Конкурс педагогического мастерства - 2021. Конкурсное испытание: эссе "Я - учитель"

Панарина Елена Анатольевна
Конкурсное испытание: эссе "Я - учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_-_uchitel_panarinoy_eleny_anatolevny.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «Я – учитель»

Главный секрет успеха в жизни состоит в том,

                               чтобы найти свое предназначение,

               а затем реализовать его.

                                                                                                    Генри Форт

На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен выбрать ту, которая в наибольшей степени соответствует его природным способностям и наклонностям, т.е. найти свое призвание. Как писал А.Дистерверг: - «Счастлив тот, кого судьба привела к тому, к чему предназначила его природа. Счастлив он сам и счастливо через него человечество». Я нашла свое призвание: Я - учитель, значит счастливый человек. А делаю ли счастливыми своих учеников? Думаю, да. В современной школе учитель и ученик - равноправные участники процесса обучения, только когда есть и труд, и творчество рождается содружество- это миг, за который я так люблю свой учительский труд. Это ощущение глубокого внутреннего счастья от того, что чувствуешь себя необходимым тем, кто сидит перед тобой в классе. Когда вдруг понимаешь: именно они – важнее всего во всей моей учительской жизни. Их глаза. Их слова. Их сердца.

Я – учитель XXI века, владеющий современными технологиями и компетенциями, стратегию и тактику моего профессионального развития определяет теперь ФГОС. И развитие это, должна признать, требует немалых усилий. Мне импонирует синтез фундаментальности педагогики В.А.Сухомлинского и Ш.А.Амонашвили умноженный на современные технологии. Убеждена, что нельзя шагнуть в будущее, отрекаясь от прошлого.

 Вспоминая свой путь в профессию, могу сказать, что как у многих учителей он проходил от неуверенных шагов, сомнений, ошибок к маленьким победам, от разочарований к радостным ожиданиям встреч с учениками, от незначительных успехов к профессионализму. Как долго длится этот путь к мастерству? Наверное, у всех по-разному. Иногда мне кажется, что человеку понадобится много лет, чтобы он с гордостью заявил о себе: «Я – учитель!». А иногда думаю, что даже за короткий промежуток времени, какой на сегодняшний день пройден мною, я могла бы оценить себя высшей оценкой. Мы все замечаем рост ученика, но кто заметит рост учителя - этот трудный, мучительный и невероятно важный для общества процесс? Да и как его заметить, ведь мы, учителя не делаем в жизни блистательной карьеры, выполняя при этом множество ролей. Учитель – это артист своего дела, но его слушатели и зрители не встречают и не провожают его аплодисментами. Учитель – это скульптор, ваятель. Но его работ до поры до времени не видит никто, кроме его самого. Учитель – это врач. Но его «пациенты» редко благодарят его за «лечение» да и вообще-то не очень стремятся «лечиться». Пройдут годы, прежде чем «вылеченный» нами, поставленный на ноги, придёт и скажет: «спасибо». Но этого надо ждать годы.

А какими качествами современного учителя я обладаю? Прежде всего - профессионал своего дела, позитивный, требовательный, креативный, серьёзный, терпеливый, коммуникабельный, информативный, постоянно идущий вперёд; учитель-друг, учитель-подросток, учитель-мама, учитель-мудрец. Помогаю ребёнку творить, раскрывать свои способности, так как уверена, что все дети талантливы, им только надо помочь поверить в себя, в свои силы. Современный учитель умеет чувствовать ребенка, уважать его, уважать мнение детского коллектива, строит  свою работу так, что дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку, - суть этической культуры учителя.

Мне импонирует основная идея педагогики сотрудничества - идея гуманного отношения к ученику на основе сохранения его индивидуальной особенности. Как следствие, в центре моей педагогической деятельности находится ребенок, который является не объектом, а субъектом обучения и воспитания, поэтому моя активность как учителя уступает место активности детей, задачей становится создание условий для проявления их инициативы. Мне важно научить своих учеников работать осознанно и самостоятельно, сформировать навыки коммуникации и сотрудничества. И для своих учеников, я - рука помощи, которая, помогая преодолеть препятствия, приведет к собственным открытиям (а это ли не современные стандарты). Как писал Кант: «Не мыслям надобно учить, а - мыслить!». Но как? Оказалось всё просто: надо создать «волшебную»  среду на уроке и вне урока, позволяющую каждому ребёнку почувствовать себя успешным. Я вхожу в класс и вижу глаза учеников. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – тоска и пустота, в чьих-то – равнодушие. Какие они разные! У каждого свои мысли, свои проблемы и заботы, свой особый мир, такой хрупкий, и  которому надо обязательно помочь раскрыться. И я стараюсь угадать, на что настроены сегодня мои ученики, пришедшие ко мне на урок, за какую струнку потянуть, чтобы она зазвучала, чем заинтересовать. Ведь даже «самый, самый» ученик – в душе обязательно  талантлив. Каким будет этот человек, что после себя оставит – во многом зависит от учителя.

Образна и очень точна древняя мудрость: «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь», а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Поэтому задача современного учителя – создать условия для саморазвития ребенка, чтобы после окончания школы он мог работать, учиться, служить, чувствовать вкус к жизни, имея для этого силы, желание, здоровье. 

У меня впереди сто дорог, сто дверей, за каждой из них новая жизнь, которую я смогу прожить вместе с моими учениками.

Цвет своего неба мы выбираем сами! Эту замечательную фразу когда-то встретила на просторах интернета. И сразу ее запомнила. Мы сами определяем для себя свои жизненные и профессиональные приоритеты, сами делаем выбор своей профессии, решаем для себя, какие ценности будут сопровождать нас в жизни. И мы должны научить этому выбору тех, кого нам доверяют.

«Урок закончен», — говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. Ведь, я – учитель!

Как стать Человеком, Учителем, Педагогом, Другом?

На этот вопрос я буду отвечать всю свою жизнь! Но в одном я уверена уже сейчас – я выбрала правильный путь.  Мой труд приносит мне радость! Я  счастлива от того, что я работаю с детьми!

Я – скульптор, но в руках у меня не глина.

Я - музыкант, но перед глазами совсем не ноты.

Я – хирург, но работаю без скальпеля.

Кто я?

Я леплю человека. Я касаюсь струн его сердца.

Я срезаю опухоль с души. Я – учитель!