Моя методическая копилка
Уважаенмые коллеги! На странице сайта я хочу поделиться с вами своими методическими наработками!
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ
ТЕМА « Повторение изученного в 5 - 8 классах" (на материале текста «Слово о полку Игореве»)
ЦЕЛИ:
- повторить материал, изученный в 5 - 8 кл., в разделах «Фонетика», «Графика», «Орфография», «Лексика», «Фразеология»; подготовка к ОГЭ;
- развивать познавательную активность, кругозор, мышление, воображение, устную и письменную речь, творческие способности; интерес к ономастике;
- воспитывать гражданскую позицию, уважительное отношение к национальным традициям, художественному творчеству.
Оборудование: тексты «Слова» в разных переводах (Д. Лихачёва, Н.Заболоцкого, В. Жуковского и др.)
Подготовка к уроку: домашнее задание даётся по группам, выступления учащихся на 3 - 5 минут
1 группа собирает информацию о славянских языческих богах: Трояне, Даждьбоге, Стрибоге, Хорсе, Велесе (Волосе);
2 группа объясняет выражения из текста памятника, в которых встречается собственное имя Троян;
3 группа ищет объяснение прозвищ князей: Ярослав Мудрый, Ярослав Осмомысл, Олег Гориславич, буй тур Всеволод;
4 группа занимается поиском фразеологизмов со словом меч, объясняет их значение.
ХОД УРОКА:
I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II . СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛЕЙ.
- Сегодня на уроке мы повторим материал по основным разделам языкознания, изученный в 5-8 классах.
III. ПОВТОРЕНИЕ материла, изученного в 5-8 классах
1.Работа над отрывком:
И настала тяжкая година,
Поглотила русичей чужбина,
Поднялась Обида от курганов
И вступила девой в край Троянов.
- Прочитайте выразительно отрывок, определите, о каком времени здесь говорится
(Ответ: речь идёт о временах, наступивших после поражения князя Игоря).
- В каких словах звонкие согласные звуки находятся в слабой позиции?
( Ответ: тя[ш]кая - согласный [ж] стоит перед глухим согласным, поэтому происходит оглушение; такой же процесс происходит в словах [ф]ступила, [ф] край; Трояно[ф] –оглушение согласного на конце слова ).
- Найдите слова, в которых не совпадает количество звуков и букв.
(тяжкая– 6 б., 7 зв.; поднялась – 9 б., 8 зв.; Троянов – 7 б., 8 зв.)
- Определите, простое это или сложное предложение (сложное, т.к. содержит несколько грамматических основ)
- Выпишите все грамматические основы ( настала година, поглотила чужбина, Обида поднялась и вступила )
- Охарактеризуйте каждое простое предложение, укажите вид связи
( Ответ: 1 простое предложение двусоставное, 2 предложение двусоставное, 3 предложение двусоставное, осложнено однородными сказуемыми. Между 1 и 2 , 2 и 3 предложениями связь бессоюзная)
- Прочитайте выражения, определите, какие из них не являются словосочетаниями
Тяжкая година;
поглотила русичей;
чужбина поглотила;
в край Троянов;
поднялась и вступила;
вступила в край;
поднялась от курганов;
вступила девой
(Ответ: поднялась и вступила, чужбина поглотила)
- Запишите словосочетания, графически укажите главное и зависимое слово, определите вид подчинительной связи
- Книжное выражение тяжкая година замените стилистически нейтральным (Ответ: трудное время)
- К слову година подберите и запишите однокоренные слова, выделите корень (год, годовщина, годик, погодки, годовалый, ежегодно, погодовая (запись)
- Определите способ образования слова година
( Ответ: год + ин (а) → година, это имя существительное, образованное суффиксальным способом)
- Подберите и запишите слова, образованные по этой же словообразовательной модели. (детина← дет+ин (а) и др.)
