Педагогические технологии

 Eлена Юрьевна Соколова

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования
»

Кафедра преподавания русского языка и литературы

Программа: ЭФФЕКТИВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Реферат: « Технология развития критического мышления через чтение и письмо»

  Выполнила: Соколова Е.Ю.

         Москва

2013

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

  1. Понятие критическое мышление и его характеристики.

         Термин критическое мышление известен давно из работ таких известных психологов, как Ж.Пиаже, Дж.Брунер, Л.С.Выготский, но в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.

          Сегодня можно найти разные определения этого термина:

  • Дж.Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлективное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.
  • Д.Халперн определяет критическое мышление следующим образом: это «направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнетивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата» («Психология критического мышления», с. 38).

        Можно сказать, что критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе и взаимообусловленно .

         Ж. Пиаже писал, что наилучшие условия для развития критического мышления создаются у человека к 14-16 годам.

Д.Харпер выделяет следующие качества, необходимые учащемуся для того, чтобы он мог воспользоваться критическим мышлением:

1. Готовность к планированию. Упорядоченность мысли – признак уверенности.

2. Гибкость. Не умеющий воспринимать идеи других не сможет стать генератором собственных идей и мыслей.

3. Настойчивость.

4. Готовность исправлять свои ошибки.

5. Осознание. Умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности.

6. Поиск компромиссных решений.

Дж.Барелл выделяет следующие характеристики, присущие критически мыслящему человеку. Критические мыслители:

  • решают проблемы;
  • контролируют себя, свою импульсивность;
  • открыты для других идей;
  • решают проблемы, сотрудничая с другими людьми;
  • слушают собеседника;
  • эмпатичны;
  • терпимы к неопределённости;
  • рассматривают проблемы с разных точек зрения;
  • устанавливают множественные связи между явлениями;
  • терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных взглядов;
  • часто задают вопрос: «Что, если…»;
  • умеют строить логические выводы;
  • размышляют о своих чувствах, мыслях – оценивают их;
  • строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные цели;
  • применяют свои навыки и знания в различных ситуациях;
  • любознательны и часто задают «хорошие вопросы»;
  • активно воспринимают информацию.
  1. Образовательная технология развития критического мышления.

Структура педагогической технологии РКМЧП, разработанная американскими педагогами Дж.Стил, К.Меридитом, Ч.Темплом:

Технологические этапы:

I стадия. Вызов:

  • имеющиеся знания;
  • интерес к получению новой информации;
  • постановка учеником собственных целей обучения.

              II стадия. Осмысление содержания:

  • получение новой информации;
  • корректировка учеником поставленных целей обучения.

III стадия. Рефлексия:

  • размышление, рождение нового знания;
  • постановка учеником новых целей обучения.

Технология РКМЧП – стадии и методические приёмы.

Таблица № 1

Стадия(фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и  методы

  1. Вызов

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности , мотивацию к дальнейшей работе.

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

  • Составление списка из известной информации;
  • рассказ-предположение по ключевым словам;
  • систематизация материала (графическая ): кластеры, таблицы;
  • верные и неверные логические цепочки.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах и в группах.

II.  Осмысление содержания

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к знанию новому.

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

  • маркировка с использованием значков «(соответствует, тому, что вы думаете или знаете), «  ( то, что вы читаете, является для вас новым), «- » (то, что вы читаете противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете), «?» (то, что вы читаете непонятно или вы хотите получить более подробную информацию об этом).
  • ведение различных записей типа двойных дневников или бортовых журналов;
  • поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

На стадии осмысления содержания осуществляется  непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально или в парах.

III. Рефлексия.

Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным  записям-предположениям, внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.

  • Заполнение кластеров, таблиц,
  • установление причинно-следственных связей между блоками информации;
  • возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
  • ответы на поставленные вопросы;
  • организация устных и письменных круглых столов;
  • организация различных видов дискуссии;
  • написание творческих работ;
  • исследования по отдельным вопросам темы.

На стадии рефлексии осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации индивидуально, в парах или группах.   

  

     

На стадии  вызова важно:

  • давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться, быть поправленным учителем;
  • фиксировать все высказывания и помнить: на этом этапе нет правильных и неправильных высказываний;
  • сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая – услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без боязни ошибиться, а также может способствовать выработке новых идей, даст ученику возможность чувствовать себя более комфортно и уверенно.

Ч.Темпл, К.Мередит и Дж.Стил определили необходимые для педагога условия, выполнение которых будет способствовать у школьников развитию критического мышления.

  1. Важно предоставлять время и возможность для приобретения опыта критического мышления.
  2. Важно принимать различные мнения и идеи.
  3. Целесообразно способствовать активности учащихся в учебном процессе.
  4. Необходимо убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.
  5. Важно выражать уверенность в том, что каждый учащийся способен на критические суждения.
  6. Необходимо ценить проявления критического мышления.

