мои разработки
урок Классификация словосочетаний по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_klassifikatsiya_slovosochetaniy.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК
Тема: Классификация словосочетаний
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Цели как деятельность учеников.
Метапредметные:
М/п: пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), преобразовывать информацию (в план, схему),
работать самостоятельно по плану,
контролировать свою деятельность.
Предметные:
анализировать предложения с однородными и обособленными членами,
вычленять из текстов словосочетания заданного типа, соотнося их с тропами и синтаксическими и лексическими средствами языка;
создавать тексты-рассуждения на морально – нравственные темы с использованием заданных средств синтаксиса и лексики;
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Случалось ли вам слышать безграмотную речь? Какие ассоциации у вас вызывает она? А скажите, может ли безграмотная речь изменить ваше к отношение к её обладателю? А вам хотелось бы, чтобы к вам из-за этого изменилось отношение? Что же, вперед, за грамотной речью. | Мотивация к учению (социальная в том числе) |
II. Языковая разминка. | Ученики в рабочих листах разбирают предложение и дают ему характеристику: Средь оплывших свечей и вечерних молитв, Средь военных трофеев и мирных костров Жили книжные дети, не знавшие битв, Изнывая от детских своих катастроф. (В.С.Высоцкий «Баллада о борьбе») 1 ученик выполняет работу у доски. Задание: Выпиши по одному словосочетания со связью управление, примыкание, согласование. Выдели в них главное слово. Самопроверка: на слайде эти же предложения со знаками препинания. – Объясните постановку знаков препинания в этом предложении. - Выпиши по одному словосочетания со связью управление, примыкание, согласование | Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле. 2. Выступать с небольшими сообщениями перед коллективом сверстников. 3. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике. Регулятивные, познавательные коммуникативные УУД, личностные результаты Умение создавать и использовать в учебной деятельности электронные ресурсы. |
III. Актуализация изученного. | – На основе языковой разминки назовите ключевые слова урока. (словосочетание, главное слово, вид синтаксической связи). – Что нового? Всё ли вам знакомо? – Какие вопросы будем решать на уроке? | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. 2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме. 3. Осуществлять познавательную рефлексию. |
IV. Введение в тему с последующим планированием деятельности на уроке. | «Вспоминаем то, что знаем». а) Вспомните признаки словосочетаний (Можно используя схему-опору) б) Восстановите схему. Словосочетание (сочетание двух и более знаменательных слов, которые связаны подчинительной связью). Не является словосочетанием: 1. Грамматическая основа предложения. 2. Однородные члены предложения. 3. Сочетание знаменательного и служебного слова. Способы (виды) связи в словосочетании согласование управление примыкание зависимое слово главное слово требует слова связаны только по (полное прилаг. и прич., постановки зависимого смыслу; зависимое слово порядк.числ., местоим.) (имена сущ., мест., числит., - неизм. часть речи согласуется с главным по форме сходные с им.сущ.) ( наречия, дееприч., инфинитив):, в роде, числе и падеже слова в определённом белые цвет; падеже: оплатить проезд; хорошо подготовлен; информационных носителей; выбрать вариант; анализ пытаться научить; одиннадцатый класс. текста; роман в стихах. дотянулся, привстав. Примечание: несклоняемые существительные присоединяются к глаголу подчинительной связью – управлением. в) Проверка схем на доске. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока. 3. Планировать деятельность на уроке. |
