Педагогические советы


Предварительный просмотр:

Педагогический совет по теме:

 «Модернизация воспитательной деятельности – как стратегический национальный приоритет»

Подготовил: заместитель директора по ВР

Гвозденкова Н.А.

Участники педсовета:  классные руководители, учителя-предметники.

Цель:  формирование компетенций педагогов  в проектировании программ воспитания с учетом современных подходов.

Задачи:

1. Сформировать представления о современном процессе воспитания в условиях общеобразовательной школы, ключевых подходах, формах и видах воспитывающей деятельности; о технологии разработки программы воспитания школы и класса;

2. Способствовать формированию умений: осмысленно определять формы и виды воспитывающей деятельности в зависимости от целей, задач, особенностей организации воспитательного процесса,  традиций  коллектива,  потребностей и интересов обучающихся.

Слайд 1 Тема педсовета

Психологический настрой                          

 Добрый день, уважаемые коллеги!

Правила педсовета:

- будь активным;

-умей слушать;

-не засыпай;

-не перебивай;

-говори кратко по теме;

-предлагай идеи;

-уважай  собеседника. 

План педсовета

  1. Доклад «Современные подходы к разработке программ воспитания».
  2. Банк педагогических идей «Виды, формы и содержание деятельности».
  3. Проект  федеральной Примерной программы воспитания.

(докладчик Гвозденкова Н.А., зам. директора по ВР) 

       

  1. Информационно-теоретическая часть
  1. «Современные подходы к разработке программ воспитания»

Начиная наш  диалог, попробуем ответить на вопрос: что, прежде всего, должен знать и понимать разработчик программы воспитания?

Ответ очевиден – начинать нужно с уточнения основных понятий, которые раскроют сущностные характеристики процесса воспитания, его проектирования, а также уточняют представление о структурных компонентах программы воспитания.

Любая наука, и педагогика в том числе, как известно не стоит на месте. Она развивается, выявляя новые закономерности, по-новому осмысливая окружающую действительность, предлагая новые способы решения тех или иных практических проблем. Отражением этого развития является и язык науки, оформленный в ее понятийном аппарате. А это значит, что понятия также развиваются: одни со временем изменяют свое смысловое значение, другие и вовсе исчезают из научного оборота, третьи приходят им на смену, завоевывая свое право на существование в научных спорах и дискуссиях.

Имея, безусловно, позитивное значение этот процесс порождает и известную понятийную путаницу. Педагогам довольно сложно бывает разобраться в том нагромождении понятий, которые употребляются сегодня в нормативных документах, методических пособиях, научных статьях или   монографиях: один и тот же феномен педагогической действительности часто может обозначаться различными терминами, а в одно и то же понятие может вкладываться совершенно разный смысл. Поэтому, не претендуя на полноту и завершенность, попробуем все же внести некоторую ясность в   основные понятия, используемые в программе.

Начнем, пожалуй, с понятия «воспитание», вынесенного в название программы.

Воспитание. Это понятие – одно из самых распространенных понятий в нашем профессиональном языке. Да и в обыденной речи это слово мы     используем довольно-таки часто. Так, поисковая система Google на слово «воспитание» выдает около десяти с половиной миллионов ссылок.  Определений   понятия «воспитание» также существует большое количество. Мы не будем здесь останавливаться на их подробном критическом анализе, отметим для себя лишь наиболее удачное из них – то, которое принадлежит таким известным ученым как Х.Й. Лийметс и Л.И. Новикова. Они определяют это понятие следующим образом: воспитание – есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий.

Данное определение представляется нам наиболее убедительным. Оно небольшое по объему. В нем сведены к оптимуму всевозможные уточнения, пояснения, оговорки и подчеркивания нюансов – а это немаловажно для удобства его использования. В нем четко обозначена специфика цели       воспитания – развитие личности ребенка. Наконец, в нем наиболее удачно отражена суть феномена воспитания – управление через создание  благоприятных условий.

Это определение, однако, имеет и своих критиков. Наиболее распространенные замечания касаются встречающегося здесь слова «управление». Не является оно указанием на авторитарный характер воспитания?           Позволительно ли педагогу управлять? На наш взгляд, поводов для подобных критических выводов тут нет.  Здесь речь идет об управлении в широком смысле, применяемом по отношению к самым разным объектам: автомобилю, ресурсам, качеству образования, развитию личности. Обратите внимание – в отмеченном нами определении воспитания говорится не об управлении ребенком (что действительно дало бы повод говорить об авторитарности), а именно об управлении развитием личности ребенка.   Кроме того, его авторы поясняют: управление через создание благоприятных условий. То есть управлять развитием – это значит создавать благоприятные условия для развития.

        Следующий наш шаг – определиться с целью воспитания.

Для  разработчика программы важно понимать, что цель воспитания -  это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности.

        Цель воспитания – это те изменения в личности детей, которые   педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной    деятельности.

Подчеркнем, что с понятием «цель» связано понятие «результат».     

Результат воспитания – это те изменения в личностном развитии детей,   которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания.

Как видим, цель и результат - это взаимосвязанные явления: цель – это  планируемый, воображаемый, ожидаемый результат, а результат – это реализованная, достигнутая цель.

Результаты воспитания всегда нечетки и до конца неопределенны (трудно достоверно утверждать, в какой мере сформировавшиеся у ребенка те или иные личностные качества стали результатом чьих-то внешних влияний, а в какой – результатом его собственных усилий). В этой связи корректнее вести речь, к примеру, не о результатах школьного воспитания, а о результатах социального воспитания, в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами: семьей, церковью, учреждением         дополнительного образования и т.п. Результаты воспитания никогда не будут конечными (их нельзя определить сиюминутно, так как достоверно не известно, через какой промежуток времени те или иные оказываемые на ребенка влияния отразятся на нем, повлекут, если вообще повлекут, за собой те или иные изменения в нем).        Результаты воспитания лучше всего  поддаются описанию не в статике (получили то-то и то-то), а в динамике (происходят изменения в таком-то и таком-то направлении).

        Задачи воспитания – это те проблемы организации конкретных   видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания. Соотношение цели и задач можно образно представить в виде соотношения пьедестала и ведущих к нему ступеней.

Направления воспитания это основные векторы осуществления воспитательной работы школы, ориентирующие ее на решение цели и задач воспитания. Это своеобразные магистральные пути организации школьной воспитательной работы (например: воспитание на уроке, воспитание в     рамках курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования, воспитание через классное руководство и т.п.).

        Виды деятельности – здесь это виды индивидуальной или совместной с детьми деятельности педагогов, используемые ими в процессе воспитания (например: игровая, познавательная, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-экскурсионная, досугово-развлекательная и т.п.)

        Формы деятельности – это организационная оболочка деятельности, ограниченные во времени и пространстве акты индивидуальной или         совместной с детьми деятельности, которые педагог использует для достижения цели воспитания (например: ролевая игра или игра по станциям, беседа или дискуссия, многодневный поход или поход выходного дня, соревнование, сбор, трудовой десант и т.п.)

        Содержание деятельности – это конкретное практическое наполнение различных видов и форм деятельности. Содержание и формы деятельности – явления взаимосвязанные, ведь содержание всегда в том или ином виде оформляется, а форма всегда что-то содержит.

Формы деятельности могут быть самыми разными: рассказ, беседа, дискуссия, конкурс, игра, спектакль, экскурсия, КТД и т.п. Причем содержание этих бесед, игр или конкурсов может быть хорошим или плохим, толковым или бестолковым, воспитывающим или всего лишь развлекательным, но пустой форма не бывает никогда.

