Для учащихся и учителей

Полезные материалы для учителей и учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тестовые материалы для учителей, проходящих аттестационные процедуры

(экзамен в форме компьютерного тестирования)

по кафедре истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО

Специальность (должность): УЧИТЕЛЬ

ПРЕДМЕТНЫЙ БЛОК

Обществознание

1. Выберите правильный вариант ответа

Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «экономическая

сфера». Укажите термин, НЕ связанный с этим понятием.

-производство

-торговля

-религия

-обмен

-потребление

2. Выберите правильные варианты ответа

Какие из приведенных примеров соответствуют постиндустриальному обществу?

-преобладание сельскохозяйственного производства

-преобладание сферы услуг над производством товаров

-высокая роль творческого потенциала людей

-рост численности городского населения

-промышленный переворот

-главный фактор производства — информационные технологии

3. Установите соответствие между терминами и определениями

1) Индивид

2) Индивидуальность

3)Личность

А) Отдельный представитель человечества

Б) Признаки, свойственные конкретному человеку

В) Человек, как носитель определенных свойств, качеств, которые общество признает важными

4. Выберите правильный вариант ответа

Верны ли суждения о реформе:

а) реформа — это попытка законсервировать сложившийся в обществе порядок вещей

б) чаще всего реформы проводят верхи общества?

-верно только а

-верно только б

-верны оба суждения

-оба суждения неверны

5. Установите соответствие между терминами и определениями.

1) эволюция

2) революция

3) реформа

А) процессы изменения (преимущественно необратимые) в природе и обществе

Б) радикальное, коренное, глубокое качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания

В) преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (экономики), порядков (институтов, учреждений)

6. Выберите правильный вариант ответа

Какое из понятий не соответствует понятию «добро»?

-гуманизм

-нравственность

-ревность

-любовь

7. Выберите правильный вариант ответа

Система непреложных основ вероучения:

-догматы

-учение

-правило

-молитва

8. Выберите правильный вариант ответа

Верны ли суждения о моральном долге:

а) для выполнения морального долга человеку нужно действовать осознанно, добровольно;

б) для выполнения морального долга нужно иметь мужество преодолеть себя?

-верно только а

-верно только б

-верны оба суждения

-оба суждения неверны

9. Выберите правильные варианты ответа

Взаимодействующими звеньями конкурентоспособности в современном мире являются:

-страна

-религия

-искусство

-спорт

-образование

-личность

10. Впишите правильный ответ

Использование только доказанных фактов, законов и теорий, особого языка характерно для …

11. Выберите правильный вариант ответа

Верны ли суждения об экономическом выборе:

а) совершая экономический выбор, человек всегда принимает самое рациональное решение;

б) экономическое решение потребителя не связано с понятием альтернативной стоимости?

-верно только а

-верно только б

-верны оба суждения

-оба суждения неверны

12. Выберите правильный вариант ответа

Верны ли суждения о факторах производства:

а) к факторам производства относятся способности и квалификация работников;

б) факторы производства — это свободные блага?

-верно только а

-верно только б

-верны оба суждения

-оба суждения неверны

13. Выберите правильный вариант ответа

Верны ли суждения об акционерном обществе:

а) акционерное общество — самая распространенная форма организации предпринимательской

деятельности;

б) финансовые возможности акционерных обществ выше, чем у других форм бизнеса?

-верно только а

-верно только б

-верны оба суждения

-оба суждения неверны

14. Впишите правильный ответ

Сумма денег, полученная гражданином в целом за определенный период – это …

15. Выберите правильный вариант ответа

Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «налог».

-акциз

-обязательный платеж

-косвенный

-прямой

-добровольность

-пошлина

16. Впишите правильный ответ

Лица, преимущественно в трудоспособном возрасте, участвующие в трудовом процессе – это …

17. Выберите правильный вариант ответа

Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «рыночная

экономика».

-конкуренция

-безработица

-экономическая нестабильность

-планирование

-свободное ценообразование

-рынок

18. Выберите правильный вариант ответа

Верны ли суждения об отклоняющемся поведении:

а) отклоняющееся поведение не соответствует общепринятым нормам;

б) отклоняющееся поведение может быть полезно обществу?

-верно только а

-верно только б

-верны оба суждения

-оба суждения неверны

19. Выберите правильные варианты ответа

Что из перечисленного соответствует вертикальной мобильности?

-понижение в должности

-переход из одной школы в другую

-переезд в квартиру большей площади

-назначение рабочего мастером

-переизбрание депутата на второй срок

-получение военнослужащим внеочередного звания

20. Установите соответствие между терминами и определениями. Одному элементу левого

столбика соответствует один элемент правого.

1) социальная структура

2) социальный статус

3) социальная роль

А) совокупность устойчивых связей между людьми, занимающими различное положение в обществе

Б) социальная позиция человека в обществе или группе, наделяющая его определенными правами и обязанностями

В) ожидаемое от человека данного социального положения поведения

21. Выберите правильный вариант ответа

Какой из признаков характерен для парламентской монархии?

-сильная президентская власть

-монарх «царствует, но не правит»

-выборы органов судебной власти

-вся власть в стране в руках монарха

22. Выберите правильный вариант ответа

Верно ли, что:

а) государственные служащие занимают должности в центральном и местном аппарате госу-

дарственного управления;

б) государственные служащие занимают должности в судебном аппарате?

-верно только а

-верно только б

-верны оба суждения

-оба суждения неверны

23. Выберите правильные варианты ответа

Какие конституционные требования существуют для кандидата на пост Президента РФ?

-возраст 21 год

-партийная принадлежность

-возраст старше 35 лет

-гражданство РФ

-постоянное проживание в стране в течение 10 лет

24. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.

1) митинг

2) референдум

3) самоуправление

А) массовое собрание для обсуждения злободневных вопросов текущей жизни, в поддержку

определенных требований, а также для выражения солидарности или протеста

Б) всенародное голосование, проводимое в связи с принятием новой конституции, других важных

законов или внесением в них изменений

В) управление делами территориальной общности, организации или коллектива, самостоятельно

осуществляемое их членами либо через выборные органы, либо непосредственно

25. Выберите правильные варианты ответа

Найдите в приведенном ниже списке политические ценности демократического общества

-Однопартийная система

-парламентаризм

-безальтернативные выборы

-права человека

-правовое государство

-политический плюрализм

26. Впишите правильный ответ

Взаимная ответственность государства и личности, партнерские отношения власти и общества

отличают …. государство

27. Выберите правильный ответ

Деятельность, для которой характерно обобщение свойств вещей в понятиях:

-материально-производственная

-социально-преобразовательная

-духовно-практическая

-духовно-теоретическая

28. Выбрать правильные ответы

Типами социальной мобильности НЕ являются:

-Вертикальная

-Персональная

-Горизонтальная

-Личная

-Индивидуальная

-Коллективная

29. Выбрать правильный ответ

Высшей судебной инстанцией по экономическим спорам является:

-Высший арбитражный суд

-Верховный экономический суд

-Конституционный суд

-Высший коммерческий суд

30. Выбрать правильный ответ

К конституционным обязанностям граждан РФ НЕ относится:

-обязанность охранять природу и окружающую среду

-обязанность трудиться

-обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ

31. Выбрать правильный ответКонституция РФ была принята:

-Учредительным Собранием РФ

-Государственной Думой РФ

-На всенародном голосовании

-Конституционным Судом РФ

32. Выбрать правильный ответ

Право избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления называется:

-активным избирательным правом

-пассивным избирательным правом

-классическим избирательным правом

-консервативным избирательным правом

33. Выбрать правильный ответ

Местное самоуправление осуществляется на уровне:

-Области

-Края

-Автономного округа

-Сельского округа

34. Выбрать правильные ответы

Три ключевых признака, которые характеризуют тип экономической системы, это:

-роль государства в экономике

-тип налоговой системы

-система распределения товаров и услуг

-ценообразование

-преобладающая форма собственности

35. Выбрать правильный ответ

Тип подоходного налога, используемого в Российской Федерации:

-подоходный по прогрессивной шкале

-подоходный по пропорциональной шкале

-подоходный по регрессивной системе

36. Впишите правильный ответ

Система государственных мер, направленная на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных интересов - это … политика.

