Личные достижения педагога

Хомякова Александра Андреевна

Предварительный просмотр:

Курсы повышения квалификации

              Название курсов

Место проведения

    Срок

«Современные образовательные технологии и мониторинг качества образования в современной школе» (16 ч.)

НТФ ИРО

2016 г.

«Психолого- педагогические основы организации безопасного поведения несовершеннолетних на дороге» 16 часов

НТФ ИРО

2017 г.

«Оказание первой помощи обучающимся в образовательной организации»

ООО «АИСТ» УЦ «Всеобуч»

2017 г.

«Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС общего образования: проектирование и реализация»

НТФ ИРО

2017 г.

«Подготовка учителя- эксперта для проведения итогового устного собеседования по русскому языку  выпускников основной школы»

ФГАОУ ВО «РГППУ»

2018 г.

«Организация проектной и учебно- исследовательской деятельности обучающихся в контексте ФГОС»

ФГАОУ ВО «РГППУ»

2018 г.

«Методологические основы проведения обзорных тем по литературе» 72 часа

ООО «Знанио»,

г. Смоленск

2018 г.

Диплом о прохождении методико- педагогической программы «ЕГЭ по литературе»

Портал Елиный урок.РФ

2018 г.

Диплом о прохождении методико- педагогической программы «ЕГЭ по русскому языку»

Портал Елиный урок.РФ

2018 г.



Предварительный просмотр:

Публикации

О№

Название мероприятия

Уровень (международный, всероссийский, региональный, городской)

Форма участия

(тема выступления, статьи)

1.

Свидетельство о публикации на сайте infourok.ru

Конспект урока литературы в 9 классе «Жить не по лжи, а по совести» (по рассказу «Матренин двор» А.И. Солженицына)

Всероссийский

Методическая разработка

2.

Свидетельство о публикации на сайте infourok.ru

Конспект литературно- музыкальной композиции для учащихся 6-7 кл. по творчеству М.Ю. Лермонтова

Всероссийский

Методическая разработка

3.

Свидетельство о публикации на сайте infourok.ru

Конспект урока РИКО в 9 кл. «Логические основы восприятия текста»

Всероссийский

Методическая разработка

4.

Свидетельство о публикации на сайте infourok.ru

«Реализация системно- деятельностного подхода через проектно- исследовательскую деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы»

Всероссийский

Статья

5.

Публикация учебно- методического материала № 1701074739 от 01.03.2017

электронное издательство

Всероссийский образовательный портал «Просвещение»

Статья «Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы»

7.

XLII Всероссийская научно- практическая конференция «Проблемы и перспективы развития образования в России»

16.09.2016 Россия,

г. Новосибирск

Всероссийский

Доклад «Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы»



Предварительный просмотр:

Участие в профессиональных конкурсах, фестивалях педагогических идей

Название конкурса

Уровень

Организатор конкурса

Результат

Областной конкурс для учителей русского языка и литературы на лучший конспект урока по произведениям А.И. Солженицына

Екатеринбург, 2017

Область

ГАОУ ДПО СО «ИРО»

Призер

Участник XI Областного фестиваля творчества работников образования Свердловской области «Грани таланта-2018»

Городской

НТ Профсоюзная организация работников образования

Сертификат

Конкурс профессионального мастерства педагогических работников, приуроченного к 130-летию рождения

А.С. Макаренко

на портале Елиный урок.РФ

Май, 2018

Всероссийский

Экспертный совет по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации

Диплом

Приняла активное участие в общественных обсуждениях результатов мониторинга в качестве члена Экспертного Совета

на портале Елиный урок.РФ

Май, 2018

Всероссийский

Экспертный совет по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации

Диплом

Всероссийское тестирование педагогов

на портале Елиный урок.РФ 2018 г.

Всероссийский

Экспертный совет по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации

Диплом об успешном прохождении теста «Классный руководитель» в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС

Всероссийское тестирование педагогов

на портале Елиный урок.РФ 2018 г.

Всероссийский

Экспертный совет по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации

Диплом об успешном прохождении теста «Учитель русского языка и литературы» в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС

Всероссийское тестирование педагогов

на портале Елиный урок.РФ 2018 г.

Всероссийский

Экспертный совет по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации

Диплом об успешном прохождении теста «ФГОС ОО» в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС

Международный конкурс педагогического мастерства «Педагог года-2108»

Международный

ООО «Знанио» свидетельство в СМИ: Эл. №ФС77-72074, образовательная лицензия №5257

Свидетельство финалиста



Предварительный просмотр:

  За свою педагогическую деятельность и активную жизненную позицию имею благодарственные письма:

  • Благодарность Начальника Управления Образования И.Е. Юрлова за подготовку призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2017- 2018 учебном году;
  • Благодарственное письмо Администрации Ленинского района Г.Г. Мальцева за активное участие в фестивале образовательных учреждений «Зимняя сказка»(2016 г.);
  • Грамота директора МБОУ СОШ № 44 имени Народного учителя СССР                                Г.Д. Лавровой Е.Ю. Куляшовой за безупречный плодотворный труд, высокий профессионализм, значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса;
  • Грамота директора МБОУ СОШ № 44 имени Народного учителя СССР                          Г.Д. Лавровой Е.Ю. Куляшовой за многолетний добросовестный труд, профессиональное мастерство и педагогический талант, душевную щедрость и проявленное творчество в работе классного руководителя (2018 г.);
  • Благодарность директора МБОУ СОШ «Центр образования №1»  Л.И. Шурыгиной за подготовку победителя и призеров открытых гуманитарных чтений для учащихся 5-7 классов (2017 г., 2018 г.);
  • Благодарность регионального оргкомитета игры- конкурса «Русский медвежонок- языкознание для всех» за подготовку призеров (2016 г., 2018 г.);
  • Сертификат организатора Всероссийского конкурса по русскому языку и литературе «Родное слово» г. Екатеринбург (2016 г., 2017 г., 2018 г.);
  • Благодарность за организацию и проведение, за подготовку победителей VIII Всероссийских предметных олимпиад г. Бийск (2016 г., 2017 г.);
  • Благодарность проекта «Инфоурок» за существенный вклад в развитие крупнейшей онлайн- библиотеки методических разработок для учителей.



Предварительный просмотр:

Участие педагога в работе МО (заседаний ШМО, РМО, педагогических советов, семинаров, консультаций, уроков коллег из других школ и т. п.):

Тип мероприятия

Тема мероприятия

II Всероссийские педагогические чтения имени народного учителя СССР Г.Д. Лавровой

08.12.2016 г. На базе НТПК № 1 г. Нижний Тагил

Доклад «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы»

Школьный постоянно действующий семинар

МБОУ СОШ № 44

«Интерактивные образовательные технологии как средство формирования УУД на уроках русского языка и литературы»

Школьный педагогический совет

МБОУ СОШ № 44

Реализация системно-деятельностного подхода через проектную деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы

Городской семинар по теме «РДШ – территория возможностей. Формы и методы комплексной организации деятельности РДШ в школе»

24 октября 2018 г. в МБОУ СОШ № 44

Слушатель

МИМЦ «Итоги Репетиционного тестирования по русскому языку», 2016 г.

Слушатель

МБОУ СОШ № 64 «Развитие умений работы с текстом» семинар для молодых специалистов 2016 г.

Слушатель



Предварительный просмотр:

                   Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования Администрации

города Нижний Тагил

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 44

имени народного учителя СССР Г.Д. Лавровой

Аналитическая записка

о результатах педагогической деятельности

Составитель:

Хатмуллина Александра Андреевна,

учитель русского языка и литературы

г. Нижний Тагил

2019 г.