V. Открытие новых знаний. | Проводится в виде практикума. В конце урока учитель собирает рабочие листы на проверку. Один ребёнок у доски Выпиши из языковой разминки словосочетание со связью согласование ВЕЧЕРНИХ МОЛИТВ, выдели главное слово, определи вид связи. Чем выражено главное слово? Это именная или глагольная часть речи? (именная) Значит, по природе главного слова это именное словосочетание со связью согласование. Выпиши словосочетание со связью управление. Какое это управление по природе главного слова? (глагольное) Прочитайте лингвистический материал на странице 114. О каких еще словосочетаниях вы узнали? – развивается умение находить в предложении словосочетания заданных типов, объяснять выбор. По главному слову глагольные именные наречные Рассмотрите таблицу упр. 137. Заполните её примерами из языковой разминки Выполняется устно с комментированием. Какая колонка осталась незаполненной? Выполняется разбор одного словосочетания или по вариантам по предложенному образцу. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы. 2. Устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле. 2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике. 3. Взаимодействовать в группе (паре), обосновывать свою точку зрения. 4. Слушать и слышать других. |
VI. Первичное применение знаний, развитие учебно-языковых и правописных умений. | Учитель читает текст. Дети по ходу чтения выделяют заданные виды словосочетаний. Работают при помощи цветных маркеров. Текст для работы (1)Издавна воронихинские мальчишки враждовали с заовражными. (2)Невысокому, болезненному Юлию влетало особенно часто. (3)Однажды у моста его встретил Яшка Кривоносый со своей ватагой. (4)— Ну, Цезарь, давай закусим, — сказал Яшка. (5)Наклонился, сгреб горсть земли.(6)— Ешь, Древний Рим! (7)Двое ребят вывернули Юле руки, а Кривоносый прижал горсть земли к его плотно стиснутому рту. (8)Юла дергался, отбивался. (9)Земля противно скрипела на зубах, и только неожиданно появившийся милиционер спас его… (10)Через несколько дней Юла опять нарвался на Яшкину компанию. (11)— Эге! — сказал Яшка. (12)— Непорядок! (13)Цезарь-то был рыжим. (14)А Юла — черный! (15)Сейчас исправим… (16)Он крепко держал Юлия, пока один из мальчишек сбегал домой, принес ведерко и кисть. (17)Яшка под дружный хохот мальчишек жирно ляпал краску на голову Юле, так что волосы у него слиплись и поднялись. (18)Огненно-яркой краской были вымазаны и лоб, и уши… (19)Юла с ненавистью глядел на мучителя. (20)Если б мог, он стёр бы Яшку с лица земли. (21)Но как? (22)Яшка был на голову выше его и, конечно, гораздо сильнее. (23)…Вскоре в город приехал цирк шапито, и Юлий пошел на представление. (24)На арену вышел дядька в черном и громко объявил: (25)— Всемирно знаменитый силач Али Махмуд! (26)Под гром аплодисментов на ковер вступил настоящий силач. (27)На арену вывели лошадь, и Али Махмуд поднял ее так просто, будто лошадь игрушечная, потом так же легко пронёс по арене шест, на каждом конце которого висело по трое мужчин. (28)Маленький, тщедушный Юла восторженно следил за каждым движением могучего Али Махмуда. (29)«Быть бы мне таким силачом!» — замирая от счастья, мечтал Юла. (30)Сколько чудесного смог бы он тогда сделать! (31)И самое первое — задал бы тогда Яшке перцу! 32)После представления за кулисами Юла спросил Али Махмуда: (33)— А трудно стать силачом? (34)Али Махмуд ответил почти не задумываясь: (35)— Это очень просто, мальчик. (36)Пятнадцать подтягиваний утром, пятнадцать вечером — вот и все. (37)Через год ты станешь вдвое сильнее. (38)Кончилось лето, началась учеба в школе. (39)И в первый же день занятий Юла снова напоролся на Яшку Кривоносого. (40)— Чего ж ты не здороваешься, древний? — Яшка с силой провел ладонью Юле от подбородка до лба, больно задрав ему кончик носа. (41)— Стой! — яростно крикнул Юла.(42) — Мы деремся. (43)Один на один. (44)Но не сейчас, а ровно через год. (45)Запомни: в будущем году первого сентября я тебя поколочу. (46)Клянусь! (47)— А если не побьешь? — ехидно вклинил Яшка. (48)—Если я не побью, выкрасишь мне волосы суриком, и я целую неделю буду так ходить по всему городу… (49)Столько злости и правдивости было в голосе Юлы, что ему поверили. (50)— Ладно! — с угрозой сказал Яшка (51)— Ровно через год, ловлю тебя на слове. (52)Смотри, Цезарь!... (53)Много боли и мучений пришлось вынести Юлию, но через два месяца он уже делал без перерыва пятнадцать подтягиваний… (54)Прошел год. (55)Первого сентября Юла вместе со своим одноклассником Колькой Самохиным прошел к реке. (56)Там уже собралась целая толпа воронихинцев. (57)— Ну, — сказал Яшка,— начнем? (58)У него руки чесались быстрее выкрасить своему врагу голову, поэтому он подскочил к Юле и ударил его… (59)Они дрались уже долго. (60)Многие думали, что Юла вот-вот свалится, сдастся. (61)Но зрители не замечали, что Яшка уже устал и сует кулаками почти наугад, а Юла еще свеж. (62)Он ударил Яшку в подбородок, как показалось ему самому, совсем несильно, но вдруг у того подогнулись колени, и он мягко осел на землю. (63)— Ура! (64)Нокаут! — радостно заорал Колька Самохин. (65)Кажется, больше всех был удивлен сам Юла. (66)Он вовсе не ожидал, что его удар окажется таким могучим.