37. Впишите правильный ответ

Нормативно-правовой акт высшей юридической силы, изданный государственным органом в установленном порядке, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права – это …

38. Выберите правильный вариант ответа

Понятие «исковое заявление» относится к деятельности:

-Федерального собрания

-Правительства

-Суда

-Совета безопасности

39. Установите соответствие между статусными характеристиками и видами социальных

статусов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из

второго столбца

1) Мужчина

2) Высшее образование

3) 25 лет

4) Инженер

5) Женат

А) Прирожденный статус

Б) Приобретенный статус

В) Прирожденный статус

Г) Приобретенный статус

Д) Приобретенный статус

40. Выберите правильный ответ

Вопрос о соотношении понятий "добро" и "зло" является основным для:

-Психологии

-Этики

-Эстетики

-Социологии

История России

1. Выберите правильный вариант ответа

Принцип престолонаследия, введенный Ярославом Мудрым, предусматривал передачу княжеских

столов:

-по старшинству в роду

-от отца к сыну

-по завещанию

-по решению вече

2. Выберите правильный вариант ответа

Наследственные земельные владения в Древней Руси назывались

-земщиной

-вотчиной

-слободой

-поместьем

3. Выберите правильный вариант ответа

Для периода политической раздробленности до монгольского нашествия было

характерно:

-появление новых мануфактур

-распад единого всероссийского рынка

-создание единого всероссийского рынка

-развитие вотчинного землевладения и расцвет городов

4. Выберите правильный вариант ответа

Московское государство отказалось от признания Флорентийской унии, так как:

-не желало подчинения папе римскому

-стремилось к обособлению от Орды

-хотело сблизиться с Константинопольской патриархией

-поддерживало Османскую империю в борьбе против Византии

5. Выберите правильный вариант ответа

Какие крестьяне на Руси назывались черносошными?

-монастырские

-частновладельческие

-государственные

-дворцовые

6.Выберите правильный вариант ответа

В XVI - начале XVIII вв. приказами называли:

-рассылаемые царём указы

-органы центрального управления

-решения Земского собора

-распоряжения Боярской думы

7. Выберите правильный вариант ответ

Семибоярщина добивалась передачи власти в стране:

-Земскому собору

-новой царской династии

-Лжедмитрию II

-Боярской думе

8. Выберите правильный вариант ответ

Крестьянский сын, добившийся престола патриарха и звания Великого Государя

(«царского титула»):

-Никон

-Филарет

-Аввакум

-Гермоген

9. Выберите правильный вариант ответ

Возникшие в России в XVII в. предприятия, использовавшие ручную технику и

разделение труда, назывались

-артелями

-мануфактурами

-цехами

-гильдиями

10. Выберите правильный вариант ответ

«Соборное Уложение» 1649 г. предусматривало:

-объявление крепостного состояния крестьян наследственным

-запрещение передавать поместья по наследству

-установление "Юрьева дня"

-введение опричнины

11. Выберите правильный вариант ответ

Историческое полотно В.И. Сурикова "Меньшиков в Березове" воссоздает события,

связанные:

-с дворцовыми переворотами

-с Северной войной

-со стрелецкими бунтами

-с крестьянским восстанием под руководством Кондратия Булавина

12. Выберите правильный вариант ответа.

Условием получения Анной Иоанновной российского престола было:

-уничтожение Верховного Тайного совета, восстановление роли Сената

-сосредоточение в руках императрицы командования гвардейскими полками

-освобождение дворян от обязательной военной службы

-совместное правление императрицы с Верховным Тайным советом

13. Выберите правильный вариант ответа.

С процессом секуляризации, характерным для России в XVII-ХVIII вв., НЕ связано:

-проведение реформы церковного богослужения

-обращение церковной собственности в государственную

-усиление светских начал в отечественной культуре

-учреждение Святейшим Синодом вместо патриаршества

14. Выберите правильный вариант ответа

Симодский договор с Японией 1855 г., разграничивающий Курильские острова, подписал

от имени России:

-Макаров

-Путятин

-Горчаков

-Ковалевский

15. Выберите правильный вариант ответ

Ослабление цензурных запретов, гласное обсуждение проектов освобождения крестьян от

крепостной зависимости относится к началу царствования:

-Николая I

-Николая II

-Александра II

-Александра III

16. Выберите правильные варианты ответа.

К программным положениям Российской социал-демократической рабочей партии (1903

г.) относятся (выберите три позиции):

-сохранение единства и неделимости России

-свержение монархии

-сохранение крестьянской общины

-установление 8-часового рабочего дня

-развитие широкого местного самоуправления

-предоставление политических преимуществ русской нации

17. Выберите правильный вариант ответа.

Основным требованием образованного в 1915 г. Прогрессивного блока было:

-ликвидация монархического строя и его замены республиканским

-создание правительства, ответственного перед Государственной Думой

-немедленное заключение сепаратного мира с Германией

-превращение мировой войны в войну гражданскую

18. Выберите правильный вариант ответа

Ведущим представителем "государственной школы" в русской историографии ХIХ века

был:

-В.О.Ключевский

-Н.М.Карамзин

-С.М.Соловьев

-С.Ф.Платонов

19. Выберите правильный вариант ответа

Советскую концепцию опричнины с центральным тезисом о боярстве, противостоявшем

централизаторской политике царя Ивана Грозного, подверг критике в 70-80-е годы ХХ

века историк:

-Р.Г. Скрынников

-Н.И. Павленко

-В.Б. Кобрин

-Л.В.Черепнин

20. Выберите правильный вариант ответа

России в XIX в. представителей общественной мысли, отрицавших культурные, духовные

ценности предшествующих поколений и современного им общества, выступавших против

пережитков крепостного права, называли:

-Диссидентами

-Еретиками

-Раскольниками

-Нигилистами

21. Выберите правильный вариант ответа

Временное правительство весной 1917 г. заявило о (об)

-продолжении войны до победного конца

-выходе из войны

-заключении перемирия с Германией

-отказе от международных обязательств царского правительства

22. Выберите правильный вариант ответа

Переход в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков,

транспорта и т.д., осуществленный в Советской России в 1917 - 1918 гг., называется:

-Национализацией

-Приватизацией

-Социализацией

-Инвентаризацией

23. Выберите правильный вариант ответа

В годы Великой Отечественной войны на территории СССР были созданы национальные

воинские части ряда стран антигитлеровской коалиции, сражавшиеся против нацистов на

советско-германском фронте. Это страны:

-Польша, Чехословакия, Франция

-Польша, Болгария, Франция

-Румыния, Польша, Франция

-Болгария, Сербия, Чехословакия

24. Выберите правильный вариант ответа

Назовите причину отказа СССР от принятия «пана Маршалла» после окончания Второй

мировой войны

-надежда на помощь стран Восточной Европы

-ожидание помощи от стран «третьего мира»

-боязнь оказаться в экономической и политической зависимости от США

-расчет на восстановление экономики с помощью Англии и Франции

25. Выберите правильный вариант ответа

В Конституцию СССР, принятую в 1977 году, было введено новое положение:

-осуждение культа личности Сталина

-построение в СССР развитого социализма

-построение за двадцать лет коммунистического общества в СССР

-введение принципа разделения ветвей власти

26. Выберите правильный вариант ответа

Объявление чрезвычайного положения в Москве в октябре 1993 г., обстрел Белого дома

были связаны с:

-забастовкой шахтеров

-образованием ГКЧП

-проведением референдума о сохранении СССР

-противостоянием между Президентом и Верховным Советом РФ

27.Выберите правильный вариант ответа

Из названного относится к изменениям в социальной структуре общества в России в 1990-е гг.

-появление слоя собственников крупного капитала

-сокращение слоя бюрократии

-появление многочисленного среднего класса

-значительное увеличение числа промышленных рабочих

28. Впишите правильный ответ

Идеологическим обоснованием самодержавия в средневековую эпоху была доктрина …

29. Впишите правильный ответ

Работу по кодификации российского законодательства император Николай I поручил

30. Впишите правильный ответ

В соответствии со ст. 86 Основных законов Российской империи, которые были

приняты весной 1906 г. в новой редакции, никакой закон не мог вступить в силу, если он

не одобрен

31. Впишите правильный ответ

Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите название партии, о которой идет

речь.

«.. .Центральный пункт их программы - «социализация» земли, т.е. ликвидация частной

собственности на землю и передача ее без выкупа в заведование сельских и городских общин. В

основу пользования землей они клали уравнительно-трудовой принцип. Важнейшим элементом

революционной тактики они считали политический террор…»

32. Закончите предложение.

Вместо упраздненных коллегий в России появились

33. Соотнесите исторические события с датами:

1) 1783 г.

