Статья "Деятельность воспитателя по использованию технологии Портфолио дошкольника" из личного опыта
Работая в рамках сетевой инновационной площадки по теме «Разработка и внедрение системной модели управления качеством образования в ДОО на основе методического комплекса для организации системы оценки качества дошкольного образования» апробирую в работе технологию портфолио. Данная технология позволяет мне:
- фиксировать и анализировать особенности индивидуального развития ребенка и своевременно реагировать на все изменения;
- раскрыть перед ребенком его способности, повысить его самооценку;
- привлечь внимание родителей к совместной работе со своим ребенком.
Опыт работы был представлен мною педагогической общественности города Новосибирска и получил положительную оценку:
- участие в семинаре «Деятельность воспитателя по использованию технологии портфолио дошкольника» в рамках сетевой инновационной площадки ФГБНУ «Институт изучения семьи, детства и воспитания РАО» по теме «Разработка и внедрение системной модели управления качеством образования в ДОО»;
- выступление по теме «Деятельность воспитателя по использованию технологии Портфолио дошкольника» на I - ом заседании районного методического объединения воспитателей групп детей старшего и подготовительного возраста, педагогов предшкольного образования;
- выступление на педагогическом совете ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_portfolio.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии Портфолио в работе с детьми дошкольного возраста
Актуальность использования в практике работы с детьми технологии детского портфолио переоценить трудно. Реализация стандарта дошкольного образования и современная социокультурная ситуация стимулируют нас к поиску новых форм, методов работы с детьми и, конечно, технологий. Всё чаще мы слышим о таких понятиях как «качество дошкольного образования» и «индивидуальные образовательные достижения». На мой взгляд именно технология детского портфолио позволяет увидеть и оценить эти индивидуальные достижения всем участникам образовательных отношений – родителям, педагогам и в первую очередь самому ребёнку. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Портфолио - это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. фиксация успехов ребенка позволяет проследить динамику, оценить сильные и слабые стороны его развития, а еще – наметить умения и навыки, требующие совершенствования.
Так на своей практике я использую технологию Портфолио дошкольника, ООО «Издательство «Национальное образование», 2016.
При работе с портфолио учитываю определённые правила:
- для каждого ребёнка портфолио ведётся систематически;
- портфолио фиксирует разные этапы формирования достижения ребенком целевых ориентиров в развитии;
- портфолио демонстрирует исключительно успехи ребенка и никогда не фиксирует неудачи;
- портфолио создаётся всеми участниками педагогического процесса.
Работа с портфолио осуществляю в ходе совместной деятельности с детьми. В процессе совместной деятельности дети работают на страницах портфолио, либо представляют свои страницы.
Выбор страниц для работы осуществляется следующим образом:
1.Выбор педагога с мотивацией (я заметила, что вы пытаетесь сочинять, и я хочу предложить вам вот эту страничку)
2.Дежурные по портфолио выбирают страницу из тех, которые я заранее приготовила и голосованием определяется одна для работы.
3.«Я выбираю сам». Один раз в месяц каждый ребенок выбирает сам себе страницу.
Совместно с ребятами решили, что портфолио для них это документ, подтверждающий их успехи. И как любой документ он должен храниться не среди игрушек, а выделили для него отдельную полку, которая находится выше, чем все игрушки, но в то же время доступную для них. В итоге дети решили выбрать место для папок.
Портфолио дает возможность зафиксировать успешность детей.
Если я вижу, что у ребенка не сформирован какой- то показатель развития, где он не успешен, а еще у него и нет желания, то тогда я ставлю перед собой задачу- развить интерес у ребенка, создаю ситуацию и стимулирую его познавательную активность. Например: В рамках речевого развития есть такой показатель- «ребенок пытается писать буквы», а я вижу что он даже не пытается их писать, ему трудно это дается и поэтому совсем не интересно. Вот, например, такой случай. Дети принесли лук и поставили в воду. Все, кто умеют писать своё имя, подписали свои баночки. Они могут самостоятельно наблюдать за ростом лука и фиксировать результат в свои дневники. А Петя всё время теряет свою баночку с луком, т.к. она не подписана, и по той же причине он не может самостоятельно найти свой дневник наблюдения. У него даже не возникает желание его подписать, а вот наблюдать за луком ему интересно. Тогда я могу сказать: А ты хотел бы делать это самостоятельно как все дети? – Да – отвечает он. Для этого тебе всего лишь нужно написать своё имя. Тогда я ставлю перед собой задачу- научить его писать или развить у него интерес к графическому изображению. Когда ребенок достиг этого, он озвучивает: – Я хотел научиться писать своё имя и у меня получилось. Нужно обязательно отметить успех ребенка: - Вот смотри, ты хотел и у тебя получилось! Я здесь создала ситуацию, где перевела свои цели в желания ребёнка. Если я вижу, что у ребёнка не сформирован какой- то показатель в рамках речевого развития, то тогда я добавляю свои страницы, которые позволяют в полном объёме показать успешность наших детей. Так работая, в рамках реализации программы в части ООП формируемой участниками образовательных отношений мы совместно с ребятами, родителями придумали следующие страницы:
-в рамках реализации программы «Быть здоровым здорово!» добавили страницу «Режим дня», где дети уже осознанно проговаривали свой режим своим одногруппникам.
- В рамках реализации программы по социально-коммуникативному развитию «Давайте жить дружно» появилась страница - «Звезда недели»
- В рамках освоения программы «Народная Русь» дети придумывали страницу «Паспорт литературного героя»
- Впечатления детей по реализации проекта «Веселая дымка» были записаны родителями и размещены в портфолио.
- Совместно с родителями дети придумывали подвижную игру. Представленная в виде моделей игра появилась в портфолио ребёнка и была презентована им для других детей.
- Одним из эффективных и интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Свои творческие работы ребята тоже помещают в портфолио.
- Совместно с ребятами создали раздел «Мои достижения», где хранятся грамоты и дипломы, полученные не только в рамках работы детского сада, но и за его пределами. Дети с удовольствием рассказывают о своих наградах.
В работе с портфолио принимают участие многие специалисты детского сада. Так как наша группа является комбинированной, в группе работает учитель-логопед, то в портфолио появился раздел «Логопед и я».
Совместно с логопедом разработали такие страницы: «Я расскажу о….»,
«Я сочинил…», «Я подружился со звуком….»
Один раз в 2 месяца, когда приходят родители, в группе проходит «Неделя портфолио». Дети презентуют свои портфолио присутствующим одногруппникам и родителям.
Портфолио позволяет раскрыть перед ребенком его способности и вселить в него уверенность в своих силах, осознать собственный успех. Но очень важно научить ребёнка видеть успешность и радоваться успехам родителей и одногруппников, потому в рамках портфолио разработала следующие страницы: «Успехи моих родителей», «Успехи моих друзей».
Использование в работе Портфолио способствовало:
- улучшению детско-родительских отношений;
- повышению самооценки воспитанников;
- формированию коммуникативных навыков.