- Подойдут ли к этой словообразовательной модели слова чужбина и мамина (нет, т.к. в слове чужбина суффикс - бин, а в слове мамина суффикс - ин участвует в образовании притяжательного прилагательного)
- Назовите имена собственные в этом отрывке (Обида, Троянов (край)
- Образ девы - обиды, лебеди- девушки, плещущей лебедиными крыльями типичен для народной поэзии
Проверка домашнего задания.
1 группа учащихся
(сообщает информацию о славянских языческих богах: Трояне, Даждьбоге, Стрибоге - бог ветра, Хорсе (Хресови) - бог Солнца, Велесе (Волос) – одновременно пастуший бог и бог поэзии и др.)
2 группа учащихся
(объясняет выражения, в которых встречается собственное имя Троян.
«были вечи Трояни» - были языческие времена
«рища во тропу Трояни» - носясь по божественным путям
«на землю Трояню» - на Русскую землю
«на седьмом веци Трояни» - на последнем веке язычества, напоследок языческих времён).
2. Сравнение значения слова полк в древнерусском языке и современном русском языке
- Как бы вы объяснили название «Слово о полку Игореве»? (ответы учащихся)
- В древнерусском языке слово полк имело несколько значений: <поход >, <войско >,< сражение >, < сборище >, < народ >. В названии берётся значение < поход > (повествование о походе Игоря)
- Найдите в толковом словаре сколько значений имеет это слово сейчас (прямое значение < воинская часть > и переносное < множество >, < толпа>)
- Подберите однокоренные слова к слову полк, выполните морфемный разбор слов
(Ответ: полководец, ополчение, полковой, ополчиться, ополченец, полковник)
3 . Сравнение русского полногласия и церковнославянского неполногласия
- Прочитайте предложение, найдите слова одного и того же корня:
«Дети бесови кликом поля перегородиша, а храбрии русици преградиша черлёными щиты»
- В русском языке слова церковнославянского происхождения и чисто русского дают различные оттенки значения. Это увеличивает богатство и гибкость языка, позволяя выражать различные, очень незначительные оттенки значения, особенно важные в художественной речи. Два глагола перегородиша и преградиша имеют также каждый свои оттенки. Русскиепреградили (создали преграду) поля своими щитами, они преграждают путь половцам, а половцы поля перегородили кликом и свистом, хотят напугать русских.
- Образуйте пары слов русского полногласия и церковнославянского неполногласия:
Сторож – страж, город – …( град ), берег – …( брег ), золото – …( злато ), волосы- …( власы ),ворота – …( врата), дерево – … ( древо).
…( Шелом ) – шлем, …( голова ) – глава, …( ворон ) – вран, …(боронь) – брань, …(соловей) – славий, …(ворог) – враг.
4 . Объяснение прозвищ князей.
- Найдите в текстах отрывки, объясняющие, почему получили такие прозвища: Ярослав Мудрый,Ярослав Осмомысл, Олег Гориславич, буй тур Всеволод
Проверка домашнего задания.
3 группа
( объясняет прозвища князей: Ярослав Мудрый, Ярослав Осмомысл, Олег Гориславич, буй турВсеволод.
- Ярослав Мудрый был деятельный князь. При нем ещё сохранялось политическое единство Руси, высокого развития достигли литература, ораторское искусство, ремесло. Прочным и могущественным было международное положение Руси.
Прозвище Ярослава Осмомысла имеет несколько толкований: от большого количества его мыслей, забот; от знания нескольких языков; от того, что он вообще был умён «за восьмерых».
Буй тур Всеволод. «Турами» в древней Руси называли два вида диких быков: первобытный бык и зубр. Тур в Древней Руси был символом мужества и силы. Охота на туров считалась очень опасной.
Олег Гориславич прославился тем, что принёс горе братоубийственными войнами и походами. О нём говорится в тексте памятника, что он «мечом ковал крамолу». Меч был символом войны, но и чести. Олег своими крамолами обесчестил меч. Попробуйте современным языком растолковать этот фразеологизм (достигать желаемого любыми средствами и др.)