Работа с целями воспитания

Одна страна – одна и цель воспитания в школах страны. Именно такой принцип положен в основу раздала примерной программы «Цель и задачи воспитания». Цель здесь формулируется исходя из ориентиров ФГОС ОО и основывается на базовых для нашего общества ценностях – таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек. Целью воспитания в образовательных организациях провозглашается личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Следует понимать, что личностное развитие школьника — это сложный и нелинейный процесс, который далеко не всегда идет по восходящей.

Важно помнить еще и то, что достижение указанной в программе цели должно быть поступательным. Форсирование достижения этой цели нежелательно. Представим себе такую ситуацию: классный руководитель решил вовлечь своих воспитанников в социально значимые дела и для этого организовал в своем классе волонтерский отряд, призванный оказывать посильную бытовую помощь пожилым одиноким людям. Замечательное дело, важное, полезное, социально значимое! Но насколько успешными будут эти дела, если школьники не усвоили элементарные знания о нормах общения с пожилыми людьми, если они не понимают, что такое старость и одиночество, что чувствует одинокий человек, как он живет, какие проблемы испытывает и в чем действительно нуждается? Смогут ли эти волонтерские дела действительно дать детям важный жизненный опыт, если у школьников не сформировано ценностное отношение к пожилым людям, уважение к старости и к старикам? Думается, что вряд ли…

В то же время не следует воспринимать названные выше три аспекта личностного развития школьника как то, что требует обязательно трех разных временных этапов организации работы с детьми. Это не так. Иногда благоприятные условия для достижения всех трех составляющих цели воспитания могут быть созданы педагогом и в рамках одного и того же дела или цикла таких дел.

 Работа с задачами воспитания

Иное дело – задачи воспитания. В отличие от цели, задачи, описанные в примерной программе воспитания, являются ориентировочными, а потому могут корректироваться школой – исходя из ее специфики и особенностей обучающихся в ней детей. Напомним, задачи воспитания – это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения поставленной цели воспитания. Поскольку каждая школа по-своему видит эти проблемы, то и задачи ею будут формулироваться по-своему.

Посмотрим сначала нате задачи, которые сформулированы в примерной программе. Этот перечень можно взять за основу:

  1. реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
  2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
  3. вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности;
  4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
  5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
  6. поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
  7. организовывать в школе волонтерскую деятельность и привлекать к ней школьников для освоения ими новых видов социально значимой деятельности;
  8. организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
  9. организовывать профориентационную работу со школьниками;
  10. организовать работу школьных бумажных и электронных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
  11. развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
  12. организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

Важно помнить – задачи (их количество и их формулировки) рекомендуется соотносить с модулями, которые будут представлены в следующем разделе вашей программы. Потому что, по сути, в каждом модуле будут показаны конкретные способы решения поставленных вами задач.

И еще – формулируя задачи воспитания, помните, что их планомерная реализация должна позволить организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов. Ведь без этого результативного воспитания не будет.

Структура программы

В содержании программы надо отразить все требования ФГОС ОО.

Раздел 1. «Особенности организуемого в школе воспитательного      процесса» 

Раздел 2. «Цель и задачи воспитания»,

Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности».

Данный раздел  состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений осуществления воспитательной работы школы.

Инвариантными модулями должны стать:

- «Классное руководство и наставничество»,

- «Школьный урок»,

- «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»,

- «Работа с родителями»,

- «Самоуправление»,

- «Профориентация».

Вариативными модулями могут быть:

- «Ключевые общешкольные дела»,

- «Детские общественные объединения»,

- «Школьные и социальные медиа»,

- «Волонтерство»,

- «Экскурсии, экспедиции, походы»,

- «Организация предметно-эстетической среды» и  т.п.

Раздел 4. «Анализ воспитательного процесса в школе»,

К рабочей программе воспитания разрабатывается ежегодный план-сетка мероприятий, соответствующий уровням начального, основного и среднего общего образования. Таким образом, у образовательной организации «на выходе» должно получиться три модификации программы воспитания, каждая из которых состоит из двух частей:

- во-первых, единой для всех уровней общего образования части (включающей 4 упомянутых выше основных раздела);

- во-вторых, особенной для каждого уровня общего образования части - ежегодной план-сетки мероприятий (которая будет варьироваться из года в год).

  1. Практическая часть

Банк педагогических идей

«Виды, формы и содержание деятельности»

        1. «Посвящение в первоклассники»: позволяет ребенку ощутить радость от принадлежности к школьному сообществу, получить опыт публичного выступления перед большой и лишь немного знакомой аудиторией, увидеть, как успех класса влияет на настроение каждого ребенка, а успех ребенка – на настроение всего класса.

        2. «Цветной ковер России»: фестиваль направлен на создание в школе атмосферы толерантности, привитие школьникам чувства уважения к традициям и обычаям детей разных национальностей, сближение семей учащихся.

        3.«День Друга»: выставка фотографий домашних питомцев школьников; викторины, устные журналы, стенгазеты, фотоколлажи, посвященные домашним питомцам; благотворительная ярмарка семейных поделок в пользу приюта для бездомных животных. Это дело позволяет детям освоить нормы гуманного поведения «человек – животное», узнать о преданности питомцев и о необходимости брать на себя ответственность за них.

        4.Проект «Зеленый двор», реализация которого предполагает уход за растениями летом и осенью, презентация этого проекта для родителей и других школьников. Проект позволит детям узнать о растениях, хорошо растущих в их крае и уходе за ними; получить навыки ответственного поведения в природе, трудолюбия, проявить заботу о растениях.

        5. Цикл дел «Персональная выставка» предполагает организацию в течение года персональных выставок творческих работ детей. Это выставки фотографий, рисунков, картин, костюмов, поделок из природного материала, поделок из Лего и т.п. Такого рода выставки помогут ребенку преодолевать застенчивость, проявлять инициативу, научат правильно отвечать на похвалы и принимать благодарности, разумно реагировать на критику и пожелания, со вниманием относиться к работам других детей и корректно высказывать свое мнение о них.

        6.Проект «Открытая библиотека». Предполагает организацию в школе пространства, где дети и педагоги на переменах читают книги или журналы, куда приносят книги из дома, берут домой, и возвращают лежащие в свободном доступе книги, оставляют отзывы о прочитанной книге, участвуют в выборе книги месяца, собирают книги для детского дома и т.д. Участие ребенка в таком проекте позволит ему приобрести навыки бережного отношения к книге, поможет приобрести вкус к чтению, научит возвращать чужие вещи и делиться своими собственными.

        7.Мини-экспедиция для младших школьников «Раз травинка, два травинка…» по природным тропам в районе нахождения школы. Эта однодневная экспедиция проводится раз или 2 раза в четверть. Она знакомит детей с природными особенностями их региона, возможностями охраны и предупреждения рисков гибели водоемов, лесов, животных. Может быть сопряжена с установлением по ходу следования табличек с информацией о растениях или животных края, со сбором мусора и т.д.  

        8.Мини-экспедиция «Преданья старины глубокой» по историческим местам родного города или деревни с целью знакомства и общения с жителями, фотографирования и описания мест, связанных с жизнью известных горожан и сельчан или произошедшими здесь историческими событиями.

9.Конкурс создателей социальной рекламы и антирекламы. Идея конкурса – привлечь внимание школьников к социальным проблемам нашего общества. Желающим принять участие в конкурсе классам, творческим микрогруппам, отдельным учащимся предлагается изготовить рекламный плакат, аудио- или видеоролик, адресованный сверстникам. Реклама должна обратить их внимание на ту острую социальную проблему, которая, по мнению авторов рекламы, нуждается в скорейшем разрешении. Реклама должна быть ненавязчивой, остроумной, привлекающей к себе внимание и главное – социально ориентированной.

