Участие в научно-практических конференциях
Сертификаты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа Всероссийской научно-практической конфереции | 109 КБ |
Доклад | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Смоленский государственный университет»
Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей
с ограниченными возможностями здоровья
(IV-е дефектологические чтения, посвященные
135-летию со дня рождения Д.И. Азбукина)
Программа
Всероссийской
научно-практической конференции
17 октября 2018 года
Смоленск
2018
Адрес конференции: Оргкомитет: электронный адрес: | г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4, ауд. 214, корп. 3 spetzped@yandex.ru |
Организационный комитет
Председатель оргкомитета:
Колодовская Елена Анатольевна, заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии СмолГУ, кандидат педагогических наук, доцент.
Сопредседатели оргкомитета:
Родионов Алексей Николаевич, декан психолого-педагогического факультета СмолГУ, кандидат психологических наук, доцент.
Чепурышкин Игорь Петрович, директор СОГБОУ «Починковская школа-интернат», кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ.
Члены оргкомитета:
Иванова Наталья Викторовна, доцент кафедры специальной педагогики и психологии СмолГУ, кандидат педагогических наук.
Крылова Елена Викторовна, доцент кафедры специальной педагогики и психологии СмолГУ, кандидат педагогических наук.
Меженцева Галина Николаевна, доцент кафедры специальной педагогики и психологии СмолГУ, кандидат педагогических наук.
Якушева Вероника Владимировна, доцент кафедры специальной педагогики и психологии СмолГУ, кандидат педагогических наук.
График работы конференции
9.00 – 10.00 | – | регистрация участников конференции (фойе 3-го этажа, корп. 3) |
10.00 –11.30 | – | пленарное заседание (ауд. 202, корп. 3) |
11.30 –12.00 | – | перерыв |
12.00 –15.00 | – | работа секций (ауд. 202, 306, 307, 313, корп. 3) |
15.15 | – | подведение итогов конференции (ауд. 202, корп. 3) |
Продолжительность выступления с докладом – до 10 мин.
Пленарное заседание
(ауд. 202, корп. 3)
- Родионов Алексей Николаевич
ФГБОУ ВО «СмолГУ», декан психолого-педагогического факультета, кандидат психологических наук, доцент.
Приветственное слово.
2. Колодовская Елена Анатольевна
ФГБОУ ВО «СмолГУ», заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент.
Вклад Д.И. Азбукина в развитие отечественной дефектологии.
- Чепурышкин Игорь Петрович
СОГБОУ «Починковская школа-интернат», директор, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ.
О результативности работы образовательной организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
4. Балыкина Виктория Давидовна
МБОУ «Средняя школа №17», г. Смоленск, директор.
Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в классах, реализующих адаптированную основную образовательную программу основного общего образования.
5. Бурыкина Марина Юрьевна
ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского», профессор кафедры педагогики и психологии детства, доктор психологических наук.
Тревожность матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
6. Чепельникова Елена Ивановна
МБДОУ «Детский сад №3», г. Смоленск, заведующая.
Профессиональная деятельность педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья как аксиологическая проблема.
7. Захаренкова Елена Сергеевна
Территориальная ПМПК №2, г. Смоленск, руководитель, учитель-логопед.
Актуальные проблемы взаимодействия ПМПК и образовательных учреждений.
8. Лазарева Наталья Николаевна
СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования», г. Смоленск, заместитель директора.
Технологический подход в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
9. Тишурова Анжелика Ярославна
СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования», г. Смоленск, руководитель отдела психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Балашова Вероника Петровна
СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования», г. Смоленск, учитель-логопед.
Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях работы группы кратковременного пребывания (из опыта работы СОГБОУ «ЦДиК»).
10. Ковалева Ирина Владимировна
Частный логопедический центр «Академия речи», г. Смоленск, директор.
Организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях частного логопедического центра.
Работа секций
Секция 1 (ауд. 202, корп.3)
Психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Председатель – Крылова Елена Викторовна
ФГБОУ ВО «СмолГУ», доцент кафедры специальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук.