Проверка домашнего задания
4 группа учащихся
( сообщает, какие удалось найти фразеологизмы со словом меч, объясняет их толкование )
Огнём и мечом - …, перековать мечи на орала - …, Дамоклов меч - …,
вложить меч в ножны - …, взявший меч от меча и погибнет - …, поднять меч - …, меч правосудия - …
- Запишите, рядом напишите краткое толкование
(Ответ: например, беспощадно уничтожить, перестроиться на мирный лад, постоянная опасность, окончить войну, за зло будет дан отпор, начать войну, честный суд)
5 . Повторение изобразительных средств языка.
Установите соответствия:
1 эпитет 2 метафора 3 сравнение 4 фразеологизм 5 олицетворение 6 гипербола | а) Серым волком по полю кружил, Как орёл под облаком парил. б) растекаться мыслию по древу в) Вещие персты он подымал И на струны возлагал живые г) стоном стонет мать- земля сырая д) Мужество избрал себе опорой е) Оседлал вершины ты Карпат И подпёр железными полками |
(Ответы: 1 – в, 2 – д, 3 – а, 4 – б, 5 – г, 6 – е ).
IV. РЕФЛЕКСИЯ .
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Готовиться к контрольному диктанту.
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 6 классе
Тема урока «Правописание – Н- и –НН- в суффиксах прилагательных».
Интегрирующая дидактическая цель: изучить правило «Правописание
-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных», сформировать у учащихся умение дифференцировать суффиксы прилагательных.
Целевой план действий для учащихся:
- знать, в каких случаях в суффиксе прилагательных пишется одна буква Н, а в каких — две; знать исключения из изученного правила;
- уметь применять изученную орфограмму на письме;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование урока: дидактический раздаточный материал.
Методы и формы работы на уроке: при объяснении нового материала используется таблица «Написание -Н- и -НН- в прилагательных». Материал для закрепления рекомендуется распечатать на карточках каждому учащемуся. Задание 1-3 выполняются на доске. Задание 4 (для выходного контроля) выполняет каждый учащийся самостоятельно.
План урока:
- Оргмомент ( 1 мин.)
- Входной контроль (проверка степени усвоения материала, изученного на предыдущем уроке) (5 минут);
- Ход урока:
а) Постановка целей урока (2 мин.)
б) Объяснение нового материала ( 8 мин.)
в) Закрепление нового материала (15 мин.).
- Выходной контроль (5 мин.).
- Подведение итогов, рефлексия (2 мин.)
- Мотивирование и объяснение оценок за урок (1 мин.)
- Задание на дом (1 мин.)
II. ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ:
Назовите основные способы образования имён прилагательных.
Задание на доске: Определите, каким способом образованы данные прилагательные:
пригородный
водяной
неблизкий
синий-синий
сине-зелёный
В каком случае прилагательные, образованные способом сложения, пишутся через дефис, а в каком — слитно?
III. ХОД УРОКА.
а) Постановка целей урока:
Сегодня мы поговорим о суффиксах прилагательных, в которых встречается одна или две буквы Н. Вы узнаете, в каких случаях нужно писать одну букву Н, а в каких — две, потренируетесь применять это правило на письме.
б) объяснение нового материала:
На доске таблица:
Написание -Н- и -НН- в прилагательных
-Н- | -НН- |
-ИН- (куриный) -АН- (кожаный) -ЯН- (серебряный) Исключение: ветреный (день, человек), но безветренный. | основа на -Н- + суффикс –Н- (длина — длинный) -ОНН- (традиционный) -ЕНН- (жизненный) Слова-исключения: оловянный, деревянный, стеклянный |
ФОРМУЛИРУЕМ ПРАВИЛО:
Две буквы Н пишутся в прилагательных, образованных:
- при помощи суффикса -Н- от существительного с основой на Н;
- от существительных при помощи суффикса -ОНН-, -ЕНН-.