        10. Праздник песни. Музыкально-театрализованный фестиваль песни, в котором участвуют все классы школы. Принципами проведения праздника песни являются: коллективная подготовка, коллективная реализация и коллективный анализ выступления класса (по мере взросления школьников организаторская роль классного руководителя в этих процессах уменьшается, а роль актива класса – увеличивается); участие каждого члена классного сообщества хотя бы в одной из возможных ролей (авторов сценария, постановщиков, исполнителей, ответственных за костюмы, декорации, музыкальное сопровождение и т.п.); отражение в выступлении истории создания представляемой классом песни; приоритет хорового пения, дающего его участникам ощущение взаимного доверия и взаимной поддержки; отсутствие соревновательности между классами, реализующее ценность солидарности всех школьников независимо от их принадлежности к тому или иному классу; привлечение родителей к участию в подготовке и проведении праздника.

  1. Игра «Аукцион». Ученики, разбившись на малые группы по три-четыре человека, придумывают какие-либо интересные дела, которые они хотели бы провести в классе, затем они записывают это в рекламной форме на картоне и плакатах сопровождения. Ведущий по присвоенным проектам номерам выставляет каждый проект-лот на аукцион, где представители группы авторов стараются обрисовать идею и привлечь внимание покупателей. У каждого покупателя есть строго определенное количество именных фишек, которые он может истратить на участие в торгах. Каждая фишка – это не только торговое средство, но и обязательство, и желание покупателя активно участвовать в разработке и реализации проекта.

        12. Акция «1945 – стены Рейхстага». Это приуроченная ко Дню Победы ежегодная акция, во время которой школьники, их родители и педагоги украшают стены школы рисунками, фотографиями, интервью, сочинениями, рассказами, посвященными своим родственникам, воевавшим в Великой Отечественной войне. Такое общешкольное дело будет способствовать формированию российской гражданской идентичности школьников, развитию ценностных отношений подростков к вкладу советского народа в Победу над фашизмом, к исторической памяти о событиях тех трагических лет.

        13.Праздник знаний – это особая форма общешкольного дела, которая позволяет соединить учебную и внеурочную деятельность в один процесс. Проводится как общешкольная научно-практическая конференция. Работа ведется по секциям, в каждой секции анонимным голосованием выбираются лучшие проекты. Лучшие работы становятся доступны всем, вывешиваются на сайте школы.

        14.Операция «Книга». Каждый выпускник, уходя из школы, дарит школе книгу с собственноручной надписью, стараясь в надписи отразить свои чувства, отношения, пожелания и вообще все, чему его научили в школе. Лучшие надписи будут помещены на отдельный стенд вместе с фотографиями выпускников, и ежегодно носитель традиций будет вписывать сюда удивительные события, достижения, изменения в жизни выпускников и все это будут показывать новым поколениям учащихся.

3. Проект  федеральной Примерной программы воспитания.

В Федеральном законе от 31 июля 2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» в части воспитательной работы особенно актуально звучит патриотическое, гражданское воспитание.

В Минпросвещения России сообщили о планах по апробации и внедрению новых примерных программ воспитания школьников. Известно, что они будут модульными, и каждая школа примет свою рабочую программу, включив в нее подходящие элементы из предложенных.

Примерные программы воспитания "отражают современные тенденции общества и будут помогать педагогам решать стоящие перед ними воспитательные задачи".

В основе программы модули, они вариативны и могут быть у каждой школы свои! Выбирая отдельные пазлы, можно разработать свою программу, надо подчёркивать, декларировать свою уникальность и индивидуальность именно эти принципы определяют отличие и достоинства одной программы от другой. Таким образом, программа воспитания – это уникальный продукт, основанный на следующих принципах: системность и модульность. Предлагаю выбрать те модули, которые на Ваш взгляд будут раскрывать нашу воспитательную систему, если есть свои предложения, можно вписать!

Каждая школа включит в индивидуальную программу воспитания те модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал.

Предлагается ввести механизм организации воспитательной работы, которая войдет в состав образовательных программ. В такие программы планируется включить календарный план и рабочую программу воспитания. Календарный план будет содержать список событий и мероприятий, которые будут организовывать и проводить образовательная организация (приложение 2). Участвовать в разработке рабочей программы и календарного плана смогут Советы обучающихся и родителей (законных представителей) детей.

Внедрение рабочей программы воспитания, календарного плана работы, плана воспитательной работы классного руководителя запланировано на 1 сентября 2021 года.

        Желаю всему нашему коллективу быть для школьников примером достойного поведения, порядочности, ответственного и добросовестного отношения к делу, уважительного отношения к коллегам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 к материалам педагогического совета

от __________

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Воспитание – это управление процессом развития личности ребенка через создание благоприятных для этого условий.

Воспитательная деятельность – это профессиональная деятельность педагога, направленная на развитие личности ребенка.

Воспитательный потенциал – это совокупность имеющихся возможностей в области воспитания. Воспитательным потенциалом обладают различные виды совместной деятельности детей и взрослых, формы их взаимодействия, объекты окружающей их среды, объединения, в которые они входят и т.п.

Воспитательный процесс – это разворачивающееся во времени взаимодействие воспитателей и воспитанников, в ходе которого реализуются педагогические цели воспитателя и актуальные потребности воспитанника: в общении, познании, самореализации и т.п.

Виды деятельности – здесь это виды индивидуальной или совместной с детьми деятельности педагогов, используемые ими в процессе воспитания (например: игровая, познавательная, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-экскурсионная, досугово-развлекательная и т.п.)

Гуманистическое воспитание – это воспитание, в основе которого лежит гуманистическое мировоззрение, а выбор педагогических целей и педагогических средств определяется в первую очередь ценностью человека как главной ценностью гуманизма. По своим целям – это гуманистически ориентирующее воспитание, то есть ориентирующее ребенка на гуманистические ценности. По своим средствам – это гуманистически ориентированное воспитание, то есть ориентированное на ребенка как базовую для воспитателя ценность.

Детское объединение – это группа детей, объединенных устойчивыми личными контактами друг с другом и участием в той или иной совместной деятельности.

Детское общественное объединение – это добровольное детское объединение, предоставляющее его членам возможности для самореализации в различных видах деятельности преимущественно социально значимой направленности.

Детская общественная организация – это разновидность детского общественного объединения, иерархически структурированное, четко обозначающее свои цели, имеющее фиксированное членство, определяющее права и обязанности его участников, закрепленные в соответствующих документах организации.

Детско-взрослая общность – это объединение детей и взрослых на основе переживаемого ими чувства принадлежности к общему кругу и взаимной симпатии. Детско-взрослая общность – не то же самое, что и детское объединение, школьный класс или детская организация. По крайней мере, эти объединения не всегда являются общностями. Самым важным для общности является переживаемое его членом состояние, ощущение, чувство – чувство общности: с другим человеком или группой людей (со своими родителями, педагогом, тренером, одноклассниками и т.п.).

Задачи воспитания – это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания. Соотношение цели и задач можно образно представить в виде соотношения пьедестала и ведущих к нему ступеней.

Календарный план воспитательной работы - разрабатываемый в соответствии с рабочей программой воспитания и конкретизирующий ее применительно к текущему учебному году перечень конкретных дел, событий, мероприятий воспитательной направленности.

Качество воспитания – это мера достижения цели и решения задач воспитания, определенных в соответствии с потребностями и перспективами развития личности и общества.

Ключевые дела – это главные общешкольные дела, через которые осуществляется попытка интеграции воспитательных усилий и целостного воздействия на коллектив и личность школьника. Как отмечал В.А.Караковский, который ввел это понятие в теорию и практику воспитания, в этих комплексных делах по-разному участвуют все ученики школы, все учителя, родители, выпускники прошлых лет, друзья школы. Непременная черта каждого ключевого дела – коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе, как равноправные партнеры, что создает атмосферу общей уверенности и ответственности.