Учащиеся при этом должны:

  1. Развивать в себе уверенность и понимание ценности своих мнений и идей.
  2. Активно участвовать в учебном процессе.
  3. С уважением выслушивать различные мнения.
  4. Быть готовыми как сформулировать свои суждения, так и воздержаться от этого.

На стадии осмысления содержании учащиеся:

  1. Осуществляют контакт с новой информацией.
  2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.
  3. Акцентируют своё внимание на поиске ответов на ранее возникшие вопросы.
  4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
  5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой  информацией, обратить внимание на то, что именно им интересно, а что менее их привлекает и почему.
  6. Готовятся к обсуждению и анализу прочитанного.

Учитель на данном этапе:

  1. Может быть непосредственным источником информации.
  2. Отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.
  3. Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

На стадии рефлексии школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания.

В процессе индивидуальной работы (эссе, ключевые слова, графическая работа) учащиеся проводят отбор информации, наиболее значимой для изучаемой темы, а также для реализации поставленных ранее индивидуальных целей, а также выражают новые идеи, новую информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.

Не менее важной является устная рефлексия. Живой обмен идеями между учащимися позволяет расширить их словарный запас, познакомиться с разными взглядами на  одну проблему.

  1. Особенности работы с различными видами текстов.

Кластеры – это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определённом порядке в виде «грозди». См. Приложение I.

ИНСЕРТ – маркировка текста значками по мере его чтения . См. Таблицу № 1.

Эффективная лекция – для организации  деятельности учащихся используется приём «Бортовой журнал».

Бортовой журнал

Предположения

Новая информация

Чтение с остановками – условное название методического приёма по организации чтения текста с использованием различных типов вопросов. Применяется как при восприятии текста на слух, так и при самостоятельном чтении.

Условия:

  • текст  не должен быть знаком учащимся;
  • текст заранее делится на части, остановок должно быть не более пяти;
  • задания и вопросы формулируются с учётом иерархии уровней познавательной деятельности.

Модификация иерархии вопросов по И.О.Загашеву.

Простые вопросы. Это такие, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, воспроизвести какую-то информацию.

Уточняющие вопросы. Цель их – предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал («То есть ты говоришь, что…», «Если я правильно понял, то…», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали, что…»).

Интерпретационные (объясняющие ) вопросы. Обычно начинаются со слова Почему?

Творческие вопросы. Те, в которых есть частица бы, элементы условности, предположения, прогноза.

Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, фактов, явлений.

Практические вопросы направлены на установление связи между теорией и практикой.

Пример использования приёма по организации чтения с остановками см в Приложении  №2.

III. Визуальные методы организации материала.

Приём «Выглядит, как… Звучит, как…» направлен на усвоение понятий и терминов.

Приём «Плюс – минус – интересно» работает на стадии вызова.

+

-

интересно

Дневники  дают возможность увязать читателю содержание текста с личным опытом. См. Приложение № 3.

Прием «Концептуальная таблица» позволяет сравнить два и более объекта или вопроса.

Таблица – синтез  - приём, предложенный О.И.Загашевым, рекомендуется для работы с художественным текстом.

Ключевые слова (словосочетания)

Выписки из текста, связанные с ключевыми словами

Почему эта цитата важна для меня

IV. Групповая работа.

Чтение, суммирование прочитанного в парах  - этот приём особенно эффективен с большими, информационно насыщенными текстами, в которых содержится большое количество новых понятий.

Стратегия «Зигзаг» - целью данного приёма является изучение и систематизация большого по объёму текста. Текст заранее делится на отрывки по количеству групп.

На стадии вызова используется любой известный приём.

На стадии осмысления класс делится на группы, которым дают отрывки разного содержания. Учащиеся создают опорные конспекты, кластеры или схемы. Затем составляются новые группы так, чтобы в каждой было по представителю из всех.

На стадии рефлексии в каждой новой группе происходит обмен мнениями , создаётся общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем се возвращаются в свои первоначальные группы , и там происходит обмен информацией. Затем итоговая презентация.

V. Организация дискуссий.

Дискуссия может быть полезной в таких случаях:

  • учащиеся работают с источниками, в которых изложены различные точки зрения на ту или иную проблему;
  • обсуждается проблема практического характера, не имеющая однозначного решения (выраженного в результате);
  • в процессе происходит разделение учащихся по способам и вредствам её решения.

