Педагогические находки
Методика О.М.Дьяченко "Дорисовывание фигур"
Ольга Михайловна Дьяченко – доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, научный руководитель программы «Развитие», лауреат премии Правительства РФ в области образования.
Нетрадиционная техника рисования «Фроттаж»
Для воспитателей и родителей фроттаж может стать настоящей находкой. Потому что им очень легко увлечь ребенка, а также потому, что сделать ошибку практически невозможно, результат всегда получается качественным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_dyachenko.docx | 14.15 КБ |
figury_dlya_dorisovyvaniya.docx | 83.75 КБ |
frottazh.docx | 617.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур»
Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
Материал: один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом комплекте по 10 карточек. Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок (Приложение 1), простой карандаш.
Ход исследования: ребенку дают простой карандаш и предлагают дорисовать фигурку на каждой из карточек, перед обследованием экспериментатор пояснил ему: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают, что у него получилось. Ответ ребенка записывается в таблицу. Затем по одной предъявляются остальные карточки с фигурками.
Если ребенок не понимает задание, ему можно показать несколько примеров дорисовывания на первой фигурке.
Оценка результатов: для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывают коэффициент оригинальности (Кор) – количество неповторяющихся изображений. Изображения считаются одинаковыми, если фигура для дорисовывания в них превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку. Потом сравнивают изображения, дорисованные каждым ребенком обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если два ребенка превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей [Фадеева2016:94]. Таким образом, Кор равен количеству рисунков, которые не повторяются у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сравнивать результаты 15-25 детей.
Для каждого ребенка подсчитывался коэффициент оригинальности или количество не повторяющихся изображений. Полученные данные заносятся в протокол обработки полученных результатов.
Протокол выглядит как таблица, где по горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии и имена детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы по одной и той же фигурке у разных детей) зачеркиваются. Количество не зачеркнутых ответов – это и есть Кор каждого ребенка.
Средний коэффициент оригинальности по группе подсчитывается следующим образом:
Средний Кор (по группе) = Σ К.ор. (инд.)/количество детей (индивидуальные величины Кор суммируются и делятся на количество детей в группе)
Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла.
Средний уровень – Кор равен среднему по группе или выше (ниже) среднего по группе на 1 балл.
Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.
Вместе с тем с количественной обработкой результатов можно выделить качественную характеристику уровней выполнения задания.
При низком уровне дети фактически не понимают задачу: они или рисуют с заданной фигурой что-то свое, или дают беспредметное изображение («такой узор»), а иногда эти дети (для 1-2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся как самим ребенком, так и другими детьми группы.
При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но оригинальные рисунки, которые не повторяются самим ребенком и другими детьми группы. Предложенная для дорисовывания фигурка обычно является центральным элементом рисунка или его второстепенной деталью, последнее является показателем творческого воображения
Предварительный просмотр:
Два комплекта фигур для дорисовывания
Протокол обработки полученных результатов
По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают.
Предварительный просмотр:
Нетрадиционная техника рисования «Фроттаж»
Всё новое - это хорошо забытое старое.
С этой нетрадиционной техникой рисования "фроттаж" я познакомилась еще в детстве, срисовывая монетку, положив её под лист бумаги и проявляя изображение карандашом. А работая в детском саду воспитателем эта техника меня заинтересовала и я решила ее предложить своим детям в группе.
Техника фроттаж позволят раскрыть творческие способности. Она представляет собой нетрадиционный вид рисования – через отпечаток. Овладеть ею могут даже дети младшего возраста – от 3 лет. Изучение различных способов рисования рекомендуется в детском саду и дома для всестороннего развития малышей.
ПОЧЕМУ ПОЛЕЗНО РИСОВАНИЕ В РАЗНЫХ ТЕХНИКАХ?
Изучение разных техник рисования становится своеобразным толчком к развитию воображения и творческих способностей у детей. Занятия прививают самостоятельность, инициативность. Комбинируя различные методы изображения в одном рисунке, дошкольники могут проявить свою индивидуальность и полно выразить впечатления об окружающих предметах, явлениях или событиях в жизни.