Коллектив – сложная социальная система, характеризующаяся единством организации и психологической общности. Сделанный в данном определении акцент на двойственной природе коллектива (и как организации, и как общности) чрезвычайно важен. Это означает, что для настоящего коллектива характерно: 1) органичное сочетание его формальной структуры (выраженной в иерархии социальных ролей и системе самоуправления) и структуры неформальной (выраженной в делении коллектива на стихийно складывающиеся микрогруппы и появлении неофициальных лидеров); 2) сориентированность норм и ценностей, задаваемых коллективом, и норм и ценностей, привносимых в коллектив каждым его членом; 3) гармоничное соединение деловых и неофициальных межличностных отношений его членов.

Личность – это человек, включенный в жизнь человеческого общества, самостоятельно определяющий и реализующий в деятельности свою позицию по отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. Понятие «личность» отражает социальное бытие человека.

Направления воспитания это основные векторы осуществления воспитательной работы школы, ориентирующие ее на решение цели и задач воспитания. Это своеобразные магистральные пути организации школьной воспитательной работы (например: воспитание на уроке, воспитание в рамках курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования, воспитание через классное руководство и т.п.).

Педагогическая ситуация – это ограниченная во времени и пространстве совокупность обстоятельств, побуждающих включенного в нее ребенка демонстрировать, подтверждать или изменять собственное поведение.

Примерная программа воспитания образовательной организации - учебно-методический документ, определяющий рекомендуемые цель и задачи воспитания, основные способы их достижения в различных сферах совместной деятельности педагогов и обучающихся, а также направления самоанализа воспитательной работы.

Рабочая программа воспитания образовательной организации - комплекс основных характеристик осуществляемой в образовательной организации воспитательной работы (цель, задачи, представленные в соответствующих модулях основные сферы совместной воспитывающей деятельности педагогов и обучающихся, основные направления самоанализа воспитательной работы), структурируемый в соответствии с примерной программой воспитания.

Развитие личности – процесс качественных изменений, происходящих в личности человека под влиянием природных и социальных, внешних и внутренних факторов. Близким по смыслу понятию «развитие» является понятие «формирование» – то есть развитие личности человека, ориентированное на существующие в культуре данного общества те или иные конкретные формы, образцы, идеалы. Развитие личности ребенка происходит в процессе его стихийной социализации, воспитания и саморазвития.

Результат воспитания – это те изменения в личностном развитии детей, которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания. Результаты воспитания всегда связаны с его целью: цель это планируемый, воображаемый, ожидаемый результат, а результат это реализованная, достигнутая цель. Результаты воспитания сложно поддаются фиксации и носят вероятностный характер. Соотношение цели и результатов воспитания позволяет сделать вывод о качестве воспитания.

Саморазвитие личности – это процесс осознанного и самостоятельного развития человеком себя как личности, конструирования своей индивидуальной картины мира, выработки собственной позиции по отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. Саморазвитие включает в себя процессы самопознания, самоопределения и самореализации.

Самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий позитивную динамику равноправных отношений в детской среде и задающий реальные возможности для личностного самоопределения детей.

Содержание деятельности – это конкретное практическое наполнение различных видов и форм деятельности.

Социализация – это процесс освоения человеком социальных норм, включения в систему социальных отношений и складывания на этой основе его картины мира. Социализация может быть стихийной, а может быть управляемой (управляемую социализацию принято называть воспитанием).

Формы деятельности – это организационная оболочка деятельности, ограниченные во времени и пространстве акты индивидуальной или совместной с детьми деятельности, которые педагог использует для достижения цели воспитания (например: ролевая игра или игра по станциям, беседа или дискуссия, многодневный поход или поход выходного дня, соревнование, сбор, трудовой десант и т.п.)

Цель воспитания – это те изменения в личности детей, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности.

Ценность – это значимость для людей тех или иных объектов и явлений. В основе воспитания всегда лежат те или иные ценности, на которые взрослый старается ориентировать детей (например: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Культура, Труд, Знания). Систему устремлений личности, выражающуюся в предпочтении определенных ценностей и построение на их основе способов поведения, обычно называют ценностными ориентациями.  



Предварительный просмотр:

Педагогический совет по теме:

«Реализация программы воспитания через инвариантный модуль «Школьный урок» рабочей программы педагога»

 «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят тебя и науку, и ты воспитаешь их…» Л.Н. Толстой

Подготовил: заместитель директора по ВР

Гвозденкова Н.А.

Слайд 1 Тема

Участники педсовета  классные руководители, учителя-предметники.

Слайд 2. Психологический настрой                          

         Добрый день, уважаемые коллеги!

Правила педсовета:

- будь активным;

-умей слушать;

-не засыпай;

-не перебивай;

-говори кратко по теме;

-предлагай идеи;

-уважай  собеседника. 

Введение в тему педсовета  («Мозговой штурм»)

-Что нужно сделать для того, чтобы наши обычные школьные уроки стали воспитывающими уроками?

-Когда же наши уроки становятся воспитывающими?

 (-они интересны школьникам, и те с удовольствием включаются в организуемую учителем деятельность;

-они побуждают школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах;

-время от времени на них используются игры, дискуссии и другие парные или групповые формы работы.)

II.  Информационно-теоретическая часть

  1. «Школьный урок» как инвариантный модуль Рабочей программы воспитания», докладчик Гвозденкова Н.А. ,заместитель директора по ВР
  2. Реализация воспитательного потенциала урока: воспитание через содержание, интерактивные формы работы (из опыта работы педагогов).
  3. Установление доверительных отношений между учителями и учениками, докладчик Иванова Н.Д., педагог-психолог

III. Практическая часть

Включаем в урок активные формы работы.

IV. Заключительная часть

V.  Проект решения педагогического совета

Педагогам школы:

1. Продолжить реализацию воспитательного потенциала урока через совместную деятельность педагогов и обучающихся форм работы, которые дают детям возможность занять активную позицию к учебному материалу.

2. Способствовать налаживанию межличностных отношений в классе, что дает учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, учит командной работе и взаимодействию с другими.

                                                           Сроки исполнения: постоянно

3. Использовать активные формы  работы на уроке: учебные дискуссии,  урок - деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебно-развлекательных мероприятий (конкурс- игра «Предметный кроссворд», турнир «Своя игра», викторины, литературная композиция, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.)

  1. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета: через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского  поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям, проведение Уроков мужества и т.д.

                                                   Сроки исполнения: в течение учебного года

Ивановой Н.Д., педагогу-психологу

1.Проводить анкетирование учащихся с целью выявления уровня развития и психологического климата классных коллективов, взаимоотношений учеников и педагогов школы.

Сроки исполнения: в начале и в конце учебного года

VI. Рефлексия: приём «Рефлексия себя в групповой деятельности»

 (оценка степени личного вклада каждого участника в работу группы, всех участников)

Шкала оценки: 3 – высокая степень, 2 – средняя степень, 1 – низкая степень.