2) 1795 г.

3) 1809 г.

4) 1830-1831 гг.

А) Вхождение в состав России Крымского ханства

Б) Третий раздел Польши

В) Присоединение Финляндии

Г) Восстание в Польше

34. Установить соответствие между монархами и событиями, которые происходили в

годы их правления:

1) Екатерина II

2) Елизавета Петровна

3) Анна Иоанновна

4) Петр III

А) учреждение Постоянного императорского совета

Б) отмена внутренних таможенных пошлин

В) упразднение Верховного Тайного Совета

Г) прекращение преследования старообрядцев

35. Установить соответствие между научной позицией о смысле и целях опричнины и ее

автором:

1) Н.М. Карамзин

2) С.М. Соловьев

3) С.Ф.Платонов

4) В.Б. Кобрин

А) концепция «двух Иванов» - доброго и злого

Б) отражение борьбы государственных начал с родовыми началами

В) оправданное насилие против бояр - противников политики централизации Ивана

Грозного

Г) эгоистическая политика, направленная на укрепление единоличной власти

36. Установить соответствие между фамилиями советских писателей и названиями их

произведений

1) М.А. Шолохов

2) А.Н. Толстой

3) А.А. Фадеев

4) А.И. Солженицын

А) «Судьба человека»

Б) «Петр I»

В) «Молодая гвардия»

Г) «Один день Ивана Денисовича»

37. Расположить в хронологической последовательности правление в России

преемников Петра

1) Екатерина I

2) Петр II

3) Анна Иоанновна

4) Елизавета Петровна

38. Расположить исторические события эпохи Екатерины II в хронологической

последовательности:

А) Преобразование Сената

Б) Указ о лишении Церкви земельной собственности

В) Работа Уложенной Комиссии

Г) Принятие Жалованной грамоты дворянству

39. Расположить внешнеполитические межвоенного периода в хронологической

последовательности:

А) участие СССР в Генуэзской конференции

Б) начало дипломатического признания СССР странами Запада

В) вступление СССР в Лигу Наций;

Г) вооруженный конфликт СССР и Японии у озера Хасан

40. Расположить следующие термины в хронологическом порядке их появления в

отечественной культуре:

А) Фреска

Б) Парсуна

Г) Кунсткамера

Д) Лицей

Всеобщая история

1. Выберите правильный вариант ответа

Идеи деления истории на эпохи дикости (период собирательства, охоты), варварства и

цивилизации предложил:

-Платон

-Д. Локк

-Ж. Кондорсе

-Л. Гумилев

2. Выберите правильный вариант ответа

Определенную роль в централизации европейских земель периода средневековья сыграла

«черная смерть» –

-Нашествие варваров

-Эпидемия чумы

-Голод в средневековых городах

-Кризис ремесленного производства

3. Выберите правильный вариант ответа

Война 1377-1453 гг. Между Англией и Францией вошедшая в историю как Столетняя,

началась после смерти короля Франции:

-Филиппа V

-Карла IV

-Филиппа VI

-Генриха II

4.Выберите правильный вариант ответа

«Великая ремонстрация» была принята палатой общин во Франции в:

-1640 г.

-1641 г.

-1642 г.

-1643 г.

5.Выберите правильный вариант ответа

В 1924 г. Премьер-министром Великобритании стал лидер Лейбористской партии:

-Д. Ллойд-Джордж

-Р. Макдональд

-Н. Чемберлен

-К. Эттли

6. Выберите правильный вариант ответа

Закон США о ленд-лизе был принят сенатом в

-Феврале 1941 г.

-Марте 1941 г.

-Марте 1942 г.

-Ноябре 1942 г.

7. Выберите правильный вариант ответа

Последней религиозной и первой общеевропейской войной, изменившей карту Европы в

XVII веке, считают:

-Семилетнюю войну

-Северную войну

-Тридцатилетнюю войну

-Войну за испанское наследство

8.Выберите правильный вариант ответа

В XX веке человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит его

выживание и судьба. Эти проблемы получили название:

-Общественные

-Национальные

-Технологические

-Глобальные

9.Выберите правильный вариант ответа

Человеку Запада в эпоху Нового времени НЕ было присуще:

-уважение к частной собственности

-чувство свободы

-убеждение в том, что счастье и благополучие зависят от самого человека

-трепетное отношение к природе, единение человека с природой

10.Выберите правильный вариант ответа

В эпоху Возрождения возрос интерес к:

-античному наследию

-научным знаниям Древнего Китая

-древнерусской литературе

-математическим достижениям Древнего Египта

11. Выберите правильный вариант ответа

"Великая хартия вольностей" объявлена во время правления:

-Джона Лэклэнда

-Генриха III

-Ричарда I

-Эдуарда І

12. Выберите правильный вариант ответа

Американский __________проект по созданию атомной бомбы назывался:

-«Манхэттен»

-«Морган»

-«Айсберг»

-«Вашингтон»

13. Выберите правильный вариант ответа

Стратегия построения коммунизма в Китае в 1958 – 1960 гг. получила название:

-«культурная революция»

-«курс Неру»

-курс «трех красных знамен»

-«общество третьей цивилизации»

14. Выберите правильный вариант ответа

Программа «Партнерство во имя мира» была инициирована в 1994 году.

-ЕС

-ОВД

-АСЕАН

-НАТО

15. Впишите правильный ответ

Плата за занятие государственных должностей а Афинах была введена при архонте …

16. Впишите правильный ответ

Англия начала колонизацию Атлантического побережья Северной Америки в районе 40

параллели. Первая партия переселенцев высадилась в области названной…

17.Установите соответствие между датами и событиями

1) VIII в. до н.э.

2) VI до н.э.

3) V в. до н.э.

4) III в. до н.э.

А) Возвышение Персии. Завоевания Кира II

Б) Основание Рима

В) Греко-персидские войны

Г) Походы Пирра в Италию. Империя Цин Китае

18. Установите соответствие между датами и событиями

1) XIII в.

2) XIV – XVI в.

3) XV – XVI в.

4) II пол. XVIII в.

А) Возникновение нищенствующих монашеских орденов

Б) Возрождение в Италии

В) Возрождение в странах Западной Европы

Г) Начало промышленной революции в Великобритании

19.Определите правильную последовательность событий

А) Греко-персидская война

Б) Пелопоннесская война

В) Пунические войны

Г) Восстание Спартака

Д) Правление императора Траяна

20. Определите правильную последовательность событий

А) Вашингтонская конференция

Б) Вторжение французских войск в Рурскую область

В) Локарнский пакт о гарантиях западных границ Германии

Г) Начало Великого кризиса в США

Д) Победа на выборах в США кандидата демократов Ф.Д. Рузвельта

Историческое краеведение

1. Выберите правильный вариант ответа

Древнейшим городом на Нижегородской земле является:

-Арзамас

-Балахна

-Городец

-Нижний Новгород

2.Выберите правильный вариант ответа

-Основателем Нижнего Новгорода является:

-Юрий Долгорукий

-Андрей Боголюбский

-Юрий Всеволодович

-Юрий Михайлович

3.Выберите правильный вариант ответа

Центром организации II ополчения в Нижнем Новгороде стал(а):

-воеводский двор

-съезжая изба

-губная изба

-земская изба

4. Выберите правильный вариант ответа

Родиной К.Минина является:

-Лысково

-Богородск

-Городец

-Нижний Новгород

-Балахна

5.Выберите правильный вариант ответа

Михайло-Архангельский собор в Нижегородском кремле был построен в честь:

-взятия Казани

-в память второго ополчения К.Минина и Д.Пожарского

-победы при Бородино в 1812 году

-Куликовской битвы

6.Выберите правильный вариант ответа

В составе Нижегородской губернии в XVIII веке не было уезда:

-Семеновского

-Павловского

-Лукояновского

-Горбатовского

7.Выберите правильный вариант ответа

И.П.Кулибиным из нижеперечисленного никогда не изготовлялось:

-часы "яичной фигуры"

-телеграф

-одноарочный мост через Волгу

-лифт

8.Выберите правильный вариант ответа

Названия нижегородских селений - Силинский Майдан, Тольский Майдан,

Салдамановский Майдан, Крутой Майдан и др. напоминают о таком промысле, как:

-о добыче соли

-о выделке кожи

-о производстве щепного товара

-о производстве поташа

9.Выберите правильный вариант ответа

Работных людей следующих специальностей: трубники, повара, подварки, водоливы,

дровосеки, что "варили" эти мастера объединил такой промысел, как производство:

-Соли

-Поташа

-Железа

-Мыла

10.Выберите правильный вариант ответа

Что является лишним в ряду:

-Тайницкая

-Георгиевская

-Коромыслова

-Красная

-Северная

-Ивановская

11. Выберите правильный вариант ответа

Местонахождение штаба III округа военных ополчений (1812 г.) было определено в:

-Балахне

-Арзамасе

-Курмыше

-Нижнем Новгороде

12.Выберите правильный вариант ответа

Ополченцев 1812 года называли:

-"доброхотами"

-"добровольцами"

-"волонтерами"

-"жертвенниками"

13.Выберите правильный вариант ответа

Лишним в ряду является:

-Бугров Н.А.