Содержание

Анкета ________________________________________________

3

I.

Динамика  учебных достижений и внеурочной деятельности обучающихся за последние три года________________________

4

1.1.

Позитивная динамика  учебных достижений обучающихся за последние три года______________________________________

4

1.2.

Позитивная динамика внеурочной деятельности обучающихся за последние три года____________________________________

7

II.

Динамика воспитательной работы за последние три года_______

10

III.

Опыт применения инновационных методов в педагогической работе_________________________________________________

16

IV.

Уникальность использования содержательных и технологических методик_________________________________

20

V.

Курсы повышения квалификации и публикации______________

20

Анкета.

Меня зовут Хатмуллина Александра Андреевна, я работаю в  муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 44 имени Народного учителя СССР Г.Д. Лавровой учителем  русского языка и литературы, образование высшее. Закончила Нижнетагильскую государственную социально- педагогическую академию по специальности «русский язык и литература». Общий стаж работы 13 лет. Педагогический стаж 8 лет. В  данной  школе – 7 лет. Имею первую квалификационную категорию.

Слова «сердце отдаю детям» являются девизом моей педагогической деятельности. Я учитель, и ключевыми мотивами в процессе воспитания и обучения детей считаю желание любить и оберегать детей от всякого зла, стремление передать накопленные знания и опыт. Для меня моя профессия сродни материнству, это великое дело любви.

Главной своей задачей считаю не только интеллектуальное развитие детей, но их духовное совершенствование, обогащение их внутреннего мира. Где, как не на уроках русского языка и литературы говорить о вечных ценностях: о верности и предательстве, правде и лжи, благородстве и малодушии.

Целью моей педагогической деятельности является формирование коммуникативной компетентности и информационной грамотности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности через использование современных педагогических технологий.

Направления деятельности:

  • Учебная:  преподаю русский язык и литературу в 5-9 кл., факультативный  курс «Секреты русского словообразования» в 9 классах.
  • Воспитательная: являюсь  классным руководителем 5Б класса.
  • Экспертная: вхожу в состав школьной комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) с 2016 г., являюсь учителем- экспертом при проведении устного собеседования по русскому языку выпускников основной школы,  принимала участие в проверке работ муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
  • Общественная: член профсоюзной организации школы; являюсь членом партии «Единая Россия», добровольным и безвозмездным донором.
  • Участник сетевых профессиональных сообществ: nsportal.ru, Инфоурок.ru, ПроШколу.ru
  • Разработчик страницы https://nsportal.ru/khatmullinaaa

  За свою педагогическую деятельность и активную жизненную позицию имею благодарственные письма (см. приложение 1):

  • Благодарность Начальника Управления Образования И.Е. Юрлова за подготовку призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2017- 2018 учебном году;
  • Благодарственное письмо Администрации Ленинского района Г.Г. Мальцева за активное участие в фестивале образовательных учреждений «Зимняя сказка»(2016 г.);
  • Грамота директора МБОУ СОШ № 44 имени Народного учителя СССР                                Г.Д. Лавровой Е.Ю. Куляшовой за безупречный плодотворный труд, высокий профессионализм, значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса;
  • Грамота директора МБОУ СОШ № 44 имени Народного учителя СССР                          Г.Д. Лавровой Е.Ю. Куляшовой за многолетний добросовестный труд, профессиональное мастерство и педагогический талант, душевную щедрость и проявленное творчество в работе классного руководителя (2018 г.);
  • Благодарность директора МБОУ СОШ «Центр образования №1»  Л.И. Шурыгиной за подготовку победителя и призеров открытых гуманитарных чтений для учащихся 5-7 классов (2017 г., 2018 г.);
  • Благодарность регионального оргкомитета игры- конкурса «Русский медвежонок- языкознание для всех» за подготовку призеров (2016 г., 2018 г.);
  • Сертификат организатора Всероссийского конкурса по русскому языку и литературе «Родное слово» г. Екатеринбург (2016 г., 2017 г., 2018 г.);
  • Благодарность за организацию и проведение, за подготовку победителей VIII Всероссийских предметных олимпиад г. Бийск (2016 г., 2017 г.);
  • Благодарность проекта «Инфоурок» за существенный вклад в развитие крупнейшей онлайн- библиотеки методических разработок для учителей.

I. Динамика  учебных достижений и внеурочной деятельности обучающихся за последние три года.

  1. Динамика  учебных достижений обучающихся за последние три года.

Чтобы каждый урок проходил интересно, на одном дыхании я поддерживаю благоприятный психологических климат, слежу за сменой видов деятельности, применяю различные формы работы и использую на уроках современные педагогические технологии: информационно- коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые, технологию сотрудничества и проблемного обучения, а также метод проектов.

Данные технологии позволяют перейти к обучению, ориентированному на развитие ученика, на формирование его мотивационной сферы, независимого стиля мышления, самостоятельности, на стимулирование познавательной активности и на превращение школьника в активного субъекта образовательного процесса.

Об эффективности использования современных образовательных технологий, форм и методов в моей работе свидетельствуют результаты ОГЭ, качество знаний и степень обученности учащихся.

                     Учебные достижения учащихся по предметам.

При 100% успеваемости доля обучающихся на «4» и «5» повысилась

-по русскому языку (рис. 1) с 52% в 2015- 2016 учебном году до 60 % в 2017- 2018 уч.г.;

-по литературе (рис. 2)– с 68%  в 2015-2016 учебном году до 72 % в 2017-2018 уч. г.;

-по предмету «Речь и культура общения» (рис. 3)- с 60%  в 2015-2016 учебном году до 76% в 2017-2018 уч.г.

Русский язык (ГОС 7,8,9 кл.)

Год

Класс

Успеваемость

Количество учащихся

5

4

3

2

% качества

Обучен-ность

2015-2016

100%

25

2

10

13

-

48

52

2016-2017

100%

25

2

11

12

-

52

53

2017-2018

100%

25

3

12

10

-

60

57

Литература (ГОС 7,8,9 кл.)

Год

Класс

Успеваемость

Количество учащихся

5

4

3

2

% качества

Обучен-ность

2015-2016

100%

25

5

12

8

-

68

62

2016-2017

100%

25

6

11

8

-

68

64

2017-2018

100%

25

8

10

7

-

72

68

Речь и культура общения (ГОС 7, 8, 9 классы).

Год

Класс

Успеваемость

Количество учащихся

5

4

3

2

% качества

Обучен-ность

2015-2016

100%

25

4

11

10

60

58

2016-2017

100%

25

5

12

8

-

68

62

2017-2018

100%

25

6

13

6

-

76

66

Рисунок 1 Динамика уровня обученности и качества знаний по русскому языку

с 2015-2018 уч.г.

Рисунок 2 Динамика уровня обученности и качества знаний по литературе

с 2015-2018 уч.г.

Рисунок 3 Динамика уровня обученности и качества знаний по РИКО

с 2015-2018 уч.г.

Мои ученики успешно сдают ОГЭ по русскому языку и литературе.

С 2016 по 2018 учебные годы я выпустила 3 девятых класса (рис. 4,5). Успеваемость составила 100%, максимальный балл, набранный на экзамене 39 (из 39).

Результаты ОГЭ по русскому языку

Год

Класс

Успеваемость

Количество учащихся

5

4

3

2

Сред.

балл

% качества

2016-2017

100%

28

3

15

10

-

3,82

71

2017-2018

100%

25

5

13

7

-

3,92

68

2017-2018

100%

28

2

18

8

-

4

72

Рисунок 4 Результаты государственной итоговой аттестации по русскому языку

2016-2018 гг.