Исключение: ветреный.
Одна буква Н пишется в прилагательных:
- в суффиксе -ИН-;
- в суффиксах -АН-, -ЯН- прилагательных, образованных от существительных.
Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.
в) закрепление нового материала
З а д а н и е 1.
Цель: научиться применять изученное правило на практике.
Твоя задача: объясни, почему в одних прилагательных пишутся две буквы Н, а в других – одна (работа в парах, затем взаимопроверка)
Деревянный, жестяной, муравьиный, стеклянный, искусственный, сонный, лиственный, равнинный, серебряный, ветреный.
Задание 2.
Цель: закрепление изучаемой орфограммы, тренировка умения образовывать имена прилагательные от существительных.
Твоя задача: образуй прилагательные от существительных, объясни выбор –Н- и –НН- (комментируемая запись в тетрадях).
а) чугун, глина, клюква, утро, кожа, олово.
б) лимон, кость, кухня, телефон, длина;
в) журавль, петух, мышь, дерево, серебро.
Задание 3.
Цель: закрепление изучаемой орфограммы.
Твоя задача: вставь вместо пропуска -н- или -нн-. Выдели суффикс и основу в прилагательных (учащиеся самостоятельно выполняют в рабочей тетради).
1) ржа..ой, муравьи..ый, безветре..ый, тыкве..ый;
2) обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый 3) пчели..ый, сон..ый, оловя..ый, лебеди..ый.
IV. Выходной контроль:
Расскажите своими словами правило о правописании одной и двух букв Н в именах прилагательных.
Задание для выходного контроля:
Цель: работа с текстом (вспомнить, что такое тема текста и основная мысль), проверить степень усвоения материала урока.
Твоя задача: прочитай текст, озаглавь его, определи его тему и основную мысль. Вставь вместо пропусков -Н- или -НН-.
Одно время наша семья жила в небольшом городке, который уютно раскинулся над сон..ыми прудами недалеко от железнодорожной станции. К городку ведет старин..ая дорога. Как только съедешь с этой дороги на деревян..ый мост со следами масля..ой краски, пересечешь речонку с песча..ыми берегами – так сразу и начинается главная городская улица.
Городок чистенький, утопающий в зелени, весь окружен водя..ыми гладями прудов, где так любит купаться детвора. В некоторых местах растет камыш, и там находят убежище бесчислен..ые ути..ые семейства.
Все в нашей семье с любовью и известной грустью вспоминают об этом пристанцион..ом городке.
V. Подведение итогов, рефлексия. (1 мин.)
Дополните предложения, высказав своё отношение к сегодняшнему уроку:
- Сегодня мы изучили ...
- Для меня самым интересным показалось …
- Самую большую трудность вызвало …
- Для меня осталось непонятным ...
VI. Мотивирование и объяснение оценки за урок (1 мин.)
VII. Домашнее задание (1 мин.)
Цель: проверить усвоение материала урока.
Твоя задача: вставь пропущенные буквы, где это необходимо. Составь с выделенными прилагательными предложения.
1) Весен..ий, камен..ый, карман..ый, чугун..ый, длин..ый, цен..ый, туман..ый, сон..ый.
2) Болезнен..ый, утрен..ий, бесчувствен..ый, внутрен..ий, соломен..ый, родствен..ый, ветрен..ый, безветрен..ый , подветрен..ая.
3) Курин..ый, гусин..ый, соловьин..ый, лошадин..ый, голубин..ый.
Песчан..ый, ржан..ой, стеклян..ый, серебрян..ый, глинян..ый, ледян..ой, шерстян..ой, деревян..ый, оловян..ый.
Приложение (задания на карточках):
Карточка 1.
Объясни, почему в одних прилагательных пишутся две буквы Н, а в других – одна.
Деревянный, жестяной, муравьиный, стеклянный, искусственный, сонный, лиственный, равнинный, серебряный, ветреный.
Карточка 2.
