Педагогическое эссе
Надо видеть себя в детях, чтобы помочь
им стать взрослыми…
Наше общество за последние десятилетия стремительно меняется, меняется модель его поведения и ценностные ориентиры.
Образование не может остаться в стороне от этих процессов. Естественно, происходят изменения и в представлениях о целях образования, и путях их реализации.
Дошкольное образовательное учреждение должно выполнять обязательства по решению задач государственного образовательного стандарта нового поколения, которые направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное воспитание, социализацию, личностное и интеллектуальное развитие воспитанников, создание основы обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей детей, сохранение и укрепление их здоровья.
От признания необходимости знаний, умений и навыков, как основных итогов образования, пришло понимание обучения, как процесса подготовки детей к реальной жизни, готовности занять активную жизненную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать в коллективе.
На мой взгляд, поэтому, социально-педагогическое направление в работе любого образовательного учреждения, на современном этапе развития общества, не просто актуально, а жизненно необходимо.
Я - социальный педагог в детском саду. Что же является главным в моей работе? Чем она отличается от работы воспитателя?
В моей профессиональной деятельности есть много общего с работой педагога-воспитателя. Прежде всего, нас роднит то, что объектом нашего внимания является ребенок.
Вместе с тем, в нашей профессиональной деятельности есть и ряд существенных отличий. Воспитатель, выполняя свою главную образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспитание ребенка.
В центре же моего внимания находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество.
Как часто и серьёзно мы - взрослые задумываемся о том, насколько комфортно ребёнку в 21 веке? Ответы на эти вопросы, я думаю, напрямую связаны с социальными, экономическими изменениями, которые происходят на современном этапе развития нашего общества. Снижение стабильности экономического положения семей, трансформация детско-родительских отношений, ухудшение экологии, дефицит нравственных ценностей - это лишь несколько позиций, которые требуют от меня, как педагога поиска новых моделей воспитания, поддержки, помощи детям и их семьям. Вместе с тем, я думаю, что профессиональная деятельность социального педагога не может быть строго определена в какие-то методики и занятия. Она проходит зачастую незаметно, поскольку, на мой взгляд, ценностям и нормам нельзя научить, ребёнок усваивает их сам, из окружающего его социального и культурного пространства.
К сожалению, практика показывает, что коллектив дошкольного учреждения очень часто сталкивается с рядом социально - педагогических проблем: нестандартное поведение воспитанников, дестабилизация межличностных отношений «ребёнок-педагог», «ребёнок-ребёнок», нарушение взаимодействия педагога и семьи ребёнка, появление физической и эмоциональной агрессии в семьях.
Поэтому, в процессе организации своей работы, отдаю приоритет созданию здорового микроклимата в детском коллективе, защищаю интересы воспитанников, организую досуг детей. Изучаю проблемы детско-родительских отношений, принимаю меры к их решению, включаю семьи воспитанников в социально полезную деятельность, налаживаю контакты с социальными партнёрами.
В моей профессиональной копилке участие в социальных акциях с детьми и родителями «Подари улыбку другу», «Неделя добра», «Лето-2018», «Посылка солдату», «Письмо водителю». Проведение совместно с педагогами учреждения детско-родительских квестов, праздников. Организация встреч с представителями ФГКУ «1 ПЧ ФПС ПО ЯНАО», МРЭО ГИБДД УМВД России по ЯНАО, МАУ «Центр физической культуры и спорта», МВК им. И.С. Шемановского, МБУК «Центральная библиотечная система», МАУДО Центр детского творчества «Надежда», МАУК «ЦКиС Геолог» по профилактике и предупреждению дорожно-транспортного травматизма, пожарной безопасности, повышению детско-родительской компетентности в вопросах формирования здорового образа жизни, нравственно-патриотического воспитания. Мероприятия по поддержки социально-привлекательного имиджа учреждения через организацию работы со СМИ.
Разработка с детьми видеофильмов «Не играй у воды», «Крокомот и бегедил», «Коробок спичек», «Не играй с огнем», социальных роликов с педагогами, родителями, детьми «Родительское счастье», «Дети - зеркало родителей», «Шаг навстречу».
Актуальные направления моей деятельности - это работа с детьми из многодетных, малообеспеченных семей, с социально неблагополучными семьями, с семьями, воспитывающими детей - инвалидов, приемными семьями.
Количество семей, имеющих статус «малообеспеченная семья» увеличилось, на примере нашего дошкольного учреждения, за время моей работы социальным педагогом, с 2011 - 2018 гг. с 2% до 4%. Вместе с тем, отмечается рост многодетных семей с 5% до 25%. Также увеличилось количество семей, воспитывающих детей-инвалидов и семей, взявших на попечение детей дошкольного возраста.
Воспитанники из этих категорий семей - наиболее уязвимая группа детей.
Работа с ними требует от меня умения мыслить масштабно, творчески уметь обобщать собственный опыт, объективно оценивать тенденции и перспективы развития событий, учитывать условия жизни воспитанников, анализировать детско-родительские отношения и из многих вариантов социальной помощи выбирать оптимальный, наиболее отвечающий интересам ребёнка и его семьи.
Безусловно, смысл и значение профессиональной деятельности для человека во многом определяются ее общественной значимостью - тем, насколько она востребована в обществе и что дает для него.
Моя педагогическая деятельность выполняет важнейшую созидательную социальную функцию, в процессе нее не только формируется и развивается конкретная личность, но и определяется будущее страны. Вот почему для меня важно осознание не только своих узкопрофессиональных, но и масштабных социальных задач, их личностное принятие, конкретизация и построение на этой основе целей и задач своей педагогической деятельности.
Моя гражданская позиция - основа роста профессиональной ответственности, основа принятия педагогических решений, активности, творчества.
Я горжусь тем, что причастна к процессу формирования в ребёнке человеческого капитала - запаса знаний, навыков, здоровья, способностей, мотиваций, который, поможет ему быть успешным и счастливым во взрослой жизни.