитие и формирование интереса к изучению природы;
— развитие интеллектуальных и творческих способностей;
— воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
— признание высокой ценности жизни, здоровья своего и других людей;
— развитие мотивации к получению новых знаний.
Метапредметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
— давать характеристику методов изучения биологических объектов;
— наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
— находить в различных источниках необходимую информацию о животных;
— избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
— сравнивать животных изученных таксономических групп между собой;
— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
— выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных; — обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Предметные результаты:
знать /понимать:
• основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч. Дарвина);
• учение В.И. Вернадского о биосфере;
• строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);
• сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• биологическую терминологию и символику;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
• описывать особей видов по морфологическому критерию;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
• сравнивать: биологические природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;
• анализировать и оценивать происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Тематическое планирование по биологии в 11 классе
№ | Тема | Дата проведения | Примечание |
1.Эволюционное учение | |||
1 |
| ||
2 |
| ||
3 |
| ||
4 |
| ||
5 |
| ||
6 |
| ||
7 |
| ||
8 |
| ||
9 |
| ||
10 |
| ||
11 |
| ||
12 |
| ||
13 |
| ||
2.Развитие органического мира | |||
14 |
| ||
15 |
| ||
16 |
| ||
17 |
| ||
18 |
| ||
19 |
| ||
20 |
| ||
21 |
| ||
22 |
| ||
23 |
| ||
24 |
| ||
25 |
| ||
26 |
| ||
27 |
| ||
28 |
| ||
29 |
| ||
30 |
| ||
31 |
| ||
32 |
| ||
33 |
| ||
34 |
|
Основное содержание по биологии 11 класс
- Эволюция
- Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение
Развитие биологии в додарвиновский период. История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Факторы эволюции. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Движущий и стабилизирующий отбор. Результаты эволюции. Усложнение организации живых существ в ходе эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания. Видообразование. Географическое и экологическое видообразование.
- Макроэволюция. Биологические последствия приобретений приспособлений.
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и биологического регресса. Доказательства эволюции органического мира. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
2. Развитие жизни на Земле. Происхождение человека
2.1. Развитие жизни на Земле.
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни па Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений, папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных. Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих.
Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Появление приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов; направления эволюции человека.
2.2. Место человека в живой природе.
Систематическое положение вида Ноmо sарiеns в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.
3.Понятие о биосфере. Основы экологии
3.1. Жизнь в сообщества. Взаимоотношения организма и среды
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: кооперация, мутуализм, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция.
3.2. Взаимосвязь природы и общества
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский), Круговорот веществ в природе. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Меры по образованию экологических комплексов.
Литература для учителя биологии 11 класса
№ | Литература | Авторы | Издательство | Год издания |
1 | Общая биология. Основной учебник | Захаров В.Б., С.Г. Мамонтов, Н.И.Сонин | Дрофа | 2017 |
2 | Общая биология | А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник | Дрофа | 2016 |
3 | Репетитор по биологии для подготовки к ЕГЭ | Т.А.Шустанова | Феникс | 2017 |
4 | Тренажер по общей биологии для учащихся 10-11 кл. | М.В.Высоцкая | Учитель | 2016 |
5 | Общая биология. Поурочные тесты и задания | Г.И.Лернер | Аквариум | 2010 |
6 | Биология: 1000 задач, тестов и проверочных работ | Т.А.Дмитриева и др. | Дрофа | 2013 |
7 | Занимательные факты и материалы по общей биологии 5- 11кл. | М.М.Бондарук, Н.В.Ковылина | Учитель | 2007 |
8 | Биология в таблицах и схемах | И.А.Плахов | 2005 | |
9 | Биология в таблицах | Т.А.Козлова, В.С.Кучменко | Дрофа | 2014 |
10 | Биология. Основы генетики. Менделизм | В.М.Жуков | Учитель | 2017 |