Рисунок 5 Динамика среднего балла ОГЭ (русский язык)

Сравнение результатов ОГЭ с годовой оценкой: 90% учащихся подтверждают свои годовые отметки, 10 % сдают ОГЭ выше годовой отметки.

Стабильно высокие результаты по ОГЭ по русскому языку успевающих на «4» и «5» (рис. 6). В 2016- 2017 учебном году в 9А классе на «4» и «5» сдали 18 человек (из 28)- 64 %, в 2017- 2018 учебном году в 9В 18 человек (из 25)- 67 %, в 9Б 21 человек (из 25)- 71%.

Рисунок 6 Качество обученности по результатам ОГЭ по русскому языку

Результаты ОГЭ по литературе в 2017-2108 учебном году

Количество участников

Экзаменационная оценка

%

качества

Средний балл

5

4

3

2

3

1

0

2

0

55

3,5

Вывод.  Созданные мной условия привели к следующим результатам: в моей работе наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся.

Среди моих выпускников в 2017- 2018 гг. есть ученица, окончившая школу с отличием.

1.2.        Динамика внеурочной деятельности обучающихся за последние три года.

Внеурочная работа по русскому языку и литературе является составной частью учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке. Она способствует углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым помогая обучающимся лучше усвоить программный материал, расширять лингвистический кругозор школьников, воспитывать языковую культуру, развивать творческие возможности обучающихся.

Мною было разработана и реализуется в течение 2016-2017 и 2017-2018 уч. г. программа внеурочной деятельности «Развиваем дар слова» для 5-6 классов. Целью программы является повышение речевой культуры учащихся, их творческая самореализация и социализация. Результатами нашей совместной с учениками деятельности становятся творческие работы: эссе, стенгазеты, проектно- исследовательские работы, которые мы представляем на школьной и городской  НПК, городских конкурсах.

Также преподаю элективные и факультативные курсы по предмету: в 2016- 2017 учебном году элективный курс в 8- х классах «Уроки словесности» (ГОС), в 2017- 2018 и 2018- 2019 уч.г. в 9-х классах факультатив «Секреты русского словообразования».

В рамках внеурочной работы организую различные формы работы с детьми:

  •  Групповая: Выпуск газет, приуроченных к тому или иному событию; виртуальные путешествия; экскурсии по литературным местам,  в музеи, театры; походы; встречи с интересными людьми;
  •  Массовая: литературно-музыкальные композиции, вечера или гостиные (литературно- музыкальная композиция, посвященная творчеству М.Ю. Лермонтова, литературно- музыкальный вечер «Здравствуй, Зимушка-Зима!», литературно- музыкальные композиции «Весна идет! Весне и Победе- дорогу!», «Писатели и поэты- фронтовики» и др.);
  •  Индивидуальная (работа с одаренными и слабоуспевающими детьми).

       Работа с неуспевающими детьми. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. С этой целью я провожу следующие мероприятия:

  • Диагностику  учебных знаний, умений и навыков учащихся.
  • Составляю план  индивидуальной  работы  с  отстающими  учениками.
  • Организую дополнительные занятия.
  • Осуществляю дифференцированный и индивидуальный подход в обучении: использую разноуровневые тесты.
  • Держу постоянную связь с классным руководителем и родителями.

Работа с одаренными детьми.

Я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Система моей работы с одаренными детьми поэтапна:

  • выявление одаренных детей;
  • развитие творческих способностей на уроках и внеурочной деятельности.

За последние 3 года выросло число учеников (с 50% до 52,5%), которые участвуют в различных очных и дистанционных всероссийских конкурсах (рис. 7), олимпиадах, викторинах, а также в мероприятиях муниципального, регионального и всероссийского уровней, где занимают призовые места.    

Рисунок 7 Динамика участия в олимпиадах, НПК, конкурсах с 2016-2018 уч.г.

Результативность участия в олимпиадах, конкурсах.

Олимпиады

Уровень мероприятия

Год

Название мероприятия

Результат

Всероссийский

2016

Центр развития талантливой молодежи                  г. Бийск

Диплом II степени Немытова А., 9А. (русский язык)

Диплом II степени за 2 место во Всероссийском рейтинге по литературе (Зуб А., 9А).

Диплом III степени за 3 место во Всероссийском рейтинге по русскому языку (Русских В., 8Б).

2017

Центр развития талантливой молодежи                  г. Бийск

Диплом I степени Чеботина П., 9В (литература)

Диплом II степени Чеботина П., 9В (русский язык)

2017

Олимпиада «Родное слово»

Диплом I степени Дудко Алена 6В

Участники

Городской

2018

Олимпиада по русскому языку

Призер Чеботина Полина 9В.

Международный

2016

Игра- конкурс «Русский медвежонок-языкознание для всех»

Победитель Подковыркина В., 8В

2018

Игра- конкурс «Русский медвежонок-языкознание для всех»

Победитель Чеботина П., 9В

Призер Лукина Анна 9Б.

Участие в конкурсах проектно- исследовательских работ учащихся

Уровень мероприятия

Год

Название мероприятия

Результат

Всероссийский

2018

Всероссийский конкурс проектно- исследовательских работ «Грани науки-2018».

«Академия педагогики»

3 место Климова Екатерина 6В «Роль эпитетов в феерии А. Грина «Алые паруса».

3 место Машкова Дарья 9В «Женская судьба в лирике М.Цветаевой и А.Ахматовой».

3 место Подковыркина В. 9В «Русь Святая в раннем творчестве С.Есенина»

Городской

2016

Городская НПК в рамках Областного фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала

Грамота Трегубову Е. за глубину духовного осмысления творчества С. Есенина

2017

«Гуманитарные чтения»

3 место Климова Е., 6В «Роль эпитетов в феерии «Алые паруса»

2018

«Гуманитарные чтения»

1 место Русин А., 7В

«Создание буктрейлера по книге Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту».

2 место Климова Е., 7В «Имена собственные (мужские и женские) в пословицах и поговорках.

Участие в конкурсах сочинений

Уровень мероприятия

Год

Название мероприятия

Результат

Всероссийский

2017

Конкурс сочинений для учащихся 1-11 классов «Золотое перо» 2017 г.

«Академия Педагогики»

2 место Опальная Ангелина 9В эссе «Что значит быть свободным?»

2 место Машкова Дарья 9Б эссе «Глаза-зеркало души».

3 место Чеботина Полина 9В «В чем заключается счастье»

Городской

2016

 Муниципальный тур литературного конкурса «Серебряное пёрышко»

3 участника

2017

Всероссийский конкурс сочинений (муниципальный этап)

2 участника

2018

Всероссийский конкурс сочинений (муниципальный этап)

3 участника

Вывод. Результатами внеурочной деятельности являются  творческие, исследовательские работы, а также достойное участие в различных конкурсах и соревнованиях. Посредством внеурочной деятельности через разнообразные формы работы я способствую социализации и духовно- нравственному развитию детей.

II. Динамика воспитательной работы за последние три года.

Система моей воспитательной работы основана на принципах:

  • Творчество- залог развития ребенка;
  • В основе воспитания- личность ребенка;
  • Союз детей, родителей и учителей- единственный путь к успеху;
  • Максимальный учет интересов и потребностей детей во всех сферах деятельности;
  • Создание социально позитивной среды для самореализации и развития каждого ребенка.

