Кейс-метод как основа для развития читательской грамотности младших школьников в процессе изучения английского языка
В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кейс-метод как основа для развития читательской грамотности младших школьников в процессе изучения английского языка
Что же такое читательская грамотность?
Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, также успешно участвовать в социальной жизни.
В процессе обучения у детей формируются специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
Умения работы с текстом
- Учащиеся должны показать: что понимают, о чем говорится в тексте, определять тему и главную мысль; найти выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; Учащиеся должны сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.
- Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения
- Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта
Для того чтобы умения по этим трем группам были сформированы, детей необходимо научить :
- различать свой личный опыт и реальность текста;
- отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
- перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
- работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
- собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
- переформулировать вопрос и сообщения текста;
- использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
- выражать свои мысли письменно
С читательской грамотностью мы начинаем знакомить детей буквально с самых первых текстов. Отлично подходят для работы и сказки, данные в нашей линейке учебников Starlight для начальной школы. Читая, мы учимся извлекать из текста нужную информацию и использовать ее в дальнейшей работе.
Для восприятия текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей используются различные комбинации приёмов, которые в научной литературе определяют как «стратегии смыслового чтения».
В контексте заявленной темы рассмотрим текст как кейс, в котором присутствуют все этапы работы с кейсом.
Работа с любым текстом на уроках английского языка предполагает три этапа:
- предтекстовый;
- текстовый;
- послетекстовый.
Для каждого этапа работы с текстом характерны свои стратегии.
Целью предтекстовых стратегий является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, мотивирование читателя, прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирование умения и привычки думать над текстом на английском языке до чтения.
- К таким стратегиям относятся:
- ориентиры предвосхищения содержания (верно-не верно, согласен-не согласен, до-после);
- мозговой штурм (ассоциации по поводу заявленной темы);
- глоссарий (актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста);
- предваряющие вопросы (придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте);
- рассечение вопроса (смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия);
- прогноз и впечатления (попытка спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации).
Другими словами, начиная работу с текстом, мы рассматриваем картинки, делаем предположении, о чем будет текст. Иногда картинки могут не совпадать с текстом, и дети могут делать ошибочные суждения и предположения. На основе этого можно проанализировать ситуацию до и после. Это хорошая возможность порассуждать в дальнейшем, во время чтения текста. Также на этом этапе также вводится небольшая часть лексики, которая тоже может помочь предсказать , о чем пойдет речь в тексте, составить предложения и вопросы с этими словами, давая детям возможность услышать слова в другом контексте.
Целью стратегий на текстовом этапе является понимание текста и создание его читательской интерпретации, выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное.
К таким стратегиям относятся:
- чтение в парах;
- чтение с пометками;
- чтение с вопросами;
- чтение с остановками;
- тайм-аут (паузы для сохранения информации);
- преобразование текста в таблицу;
- компрессия текста (план в вопросах, с ключевыми словами);
- кластер.
На этом этапе работы с текстом активно используется чтение в парах, чтение с пометками, где дети подчеркивают ключевые слова, проводится анализ незнакомых слов и т.д.
Целью стратегий послетекстового этапа является применение, спользование материала в самых различных ситуациях, а также вывести детей на рассуждение с доказательствами из прочитанного текста.
Распространённые стратегии этого этапа:
- отношение между вопросом и ответом;
- вопросы после текста (оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста);
- ромашка Блума (шесть лепестков-шесть типов вопросов)
- простые (Кто? Когда? Где? Как?)
- уточняющие (Правильно ли я понял..?)
- практические (Как можно применить..?Что можно сделать из..?)
- интерпретационные (Почему?)
- творческие (Что будет, если..?)
- оценочные (Как вы относитесь ?);
- синквейн;
- задание на соотнесения;
- верно, неверно, нет информации;
- проверочный лист;
- люкентекст (текст с пропусками);
- изменение перспективы (ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц);
- восстановление деформированного текста (перепутаны фрагменты текста, или последовательность предложений).
Распространенными стратегиями этого этапа являются задания на соотнесения, задания , в которых нужно согласиться или не согласиться с данным утверждением, где дети также должны найти подтверждение в тексте. Также для анализа прочитанного применяются задания с пропусками, где нужно вставить подходящие по смыслу слова или фразы, что способствует развитию лексики учащихся, а в дальнейшем использовании ее в разных ситуациях. Неотъемлемой частью работы на послетекстовом этапе являются вопросы к тексту как смысловые так и оценочные, а также рефлексивные вопросы, которые помогают детям научиться анализировать, предполагать, доказывать.
При регулярном применении послетекстовых стратегий на уроках английского языка у учащихся формируется умение адекватно использовать средства для построения диалогического или монологического высказывания, использовать в процессе устного и письменного общения основные синтаксические конструкции и морфологические формы английского языка в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно значимом контексте.
Таким образом, в заключении хотелось бы сказать, что как бы несерьезно выглядели маленькие тексты для начальной школы, именно они закладывают основы функциональной читательской грамоты. Поэтому ни в коем случае нельзя пренебрегать ими.