11 | Поурочные планы по биологии 11 кл. | Учитель | 2017 | |
12 | Дидактические материалы по биологии | З.В.Борзова, А.М.Дагаев | ТЦ Сфера | 2005 |
13 | Справочник учителя биологии | Н.А.Степанчук | Учитель | 2009 |
14 | Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы | Л.П.Анастасова, В.С.Кучменко | Дрофа | 2012 |
15 | Проектная деятельность по биологии 10-11 кл. | М.В.Высоцкая | Учитель | 2018 |
16 | Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии | Е.В.Тяглова | Планета | 2015 |
17 | Организация контроля на уроке. КИМы | Л.А.Тепаева | Учитель | 2016 |
18 | Сборник заданий ЕГЭ по биологии | Г.И.Лернер | Эксмо | 2018 |
Литература для учителя биологии 10 класса
№ | Литература | Авторы | Издательство | Год издания |
1 | Общая биология. Основной учебник | Захаров В.Б., С.Г. Мамонтов, Н.И.Сонин | Дрофа | 2017 |
2 | Общая биология | А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник | Дрофа | 2016 |
3 | Репетитор по биологии для подготовки к ЕГЭ | Т.А.Шустанова | Феникс | 2018 |
4 | Тренажер по общей биологии для учащихся 10-11 кл. | М.В.Высоцкая | Учитель | 2016 |
5 | Занимательные факты и материалы по общей биологии 5- 11кл. | М.М.Бондарук, Н.В.Ковылина | Учитель | 2017 |
6 | Биология в таблицах и схемах | И.А.Плахов | 2015 | |
7 | Биология в таблицах | Т.А.Козлова, В.С.Кучменко | Дрофа | 2014 |
Интернет-ресурсы:
http://fcior.edu.ru – сайт Федерального центра информационных образовательных ресурсов
http://medbiol.ru – сайт «биология и медицина»
http://school-collection.edu.ru – сайт единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://megabook.ru – универсальная энциклопедия
www.livt.net – живые существа
www.humbio.ru – о заболеваниях людей
www.internet-school.ru – интернет-школа «Просвещение»
http://sbio.info – первое биосообщество
http://edu.tsu.ru – электронное учебное пособие «Генетика и селекция»
http://www.piplz.ru – сайт «О людях и для людей»
www.biografija.ru – сайт «Биография.ру»
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по биологии «Введение в биологию» 5кл
Данная рабочая программа составлена в соответствии на основе Федерального компонента государственного стандарта по естествознанию, примерной программы основного общего образования по естествознанию.
Программа предназначена на изучение основ биологии в 5 классе общеобразовательной школы, готовит учащихся к углублению и расширению знаний о природе и обществе на последующих этапах обучения. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.
Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующей цели - освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека.
Основные задачи курса:
- создать условия для овладения начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- создать условия для развития интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- создать условия для применения полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природе.
Адаптация рабочей программы проходит через линию УМК Н.И.Сонина и А.А.Плешакова, 2016г.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений отводит 34 учебных часа для обязательного изучения биологии в 5 классе основной школы из расчёта 1 учебного часа в неделю.
Формы контроля: промежуточные, тематические и итоговые контрольные работы; тестирование, самостоятельные работы, решение познавательных задач.
Реализация рабочей программы будет осуществляться через игровые, личностно-ориентированные, проблемные, информационные и здоровьесберегающие технологии.
Программа учебного предмета «Биология» в 5 классе направлена на достижение следующих образовательных результатов:
Предметные результаты:
- Перечислять и кратко характеризовать биологические науки, методы изучения природы;
- пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и измерительными приборами;
- наблюдать части клетки под микроскопом;
- различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки; строение живой клетки (главные части);
- знать имена ученых, занимающихся изучением живой природы
- знать, как развивалась жизнь на Земле; царства живой природы (перечислять, приводить примеры); представителей каждого царства;
- характеризовать, описывать строение представителей каждого царства;
- значение организмов в природе и в жизни человека
- знать среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать); природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры);
- показывать на карте основные природные зоны Земли
- знать, как появился человек на Земле; изменения в природе, вызванные деятельностью человека; важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- Составлять тезисы, различные виды планов; преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая, ставить вопросы, давать определения понятиям, наблюдать.
- Умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды
Тематическое планирование по биологии в 5 классе (34 часа).
Разделы и темы | Количество часов | Примечание |
| ||
1.Биология – наука о живой природе | 1 | |
2. Методы изучения природы | 1 | |
3. Практическая работа «Устройство микроскопа» | 1 | |
4. Строение клетки | 1 | |
5. Лабораторная работа «Строение растительной клетки» | 1 | |
6. Химический состав клетки | 1 | |
7. Проверочная работа | 1 | |
| ||
8. Как развивалась жизнь на Земле | 1 | |
9. Бактерии | 1 | |
10. Грибы | 1 | |
11. Растения. Водоросли | 1 | |
12. Мхи | 1 | |
13. Папоротники | ||
14. Голосеменные растения | 1 | |
15. Покрытосеменные | 1 | |
16. Решение учебно-познавательных задач | ||
17. Значение растений в природе и в жизни человека | 1 | |
18. Проверочная работа «Растения» | 1 | |
19. Животные. Простейшие | 1 | |
20. Беспозвоночные | 1 | |
21. Позвоночные | 1 | |
22. Значение животных в природе и в жизни человека | ||
23. Проверочная работа | 1 | |
| ||
24. Три среды обитания. | 1 | |
25. Жизнь на разных материках | 1 | |
26. Природные зоны. П.р. «Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов» | 1 | |
27. Жизнь в морях и океанах. П.р. «Рассматривание морских организмов в коллекциях и влажных препаратах» | 1 | |
28. Обобщение по теме | 1 | |
| ||
29.Как человек появился на Земле | ||
30. Как человек изменил Землю. Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект | 1 | |
31. Жизнь под угрозой. | 1 | |
32. Проблема опустынивания | 1 | |
33. Обобщение по теме «Человек на Земле» | 1 | |
34. Олимпиада по биологии | 1 |
Содержание курса
- Живой организм: строение и изучение
Признаки живого. Биологические науки. Методы изучения природы. Наблюдение, эксперимент, измерение. Оборудования для научных исследований. Устройство микроскопа. Клеточное строение организмов. Химический состав клетки
Практическая работа «Изучение устройства микроскопа».
Лабораторная работа «Строение растительной клетки».
- Многообразие живых организмов
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане, леса каменноугольного периода, расцвет древних пресмыкающихся, птицы и звери прошлого; Царства живой природы. Бактерии. Грибы. Растения. Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные (цветковые). Значение растений в природе и жизни человека. Одноклеточные животные, позвоночные и беспозвоночные животные. Значение животных в природе и жизни человека.
- Среда обитания живых организмов
Наземно-воздушная, водная и почвенная среда. Приспособленность организмов к среде. Растения и животные разных материков. Природные зоны Земли: тундра, тайга, леса, пустыни, степи, влажный тропический лес. Жизнь в морях и океанах:
П.р. «Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов».
П.р. «Рассматривание морских организмов в коллекциях и влажных препаратах»
4. Человек на Земле
Научные представления о происхождении человека. Дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый, неандерталец, кроманьонец, современный человек.
Кислотные дожди, озоновые «дыры», парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие и обеднение, опустынивание
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя
Литература | Авторы | Издательство | Год |
1. Учебник. | А.А. Плешаков, Н.И. Сонин | Дрофа | 2008 |
2. Методическое пособие к учебнику | Т.В. Иванова, Н.И. Сонин | Дрофа | 2005 |
3. Поурочные планы | Т.В. Козачек | Учитель | 2007 |
4. Поурочные тесты | С.Д. Дикарев | Интеллект-Центр | 2001 |
5. Дидактические материалы по естествознанию 5-6 кл. | Н.И. Павленко | Школьная пресса | 2003 |
6. Практические работы по природоведению и географии 5-11кл. | Р.А. Пономарева | ИПК «Забтранс» | 2008 |
Литература для учащихся
Литература | Авторы | Издательство | Год |
1. Учебник. Природоведение. | А.А.Плешаков | Дрофа | 2008 |
2. Тетрадь для оценки качества | В.И.Сивоглазов и др. | Дрофа | 2006 |
3. Природа и человек | В.И.Сивоглазов, А.А Плешаков | Просвещение | 1999 |
4. Природа. Неживая и живая. | В.М Пакулова, Н.В. Иванова | Дрофа | 2000 |
5. Журналы |
Электронные диски:
1. Мультимедийное приложение к учебнику природоведение 5кл.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии в 10 классе.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта по биологии и примерной программы основного общего образования по биологии.