Д.Х.Вагапова определяет качества, которые важны для дискуссии:

  • заинтересованность;
  • конструктивность подхода;
  • умение идти на оправданный компромисс;
  • стремление к постоянной коррекции точки зрения;
  • поиск правильных доводов оппонента;
  • интеллектуальная терпимость;
  • умение слушать;
  • умение «держать позицию»;
  • умение вовремя понять изменения в поведении оппонента, понять, чем они вызваны;
  • умение высказать свою точку зрения без страха, давления, со знанием того,  что нужно сказать;
  • гибкость мышления;
  • культура речи;
  • постижение эмоционального состояния другого человека.

Дж.Диллон определил четыре шага или приёма, которые может использовать учитель, чтобы дискуссия не «буксовала».

  1. Утверждение. Это способ отреагировать, подтвердить понимание или  выразить недоумение по поводу сказанного. Учитель может сказать: «Насколько я понимаю, вы говорите…», «Мне это напомнило ранее сказанное…», «Вы утверждаете, что…  Олег только что сказал…»
  2. Вопросы. Учащиеся с большим энтузиазмом будут обсуждать свои вопросы, поэтому учителю нужно провоцировать учащихся на воросы.
  3. Сигналы. Т.к. комментарий учителя зачастую оказывается чересчур весомым, лучше руководить дискуссией с помощью жестов и сигналов.
  4. Молчание. Когда задан вопрос, важно дать время на размышление.

Совместный поиск.

Расширить восприятие текста, с тем чтобы учащиеся взаимодействовали с ним не только на уровне смысла, но и на уровне ассоциаций, можно с помощью вопросов, которые делятся на три категории:

  • Что привлекло ваше особое внимание? Что удивило? Что запомнилось? Почему?
  • Какие мысли возникли у вас в связи с этим запомнившимся отрывком?
  • Какие чувства, ощущения, ассоциации возникли у вас в связи с этим отрывком?

Учащиеся придумывают свои вопросы, а затем класс или группа выбирает тот, который явится отправным для начала дискуссии. Удачным будет наиболее проблемный, который к тому же свяжет прочитанный текст с личным опытом, позволит воспринимать его как пищу для размышлений о себе, о своих близких, знакомых. Учитель может, заранее подготовив свои вопросы, предложить их в общий список вопросов, из которых происходит выбор. Желательно, чтобы этот первый (но  не единственный)вопрос был записан на доске.

Но сначала учащиеся просто обмениваются мнениями по отправному вопросу. Учитель может задавать наводящие вопросы, которые заставят детей снова и снова возвращаться к тексту, анализировать его. Учитель готовит 4 – 6 вопросов, которые будут поддерживать ход  дискуссии, наталкивать учащихся на размышления, обращать к тексту, помогать сохранить нить разговора.

Наводящие вопросы можно разделить на несколько категорий.

Вопросы по образной системе текста и его символике:

  • Что означает приведённый в тексте образ?
  • Что этот образ значит для вас?
  • Что этот образ значит для человека вообще?

Контрастные вопросы. Образы раскрываются, когда мы их рассматриваем их по контрасту с другими образами (Леви-Стросс).

Вопросы, оценивающие позицию автора.

Отвлечённые вопросы. Эти вопросы не требуют обязательного обращения к тексту, а предполагают высказывание собственных умозаключений, связанных с моральными, нравственными аспектами, разъяснением абстрактных категорий.

Сравнительные вопросы. Если доступны другие источники, связанные с обсуждаемой темой, вполне уместным станет сравнение.

По результатам дискуссии можно предложить написать учащимся небольшое эссе, в котором были бы отражены её ход и результаты.

VI. Организация письменной работы учащихся в технологическом режиме.

Рефлексия – это третья стадия в модели обучения по программе РКМПЧ.  Большинство учёных психологов и педагогов считают, что наиболее важной для развития личности является письменная рефлексия.

Ученые формулируют следующие принципы механизмов письменной  рефлексии:

  1. Поощрение исследовательского письма . Написание отзывов, ведение дневников.
  2. Поощрение личного авторства учащихся
  3. Поощрение самого процесса письма. Знакомство с эталонными образцами, писательскими дневниками, записными книжами.
  4. Содержание должно быть выше формы. 

Наиболее известные формы письменной рефлексии:

  • эссе;
  • бортовой журнал;
  • различные виды дневников;
  • письменное интервью;
  • стихотворные формы рефлексии (например, синквейн – пятистишие);
  • различные варианты портфолио.

В ходе создания письменного текста автор делает следующее:

  • инвентаризация (сбор информации);
  • составление чернового текста;
  • правка;
  • саморедактирование;
  • обнародование (издание).

VII. Диагностика результативности работы учащихся в режиме технологии развития критического мышления.

Формы и методы диагностики:

  • сопровождающий тип;
  • обобщающий тип;
  • портфолио;
  • диагностика сформированности навыков рефлексии.

Данный реферат составлен на основе следующих источников:

  1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителей. – М.: Просвещение,  2011. – 223 с.
  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2-х т. Т.1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.