Образуй прилагательные от существительных, объясни выбор –Н- и –НН- .
а) чугун, глина, клюква, утро, кожа, олово.
б) лимон, кость, кухня, телефон, длина;
в) журавль, петух, мышь, дерево, серебро.
Карточка 3.
Вставь вместо пропуска -н- или -нн-. Выдели суффикс и основу в прилагательных.
1) ржа..ой, муравьи..ый, безветре..ый, тыкве..ый;
2) обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый;
3) пчели..ый, сон..ый, оловя..ый, лебеди..ый.
Карточка 4.
Прочитай текст, озаглавь его, определи его тему и основную мысль. Вставь вместо пропусков -Н- или -НН-.
Одно время наша семья жила в небольшом городке, который уютно раскинулся над сон..ыми прудами недалеко от железнодорожной станции. К городку ведет старин..ая дорога. Как только съедешь с этой дороги на деревян..ый мост со следами масля..ой краски, пересечешь речонку с песча..ыми берегами – так сразу и начинается главная городская улица.
Городок чистенький, утопающий в зелени, весь окружен водя..ыми гладями прудов, где так любит купаться детвора. В некоторых местах растет камыш, и там находят убежище бесчислен..ые ути..ые семейства.
Все в нашей семье с любовью и известной грустью вспоминают об этом пристанцион..ом городке.
Карточка 5.
Вставь пропущенные буквы, где это необходимо. Составь с выделенными прилагательными предложения.
1) Весен..ий, камен..ый, карман..ый, чугун..ый, длин..ый, цен..ый, туман..ый, сон..ый.
2) Болезнен..ый, утрен..ий, бесчувствен..ый, внутрен..ий, соломен..ый, родствен..ый, ветрен..ый, безветрен..ый , подветрен..ая.
3) Курин..ый, гусин..ый, соловьин..ый, лошадин..ый, голубин..ый.
Песчан..ый, ржан..ой, стеклян..ый, серебрян..ый, глинян..ый, ледян..ой, шерстян..ой, деревян..ый, оловян..ый.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 села Стародубского Буденновского района»
Всероссийский конкурс «Лучший урок письма-2015»
Номинация «Лучшая методическая разработка проведения Урока письма»
Урок развития речи в 5-ом классе
на тему
«Письмо – важнейший источник общения»
Подготовила
учитель русского языка и
литературы
высшей категории
Сазанова Светлана
Александровна
2015 год
Сопроводительное письмо
Ф.И.О. Сазанова Светлана Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Дата рождения: 18 ноября 1971 года
Домашний адрес: 356837 Ставропольский край, Буденновский район,
п. Терек, ул. Артезианская, 10/1
Место работы: МОУ СОШ № 7 с. Стародубского
Цель: доказать важность и актуальность письма как средства общения и в наше время.
Задачи:
- Образовательные:
- научить ребят писать письма, знать их разновидности;
- познакомить с историей письма.
- Развивающая: развитие устной и письменной речи учащихся.
- Воспитательная: прививать чувство доброжелательности, внимание к адресату.
Оборудование:
- иллюстрации;
- магнитофонная запись;
- книжная выставка;
- карточки для групп;
Модель урока:
- Релаксация (1 мин.).
- Постановка проблемы. Целеполагание (1 мин.).
- Словарная работа (5 мин.).
- Чтение афоризма (1 мин.).
- Работа с письмами в парах (5 мин.).
- Минута для здоровья (1 мин.).
- Работа по составлению писем в группах ( 8 мин.).
- Слово учителя о годах Великой Отечественной войны. Обращение к письмам военных лет (6 мин.).
- Чтение наизусть стихотворений о войне (5 мин.).
- Минута молчания (1 мин.).
- Советы риторика (2 мин.).
- Общий итог занятия (3 мин.).
- Домашнее задание. Написать поздравительное письмо к 8 марта (1 мин.).
- Рефлексия.