-Садовский Б.Е.

-Рукавишников С.М.

-Бурмистрова В.М.

-Блинов Ф.А.

-Башкиров Я.Е.

14. Выберите правильный вариант ответа

Здание нижегородского Николаевского театра (1896) построено по проекту:

-Шехтеля

-Шретера

-Шервуда

-Ширвинда

15. Впишите правильный ответ

Первую провинциальную художественную школу "крепостных учеников свободных

искусств" основал в г. Арзамасе

16. Впишите правильный ответ

Падение Великого княжества Нижегородского началось после поражения на реке…

17. Установите соответствие между видными нижегородцами и их должностями и

1) Д.С.Сироткин.

2) И.Р.Романов

3) А.Ф.Гирс

4) П.А.Демидов.

А) городской голова

Б) первый председатель Нижегородского губисполкома.

В) последний губернатор Нижегородской губернии

Г) комиссар Временного правительства по Нижегородской губернии.

18. Установите соответствие между видными нижегородцами и их сферой деятельности

1) А.О. Карелин

2) Н.И.Храмцовский

3) П.Д.Боборыкин

4) А.Б.Мариенгоф

А) Фотограф

Б) Краевед-историк

В) Писатель-романист

Г) Поэт, драматург

19. Расположить вузы Нижнего Новгорода в порядке их образования

А) Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского

Б) Нижегородский государственный технический университет

В) Нижегородская государственная медицинская академия

Г) Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

20. Расположить города Нижегородской области в порядке их основания

А) Лысково

Б) Арзамас

В) Семенов

Д) Выкса

Методика

1. Выберите правильный вариант ответа

Информационная компетентность предполагает наличие умения:

-умение писать и считать

-умение составлять план рассказа

-умение находить требуемую информацию в различных источниках

-умение организовывать творческие мероприятия

2. Выберите правильные варианты ответа

При организации урока с использованием компьютера нужно учитывать:

-уровень подготовки класса по истории

-организацию контроля за деятельностью учащихся на уроке и усвоением ими учебного материала

-гигиенические требования к работе учащихся за компьютером

-владение приемами работы с компьютером

3. Выберите правильный вариант ответа

В настоящее время в школах России реализован принцип обучения:

-Линейный

-Концентрический

-Смешанный

-Цивилизационный

4. Выберите правильный вариант ответа

Проверка достижений учащихся по категории «историческое движение» включает в себя знание:

-Хронологии событий

-Исторической географии

-Изменений исторической карты мира

-Фактов, событий, терминов

5. Выберите правильный вариант ответа

Учебник истории выполняет функцию:

-Систематизирующую

-Развлекательную

-Содержательную

-Учета знаний

6. Выберите правильный вариант ответа

Построение программ на принципах концентризма означает:

-Параллельное изучение отечественной и всеобщей истории

-Последовательное изучение всеобщей и отечественной истории

-Изучение блоками всемирной истории

-Изучение отечественной и всеобщей истории сначала элементарно, а затем углубленно, на более

высоком теоретическом уровне

7. Выберите правильный вариант ответа

Как называются факты, которые имеют большое объективно историческое значение, передают

основное фактологическое содержание темы урока, воссоздают важнейшие события и явления,

раскрывают их существенные стороны?

-Объективные

-Главные

-Основные

-Существенные

8. Выберите правильный вариант ответа

К факторам обучения истории и обществознания относятся:

-Цели обучения, содержание и структура образования, процесс обучения, типы занятий, средства

учебной работы

-Цели обучения, содержание и структура образования, процесс обучения, формы обучения,

средства учебной работы

-Цели обучения, содержание и структура образования, процесс обучения, средства учебной

работы

-Цели обучения, процесс обучения, формы обучения, средства учебной работы

9. Выберите правильный вариант ответа

При подготовке к урокам, учитель истории и обществознания должен руководствоваться

следующей последовательностью:

-изучение Госстандарта, базисного учебного плана, примерной программы, учебников

-изучение Госстандарта, базисного учебного плана, примерной программы

-изучение базисного учебного плана, примерной программы, учебника

-изучение Госстандарта, базисного учебного плана, примерной программы, методических

Рекомендаций

10. Выберите правильный вариант ответа

Выберите приоритетный показатель, которым должен руководствоваться учитель при выборе

программы по предмету:

-Объем программы

-Наличие грифа Министерства образования и науки РФ

-Учет в программе возрастных особенностей ученика

-Содержание программы

11. Выберите правильный вариант ответа

При выборе учебно-методического комплекта учитель ориентируется на:

-наличие данного УМК в Федеральном перечне

-полноту и целостность УМК

-год издания учебника

-все перечисленное

12. Установите соответствие между линией УМК издательства и автором УМК:

1) УМК "Обществознание" издательства "Просвещение"

2) УМК "Обществознание" издательства "Русское слово"

3) УМК "Всемирная история. История России и мира" издательства "Русское слово"

4) УМК "Уроки гражданственности" издательства НГЦ

А) Я.В. Соколов

Б) М.А. Субботина

В) Н.В. Загладин

Г) А.И. Кравченко

Д) Л.Н. Боголюбов

13. Установите соответствие между представленными ниже учебными курсами и уровнем, на

котором он обеспечивается:

1)Федеральный уровень

2) Региональный уровень

3) Школьный уровень

А) Курс "Обществознание"

Б) Курс "Граждановедение"

В) Факультативный курс "Проблемные вопросы истории России"

14. Выберите правильный ответ

Контрольная работа, зачет, защита творческой работы - это формы:

-периодического контроля знаний

-отсроченного контроля знаний

-итогового контроля знаний

-устного контроля знаний

15. Выберите правильный ответ

Оценку НЕ характеризует следующая функция:

-поощрение образовательной деятельности ученика

-оценивание ученика по его отношению к содержанию учебного курса

-указание на проблемы тех или иных образовательных результатов

-формирование самосознания и самооценки у школьников

-свидетельство степени успешности учащегося в овладении знаниями

16. Расположите в правильной последовательности прохождение представленных ниже

учебных курсов истории в школе:

-пропедевтический курс истории

-история Древнего мира

-история России с древнейших времен до конца XVI века

-новая история

-новейшая история

17. Впишите правильный ответ

Систему структурных дискуссий в форме интеллектуальной игры, где две стороны выдвигают

аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри и

судей в своей правоте и опыте риторики, называют …

18. Впишите правильный ответ

Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна

завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или

иным образом, называют методом …

19. Впишите правильный ответ

Форму учебных занятий в старших классах, в которой учитель дает глубокое, целостное,

логически стройное изложение основного фактологического и теоретического материала темы,

преимущественно в монологической форме, называют …

20. Впишите правильный ответ

Стандарты второго поколения, в отличие от стандартов первого поколения, ориентированы на

…подход

21. Впишите правильный ответ

Обучение, основанное на взаимодействии учащихся между собой и с источниками опыта,

называется …

22. Выберите правильный ответ

По Е.Е. Вяземскому, форма учебного занятия по истории и обществознанию, на котором

организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или

источникам - это:

-практическое занятие

-лабораторное занятие

-семинар

-практикум

23. Проанализировать задание и выбрать правильный ответ

Учащимся предлагается задание: "Назовите основные задачи, которые решались во внешней

политике России в XVII в. (укажите не менее двух задач). Приведите примеры войн, походов и

экспедиций XVII в., предпринимавшихся для решения этих задач (не менее трёх примеров)".

Данное задание принадлежит к следующему типу:

-на обобщенную характеристику, систематизацию знаний

-на анализ исторических версий и оценок

-на анализ исторической ситуации

-на сравнение

24. Проанализировать задание и выбрать правильный ответ

Учащимся предлагается задание: "Раскройте на трех примерах глобальный характер

экологических проблем современного мира".