В 2013-2014 учебном году была назначена классным руководителем 5В класса и, чтобы определить цели и задачи воспитательной работы, провела методику Дж. Морено «Социометрия» и исследование по определению уровня воспитанности учащихся по методике Н.П. Капустиной (5-11 классы). Подробнее остановлюсь на описании результатов исследования по методике Н.П. Капустиной в 2013- 2014 уч.г. (в 5В классе) и в 2017- 2018 уч.г. (в 9В классе).

В анкетировании по определению уровня воспитанности (методика  Н.П. Капустиной) принимало участие 25 человек (рис.8), из них высокий уровень воспитанности у 5 учащихся (20%), хороший уровень воспитанности у 10 учащихся (40%), средний уровень воспитанности у 7 учащихся (28%) и низкий уровень у 3 человек (12%).

Рисунок 8 Уровни воспитанности учащихся 5В класса (в %)

Результаты анкетирования приведены в рисунке 9.

Рисунок 9  Уровень сформированности качеств личности у учащихся 5В (в %)

По данным исследования можно было сделать вывод, что хуже всего у учащихся сформированы такие качества, как коллективизм (у 60% учащихся), ответственное отношение к учебе (у 50 % учащихся), дисциплинированность (у 45 % учащихся), бережливость (у 44% учащихся), культурный уровень высокий у 48% учеников.

Исходя из полученных данных, перед собой я ставила цель воспитания- сплочение коллектива и повышение культурного уровня учащихся, а также развитие у детей таких личностных качеств, как бережливость, дисциплинированность, ответственное отношение к учебе и общественному труду, отзывчивость, честность, скромность.

Были определены задачи воспитательной работы в классе:  

  • Формирование и развитие классного коллектива;
  • Развитие личности ребенка через разнообразные формы воспитывающей деятельности;
  • Формирование у учащихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • Организация социально значимой деятельности обучающихся;
  • Ежегодное изучение уровня воспитанности учащихся по методике Н.П. Капустиной и уровня развития коммуникативных навыков по методике Дж. Морено «Социометрия»
  • Формирование здорового образа жизни;
  • Работа по профессиональной ориентации учащихся.

В соответствии с целью и задачами воспитательная работа с классом выстраивалась по пяти основным направлениям:

  • духовно-нравственное;
  • общеинтеллектуальное;
  • спортивно-оздоровительное;
  • общекультурное;
  • социальное.

В рамках реализации направлений воспитательной работы проводились следующие мероприятия:

Духовно- нравственное. Тематические беседы и классные часы:  «Если друг оказался вдруг», «Что такое счастье», «Добро и зло», «Ты лидер?», «О взаимопомощи и долге»,  «День Матери» (делает открытки своими руками, разучиваем стихи о маме), «Моя семья – мое богатство». Я читаю детям рассказы о добре и зле В. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» и др.

В 8-9 классах мы выпускали газету ко Дню Победы. Ребята подбирали материал, это, как правило, фотографии, иллюстрации, рисунки, рассказы, эссе, стихотворения собственного сочинения о родственниках- героях Великой Отечественной войны. Результаты работы дети презентовали на уроке литературы, выходили на классные часы, чтобы рассказать о своих героях. Газету размещали на стенде в классном уголке.

Общеинтеллектуальное. В рамках данного направления ребята посещали библиотеки, выставки детского художественного творчества в ГДДЮТ, городскую станцию юных натуралистов, а также выполняли проектные работы во внеурочное время: создавали справочники и алгоритмы по русскому языку, книжки- малышки по литературе, готовили информационные проекты, презентации, ролики к урокам.

Спортивно-оздоровительное. С целью оздоровления, воспитания у детей чувства ответственности, бережного отношения к природе, сплочения детского коллектива дважды в год были организованы выходы на природу: походы, поездки в ДОЛ «Звездный», экскурсии.

Помимо этого дети участвовали в спортивных мероприятиях различного уровня: школьный веревочный курс, городские и спортивные мероприятия по баскетболу, футболу, настольному теннису, городские шахматно- шашечные турниры, школьные спартакиады и веселые старты, соревнования на катке.

Общекультурное. Считаю необходимым знакомить детей с культурным и историческим наследием родного города, поэтому организовала экскурсии в музеи: НТ Музей изобразительных искусств, Музей истории подносного промысла, Музей Лисьегорская башня, НТ Музей- заповедник, Музей Демидовская дача и мн.др.

Социальная деятельность.  Ежегодно мои учащиеся принимали активное участие в благотворительных акциях: сбор канцелярских товаров и теплых вещей для детей, оставшихся без попечения родителей, «Поздравь ветерана», оказываем помощь приюту для животных. В 2017 г., 2018 г. учащиеся 9В класса провели акцию милосердия: раздавали бесплатно хлеб всем нуждающимся. Дети являются активными участниками субботников к 1 Мая.

Результативность участия  в школьных мероприятиях и благотворительных акциях

(см. приложение 3)

Год

Мероприятие

Результат

2016

Участие в школьной  эстафете юный спасатель

Грамота

2016

Участие в школьном большом походе

3 место

2016

Школьный фестиваль «Большие танцы»

3 место

2016

Школьный конкурс «Самый спортивный класс»

4 место

2016

Участие в благотворительной акции «Весенняя неделя добра»  помощь бездомным и отказным животным

Благодарственное письмо

2016

Школьная олимпийская викторина в рамках городской краеведческой игры «Мы живем на Урале»

2 место

2016

Школьный театральный конкурс «А память нам покою не дает» в номинации «Проба пера»

Победители

2017

Школьный конкурс инсценированной песни, посвященный Дню защитника Отечества

3 место

2017

Школьный конкурс «Битва хоров»

2 место

2017

За помощь в оформлении школы к Новому году

Благодарность

2017

Школьная экономическая ярмарка, номинация «Цветочная фантазия»

2 место

2018

За оформление кабинета в едином стиле и участие в конкурсе «Новогодний серпантин»

Диплом

В работе классного руководителя считаю важным развивать ученическое самоуправление, поэтому в моем классе существовал актив.

Учащиеся являлись членами школьного ученического самоуправления, а также активными участниками  в проведении и подготовке школьных концертов ко Дню матери, к 9 Мая, Дню Учителя, 8 Марта и др.

Самоуправление тесно связано с таким явлением, как лидерство в детской среде, поэтому я как классный руководитель считаю важным сотрудничество с Общероссийской общественно- государственной детско- юношеской организацией «Российское движение школьников». Считаю, что членство в РДШ способствует духовно- нравственному, интеллектуальному, творческому развитию детей. Ребята учатся работать в команде, растут как лидеры.

В 2017- 2018 гг. выпускники приняли участие в конкурсах РДШ «Я- гражданин России», «Безопасное детство».

В 2018- 2019 учебном году проведена игра «А ты в движении?», 5 учащихся 5Б класса (где я являюсь классным руководителем с 2018-2019 уч.г.) были торжественно посвящены в члены РДШ.

В рамках гражданско- патриотического воспитания ежегодно провожу следующие мероприятия:

  • Классные часы, посвященные Дню Победы: «Поклонимся великим тем годам», «Битва за Сталинград», «Блокада Ленинграда», «Писатели- фронтовики», «День Народного единства», «День космонавтики».
  • Посещаем спектакли в НТ Драматическом театре: «А зори здесь тихие», «Случай на станции Кочетовка» и др.
  • Посмотрели фильмы, которые наполняют патриотическими чувствами (к-р «Родина»): «Легенда о Коловрате», «Лед», «Тренер», «Собибор», «Танки», «Т-34», «Тарас Бульба» и др.