Я

Мы

Дело

Степень активности каждого участника

Эффективность совместной деятельности

Практическая польза


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Перенская средняя школа» ноябрь, 2021 Педагогический совет «Реализация программы воспитания через инвариантный модуль «Школьный урок» рабочей программы педагога» «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят тебя и науку, и ты воспитаешь их…» Л.Н. Толстой

Слайд 2

Правила педсовета: - будь активным; -умей слушать; -не засыпай; -не перебивай; -говори кратко по теме; -предлагай идеи; - уважай собеседника

Слайд 3

Нормативные документы О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся ст.2 «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения»

Слайд 4

Модули – направления воспитательной работы

Слайд 5

Модуль «Школьный урок»

Слайд 6

ИНВАРИАНТНЫЙ МОДУЛЬ «ШКОЛЬНЫЙ УРОК» Воспитательное воздействие через содержание урока (Осуществляется согласно индивидуальному плану учителя) Использование специальных форм и методов обучения  урок-лекция  урок-путешествие  урок-экспедиция  урок-исследование  урок-инсценировка  учебная конференция  урок-экскурсия Использование случайно возникающих и специальное создание воспитывающих ситуаций:  успеха  авансирования доверием  свободного выбора  творчества и другие Воздействие личным примером самого учителя

Слайд 7

Действия педагога, не способствующих воспитанию личности школьника: 1.Не оскорблять; 2.Не унижать; 3.Не отражать свои отрицательные эмоции на ребенке; 4.Не быть безразличным к проблемам ученика; 5.Не отказывать в помощи; 6.Не быть пассивным по отношению к учащимся; 7.Не лги.

Слайд 8

Десять заповедей успешного воспитания: 1.Любовь к детям; 2.Уважительное отношение ребенка; 3.Не подавлять в ребенке личность, инициативу; 4.Жить и работать интересами ребенка; 5.Воспитывать в ребенке способность преодолевать трудности; 6.Дорожить доверием детей; 7.Воспитание должно быть системным; 8.Дети должны быть лучше нас; 9.Уметь жить в ногу со временим; 10.Быть искренним, не обманывать, иметь чистые и справедливые мысли.

Слайд 9

Проект решения Педагогам школы: 1. Продолжить реализацию воспитательного потенциала урока через совместную деятельность педагогов и обучающихся форм работы, которые дают детям возможность занять активную позицию к учебному материалу. 2. Способствовать налаживанию межличностных отношений в классе, что дает учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, учит командной работе и взаимодействию с другими. Сроки исполнения: постоянно 3. Использовать активные формы работы на уроке: учебные дискуссии, урок - деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебно-развлекательных мероприятий (конкурс- игра «Предметный кроссворд», турнир «Своя игра», викторины, литературная композиция, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.) 4. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета: через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям, проведение Уроков мужества и т.д. Сроки исполнения: в течение учебного года Ивановой Н.Д., педагогу-психологу Проводить анкетирование учащихся с целью выявления уровня развития и психологического климата классных коллективов, взаимоотношений учеников и педагогов школы. Сроки исполнения: в начале и в конце учебного года

Слайд 10

Я Мы Дело Степень активности каждого участника Эффективность совместной деятельности Практическая польза Рефлексия: приём «Рефлексия себя в групповой деятельности» (оценка степени личного вклада каждого участника в работу группы, всех участников) Шкала оценки: 3 – высокая степень , 2 – средняя степень , 1 – низкая степень



Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Школьный урок» как инвариантный модуль Рабочей программы воспитания»

Подготовила:

 Гвозденкова Н.А., заместитель директора по ВР

 «Воспитание и образование неразделимы. Нельзя

воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует

воспитательно» (Лев Николаевич Толстой)

Обучение и воспитание - эти понятия стоят в одном ряду, их связывают

сотни, тысячи, а может быть, и больше зависимостей, причем достаточно

сложных и неоднозначных. Урок находится в пространстве воспитания, а вместе они являются одним целым и решают одну ключевую задачу - развитие ребенка.

В соответствии с Законом "Об образовании в Российской Федерации"

(в редакции от 31 июля 2020 г) воспитание должно стать составной частью всех образовательных программ, включая программы учебных курсов и дисциплин.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, в соответствии с которым в последние годы строится работа педагогов, внес в школьное воспитание некоторые коррективы.

Во-первых, новым для современной школы стал сам факт обязательности организации воспитательного процесса.

 Во-вторых, стандарт требует от школ организации внеурочной воспитывающей деятельности обучающихся, которая должна обязательно дополняться воспитанием на уроке.

 В-третьих, ФГОС обязывает по-новому рассматривать результаты воспитания, делая упор на личностное развитие ребенка, а не на приведение его в соответствие с неким общим для всех уровнем воспитанности.

В-четвертых, появилось и новое требование к школам – разрабатывать специальные программы воспитания. Хотя все мы знаем, что воспитывает не программа, а человек и среда.

Цель воспитания едина - личностное развитие школьников, проявляющаяся:

- В усвоении социально значимых знаний (знаю, как себя вести);

- В развитии социально-значимых отношений (веду себя, в соответствии во своими знаниями);

- В приобретении опыта осуществления социально значимых дел (вступает в отношения между другими людьми, объединяясь в социальные сообщества).

Школьное воспитание может осуществляться в самых разных сферах совместной деятельности детей и взрослых. Рабочая программа воспитания состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей. Каждый из модулей ориентирован на одну из поставленных задач воспитания. Инвариантными модулями являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация». Вариативными модули: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные и социальные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды».

1. Модуль «ШКОЛЬНЫЙ УРОК»

Какие усилия нужно предпринять учителю, чтобы проводимые им занятия влияли не только на когнитивное (развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика), но и на личностное развитие ребенка, на достижение тех целей, которые сформулированы в примерной программе воспитания? Как всего этого добиться? Делаем урок интересным. Что этот интерес дает воспитанию?

Ответ прост: если ребенок увлечен учебным предметом, если он с удовольствием приходит на уроки, если он включается в организуемую учителем деятельность, то и сам учитель, проводящий такие уроки, становится для этого ребенка значимым взрослым. А такому учителю будет легче влиять на своих воспитанников. К такому учителю дети будут больше прислушиваться. Его требования и просьбы будут восприниматься детьми позитивнее. Ему проще будет побуждать школьников соблюдать нормы поведения и правила учебной дисциплины. Ему проще будет реализовать воспитательные возможности своего учебного предмета.

В соответствии с модулем «Школьный урок» учителю важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными и психологическими особенностями их воспитанников:

1. установление доверительных отношений между учителем и его учениками;

2. побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения с учителями и сверстниками;

3. привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений;

4. использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского

поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

5. применение на уроке интерактивных форм работы: интеллектуальные игры, дискуссии, групповую работу или работу в парах;

6. включение в урок игровых процедур;

7. организация шефства мотивированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;

8. инициирование и поддерживание исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых

исследовательских проектов.

Слайд

Воспитательный потенциал урока можно реализовать через следующие составляющие.

В каждой школе найдется спектр своих находок: Дни науки, уроки-проекты, уроки-лаборатории, конференции, виртуальные путешествия, школьные дни сетевого взаимодействия, открытые уроки-форумы с участием представителей различных областей знаний и многое другое.

Как мы видим, модуль «Школьный урок» - это не просто отдельный модуль. Он незримо переплетается с другими модулями, например, с модулем «Ключевые общешкольные дела», модулем «Классное руководство», модулем «Внеурочная деятельность».

Классный руководитель, в рамках своего функционала организует взаимодействие с учителями, работающими в данном классе, проводит консультации с учителями, мини-педсоветы по ключевым вопросам воспитания, в том числе и в решении проблемных ситуаций, привлекает учителей к внутри классным делам, помогает организовать шефство мотивированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками и др.

Подбираем воспитывающее содержание урока

  Интересный учитель и интересный урок далеко не всегда могут превратить обычный урок в урок воспитывающий. Интерес – это, безусловно, важное условие, но оно не единственное.

 Воспитывающий урок – это еще и урок с воспитывающим содержанием, таким, которое побуждало бы школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах.

Добиться этого можно, например, предъявляя детям на уроке ту или иную воспитывающую информацию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о классической и массовой культуре, о перипетиях судьбы литературных и исторических персонажей.