- Барабанова Елена Борисовна
СОГБОУ «Починковская школа-интернат», педагог-психолог.
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в социально опасном положении.
- Буянова Алена Михайловна
СОГБОУ «Починковская школа-интернат», социальный педагог.
Направления работы социальной службы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
- Гужва Ирина Вячеславовна
ФГБОУ ВО «СмолГУ», заместитель декана психолого-педагогического факультета, доцент кафедры общей психологии, кандидат психологических наук.
Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
- Денисова Ольга Александровна
ОГБУЗ «Детская клиническая больница» поликлиника №4, г. Смоленск, логопед.
Организация медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях детской поликлиники.
- Долганова Наталья Александровна
МБДОУ «Детский сад №64 «Солнечный зайчик», г. Смоленск, учитель-логопед.
Ковалева Ирина Владимировна
МБДОУ «Детский сад №64 «Солнечный зайчик», г. Смоленск, учитель-логопед.
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации.
- Ковалева Ирина Владимировна
МБДОУ «Детский сад №64 «Солнечный зайчик», г. Смоленск, учитель-логопед.
Организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях стационара (из опыта работы).
- Конопелькина Людмила Петровна
СОГБОУ «Починковская школа-интернат», заместитель директора по коррекционно-методической работе.
Буданова Елена Васильевна
СОГБОУ «Починковская школа-интернат», учитель-логопед.
Некоторые особенности организации логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях ресурсного центра.
- Крылова Елена Викторовна
ФГБОУ ВО «СмолГУ», доцент кафедры специальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук.
Комплексное обследование детей раннего возраста с точки зрения профилактики нарушений развития.
- Чепикова Лидия Владимировна
ФГБОУ ВО «СмолГУ», заведующая кафедрой педагогики, кандидат педагогических наук, доцент.
Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.
- Щедрова Людмила Юрьевна
СОГБОУ «Починковская школа-интернат», педагог-психолог.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра.
Секция 2 (ауд. 306, корп.3)
Организация коррекционно-развивающей образовательной среды, выбор и использование методического и технического обеспечения, осуществление коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
Председатель – Иванова Наталья Викторовна
ФГБОУ ВО «СмолГУ», доцент кафедры специальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук.
- Балашова Вероника Петровна
СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования», г. Смоленск, учитель-логопед.
Беликова Марина Владимировна
СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования», г. Смоленск, учитель-логопед.
Использование компьютерной программы «Логопедическое обследование детей» (В.М.Акименко) для эффективной диагностики речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
- Балыкина Виктория Давидовна
МБОУ «Средняя школа №17», г. Смоленск, директор.
Демидова Наталья Александровна
МБОУ «Средняя школа №17», г. Смоленск, заместитель директора.
Иванова Александра Сергеевна
МБОУ «Средняя школа №17», г. Смоленск, учитель-логопед.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах, реализующих адаптированную общеобразовательную программу.
- Белугина Мария Анатольевна
ФГБОУ ВО «СмолГУ», заместитель декана психолого-педагогического факультета, доцент кафедры общей психологии, кандидат психологических наук.
Психолого-педагогические аспекты организации дополнительного образования детей с ОВЗ.
- Василенкова Наталья Ивановна
СОГБОУ «Починковская школа-интернат», учитель.
Чепурышкин Игорь Петрович
СОГБОУ «Починковская школа-интернат», директор, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ.
Метод групповой работы как императив коммуникативных учебных действий обучающихся с ОВЗ.
- Гусева Людмила Николаевна
МБДОУ «Детский сад №3», г. Смоленск, учитель-логопед.
Система работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения.
- Иванова Александра Сергеевна
МБОУ «Средняя школа №17», г. Смоленск, учитель-логопед.
Анализ методик восстановительного обучения больных с афазией.
- Иванова Наталья Викторовна
ФГБОУ ВО «СмолГУ», доцент кафедры специальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук.
К проблеме развития языковой способности у детей с речевыми нарушениями.