С целью профессиональной ориентации учащихся проводила следующие мероприятия:

  • Классные часы: В мире профессий», «В поисках будущей профессии», «Мир моих интересов»,  «Выбираю профессию» и др.
  • Анкетирование «Жизненное и профессиональное самоопределение учащегося».
  • Тест Д. Голланда по определению тита личности.
  • Тест на профориентацию «Кем работать?».
  • Встречи со специалистами: учителями, врачами, юристами, сотрудниками правоохранительных органов.
  • Экскурсии на НТ хлебозавод, НТ кондитерскую фаюрику.
  • Посещение  среднеспециальных учебных заведений:  НТ «Медицинский колледж», НТ «Индустриально- педагогический колледж», НТ «Торгово-экономический колледж», НТ «Горно- металлургический колледж».

В результате целенаправленной  и планомерной работы по профессиональной ориентации учащихся 40 % (10 чел.) продолжили обучение в 10 классе, 60% (15 чел.) продолжили обучение в среднеспециальных учебных заведениях.

Рисунок 10 Реализация жизненных планов выпускников 9 В (в %)

Неотъемлемой частью воспитательного процесса является  и забота о здоровье своих подопечных.  С целью формирования здорового образа жизни учащихся я провожу классные часы о правильном питании, вреде курения, алкоголизма, наркомании. Охват учеников горячим питанием в школьной столовой составляет 90%.

Каждую четверть я уделяю внимание вопросам безопасности: повторяю ППБ, ПДД, правила поведения в экстремальных ситуациях, ТБ на улице, в школе и дома.

Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. Использую следующие формы взаимодействия с родителями:

  1. индивидуальную (посещение на дому, приглашение в школу, индивидуальные беседы, личные сообщения в АИС СГО);
  2. групповую (родительский лекторий, тематические консультации, классные мероприятия «Новогодний огонек», «Скажем матери: «Спасибо!» и др.);
  3. коллективную (классные родительские собрания «Адаптация пятиклассников в школе», «Компьютерная зависимость у подростков», «Как помочь ребенку успешно сдать выпускные экзамены» и др., общешкольные родительские собрания, дни открытых дверей, концерты).

В 2017- 2018 учебном году я повторно проводила исследование по определению уровня воспитанности своих выпускников по методике Н.П. Капустиной (рис.11) для 5- 11 классов.

Рисунок 11 Уровень воспитанности выпускников 9В (в %)

Всего в исследовании принимало 25 человек- выпускники 9В класса. 40 % (10 чел.) учащихся имеют высокий уровень воспитанности, 40% (10 чел.) имеют хороший уровень воспитанности, 20%  (5 чел.) имеют средний уровень воспитанности. Детей с низким уровнем воспитанности среди учащихся 9В класса нет.

Уровень сформированности личностных качеств в среднем повысился от 5 до 20 % по всем критериям.

Рисунок 11 Сформированность качеств личности у учащихся 9 В кл.

       

В 2018- 2019 учебном году я являюсь классным руководителем 5Б класса. Работу с классом выстраиваю в соответствии с принципами ФГОС, планом воспитательной работы школы, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и своей воспитательной системой.

 Вывод. В результате выстроенной системы работы с детьми, родителями и учителями были достигнуты положительные результаты воспитательной работы, а именно, по результатам исследования уровня воспитанности выпускников (методика Н.П. Капустиной) большинство детей имеют высокий и хороший уровни воспитанности, у детей сформированы духовно- нравственные ценности и гражданская позиция. Все учащиеся определились с выбором будущей профессии.

Сейчас я классный руководитель 5Б класса, где каждый ученик в классе имеет поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса. Я стараюсь строить свою работу так, чтобы была атмосфера совместной творческой деятельности учителя и учащихся.

III. Опыт применения современных педагогических технологий.

Я считаю, чтобы  добиться    результативности  в процессе познания,  обучение  должно  быть развивающим, мотивированным, целенаправленным, дифференцированным и индивидуальным. Имею опыт обучения детей на дому в 2017- 2018 и 2018- 2019 уч.г. Достигать высокого  уровня  познавательной  активности  учащихся мне помогают передовые   педагогические технологии:

  • Информационно- коммуникативные,
  • Здоровьесберегающие,
  • Игровые,
  • Интерактивные,
  • Технологии сотрудничества,
  • Проблемного обучения,
  • Метод проектов.

Информационно- коммуникативные технологии помогают мне формировать у обучающихся прочные знания, умения и навыки. На уроках русского языка на экран демонстрируются словарные, орфоэпические, пунктуационные диктанты. Ученики, работая с текстом, должны вспомнить на какие правила записаны слова, вписать нужную букву, правильно расставить знаки препинания, при необходимости объяснить лексическое значение слов. 

При изучении тем «Словосочетание», «Способы словообразования» и др. учащимся предлагается записать однокоренные слова, составить словосочетания или словообразовательную цепочку как самостоятельно в тетради, так и стилусом на доске.

Использую ИКТ с целью контроля знаний и рефлексии на уроке. Вывожу на экран мини- тесты, задания с сайта fipi.ru, это позволяет эффективно готовить учащихся к итоговой аттестации.

На уроках литературы ИКТ позволяют нам с ребятами совершить виртуальное путешествие в место, где прошли детские годы писателя, в дом- музей его имени и т.п. Широко использую иллюстративный материал: репродукции, фотографии, схемы, таблицы, яркие слайд- шоу, фрагменты фильмов.

Использую элементы дистанционных образовательных технологии и электронные образовательные ресурсы.

Взаимодействую с учениками через личные сообщения в сети или по скайпу. С детьми, которые не могут посещать школу, работаю по выполненным и отсканированным копиям домашних и тренировочных заданий. Ребята всегда могут увидеть ошибки в своих работах, проанализировать их и получить дополнительную консультацию.

Здоровьесберегающие технологии. Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому большое значение имеет организация урока. Я строю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания, чередую виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта не только объясняем орфограммы, пунктограммы, но и проводим морфемный, фонетический, лексический разборы.

Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, которые способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Использование на уроках литературы разноуровневых заданий также способствует сохранению здоровья учащихся.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

Чтобы не было перегрузки учащихся, строго соблюдаю объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы провожу строго по календарно-тематическому планированию.

На каждом уроке в любом классе делаю в течение урока игровые  паузы, зрительную гимнастику  и, конечно,  эмоциональную  разгрузку (2-3 минуты).

 Примеры физкультминуток:

  1. На доске запись: СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.

Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете поворот налево, руки в сторону. Если назову слово с 2 безударными, то делайте поворот направо, руки вдоль тела.

  1. Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

Вывод. На своих уроках я забочусь о здоровье своих учеников, поддерживаю благоприятный психологических климат,  стараюсь  вызывать положительное отношение к предмету, общаюсь с детьми доброжелательным и эмоциональным тоном.

Интерактивные технологии. На уроках русского языка и литературы я применяю следующие приемы интерактивного обучения:

1)        Незаконченное предложение (пишу на доске начало предложения (или вывожу на мультимедийную доску), учащиеся должны закончить мысль: «Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон» актуален и сегодня, потому что…», «Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» вызвала у меня чувство…» и др.).

3)        Дерево решений. Делю класс на 4-5 групп. Каждая группа обсуждает задание (например, выпишите из текста слова с чередующейся гласной в корне слова) и делает записи на своем «дереве» решений (на листке ватмана), потом группы меняются местами, дописывают на деревьях соседей свои идеи.

4)        Мозговой штурм (Например, что такое глагол? Оформить записи на бумаге А3 в виде солнышка).

5)        Интервью (работа в парах). Задание: записать интервью в виде предложений с прямой речью. Один из учеников- интервьюер, а другой- интервьюируемый.