Подготовка к занятию (индивидуальные задания):
- оформление выставки иллюстраций об истории письма;
- выучить наизусть стихотворение о войне.
Оформление доски:
- Тема урока « Письмо – важнейший источник общения».
- Проблема: письмо перестает быть важнейшим источником общения.
- Афоризм К. Паустовского: “Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять того человека, которому ты пишешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова”.
- Виды писем.
- Новые слова для работы по данной теме.
- Иллюстрации.
- Советы Риторика.
ХОД УРОКА
I. Релаксация
Цель: расслабление мышечного тонуса.
Учитель. Улыбнитесь друг другу, ребята. Сядьте удобно, закройте глаза, положите руки на колени и повторяйте за мной.
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
(Пауза)
Внимание мое растет.
Память моя крепнет.
Голова моя мыслит ясно.
(Пауза)
Я хочу учиться.
Я готов работать.
Я работаю.
II. Постановка проблемы. Целеполагание
Учитель. Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение и попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока (учитель читает стихотворение).
В руки я беру листок, вывожу разборчиво:
«Здравствуй, милый мой дружок!
Я пишу тебе письмо – средство важное оно!
В СМС немного слов – не могу всё рассказать,
В соцсетях полно врагов – могут многое узнать
О секретах всех моих, а ведь это для двоих!
Телефон, конечно, может мне немножечко помочь.
Но болтать с тобой так долго
Для меня совсем не в мочь!
Вот письмо-другое дело:
Об учёбе, о рыбалке, о погоде, о друзьях-
И о времени не думай.
Хоть на листик, хоть на десять,
Хоть денёчек, хоть другой,
Всё, что хочешь, в нем раскрой!
И по почте отправляй очень важное письмо!
Для тебя ведь лишь оно!»
Ученики. В стихотворении говорится о письме и о его важности, значит, тема нашего урока заключена в доказательстве важности письма.
Учитель. Молодцы! Запишите тему нашего урока «Письмо - важнейший источник общения». А какую цель мы будем преследовать с вами в течение всего урока?
Ученики. Нам нужно объяснить, что письмо важно как источник общения и в наши дни.
Учитель. Правильно, ребята. Цель урока: доказать важность и актуальность письма как средства общения и в наше время. Хотя письма начали писать ещё в античные времена. Письма древних греков и римлян были самыми разнообразными по своему содержанию: начиная от эпизодов из повседневной жизни, любопытных сведений о себе, и заканчивая обсуждением общественных проблем
III. Словарная работа
Учитель. На доске записаны слова, расставлены ударения. Давайте, запишем эти слова и узнаем их значения.
(Запись в тетрадь, учащиеся объясняют значения.)
- Адресант-тот, кто пишет письмо.
- Адресат – тот, кому адресовано письмо.
- Постскриптум (лат.) – после написанного – приписка к оконченному и подписанному письму, обычно обозначается латинскими буквами P.S.
- Каллиграфия – искусство четкого красивого письма.
- Графика – начертания письменных или печатных знаков, букв.
- Конверт - бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.
- Индекс - цифровое условное обозначение населенного пункта.
IV. Чтение афоризма вслух
Учитель. Какие выводы можно сделать из мудрых мыслей писателя
К. Паустовского?
Учащиеся. Писать письма непросто! Надо много тренироваться писать, искать выразительные и нужные слова, представлять того, кому пишешь.
V. Работа в парах.
Учитель. Ребята, посмотрите на запись на доске «Виды писем: личные, деловые, рекомендательные, благодарственные и поздравительные» это вам поможет при работе с заданиями.
Задание 1
Учитель. Сравните два фрагмента писем. Проанализируйте их по плану и подчеркните нужный ответ.
1. Адресат – адресант. (В первом письме общаются хорошо знакомые люди, может быть, друзья; во втором – официальные лица.)
2. Информация. (Первое письмо содержит информацию личного характера, а второе – официального.)