Приложение № 1.

 



Предварительный просмотр:

\



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Модельный урок «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» (Разработан Е.Ю.Соколовой, учителем русского языка и литературы МОУ лицея № 42 г.Люберцы).

 Используемые приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, древо предсказаний, эссе или полемика).

I. Стадия вызова.  

1. Все ли слова понятны в заглавии произведения?  Какое именно слово непонятно?

    ( отрок – это дитя от 7 до 15 лет)

2. А что такое подвиг? (Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях.) Знаете ли вы хотя бы об одном человеке, совершившем подвиг?

3. Как вы думаете, о чём это произведение?

     Перед нами отрывок из летописи, которую обычно называют «Повестью временных лет».  Вспомните, что такое летопись? А может быть, кто-нибудь знает имя монаха-летописца?

II. Стадия осмысления содержания.

1. Чтение первого отрывка.

     В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести  коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди.    Изнемогали люди от голода и жажды.

  • Что означает выражение лето 6476, от какого момента велось летоисчисление в Древней Руси (от сотворения мира).

  • Кто такие печенеги? Святослав?  (Святослав (?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.
          В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники — печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок.)

  • Чем знаменита княгиня Ольга?

  • Столицей какого государства является сегодня Киев?

  • Что такое Лыбедь? (Небольшая речка, которая впадает в Днепр.)

2. Чтение 2-го отрывка.

     И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу.  И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали:

     - Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам".

     И сказал один отрок:

     - Я проберусь.

 И ответили ему:

     - Иди.

  • Что означает слово тужить  (горевать).

  • Всё ли понятно в этом отрывке? Кому отрок должен передать сообщение от киевлян?

3. Чтение третьего отрывка.

     Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стан  печенегов, спрашивая их:      

     - Не видел ли кто-нибудь коня?

Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Видя  это, печенеги устремились  за ним, стреляли в него, но не могли ему ничего сделать.

      На том берегу видели это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок:

      - Если не подступите  завтра к городу, то сдадутся люди печенегам.

      Сказал же Воевода их, по имени Претич:

     - Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на эту сторону.. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав".

Всё ли вам понятно из этого отрывка?

Значение каких слов затрудняетесь объяснить? (Ладья - большая лодка, гребная или под парусом. Воевода  -  начальник войска в древней Руси, княжичи – дети князя.)

Почему поступок отрока называют в летописи подвигом?  Чем рисковал отрок?

4.Чтение четвертого отрывка.

     Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги же подумали, что пришел сам князь, и побежали от города. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, видя  это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил :

     - Кто это пришел?

     А тот ответил ему:

     - Люди той стороны Днепра.

      Печенежский князь снова спросил:

     - А ты не князь ли ?

     Претич же ответил:  

     - Я муж его, пришел в сторожах , а за мною идет полк (войско) с самим князем: бесчисленное их множество.

      Так сказал он, чтобы пригрозить им. Князь же печенежский сказал Претичу:

     - Будь мне другом.

      Тот ответил:

     - Так и сделаю.

      И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю ,  стрелы. Он  же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города.

  • Почему побежали печенеги от города?
  • Почему печенежский князь предложил Претичу дружбу?
  • В чем хитрость Претича?  В чем смысл обмена подарками?

5. Чтение последнего отрывка.

     И послали киевляне к Святославу со словами:

     - Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придешь и не защитишь нас, то возьмут  нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, ни  старой матери, ни детей своих?

      Услышав это, Святослав быстро сел на коня и пришел в Киев с дружиною своею. Он поцеловал мать и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и был  мир.

  • Что такое отчина? (Владение, которое досталось по наследству от отца.)
  • Дружина? (Отряд воинов на службе у князя.)
  • Что значит сокрушаться? (Сильно печалиться.)
  • В чём киевляне обвиняют князя Святослава?
  • Что сделал князь?

III. Стадия рефлексии. Задания на выбор  (письменный ответ на вопрос).

  1. Почему поступок отрока можно назвать подвигом?
  2. Как вы думаете, согласившись на дружбу с печенежским ханом, хитрил Претич или был искренним?
  3. Как вы оцениваете поступок князя Святослава (возвратился и прогнал печенегов).

Общий вопрос : какое слово (событие) по-вашему самое главное в отрывке.

ДЗ: с. 52, Обогащаем речь – вопросы 1- 3 (устно), 4, 5 (письменно; Лит. и изобр. искусство – 1,2 вопросы (устно); Подготовить выразительное чтение отрывка.

 

Список использованной литературы.

  1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
  2. Коровина В.Я.,  Журавлёв В.П, Коровин В.И. Литература: учебник для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2013. – С. 48-52.
  3. Ерёмина О.А. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» // http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/2.html