1.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Описание развивающей предметно – пространственной среды (краткое описание, фотоматериалы)
В своей работе реализую основную общеобразовательную программу дошкольного образования, разработанную на основе основной общеобразовательной программы «Развитие» под редакцией Л. А. Венгера.
Предметно-пространственная среда в средне-старшей группе создана с учетом принципа активности, стабильности, гибкого зонирования. В группах созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Также есть уголки уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Я стараюсь обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.
Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.
Функции предметно-развивающей среды:
- Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность.
- Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья.
- Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.
В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-мини-центры для самостоятельной деятельности детей.
Центр математического развития
Математические и логические игры для детей разных уровней развития, головоломки, комплекты цифр, математические знаки, набор геометрических фигур, объемные тела, счетные палочки, расположены на столе, мольберт. Здесь дети могут производить действия с цифрами, знаками, числами, ориентироваться на листе бумаги и мольберте, решать логико-математические задачи, составлять целое из частей.
Центр сенсорного развития.
В этом центре находятся мягкие модули, пирамидки, панно, домик геометрических фигур, фруктовое домино, деревянные пазлы-вкладыши, различные шнуровки, мозаики, лото, логические игры, шашки и многое другое, способствующие развитию мелкой моторики, развитию психического развития.
Центр сюжетно-ролевой игры.
Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей.
Центр сюжетно-ролевых игр помогает формировать у детей основы культуры общения через решения проблемных ситуаций. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Все игрушки и игровой материал размещен таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать все на свои места.
Оснащение: посуда (кухонная, столовая), муляжи овощей и фруктов, кухонный гарнитур, коляски, набор для доктора, набор для салона красоты и т.д. Развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек. Для девочек большой интерес представляет кухня, где можно приготовить вкусный обед.
Основной вид деятельности детей – игровой.
Центр физической культуры.
Задачи: создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; профилактика простудных заболеваний; укрепление мышц спинного позвоночника. Физкультурно - оздоровительный центр пользуется большой популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: мячи, скакалки, обручи, сухой бассейн, палки, атрибуты для подвижных игр, утренней гимнастики; различные массажные коврики и мячи (для профилактики развития плоскостопия).
Центр изобразительного искусства.
Он выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: акварель, непроливайки, гуашь, кисти, цветные карандаши, мелки, раскраски, бумага разной фактуры и т.д.
Театрализованный центр «Сказочный мир»
Театрализованный центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный.
Уголок «Уединения»
Задачи: формирование и расширение представлений о профессиях, об окружающем.
Центр безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен плакатами по правиле дорожного движения и дорожными знаками.
Центр природы и экспериментирования.
Задачи: экологическое воспитание и образование детей, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Дети нашей группы научились узнавать растения и называть основные части растения (стебель и листья). Мы разместили в уголке природы растения, с ярко выраженными основными частями и красиво, обильно и долго цветущие. Дети научились поливать растение под руководством воспитателя; научились правильно держать лейку и лить воду аккуратно. Оборудование и материалы: цветы, подробные картинки по временам года, палочки для рыхления земли.
Центр патриотического воспитания.
Патриотические уголки в детском саду помогают зародить и развивать чувство любви и уважения к Родине. Основные направления работы воспитателя по патриотическому воспитанию: воспитать толерантное отношение к другим народам и людям различных национальностей; сформировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства.
Центр «В мире книг»
Уголок книги — необходимый элемент развивающей предметной среды, который является средством формирования у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее.
Здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам.
Здесь происходит личностное общение ребенка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями. Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач воспитания средствами художественной литературы.
Центр «Музыканты»
С целью приобщения ребенка к музыке, развития у него музыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, картинки и наглядные пособия.
Музыкальный уголок – это необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников, это создание музыкальной предметно – развивающей среды, которая состоит из трех блоков:
- восприятие музыки
- воспроизведение музыки
- музыкально – творческая деятельность
Целью функционирования музыкального уголка является создание условий, которые обеспечат эмоциональное благополучие детей.
Содержание в группе музыкального уголка позволяет укреплять психическое и физическое здоровье малышей, позволяет выявить творческие способности каждого ребенка, развивать эстетический вкус.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная образовательная среда нашей группы направлена на создание социальной ситуации развития для воспитанников и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие. Наша группа «Роза» награждена Дипломом II степени внутри садика в конкурсе «Предметно-развивающая среда», а детский сад «Чечек» в кожуунном конкурсе занял I место.