Данное задание принадлежит к следующему типу:

-задание, требующее конкретизации теоретического знания

-задание-задача

-альтернативное задание

-составное задание на основе фрагмента оригинального текста

-задание, требующее перечисления ряда объектов, признаков или применения обществоведческого

Понятия

25. Расположить в правильной последовательности компоненты описания учебного занятия:

-тема урока

-место урока в системе других уроков

-цели и задачи урока

-ход урока

-литература

-приложения

26. Проанализировать задание и выбрать правильный ответ

Учащимся предлагается задание: "Четырнадцатилетний подросток совершил вооруженное

нападение на прохожего. Суд квалифицировал его деяние как преступное. Назовите любые два

аргумента (основания) для данного решения. Какой вид ответственности повлекут за собой

действия подростка?"

Данное задание принадлежит к следующему типу:

-задание, требующее конкретизации теоретического знания

-задание, требующее перечисления ряда объектов, признаков или применения обществоведческого

-понятия

-задание-задача

-альтернативное задание

-составное задание на основе фрагмента оригинального текста

27. Расположить в правильной последовательности этапы технологии тематического

планирования учебных занятий:

-изучение образовательной программы учебного курса

-определение основных блоков тематического плана

-распределение общего количества годовых учебных часов по разделам и темам курса

-планирование учебных занятий внутри каждого блока учебного курса

-окончательная компоновка и оформление годового тематического плана

28. Расположить в правильной последовательности этапы работы с портфолио в учебном

процессе:

-"запуск" портфолио

-формирование структуры портфолио

-отбор материалов для размещения в портфолио

-портфолио-конференция с презентацией портфолио

-внешняя оценка портфолио

-итоговая саморефлексия работы с портфолио

29. Расположить в правильной последовательности этапы решения познавательных задач по

истории и обществознанию:

-внимательно прочитать условие задачи и вопросы к ней

-обдумать данные в тексте условия и определить, что они дают для ответа на вопрос

-вспомнить, что известно по теме задачи и что из этих знаний может помочь решению

-доказать свое решение

-проверить, является и полученное решение ответом по существу вопроса задачи

30. Установить соответствие между классом и представленными ниже учебными предметами

образовательной области "Обществознание"

1)5 класс

2) 6 класс

3) 7 класс

4) 8 класс

5) 9 класс

А) История Древнего мира

Б) История Средних веков

В) Историческое краеведение

Г) История России XIX века

Д) Новейшая история



Предварительный просмотр:

Диагностическая работа по обществознанию

Вариант 1

Часть 1

1. Существуют различные значения понятия «общество». Под обществом

в широком смысле понимают

1) всё человечество в прошлом, настоящем и будущем;

2) объединение людей одной профессии;

3) группу людей, объединившихся для общения и взаимопомощи;

4) весь материальный мир.

2. Обмен информацией, мыслями, чувствами учёные обозначают понятием

1) игра;     2) общение;      3) труд;       4) творчество.

3. Каждую субботу Анна Петровна проводит генеральную уборку своей

квартиры. Данный пример иллюстрирует деятельность

1) игровую;    2) художественную;    3) познавательную;     4) трудовую.

4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Существование общества во многом зависит от состояния природы.

Б. Общество может ограничивать своё негативное влияние на природную

среду.

1) верно только А                 2) верно только Б  

3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

5. Что отличает науку от других форм (областей) духовной культуры?

1) критическое осмысление результатов познания

2) формирование представлений о прекрасном

3) поклонение сверхъестественным силам

4) многообразие художественных стилей

6. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Образование представляет собой прежде всего совокупность особых

духовных правил, регулирующих поведение человека.

Б. В основе образования лежат культурные традиции, система ценностей

и норм, способов деятельности, накопленные людьми.

1) верно только А                       2) верно только Б

3) верны оба суждения              4) оба суждения неверны

7. Что отличает рыночную экономику от других типов экономических систем?

1) установление цен в результате баланса спроса и предложения

2) централизованное распределение факторов производства

3) преобладание государственной формы собственности

4) государственное регулирование хозяйственной деятельности

8. Николай купил себе костюм, рубашку и галстук, потратив часть своей

зарплаты. Какую функцию денег иллюстрирует этот пример?

1) средство накопления        2) средство обращения

3) мировые деньги                4) мера стоимости

9. Какой из приведённых ниже примеров иллюстрирует потребление?

1) Государство собирает налоги.

2) Ателье шьёт одежду по индивидуальным заказам клиентов.

3) Семья использует газ для отопления дома.

4) Медицинский центр оказывает услуги населению.

10. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Под ограниченностью ресурсов понимают их недостаточность для

создания необходимых товаров и услуг в сравнении с безграничными

человеческими потребностями.

Б. Ограниченность ресурсов требует от общества разумной организации его

хозяйственной деятельности.

1) верно только А                       2) верно только Б

3) верны оба суждения              4) оба суждения неверны

11. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?

1) пассажиры           2) горожане           3) мужчины          4) инженеры

12. Родители учат сына: «Если при встрече тебя спросили: "Как дела?" – это

не означает, что нужно подробно о них рассказывать». Так родители

рассказывают сыну о правилах

1) морали;        2) этикета;         3) науки;           4) религии.

13. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья является важнейшим институтом рыночной экономики.

Б. Семья играет важную роль в формировании личности ребёнка.

1) верно только А                             2) верно только Б

3) верны оба суждения                    4) оба суждения неверны

14. Что свойственно демократическому политическому режиму?

1) господство одной идеологии

2) сосредоточение всей власти в руках одного человека

3) выборы в органы власти на альтернативной основе

4) контроль государства над частной жизнью граждан

15. В стране Z глава государства – князь – получает свою власть по наследству. Граждане избирают парламент, которому принадлежит высшая

законодательная власть. Правительство формируется партией, победившей

на парламентских выборах. Какова форма правления в стране Z?

1) президентская республика                         2) федеративное государство

3) конституционная монархия                       4) унитарное государство

16. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество включает в себя разнообразные организации,

созданные по инициативе населения.

Б. Существование гражданского общества невозможно без понимания

людьми своих прав и исполнения обязанностей.

1) верно только А                         2) верно только Б

3) верны оба суждения                4) оба суждения неверны

17. Применение мер государственного принуждения за совершение

противоправного деяния называют

1) правоотношением;                                 2) правонарушением;

3) нормативным правовым актом;           4) юридической ответственностью.

18. Какое из перечисленных прав характеризует статус ребёнка, в отличие

от статуса взрослого?

1) право жить и воспитываться в семье        2) право на жизнь

3) право на доступ к информации              4) право на социальное обеспечение

19. Супруги решили расторгнуть брак. При каком условии этот вопрос может

быть решён только в суде?

1) Супруги прожили вместе более трёх лет.

2) У супругов есть общие несовершеннолетние дети.

3) Супруги ведут совместный бизнес.

4) Супруги заключали брачный договор.

20. Верны ли следующие суждения о Президенте РФ?

А. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ,

достигший 21 года.

Б. На пост Президента РФ может быть избран только гражданин,

родившийся на территории России.

1) верно только А                                  2) верно только Б

3) верны оба суждения                         4) оба суждения неверны

21. Наташа и Света узнали, что Лена пригласила на пикник всех одноклассников, кроме них. Наташа не стала выяснять причины этого поступка, просто перестала разговаривать с Леной. Света же попросила ещё одну девочку из класса узнать у Лены, почему она так поступила.

     Сравните два способа поведения при межличностных конфликтах: уход

от конфликтной ситуации и посредничество. Выберите и запишите в первую

колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку –

порядковые номера черт отличия.

1) привлечение третьей стороны

2) стремление выйти из конфликта

3) осознание конфликтной ситуации

4) выход без уступок, но и без отстаивания своих интересов

Черты сходства

Черты отличия

22. Установите соответствие между признаками и типами экономических

систем: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент

из второго столбца.

          ПРИЗНАК                                                  ТИП ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

А) государственная собственность на зем-              1) рыночная    

лю, промышленные предприятия                              2) традиционная

Б) натуральный обмен продуктами труда                 3) командная

В) свобода хозяйственной деятельности

производителей

Г) административные методы управления

экономикой

Д) решение основных вопросов экономики

с помощью обычаев

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.    

А

Б

В

Г

Д

Прочитайте текст и проанализируйте

С начала 2000-х гг. в стране Z начали проводить реформы правоохранительной системы. В 2002 и 2012 гг. учёные проводили опросы

общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Доверяете ли Вы правоохранительным

органам?»