 Это может быть информация, затрагивающая социальные, нравственные, этические вопросы; особенности межличностных, межгрупповых, межнациональных или межконфессиональных отношений; проблемы политической, экономической, культурной жизни людей. То есть все то, что нужно растущему человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешного вхождения в общество.

Можно акцентировать внимание учащихся на нравственных проблемах, связанных с научными открытиями, изучаемыми на уроке.

Для того, чтобы сделать свои уроки интереснее и увлекательнее, можно воспользоваться некоторыми приемами воспользоваться несколькими нехитрыми приемами.

1. установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания

Находить время, повод и темы для неформального общения со своими учениками – как до уроков, так и после них. При этом учителю важно уметь слушать детей и не стремиться переносить акцент в разговоре только на себя и волнующие только его вопросы. Стоит такому взрослому выказать свой интерес к увлечениям, мечтам, жизненным планам, проблемам детей, как они с легкостью вступают в разговоры на подобные темы, а интерес к общению с учителем часто трансформируется и в интерес к урокам этого учителя.

2. побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

Например: обговорить с детьми правила, которые нельзя нарушать на уроке ни при каких обстоятельствах, выбрать те правила, которые больше всего мешают проведению урока (не более трех, например: во время работы в классе должна быть тишина; не выкрикивать ответы с места, не подсказывать

и т.д.), каждому, кто нарушит правило давать жетон (красную карточку) у кого больше 3-х жетонов зарабатывает дополнительное ДЗ.

2. Стараться использовать на уроке знакомые детям, а потому более действенные примеры, образы, метафоры – из близких им книг, фильмов, мультиков, компьютерных игр. Это поможет учителю сократить дистанцию между ним и его учениками, поможет стать для школьников значимым взрослым, будет способствовать созданию детско-взрослых общностей, столь важных в воспитании.

3. Реализовывать на своих уроках мотивирующий потенциал юмора. Юмор способствует налаживанию хороших отношений со школьниками, созданию творческой атмосферы на уроке, преодолению многих учебных конфликтов. Шутка вместо окрика в сочетании с мягкой улыбкой помогает разрядить напряженную обстановку в классе, создать доверительный психологический климат

 4. Чаще обращаться во время урока к личному опыту своих учеников. Например, так: «Поднимите руку, кто из вас хоть раз падал, поскользнувшись на льду, или споткнувшись о камень. Шишки были? Друзья сильно смеялись? А теперь внимание – сосредоточьтесь и вспомните, куда именно вы падали: вперед или назад? … Прекрасно! … Прекрасно, разумеется, не то, что вы упали, а то, что так отчетливо это вспомнили. Этот нехитрый прием также поможет учителю сделать свой урок чуть более привлекательным.

5. Стараться обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка. Делать акцент на его интересах, увлечениях, привычках. Другими словами, необходимо вести урок не для массы учеников, а для как можно большего количества индивидуальностей, сидящих в данный момент за партами. Этот прием имеет простое психологическое объяснение – когда ребенка таким образом выделяют на уроке, он с большим интересом относится и к самому уроку.

6. Проявлять особое внимание к ученикам, нуждающимся в таком внимании. В таких ситуациях важно проявить участие: поинтересоваться, все ли нормально, а в случае плохого самочувствия ребенка – предпринять необходимые меры. Как правило, в любом классе есть дети, которые по разным причинам склонны отвлекать внимание остальных от урока. Особое умение учителя – направить их энергию в нужное русло. (дать какое-то задание) И, конечно, не стоит забывать о более способных учениках – их потенциал можно использовать для помощи менее способным одноклассникам.

7. Обращаться к вымышленному образу учеников, создавая вокруг какой-то учебной проблемы небольшой фантазийный мирок. Например, так: «Вообразите себя директором школы, что бы вы сделали, чтобы ребята с удовольствием читали».

8. Заводить в классе маленькие, привлекательные для детей традиции. Например, каждый урок начинается с мини игры «Счастливчик». В классе случайным способом выбирается один ученик, который будет отвечать домашнее задание любым способом (устно у доски, письменно на карточке, в тетради и т. д.), у него есть право отказаться, если он получает отметку, которая его не устроит, то и от нее он может отказаться. Такая игра в начале урока настраивает детей на позитивный лад, снимает психологическое напряжение перед опросом, позволяет быстрее включиться в учебный процесс.

9. Не бояться просить прощения у своих учеников – за свои ошибки (не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает), оговорки (о, как же дети это обожают!), несправедливо поставленные отметки (увы, и такое случается). Наверное, для кого-то это тяжело – просить прощения, искренне и при всех своих учениках. Но если мы хотим, чтобы просить прощения друг у друга научились наши дети, то как же еще их этому научить?! А учитель к тому же приобретет в глазах детей реноме честного и порядочного человека. И не правы те, кто считает это проявлением слабости.

10. Наконец, просто честно выполнять свою работу. Несмотря на усталость, нехватку времени, стресс, работать не спустя рукава. Общеизвестно, что халтуру и равнодушие к себе чувствуют все дети, и… не всегда прощают.

Обучение обязательно воспитывает, формирует у школьников определённые взгляды, убеждения, качества личности. Но для этого воспитательный процесс на уроке необходимо организовывать и направлять  исходя из целей и задач воспитания (подбирать воспитывающее содержание, включать в урок активные формы работы, такие как дискуссии, проекты, исследовательская деятельность, создавать доверительные отношения, поддерживать ребенка, помогать ему в решении трудных для него задач и многое др.)

Конечно, на одном уроке у детей невозможно воспитать честность или милосердие, мужество или волю, вежливость или какое-либо другое качество. Для этого нужна интеграция урока с различными формами воспитательной деятельности, реализуемых в классе, в творческих объединениях, в детских общественных объединениях, в системе внешкольной деятельности.

Подводя итог, следует подчеркнуть, значимость системного подхода к воспитанию на основе интеграции форм и видов урочной и внеурочной деятельности, объединения усилий всех педагогических работников образовательной организации.

Каждый учитель мечтает о хороших учениках, но в каждом классе есть разные дети. Неоднородность всякого общества как бы изначально предполагает, что ребёнок подрастёт, займёт социальную позицию и взрослые должны помочь ему в этом. Ведь образование – это не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, это воспитание, развитие личности, ее социализация.

Современный французский ученый Эрнест Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.

 

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих.

(Н.А. Калиман)



Предварительный просмотр:

Педагогический совет по теме:

«Профориентация в школе: новый взгляд и современные подходы »

Подготовила: заместитель директора по ВР

Гвозденкова Н.А.

Слайд 1 Тема

Участники педсовета  классные руководители, учителя-предметники.

         Добрый день, уважаемые коллеги!

I. Введение в тему педсовета  

Эпиграфом к нашему педсовету мы взяли слова Лу́ция Анне́я Сенеки «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» и слова Н.Г.Чернышевского «Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии».

        «Минимум треть своей жизни мы посвящаем профессии, делу, работе. По разным причинам мы приходим в ту или иную профессию, потом в компанию, в должности. И не каждый человек в любой точке профессионального пути может найти возможности, интерес, вдохновение говорить о третьей части жизни - Я ЭТО ЛЮБЛЮ, в этом МОЕ ПРИЗВАНИЕ.

В настоящее время в связи с изменением экономических условий в России значимость проблемы профессионального самоопределения резко возрастает. Для системы общего образования основополагающим является то, что процесс профессиональной ориентации и профессионального самоопределения – это часть общего процесса социальной ориентации молодежи. Общее образование должно не только обеспечить фундаментальные знания, дающие базу для освоения целого спектра профессий (от рабочего до высококвалифицированного специалиста), но и при этом ориентироваться как на конкретную ситуацию на рынке труда, так и на потребности рынка труда в будущем. В новых социально-экономических условиях необходимо формировать человека с новыми психологическими характеристиками и деловыми качествами.