3. Коммуникативная задача. (В первом письме – извиниться, поделиться новостями; во втором – сообщить.)
А
Милый друг мой!
Получил твое письмо из Берлина – спасибо тебе! Хотел ответить в тот же день, а отвечаю – через восемь.
Лишь недавно проводил друзей и по обыкновению закопался в бумагу.
Напиши, пожалуйста… как твои дела. Ты знаешь, о чем я спрашиваю.
(Из письма М.Горького Ф.Шаляпину)
Б
Уважаемый Денис Иванович!
В ответ на Ваш запрос от 21.02.2005 г. сообщаем, что согласно Вашей просьбе мы направили Вам 30.03.2005 всю необходимую учебно-методическую литературу по адресу, указанному в Ваших письмах.
Оргкомитет
Учитель. Ребята, давайте попробуем сделать вывод: если в письме официальная информация, то, какое это письмо? А если личного характера, информация неофициальная?
Ученики. Письма бывают официальные и неофициальные.
Учитель. Всегда ли вы охотно и сразу отвечаете на письма? Почему?
Учащиеся. Причин задержки ответа много. Одна из них состоит в том, что мы иногда не знаем, о чем писать, что интересно для нашего адресата, как его порадовать, что посоветовать.
Учитель. Сегодня мы будем учиться писать разные письма. Из каких частей состоит текст письма?
Учащиеся. Из тех же, что и многие другие тексты, – вступления, основной части, заключения, но еще обязательно обращение или приветствие.
Учитель. Все ли части письма мы назвали? Познакомимся со сведениями о частях письма.
Приветствие и (или) обращение – называние того, кому предназначено письмо.
Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
Заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения, прощание.
Подпись. Дата.
Задание 2
Учитель. Прочитайте фрагмент письма юной художницы Нади Рушевой. Найдите его основные части. Охарактеризуйте их.
Здравствуй, Алик!
Спасибо за письмо! У нас холодно, и я заболела. Слава Богу, не ходила два дня в школу. Ужасно устала.
Недавно ездила в театр, смотрела кино в кинотеатре «Мир», а оттуда пешком до «Детского мира» и до Кремля.
Москву украшают к празднику. Много строят. Здорово! А на Красной площади что творится!!! Чудо! Потом пошла к гостинице «Россия», а там рядом отремонтировали четыре церкви. Они сейчас как новенькие.
Я тебе как-то говорила о «Войне и мире». Сейчас продолжаю эту серию и собираюсь поехать на Бородинское поле.
Смотрела в Театре им. Маяковского «Медею». Из актеров понравилась только героиня.
Шестого у нас будет классный вечер. Тогда после напишу. Не думаю, что будет интересно.
Пиши длинные письма.
Учащиеся. Вступление – первый абзац; основная часть – информация о себе; заключение – «Пиши длинные письма».
Учитель. Что отсутствует в тексте письма?
Учащиеся. Нет подписи и даты.
Учитель.Что нового вы узнали из основной части письма Нади? Как вы считаете: в каком настроении Надя писала письмо?
VI. Минута для здоровья:
Зарядка
Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова - это два,
Три - руками три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Учитель. Ребята, выпрямите спинку, сделайте глубокий вдох, теперь выдох, подумайте о чем-то приятном.
VII. Работа в группах
Задание 3
Учитель. Напишите письмо своему другу (подруге), живущему в другом городе, на одну из тем:
- о своих успехах в учебных или иных занятиях;
- о своих увлечениях;
- о фильме (телепередаче) или спектакле, который вам понравился;
- о книге, которую вы прочитали; и т.д.
VIII. Обращение к письмам военных лет
Учитель. А знаете ли вы, ребята, что еще было особое время. Когда писем ждали, некоторые письма боялись читать. Эти письма особые. Как вы думаете, о каком времени идет речь?
Учащиеся. Наверное, о войне.
Учитель.