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

Варианты ответа

% отвечавших

2002

2012

Доверяю, потому что они защищают права

и законные интересы граждан

10

25

Доверяю, так как там работают настоящие

профессионалы

15

40

Отношусь с опасением, так как их сотрудники не

всегда соблюдают законы

35

15

Не доверяю

34

17

Затруднились ответить

6

3

23. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В 2012 г. доля тех, кто объясняет своё отношение к правоохранительным органам тем, что там работают настоящие профессионалы, меньше доли тех, кто видит причину доверия в том, что правоохранительные органы защищают права и законные интересы граждан.

2) Доля тех, кто не доверяет правоохранительным органам, к 2012 г. сократилась вдвое.

3) Доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, так как там работают настоящие профессионалы, увеличилась в 2012 г. в сравнении с 2002 г.

4) Доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, потому что они защищают права и законные интересы граждан, к 2012 г. сократилась вдвое.

5) В 2012 г. четверть опрошенных доверяла правоохранительным органам, так как они защищают права и законные интересы граждан.

24. Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Граждане страны Z не имеют доступа к информации о деятельности правоохранительных органов.

2) В стране Z соблюдаются права и свободы человека.

3) Доверие к правоохранительным органам со стороны населения возросло.

4) За годы реформ удалось повысить профессионализм сотрудников

правоохранительных органов.

5) В стране Z развивается гражданское общество.

25. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) В ходе социологического опроса респондентам задавали вопрос: «Справедливо ли разделять профессии на мужские и женские?»  (Б)Большинство опрошенных считают мужскими профессии дальнобойщика, строителя, военного. (В) Странно, что опрошенные игнорируют то, что значительное количество женщин служат в армии и полиции, успешно работают в сфере строительства и грузоперевозок.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих

положений.

А

Б

В

Прочитайте текст и выполните задания 26–29.

     Одной из наиболее примечательных перемен, произошедших за последние полвека, был рост доли работающих женщин в числе высокооплачиваемых категорий работников. Такая перемена произошла по многим причинам.

     Женщины получили лучшее образование и квалификацию, что способствовало росту производительности на рабочих местах. В результате

этого их заработная плата стала постоянно возрастать. Более высокие ставки

заработной платы повысили альтернативные издержки – утраченную заработную плату, т. е. «стоимость» сидения дома. В ответ на это женщины

решили пойти на работу и заместить ею ставшие более дорогостоящими простые домашние обязанности.

     Более высокая заработная плата женщин способствовала и другим переменам в использовании времени и покупательских привычках. Появились детские сады, которые позволяют женщинам переложить на них заботу о детях. Расширение сети ресторанов и привычка обедать вне дома, рестораны быстрого обслуживания, готовая еда в магазинах и доставка обедов на дом сегодня заместили сложные процессы приготовления домашней еды. Была создана сеть специализированных и универсальных магазинов, система торговли по каталогам, бытовые услуги на дому и пр.

Микроволновые печи, посудомоечные машины, автоматические стиральные машины и сушки, а также масса других «средств домашнего производства» сделали выход на работу для женщин ещё более привлекательным.

     Большая доступность рабочих мест, как и рост оплаты труда, является фактором повышения уровня занятости женщин. Вырос спрос на учителей, медицинских сестёр, секретарей, продавцов и других работников сферы услуг. Кроме того, значительная часть населения за последнее время переехала из сельских районов в города, где женщинам легче получить работу. И, наконец, сокращение продолжительности рабочей недели, появление института частичной занятости также способствовали тому, что женщины получили возможность совмещать работу с заботой о детях и домашними обязанностями.

     Женщины как особая группа также способствовали изменению предпочтений – они выбрали работу, а не домашнее хозяйство. Растущее число женщин «нашло себя» именно на рабочем месте, где они могли проявить свои способности, получить продвижение в карьере и высокую заработную плату. В более широком плане необходимо отметить, что общество в целом стало принимать и поощрять женщин к выходу на работу, в т. ч. замужних и с маленькими детьми.

     Нестабильность семей, резкое повышение числа разводов привели к тому, что всё больше женщин стали выбирать работу, чтобы обезопасить себя от материальных трудностей на случай развода.

(по Р. Макконнеллу, С. Брю)

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

27. Какие новшества потребительского рынка и сферы услуг способствовали, по мнению авторов, большей привлекательности выхода на работу для женщин? (Используя содержание текста, назовите любые пять новшеств.)

28. Какие изменения рынка труда способствовали росту уровня занятости женщин? (Используя содержание текста, укажите три изменения.)

29. Как выход женщин на работу может быть связан с кризисом семьи? (Используя содержание текста и обществоведческие знания, выскажите три

предположения.)

30. Какие обстоятельства Вы посоветовали бы учитывать при выборе работы замужней женщине с несовершеннолетними детьми? (Используя обществоведческие знания и материалы СМИ, укажите два обстоятельства и поясните каждое из них.)

31.Существует мнение, что есть сферы деятельности, в которых женский труд в принципе не должен использоваться. Согласны ли Вы с этим мнением? (Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в обоснование своей позиции.)

Диагностическая работа по обществознанию

Вариант 2

Часть 1

1. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

1) издержки, прибыль                                       2) племена, народности

3) наука, образование                                       4) республика, федерация

2. Совокупность социально значимых свойств, черт человека, которые он реализует в общественной жизни, обозначают понятием

1) личность;       2) гений;        3) индивид;             4) творец.

3. Школьники по заданию учителя биологии провели наблюдения и определили

основные источники загрязнения школьных классов. Какую деятельность иллюстрирует данный пример?

1) игровую;                                 2) художественную;

3) познавательную;                    4) трудовую.

4. Верны ли следующие суждения об основных сферах общественной жизни?

А. В каждой сфере общественной жизни решается определённая группа задач

и проблем социального развития.

Б. Все сферы общественной жизни взаимодействуют друг с другом.

1) верно только А                            2) верно только Б

3) верны оба суждения                   4) оба суждения неверны

5. Для обозначения особых духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, окружающей среде и самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, используют термин

1) гражданственность     2) гуманизм     3) право     4) мораль

6. Верны ли следующие суждения о цели науки?

А. Цель науки – регулировать нравственные и правовые отношения.

Б. Цель науки – получать достоверные знания о природе и обществе.

1) верно только А                           2) верно только Б

3) верны оба суждения                  4) оба суждения неверны

7. В рыночной экономике одну из ведущих ролей играют(-ет)

1) потребители и их спрос на товары и услуги       2) правительство страны

3) правоохранительные органы                  4) государственные предприятия

8. С. является владельцем предприятия. Для увеличения прибыли он установил новое оборудование. В данной ситуации он проявил себя прежде всего как

1) разработчик оборудования;                              2) предприниматель;

3) продавец;                                                            4) гражданин.

9. В стране Z с доходов граждан взимается 20-процентный подоходный налог. Одним из объектов налогообложения является

1) налогоплательщик                              2) предприятие

3) налоговая служба                               4) заработная плата

10. Верны ли следующие суждения о деньгах?

А. Деньги – это всеобщий эквивалент стоимости товаров и услуг.

Б. Деньги являются средством осуществления расчётов при обмене благами.

1) верно только А                                            2) верно только Б

3) верны оба суждения                                   4) оба суждения неверны

11. К разновидностям этноса относятся

1) нации                                       2) сословия

3) классы                                     4) элиты

12. Родители заботятся о материальных условиях жизни ребёнка: качественном и своевременном питании, хороших одежде и игрушках. Какую функцию семьи прежде всего иллюстрирует этот пример?

1) эмоциональную                                          2) обучение и воспитание детей

3) статусную                                                   4) хозяйственно-бытовую

13. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Все социальные нормы имеют формальный характер.

Б. Как правило, социальные нормы фиксируются в нормативных правовых

актах.

1) верно только А                                         2) верно только Б

3) верны оба суждения                                4) оба суждения неверны

14. И референдуму, и выборам в РФ свойственно(-а)

1) установленная законом периодичность проведения

2) голосование за кандидатов на государственные должности

3) выражение согласия (несогласия) с поставленным вопросом

4) свободное и добровольное участие граждан

15. Организация объединяет людей, имеющих общие взгляды на общественные проблемы. Она добивается контроля над управлением страной и для этого принимает активное участие в выборах в органы государственной власти. Эта организация является

1) инициативной группой                                   2) политической партией

3) профессиональным союзом                           4) парламентской фракцией

16. Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни?