Чем большим количеством техник рисования овладел ребенок, тем свободнее и легче он может решать изобразительные задачи. Например, передать вещественность предмета. В процессе творческих занятий происходит развитие тонких движений руки. Свободное владение своей рукой подготавливает малышей к письму, вследствие чего они меньше устают на уроках в школе.
ЧТО ТАКОЕ ТЕХНИКА ФРОТТАЖ?
«Фроттаж» происходит от французского слова «frotter» и дословно переводится как «натирать, тереть». Официальное определение звучит так: «Художественная техника воспроизведения рисунка посредством натирания бумаги».
Чтобы получить рисунок, под чистый лист кладется фактурный объект, а затем карандашом совершаются штрихообразные или натирающие движения. В результате получается рисунок-отпечаток, оттиск, имитирующий основную фактуру. Чтобы выполнить рисунок, ребёнку требуется некоторое усилие, т. к. мелок приходится держать "плашмя". Но это упражнение полезно, способствует развитию мелкой моторики. И тут вспоминается, как в детстве каждый из нас хотя бы однажды срисовывал монетку , положив её под лист бумаги и проявляя изображение карандашом. Не зря же говорят, что всё новое - это хорошо забытое старое. А сейчас, используя эту технику , можно создавать замечательные картины. Дети с интересом и удивлением наблюдали за тем, как появляется рисунок.
Применять в этом искусстве можно разные вещи, которые имеют выразительную фактуру. Любой отчетливый фигурный образец можно повторить, накрыв его листом и заштриховав снаружи поверхность.
Большим плюсом фроттажа считается объемность, а творения в этой технике изумляют фантазию. Невзирая на то что, перед тем как применять это умение, поверхность любого предмета тщательно рассматривают, но определить, как точно будет смотреться рисунок, перенесенный на бумагу, нелегко. Процедура возникновения орнамента в этой ситуации подобна проявлению фотопленки - увлекательное зрелище!
На самом деле фроттаж – техника не совсем детская. Ее основоположником считается художник-сюрреалист Макс Эрнст (Макс Эрнст родился 1981 году в Брюле, недалеко от Кельна (Германия). Он воспитывался в строгой католической семье. Отец Эрнста был художником-любителем. И сам Эрнст не имел формального художественного образования. Выставка Винсента Ван Гога «заставила» его стать художником), который в 1925 году подобным стилем перенес на бумагу потрясшие его очертания деревянных напольных дощечек. Но вместо того, чтобы его перерисовывать, он приложил к доске бумагу… и натер ее угольком.
Эрнст усовершенствовал метод. Он брал холст, листья, дерево, проволочную сетку и прорисовывал фактуру. Сочетая разные фактуры, мастер получал неожиданные образы. В коллекции художника 34 фроттажа, связанных с природой.
Новая идея мгновенно набрала популярность. Другие художники стали подбирать предметы разных форм и фактуры. Они складывали их особым образом и натирали куском свинца. На бумажном листе при этом проявлялись с индивидуально выбранных и подложенных под него предметов контуры изумительных рисунков, фантастических пейзажей, мифических животных и птиц. Иногда такое искусство называют техникой воскового резиста.
ЧТО СЛУЖИТ ОСНОВОЙ РАБОТЫ
Фроттаж - что это за искусство? Для занятий таким мастерством потребуются четкие фактуры, а именно: рельефные картинки, деревянные поверхности, жесткие ткани, линейные или кружевные составляющие, крепкие, с необычным изображением листья.
Растирание фроттаж делается с осторожностью: следует держать бумажный лист, не смещая силуэта под ним. Тона, которыми заштриховывается плоскость для получения художественного результата, дополняются и покрывают друг друга.