8. Илюшина Татьяна Николаевна
СОГБОУ «Детский сад для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Гнездышко», г. Смоленск, учитель-логопед.
Инновационный комплекс артикуляционно-двигательных упражнений.
9. Ковалькова Татьяна Валентиновна
МБОУ «Средняя школа №7», г. Смоленск, учитель-логопед.
Основные направления коррекционно-развивающей работы по развитию лексической стороны речи у младших школьников с задержкой психического развития.
- Павлова Ирина Александровна
МБОУ «Средняя школа №21 им. Н.И. Рыленкова», г. Смоленск, учитель-логопед.
Кошенко Ольга Васильевна
МБОУ «Средняя школа №39», г. Смоленск, учитель-логопед.
Развитие межполушарного взаимодействия у леворуких обучающихся.
- Пеперова Мария Ивановна
МБДОУ «Детский сад №78 «Исток», учитель-логопед.
Песочная терапия как нетрадиционный метод коррекционного воздействия в работе логопеда.
- Трифаненкова Светлана Вячеславовна
СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования», г. Смоленск, педагог-психолог.
Бабина Алина Александровна
СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования», г. Смоленск, учитель-логопед.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.
- Чернова Светлана Евгеньевна
СОГБОУ «Починковская школа-интернат», учитель.
Использование проектной деятельности на уроках для развития образовательных компетенций у детей с ОВЗ.
Секция 3 (ауд. 313, корп.3)
Актуальные вопросы комплексного сопровождения детей
с речевыми нарушениями
Председатель – Якушева Вероника Владимировна
ФГБОУ ВО «СмолГУ», доцент кафедры специальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук.
- Гаврикова Ульяна Игоревна
СОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Вишенки», г. Смоленск.
Сравнительная характеристика признаков благополучного и неблагополучного развития речи у ребенка.
- Ермакович Инна Юрьевна
ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями», г. Смоленск, учитель-дефектолог.
Лядущенкова Екатерина Геннадьевна
ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями», г. Смоленск, учитель-дефектолог.
Возможности сказкотерапии в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
- Качяраускене Ксения Вадимовна
МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка», Смоленский р-он, воспитатель.
Проблема речевого развития детей раннего возраста в современных исследованиях.
- Колдунова Кристина Павловна
ГБОУ «Средняя школа №439», г. Санкт-Петербург, учитель-логопед.
Логоритмика как логопедическая технология.
- Королева Кристина Владимировна
МБДОУ «Детский сад №62 «Каравай», учитель-логопед.
Инновационные приемы работы по коррекции и развитию всех компонентов речи на логоритмических занятиях в условиях логопункта.
- Матюкова Наталья Александровна
МБДОУ «Детский сад №72 «Колокольчик», г. Смоленск, учитель-логопед.
Формирование навыков словообразования у детей с тяжелыми нарушениями речи.
- Морозова Анастасия Павловна
СОГБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей», г. Смоленск, учитель-дефектолог.
Дифференцированный подход в преодолении заикания органического генеза у детей дошкольного возраста.
- Ларионова Екатерина Павловна
Логопедический центр «Академия речи», г. Смоленск, логопед.
Проблема коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста с дизартрическими проявлениями.
- Усенкова Галина Михайловна
МБДОУ «Детский сад №51 «Росинка», г. Смоленск, учитель-логопед.
Усенкова Елизавета Николаевна
МБДОУ «Детский сад №29 «Стриж», г. Смоленск, учитель-логопед.
Мегараскраски как средство взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевыми нарушения.
- Фоминова Екатерина Владимировна
МБДОУ «Детский сад №78 «Исток», учитель-логопед.
Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевой патологией посредством специальных игр и упражнений.
- Шелякина Олеся Анатольевна
ОГБУЗ «Клиническая больница скорой медицинской помощи», г. Смоленск, логопед.
Актуальность ранней реабилитации пациентов с нарушениями речи и глотания в остром периоде инсульта.
- Щедрова Елена Анатольевна
СОГБОУ «Прогимназия «Полянка», г. Смоленск, учитель-логопед.