А. К необходимым условиям сознательного участия гражданина в поли-

тической жизни относится способность анализировать политическую

ситуацию.

Б. Участие в выборах – одна из обязанностей гражданина в демократическом

государстве.

1) верно только А                                  2) верно только Б

3) верны оба суждения                         4) оба суждения неверны

17. Какая отрасль права регулирует имущественные отношения?

1) административное право                            2) гражданское право

3) конституционное право                              4) трудовое право

18. Одна из обязанностей граждан РФ –

1) иметь имущество в собственности;

2) платить законно установленные налоги и сборы;

3) участвовать в культурной жизни;

4) участвовать в управлении делами государства.

19. Бабушка с внуком, гуляя в лесу, нарвали букет цветов, которые занесены

в Красную книгу. Нормы какой отрасли права регулируют данную

ситуацию?

1) гражданского права                             2) уголовного права

3) трудового права                                   4) административного права

20. Верны ли следующие суждения о Конституции РФ?

А. Конституция РФ обладает высшей юридической силой, ей должны

соответствовать все законы и подзаконные акты.

Б. Конституция РФ была принята большинством голосов Федерального

Собрания нашей страны.

1) верно только А                                    2) верно только Б

3) верны оба суждения                            4) оба суждения неверны

21. В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт

сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) наличие руководителей органов исполнительной власти

2) пресечение нарушений общественного порядка

3) наличие однопартийной системы

4) свободные выборы на альтернативной основе

Черты сходства

Черты отличия

22. Установите соответствие между примерами и функциями государства в рыночной экономике: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 ПРИМЕР                                                              ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА

                                                                              В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

А) строительство федеральных                   1) социальное обеспечение

дорожных  трасс                                                 населения

Б) бесплатное обеспечение отдельных       2) производство общественных

групп граждан лекарственными                      благ

препаратами

В) выплата пособий многодетным

семьям

Г) оплата листка временной

нетрудоспособности (больничного)

Д) организация работы общественного

транспорта

А

Б

В

Г

Д

Прочитайте текст и проанализируйте

Социологические службы страны Z провели опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой метод стимулирования трудовой активности работников Вы считаете наиболее эффективным?»

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

Наиболее эффективные методы

стимулирования трудовой активности

работников

Мужчины

Женщины

Премирование работников по итогам месяца, года

35%

50%

Организация соревнования работников

25%

15%

Перевод работников на сдельную заработную плату

10%

10%

Возможности профессионального

совершенствования и карьерного роста

20%

5%

Создание комфортных условий труда

10%

20%

23. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Мужчины в равной мере отмечают переход к сдельной заработной плате и создание комфортных условий труда как эффективные методы стимулирования трудовой активности работников.

2) Доля тех, кто считает возможности профессионального и карьерного роста эффективным методом стимулирования трудовой активности, выше среди женщин, чем среди мужчин.

3) Доля тех, кто рассматривает соревнование работников как эффективный метод стимулирования трудовой активности персонала, выше среди мужчин, чем среди женщин.

4) Значение перехода к сдельной заработной плате как метода стимулирования трудовой активности работников для мужчин выше, чем для женщин.

5) И мужчины, и женщины считают премирование наиболее эффективным методом стимулирования трудовой активности работников.

24. Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Работники отказываются трудиться в некомфортных условиях.

2) Мужчины более склонны участвовать во внутренних корпоративных

мероприятиях.

3) Дух соревнования более явно выражен у мужчин, чем у женщин.

4) Женщины редко используют возможности своего профессионального и карьерного роста.

5) Материальные методы стимулирования труда являются ведущими для

работников.

25. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) В семье ребёнок усваивает моральные ценности, правила поведения.

(Б) Скорее всего, в благополучной, счастливой семье сводятся к минимуму

проявления отклоняющегося поведения. (В) Многочисленные исследования молодёжной преступности показали, что около 85 % молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих

положений.

А

Б

В

Прочитайте текст и выполните задания 26–29.

     Потребителя не интересуют затраты производителя. Отдавая предпочтение тому или иному товару, потребитель исходит из того, насколько важна для него потребность, удовлетворяемая данным товаром, и насколько полно этот товар её удовлетворяет. При этом следует помнить, что у человека есть как физиологические потребности (пища, одежда, кров и т. д.), так и социальные и духовные потребности (потребности в общении, уважении окружающих, познании мира, самовыражении). Не удовлетворив хотя бы частично физиологические потребности, человек не может думать об удовлетворении других потребностей.

     Поэтому для предпринимателя важно знать, какого рода потребности удовлетворяет его товар и в какой последовательности он будет выбран потребителем. Пекарь знает, что даже если возможности покупателя ограничены, его товару всегда будет отдано предпочтение, поскольку без хлеба человек не может жить. А производитель бытовой электроники должен понимать, что деньги на кофеварку или соковыжималку покупатель будет готов потратить лишь тогда, когда хлеба куплено вдоволь.

     В то же время потребности можно формировать. Многие фирмы успешно создают и стимулируют новые потребности. Замечательный пример создания новых потребностей демонстрируют производители жвачки. С помощью рекламы у покупателей была создана «потребность в поддержании нормального кислотно-щелочного баланса во рту», хотя совсем недавно никто из нас об этом не задумывался. А после того как потребность была создана, нам предложили товар, который способен эту потребность удовлетворить. Умелое воздействие на покупателей обеспечило производителям жвачки устойчивую заинтересованность в их продукте.

     Важно сделать потребность в товаре как можно более насущной для покупателей. Чем важнее для потребителя удовлетворить именно эту потребность, тем выше полезность товара, тем больше шансов, что он будет продан.

     Чтобы бизнес был успешным, необходимо своевременно предвидеть, предугадывать изменения в предпочтениях потребителей. Предприниматель, сумевший раньше других распознать изменения во вкусах потребителей и предложить соответствующий товар, всегда остаётся в выигрыше.

(по материалам энциклопедии для школьников)

26.  Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

27. Почему для предпринимателя важно знать, какие потребности удовлетворяет его товар? Как автор объясняет соотношение различных потребностей человека?

28. С какой целью фирмы формируют новые потребности людей? Какое отношение потребителей к новой потребности стремятся сформировать производители? Приведите любой положительный пример формирования новой потребности.

29. Какой фактор успешности бизнеса привёл автор? Используя обществоведческие знания, укажите другие три фактора, влияющие на успешность бизнеса.

30. Многие потребители не могут противостоять агрессивной рекламе новых товаров и услуг. Сформулируйте три совета потребителям, стремящимся защитить свои доходы и не совершать ненужных трат под воздействием рекламы.

31. На уроке школьник высказал мысль, что формирование производителями новых потребностей нечестно по отношению к потребителям. Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, сформулируйте один аргумент (обоснование) в поддержку и один аргумент(обоснование) в опровержение данного мнения.

Диагностическая работа

Вариант 3

Часть 1

1. Какое суждение отражает взаимосвязь общества и природы?

1) общество и природа подчиняются единым законам развития

2) природные явления оказывают существенное влияние на жизнь общества

3) общество является частью природной среды обитания людей

4) природе и обществу присуще вытеснение низших форм организации

высшими

2. Какой пример иллюстрирует, прежде всего, трудовую деятельность человека?

1) участие в школьном турнире по настольному теннису

2) чтение книги о географических открытиях

3) поступление в вуз

4) проведение школьного урока учителем

3. Политическая организация критикует политику правительства в отношении пенсионеров. Какие сферы жизни общества непосредственно затрагивает эта деятельность?

1) политическую и социальную    2) экономическую и социальную

3) политическую и духовную        4) экономическую и духовную

4. Верны ли следующие суждения о деятельности?

А. Деятельность человека носит преимущественно инстинктивный характер.

Б. Деятельность человека направлена на удовлетворение его потребностей.

1) верно только А                                 3) верны оба суждения                                        

2) верно только Б                                 4) оба суждения неверны

 

5. К особенностям научного знания относится

1) очевидность содержания для каждого        2) нацеленность на практический результат

3) объективность                                               4) соответствие цели и средств познания

6. Верны ли следующие суждения о гуманизме?

А. Гуманизм предполагает внимание общества к проблемам развития личности.

Б. Следование гуманистическому идеалу повышает роль нравственных ценностей в жизни человека.