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова…
– В этом году наш народ празднует 70-летие Великой Победы. Письма с фронта были единственной весточкой для родных и близких. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником. Вот так…
(Учитель показывает примеры таких писем. Зачитываются тексты писем, стихотворения о Великой Отечественной войне, подготовленные учащимися).
Учитель. Сколько стихов и песен сложено в эту пору. “Я вернусь” – этими словами часто завершались послания к родным. Известное стихотворение К. Симонова стало молитвой к любимым.
Чтение стихотворения.
Учитель. Шестнадцать “домашних строк” из письма фронтового поэта своей жене Софье Кревс были положены на музыку.
Прослушивание песни “В землянке”.
Учитель. Известное стихотворение Е. Благининой “Папе на фронт” передает состояние таких же детей, как и вы.
Чтение стихотворения.
IX. Минута молчания
Учитель. Письма согревали бойца, в холодном окопе, а солдат, поднимавшихся в атаку, защищали от смерти. Годы уходят, но память о войне жива. Давайте, почтим минутой молчания всех тех, кто сложил свои головы на поле брани ради жизни на земле. Пока мы помним с вами наших отцов и матерей, значит, есть у всех сердце. Так должно ли письмо перестать быть важнейшим источником общения?
Учащиеся. Нет. Каждый человек должен помнить о таком необходимом источнике общения, как письмо.
X. Советы Риторика
Учитель. Наша страна вступила уже в эпоху электронного письма, но афоризм К.Паустовского не устарел. Что же нам советует Риторик.
Один из учащихся зачитывает советы (см. Приложение).
XI . Общий итог занятия
Учитель. Удалось ли нам сегодня на уроке разрешить проблему, поставленную в начале урока? Будем ли мы общаться с помощью писем? Попробуйте доказать это!
Учащиеся. Удалось. Да, письмо важно при письменной переписке. (Учащиеся приводят доказательства).
XII. Домашнее задание
Учитель: Ребята, вам приятно было бы получить письмо? Мне тоже хотелось бы от каждой группы получить поздравительное письмо к 8 марта.
XIII. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок?
- Какие трудности вы испытывали?
- Что было легко запомнить?
- Нужен ли был нам такой урок?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Е. Благинина
« Папе на фронт»
Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивилась-
До чего ты прежний был во сне!
Прежний-прежний, ну такой же самый,
Точно не видались мы два дня.
Ты вбежал, поцеловался с мамой,
А потом поцеловал меня.
Мама будто плачет и смеется,
Я визжу и висну на тебе.
Мы с тобою начали бороться,
Одолела я тебя в борьбе.
А потом даю те два осколка,
Что нашли недавно у ворот,
Говорю тебе: « А скоро елка!
Ты приедешь к нам на Новый год?»
Я сказала, тут же и проснулась,
Как случилось это, не пойму.
Осторожно к стенке прикоснулась,
В удивленье глянула во тьму.
Тьма такая - ничего не видно,
Аж круги в глазах от этой тьмы!
До чего ж мне сделалось обидно,
Что с тобою вдруг расстались мы…
Папа! Ты вернешься невредимый!
Ведь война когда-нибудь пройдет?
Миленький, голубчик мой родимый,
Знаешь, вправду скоро Новый год!
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю - прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!
Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб как прежде можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить.
Чтоб над всем таким большущим миром
Днем и ночью был веселый свет…
Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет.
Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев день и ночь…
…Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так … от счастья…. Твоя дочь.
К. Симонов
« Жди меня».
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди…
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут.
Жди, когда жара.
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет.
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь.
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть.
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня. И я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: « Повезло».
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать.
Как никто другой.
Советы Риторика
- Старайся писать ясно и просто.
- Учитывай, кому пишешь, выбери для своего письма верный тон.
- Будь искренним, дружелюбным. Не пиши писем в минуты гнева, раздражения.
- Поздравляй родителей в дни рождения, в Новый год и в другие большие семейные праздники.
- Не стесняйся выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия, если ты ими наполнен.