Влияние миофункциональных нарушений на формирование звукопроизношения у детей.
- Якушева Вероника Владимировна
ФГБОУ ВО «СмолГУ», доцент кафедры специальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук.
Дислексия в контексте междисциплинарного подхода.
Секция 4 (ауд. 307, корп.3)
Формирование профессиональной компетентности педагогов системы
специального и инклюзивного образования
Председатель – Меженцева Галина Николаевна
ФГБОУ ВО «СмолГУ», доцент кафедры специальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук.
- Варнаева Анна Евгеньевна
ФГБОУ ВО «СмолГУ», заведующая кафедрой теории и методики начального образования, кандидат филологических наук, доцент.
Лингвистические знания в профессиональной деятельности учителя-логопеда.
- Грюцева Надежна Ивановна
ФГБОУ ВО «СмолГУ», доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук.
Формирование у студентов умений применять активные методы обучения младших школьников с задержкой психического развития.
- Кобизь Татьяна Николаевна
ФГБОУ ВО «СмолГУ», доцент кафедры социологии, философии и работы с молодежью, кандидат педагогических наук.
Формирование у будущих логопедов навыков социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Колеошкина Светлана Николаевна
ФГБОУ ВО «СмолГУ», доцент кафедры теории и методики начального образования, кандидат педагогических наук.
Особенности подготовки будущих логопедов к использованию технологий изобразительной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- Меженцева Галина Николаевна
ФГБОУ ВО «СмолГУ», доцент кафедры специальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук.
Дидактическое управление профессиональным самоопределением студентов – будущих учителей-дефектологов.
- Родионова Валерия Олеговна
ФГБОУ ВО «СмолГУ», доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат психологических наук.
Арт-терапевтические технологии в работе логопеда.
- Терещенкова Виктория Викторовна
ФГБОУ ВО «СмолГУ», магистрант профиля «Логопедическое образование».
Особенности голоса у лиц голосоречевых профессий и влияние его нарушений на психоэмоциональное состояние учителей-логопедов.
Благодарим за участие в работе конференции!
Предварительный просмотр:
Буянова Алена Михайловна СОГБОУ «Починковская школа-интернат», sozpedagogprudki@yandex.ru
УДК 376
Направления работы социальной службы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Ключевые слова: социализация; социальная адаптация
Аннотация: в статье раскрываются особенности работы социальной службы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; определяются основные направления сопровождения детей.
Представлен и обобщен многолетний опыт и результаты работы по данной проблеме.
Система психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из главных направлений в работе социальной службы школы-интерната. Это связано с тем, что контингент воспитанников составляют несовершеннолетние с явно выраженным отрицательным социальным опытом, общей педагогической и социальной запущенностью, сопровождающейся негативным отношением к общепринятым нормам и правилам, к учебной деятельности. В основном это дети из неполных, многодетных, социально-неблагополучных семей.
Основная задача социальной службы заключаются в раннем выявлении причин, способствующих отклонению от нормы; своевременном выявлении ситуаций, требующих безотлагательной помощи и поддержки; создании условий, обеспечивающих полную включенность детей в социально-значимую деятельность [2].
Цель работы: социализация и социальная адаптация воспитанников к жизни в социуме.
Основными формами работы социальной службы являются:
-правовое воспитание и просвещение воспитанников (формирование законопослушного поведения);
- индивидуальная и групповая работа с обучающимися, их родителями (законными представителями), семьями, находящимися в социально-опасном положении (Совет профилактики, школьная Служба Примирения);
-консультативная помощь участникам учебно-воспитательного процесса;
-межведомственное взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, правозащитными организациями;
-постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Система работы социальной службы ориентирована на формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей работы является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением воспитанников.
В работе используются следующие формы и методы: анкетирование воспитанников, занятия с элементами рисования, занятия-презентации, общешкольные мероприятия, беседы с привлечением специалистов правозащитных организаций, мини-лекции, консультации. Проводятся общешкольные игры «Правовой кроссворд», «Правовой светофор», конкурс рисунков «Мои права и обязанности».