(67) Оцепенели и зрители… (68)Эта история стала началом спортивного пути чемпиона Европы, штангиста Юлия Петровича Старова. (60)Разными путями приходят люди в спорт… (По Б.Раевскому) Найдите словосочетания со связью согласование в предложениях № 2, 17, 26, 28, 68. Найдите словосочетания со связью управление в предложениях №7, 19, 23, 29,33, 45. Найдите словосочетания со связью примыкание в предложениях № 1, 2, 10, 16, 19, 25, 26, 28, 35, 63, 66. У каждого человека могут быть обидчики, иногда достаточно злобные, как у героя рассказа Б.Раевского. Они просто издевались над Юлием, сопровождал их действия ___________________________(именное согласование из предложения 17). Понятно, почему обиженный мечтает об одном: он ____________ ___________________________________________( все управления предложения 20). Этот фразеологизм показывает степень отчаяния мальчика. Надо сказать, что подобные истории не редкость: во всём мире и во все времена нужно «завоёвывать» своё место под солнцем. Трудно поверить, но известному борцу Майку Тайсону в детстве доставалось не меньше, чем Юле, герою рассказа. Маленький рост и проблемы со сверстниками привели в спорт и известного футболиста Лионеля Месси. Сейчас никому и в голову не придёт обидеть Тайсона или Месси, которые, упорно двигаясь к цели, сумели добиться таких высот. Из всего сказанного можно сделать вывод: хочешь чего – то добиться – упорно иди к намеченной цели. Бывает так, что у человека занижена самооценка. Это, конечно, не смертельно, но неприятностей такое обстоятельство может доставить довольно много. Особенно опасна заниженная самооценка в подростковом возрасте, когда всё воспринимается острее. Хорошо, когда есть друг или старший товарищ, который поможет тебе поверить в себя. Для мальчика Юлы таким человеком стал ________________________ (именное примыкание предложение25). Сравнивая их, автор использует контраст: __________________________________Юла (согласование предложения 28) и _________________________________ Али Махмуд (согласование предложения 28). По совету циркового силача мальчик начинает работать над собой и уже через год побеждает своего главного обидчика Яшку Кривоносого. Единственный друг Юлы Колька Самохин, пришедший поддержать его во время поединка, от неожиданности __________________________________(глагольное примыкание предложение 64). Разговорное слово «заорал» в нём точно передаёт силу чувств и «масштаб» радости мальчишки за своего друга. Работа над повышением самооценки у Юлы прошла отлично, иначе бы он не стал чемпионом Европы. Успех приходит к тем, кто умеет работать над собой. Целеустремлённость – стремление к победе над собой - очень важное качество для каждого человека. Именно это качество помогло болезненному мальчику Юле, герою рассказа Б. Раевского, стать известным штангистом Юлием Петровичем Старовым, чемпионом Европы. Много испытаний пришлось ему пройти, пока не получил он дельный от Али Махмуда: «Пятнадцать подтягиваний утром, пятнадцать вечером – вот и всё» (предложение 36). Желание быть _______________________________ (наречное примыкание предложение 37) подстегнуло Юлу к решительным действиям. Результат работы над собой удивил мальчика. Он______________________________________(глагольное примыкание предложение 66), что окажется победителем в поединке с Кривоносым. Целеустремлённость - важное качество не только для будущих спортсменов, оно может помочь и в учёбе, и в приобретении будущей профессии. Главное – верить в себя и не сдаваться. | Познавательные УУД 1. Владеть навыками изучающего чтения и аудирования (ознакомительного, выборочного), приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Коммуникативные УУД 1. Осуществлять речевой самоконтроль. 2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
VII. Итог урока. | – Что показалось трудным? Над чем ещё нужно поработать? Подведение итогов урока Рефлексия Сегодня я узнал(а), что Я понял(а), как Я теперь умею – Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки. Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
Домашнее задание | Упр. 138. Подобрать текст и задания к нему по нахождению словосочетаний заданного вида. Если, путь пpоpубая отцовским мечом, Ты соленые слезы на ус намотал, Если в жаpком бою испытал, что почем,- Значит, нужные книги ты в детстве читал! |