Родителям
Памятка родителям
1. Сравнивайте своего ребенка не с другими детьми, а с тем, каким он был вчера. Дайте ребенку ощущение роста своих возможностей.
2. Постарайтесь найти такую сферу деятельности, в которой ваш ребенок успешен. Хвалите сына или дочку почаще.
3. Вы и ребенок должны верить: все успехи постоянны, а неудачи временны.
4. Не делайте сыну или дочке замечания у всех на глазах, поговорите с ними наедине.
5. Постарайтесь не фиксировать внимание школьника на оценке. Лучше оценивать его старание и желание учиться.
6. Все школьные вопросы решайтe с сыном или дочкой спокойно и доброжелательно, не заставляйте и не настаивайте.
7. Помогайте ребенку правильно организовать свое рабочее место, приучайте его следить за своими вещами.
8. Поощрение всегда более эффективно, чем наказание. В свою очередь наказание должно выражаться в лишении сына или дочки приятного и привлекательного, а не в негативном воздействии.
Педагогические требования к поощрению
· Поощрение должно быть справедливым
· Поощрять следует не только совокупность достижений, но и за отдельные реальные успехи.
· Необходимо учитывать возрастные особенности детей.
· Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.
· Не злоупотреблять и не захваливать.
· Использовать различные меры поощрения.
· Не следует забывать о тех, кто редко поощряется или не поощряется.
· Поощрение должно быть в присутствии других детей.
· Поощрение должно быть доброжелательным, идти от сердца, от души.
Педагогические требования к наказанию.
· Наказание должно быть строго субъективным.
· Сочетать наказание с убеждением.
· Отсутствие поспешности в применении наказания.
· Применять наказание лишь после того, как другие методы и средства не дают никаких результатов.
· Наказание должно быть строго индивидуализировано.
· Не злоупотреблять наказанием.
Несколько слов о наказании
Наказывать и ругать ребенка нельзя:
· когда ребенок болен, плохо себя чувствует или еще не оправился после болезни
· когда ребенок ест;
· после сна или перед сном;
· во время игры
· во время учебы или работы
· сразу после физической и душевной травмы (падение, травма, драка, плохая отметка, любая неудача);
· когда ребенок не справляется: со страхом, с невнимательностью, ленью, раздражительность;
· когда у него что-то не получается;
· когда мы сами не в себе: устали, огорчены или раздражительны.
Как дать ребенку почувствовать себя значимым
1. Практиковать общение на равных, не «сверху», а на уровне глаз.
2. Попросить ребенка вас чему-нибудь научить.
3. Спрашивать у детей совета.
4. Интересоваться планами ребенка и их учитывать.
5. Спрашивать у ребенка его вещь и стучаться к нему в комнату.
6. Просить о помощи в чем-либо. После этого не критиковать.
7. Давать посильные поручения с заведомым успехом.
8. Одобрение вообще (в целом).
9. Поддержка в трудной ситуации.
10. Не сюсюкать с ребенком. Разговаривать как со взрослым.
11. Встречать как лучшего друга и провожать.
12. Позволять ребенку защищать себя, в т. ч. от младших и от девочек.
13. Если вы не правы, просить прощения.
14. Позволяйте ребенку выражать свои чувства и делитесь своими.
15. Позволяйте детям делать ошибки и встречаться с их последствиями. (Отрицательный опыт - это тоже опыт. Найти плюсы и выход).
16. Уделять ребенку максимум внимания 15 минут каждый день.
17. Концентрировать внимание не на ошибке, а на том, как выйти из сложной ситуации.
18. Помните о необходимости телесного контакта (2-3 раза в день минимум).