6) С целью обобщить и систематизировать учебный материал даю задание учащимся (индивидуальное или групповое) создать интерактивную игру, викторину, кроссворд  и т.п. по теме на платформе LearningApps.org.

Вывод. При выполнении заданий по русскому языку, выстроенным согласно технологии интерактивного обучения, создаются условия для формирования способности мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свою позицию.

Игровые технологии я использую как в 5- 6-ых, так и в 7-м классах. Программа предусматривает в 5-6 классах 6 часов   русского языка в неделю, поэтому для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь  приходят уроки-соревнования, такие как: «Урок- путешествие в Андерсенландию» (5 класс) урок КВН «Люби и знай русский язык» (5 класс), обобщающий урок- игра по сказкам А.С. Пушкина (5 класс), уроки с элементами театрализации.

В 5 классе поддерживать интерес к предмету я стараюсь, используя самый близкий для ребят, материал: сказки, загадки, скороговорки. Сначала в урок включаю готовые материалы, а потом учащиеся сами сочиняют, складывают. Их использование на уроке помогает мыслить, анализировать, лучше усваивать материал урока, способствуют развитию речи. Часто на уроках применяю игровые моменты, ребята с удовольствием играют в «Третье лишнее», «Продолжи строчку», «Подскажи словечко».

Очень часто в конце урока включаю игровые моменты по группам.

Например, при изучении темы «Словообразование» группы получили карточки со словами: «пол», «банк», «яр», «вол», «марка», «оса» и т.д. Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова. Побеждает тот, кто сделает это быстрее: «пол»  «оса», «яр»  «марка».

Можно усложнить это задание: из двух слов, переставляя буквы каждой пары, попробуйте образовать новое:  «боб» + «уста» = суббота, «ива» + «карп» = крапива.

«Вырасти дерево», где каждый член группы должен на веточке написать однокоренное слово. Чье дерево пышнее, гуще?

Нравится учащимся 5-6 кл. орфографическая эстафета. Ее обычно провожу во время комплексного повторения. Например, повторяет тему «ь после шипящих в различных частях речи». Первой группе досталась тема ь в существительных, второй группе – ь в глаголах, третьей группе – ь в наречиях и т.д.

Листочек эстафеты, который берет ученик-консультант у учителя, уже задает тему или алгоритм правила, а учащиеся по очереди записывают слова-примеры к своей теме. Нужно и написать правильно, и в части речи не ошибиться, и за определенное время как можно больше примеров привести. Ошибка – минус команде. Здесь, как в эстафете: передавай эстафетную палочку, не урони, не упади сам.

Благодатный материал для групповых игр дает «Лексика» и «Фразеология».

«Кто быстрее и больше».  В этой игре выигрывает тот, кто быстрее и больше вспомнит фразеологизмы, в которых встречаются слова «голова», «ноги», «глаза», «нос».

«Аукцион» - в этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречается:                                                

 - названия животных, птиц, насекомых;                                                                

- имена собственные;                                                                                                

- числительные.

Вывод. Применение игровых технологий позволяет мне повысить интерес учащихся к русскому языку и литературе, активизировать детей на уроке, развивать их личностные качества и отрабатывать такие умения, как скорость чтения, выразительность, развивать орфографическую зоркость.

Технология проблемного обучения. Наиболее часто на уроке создаю ситуацию интеллектуального затруднения с помощью проблемного вопроса и познавательной (проблемной) задачи. Рассмотрим фрагмент первого урока изучения рассказа И.С.Тургенева «Муму» в 5 классе «Главный герой в рассказе И.С.Тургенева «Муму».

Организую эвристическую беседу, во время которой с помощью взаимосвязанных вопросов  направляю поиск учащихся на решение поставленной проблемы:        

- Как вы понимаете значение слова «замечательный»?

- В каком значении употребляет это слово Тургенев? Докажите свою точку зрения.

- Какое свойство характера Герасима особенно подчёркивает Тургенев?

- Почему нарушился привычный ход  жизни Герасима?

- Какой силой обладает старушка?

Далее создаю проблемную ситуацию, которую перевожу в проблемную задачу и организую познавательную деятельность учащихся. Успешность деятельности учителя достигается тогда, когда проблемная ситуация связана с жизнью и содержащийся в ней материал соответствует интеллектуальному уровню школьников. Поэтому строю проблемную ситуацию, опираясь на жизненный опыт учеников.

- Какая работа легче: землю пахать или двор мести?

- Чем занимался Герасим в деревне?

- А что входило в обязанности Герасима в Москве?

- Как относился Герасим к своей работе? Прочитайте описание каморки Герасима. Как она характеризует хозяина?

Формулируем проблемную задачу: Почему Герасиму в городе жилось труднее, чем в деревне?

Вместе с учащимися ищем пути её решения, работаем с текстом.

Конечно, не на каждом уроке следует использовать проблемную задачу. Она не должна создаваться искусственно, а должна естественным образом «вытекать» из материала.

Вывод. Эффективность проблемного обучения в активизации познавательной деятельности учащихся трудно переоценить. Результатом моей работы является, во-первых, желание учащихся заниматься литературой и при этом комфортно чувствовать себя на уроке, а во-вторых, видимый творческий рост учеников.

  Метод проектов.

В своей педагогической деятельности я использую различные типы проектов. Проектные задания по русскому языку и литературе вызывают у детей интерес. Уроки проходят в творческой атмосфере.

Так при изучении творчества А.С. Пушкина дети выполняют краткосрочные информационные проекты по темам: «Лицейские друзья А.С. Пушкина», «Жизнь и творчество поэта», «Образ няни в творчестве А.С. Пушкина».

В 5-м классе при изучении темы «Устное народное творчество» дети самостоятельно изучают информацию в учебнике, в поисковой системе Яндекс и изготовляют книжки- малышки с пословицами, поговорками, закличками, пестушками, колыбельными песнями.  Проект оценивается с точки зрения содержания, оформления и представления результатов работы одноклассникам. Как правило, книжки получаются яркими и красочными.

В 8-9 классах мы выполняем краткосрочный проект- выпускаем газету ко Дню Победы. Ребята подбирают материал, это, как правило, фотографии, иллюстрации, рисунки, рассказы, эссе, стихотворения собственного сочинения о родственниках- героях Великой Отечественной войны. Результаты работы дети презентуют на уроке литературы, выходят на классные часы, чтобы рассказать о своих героях. Газета размещается на стенде в классе.

С учащимися 5-7 классов на уроках русского языка мы составляем словарики фразеологизмов, антонимов, синонимов, иноязычных слов. Также практикую при изучении новой темы составление алгоритма работы с правилом. Работа выполняется в малых группах. Дети оформляют результаты на листах А3 и презентуют результаты своей работы.

Использую творческие краткосрочные проекты, способствующие развитию речевых навыков учащихся:

1. Сочини сказку.  

2. Рифмовка правил по русскому языку.

3. Сочинение по опорным словам.  

4. Сочинение на лингвистическую тему. («Ох, уж эти наречия», «Непростые предлоги»).

Также применяю следующие виды творческих проектных заданий, развивающих

1) языковую компетенцию (кроссворды, ребусы, шарады, загадки, стихотворения);

2)речевую компетенцию (иллюстрированные сочинения, создание сюжетных рассказов, лингвистические сказки).

Вывод.  Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения языка и литературы и активизировать учащихся для достижения практического результата.

IV. Уникальность использования содержательных и технологических методик.

Уникальность использования содержательных и технологических методик состоит в том, что  я добиваюсь личностно- ориентированного, индивидуального и дифференцированного обучения, применяя интерактивные способы организации проектной деятельности.