РИСОВАНИЕ ФРОТТАЖ
Выбрав некоторые соответствующие предметы, можно провести эксперименты с ними. Лучше применять карандаши различной мягкости. Одни "ландшафты" изображаются карандашами 2B или B, иные - более мягким. Однако это отнюдь не значит, что чем нежнее - тем лучше. Совсем мягкий карандаш, скорее, закрывает, чем показывает рельеф. Можно попытаться штриховать в разном направлении - эффекты могут значительно отличаться. Очень часто в мастерстве используют много поверхностей одного экземпляра.
Фроттируя листочки и другие растительные основы, можно получить настоящий и отчетливый образ моделей растений. Для цветочного наклеивания это умение увлекательно тем, что в нем легко создать действующий фон. Для этого необходимо положить под бумагу выбранную фактуру обоев, ткани, ажура, керамической плитки или полотна и натереть ее мелками или карандашом. Следует брать во внимание фигуры, которые есть в окружении, и в объектах для фроттажа недочетов не будет.
С какими предметами можно фроттировать
Орнамент, произведенный при помощи мелковолокнистой дощечки, будет пригоден для зарисовки не только деревянной плоскости, но и человеческой кожи на портрете или далеких холмов на картине. Применяя в качестве фигурной поверхности листья, можно изображать деревья, перья птицы или же стены домов. И тут встает вопрос: фроттаж - что это за техника такая? Это искусство прежде всего для творческих людей, которые обладают еще творческим воображением и фантазией. Фроттаж - что это еще может значить? Это также проявление собственной фантазии, приобретение опыта и, возможно, дальнейшая перспектива в работе.
Перед работой в стиле фроттаж нужно в первую очередь включить фантазию. Для этого следует внимательно оглядеться вокруг, чтобы найти подходящую вещь для получения требуемого орнамента. Сараи, кладовки, кухни или гаражи - места, где можно посмотреть. Перед выбором какого-нибудь экземпляра необходимо перевести его фактуру на бумажный лист и оценить рисунок.
Техника фроттажа помогает снимать размеры со старинных объектов
Художник берет карандаш (простой или цветной) или любой другой мягкий материал (уголь, сангину, восковые мелки, пастель и пр.) и закрашивает бумагу. При этом, под бумагой должна находиться какая-то ребристая поверхность. В результате на поверхности бумаге проявляется как бы «слепок» рельефа. Лучше всего получается рисунок, если закрашивать бумагу ребром грифеля, его плоской стороной.
Методом фроттажа можно получить точную копию рельефной поверхности. Например, таким способом художники-реставраторы получают «слепки» старинных ваз, посуды, монет, анализируют таким образом старинные объекты (в профессиональной среде их называют «кроки»). А затем переносят полученные «слепки» на ватман, составляя точные обмеры старинных музейных экспонатов.
Одними из самых популярных объектов для фроттажа являются монеты, листья деревьев, старинные элементы декора интерьера (литые решетки, люки и т.д.), даже подошвы ботинок или кроссовок .
Рифленой поверхностью может быть обычная батарея или терка для овощей
Для воспитателей и родителей фроттаж может стать настоящей находкой. Потому что им очень легко увлечь ребенка, а также потому, что сделать ошибку практически невозможно, результат всегда получается качественным. Для детей элементами фроттажа могут стать абсолютно любые ребристые или рельефные поверхности, даже терки для овощей, упаковки с объемными буквами (сроками годности), игрушки.
Другой прием – сделать различные текстуры и вырезать из них элементы композиции. Это хороший принцип коллективного детского творчества. Каждый ребенок сделает свою текстуру и свой объект, а затем группа сделает общий арт-объект (картину).
Совсем не детская техника, созданная в прошлом столетии взрослыми мастерами, прочно закрепилась в детском творчестве.
Она поддерживает психологически слабого неуверенного малыша, дает простор для творчества фантазеру, не требует наличия сложных и дорогостоящих атрибутов. Окружающий мир, воображение и небольшая поддержка взрослого человека в совокупности с техникой рисования фроттаж сформирует творческую личность, способную видеть прекрасное всегда и везде.