Основная цель курса – создать условия для понимания знаний о закономерностях жизни на всех уровнях ее организации, механизмах биологических процессов и явлений, пути развития органического мира и его рациональное использование.
Задачи:
Создать условия для освоения знаний о природе и присущих для нее закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности человека;
Создать ситуации применения своих знаний и способов деятельности в урочное и внеурочное время, в повседневной жизни;
Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками;
Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа). Реализация программы предполагается в логике классно-урочной системы. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом, познавательными интересами учащихся и соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Р.Ф.
Адаптация рабочая программа проходит через линию УМК В.Б.Захарова
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточного контроля: самостоятельные работы, тестовые задания, решение задач. Формы итогового контроля: проверочные работы, тестовые задания, зачеты.
Реализация программы будет осуществляться через лекционно-семинарские занятия, практикумы, проектные технологии и ИКТ-технологии.
Обучение биологии направлены на достижение учащимися следующих результатов:
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
Выделение существенных признаков живых организмов; клеток растений, животных, бактерий и грибов; доядерных и ядерных, половых и соматических; и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение).
Характеристика содержания биологических теорий (клеточной); вклада выдающихся ученых в развитии биологической науки;
Объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; отрицательного влияния вредных веществ на развитие зародыша человека;
Приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов;
Умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
Сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы), процессов (половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.
В ценностно-ориентационной сфере:
Анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни, биологической информации, получаемой из разных источников;
Оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (искусственное оплодотворение).
В сфере трудовой деятельности:
Овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.
Метапредметные результаты:
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Умения работать с различными источниками биологической информации: находить, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать;
Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
Личностные результаты:
Реализации этических установок здорового образа жизни;
Сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетическое отношение к живым объектам;
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс
№ | Тема | Дата проведения | Примечание |
1.Учения о клетке. | |||
1 | Клеточная теория строения организмов | ||
1.1.Химический состав клетки | |||
2 | Неорганические вещества клетки | ||
3 | Органические вещества клетки. Строение и функции белков | ||
4 | Углеводы и липиды их роль в жизнедеятельности в клетке | ||
5 | Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности в клетке | ||
6 | Обобщение | ||
7 | Контрольные вопросы и задания | ||
1.2.Строение клетки | |||
8 | Прокариотическая клетка | ||
9 | Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана. Ядро | ||
10 | Строение клетки. Органоиды клетки | ||
11 | Сходство и различия клеток бактерий, растений, грибов и животных | ||
12 | Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги | ||
13 | Контрольные вопросы и задания | ||
2.Жизнедеятельность клетки | |||
2.1.Обмен веществ и энергии в клетке | |||
14 | Синтез белков в клетке | ||
15 | Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез | ||
16 | Автотрофное питание. Хемосинтез | ||
17 | Энергетический обмен в клетке | ||
18 | Контрольные вопросы и задания | ||
2.2.Размножение и развитие | |||
19 | Жизненный цикл клетки. Митоз | ||
20 | Мейоз | ||
21 | Бесполое размножение | ||
22 | Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение | ||
23 | Онтогенез. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития | ||
3.Основы генетики. Наследственность и изменчивость | |||
24 | История развития генетики. Основные генетические понятия | ||
25 | Моногибридное скрещивание. 1 и 2 законы Менделя | ||
26 | Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание | ||
27 | Решение задач | ||
28 | Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя | ||
29 | Решение задач | ||
30 | Хромосомная теория наследственности. Закон Т.Моргана | ||
31 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом | ||
32 | Решение задач | ||
33 | Основные формы изменчивости. | ||
34 | Контрольные вопросы и задания |
Основное содержание
Раздел «Клетка»
Тема 1. Клеточная теория организмов (1ч.)
Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы.
Тема 2. Химический состав клетки (6 ч.)
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека.
Тема 3 Строение эукариотической и прокариотической клеток (6 ч.)
Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки. Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
Лабораторные и практические работы
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.
Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы)
Раздел «Жизнедеятельность клетки»
Тема 1. Обмен веществ и превращение энергии (5 ч.)
Энергетический обмен — совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.
Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез. Реализация наследственной информации в клетке. ДНК — носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.
Тема 2. Размножение. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч.)
Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.
Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.
Раздел. Основы генетики (11 часов)
Тема 1. Закономерности наследственности (9ч.)
Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Г. Мендель — основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.
Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.
Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.
Тема 2. Закономерности изменчивости. (2ч.)
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.
Лабораторные и практические работы
Составление простейших схем скрещивания*.
Решение элементарных генетических задач*.
Литература для учителя биологии 10 класса
№ | Литература | Авторы | Издательство | Год издания |
1 | Общая биология. Основной учебник | Захаров В.Б., С.Г. Мамонтов, Н.И.Сонин | Дрофа | 2017 |
2 | Общая биология | А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник | Дрофа | 2016 |
3 | Репетитор по биологии для подготовки к ЕГЭ | Т.А.Шустанова | Феникс | 2017 |
4 | Тренажер по общей биологии для учащихся 10-11 кл. | М.В.Высоцкая | Учитель | 2016 |
5 | Общая биология. Поурочные тесты и задания | Г.И.Лернер | Аквариум | 2015 |
6 | Биология: 1000 задач, тестов и проверочных работ | Т.А.Дмитриева и др. | Дрофа | 2016 |
7 | Занимательные факты и материалы по общей биологии 5- 11кл. | М.М.Бондарук, Н.В.Ковылина | Учитель | 2017 |
8 | Биология в таблицах и схемах | И.А.Плахов | 2015 | |
9 | Биология в таблицах | Т.А.Козлова, В.С.Кучменко | Дрофа | 2014 |
10 | Биология. Основы генетики. Менделизм | В.М.Жуков | Учитель | 2017 |
11 | Поурочные планы по биологии 10 кл. | Учитель | 2017 | |
12 | Дидактические материалы по биологии | З.В.Борзова, А.М.Дагаев | ТЦ Сфера | 2015 |
13 | Справочник учителя биологии | Н.А.Степанчук | Учитель | 2009 |
14 | Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за куср средней школы | Л.П.Анастасова, В.С.Кучменко | Дрофа | 2017 |
15 | Проектная деятельность по биологии 10-11 кл. | М.В.Высоцкая | Учитель | 2018 |
16 | Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии | Е.В.Тяглова | Планета | 2015 |
17 | Организация контроля на уроке. КИМы | Л.А.Тепаева | Учитель | 2015 |
18 | Сборник заданий ЕГЭ по биологии | Г.И.Лернер | Эксмо | 2018 |
Литература для учителя биологии 10 класса
№ | Литература | Авторы | Издательство | Год издания |
1 | Общая биология. Основной учебник | Захаров В.Б., С.Г. Мамонтов, Н.И.Сонин | Дрофа | 2017 |
2 | Общая биология | А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник | Дрофа | 2016 |
3 | Репетитор по биологии для подготовки к ЕГЭ | Т.А.Шустанова | Феникс | 2018 |
4 | Тренажер по общей биологии для учащихся 10-11 кл. | М.В.Высоцкая | Учитель | 2016 |
5 | Занимательные факты и материалы по общей биологии 5- 11кл. | М.М.Бондарук, Н.В.Ковылина | Учитель | 2017 |
6 | Биология в таблицах и схемах | И.А.Плахов | 2015 | |
7 | Биология в таблицах | Т.А.Козлова, В.С.Кучменко | Дрофа | 2014 |
Интернет-ресурсы:
http://fcior.edu.ru – сайт Федерального центра информационных образовательных ресурсов
http://medbiol.ru – сайт «биология и медицина»
http://school-collection.edu.ru – сайт единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://megabook.ru – универсальная энциклопедия
www.livt.net – живые существа
www.humbio.ru – о заболеваниях людей
www.internet-school.ru – интернет-школа «Просвещение»
http://sbio.info – первое биосообщество
http://edu.tsu.ru – электронное учебное пособие «Генетика и селекция»
http://www.piplz.ru – сайт «О людях и для людей»
www.biografija.ru – сайт «Биография.ру»
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по биологии 8 класса «Человек»
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта по биологии 2004г.
Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И.Сонина. Дрофа,1999.
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных особенностях человека, особенности строения органов и систем, их функционирования, рассмотреть механизмы регуляции процессов жизнедеятельности;
- показать место человека в системе органического мира, формировать представления о человеке как части живой природы, о происхождении и этапах его эволюции;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений, происходящих в собственном организме, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, использовать информацию о факторах здоровья и риска;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи пострадавшим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи:
- организовать деятельность по формированию системы знаний о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, роли в окружающей среде;
- организовать деятельность по развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством усвоения основ научных знаний, в процессе решения творческих задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- создать условия для овладения методами исследования природы, собственного организма; для понимания и признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей;
- создать условия для формирования экологического сознания, воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей, формирование здорового образа жизни для сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека, установление гармоничных отношений учащихся с природой и со всем живым как главной ценностью на Земле;
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, происхождение человека и его становление, науки, изучающие человека и ученые, внесшие большой вклад в изучении человека, а также знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, размножении и развитии человека, высшей нервной деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Программой.
Адаптация рабочей программы проходит через линию УМК Н.И.Сонина, М.Р. Сапина, 2008г.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, решение учебно-познавательных задач. Формы итоговой аттестации: контрольная работа, защита докладов, сообщений, зачеты.
Реализация рабочей программы будет осуществляться через игровую, здоровьесберегающую технологии с элементами личностно-ориентированной технологии, проектную технологию, решения проблемных задач, практикумы.
На изучение курса «Человек» согласно Базисному учебному плану отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:
Планируемый результат: знать/ понимать:
- место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных — факторы антропогенеза;
- основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного типа, единство человеческих рас;
- науки, изучающие организм человека;
- особенности строения органов и систем, функционирования, расположения органов;
- сущность процессов жизнедеятельности: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляции жизнедеятельности, обмен веществ и энергии;
- нервно-гуморальная регуляция деятельности организма человека;
- внутреннюю среду организма, иммунитет;
- вредное влияние алкоголя, курения, наркотических средств на организм человека.
- объяснять: роль биологии в практической деятельности и самого человека, родство человека и животных, место и роль человека в природе, взаимосвязь человека и окружающей среды, зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды, проявления наследственных заболеваний и иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме человека;
- изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, рассматривать на готовых микропрепаратах;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействия систем и органов организма человека;
- сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
- определять: принадлежность человека к определенной систематической группе;
- анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, научно-популярной литературе, ресурсах Интернет.
- соблюдение мер профилактики заболеваний, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха;
- оказание первой помощи при отравлении, простудных заболеваниях, ожогах, травмах, кровотечениях, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в природе
Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс.