В 2018- 2019 учебном году учащиеся 7-9 классов создали и опубликовали на сайте learningApps.org собственные интерактивные игры и викторины по русскому языку:

«Причастие как часть речи» (7кл.) адрес в интернете: https://learningapps.org/display?v=pfi4q9faa19,

«Причастный оборот» (7кл.) адрес в интернете: https://learningapps.org/display?v=poi9o2eu319,

«Правописание Не с причастиями» (7кл.) адрес в интернете: https://learningapps.org/display?v=pkke27kkt19,

«Н и НН в причастиях» (7кл.) адрес в интернете: https://learningapps.org/display?v=p42um974519,

«Страдательные и действительные причастия» (7кл.) адрес в интернете: https://learningapps.org/display?v=pa4i3wvet19,

«Жизнь и творчество М.Цветевой и А. Ахматовой» (9кл.) адрес в интернете: https://learningapps.org/display?v=pqii4mx5319,

«Жизнь и творчество В. Бианки» (7кл.) адрес в интернете: https://learningapps.org/display?v=p7n5jcx7j19,

«Русские пословицы и поговорки с именами собственными» адрес в интернете: https://learningapps.org/display?v=pehykf7sj19.

Я считаю, что интерактивные технологии сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, позволяющий реализовать системно- деятельностный подход, заложенный в основу ФГОС. В дальнейшем буду продолжать работу по развитию и совершенствованию коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций обучающихся посредством интерактивных образовательных технологий.

V.  Курсы повышения квалификации и публикации

Систематически  повышаю  свое  профессиональное  мастерство  через курсы повышения квалификации, чтение периодической печати, участвую  в  различных  семинарах, профессиональных конкурсах и делюсь своим педагогическим опытом.

Курсы повышения квалификации

(см. приложение 4)

              Название курсов

Место проведения

    Срок

«Современные образовательные технологии и мониторинг качества образования в современной школе» (16 ч.)

НТФ ИРО

2016 г.

«Психолого- педагогические основы организации безопасного поведения несовершеннолетних на дороге» 16 часов

НТФ ИРО

2017 г.

«Оказание первой помощи обучающимся в образовательной организации»

ООО «АИСТ» УЦ «Всеобуч»

2017 г.

«Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС общего образования: проектирование и реализация»

НТФ ИРО

2017 г.

«Подготовка учителя- эксперта для проведения итогового устного собеседования по русскому языку  выпускников основной школы»

ФГАОУ ВО «РГППУ»

2018 г.

«Организация проектной и учебно- исследовательской деятельности обучающихся в контексте ФГОС»

ФГАОУ ВО «РГППУ»

2018 г.

«Методологические основы проведения обзорных тем по литературе» 72 часа

ООО «Знанио»,

г. Смоленск

2018 г.

Диплом о прохождении методико- педагогической программы «ЕГЭ по русскому языку»

портал Елиный урок.РФ

2018 г.

Диплом о прохождении методико- педагогической программы «ЕГЭ по литературе»

портал Елиный урок.РФ

2018 г.

Публикации

(см. приложение 5)

ОУ №

Название мероприятия

Уровень (международный, всероссийский, региональный, городской)

Форма участия

(тема выступления, статьи)

1.

Свидетельство о публикации на сайте infourok.ru

Конспект урока литературы в 9 классе «Жить не по лжи, а по совести» (по рассказу «Матренин двор» А.И. Солженицына)

Всероссийский

Методическая разработка

2.

Свидетельство о публикации на сайте infourok.ru

Конспект литературно- музыкальной композиции для учащихся 6-7 кл. по творчеству М.Ю. Лермонтова

Всероссийский

Методическая разработка

3.

Свидетельство о публикации на сайте infourok.ru

Конспект урока РИКО в 9 кл. «Логические основы восприятия текста»

Всероссийский

Методическая разработка

4.

Свидетельство о публикации на сайте infourok.ru

«Реализация системно- деятельностного подхода через проектно- исследовательскую деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы»

Всероссийский

Статья

5.

Публикация учебно- методического материала № 1701074739 от 01.03.2017

электронное

издательство

Всероссийский образовательный портал «Просвещение»

Статья «Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы»

7.

XLII Всероссийская научно- практическая конференция «Проблемы и перспективы развития образования в России»

16.09.2016 Россия,

г. Новосибирск

Всероссийский

Доклад «Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы»

Участие педагога в работе МО (заседаний ШМО, РМО, педагогических советов, семинаров, консультаций, уроков коллег из других школ и т. п.):

Тип мероприятия

Тема мероприятия

II Всероссийские педагогические чтения имени народного учителя СССР Г.Д. Лавровой

08.12.2016 г. На базе НТПК № 1 г. Нижний Тагил

Доклад «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы»

Школьный постоянно действующий семинар

МБОУ СОШ № 44

«Интерактивные образовательные технологии как средство формирования УУД на уроках русского языка и литературы»

Школьный педагогический совет

МБОУ СОШ № 44

Реализация системно-деятельностного подхода через проектную деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы

Городской семинар по теме «РДШ – территория возможностей. Формы и методы комплексной организации деятельности РДШ в школе»

24 октября 2018 г. в МБОУ СОШ № 44

Слушатель

МИМЦ «Итоги Репетиционного тестирования по русскому языку», 2016 г.

Слушатель

МБОУ СОШ № 64 «Развитие умений работы с текстом» семинар для молодых специалистов 2016 г.

Слушатель

Участие в профессиональных конкурсах, фестивалях педагогических идей

(см. приложение 6)

Название конкурса

Уровень

Организатор конкурса

Результат

Областной конкурс для учителей русского языка и литературы на лучший конспект урока по произведениям А.И. Солженицына

Екатеринбург, 2017

Область

ГАОУ ДПО СО «ИРО»

Призер

Участник XI Областного фестиваля творчества работников образования Свердловской области «Грани таланта-2018»

Городской

НТ Профсоюзная организация работников образования

Сертификат

Конкурс профессионального мастерства педагогических работников, приуроченного к 130-летию рождения

А.С. Макаренко

на портале Елиный урок.РФ

Май, 2018

Всероссийский

Экспертный совет по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации

Диплом

Приняла активное участие в общественных обсуждениях результатов мониторинга в качестве члена Экспертного Совета

на портале Елиный урок.РФ

Май, 2018

Всероссийский

Экспертный совет по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации

Диплом

Всероссийское тестирование педагогов

на портале Елиный урок.РФ 2018 г.

Всероссийский

Экспертный совет по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации

Диплом об успешном прохождении теста «Классный руководитель» в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС

Всероссийское тестирование педагогов

на портале Елиный урок.РФ 2018 г.

Всероссийский

Экспертный совет по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации

Диплом об успешном прохождении теста «Учитель русского языка и литературы» в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС

Всероссийское тестирование педагогов

на портале Елиный урок.РФ 2018 г.

Всероссийский

Экспертный совет по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации

Диплом об успешном прохождении теста «ФГОС ОО» в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС

Международный конкурс педагогического мастерства «Педагог года-2108»

Международный

ООО «Знанио» свидетельство в СМИ: Эл. №ФС77-72074, образовательная лицензия №5257

Свидетельство финалиста



Предварительный просмотр:

Эссе

Я учитель

Хатмуллиной Александры Андреевны,

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 44 им. Народного учителя СССР Г.Д. Лавровой

Слова «сердце отдаю детям» являются девизом моей педагогической деятельности. Я учитель, и ключевыми мотивами в процессе воспитания и обучения детей считаю желание любить и оберегать детей от всякого зла, стремление передать накопленные знания и опыт. Для меня моя профессия сродни материнству, это великое дело любви. Мне близка позиция великого педагога В.А. Сухомлинского, который писал: «Любовь к ребенку в нашей специальности- это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку- все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства света».