По данным министерства труда в ближайшие 7 лет наиболее остро  будет стоять потребность в рабочих профессиях.

Как показывает статистика, в советское время 70% населения получали начальное и среднее профессиональное образование, 30% - высшее.

        В начале 2000 годов все изменилось. Этот дисбаланс привел к тому, что сейчас наблюдается острая нехватка рабочих рук. Но большинство молодежи все еще стремится в ВУЗы. Порой люди поступают в университет, потому что это  престижно.

Часто именно родители формируют позицию ребенка, выбирают для него профессию, при этом не думая, где он будет работать после окончания вуза.

        К сожалению, в профессиональном самоопределении выпускники школы в силу разных причин не всегда могут опереться на помощь семьи. Учитывая это, мы должны понимать степень ответственности, лежащей на педагоге в профориентации подростков: человек, выбравший профессию по душе и в соответствии со своими способностями, сможет быть успешным, уважаемым и счастливым, т.е. успешно социально-психологически адаптированным в жизни. В противном случае (при несовпадении уровня притязаний человека и его способностей) он будет пытаться найти альтернативные пути самореализации. А как говорили древние, дорога с горы всегда легче дороги в гору.

        И первым этапом нашей сегодняшней работы станут результаты  анкетирования педагогов.                                                                   Слайд 2

Первое дискуссионное задание (раздатка 1)

        Какое из предложенных определений является характеристикой профессиональной ориентации:

А. Компонент предпрофильной подготовки, который обеспечивает учащихся и их семьи знанием об образовательных возможностях территориально доступной им образовательной среды.

Б. Изучение и оценка потенциальных профессиональных возможностей с помощью набора специальных диагностических методик.

В. Комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оказание помощи школьнику в выборе профессии с учетом его желания, склонностей, способностей и потребности рынка труда.

2. Второе  дискуссионное задание (раздатка 2)

        Сейчас я буду называть направления профориентационной работы. Ваша задача- определить, к какому времени относится. Компоненты называются в хаотичном порядке. Ответ высвечивается в презентации.

 п/п

Советское время

 (70-90гг.20 века)

Современная Россия

Градация профессий по разному типу

( человек- машина, человек- человек, человек- природа, человек- худ. образ)

Создание Центров занятости населения

Проведение школьных профориентационных программ

Психологическое консультирование

Экскурсии на предприятия

Анкетирование

Открытие средних- специальных учебных заведений

Методики по выявлению способностей учащихся

Ведение курса: «Основы производства. Выбор профессии»

Предпрофильная подготовка

        Мы с вами видим, что наполнение профориентационной работы изменилось. Используются другие подходы и методы. В прошлом веке, в истории социализма плановая экономика заранее знала сколько каких специалистов надо, под этот запрос учебные заведения готовили нужное кол-во специалистов и Вы окончив ВУЗ получали путевку в жизнь и готовую профессиональную стезю. Это было время, когда на официальном уровне призывали: «Всем классом на ферму!», «… на завод!», «…на комсомольскую стройку!». В таких призывах на первом месте оказывались не интересы личности, а интересы народного хозяйства и обороноспособности страны…

        Что же происходит сегодня? На что сегодня ориентирована профориентационная работа? На этот вопрос мы попытаемся ответить вместе.

II.  Информационно-теоретическая часть

  1. Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях.

Докладчик Гвозденкова Н.А. ,заместитель директора по ВР

2.Психолого-педагогическое сопровождение ранней профдиагностики.

         Докладчик Иванова Н.Д., педагог-психолог

        

III. Практическая часть (работа в группах)

        1. Этапы профессиональной ориентации школьников (наметить цель и определить задачи, свойственные каждому этапу). Раздатка 3

Вывод:

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы содержания профориентационной работы в школе, на каждом периоде которых необходима реализация различных целей профориентационной работы:

1-4 классы

Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы

Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы

Уточнение образовательного запроса в ходе групповых занятий и занятий по интересам; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы

Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

  1. Профориентационные упражнения (педагог-психолог).

3. Реализация воспитательного потенциала урока: воспитание через содержание, интерактивные формы работы (из опыта работы педагогов).

Роль моего предмета в будущей жизни ученика

  1. Кто такой мой ученик?
  2. Чему учит мой предмет? Идеальное и реальное.
  3. Как я могу увлечь своим предметом моего ученика?

4. Как в свете современного рынка труда просматривается мой предмет?

        Вывод: 

Каждый педагог в рамках своего предмета может доказать ученику нужность изучения предмета, объяснить, чем этот предмет поможет ему в жизни.

Каждый школьник нуждается в выборе профессиональной деятельности, которая отвечала бы его возможностям и ожиданиям. Это необходимо также обществу и государству, так как они заинтересованы в успешных гражданах, способных эффективно и ответственно трудиться в различных социальных сферах.

Таким образом, педагог играет одну из основных ролей в профессиональной ориентации школьников; он «сопровождает» учащихся на протяжении всех лет обучения, поднимаясь вместе с ними по ступеням знаний; благодаря принципам и методам работы с учащимися по профессиональной ориентации, а также взаимодействию и сотрудничеству с другими специалистами, педагог изучает, помогает, дает необходимые рекомендации всем учащимся, которые столкнулись с проблемой профессионального самоопределения; проводит профилактическую работу в рамках профессиональной ориентации школьников; организует среду, в которой ребята благополучно социализируются, реализуя себя как полноценную, успешную личность; ведет работу с родителями, которые начинают гораздо раньше самих школьников задумываться о дальнейшем профессиональном выборе своих детей.

Выбор профессии – это второе рождение человека, поэтому задача педагога – дать общую ориентировку в мире профессий и помочь разобраться в личных качествах, важных для выбора будущей специальности.

        Каждый учитель-предметник в рамках своего предмета может показать ученику нужность своего предмета, чтобы ни один ребенок не мог сказать: «А зачем мне это надо?!»

4. Презентация форм, методов, учебно-методической литературы по организации профориентационной работы в школе.

5. Рефлексия.  Психологический тест «Тонкости профессии – учитель»

IV. Заключительная часть

        Таким образом, можно чётко сказать, что профориентация сегодня- это процесс творческий, требующий разностороннего подхода и применения новых методик. Выбор профессии — это очень серьезно. Помните у братьев Стругацких: «Жизнь дарит человеку три радости — друга, любовь и работу». Во многом именно работа определяет выбор друзей и любимых. Вокруг профессии формируются привычки, характер, образ жизни, круг общения, личные отношения. Даже мужа или жену человек часто находит неподалеку от рабочего места. Поэтому вместо унылого слова «профориентация» можно использовать куда более возвышенное словосочетание «выбор жизненного пути».

        Основной ориентир сегодня- личность ребёнка, его желания и возможности. Хотя зачастую, это всего лишь стремление к материальному благосостоянию.

        Хочется закончить словами польского писателя С.Е. Леца: «Чтобы быть собой нужно быть кем-то».

V. Проект решения педагогического совета:

Педагогам школы:

1. Продолжить реализацию воспитательного потенциала урока через совместную деятельность педагогов и обучающихся. На уроках и во внеклассной работе следует ориентироваться на активную, разнообразную и посильную деятельность каждого ученика, создавать ситуации положительного нравственного выбора, обучать вести диалог, умению слышать, слушать, достойно высказываться и понимать других.

2. Оказывать профориентационную поддержку учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Сроки исполнения: в течение учебного года

Классным руководителям 1-11классов:

1. При реализации плана воспитательной работы с классами учесть мероприятия модуля «Профориентация» Рабочей программы воспитания.

        2. Использовать предложенные формы, методы, учебно-методическую литературу, Интернет-ресурсы по организации профориентационной работы в классе.

