План внеурочной деятельности
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании Педагогического совета Протокол № 1 | Утверждаю: ___________ Директор школы Приказ № от |
План внеурочной деятельности
на 2021 – 2022 учебный год
Нормативно-правовая база ведения внеурочной деятельности
Учебный план внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год разработан на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (для 5 - 9 классов);
4. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;
5. Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»; − Рекомендаций по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (Приложение № 1 к письму Минпросвещения России от 7 мая 2020 года № ВБ-976/04);
6. Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 (образовательная недельная нагрузка, требования к организации обучения в 1 классе);
7. Санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2;
8. Образовательных программ НОО и ООО МБОУ « Александровская СОШ»;
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к плану внеурочной деятельности
на 2021/2022 учебный год
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы.
План внеурочной деятельности МБОУ «Александровская СОШ» обеспечивает реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования и определяет общий и максимальный объём нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам.
Целевая направленность, стратегические и тактические
цели содержания образования
План подготовлен с учётом требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования, санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.3648-20, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся. План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Основные принципы плана:
- учёт познавательных потребностей, обучающихся и социального заказа родителей (законных представителей);
- учёт кадрового потенциала образовательной организации;
- построение образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
- соблюдение преемственности и перспективности обучения.
План отражает основные цели и задачи, стоящие перед образовательной организацией.
Целью внеурочной деятельности является
- создание условий для развития творческого потенциала обучающихся и последующего усвоения образовательных программ;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Внеурочная деятельность решает следующие специфические задачи:
-создание комфортных условий для позитивного восприятия ценностей начального общего и основного общего образования, и более успешного освоения его содержания;
-способствование осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно- значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения;
- компенсация отсутствия или дополнения, углубления тех или иных учебных направлений, которые нужны обучающимся для определения индивидуального образовательного маршрута, конкретизация жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств;
- ориентация обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей по более сложным программам.
Программы внеурочной деятельности направлены:
- на расширение содержания программ начального и основного общего образования;
- на реализацию основных направлений образовательной политики;
- на формирование личности ребёнка средствами искусства, творчества, спорта.
Внеурочная деятельность на базе образовательного учреждения реализуется через системы неаудиторной занятости, дополнительного образования и работу классных руководителей по следующим направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное.
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся начального и основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной программы начального и основного общего образования.
Основные задачи:
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей;
- развитие потребности в занятиях физической культуры и спортом.
Задачи:
- приобщение обучающихся к здоровому образу жизни;
-- приобщение обучающихся к спорту;
- подготовка к сдаче норм ГТО.
Данное направление реализуется по программам: «Уроки здоровья», «Общефизическая подготовка». По итогам работы в данном направлении проводятся, соревнования, дни здоровья, эстафеты, беседы, весёлые старты, викторины.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно- нравственного развития обучающихся в единой урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Основные задачи:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной композиции - «становиться лучше»;
- укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам:
- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей - формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Данное направление реализуется программами «Мое Оренбуржье», «Географическое краеведение».
По итогам работы в данном направлении проводятся защиты проектов, экскурсии, выставки-путешествия, лекции, беседы, видеозанятия, игры-путешествия, викторины, конкурсы, утренники, праздники, классные часы, статьи.
СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
Основные задачи:
- формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование основы культуры межэтнического общения;
-формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.
Данное направление реализуется через программы «ЮИД», «Финансовая грамотность», «Общество и мы».
По итогам работы в данном направлении проводятся защиты проектов, конкурсы, презентации портфеля достижений, презентация творческих работ, беседы, акции, проведение коллективных творческих дел, сюжетно - ролевые игры, видеоуроки.
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования.
Основные задачи:
- формирование навыков научно- интеллектуального труда;
- развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
- формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
- овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего и основного общего образования.
Данное направление реализуется метапредметными программами: «Умники и умницы», «Занимательная математика», «Шахматы», «Английский с удовольствием».
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, защита проектов, викторины, выставки, математические бои, участие в предметных неделях, олимпиады.
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие общей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.
Основные задачи:
- формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
- становление активной жизненной позиции;
- воспитание основ правовой, эстетической и экологической культуры.
Данное направление реализуется через программу кружка «Увлекательная история».
Программа реализуется через участие в школьных, муниципальных и региональных конкурсах, предметных декадах, олимпиадах, проектной деятельности. По итогам работы в данном направлении проводятся защиты проектов, практические занятия, игры, экскурсии, выставки и конкурсы, акции, беседы.
Педагогическое обеспечение:
Деятельность | Функции | Ответственные |
Административно-координационная | Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, обеспечивает своевременную отчетность о результатах, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов, вырабатывает рекомендации на основании результатов деятельности. | Директор школы, Заместитель директора по УВР, Заместитель директора по ВР |
Консультативно-методическая | Обеспечивает предоставление всех необходимых содержательных материалов, проведение семинаров и совещаний, оказание консультативной и методической помощи учителям, работающим по ФГОС | Заместитель директора по УВР, Заместитель директора по ВР |
Информационно-аналитическая | Выносят решения по результатам внеурочной деятельности, информируют об ее эффективности | Педагогический совет, школьное методическое объединение |
Организационная | Изучают документы ФГОС, используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты, обозначенные в стандарте, организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействие с родителями | Задействованные педагоги школы. |
Оптимизационная модель внеурочной деятельности основывается на оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. В ее реализации принимают участие все педагогические работники школы (учителя, зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, библиотекарь), а также привлекаются преподаватели СДК, ЦРТДЮ.
Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;
- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе имеются необходимые условия, в том числе имеется столовая. Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем, музыкальной техникой, библиотекой, спортивной площадкой. В школе имеется 1 школьный автобус. Все кабинеты оборудованы компьютерной техникой, проекторами, экранами, выходом в Интернет.
Информационное обеспечение
Имеется видеотека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний, библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу.
Результаты внеурочной деятельности
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное развитие ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровнях начального общего и основного общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Планируемые метапредметные и личностные результаты
В результате реализации программы внеурочной деятельности начального и основного общего образования ожидается повышение результатов как личностных, так и метапредметных.
Личностные результаты:
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества.
Личностные результаты внеурочной деятельности отражают:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
3. Формирование основ экологической, финансовой культуры, соответствующей современному уровню мышления, развитие опыта ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
4. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
5. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Метапредметные результаты внеурочной деятельности отражают:
1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
2. Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;
7. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
8. Умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
9. Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;
12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Школа работает по трём уровням результатов внеурочной.
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень | Второй уровень | Третий уровень |
Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс) | Школьник ценит общественную жизнь (2-4 классы) | Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (5-9 класс) |
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),понимание социальной реальности и повседневной жизни. | Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура). | Получение школьником опыта самостоятельного социального действия. |
Ожидаемые результаты внеурочной деятельности
Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, школе, селу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование принимаемой обществом системы ценностей.
В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:
- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;
- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности;
- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;
- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.
План внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год.
1-4 классы
Направления внеурочной деятельности | Программа | Формы внеурочной деятельности | Сроки реализации | Формы организации | Объём внеурочной деятельности в часах | ||
в неделю | в год | ||||||
Обще интеллектуальное | «Умники и умницы» | - групповая; - индивидуальная | по истечении 35 учебных недель, для 1 класса - по истечении 34 учебных недель | Занятия, экскурсии, викторины, конкурсы, олимпиады | 2 |
68 | |
«Английский с удовольствием» | - работа в парах; - индивидуальная; - групповая | по истечении 35 учебных недель | 1 | 34 | |||
Духовно-нравственное | «Моё Оренбуржье» | - групповая; - индивидуальная | по истечении 35 учебных недель | 2 |
68 | ||
Социальное | «Юные инспектора движения» | - работа в парах; - индивидуальная; - групповая | по истечении 35 учебных недель | 1 |
34 | ||
Спортивно-оздоровительное | «Уроки здоровья» | - работа в парах; - индивидуальная; - групповая | по истечении 35 учебных недель для 1 класса - по истечении 34 учебных недель, | 1 | 34 |
План внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год.
5-9 классы
Направления внеурочной деятельности | Программа | Формы внеурочной деятельности | Сроки реализации | Формы организации | Объём внеурочной деятельности в часах | |
в неделю | в год | |||||
Обще- интеллектуальное | «Занимательная математика» | - работа в парах; -индивидуальная; - групповая | по истечении 35 учебных недель | Занятия, экскурсии, викторины, конкурсы, олимпиады, соревнования. | 1 | 35 |
«Шахматы» | индивидуальная | по истечении 35 учебных недель | 1 | 35 | ||
Духовно-нравственное | «Географическое краеведение» | индивидуальная; - групповая | по истечении 35 учебных недель | 1/1 | 36/36 | |
Общекультурное | «Увлекательная история» | - работа в парах; - индивидуальная; - групповая | по истечении 35 учебных недель | 1 | 36 | |
Социальное | «Финансовая грамотность» | - индивидуальная; - групповая | по истечении 35 учебных недель | 1 | 35 | |
«Общество и мы» | - работа в парах; - индивидуальная; - групповая | по истечении 35 учебных недель | 1 | 35 | ||
Спортивно-оздоровительное | ОФП | - индивидуальная; - групповая | по истечении 35 учебных недель | 4 | 136 |
Формы промежуточной аттестации внеурочной деятельности
МБОУ «Александровская СОШ»
на 2021-2022 учебный год.
Направления внеурочной деятельности | Программа | Форма промежуточной аттестации | Сроки |
1 - 4 классы | |||
Общеинтеллектуальное | «Умники и умницы» | Интеллектуальный бой | 18.04.2022 |
«Английский с удовольствием» | Игра | 15.04.2022 | |
Духовно-нравственное | «Моё Оренбуржье» | Индивидуальный проект | 20.04.2022 |
Социальное | «ЮИД» | Тестовая работа | 21.04.2022 |
Спортивно-оздоровительное | «Уроки здоровья» | Спортивный праздник | 19.04.2022 |
5 – 9 классы | |||
Общеинтеллектуальное | «Занимательная математика» | Турнир математиков | 27.04.2022 |
«Шахматы» | Шахматный турнир | 20.04.2022 | |
«Географическое краеведение» | Тестовая работа | 21.04.2022 | |
Общекультурное | «Увлекательная история» | Тестовая работа | 29.04.2022 |
Социальное | «Финансовая грамотность» | Тестовая работа | 23.04.2022 |
«Общество и мы» | Тестовая работа | 19.04.2022 | |
Спортивно-оздоровительное | ОФП | Сдача норм ГТО | 18.04.2022 |