Учитель- это проводник в мир знаний, просветитель, которому вверено самое дорогое- детские души. От личности педагога, его нравственности, культуры, профессионализма, от того, какие духовные ценности привьет он ребенку, зависит будущее нашей страны.

Я современный педагог и должна соответствовать предъявляемым к профессии требованиям. Должна быть высококвалифицированным специалистом; знать Концепцию российского образования, федеральный государственный образовательный стандарт; владеть компьютерными технологиями, методами, приемами и формами работы с детьми; уметь планировать, разрабатывать дидактический материал, программы; быть готовой обучать разных детей, вне зависимости от их психологического и физического здоровья; способствовать их социализации.

В связи с этим я могу выделить ряд проблем, с которыми сталкивается любой педагог в наше время. Во- первых, все ускоряющиеся темпы информатизации и компьютеризации требуют от учителя идти в ногу со временем. Компетентность педагога должна быть на высоте, сюда включается и постоянное самообразование, и повышение квалификации, и возможность получения дополнительных разносторонних знаний. Во- вторых, высокая эмоциональная и психологическая нагрузка, большая ответственность способствуют профессиональному выгоранию. В- третьих, по-разному складываются отношения учителя с родителями, учениками и администрацией. Да, непросто работать учителем в современной школе: бесконечные отчеты, подготовка к урокам, тетради, ведение электронного журнала. Все это, казалось бы, может оттолкнуть раз и навсегда от школы и образования. Но почему же люди не уходят на более оплачиваемую работу, в бизнес? Почему, несмотря на все тяготы, стойкие работники образования, мои мужественные коллеги остаются преданными выбранному делу жизни?

Я думаю, что ответ очевиден. Любовь к детям, к делу, которое ты делаешь, чувство ответственности и патриотизм- вот что мешает свернуть с выбранного когда-то пути.  Сужу по себе, если точно знаешь, во имя чего работаешь, какую благородную миссию выполняешь, тогда находишь время и на отчет, и на подготовку к уроку, и на самообразование, и проблемы становятся не проблемами, а необходимостью. Если я не мыслю свою жизнь без детей, учебников, указки и доски, значит, быть учителем для меня уже не работа, это вся моя жизнь. Педагогов, работающих в наше непростое время не благодаря, а вопреки, я считаю героями.

Для меня профессия «учитель»- это призвание, понимание того, что от меня зависит многое. Работая в школе уже семь лет, я часто задаюсь вопросом: «Что же повлияло на мой выбор профессии?» Прежде всего, это равнение на лучшие образцы, на апостолов педагогики. Наверное, у каждого в жизни был такой учитель, который повлиял и предопределил ход дальнейшей жизни. Для меня таким образцом был наш классный руководитель Куляшова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы школы № 50. Елена Юрьевна- профессионал с большой буквы, опытный и талантливый педагог, творческий и харизматичный человек. Ее уроки насыщенные, познавательные и всегда интересные. Она стала для нас и другом, и наставником, формировала наше сознание, мировоззрение, посредством русского языка и литературы прививала любовь к чтению, к родному языку, к Родине, к истории и культуре народа, воспитывала гуманное отношение ко всему сущему на Земле. Ее уроки учили нас самому главному быть чуткими, отзывчивыми, неравнодушными людьми. Эти уроки доброты я усвоила на всю жизнь и стараюсь следовать им в своей педагогической практике.

После окончания школы я, не раздумывая, поступила в Нижнетагильскую государственную социально- педагогическую академию на филологический факультет. Спустя много лет я трудоустроилась в МБОУ СОШ № 44, где директором работает моя учительница Куляшова Елена Юрьевна. С благодарностью и трепетом вспоминаю я школьные годы и думаю, что слова Д.И. Менделеева как нельзя лучше относятся к моему педагогу: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». Я надеюсь, что моему наставнику никогда не будет стыдно за меня и мою работу.

В  своей педагогической деятельности я руководствуюсь несколькими принципами. Во – первых, учительствование для меня- это служение. Служение Отечеству, обществу, беззаветное служение своим ученикам. Во- вторых, я глубоко в этом убеждена, главное качество педагога, способного бескорыстно, без остатка служить- это любовь к детям.  П. Блонский говорил: «Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в школу...». Мое педагогическое кредо- не навреди! Нельзя причинять ребенку душевную боль. Нельзя оскорблять, унижать и превозноситься- это должно быть законом для учителя. Физическая боль излечима, а психологическая травма навсегда оставляет  след в детской душе. Именно любви к детям обязывает нас научиться наша профессия. Но что значит любить ребенка? Я считаю, что любить- это не баловать, не гладить по головке, но понимать, быть терпеливой, настойчивой, мудрой, так как «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,… все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит»[1]. Любить учеников- значит видеть в них личность, с уважением относится ко всем, развивать способности детей, стараться помочь, а не осудить, в какой бы жизненной ситуации не находился ребенок, стать для него светочем, подарить ему частичку своей души, сделать его чуть- чуть счастливее. В- третьих, главной своей задачей я считаю не только интеллектуальное развитие детей, но их духовное совершенствование, обогащение их внутреннего мира. Где, как не на уроках русского языка и литературы говорить о вечных ценностях: о верности и предательстве, правде и лжи, благородстве и малодушии.

Чтобы каждый урок проходил интересно, на одном дыхании, я поддерживаю благоприятный психологических климат, слежу за сменой видов деятельности, применяю различные формы работы: в парах, в группах, индивидуальную, коллективную. Использую на уроках современные педагогические технологии: информационно- коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые, технологию сотрудничества и проблемного обучения, а также метод проектов, ведь как говорил американский философ и педагог Дж. Дьюи: «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера».

Именно поэтому мы с учениками постоянно участвуем в олимпиадах, конкурсах, научно- практических конференциях различного уровня. Я поддерживаю детей, вселяю в них уверенность в своих силах, одобряю их стремление не останавливаться на достигнутом, ведь успехи моих учеников- это мои победы.

Я уверена, что через ежедневное живое общение учителя с ребенком происходит их взаимное обогащение и духовный рост. Мои ученики тоже являются для меня учителями. Они многому научили меня: сдержанности, смирению, прощению, ненавидеть зло, но не ненавидеть того, кто его совершил, искренней и чистой любви, на которую способны только дети.

Мне нелегко быть учителем. Порой так сложно разобраться, где заканчивается работа и начинается личная жизнь. Дома я постоянно думаю об учениках, школьных и классных делах, а школа стала для меня второй семьей, где нет чужих детей. Иногда мне кажется, что и целых суток мало, чтобы выполнить все. С ужасом понимаю, что что-то не доделала, не успела, не все получилось так, как запланировала. Но я не сдаюсь, не унываю, а знаю, что завтра будет новый день, прозвенит звонок, и  я продолжу учить, учиться, учиться…, ведь я УЧИТЕЛЬ, а значит, нет предела совершенству!

Мой педагогический опыт невелик, но бесценен. Участие в конкурсе «Учитель года» я расцениваю, как возможность профессионального роста, обмен опытом и испытание своих возможностей. Ежедневно я вношу свою скромную лепту в одно большое дело- воспитания и образования подрастающего поколения. Я счастлива, оттого что могу быть полезной обществу, работаю во благо и процветание нашего государства, выполняю великое дело любви, я «сердце отдаю детям»!