№ | Раздел/Тема | Дата проведения урока | Примечание |
1 | Тема 1.Человек как биологический вид Место человека в системе органического мира. Особенности человека | ||
2 | Входной контроль | ||
3 | Тема 2. Происхождение человека. Происхождение человека. Этапы его становления. | ||
4 | Расы человека | ||
5-6 | Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека. История развития знаний о строении и функциях организма человека | ||
7 | Тема 4. Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. | ||
8 | Типы тканей | ||
9 | Органы. Системы органов. Организм. | ||
10 | Тема 5. Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности. | ||
11 | Роль гормонов в обменных процессах | ||
12 | Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы. | ||
13 | Спинной мозг. | ||
14 | Строение и функции головного мозга | ||
15 | Полушария большого мозга. | ||
16 | Обобщение по теме «Нервная и гуморальная регуляция» | ||
17 | Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор. | ||
18 | Анализаторы слуха и равновесия | ||
19 | Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. | ||
20 | Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость | ||
21 | Тема 6. Опора и движение. Аппарат опоры и движения. Строение, свойства костей, типы их соединений. | ||
22 | Скелет человека, его значение и строение. Особенности скелета человека в связи с прямохождением | ||
23 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Лабораторная работа «Оказание первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей» | ||
24 | Мышцы, их строение и функции. | ||
25 | Работа мышц. | ||
26 | Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. Л.Р. «Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия» | ||
27 | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика | ||
28 | Повторение | ||
29 | Контрольная работа «Опора и движение» | ||
30 | Тема 7. Внутренняя среда организма. Внутренняя среда организма и ее значение. | ||
31 | Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови. Л.Р. «Микроскопическое строение крови человека и лягушки» | ||
32 | Иммунитет. | ||
33 | Группа крови. Переливание крови. Резус-фактор. | ||
34 | Контрольные вопросы и задания | ||
35 | Тема 8. Транспорт веществ. Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения. | ||
36 | Круги кровообращения. Работа сердца | ||
37 | Движение крови и лимфы по сосудам. П.Р. «Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления, оценка степени тренированности испытуемого» | ||
38 | Заболевания сердечнососудистой системы, их предупреждение. | ||
39 | Лабораторная работа «Приемы остановки кровотечения» | ||
40 | Проверочная работа по теме «Транспорт веществ» | ||
41 | Тема 9. Дыхание. Потребности организма человека в кислороде. Строение органов дыхания | ||
42 | Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция. Л.Р. «Проведение функциональных дыхательных проб с задержкой дыхания до и после физической нагрузки» | ||
43 | Заболевания органов дыхания, их предупреждение | ||
44 | Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения | ||
45 | Проверочная работа | ||
46 | Тема 10. Пищеварение. Пищевые продукты и питательные вещества. Строение органов пищеварения | ||
47 | Пищеварение в ротовой полости | ||
48 | Пищеварение в желудке и кишечнике | ||
49 | Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний | ||
50 | Контрольные вопросы и задания | ||
51 | Тема 11. Обмен веществ и энергии. Обмен веществ | ||
52 | Витамины | ||
53 | Тема 12. Выделение. Выделение. Строение и работа почек. | ||
54 | Заболевания почек и их предупреждение | ||
55 | Тема 13. Покровы тела. Строение и функции кожи | ||
56 | Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви | ||
57 | Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударе, обморожении, электрошоке | ||
58 | Тема 14. Размножение и развитие. Половая система человека. | ||
59 | Оплодотворение. Развитие зародыша человека. Возрастные процессы | ||
60 | Тема 15. Высшая нервная деятельность. Поведение человека. Рефлекс — основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни | ||
61 | Торможение, его виды и значение | ||
62 | Биологические ритмы. Сон и его значение | ||
63 | Особенности ВНД человека. Познавательные процессы | ||
64 | Типы нервной системы | ||
65 | Зачет по теме «Высшая нервная деятельность» | ||
66 | Итоговое повторение | ||
67 | Обобщение | ||
68 | Итоговый контроль |
Основное содержание тем по разделам.
Раздел 1. Человек как биологический вид.
Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Биологическая и социальная сущность человека.
Происхождение человека. Этапы его становления. Расы человека
Раздел 2. Общий обзор организма человека.
Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов
Раздел 3. Регуляция и координация.
Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушение зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Кожное и мышечное чувство. Обоняние. Вкус.
Раздел 4. Опора и движение.
Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Раздел 5. Внутренняя среда организма.
Внутренняя среда организма и значение ее постоянства. Состав и функции крови. Группа крови. Переливание крови. Резус-фактор. Лимфа. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки.
Раздел
Раздел 6. Транспорт веществ.
Кровеносная и лимфатическая система. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Раздел 6. Дыхание.
Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Раздел 7. Питание.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушение работы пищеварительной системы и их профилактика. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Раздел 8. Обмен веществ.
Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров.
Витамины.
Раздел 9. Выделение.
Выделение. Строение и функции мочевыделительной системы. Органы выделения. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение
Раздел 10. Покровы тела.
Строение и функции кожи
Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Закаливание организма. Приемы оказания первой помощи при тепловом, солнечном ударах, обморожения, электрошоке
Раздел 11. Половая система.
Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путем. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Раздел 12. ВНД
Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одаренность. Роль воспитания и обучения в развитии поведения и психики человека
Содержание рабочей программы.
Содержательная область | Понятийные средства | Результаты освоения программы | КИМЫ | |
| ||||
1. Человек как биологический вид | Атавизмы, рудименты | |||
2. Эволюция человека. | Дриопитеки, австралопитеки, неандертальцы, кроманьонцы, человек умелый, человек разумный, расы, расизм |
| ||
3. История развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека | Анатомия, физиология, гигиена. Вклад ученых: Гиппократа, Аристотеля, Галена, Авиценна, Везалий, Гарвей идр. |
| ||
4. Общий обзор организма человека | Клетка. Ткани. Органы. Системы органов. |
частей, органоидов клетки человека, тканей всех типов; взаимосвязь органов и систем органов;
| ||
Лабораторная работа «Строение клеток и тканей человека» | ||||
5. Системы органов
| ||||
5.1.Гуморальная регуляция. | Железы внутренней, внешней, смешанной секреции, гормон, секрет, гипофиз, гуморальная регуляция, эндокринные железы |
| ||
5.2. Нервная система | Центральная нервная система, синапс, нейрон, нервные узлы, рефлекторная дуга, продолговатый мозг, мост, мозжечок, кора больших полушарий, доли, зоны коры, рефлекс |
| ||
5.3. Анализаторы | Анализатор, дальнозоркость, близорукость, миопия, слепое пятно, хрусталик, палочки, колбочки, желтое пятно, вестибулярный аппарат |
| ||
Контрольная работа «Нервная и гуморальная регуляция».
| ||||
5.4. Опора и движение | Губчатое и компактное вещества, надкостница, непрерывные, прерывные соединения, шов, сустав, синовиальная сумка. |
| ||
Лабораторная работа «Оказание первой доврачебной помощи при переломах, вывихах и растяжениях» Лабораторная работа «Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия» Контрольная работа «Опора и движение». | ||||
5.5. Внутренняя среда организма | Эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, плазма, свертывание крови, фибрин, фибриноген, фагоцитоз, антитела, иммунитет, сыворотка, вакцина, агглютинация, резус-фактор, СПИД, ВИЧ. |
| ||
Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови лягушки и человека». | ||||
5.6. Транспорт веществ | Артерии, капилляры, вены, аорта, артериальное давление, гипертония, гипотония, инфаркт, инсульт. |
| ||
Практическая работа «Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления». Лабораторная работа «Приёмы остановки кровотечения» Проверочная работа по темам: «Внутренняя среда организма» и «Транспорт веществ». | ||||
5.7. Дыхание | Альвеолы, плевра, диафрагма, жизненная ёмкость легких. |
| ||
Лабораторная работа «Проведение функциональных дыхательных проб с задержкой дыхания до и после физической нагрузки» Лабораторная работа «Измерение жизненной ёмкости лёгких». | ||||
5.8. Пищеварение |
| |||
5.9. Обмен веществ и витамины | Пластический и энергетический обмен веществ, авитаминозы, гипервитаминоз, рахит, цинга, бери-бери |
. | ||
Сообщение «Витамины» | ||||
5.10. Выделение | Почечная лоханка, первичная моча, вторичная моча |
| ||
Зачёт по теме «Обмен веществ» | ||||
5.11. Покровы тела | Эпидермис, дерма, |
| ||
5.12. Размножение и развитие | Плацента, |
| ||
5.13. Высшая нервная деятельность |
| |||
Итоговая контрольная работа |