1.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Куулар Алдынай Андреевна

Описание развивающей предметно – пространственной среды (краткое описание, фотоматериалы)

В своей работе реализую основную общеобразовательную программу дошкольного образования, разработанную на основе основной общеобразовательной программы «Развитие» под редакцией Л. А. Венгера.                                            

Предметно-пространственная среда в средне-старшей группе создана с учетом принципа активности, стабильности, гибкого зонирования. В группах созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Также есть уголки уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Я  стараюсь обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.

       Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.

Функции предметно-развивающей среды:

  1. Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность.
  2. Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья.
  3. Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

     В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-мини-центры  для самостоятельной деятельности детей.

 

Центр математического развития

Математические и логические игры для детей разных уровней развития, головоломки, комплекты цифр, математические знаки, набор геометрических фигур, объемные тела, счетные палочки, расположены на столе, мольберт. Здесь дети могут производить действия с цифрами, знаками, числами, ориентироваться на листе бумаги и мольберте, решать логико-математические задачи, составлять целое из частей.

 

Центр сенсорного развития.

В этом центре находятся мягкие модули, пирамидки, панно, домик геометрических фигур, фруктовое домино, деревянные пазлы-вкладыши, различные шнуровки, мозаики, лото, логические игры, шашки и многое другое, способствующие развитию мелкой моторикиразвитию психического  развития.

Центр сюжетно-ролевой игры.

Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей.

     Центр сюжетно-ролевых игр помогает формировать у детей основы культуры общения через решения проблемных ситуаций. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Все игрушки и игровой материал размещен таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать все на свои места.

Оснащение: посуда (кухонная, столовая), муляжи овощей и фруктов, кухонный гарнитур, коляски, набор для доктора, набор для салона красоты и т.д. Развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек. Для девочек большой интерес представляет кухня, где можно приготовить вкусный обед.

Основной вид деятельности детей – игровой.

Центр физической культуры.

Задачи: создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; профилактика простудных заболеваний; укрепление мышц спинного позвоночника.    Физкультурно - оздоровительный центр пользуется большой популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: мячи, скакалки, обручи, сухой бассейн, палки, атрибуты для подвижных игр, утренней гимнастики; различные массажные коврики и мячи (для профилактики развития плоскостопия).

 

Центр изобразительного искусства.

    Он выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: акварель, непроливайки, гуашь, кисти, цветные карандаши, мелки, раскраски, бумага разной фактуры и т.д.

 

Театрализованный центр «Сказочный мир»

Театрализованный центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный.

 

Уголок «Уединения»

Задачи: формирование и расширение представлений о профессиях, об окружающем.

 

      Центр безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен плакатами по правиле дорожного движения и дорожными знаками.

   

Центр природы и экспериментирования.

Задачи: экологическое воспитание и образование детей, воспитание любви и бережного отношения к природе.

Дети нашей группы научились узнавать растения и называть основные части растения (стебель и листья). Мы разместили в уголке природы растения, с ярко выраженными основными частями и красиво, обильно и долго цветущие. Дети научились поливать растение под руководством воспитателя; научились правильно держать лейку и лить воду аккуратно. Оборудование и материалы: цветы, подробные картинки по временам года, палочки для рыхления земли.

Центр патриотического воспитания.

     Патриотические уголки в детском саду помогают зародить и развивать чувство любви и уважения к Родине. Основные направления работы воспитателя по патриотическому воспитанию: воспитать толерантное отношение к другим народам и людям различных национальностей; сформировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства.

 

Центр «В мире книг»

   Уголок книги — необходимый элемент развивающей предметной среды, который является средством формирования у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее.
Здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам.
Здесь происходит личностное общение ребенка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями. Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач воспитания средствами художественной литературы.

Центр «Музыканты»

С целью приобщения ребенка к музыке, развития у него музыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, картинки и наглядные пособия.

  Музыкальный уголок – это необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников, это создание музыкальной предметно – развивающей среды, которая состоит из трех блоков:

  • восприятие музыки
  • воспроизведение музыки
  • музыкально – творческая деятельность

 Целью функционирования музыкального уголка является создание условий, которые обеспечат эмоциональное благополучие детей.

Содержание в группе музыкального уголка позволяет укреплять психическое и физическое здоровье малышей, позволяет выявить творческие способности каждого ребенка, развивать эстетический вкус.

 

      Таким образом, развивающая предметно-пространственная образовательная среда нашей группы направлена на создание социальной ситуации развития для воспитанников и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие.   Наша группа «Роза» награждена Дипломом II степени внутри садика в конкурсе «Предметно-развивающая среда», а детский сад «Чечек» в кожуунном конкурсе занял I место.