1) верно только А                              3) верны оба суждения

2) верно только Б                               4) оба суждения неверны

7. Рыночную экономику отличает от других типов экономических систем

1) господство государственной собственности на средства производства

2) плановое ведение хозяйства

3) централизованное распределение ресурсов

4) свободное ценообразование

8. Ведущей целью деятельности предпринимателя является

1) наполнение рынка товарами                                3) вложение свободных средств                          

2) привлечение дополнительной рабочей силы        4) получение прибыли

9. Какой из примеров иллюстрирует отношения обмена в обществе?

1) прогулка в лесу                                 3) покупка билета на поезд

2) отдых на популярном курорте           4) написание письма

10. Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?

А. Государство регулирует рынок при помощи системы правовых норм.

Б. Государство в условиях рынка планирует количество производимых

товаров.

1) верно только А                              3) верны оба суждения

2) верно только Б                               4) оба суждения неверны

11. И семья, и трудовой коллектив могут являться

1) территориальными общностями                      3) социальными слоями

2) малыми группами                                           4) неформальными группами

12. Иван Сергеевич – врач скорой помощи – ежедневно ездит на работу в метро. Когда с одним из пассажиров случился сердечный приступ, Иван Сергеевич оказал ему первую медицинскую помощь. В действиях Ивана Сергеевича проявилась (-ся)

1) социальная структура                    3) социальная политика

2) социальная роль                             4) социальный конфликт

13. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Стремление сторон отстоять свои взгляды – одна из причин социального конфликта.

Б. Социальные конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.

1) верно только А                              3) верны оба суждения

2) верно только Б                              4) оба суждения неверны

14. Одна из задач политической партии в демократическом обществе –

1) участие в политической борьбе

2) владение недвижимостью и акциями предприятий

3) определение цен на товары и услуги

4) контроль над частной жизнью избирателей

15. В состав государства Z входят несколько штатов, которые имеют свои конституции, высшие органы власти. При этом существует единое для всех штатов законодательство, образуются общегосударственные высшие органы власти. Какова форма государственного устройства страны Z?

1) социальное государство            3) унитарное государство

2) республика                                 4) федерация

16. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Государству принадлежит право осуществлять верховную власть на определённой территории.

Б. Государство наделено правом устанавливать и собирать налоги.

1) верно только А                              3) верны оба суждения

2) верно только Б                              4) оба суждения неверны

17. Какая отрасль права регулирует имущественные отношения?

1) гражданское право                             3) трудовое право

2) административное право                   4) конституционное право

18. Одна из обязанностей граждан РФ –

1) участвовать в управлении делами государства         2) участвовать в культурной жизни

3) платить законно установленные налоги и сборы      4) иметь имущество в собственности

19. Ирина Петровна потеряла свою пластиковую карту, на которую ей перечислялась зарплата. Банк отказался безвозмездно её восстанавливать, хотя в рекламном проспекте такая услуга была обещана. Какое право потребителя было нарушено?

1) на возмещение ущерба

2) на возврат товара

3) на безопасность услуги для жизни и здоровья

4) на достоверную информацию об услуге

20. Верны ли следующие суждения о Федеральном Собрании РФ?

А. Выборы депутатов Государственной Думы проходят на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Б. К ведению Совета Федерации относится назначение выборов Президента РФ.

1) верно только А                                   3) верны оба суждения

2) верно только Б                                   4) оба суждения неверны

Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр.

Запишите эту последовательность в поле ответа в тексте работы.

21. Учитель на уроке обществознания объяснял своим ученикам признаки политической партии и государства. Сравните эти два политических института. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку –порядковые номера черт отличия.

1) представление существующих в обществе интересов

2) обладание правом на законное применение силы

3) наличие суверенитета

4) наличие политических лидеров

Сходства

Отличия

22. Установите соответствие между социальными группами и признаками, по которым они выделены в структуре общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА                                               ПРИЗНАК

А) рязанцы                                                                1) профессиональный

Б) врачи                                                                     2) поселенческий

В) сельчане                                                               3) политический

Г) демократы

Д) агрономы

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

 

Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23, 24.

Учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z с различным уровнем образования. Им задавали вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

Варианты ответа

% отвечавших

Граждане, получившие образование

среднее

высшее

Я плачу налоги, потому что это обязанность

каждого гражданина.

10

10

Я плачу налоги, потому что за их неуплату следует юридическая ответственность.

10

15

Я плачу налоги, так как за счёт налоговых

поступлений финансируется здравоохранение и образование.

25

30

Я плачу налоги, так как их часть обеспечивает

пенсии и социальные пособия.

20

30

Я использую любую возможность уклониться от уплаты налогов.

15

10

Я не буду платить налоги, пока правительство не наведёт порядок в здравоохранении, образовании, деятельности полиции.

20

5

23. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Равные доли опрошенных обеих групп платят налоги, потому что за их неуплату следует юридическая ответственность.

2) Среди граждан, получивших среднее образование, доля тех, кто платит налоги, так как за их счёт финансируется здравоохранение и образование, больше доли тех, кто платит налоги, потому что это обязанность каждого гражданина.

3) Доли тех, кто платит налоги, так как за их счет финансируется здравоохранение и образование и обеспечиваются пенсии и социальные пособия, равны среди граждан с высшим образованием.

4) Доля тех, кто использует любую возможность уклониться от уплаты налогов, больше среди граждан с высшим образованием, чем среди граждан со средним образованием.

5) Меньше граждан с высшим образованием, чем граждан со средним образованием, не будут платить налоги, пока правительство не наведёт порядок в здравоохранении, образовании, деятельности полиции.

24. Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Стране Z следует перейти к пропорциональной системе налогообложения.

2) Правительству страны Z следует ужесточить наказание за уклонение от уплаты налогов.

3) Есть граждане, которых от неуплаты налогов удерживает только страх наказания.

4) То, как государство расходует бюджетные средства, влияет на готовность граждан платить налоги.

5) Уровень образования влияет на осознанность необходимости уплаты налогов.

25. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Производительность труда измеряется количеством продукции, выпущенной работником за определённое время. (Б) Думаем, что производительность больше определяется старательностью работника, чем его квалификацией. (В) Несправедливо платить одинаковую зарплату людям, работающим с разной производительностью труда.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты                         2) выражают мнение

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

А

Б

В

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (26–31) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (26, 27 и т. д.), а затем – развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите текст и выполните задания 26–31.

     Интервью – это используемый социологами метод получения информации о состоянии общества путём непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента (опрашиваемого).

     Преимущества интервью перед письменным опросом (анкетой) заключаются в следующем: при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, профессионализм отвечающего; отношение отвечающего к проблеме и предлагаемым вопросам – при необходимости социолог может изменить вопрос или задать дополнительные вопросы; опытный социолог может увидеть, насколько искренне отвечает опрашиваемый. Поэтому интервью считается наиболее точным методом сбора информации о состоянии общества.

     Однако у интервью есть свои недостатки. Интервьюирование – это сложный трудоёмкий процесс, не позволяющий опросить значительное число людей. В день одному социологу не рекомендуется проводить более 5–6 интервью, так как наступает «эффект избирательного слушания», что снижает качество полученной информации.

     Проведение интервью требует хорошей подготовки. Здесь требуются и личностные качества (общительность, дружелюбие, приветливость), и достаточно высокая общая культура, умение быстро переключаться на новые вопросы, находить выход из сложных ситуаций общения. Немаловажную роль в успешности интервью играет компетентность социолога в изучаемом вопросе и знание особенностей социальной среды опрашиваемых (особенностей труда, быта, интересов, специфики речевого общения).

(Адаптировано по Г.Е. Зборовскому)

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

27. Почему автор считает интервью наиболее точным методом сбора информации о состоянии общества? (Укажите три причины.)

28. Каков, по мнению автора, основной недостаток метода интервьюирования? Как Вы понимаете смысл словосочетания «эффект избирательного слушания»? Объясните, почему он снижает качество получаемой информации.

29. Какие качества необходимы интервьюеру? (Используя текст, назовите любые три качества и объясните, почему каждое из них необходимо.)

30. Социолог планировал изучить особенности поведения подростков в компаниях сверстников. Готовясь к проведению интервью с ребятами ряда школ, он прочитал научную литературу, просмотрел несколько специальных сайтов, побеседовал с педагогами. Объясните поведение социолога. Приведите фрагмент текста, который может

помочь Вам в объяснении.

31. Существует точка зрения, что любой человек может стать успешным интервьюером. Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Приведите два аргумента (объяснения) в защиту своего мнения.