Сроки исполнения: в течение учебного года

Ивановой Н.Д., педагогу-психологу

1. Проводить консультации для классных руководителей по выявлению профессиональной предрасположенности         обучающихся.

2. Продолжить проведение профдиагностики обучающихся школы.

Сроки исполнения: в течение учебного года

VI. Рефлексия педсовета: приём «Рефлексия себя в групповой деятельности»

 (оценка степени личного вклада каждого участника в работу группы, всех участников)

Шкала оценки: 3 – высокая степень, 2 – средняя степень, 1 – низкая степень.

Я

Мы

Дело

Степень активности каждого участника

Эффективность совместной деятельности

Практическая польза



Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях»

Подготовила: заместитель директора по ВР

Гвозденкова Н.А.

        Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям.

 Кем стать?         Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения. Выбор профессии - важный шаг в жизни каждого человека, именно поэтому учащиеся прислушиваются к мнению друзей, родителей, собирают информацию о престижности различных видов специальностей, уровне востребованности, дальнейших возможностях.

По этой причине педагоги, классные руководители работают над тем, как лучше помочь при выборе профессии. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.

Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.

В Рабочей программе воспитания школы и имеется модуль «Профориентация», посвященный организации профориентационной деятельности. В данной программе представлен перечень видов и форм деятельности, которые используются в работе школы.

Слайд 1 

Профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

Профориентационной работе следует занять важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим.

Профессиональная ориентация – многоуровневая система.

В её структуре можно выделить

 

Слайд 4.

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система    

Профориентационная работа в школе должна быть организована на трех уровнях: 

Профориентация - это некоторая целенаправленная деятельность, в которой участвует не только школа, но и вуз, дающий профессиональное образование,  семья, которая формирует профессиональную мобильность подростка,  государство, которое определяет экономическое развитие рынка труда.

Слайд 5.

Направления профессиональной ориентации

Информационно-просветительское направление.

Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.

Диагностическое направление.

Это направление реализуется в двух планах:

- самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);

- оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.

Консультационное направление подразумевает содействие выбору оптанта (человека, стоящего перед необходимостью профессионального выбора). Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект, но может и не включать.

Обучающее (или формирующее). В русле этого направления учащийся воспринимается как носитель определенных компетенций, к числу которых относятся и следующие умения:

· умение анализировать мир профессий;

· умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора.

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:

-достаточная информация о профессии и путях ее получения;

-потребность в обоснованном выборе профессии;

-уверенность школьника в социальной значимости труда;

-степень самопознания школьника ;

- наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

Современная жизнь трактует, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего как гражданин общества, умеющий адаптироваться ко всем жизненно важным ситуациям.         Только лишь разобравшись в своих потребностях и осознав личные возможности, можно найти свой путь в жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Профориентация в школе: новый взгляд и современные подходы » МБОУ « Перенская средняя школа» Педагогический совет «Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии», Н.Г.Чернышевский 1 декабря, 2022 год

Слайд 2

1. Можно ли стать счастливым, правильно выбрав профессию? А) да-92% Б) нет-7,7% В) не знаю, затрудняюсь ответить-7,7% 2. Кто, по вашему мнению, должен проводить с детьми работу по профориентации: А) родители – 77% Б ) школа-92% В) специализированные центры – 54% 3 . Может ли педагог в рамках своего предмета обеспечить работу по профессиональному самоопределению обучающихся А) да-77% Б) нет -7,7% В ) не знаю, затрудняюсь ответить -7,7% 4 . Кто повлиял на Ваш выбор профессии А) родители-31% В) школа, учителя В) не знаю, затрудняюсь ответить -69% 5 . Жалеете ли Вы, что выбрали свою профессию А) да-7,7% Б) нет -85% В) затрудняюсь ответить -7,7% 6 . Если бы Вам предложили сейчас сменить вид деятельности, Вы согласились бы А) да-7,7% Б) нет-69% В) не знаю, затрудняюсь ответить-7,7% ПОЗДНО!-7,7% 13 участников анкетирования

Слайд 3

№ п / п Советское время (70-90гг.20 века) Современная Россия 1 Градация профессий по разному типу ( человек- машина, человек- человек, человек- природа, человек- худ. образ) Создание Центров занятости населения. Интернет-платформы , онлайн-уроки 2 Проведение школьных профориентационных программ Психологическое консультирование 3 Экскурсии на предприятия Анкетирование 4 Открытие средних- специальных учебных заведений Методики по выявлению способностей учащихся 5 Ведение курса: «Основы производства. Выбор профессии» Предпрофильная подготовка

Слайд 4

Профориентация это – (лат. P rofessio род занятий и фр. orientation – установка) – к омплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оказание помощи школьнику в выборе профессии с учетом его желания, склонностей, способностей и потребности рынка труда. Профессиональная ориентация – многоуровневая система. В её структуре можно выделить:

Слайд 5

Профориентационная работа в школе должна быть организована на трех уровнях: Профессиональная ориентация - это многоаспектная система

Слайд 6

Направления профессиональной ориентации:

Слайд 7

Формы мероприятий, ориентированных на профориентацию школьников (наиболее актуальные): Тематические квесты Активизирующие профориентационные опросники Дни и Недели открытых дверей, презентации учебных заведений Тренинг Форсайт Флешмоб Воркшоп ( Workshop ) Профориентационные игры Игры-«заигрывания» Игры, моделирующие аспекты профессиональной деятельности Игры, моделирующие построение личного профессионального плана, профессиональных и жизненных перспектив (для старшеклассников).

Слайд 8

Профориентационные ресурсы широкого профиля Время выбирать профессию (проект Г.В. Резапкиной ): http://www.proftime.edu.ru/index.php?id_catalog=24&id_position=19 Методический кабинет профориентации (проект Г.В. Резапкиной ): http://www.metodkabi.net.ru Энциклопедия «Карьера»: http://www.znanie.info/portal/ec-main.html Портал «Ваше рабочее место»: http://www.rabochee-mesto.com/about

Слайд 9

Проекты профориентационной направленности PROekt PRO : http :// www . proekt - pro . ru Электронный музей профессий: http://www.project.masterslavl.ru МастерСлавль : http://www.profvibor.ru/oproekte.php Информационный портал WorldSkillsRussia : http://worldskills.ru Программа JuniorSkills : http :// worldskills . ru / juniorskills / Атлас новых профессий: http://atlas100.ru Видеоролики по профессиям и специальностям (проект Сахалинской обл., модератор Татьяна Пархолуп ): http://www.youtube.com/channel/UChrlEfAGhViAFdhS0bbbvzQ/videos « Навигатум » http://navigatum.ru/manuals.html

Слайд 10

Смотрим фильмы - выбираем профессию ! 1. ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО 2.« Мультфильмы «КАЛЕЙДОСКОП ПРОЕССИЙ» 3. Фильмы о профессиях 4.« Фильмы из серии «УСПЕШНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛ" 5. Фильмы из серии «Профессия. Дело каждого» 6. Мульсериал о профессиях и труде (школьникам начальных и средних классов ) 7. Фильмы «ПРОФЕССИЯ» (Просвещение ТВ) 8. Детям о профессиях 9. Железнодорожные профессии 10. Нефтяные профессии 11. Есть такая профессия 12. Профессии НТИ l Профессии Будущего 13. Нестандартная модель: профессии будущего Каталог обучающих фильмов по популярным профессиям

Слайд 11

Я Мы Дело Степень активности каждого участника Эффективность совместной деятельности Практическая польза Рефлексия: приём «Рефлексия себя в групповой деятельности» (оценка степени личного вклада каждого участника в работу группы, всех участников) Шкала оценки: 3 – высокая степень , 2 – средняя степень , 1 – низкая степень

Слайд 12

Спасибо за работу!