Традиционно проводится неделя правовых знаний, способствующая формированию у воспитанников правовой культуры, осознанию ответственности за свои права и поступки.
В рамках Всероссийского Дня правовой помощи для воспитанников проводятся ознакомительные экскурсии в правозащитные организации.
Проводятся встречи, индивидуальные консультации с инспектором подразделения по делам несовершеннолетних, ведущим специалистом органа опеки и попечительства отдела образования, судьями Смоленского областного суда, нотариусом.
Постоянно действующей формой работы является консультативная помощь несовершеннолетним и их родителям (законным представителям). Тематика консультаций составляется в соответствии с выявленными проблемами.
Методическая работа с педагогами осуществляется через методическое объединение учителей и воспитателей, педагогические советы, ШПМПк.
Проводится информирование педагогов о признаках, по которым можно выявить несовершеннолетних с отклонениями в поведении, а также социально - педагогическое просвещение (особенности работы с детьми данной категории). Большое внимание уделяется формированию педагогической компетенции родителей, повышению их информированности и ответственности с сфере предупреждения депрессивных настроений у несовершеннолетних, употребления ПАВ.
На Совете профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних проводится профилактическая работа с воспитанниками, которые находятся в проблемной жизненной ситуации. На заседания приглашаются классные руководители, воспитатели, родители, специалисты органов и учреждений системы профилактики. Проводятся совместные мероприятия по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних, принимаются меры по устранению причин и условий, им способствующих.
Сопровождение воспитанников и их законных представителей, семей, находящихся в социально опасном положении строится в соответствии с утвержденными директором школы-интерната планами. С детьми и семьями, состоящими на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних ведется индивидуально-профилактическая работа в соответствии с индивидуальными планами.
В детском коллективе организована система контроля за психологическим климатом в целях исключения случаев унижения детей со стороны сверстников, своевременного выявления и урегулирования конфликтных ситуаций.
В результате проводимой работы заметно повысился уровень гражданско-правовой ответственности воспитанников. Ребята ежегодно принимают участие в шествии «Бессмертный полк», традиционных общешкольных и городских патриотических мероприятиях, облагораживании могилы неизвестного солдата. Повысился уровень знаний, способствующий умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения. В школе-интернате нет воспитанников, употребляющих спиртные напитки, ПАВ.
Ребята участвуют в социально значимой деятельности, где учатся милосердию, что помогает им лучше социализироваться и адаптироваться в социуме[1].
Уменьшилось количество подростков, состоящих на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних.
В школе-интернате обеспечен систематический ежедневный учет пребывания детей, организована система профилактики самовольных уходов. С 2008 года по настоящее время нет случаев самовольных уходов несовершеннолетних из учреждения.
Отмечается повышение интереса родителей к жизни детей в школе-интернате. Родители активно посещают школьные праздники, мероприятия. Охотно взаимодействуют с классными руководителями, воспитателями по проблемам детей, консультируются со специалистами учреждения.
Большая роль в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья отводится постинтернатному сопровождению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
После окончания обучения в школе-интернате выпускники продолжают учиться в профессиональных образовательных учреждениях. Часто приезжают в школу-интернат за советом, консультацией, помощью. С целью оказания выпускникам более эффективной помощи осуществляется межведомственное взаимодействие с правозащитными организациями.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ - это сложный и многоуровневый процесс, основанный на тесном взаимодействии специалистов, педагогов, семьи ребенка и является одним из неотъемлемых условий его успешной социализации, полноценного участия в жизни общества.
Литература
1.Байбородова Л.В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот.- Ярославль, 1997.-370с.
2.Бочарова В.Г. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1999.-485с.
Buyanova Alena Mikhailovna
SOGBO "Pochinkovskaya boarding school»
Directions of work of social service in the system of psychological and pedagogical support of children with disabilities
Key words: socialization; social adaptation
Abstract: the article reveals the features of the social service in the system of psychological and pedagogical support of children with disabilities; the main directions of support of children. Long-term experience and results of work on this problem are presented and generalized.